ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А78-6734/15 от 08.07.2015 АС Забайкальского края


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

672002 г.Чита, ул. Выставочная, 6

http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.Чита                                                                                                       Дело № А78-6734/2015

09 июля 2015 года

Резолютивная часть решения объявлена 08 июля 2015 года

Решение изготовлено в полном объёме июля 2015 года

Арбитражный суд Забайкальского края в составе судьи Клишиной Ю.Ю.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сытновой М.Н.,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления Государственного автодорожного надзора по Забайкальскому краю (ОГРН 1087536006579, ИНН 7536093828)

к индивидуальному предпринимателю Туркову Иннокентию Геннадьевичу (ОГРН 304752712000058, ИНН 752802094304)

о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии в заседании:

от заявителя – Стахеевой И.А., представителя по доверенности от 22.12.2014;

от лица, привлекаемого к административной ответственности - представитель не явился, извещен;

установил:

Управление государственного автодорожного надзора по Забайкальскому краю (далее – Управление) обратилось с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Туркова Иннокентия Геннадьевича (далее – предприниматель) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.14.1 КоАП РФ, за грубое нарушение условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

В судебном заседании представитель заявителя поддержал требования, изложенные в заявлении, указав, что собранным административным материалом доказан факт (событие) совершения предпринимателем административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.14.1 КоАП РФ, а также доказана вина в его совершении.

Предприниматель  в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства уведомлен надлежащим образом в соответствии со ст.123 АПК РФ, возражений относительно рассмотрения дела в его отсутствие не представил.

Дело рассматривается в порядке части 3 статьи 205 АПК РФ в отсутствие предпринимателя.

            Предпринимателем не представлены возражения в отношении заявленных требований.

            Выслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующее.

Турков Иннокентий Геннадьевич в качестве предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица, зарегистрирован в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей с 29.04.2004 за ОГРН 304752712000058.

Предприниматель занимается перевозкой пассажиров автотранспортом, имея на данный вид деятельности лицензию от 17.11.2010 № АСС-75-200257.

Управлением в соответствии с плановым (рейдовым) заданием от 10.04.2015 была проведена проверка деятельности индивидуального Предпринимателя, предметом которой было соблюдение лицензионных требований и условий.

В ходе проведения мероприятия выявлено осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) и в соответствии с ч.3 ст.28.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении предпринимателя Туркова И.Г. возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 4ст. 14.1 КоАП РФ, о чем составлен протокол об административном правонарушении от 06.05.2015  № 000883/128.

Установлен в ходе проверки, что предприниматель Турков И.Г. повторно в течение года нарушил лицензионные требования, предусмотренные подпунктами «з», «и» пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утв. постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2012г. №280.

- п. «з» - по соблюдению требований, установленных ст. 20 федерального закона от 10.12.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»;

- п. «и» - по соблюдение требований, предусмотренных Федеральным законом "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", в том числе Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

Так в  ходе проверки установлено:

- Турков И.Г. не обеспечил водителя Калюжина С.Ю., осуществляющего перевозку пассажиров на транспортном средстве марки ГАЗ -322132, р/з АА 98775 14.04.2015 г. по регулярному автобусному маршруту № 544 « г.Чита- г.Балей»:

- схемой маршрута движения с указанием опасных участков по маршруту регулярных перевозок №544 «г.Чита- г.Балей»

-расписанием движения по маршруту регулярных перевозок №544 «г.Чита- г.Балей» (копия п/л № 219 от 14.04.2015 г., копия акта осмотра автобуса на линии №177 от 14.04.2015 г. прилагаются). Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утв. постановлением Правительства РФ от 02.04.2012г. № 280 п.4(з). Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ст.20. Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утв. постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 №112, п.з. Правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечнь мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации", утв. приказом Министерства транспорта РФ от 15 января 2014 г. N7 пп. 1,п.62.

-у Туркова И.Г. в салоне автобуса марки ГАЗ -322132, р/з АА 98775 отсутствует следующее информационное обеспечение:

- наименование, адрес и номер телефона перевозчика; -информация над лобовым стеклом и (или) на правой стороне кузова о наименовании перевозчика;

- указатель маршрута регулярных перевозок пассажиров на заднем окне транспортного средства. п.4(и) Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) утв. постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2012г. №280. Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утв. постановлением Правительством Российской Федерации 14.02.2009 № 112 п. 36,37.

- Турков И.Г. допускает эксплуатацию автобуса марки ГАЗ -322132, р/з АА 98775 для перевозки пассажиров с неисправностями и условиями, при которых запрещена эксплуатация транспортных средств:

- не работает тахограф;

- не работает аварийный выход и устройство приведения его в действие (копия акта осмотра автобуса на линии №177 с приложениями, копия планового рейдового задание №26 от 10.04.2015 г., копия уведомления прокурору Забайкальского краю прилагаются).

п.4(з) Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) утв. постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2012г. №280. ст.20 ч.1 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".п.27 Приказа Минтранса России от 15.01.2014 N 7 "Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации". п. 7.4 приложения к Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утв. Постановлением Совета Министров -Правительства РФ 23.10.1993 № 1090.

В соответствии с абзацем 3 части 3 статьи 23.1 КоАП РФ Управление обратилось в суд с настоящим заявлением.

В соответствии с абзацем 1 части 5 статьи 205 АПК РФ по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.

Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

В соответствии с абзацем 1 части 3 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе, частью 3 статьи 14.1 настоящего Кодекса, вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий, в пределах компетенции соответствующего органа.

В соответствии с пунктом 2 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортном…, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 № 637, лицензирование перевозок пассажиров осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта.

Согласно пункту 1 Положения об Управлении государственного автодорожного надзора по Забайкальскому краю Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, утверждённого Приказом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 12.08.2009 № ВП-918фс региональным территориальным органом федерального органа исполнительной власти - Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, осуществляющим функции по надзору и контролю в области автомобильного транспорта и дорожного хозяйства на территории Забайкальского края является Управление государственного автодорожного надзора по Забайкальскому краю Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.

Протокол об административном правонарушении от 06.05.2015 составлен  государственным инспектором отдела автотранспортного и автодорожного надзора Управления государственного автодорожного надзора по Забайкальскому краю в соответствии с полномочиями, предоставленными ему КоАП РФ, в присутствии лица, привлекаемого к ответственности.

В соответствии с пунктом 24 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) подлежит лицензированию.

В соответствии с частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно примечанию к статье, понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Положением о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденным Постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 № 280 (далее - Положение № 280), установлены лицензионные требования и условия при осуществлении перевозок пассажиров.

В силу п. 5 Положения № 280 осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

При этом под грубым нарушением понимается несоблюдение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами "а", "г" - "и" данного Положения, имевшее место повторно в течение года либо повлекшее за собой последствия, предусмотренные частью 11 статьи 19 Федерального закона 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Исходя из положений пункта 2 части 1 статьи 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, повторным признается совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 названного Кодекса за совершение однородного административного правонарушения.

Согласно статье 4.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

 Установлено, что предприниматель  Турков И.Г. решением Арбитражного суда Забайкальского края от 22.05.2015 по делу АА78-4075/2015 привлечен к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ, назначено наказание за нарушение лицензионных требований, предусмотренных подпунктами «з», «и» пункта 4 Положения о лицензировании   перевозок   пассажиров   автомобильным   транспортом оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утв. постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2012г. №280

Вместе с тем, в соответствии с протоколом об административном правонарушении от 06.05.2015, предпринимателю вменяются нарушения  лицензионных требований, предусмотренных подпунктами «з», «и» пункта 4 Положения, совершенные до вынесения указанного решения и вступления его в законную силу, следовательно, совершение нарушений и решение от 22.05.2015 не может свидетельствовать о том, что Турков И.Г. повторно в течение года нарушил лицензионное требование .

Частью 11 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" установлено, что исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой:

1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.

Из материалов дела не следует, что несоблюдение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами «и», «з» Положения о лицензировании (несоблюдение лицензиатом требований, установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения"), могли повлечь за собой возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, являющихся грубым нарушением лицензионных требований при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров..

Тем самым, суд полагает, что поскольку Управлением не представлено очевидных доказательств грубых нарушений лицензионных требований при осуществлении предпринимательская деятельность Туркова И.Г., что является обязательной составляющей диспозиции ч.4 ст.14.1 КоАП РФ, суд полагает, что в действиях предпринимателя не установлено состава правонарушения, квалифицируемого по ч.4 ст.14.1 КоАП РФ.

Вместе с тем, в действиях предпринимателя усматривается состав правонарушения, квалифицируемый по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.

Постановлением Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике рассмотрения дел об административных правонарушениях" разъяснено, что в случае, если заявление административного органа о привлечении к административной ответственности или протокол об административном правонарушении содержат неправильную квалификацию совершенного правонарушения, суд вправе принять решение о привлечении к административной ответственности в соответствии с надлежащей квалификацией. При этом указанное в протоколе событие правонарушения и представленные доказательства должны быть достаточными для определения иной квалификации противоправного деяния. Если в соответствии с надлежащей квалификацией рассмотрение дела о привлечении к административной ответственности согласно части 3 статьи 23.1 КоАП РФ не отнесено к подведомственности арбитражного суда, суд, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ, выносит определение о прекращении производства в арбитражном суде и о возвращении протокола об административном правонарушении и прилагаемых к нему документов административному органу (п.8).

Поскольку протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным на то лицом, в том числе и по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ, рассмотрение данной категории дел также отнесено к компетенции арбитражных судов, суд приходит к выводу о необходимости переквалификации данного правонарушения по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.

Допущенное Предпринимателем нарушение условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), в полном объеме подтверждается представленными в материалы дела документами: протоколом об административном правонарушении, актом проверки, объяснениями предпринимателя при составлении протокола об административном правонарушении, не отрицавшего выявленные нарушения, справками об осмотре, путевыми листами и т.д.

Вина предпринимателя в совершении вменяемого ему административного правонарушения заключается в том, что, приняв на себя обязанности по осуществлению перевозок пассажиров, он не обеспечил надлежащее соблюдение условий, установленных лицензией на осуществление указанной деятельности. Доказательства того, что предпринимателем были приняты необходимые и достаточные меры для недопущения данных нарушений лицензионных требований в материалах дела отсутствуют. 

Учитывая изложенное, вина предпринимателя в совершении вменяемого ему административного правонарушения материалами дела доказана.

Нарушений процессуальных требований при составлении протокола об административном правонарушении не установлено.

Оценив вышеуказанные правонарушения в совокупности, суд считает, что Предпринимателем, при осуществлении предпринимательской деятельности нарушены условия, предусмотренные специальным разрешением (лицензией), то есть, совершено административное правонарушение, предусмотренное пунктом 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (ст. 24.5 КоАП РФ) либо свидетельствующих о малозначительности (ст. 2.9 КоАП РФ), судом не усматривается.

В соответствии с частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности назначается судьей только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

С учетом конкретных обстоятельств данного дела, характера допущенных нарушений,  суд считает необходимым назначить предпринимателю, наказание по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ в виде административного штрафа.

Оценив фактические обстоятельства дела, характер и степень общественной опасности деяния, в целях предупреждения совершения  Предпринимателем новых правонарушений, с учетом смягчающих обстоятельств по делу, суд считает возможным назначить предпринимателю наказание в  виде административного штрафа, с назначением минимального размера штрафных санкций, предусмотренной данной нормой.

Срок привлечения к административной ответственности не истек.

Руководствуясь статьями 167, 168, 169, 170, 171, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Привлечь индивидуального предпринимателя Туркова Иннокентия Геннадьевича, родившегося 16.02.1982 г.Балей Читинской области,  проживающего по адресу: Забайкальский край, г.Балей, ул.Песчаная, д.37 Б, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя с 29.04.2004(ОГРН 304752712000058, ИНН 752802094304) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.

Получатель штрафа: УФК по Забайкальскому краю (УГАДН по Забайкальскому краю (672000, г.Чита, ул.Костюшко-Григоровича, д.7),

ИНН 7536093828

КПП 753601001

Расчетный счет 401 018 102 000 000 100 01

ГРКЦ ГУ Банка России по Забайкальскому краю г. Чита

БИК 047601001

КОД 106 1 16 90050 05 6000 140

ОКТМО 76701000 Л/С 04911868980

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвёртый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия.

Судья                                                                                               Ю.Ю. Клишина