ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А78-4157/16 от 30.05.2016 АС Забайкальского края


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

672002 г.Чита, ул. Выставочная, 6

http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.Чита                                                                                                Дело №А78- 7 / 6

06 июня 2016 года

Резолютивная часть решения объявлена 30 мая 2016 года

Решение изготовлено в полном объёме июня 2016 года

Арбитражный суд Забайкальского края

в составе судьи Е.В. Гончарук

при ведении протокола судебного заседания

секретарем судебного заседания В.С. Прашиным

рассмотрел в открытом судебном заседании

дело по иску Общества с ограниченной ответственностью "Экология" (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Администрации муниципального района "Читинский район" (ОГРН <***>, ИНН <***>),

с участием в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора Министерства финансов Забайкальского края (ОГРН <***>, ИНН <***>), Комитета по финансам Администрации муниципального района «Читинский район» (ОГРН <***>, ИНН  <***>)

о взыскании 756 665 руб.,

при участии в судебном заседании:

от истца – ФИО1 , генерального директора

от ответчика – представитель не явился (извещен)

от третьего лица 1 – представитель не явился (извещен)

от третьего лица 2 – представитель не явился (извещен).

Общество с ограниченной ответственностью "Экология" (далее истец) обратилось в суд с заявлением к Администрации муниципального района "Читинский район" (далее ответчик) о взыскании 756 665 руб.

Ответчик, третьи лица надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в порядке ст. 121, ст. 123 АПК РФ, явку представителей не обеспечили (в материалах дела почтовые уведомления, ходатайство о рассмотрении в отсутствие представителя ответчика).

Определением от 20.04.2016 г., была определена дата  рассмотрения дела по существу в судебном заседании суда первой инстанции 30.05.2016, сторонам было предложено представить возражения относительно  перехода суда после завершения предварительного судебного заседания к рассмотрению дела по существу в судебном заседаний.

В соответствии с ч.4 ст. 137 АПК РФ, если лица участвующие в деле, отсутствуют в предварительном судебном заседании, но они извещены о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия и ими не были заявлены возражения относительно рассмотрения дела в их отсутствие, суд вправе завершить предварительное судебное заседание и открыть судебное заседание в первой инстанции.

Ответчик, третьи лица  возражения относительно рассмотрения дела по существу в отсутствие представителей не представили.

 В соответствии с ч.4 ст. 137 АПК РФ суд завершив  предварительное судебное заседание, перешел к рассмотрению дела по существу в  судебном заседании.

Истец в исковом заявлении заявил ходатайство об объединении настоящего дела с делом по иску ИП ФИО2 к ответчику  для совместного рассмотрения.

В судебном заседании истец представил ходатайство о снятии с рассмотрения суда заявления об объединении дел.

В судебном заседании истец представил ходатайство о снятии с рассмотрения суда заявления об объединении дел.

Протокольным определением от 30.05.2016 суд ходатайство истца удовлетворил, снял с рассмотрения заявление об объединении дел.

Истец требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Ответчик направил в суд отзыв, факт выполнения истцом  работ  по акту приемки работ от 27.04.2015 не оспорил, работы выполнены по локальному сметному расчету, суду пояснил, что контракт не подписан сторонами и  работы выполнены в рамках ликвидации последствии чрезвычайной ситуации на территории Читинского района.

Третье лицо 1 направило в суд письменные пояснения с дополнительными документами. Суду пояснили,  что во исполнение распоряжения Правительства Забайкальского края в адрес ответчика платежными поручениями перечислены денежные средства для погашения задолженности перед лицами, принимавшими участие в ликвидации последствии чрезвычайной ситуации вызванной ландшафтными пожарами в апреле-мае 2015.

Третье лицо 2 письменные пояснения не представило.

Дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ.

Суд,  рассмотрев материалы дела, заслушав лиц участвующих в деле, исследовав документы и оценив доказательства в совокупности, пришел к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, Постановлением Губернатора Забайкальского края от 13 апреля 2015 года № 34 «О введении на территории Забайкальского края режима чрезвычайной ситуации» в границах Забайкальского края с 13 апреля 2015 года был введен режим чрезвычайной ситуации.

Согласно Постановления Администрации муниципального района «Читинский район» от 24 марта 2015 года № 745 №О переводе районного звена ТП РСЧС  края в режим функционирования «Чрезвычайная ситуация»  на территории Читинского района с 25.03.2015 введен режим чрезвычайной ситуации.

 В соответствие с Протоколом заседания оперативного штаба по ликвидации ЧС связанные с лесными пожарами от 7.04.2015 года № 28/а Управлением по развитию инфраструктуры ЖКХ Администрации муниципального района «Читинский район» организовано выполнение работ по очистке территорий сгоревших домов в городском поселении «Новокручининское», в сельских поселениях «Арахлейское», «Смоленское», «Ингодинское», с привлечением организаций предоставляющих услуги по сбору, вывозу и размещению мусора на территории Читинского района -  ООО «Экология», ООО УК «Универсал-Мастер», ИП ФИО2 и ИП ФИО3

Определен срок выполнения работ/услуг к 28.04.2015 года.

В рамках указанных мероприятии между истцом и ответчиком утвержден локальный сметный расчет от 27.04.2015 на оказание услуг по вывозу мусора и твердых бытовых отходов, направленных на их дальнейшую утилизацию, в с/п «Арахлейское» (чрезвычайная ситуация, вызванная лесными пожарами 13.04.2015 года) на сумму 756 665 руб.

В соответствии с утвержденным истцом и ответчиком локальным сметным расчетом от 27.04.2015, истец выполнил услуги по вывозу мусора и твердых бытовых отходов, направленных на их дальнейшую утилизацию, в с/п «Арахлейское» (чрезвычайная ситуация, вызванная лесными пожарами 13.04.2015 года), что подтверждается подписанным без замечании истцом и ответчиком актом приемки работ от 27.04.2015 на сумму 756 665 руб.

Доказательства оплаты в материалы дела не представлены.

Согласно ч.1 ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратится в арбитражный суд за защитой своих  нарушенных прав и законных интересов в порядке, установленном кодексом.

Согласно п.1 ст.8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.

Согласно пункту 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязан по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

В силу пункта 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.

Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций установлены ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

Полномочиями  органов государственной власти субъектов Российской Федерации являются в том числе:

е)         осуществление финансирования мероприятий в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

ж)        создание резерва финансовых и материальных ресурсов для ликвидации
чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;

з)         содействие устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных
ситуациях межмуниципального и регионального характера.

Органы местного самоуправления самостоятельно:

г)         осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций;

д)        создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации
чрезвычайных ситуаций;

е)         организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные
работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при
недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к
органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

з) создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В силу ст. 23 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" финансовое обеспечение деятельности федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в соответствии с настоящим Федеральным законом, является расходным обязательством соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципального образования.

В соответствии ст. 25 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" Резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Указанные резервы создаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления. Порядок создания и использования резервов (резервных фондов) и порядок восполнения использованных средств этих резервов определяются соответственно Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

В соответствии с распоряжения Правительства Забайкальского края от 12.10.2015г. №534-р, в соответствии с Порядком использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Забайкальского края, утверждённым постановлением Правительства Забайкальского края от 09.04.2014г. № 144, постановлением Губернатора Забайкальского края от 13.04.2015г. № 34 «О введении на территории Забайкальского края режима чрезвычайной ситуации» Министерству финансов Забайкальского края предписано выделить за счёт средств резервного фонда Правительства Забайкальского края бюджету MP «Читинский район» 4 000 000,0 рублей для погашения задолженности перед управляющими компаниями, принимавшими участие в ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, вызванной ландшафтными пожарами в апреле-мае 2015года.

Во исполнение указанного распоряжения Правительства Забайкальского края, Министерством финансов Забайкальского края 12 октября 2015 года платёжным поручением № 147651 перечислено 4 000 000,0рублей в бюджет MP «Читинский район».

Согласно распоряжению Правительства Забайкальского края от 15.02.2016г. №44-р, в соответствии с постановлением Правительства Забайкальского края от 09.04.2014г. № 144, Министерству финансов Забайкальского края предписано выделить за счёт средств резервного фонда Правительства Забайкальского края бюджету MP «Читинский район» 2 348 600,0 рублей для погашения задолженности перед управляющими компаниями, принимавшими участие в ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, вызванной ландшафтными пожарами в апреле-мае 2015года.

Во исполнение указанного распоряжения Правительства Забайкальского края от 15.02.2016г. №44-р, Министерством финансов Забайкальского края 31 марта 2016года платёжным поручением № 443319 перечислено 2 348 600,0 рублей в бюджет MP «Читинский район».

Ответчик не оспорил факт выполнения истцом оказанных услуг по акту приема передачи от 27.04.2015 на 756 665 руб.

Вид, объем и стоимость услуг стороны согласовали  в утвержденном локальный сметный расчет от 27.04.2015.

Фактически услуги истцом выполнены и приняты ответчиком без замечании.

Согласно статье 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Именно органы местного самоуправления согласно Закона N 131-ФЗ от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

От имени муниципального образования выступает администрация муниципального района.

Статьями 309, 310 и 408 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом, односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается и только надлежащее исполнение прекращает обязательство.

Доказательства оплаты в материалы дела не представлены.

Факт оказания услуги в спорный период, ее объем и стоимость, расчет суммы задолженности ответчиком не оспорены, доказательства оплаты в материалы дела не представлены.

В соответствии с частью 3.1 статьи 70 АПК РФ обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.

Обстоятельства, на которые сослался истец, ответчик прямо не оспорил; несогласие ответчика с такими обстоятельствами не следует из доказательств, имеющихся в материалах дела.

Таким образом, обстоятельства, на которые ссылается истец, считаются признанными ответчиком.

Согласно части 3 статьи 70 АПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает другую сторону от необходимости доказывания таких обстоятельств.

Обстоятельства дела, которые признаны, удостоверены лицами, участвующими в деле, в порядке, установленном статьей 70 АПК РФ, и приняты арбитражным судом первой инстанции, не проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции (часть 4 статьи 268 АПК РФ).

В соответствии с частью 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами (часть 4 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Оценив представленные в материалы дела доказательства, исходя из системного токования норм права, учитывая обстоятельства, суд полагает требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме. 

Согласно статье 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

Согласно ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.

Согласно статье 102 АПК РФ основания и порядок уплаты государственной пошлины, а также порядок предоставления отсрочки или рассрочки ее уплаты устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Согласно пункту 1 статьи 333.41 НК РФ отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины может быть предоставлена по ходатайству заинтересованного лица на срок до окончания рассмотрения дела, но не более чем на один год.

Определением суда от 20.04.2016 по ходатайству истца предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины до рассмотрения дел.

На основании части 3 статьи 110 АПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины.

В статье 105 АПК РФ предусмотрено, что льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.

Ответчик относится к числу лиц, освобожденных от уплаты государственной полшины, перечень которых установлен статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.

В случае если ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины, а истцу, в пользу которого принят судебный акт, которым заканчивается рассмотрение спора по существу, была предоставлена отсрочка ее уплаты и государственная пошлина истцом не уплачена, государственная пошлина не взыскивается с ответчика, поскольку отсутствуют основания для ее взыскания в федеральный бюджет (п.13 Постановления Пленума ВАС  РФ от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах").

Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Взыскать с Муниципального района "Читинский район" в лице Администрации муниципального района "Читинский район" (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Экология" (ОГРН <***>, ИНН <***>) 756 665 руб. долга.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвёртый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня принятия.

Судья                                                                                               Е.В. Гончарук