ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А78-3128/2023 от 25.08.2023 АС Забайкальского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

672002, Выставочная, д. 6, Чита, Забайкальский край

http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.Чита Дело № А78-3128/2023

31 августа 2023 года

Резолютивная часть решения объявлена 25 августа 2023 года

Решение изготовлено в полном объёме 31 августа 2023 года

Арбитражный суд Забайкальского края в составе судьи О.В. Герценштейн,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Е.П. Фоминым, рассмотрел в открытом судебном заседании дело по иску Управления Судебного департамента в Забайкальском крае (ОГРН <***>, ИНН <***>) к обществу с ограниченной ответственностью «Строй Мастер» (ОГРН <***>, ИНН <***>) о взыскании неустойки в размере 3 046,16 руб., затрат на коммунальные платежи в размере 2 291,16 руб.

Управление Судебного департамента в Забайкальском крае (далее – Управление, истец) обратилось в суд с уточненными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) исковыми требованиями к обществу с ограниченной ответственностью «Строй Мастер» (далее – общество, ответчик) о взыскании неустойки в размере 3 046,16 руб., затрат на коммунальные платежи в размере 2 291,16 руб.

В судебном заседании объявлялся перерыв с 23.08.2023 по 25.08.2023.

Информация о перерыве в судебном заседании размещена в сети «Интернет».

Возражений относительно перехода из предварительного судебного заседания в судебное заседание от лиц, участвующих в деле, не поступило. В связи с чем, суд, руководствуясь частью 4 статьи 137 АПК РФ и пунктом 27 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 «О подготовке дела к судебному разбирательству», завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание суда первой инстанции.

Стороны до и после перерыва, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания в порядке статьи 123 АПК РФ, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.

В связи с чем, судебное заседание в соответствии со статьей 156 АПК РФ проведено в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

От истца 25.08.2023 поступили письменные пояснения, в которых истец пояснил суду, что взыскиваемая истцом сумма неустойки истцом с ответчика списана не была, истец настаивает на взыскании неустойки в судебном порядке. Кром того, истец поддерживает исковые требования о взыскании с ответчика затрат на коммунальные услуги.

Ответчик отзыв на иск не представил, требования истца не оспорил.

Рассмотрев материалы дела, суд установил следующие фактические обстоятельства.

02.08.2022 между истцом (заказчиком) и ответчиком (подрядчиком) был заключен государственный контракт № 05/45 на выборочный капитальный ремонт здания Красночикойского районного суда по адресу: <...>, согласно пункту 1.1 которого подрядчик обязуется по заданию заказчика выполнить работы, а заказчик обязуется принять и оплатить результат выполненных работ на условиях и в порядке, установленных настоящим контрактом (далее – контракт).

С учетом дополнительного соглашения от 20.12.20202 № 2 к контракту цена контракта составляет 4 168 293,38 руб.

В силу пункта 2.5 контракта срок выполнения работ 110 календарных дней, то есть до 26.11.2022.

По условиям пункта 6.5 контракта заказчик производит оплату в течение 7 дней с даты подписания усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, документов о приемке, указанных в пункте 5.15 контракта.

Согласно пункту 5.15 контракта подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, электронный акт выполненных работ подтверждает исполнение подрядчиком обязательств по контракту и является основанием для оплаты.

В соответствии с пунктом 8.4 контракта, в случае просрочки исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет подрядчику требование об уплате неустоек (штрафов, пеней). Подрядчик обязуется перечислить запрашиваемую неустойку на счет заказчика в срок не более 5 (пяти) рабочих дней с момента получения письменной претензии от заказчика.

Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения подрядчиком обязательства, предусмотренного настоящим контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательств и устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных подрядчиком, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени.

Согласно пункту 10.2 контракта все споры, которые возникают при исполнении настоящего контракта, стороны будут решать путем переговоров, в случае невозможности разрешения спора путем переговоров любая из сторон вправе передать спор на рассмотрение в Арбитражный суд Забайкальского края.

Акты о приемке выполненных работ по форме № КС-2 подписаны сторонами (л.д. 51-63).

Ответчик допустил просрочку исполнения обязательств, в связи с чем, истцом была начислена неустойка.

По расчету истца сумма неустойки за просрочку исполнения обязательств в соответствии с расчетом истца составляет 3 046,16 руб.

В соответствии с пунктом 6.10 контракта подрядчик осуществляет возврат заказчику денежных средств за пользование коммунальными услугами при выполнении работ по данному контракту. Расчет стоимости коммунальных услуг производится на основании ресурсной части локально-сметных расчетов.

Согласно расчету истца сумма возврата денежных средств за пользование коммунальными услугами при выполнении работ по контракту затраты по электроэнергии составили 2 291,16 руб., из которых 1 488,78 руб.- затраты по электрической энергии, 802,38 руб.- затраты по холодной воде.

Ответчику направлялись претензии № УСД-5/11 от 09.01.2023 г. по электронной почте с уведомлением о доставке письма. Также направлялась повторная претензия от 09.02.2023 г. № УСД-5/309 почтовым отправлением. Ответа от ответчика не получено.

Неисполнение ответчиком требований претензий явилось основанием для обращения истца в суд с настоящим исковым заявлением.

Суд, изучив представленные документы и оценив доказательства в совокупности, приходит к следующим выводам.

В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Заключенный между сторонами контракт является договором строительного подряда, отношения по которому регулируются параграфами 1 и 5 главы 37 ГК РФ, а также Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В силу части 1 статьи 1 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

В соответствии с пунктом 1 статьи 763 ГК РФ, подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.

По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (пункт 2 статьи 763 ГК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 740 ГК РФ по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.

Согласно пункту 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы.

В силу статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором

В соответствии с частью 1 статьи 330 ГК РФ, неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения.

В силу части 1 статьи 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В соответствии со статьей 71 АПК РФ, арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.

Подрядные работы ответчиком выполнены в полном объеме, что подтверждается актами о приемке выполненных работ.

Истец подрядные работы оплатил в полном объеме, что подтверждается представленными в материалы дела платежными поручениями.

Однако при выполнении подрядных работ, предусмотренных контрактом, ответчиком была допущена просрочка исполнения обязательств по выполнению работ, в связи с чем, истцом была начислена неустойка с 29.11.2022 по 23.12.2022.

Факт просрочки обязательств по контракту подтвержден материалами дела.

Между тем, суд считает, что у истца имелись основания для списания неустойки на основании постановления Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 № 783 «Об осуществлении заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016, 2020, 2021, 2022 годах обязательств, предусмотренных контрактом» в связи со следующим.

В соответствии с пунктом 42.1 статьи 112 Федерального закона от 05.04.2013 № 44- ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» начисленные поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанные заказчиком суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016, 2020, 2021 годах обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации (часть 42.1 введена Федеральным законом от 23.04.2018 № 108-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 01.04.2020 № 98-ФЗ, от 30.12.2021 № 476-ФЗ).

Указанная норма носит императивный характер, прямо предписывая действия заказчика при определенных обстоятельствах.

Порядок списания начисленных сумм неустоек установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 № 783 «Об осуществлении заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016, 2020, 2021, 2022 годах обязательств, предусмотренных контрактом» (далее – Постановление № 783).

В силу подпункта «в» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 № 783 списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется по контрактам, обязательства по которым исполнены в полном объеме, за исключением контрактов, по которым в 2021 и 2022 годах обязательства не были исполнены в полном объеме в связи с существенным увеличением в 2021 и 2022 годах цен на строительные ресурсы, повлекшем невозможность исполнения контракта поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Согласно пункту 3 Постановления № 783, если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5 процентов цены контракта, заказчик осуществляет списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) за исключением случая, предусмотренного подпунктом «в» настоящего пункта. Пунктом 2 Постановления № 783 установлено, что списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется по контрактам, обязательства по которым исполнены в полном объеме.

Согласно пункту 2 Правил списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.07.2018 № 783, списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется по контрактам, обязательства по которым исполнены в полном объеме.

Как указано в пункте 5 Правил, основанием для принятия решения о списании начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней) является в случае, предусмотренном подпунктом «а» пункта 3 настоящих Правил, - исполнение поставщиком обязательств (за исключением гарантийных обязательств) по контракту в полном объеме, подтвержденное актом приемки или иным документом.

При наличии оснований и документов, указанных в пункте 5, заказчик в течение 10 дней оформляет решение о списании начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней) (п. 8 Постановления № 783).

В пункте 40 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, указано, что списание неустоек (штрафов, пеней) в соответствии с положениями Закона о контрактной системе является обязанностью заказчика, в связи, с чем суд обязан проверить соблюдение им требований указанной нормы.

Списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется на основании учетных данных заказчика, имеющих документальное подтверждение.

Заказчик в целях списания начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) обеспечивает сверку расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по начисленным и неуплаченным суммам неустоек (штрафов, пеней).

При этом приведенная выше норма части 42.1 статьи 112 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» носит императивный характер (то есть обязательный к исполнению), прямо предписывая действия заказчика при определенных обстоятельствах.

Таким образом, при рассмотрении настоящего спора имеются фактические основания для применения постановления Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 № 783, предусмотренные пунктом 2 Правил № 783 условия соблюдены, а именно - списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется по контрактам, обязательства по которым исполнены в полном объеме и размер неустойки не составляет более 5 % от цены контракта.

Исполнение контракта осуществлено сторонами в полном объеме в 2022 году, что подтверждается представленными в материалы дела актами о приемке выполненных работ формы № КС-2 (от 18.10.2022 на сумму 1 257 89607 руб., от 07.11.2022 на сумму 1 005 286,47 руб., от 23.11.2022 на сумму 689 628,81 руб., от 28.11.2022 на сумму 662 634,43 руб., от 15.12.2022 на сумму 204 554,22 руб., от 23.12.2022 на сумму 348 293,38 руб., всего 4 168 293, 38 руб.). Акты приемки выполненных работ подписаны сторонами без замечаний и оплачены заказчиком.

Данные обстоятельства сторонами не оспариваются

Между тем, наличие спора относительно начисленной неустойки не может трактоваться как условие, препятствующее списанию неустойки, поскольку подобные антикризисные меры были установлены специально для защиты поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по государственным контрактам.

Данный правовой подход изложен в пункте 40 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, и иной судебной арбитражной практики (в том числе относительно контрактов, исполненных в 2020 году) (постановления Восьмого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2020 по делу № А70-9688/2020, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2020 по делу № А21-5708/2020, Четвертого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2021 по делу № А78-8171/2020).

Кроме того, Верховный суд Российской Федерации акцентировал внимание, применительно к пункту 40 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017), списание неустоек (штрафов, пеней) является обязанностью заказчика.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае даже при наличии просрочки исполнения обязательства по выполнению работ, у заказчика имелись все основания для списания начисленной неустойки на основании подпункта «а» пункта 3, подпункта «в» пункта 2 Правил № 783.

Иной подход, к решению данного вопроса ставил бы в неравное положение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по государственным (муниципальным) заказам, в отношении которых заказчики списали неустойку в 2022 году, поскольку указанные основания для списания неустойки введены действие в целях предоставления предусмотренных законодательством антикризисных мер.

Суд установил, что заявленная истцом неустойка в сумме 3 046,16 руб. не превышает 5 % цены контракта (4 168 293,38 руб.), исполнение которого завершено в 2022 году.

С учетом изложенного, поскольку размер начисленной неустойки не превышает 5 % цены контракта, обязательства по контракту исполнены в полном объеме в 2022 году, начисленная истцом неустойка подлежит списанию, в связи с чем, требования истца о взыскании неустойки в сумме 3 046,16 руб. являются не обоснованными и удовлетворению не подлежат.

Относительно требования о взыскании стоимости затрат на коммунальные платежи в размере 2 291,16 руб. суд приходит к следующим выводам.

На основании пункта 2 статьи 747 ГК РФ заказчик обязан в случаях и в порядке, предусмотренных договором строительного подряда, передавать подрядчику в пользование необходимые для осуществления работ здания и сооружения, обеспечивать транспортировку грузов в его адрес, временную подводку сетей энергоснабжения, водо- и паропровода и оказывать другие услуги.

Пункт 3 статьи 747 ГК РФ взаимосвязан с пунктом 2 и предписывает сторонам урегулировать в договоре строительного подряда вопрос о распределении между ними расходов, связанных с предоставлением заказчиком услуг.

В соответствии с пунктом 6.10 контракта подрядчик осуществляет возврат заказчику денежных средств за пользование коммунальными услугами при выполнении работ по данному контракту. Расчет стоимости коммунальных услуг производится на основании ресурсной части локально-сметных расчетов.

Ответчик в спорный период пользовался коммунальными услугами в части электроэнергии и услуг по холодному водоснабжению.

Согласно представленному истцом расчету сумма за пользование коммунальными услугами составила 2 291,16 руб. (1 488,78 руб.- затраты по электроэнергии и 802,38 руб.- затраты по холодному водоснабжению).

В обоснование своего расчета истцом представлены выкопировки с сайтов в отношении использованного подрядчиком оборудования, ведомость ресурсов, локальная смета.

Судом расчет истца проверен и принимается.

В связи с чем, требования истца о взыскании затрат на коммунальные платежи признаны судом обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В остальной части иска суд считает необходимым истцу отказать.

Согласно части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

В соответствии со статьей 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ в случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.

Истец от уплаты государственной пошлины освобожден.

С учетом частичного удовлетворения требований, с ответчика в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 859 руб.

Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить частично.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Строй Мастер» (ОГРН<***>, ИНН <***>) в пользу Управления Судебного департамента в Забайкальском крае (ОГРН <***>, ИНН <***>) 2 291 руб. 16 коп. затрат на коммунальные платежи.

В остальной части исковых требований отказать.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Строй Мастер» (ОГРН<***>, ИНН <***>) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 859 руб.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвёртый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня принятия.

Судья О.В. Герценштейн