ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А78-16952/18 от 06.02.2019 АС Забайкальского края


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

672002 г.Чита, ул. Выставочная, 6

http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Чита                                                                                                  Дело № А78-16952/2018

13 февраля 2019 года

Резолютивная часть решения объявлена 06 февраля 2019 года

Решение изготовлено в полном объёме февраля 2019 года

Судья Арбитражного суда Забайкальского края Ю.В. Судакова,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Абраменковой Е.А.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

краевого государственного специализированного автономного учреждения "Забайкальское лесохозяйственное объединение" (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Управлению Федерального казначейства по Забайкальскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании недействительным предписания Управления Федерального казначейства по Забайкальскому краю №18-2/19 от 20.09.2018 года, в части пунктов 2 и 6 предписания квалификации обстоятельств как выявленных нарушений, и в резолютивной части предписания возложения обязанности  на краевое государственное специализированное автономное учреждение "Забайкальское лесохозяйственное объединение" по возврату Министерству природных ресурсов Забайкальского края денежных средств в суммах: 923 499 руб. + 1 471 608,68 руб. + 444 425,82 руб.

при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства природных ресурсов Забайкальского края,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1 – представитель по доверенности от 09.01.2019 года;

от заинтересованного лица: ФИО2 – представитель по доверенности от 09.01.2019 года;

от третьего лица: не явился.

установил:

Краевое государственное специализированного автономного учреждения "Забайкальское лесохозяйственное объединение" (далее – заявитель, учреждение, КГСАУ «Забайкаллесхоз») обратилось в арбитражный суд с уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ заявлением к Управлению Федерального казначейства по Забайкальскому краю о признании недействительным предписания Управления Федерального казначейства по Забайкальскому краю №18-2/19 от 20.09.2018 года, в части пунктов 2 и 6 предписания квалификации обстоятельств как выявленных нарушений, и в резолютивной части предписания возложения обязанности  на краевое государственное специализированное автономное учреждение "Забайкальское лесохозяйственное объединение" по возврату Министерству природных ресурсов Забайкальского края денежных средств в суммах: 923 499 руб. + 1 471 608,68 руб. + 444 425,82 руб.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство природных ресурсов Забайкальского края.

В судебное заседание представитель третьего лица, после объявленного судом перерыва, не явился, в соответствии со статьей 123 АПК РФ уведомлен надлежащим образом.

Перерыв в судебном заседании объявлялся для представления третьим лицо письменного отзыва на заявление, однако отзыв представлен не был. В ходатайстве, поданном на начало судебного заседания представитель третьего лица, просил рассмотреть дело в его отсутствие, с доводами, изложенными в заявлении представитель согласен в полном объеме, в связи с чем, заявленное требование подлежит удовлетворению.

В судебном заседании объявлялся перерыв до 11 час. 00 мин. 06.12.2019. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Арбитражного суда Забайкальского края (http://chita.arbitr.ru) и на официальном сайте федеральных арбитражных судов Российской Федерации (http://www.arbitr.ru).

В судебном заседании представитель заявителя заявленные требования поддержал в полном объеме. Суду пояснил, что предписание оспаривается частично, а именно пункт 2 и 6.

Представитель заинтересованного лица требования не признал по доводам, изложенным в возражении на заявление, указал на законность и обоснованность оспариваемого предписания.

Возражений по поводу проведения судебного заседания в отсутствие третьего лица, стороны не представили.

Дело рассмотрено в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Заслушав доводы представителей участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, дополнительно представленные документы, арбитражный суд находит заявленные требования неподлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, на основании приказа Управления Федерального казначейства по Забайкальскому краю от 04.07.2018 № 510-о «О назначении проведения плановой выездной проверки в Краевом государственном специализированном автономном учреждении «Забайкальское лесохозяйственное учреждение» (т.1, л.д.70-71), в соответствии с пунктом 30 Плана контрольных мероприятий Управления Федерального казначейства по Забайкальскому краю на 2018 год (т.2, л.д.23-24) в КГСАУ «Забайкаллесхоз» проведена плановая выездная проверка использования средств из федерального бюджета, предоставленных на осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений

Проведенной проверкой Управлением выявлены нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля, в том числе обжалуемые заявителем.

По результатам проверки составлен акт от 08.08.2018 (т.1, л.д. 79-123) и выдано оспариваемое предписание № 18-2/19 (л.д.124-129, т.1).

В соответствии со статьями 269.2, 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 68 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1092 КГСАУ «Забайкаллесхоз» предписано вернуть в Министерство природных ресурсов Забайкальского края средства, израсходованные не по целевому назначению и неправомерно.

Ссылаясь на незаконность пунктов 2 и 6 оспариваемого предписания, а также нарушение прав и законных интересов заявителя, учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Указанные дела подлежат рассмотрению арбитражными судами на общих основаниях в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно статье 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (пункт 1 статьи 65 АПК РФ).

Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

С учетом изложенного, а также принимая во внимание взаимосвязанные положения части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает, что требование заявителя может быть удовлетворено только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства: 1) несоответствие оспариваемого предписания закону или иному нормативному правовому акту; 2) нарушение прав и законных интересов заявителя таким предписанием.

При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств, требования заявителя удовлетворению не подлежат.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 703 «О Федеральном казначействе полномочия по осуществлению функций по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере возложены на органы Федерального казначейства.

Пунктом 6 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 №1092 «О порядке осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере» Федеральное казначейство осуществляет полномочия по контролю за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Согласно пункту 2 статьи 269.2 БК РФ Федеральное казначейство, являясь органом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, вправе осуществлять контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий.

Право должностных лиц Федерального казначейства (территориальных органов Федерального казначейства) выдавать представления, предписания об устранении выявленных нарушений в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации закреплено в пункте 10 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1092 (подпункт «г»).

В силу пункта 1 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случаях установления нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органами государственного (муниципального) финансового контроля составляются представления и (или) предписания.

В соответствии с пунктом 3 статьи 270.2 БК РФ под предписанием понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, содержащий обязательные для исполнения в указанный в предписании срок требования об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушений условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, а также контрактов (договоров, соглашений), заключенных в целях исполнения указанных договоров (соглашений) и государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля и (или) требования о возмещении причиненного ущерба Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.

Кроме того, в соответствии с подпунктом «б» пункта 68 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1092 Федеральное казначейство (его территориальный орган) направляет предписания, содержащие обязательные для исполнения в указанный в предписании срок требования об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушений условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из федерального бюджета, государственных контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными гарантиями Российской Федерации, целей, порядка и условий размещения средств федерального бюджета в ценные бумаги объектов контроля и (или) требования о возмещении ущерба, причиненного Российской Федерации.

В связи с этим проведение казначейством проверки, а также выдача по ее результатам оспариваемого предписания осуществлено в пределах предоставленных полномочий.

Статьей 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) установлено, что бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.

В соответствии с положениями статьи 38 БК РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Согласно пункту 1 статьи 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета.

Пунктом 2 оспариваемого предписания Управлением выявлено расходование средств субсидий, предоставленных на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на расходы, относящиеся к приносящей доход деятельности в 2017 году в размере 923 499 руб.

В соответствии со статьей 129 БК РФ межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются, в том числе, в форме субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации, под которыми в силу части 1 статьи 133 БК РФ понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке.

Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, предоставляемые на исполнение отдельных расходных обязательств субъектов Российской Федерации, зачисляются в бюджет субъекта Российской Федерации и расходуются в порядке, установленном федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации (часть 3 статьи 133 БК РФ).

Разделом III Рекомендаций по порядку формирования и учета затрат на тушение лесных пожаров за счет субвенций из федерального бюджета, предоставляемых на осуществление органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданных отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденных Руководителем Федерального агентства лесного хозяйства 10 ноября 2009 г. установлен состав затрат, включаемых в расходы на тушение лесных пожаров, финансирование которых в соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений по организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях. В соответствии с частью 3 указанной статьи средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета, а частью 6 установлено, что средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий не могут быть использованы на другие цели.

Кроме того, постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2006 г. № 837 утверждены Правила расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений (далее - Правила).

Согласно пункту 2 Правил субвенции предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Федеральному агентству лесного хозяйства на соответствующий год на финансовое обеспечение следующих полномочий, осуществление которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - переданные полномочия):

разработка и утверждение лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов, а также проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов;

предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов;

выдача разрешений на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда;

организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга) и воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты и воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях;

ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории субъекта Российской Федерации;

осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации, а также проведение на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 68 Лесного кодекса Российской Федерации;

установление перечня должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), и перечня должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный пожарный надзор в лесах;

учет древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд в лесах, расположенных на землях лесного фонда;

утверждение проектной документации лесных участков в отношении лесных участков в составе земель лесного фонда.

Согласно пункту 3.6.2 Раздела III Рекомендаций к расходам на горюче­смазочные материалы относится фактическая себестоимость (фактическая стоимость), по которой списаны горюче-смазочные материалы всех видов, фактически израсходованных при проведении работ по тушению лесных пожаров.

13.01.2017 между КГСАУ «Забайкаллесхоз» и Министерством природных ресурсов Забайкальского края заключено соглашение о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на выполнение государственных работ (далее - Соглашение) (т.1, л.д.162-163).

Предметом настоящего Соглашения является определение порядка и условий предоставления Министерством Учреждению субсидии из бюджета Забайкальского края на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на выполнение государственных работ в 2017 году.

Размер (объем) субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания составляет - 149 688 300,90 руб.

К указанному Соглашению было заключено 12 дополнительных соглашений, которыми внесены изменения в части размера предоставляемой субсидии (т.1, л.д.164-169).

В соответствии с дополнительным соглашением № 12 от 25.12.2017 размер субсидии на выполнение государственного задания составил 300 644 032,90 руб., в том числе: субсидия на выполнение государственного задания (федеральный бюджет) - 114 411 048,31 руб., тушение лесных пожаров в наземной зоне охраны лесов (федеральный бюджет) - 92 519 797,05 руб., средства на предотвращение распространения на земли на которых расположены леса, природных пожаров (степных, торфяных и иных) и пожаров, возникших в результате незаконного выжигания сухой растительности и ее остатков (средства бюджета Забайкальского края) - 93 713 187,54 руб.

Проверкой установлено, что на основании расходных кассовых ордеров КГСАУ «Забайкаллесхоз» произвело выдачу талонов ГСМ своим филиалам. Указанные талоны выданы из средств федерального бюджета, предоставленных на государственное задание

Между тем, исследуя в материалах дела заявления, приложенные к расходным кассовым ордерам, суд установил, что ГСМ предназначено для вывоза деловой и дровяной древесины в целях реализации договоров и контрактов, заключенных в рамках иной, приносящей доход деятельности.

Учитывая, что пунктом 2.3.1 соглашения предусмотрено, что Учреждение обязуется осуществлять использование субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания в целях выполнения государственных работ в соответствии с требованиями к качеству и (или) объему (содержанию), порядку выполнения государственных работ, определенными в государственном задании.

На основании изложенного, суд соглашается с позицией УФК по Забайкальскому краю, что Учреждением проведены расходы на оплату ГСМ, которые не включены государственное задание, соответственно были нарушены условия Соглашения и пункт 2 Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2006 г. № 837.

Пунктом 6 оспариваемого предписания установлено неправомерное начисление и выплата повышенного районного коэффициента, а также начисление и перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с начисленного повышенного районного коэффициента в 2017 в размере 1 916 034,50 руб.

Проверкой установлено, что КГСАУ «Забайкаллесхоз» в 2017 неправомерно начислен и выплачен повышенный районный коэффициент, установленный законодательством Забайкальского края в сумме 1 471 608,68 руб., начислены и перечислены страховые взносы в государственные внебюджетные фонды с начисленного повышенного районного коэффициента в размере 444 425,82 руб.

Согласно статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В силу статьи 315 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

В соответствии со статьей 316 Трудового кодекса Российской Федерации размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для государственных органов субъектов Российской Федерации, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, муниципальных учреждений. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями.

Статьей 10 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" установлено, что размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пособий, стипендий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов.

Согласно постановлению Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 20.11.1967 №512/п-28, на территории Забайкальского края установлен районный коэффициент к заработной плате 1,2, на территории Каларского, Тунгиро-Олекминского, Тунгокоченского районов -1,3.

Законом Забайкальского края от 14.10.2008 № 39-ЗЗК «О районном коэффициенте и процентной надбавке к заработной плате работников государственных органов и государственных учреждений Забайкальского края, органов местного самоуправления и муниципальных учреждений», установлены следующие размеры районных коэффициентов к заработной плате для лиц, работающих в государственных органах и государственных учреждениях Забайкальского края, и предельные размеры повышения районных коэффициентов, устанавливаемых муниципальными образованиями, входящими в состав Забайкальского края (с учетом районного коэффициента, установленного в соответствии с федеральным законом): в размере 50% (муниципальные районы «Могочинский район», «Тунгиро-Олекминский район», «Туигокоченский район», «Чернышевский район»), 70% (муниципальный район «Каларский район»), 40 % другие муниципальные районы и городские округа.

В соответствии с пунктами 2.3.1- 2.3.3 Соглашения от 13.01.2018 Учреждение обязуется осуществлять использование субсидии в целях выполнения государственных работ, в соответствии с требованиями к качеству и объему, порядку выполнению государственных работ, определенным в государственном задании, а также обеспечивать в первоочередном порядке выплату заработной платы работникам учреждения.

Разделом III Рекомендаций по порядку формирования и учета затрат на тушение лесных пожаров за счет субвенций из федерального бюджета, предоставляемых на осуществление органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданных отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденных Руководителем Федерального агентства лесного хозяйства 10 ноября 2009 г. установлен состав затрат, включаемых в расходы на тушение лесных пожаров, финансирование которых в соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.

За счет субвенций, предоставляемых на осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия по тушению лесных пожаров на землях лесного фонда, принимаются к учету следующие виды расходов.

3.1. Оплата труда

В состав расходов на оплату труда работников, участвующих в тушении лесных пожаров, включаются:

оклады (ставки заработной платы), сдельные расценки, установленные в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;

выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями;

надбавки к окладам (ставкам заработной платы) за работу на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда согласно статье 147 Трудового кодекса Российской Федерации;

дополнительные выплаты за работу в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, а также сверхурочные работы в соответствии с нормами, предусмотренными статьями 149, 152, 153, 154 Трудового кодекса Российской Федерации;

доплата за руководство бригадой;

компенсационные и льготные выплаты, предусмотренные Законом РСФСР от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;

премии по результатам выполненной работы по тушению лесного пожара;

оплата прыжков с парашютом и спусков на спусковых устройствах к месту тушения лесного пожара;

оплата за фактический налет часов летчиков-наблюдателей, участвовавших в тушении и обслуживании лесных пожаров;

оплата за фактический налет часов экипажей воздушных судов (в случае использования авиации, принадлежащей исполнителю работ), участвовавших в тушении и обслуживании лесных пожаров;

прочие денежные выплаты, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации и непосредственно связанные с оплатой работ по тушению лесных пожаров.

Оплата труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, в целях настоящего порядка производится с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате в порядке и размерах, установленных федеральными нормативными правовыми актами.

На основании разъяснения Министерства труда Российской Федерации от 11 сентября 1995 года № 3, утвержденного Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 11 сентября 1995 г. № 49 «Об утверждении разъяснения «О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициентов (районных, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях)», районные коэффициенты и процентные надбавки к заработной плате, установленные в соответствии с законодательством, для работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока начисляются на фактический заработок без ограничения его размеров, включая ежемесячные надбавки за выслугу лет и оплату за налет часов летному составу.

Факт неправомерного начисления повышенного районного коэффициента подтверждается пояснительной запиской заместителя директора Учреждения ФИО3 о районном коэффициенте, расчетной ведомостью за 2017, реестром платежных документов.

Правилами расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2006 г. № 837, Соглашением о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания па выполнение государственных работ от 13 января 2017 г. б/н, Рекомендациями по порядку формирования и учета затрат на тушение лесных пожаров за счет субвенций из федерального бюджета, предоставляемых на осуществление органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданных отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденных Руководителем Федерального агентства лесного хозяйства 10 ноября 2009 г., а также Государственным заданием № 1/8 на 2017 г. и плановый период 2018 и 2019 годов, финансирование мероприятий по заготовке и вывозке древесины с целью продажи, а также мероприятия по начислению повышенного районного коэффициента, не предусмотрено.

Материалами дела подтверждается и по сути не оспорено надлежащими доказательствами заявителем, указанные расходы, не включенные в состав затрат на тушение лесных пожаров, были произведены Учреждением за счет средств федерального бюджета, направленных на тушение лесных пожаров.

Таким образом, учреждением не соблюдены требования пункта 2.3.1 Соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на выполнение государственных работ от 13 января 2017 г. б/н, заключенного между Министерством природных ресурсов Забайкальского края и Краевым государственным специализированным автономным учреждением «Забайкальское лесохозяйственное объединение», пункта 2 Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2006 г. № 837, раздела III Рекомендаций по порядку формирования и учета затрат на тушение лесных пожаров за счет субвенций из федерального бюджета, предоставляемых на осуществление органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданных отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденных Руководителем Федерального агентства лесного хозяйства 10 ноября 2009 г., в связи с чем, оспариваемые пункты предписания являются законными и обоснованными и не подлежат отмене.

Прочие доводы, указанные сторонами по делу, оценены судом, однако они не влияют на вышеуказанные выводы о соответствии пунктов 2, 6 оспариваемого предписания требованиям действующего законодательства.

Таким образом, исходя из материалов дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований

Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленного требования краевого государственного специализированного автономного учреждения "Забайкальское лесохозяйственное объединение" (ОГРН <***>, ИНН <***>) - отказать. 

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья                                                                                               Ю.В. Судакова