ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А78-8739/20 от 29.10.2020 АС Забайкальского края


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

672002 г.Чита, ул. Выставочная, 6

http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Чита                                                                                                         Дело № А78-8739/2020

02 ноября 2020 года

Резолютивная часть решения объявлена 29 октября 2020 года

Решение изготовлено в полном объёме ноября 2020 года

Арбитражный суд Забайкальского края в составе судьи Переваловой Е.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беляевой Л.А., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Забайкальскому краю (ОГРН 1047550016524, ИНН 7536055879)

к акционерному обществу «Почта России» (ОГРН 1197746000000, ИНН 7724490000)

о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Сачкиной О.М. – представителя по доверенности от 13.11.2019 №5-Д (диплом ВСВ 1342042 от 23.06.2006);

от лица, привлекаемого к ответственности: представитель не явился, уведомлен.

Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Забайкальскому краю (далее – заявитель, Управление, административный орган) обратилось в арбитражный суд с заявлением к акционерному обществу «Почта России» (далее – АО «Почта России») о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ

Лицо, привлекаемое к ответственности, явку в суд представителя не обеспечило, о времени и месте проведения судебного заседания в силу статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) надлежащим образом судом извещено. В связи с изложенным, и учитывая, что информация о времени и месте судебного заседания размещалась на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также исходя из положений части 6 статьи 121 АПК РФ, суд приходит к выводу о том, что неявка лица, участвующего в деле, в судебное разбирательство не является препятствием для рассмотрения дела по существу на основании части 3 статьи 205 АПК РФ.

Представитель административного органа поддержал заявленные требования, указал на то, что собранным административным материалом подтверждается состав и вина юридического лица во вмененном ему правонарушении.

Лицам, участвующим в деле, было предложено высказать свои возражения относительно возможности перехода к рассмотрению дела по существу в судебном заседании в указанное время. Определение суда сторонами было получено.

Учитывая отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, на переход в судебное заседание, суд, признав дело подготовленным, завершил предварительное судебное заседание и перешел к рассмотрению дела по существу в судебном заседании по правилам статьи 137 АПК РФ и в соответствии с пунктом 27 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 № 65 «О подготовке дела к судебному разбирательству».

Исследовав материалы дела, арбитражный суд приходит к следующему.

Акционерное общество «Почта России» зарегистрировано в качестве юридического лица, о чем имеется запись от 01.10.2019 в Едином государственном реестре юридических лиц за номером 1197746000000, ИНН 7724490000.

В пункте 1 статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) предусмотрено, что одной из форм реорганизации юридического лица является преобразование.

Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации (пункт 4 статьи 57 ГК РФ).

В соответствии с пунктом 5 статьи 58 ГК РФ при преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются.

Судом установлено, что Федеральное государственное унитарное предприятие «Почта России» (ОГРН 1037724007276, ИНН 7724261610) реорганизовано в форме преобразования в акционерное общество «Почта России» (ОГРН 1197746000000, ИНН 7724490000).

Как установлено материалами дела, Управлением осуществляет деятельность на основании Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Забайкальскому краю, утвержденного Приказом Роскомнадзора от 25.01.2016 № 55 (л.д. 16-21).

ФГУП «Почта России» 11.04.2018 выдана лицензия № 162571 на осуществление услуг почтовой связи, срок действия лицензии до 11.04.2023 (л.д. 96-98).

Как следует из материалов дела, Управлением на основании приказа от 25.06.2020 № 57-нд (л.д. 48-49) в период с 01.07.2020 по 29.09.2020 проведено плановое систематическое наблюдение за соблюдением АО «Почта России» (УФПС Забайкальского края – филиалом АО «Почта России») лицензионных условий осуществления деятельности и обязательных требований и норм в области связи в части соблюдения нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции и иных обязательных требований в области почтовой связи.

Результаты проверки оформлены Актом систематического наблюдения № А-75/2/57-нд/21 от 29.09.2020 (л.д. 50-51) и приложенными к нему Заключением о результатах систематического наблюдения за соблюдением контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции внутриобластного потока, нормативов частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков, её обмена, перевозки и доставки, а также обязательных требований в области почтовой связи от 29.09.2020 № 3-75/6 (л.д. 52-58).

            В ходе проведения проверки в сфере связи – услуг почтовой связи АО «Почта России» выявлены следующие нарушения требований законодательства:

1. Несоблюдение нормативов частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков, ее обмена, перевозки и доставки, что является нарушением пункта 2 Приказа Минкомсвязи России от 04.06.2018 № 257 «Об утверждении нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции» (зарегистрировано в Минюсте России 31.10.2018 № 52575) (далее – Нормативы частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции).

2. Несоблюдение контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции, что является нарушением пункта 6 Нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции.

3. Несоблюдение иных обязательных требований в области почтовой связи, что является нарушением пункта 8 Приказа Минкомсвязи России от 31.07.2014 № 234 «Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи» (зарегистрировано в Минюсте России 26.12.2014 № 354) (далее – Правил оказания услуг почтовой связи).

30.09.2020 по результатам проверки ведущим специалистом-экспертом отдела контроля (надзора) в сфере связи Управления Хижук О.В. в отношении АО «Почта России» был составлен протокол № АП-75/2/371 об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ. Протокол был составлен в отсутствие представителя, при надлежащем извещении о месте и времени рассмотрения юридического лица (телеграмма л.д. 44-44). 

02.10.2020 на основании ст.28.3 КоАП РФ и ст.202 АПК РФ Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении АО «Почта России» к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.

В соответствии с пунктом 5 статьи 205 АПК РФ по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.

Вместе с тем, пунктом 1 статьи 65 АПК РФ установлено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Согласно ч.3 ст.14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Объектом указанного правонарушения являются общественные отношения в области обеспечения соответствия предпринимательской деятельности лицензионным условий и требований.

Субъектом данного правонарушения является лицо, осуществляющее подлежащую лицензированию предпринимательскую деятельность с нарушением лицензионных условий и требований, то есть обязательным признаком субъекта вменяемого правонарушения является наличие у него лицензии на определенный вид деятельности.

Объективная сторона административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, выражается в осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

В пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части КоАП РФ» разъяснено, что при квалификации действий лица по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ следует иметь в виду, что под осуществлением предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением или лицензией, понимается занятие определенным видом предпринимательской деятельности на основании специального разрешения (лицензии) лицом, не выполняющим лицензионные требования и условия, установленные положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, выполнение которых лицензиатом обязательно при ее осуществлении.

Пункт 1 статьи 49 ГК РФ устанавливает, что отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 04.05.2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон о лицензировании), лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности).

Лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.

Согласно п. 1 ст. 46 ФЗ от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее - Закон о связи) оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством РФ, национальными стандартами, техническими нормами и правилами оказания услуг связи, утвержденные правительством РФ, лицензией, а также договором на оказание услуг связи.

В п. 7 ст. 3 Закона о лицензировании под лицензированием понимается совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.

В соответствии с п. 36 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании оказание услуг связи подлежит лицензированию.

В соответствии с ч. 1 ст. 29 Закона о связи деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи. Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.

Согласно ч. 1 ст. 8 Закона о лицензировании лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В силу статьи 17 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи» (далее - Закон о почтовой связи), операторы почтовой связи осуществляют деятельность по оказанию услуг почтовой связи на основании лицензий, получаемых в соответствии с Федеральным законом от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее - Закон о связи).

Согласно части 1 статьи 29 Закон о связи деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи (далее - лицензия). Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.

Из материалов дела следует, что АО «Почта России» осуществляет деятельность в области оказания услуг связи на основании лицензии №162571 от 11.04.2018, сроком действия до 11.04.2023.

Согласно п.п. 4, 5 лицензионных требований, лицензиат обязан оказывать услуги в соответствии с настоящей лицензией, обеспечить предоставление пользователю: прием почтовых отправлений; обработку почтовых отправлений; перевозку почтовых отправлений; доставку (вручение) почтовых отправлений; почтового перевода денежных средств. Лицензиат обязан оказывать услуги связи в соответствии с правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Статьей 46 Закона о связи предусмотрена обязанность операторов связи оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.

Статьей 14 Закона о почтовой связи зафиксированы гарантии доступности и качества услуг почтовой связи общего пользования, в том числе обеспечение операторами почтовой связи надлежащего качества оказываемых услуг почтовой связи.

В соответствии с абзацем 4 статьи 16 Закона о почтовой связи качество услуг почтовой связи должно соответствовать установленным стандартам, а также предоставляемой операторами почтовой связи информации об условиях оказания данных услуг.

Согласно подпункту «а» пункта 46 Правил оказания услуг почтовой связи операторы почтовой связи обязаны пересылать почтовые отправления и осуществлять почтовые переводы в установленные сроки.

Нормативы частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции утверждены Приказом Минкомсвязи России от 04.06.2018 № 257.

В силу пункта 6 указанных Нормативов контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции (без учета дня приема) между административным центром субъекта Российской Федерации и административными центрами муниципальных районов, городских округов на территории данного субъекта Российской Федерации составляют 2 календарных дня.

В соответствии с требованиями Приказа Мининформсвязи РФ от 14.06.2006 № 75 «Об утверждении Методики по организации и проведению мероприятий по контролю за деятельностью в области почтовой связи» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 04.07.2006 № 8000) (далее – Методика) Управлением при осуществлении систематического наблюдения за соблюдением сроков пересылки письменной корреспонденции внутриобластного потока (письменной корреспонденции, пересылаемой из административных центров муниципальных районов и иных поселений Забайкальского края до города Читы, на внутригородской территории административного центра субъекта Российской Федерации - г.Читы) проведены исследования и анализ контрольных писем (писем отправленных Управлением по Забайкальскому краю филиала ФГУП «ГРЧЦ» в Дальневосточном федеральном округе из районов края в адрес Управления Роскомнадзора по Забайкальскому краю) и письменной корреспонденции, поступившей непосредственно в адрес Управления Роскомнадзора по Забайкальскому краю.

В результате анализа полученной в ходе проведения систематического наблюдения, выявлено, что с нарушением контрольных сроков поступили 235 писем из 828, что составило (28,38 %), в контрольный срок поступило 593 писем (71,62 %). Замедления при пересылке корреспонденции внутриобластного потока составили от 1 до 16 дней.

В соответствии с положениями п. 11.10 Методики, поскольку процент письменной корреспонденции, прошедшей в установленные контрольные сроки, составляет менее 90%, контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции не соблюдаются.

Факт нарушения контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции подтверждается наличием проставленных на оболочках конвертов оттисков календарных штемпелей объектов почтовой связи, обрабатывающих корреспонденцию в местах приема и доставки.

Суд установил и материалами дела подтверждается, что в результате проведения систематического наблюдения выявлено нарушение предприятием пункта 5 лицензионных требований к лицензии на оказание услуг почтовой связи, выразившиеся в нарушении порядка оформления почтовых ящиков: отсутствие номеров почтовых ящиков и время выемки корреспонденции, размещенных на территории г. Читы: № 123 (Заозерная, 9), № 135 (5 мкр., д. 31), № 138 (4 мкр., д. 22), № 140 (Космонавтов, 1); на почтовых ящиках отсутствует время выемки корреспонденции: № 116 (Маяк, Центральная, 8), № 127 (Онискевича, 10) и № 132 (мкр. Черемушки, 95).

Кроме того почтовые ящики, которые согласно расписанию выемки из почтовых ящиков Читинского почтамта должны быть установлены по адресам: № 122 (Ползунова,28), № 125 (Магистральная, 9), № 126 (проспект Советов, 4), № 133 (Рахова, 98), № 137 (4 мкр., д. 11), № 144 (Труда, 7), №1 45 (5 мкр, д.ЗЗ), № 148 (Весенняя, 14), № 150 (Энергетиков, 76), № 152 (Рахова, 86), № 155 (Авиационный переулок, 1), на сети почтовой связи УФПС Забайкальского края отсутствуют; почтовые ящики № 117 (п. Биофабрика) и № 143 (Труда, 1) находятся в неисправном состоянии.

   Также Управлением установлена, несвоевременная выемка письменной корреспонденции из почтовых ящиков отделения почтовой связи Новопавловка 673030 Петровск-Забайкальского почтамта.

Качество услуг почтовой связи должно соответствовать установленным стандартам, а также предоставляемой операторами почтовой связи информации об условиях оказания данных услуг.

Следовательно, именно на операторе связи лежит обязанность информировать пользователей об установленных сроках оказания услуг почтовой связи.

Обязательства по оказанию услуг почтовой связи на территории Забайкальского края обществом исполнены ненадлежащим образом, в результате чего качество услуг почтовой связи не соответствует предоставляемой оператором связи услуг почтовой связи. Обществом не были приняты меры по соблюдению лицензионных требований, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) от 11.04.2018.

Учитывая изложенное, а также то, что правонарушение по обстоятельствам дела АО «Почта России» не оспаривается, суд приходит к выводу, о наличии в его действиях состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

Доказательства того, что АО «Почта России» были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности по предоставлению услуг почтовой связи, отсутствуют и не представлены лицом, привлекаемым к административной ответственности.

Таким образом, вина АО «Почта России» в нарушении условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), материалами дела установлена.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

При квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.

Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.

Из указанного следует, что применение малозначительности возможно вне зависимости от вида состава правонарушения, как при формальном, так и при материальном составе.

При этом, малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях, исходя из оценки конкретных обстоятельств его совершения, и при этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.

Суд, учитывая конкретные обстоятельства дела, характер и степень общественной опасности совершенного обществом правонарушения, приходит к выводу об отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным и отсутствии оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ.

Следовательно, требования заявителя о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, подлежат удовлетворению.

Процессуальных нарушений не допущено, протокол об административном правонарушении № АП-75/2/371 составлен в отсутствие законного представителя общества, уведомленного телеграммой от 28.09.2020, врученной 29.09.2020 (л.д. 44).

Срок давности привлечения к административной ответственности не истек.

В соответствии с положениями части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, а по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства о защите прав потребителей - по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

Установление административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, направлено на административно-правовую охрану общественных отношений, регулируемых лицензионным законодательством. Соответственно, и привлечение к административной ответственности в данном случае предполагается именно за нарушения требований или условий специального разрешения (лицензии), которое не может зависеть - в том числе применительно к срокам давности - от наступления тех или иных последствий допущенных нарушений, в том числе нарушения прав потребителей оказываемых предприятием услуг почтовой связи.

Квалификация административным органом действий предприятия по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ юридически означает не что иное, как вменение ему в вину нарушения именно лицензионного законодательства Российской Федерации, что в рамках действующего правового регулирования исключает возможность распространения на него годичного срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ за нарушение законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей.

Указанный правовой подход отражен в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.01.2019 N 3-П.

Таким образом, в данном случае срок давности привлечения к административной ответственности составляет три месяца со дня совершения административного правонарушения.

При проверке соблюдения давностного срока в целях применения административной ответственности за длящееся правонарушение суду необходимо исходить из того, что днем обнаружения административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол о данном административном правонарушении, выявило факт совершения этого правонарушения. Указанный день определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления. При этом под длящимся административным правонарушением следует понимать действие (бездействие), выражающееся в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении возложенных на лицо обязанностей и характеризующееся непрерывным осуществлением противоправного деяния, за исключением случаев, охватываемых абзацем третьим настоящего пункта. Административные правонарушения, выражающиеся в невыполнении обязанности к конкретному сроку, не могут быть рассмотрены в качестве длящихся (пункт 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

Положения статей 14, 16 Закона о почтовой связи, пункта 46 Правил оказания услуг почтовой связи, Нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции утверждены Приказом Минкомсвязи России от 04.06.2018 № 257, нарушение которых вменялось предприятию, обязывают операторов почтовой связи обеспечивать надлежащим образом исполнение принятых обязательств в соответствии с лицензионными требованиями,

У АО «Почта России» имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Доказательств иного не представлено.

Такие нарушения представляют собой длительное непрекращающееся бездействие общества, выражающееся в непринятии мер по приведению в соответствие с нормативно установленными требованиями.

Таким образом, срок давности привлечения к ответственности по указанным нарушениям начал течь со дня их выявления должностным лицом в ходе проверки. На дату принятия судебного решения установленные статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к ответственности не истек.

При назначении административного наказания суд рассматривает вопрос наличия обстоятельств, отягчающих и смягчающих ответственность.

Обстоятельства, отягчающие административную ответственность, перечислены в статье 4.3 КоАП РФ. Одним из таких обстоятельств является повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истёк срок, предусмотренный статьёй 4.6. КоАП РФ.

Согласно пункту 19.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при применении указанной нормы судам предложено учитывать, что однородными считаются правонарушения, ответственность за совершение которых предусмотрена одной статьёй Особенной части КоАП РФ.

В силу статьи 4.6 КоАП РФ лицо считается подвергнутым административному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания и до истечения одного года со дня исполнения данного постановления.

Таким образом, отягчающим обстоятельством признаётся совершение лицом, привлекаемым к административной ответственности, действий, нарушающих лицензионные требования, за которые предусмотрена ответственность по статье 14.1 КоАП РФ при наличии вступившего в законную силу судебного акта о привлечении лица к административной ответственности по этой же статье КоАП РФ и до истечения одного года со дня исполнения данного судебного акта.

Ранее АО «Почта России» привлекалось к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ (решения Арбитражного суда Забайкальского края от 10.12.2019 по делу № А78-14105/2019, от 26.03.2020 №А78-1627/2020, от 27.10.2020 № А78-8694/2020), в связи с чем, суд считает возможным назначить наказание в виде штрафа в размере 31 000 руб.

Руководствуясь статьями 167, 168, 169, 170, 171, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Привлечь акционерное общество «Почта России» (ОГРН 1197746000000, ИНН 7724490000, дата внесении я записи 01.10.2019, зарегистрированное по адресу: 131000, г. Москва, Варшавское шоссе, 37) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 31 000 рублей.

Штраф в соответствии со статьёй 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления решения в законную силу.

Квитанция об уплате штрафа (её копия) подлежит направлению (представлению) в Арбитражный суд Забайкальского края с обязательным указанием номера дела.

Реквизиты уплаты штрафа:

УФК по Забайкальскому краю (Управление Роскомнадзора по Забайкальскому краю) л/сч 04911А19490

ИНН 7536055879  КПП 753601001  р/с 40101810750042010001

Отделение Чита г.Чита

БИК 047601001  КБК 09611601141019000140  ОКТМО 76701000

УИН 09600000000028997142

            На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней.

Судья                                                                                               Е.А. Перевалова