АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
672002, Выставочная, д. 6, Чита, Забайкальский край
http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г.Чита Дело № А78-9171/2021
14 декабря 2021 года
Резолютивная часть решения объявлена 07 декабря 2021 года
Решение изготовлено в полном объёме 14 декабря 2021 года
Арбитражный суд Забайкальского края в составе судьи Новиченко О.В. рассмотрел в открытом судебном заседании при ведении протокола судебного заседания секретарем Кручина В.А. дело по исковому заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) к Государственному бюджетному учреждению "Специализированная детско-юношеская спортивная школа Олимпийского резерва №2" Забайкальского края о взыскании ущерба, причиненного несвоевременным предоставлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М за период с 01.07.2020 по 31.03.2021 в размере 10447,89 руб. в отношении Селезень И.А., с привлечением в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Забайкальскому краю,
при участии в судебном заседании:
от третьего лица – ФИО2, представителя по доверенности от 01.10.2021;
от ответчика – нет явки.
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) обратилось в суд с требованием к Государственному бюджетному учреждению "Специализированная детско-юношеская спортивная школа Олимпийского резерва №2" Забайкальского края о взыскании ущерба, причиненного несвоевременным предоставлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М за период с 01.07.2020 по 31.03.2021 в размере 10447,89 руб. в отношении в отношении ФИО1
Определением суда от 21.09.2021 заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Определением суда от 10.11.2021 осуществлен переход к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
В судебном заседании представитель истца требования поддержал, представитель ответчика не явился, о дате и времени судебного заседания извещен в порядке статьи 123 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующее.
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) зарегистрировано в качестве юридического лица в ЕГРЮЛ 31.12.2009 за ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 672051, <...>.
Государственное бюджетное учреждение "Спортивная школа Олимпийского резерва № 2" Забайкальского края (далее – ответчик, ГБУ "СШОР № 2" Забайкальского края) зарегистрировано 19.06.2003 в ЕГРЮЛ за ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 672014, <...>.
Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Забайкальскому краю (далее – Фонд, Пенсионный фонд) зарегистрировано 20.12.1994 Администрацией муниципального образования 'Читинский район' Читинской области, 06.09.2002 в ЕГРЮЛ за ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 672051, <...>.
Ответчик, являясь страхователем в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Закон №167-ФЗ), представил в орган контроля за уплатой страховых взносов сведения по форме СЗВ-М по дополняющей форме за июль-декабрь 2020 года, январь 2021 года с указанием в них застрахованного лица ФИО1 впервые 12.03.2021, 13.03.2021.
Сведения по форме СЗВ-М по исходной форме за июль-декабрь 2020 года, январь 2021 года без указания в них застрахованного лица ФИО1 представлены в установленный срок. Сведения за март 2021 года, представленные 02.04.2021, содержали сведения о работающем пенсионере.
Полагая, что в представленных сведениях на 1 работающего пенсионера (ФИО1) корректная информация для осуществления персонифицированного учета за июль-декабрь 2020 года, январь 2021 года представлена несвоевременно, фондом был зафиксирован факт прекращения работы указанного лица и в соответствии с положениями статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Закон №400-ФЗ), решением от 15.09.2020 установлен размер страховой пенсии по старости с учетом повышения фиксированной выплаты, произведен перерасчет размера пенсии с учетом индексации, начиная с июля 2020 года по март 2021 года в размере 10 447,89 руб. Указанные суммы выплачены застрахованному лицу, согласно представленному лицевому счету, содержащему историю выплат (л.д. 80-83).
После поступления от страхователя 12.03.2021, 13.03.2021 отчетов по форме СЗВ-М за июль – декабрь 2020 года, январь 2021 года фондом установлено, что проведенные выплаты были необоснованными, а за период с июля 2020 года по март 2021 года указанному работающему пенсионеру излишне перечислено 10 447,89 руб., о чем дано заключение о несвоевременном отражении данных о факте работы на ИЛС ЗЛ от 12.04.2021, составлен протокол о выявлении излишне выплаченных пенсионеру сумм пенсии от 28.04.2021.
Учитывая, что несвоевременное предоставление страхователем отчетов по форме СЗВ-М о работающем пенсионере повлекло причинение ущерба бюджету фонда в виде неправомерно выплаченных застрахованному лицу сумм, истец направил в адрес ответчика претензионное письмо о возмещении излишне выплаченной пенсии.
Поскольку ответчиком в добровольном порядке истребованные денежные средства не возвращены, истец обратился в арбитражный суд.
С учетом установленных обстоятельств суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 48 АПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) 01.10.2021 прекратило деятельность в качестве юридического лица путем реорганизации в форме присоединения к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Забайкальскому краю.
Согласно пункту 2 статьи 58 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица.
Поскольку в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о прекращении деятельности заявителя в связи с реорганизацией в форме присоединения к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Забайкальскому краю, суд приходит к выводу, что указанное юридические лицо является правопреемником истца по настоящему делу.
Учитывая вышеизложенное, в соответствии со статьей 48 АПК РФ следует произвести процессуальное правопреемство путем замены Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) на его правопреемника – Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Забайкальскому краю.
По существу заявленных требований суд приходит к следующим выводам.
Пунктом 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) определено, что судебной защите подлежат оспоренные или нарушенные права.
Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса.
Статьей 12 ГК РФ установлено, что защита нарушенных прав осуществляется, в том числе, путем возмещения убытков.
В соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ) ответчик является страхователем по обязательному пенсионному страхованию и состоит на учете в Государственном учреждении - Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чите Забайкальского края (межрайонное).
В силу части 1 статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон №400-ФЗ) пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 №167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5-8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Частью 3 статьи 26.1 Закона №400-ФЗ установлено, что пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 №167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5-8 статьи 16 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности, за период начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности.
Частью 4 статьи 26.1 Закона №400-ФЗ установлено, что уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом №400-ФЗ, в целях реализации положений частей 1 - названной статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно пункту 36 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 22.04.2020 N 211н территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации проверяет индивидуальные сведения, сведения о трудовой деятельности и вносит их на индивидуальные лицевые счета застрахованных (зарегистрированных) лиц ежемесячно - в течение месяца со дня получения территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации сведений, представленных страхователем в соответствии с пунктами 2.2 и 2.4 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ.
Пунктом 2.2 статьи 11 Закона №27-ФЗ установлено, что страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Предусмотренные пунктом 2.2 статьи 11 Закона №27-ФЗ сведения предоставляются по форме "Сведения о застрахованных лицах" (форма СЗВ-М), утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда России от 01.02.2016 №83п.
Согласно части 1 статьи 28 Закона №400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Таким образом, на ответчика в силу норм закона возложена обязанность своевременного предоставления сведений по форме "Сведения о застрахованных лицах" (форма СЗВ-М) в установленный законом период.
В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 статьи 28 Закона №400-ФЗ, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 3 статьи 28).
Порядок и условия возмещения причиненного ущерба установлены главой 59 ГК РФ "Обязательства вследствие причинения вреда".
Согласно статье 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
В силу положения статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Таким образом, основанием для возложения гражданско-правовой ответственности за причинение вреда является совокупность следующих юридически значимых обстоятельств: наличие убытков и доказанность их размера; противоправное поведение причинителя вреда; причинно-следственная связь между действиями (бездействием) причинителя вреда и возникшими у потерпевшего убытками. При отсутствии хотя бы одного из перечисленных условий привлечение к имущественной ответственности не представляется возможным.
В соответствии с пунктами 12, 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 №25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Статьей 1102 ГК РФ установлено, что лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 названного Кодекса.
При этом в силу пункта 3 статьи 1109 ГК РФ суммы пенсии, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения.
В части 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ указано, что при выявлении обстоятельств, влекущих уменьшение сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, в связи с непредставлением страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 закона N 27-ФЗ, решение органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, пересматривается без удержания излишне выплаченных сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).
Таким образом, действующее законодательство не допускает возложение на застрахованное лицо обязанности по возмещению пенсионному фонду возникшего в результате необоснованного назначения трудовой пенсии перерасхода средств на выплату трудовых пенсий при отсутствии недобросовестности со стороны получателя пенсии и счетной ошибки.
Согласно части 6 статьи 26.1 Закона №400-ФЗ решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированный выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи Закона №27-ФЗ.
Частью 7 статьи 26.1 Закона №400-ФЗ установлено, что суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 данной статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи.
Пунктом 88 Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии", утвержденных приказом Минтруда России от 17.11.2014 №885н (далее - Правила) установлено, что в случаях, предусмотренных частями 9 и 10 статьи 26.1 Федерального закона "О страховых пенсиях", а также в случае учета на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 Федерального закона "О страховых пенсиях" и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 Федерального закона "О страховых пенсиях" сведений о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Федерального закона "О страховых пенсиях".
При этом в случае, предусмотренном частью 10 статьи 26.1 Закона №400-ФЗ, выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 статьи 26.1 Закона №400-ФЗ, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором выносится решение, предусмотренное пунктом 88 Правил, без удержания за прошлое время (пункт 90 Правил).
В силу статьи 8 Закона № 27-ФЗ контроль за достоверностью индивидуальных сведений, представляемых страхователями в Пенсионный фонд, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда.
В соответствии с частью 4 статьи 28 Закона N 400-ФЗ в случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Установление указанной пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка.
В соответствии со статьей 1064 ГК РФ лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Согласно статье 1083 ГК РФ, если грубая неосторожность самого потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда, в зависимости от степени вины потерпевшего и причинителя вреда размер возмещения должен быть уменьшен. При грубой неосторожности потерпевшего и отсутствии вины причинителя вреда в случаях, когда его ответственность наступает независимо от вины, размер возмещения должен быть уменьшен или в возмещении вреда может быть отказано, если законом не предусмотрено иное. Суд может уменьшить размер возмещения вреда, причиненного гражданином, с учетом его имущественного положения, за исключением случаев, когда вред причинен действиями, совершенными умышленно.
Таким образом, наличие вины, ее степень, наличие причинно-следственной связи между действиями лица, к которому заявлены требования о возмещении вреда, и размером требуемой суммы являются существенными для дела обстоятельствами.
Из материалов дела следует, что приказом страхователя прекращено действие служебного контракта с ФИО1, 01.06.2020 он освобожден от замещаемой должности рабочего по комплексному обслуживанию и ремонту зданий (л.д. 124).
Апелляционным определением Забайкальского краевого суда от 01.03.2021 по делу по заявлению ФИО1 о признании незаконным, в том числе приказа об увольнении, решение Железнодорожного районного суда г. Читы от 03.06.2020 отменено, признан незаконным и отменен приказ № 38-лс от 01.06.2020 об увольнении, ФИО1 восстановлен в должности с 02.06.2020 (л.д. 113-116).
Страхователь 12.03.2021, 13.03.2021 представил дополнительные корректирующие сведения в отношении указанного лица за июль-декабрь 2020 года, январь 2021 года.
Сведения по форме СЗВ-М (тип исходная) за период с июля по декабрь 2020 года, январь 2021 года были представлены ответчиком в установленный законом срок.
В связи с тем, что на момент направления указанных сведений застрахованное лицо работником не являлось, в сведениях по форме СЗВ-М за указанный период страхователь обоснованно не указывал его в качестве работающего пенсионера.
Так как в период с июля 2020 года по март 2021 года между ответчиком и ФИО1 отсутствовали трудовые отношения, застрахованное лицо восстановлено в должности апелляционным определением только 01.03.2021, представленные сведения на момент их предоставления соответствовали действительности.
Следовательно, в действиях ответчика отсутствовал факт противоправности поведения при непредставлении в Пенсионный фонд сведений в отношении физического лица за период с июля по декабрь 2020 года, январь 2021 года.
Поскольку с 02.06.2020 работник был уволен, в сведениях по форме СЗВ-М с июля по декабрь 2020 года, январь 2021 года ответчик обоснованно не указывал его в качестве работающего пенсионера, соответственно ФИО1 имел право на получение суммы пенсии и иных выплат с учетом индексации (увеличения) за указанный период.
В связи с этим, Пенсионным фондом на законном основании производились пенсионные выплаты с учетом индексации.
Ссылка истца на судебный акт суда общей юрисдикции, которым установлено отсутствие правовых оснований для увольнения работника по указанному в приказе об увольнении основанию, отклоняется судом, поскольку предоставление сведений по форме СЗВ-М без указания данного лица в качестве работника до вынесения решения суда о восстановлении указанного лица в должности не может квалифицироваться как представление недостоверных сведений в соответствии положениями статьи 28 Закона N 400-ФЗ.
На основании пункта 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции" согласно положениям части 1 статьи 209 и части 5 статьи 329 ГПК РФ апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, то есть немедленно со дня его объявления судом апелляционной инстанции в зале судебного заседания.
Объявление в судебном заседании суда апелляционной инстанции только резолютивной части апелляционного определения и отложение составления мотивированного апелляционного определения в пределах установленного законом срока для соответствующей категории дел не изменяют дату его вступления в законную силу. В то же время судья-председательствующий применительно к статье 193 ГПК РФ в судебном заседании разъясняет лицам, участвующим в деле, порядок ознакомления с мотивированным апелляционным определением. В мотивированном определении должно быть указано, когда оно изготовлено в окончательной форме.
Законодательство в настоящее время не предусматривает срок корректировки сведений по форме СЗВ-М в случае возникновения у страхователя обстоятельств, влекущих необходимость их корректировки.
Вместе с тем срок составления и представления страхователем отчетности по форме СЗВ-М в силу п.2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ составляет 15 календарных дней с момента окончания отчетного периода, в свою очередь, Пенсионному фонду РФ представляется 1 месяц на проверку отчетности и принятие решения о корректировке размера пенсии (ч. 6 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ).
Согласно пункту 34 ранее действовавшей Инструкции
о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах (утв. приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14.12.2009 N 987н) в случае обнаружения ошибок в представленных в территориальный орган фонда формах документов индивидуального (персонифицированного) учета страхователь в двухнедельный срок со дня обнаружения ошибок представляет исправленные формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в территориальный орган фонда и выдает застрахованному лицу копию уточненных индивидуальных сведений.
Суд с учетом принципа аналогии закона, согласно которому в случае отсутствия нормы права, регулирующей отношения, применяется норма, регулирующая сходные отношения, полагает, что у работодателя возникла обязанность представить в Пенсионный фонд сведения об указанном работнике не позднее срока для представления сведений за отчетный период, в котором указанное лицо восстановлено на работе.
Страхователь представил сведения не позднее срока для представления сведений за отчетный период, в котором указанное лицо восстановлено на работе.
Требование нормы статьи 396 Трудового кодекса РФ о немедленном исполнении решения о восстановлении на работе незаконно уволенного работника в указанной ситуации, по мнению суда, не влечет обязанности по одномоментному немедленному уточнению всех форм отчетности в отношении восстановленного в судебном порядке работника.
Совокупность обстоятельств, необходимых для возложения на ответчика ответственности в виде возмещения убытков, а именно то, что излишняя выплата была осуществлена исключительно по вине ответчика, наличие причинно-следственной связи между действиями ответчика и возникновением убытков, истцом не доказана.
К схожим выводам пришли суды при рассмотрении дел № А44-5669/2020, N А56-82904/2020, N А35-10649/2019, N А35-10649/2019, № А59-6532/2021.
Более того, истцом вынесены решения об отказе в привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) у чете в системе обязательного пенсионного страхования от 20.05.2021, в которых зафиксировано отсутствие оснований для привлечения страхователя к ответственности за несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-М на работающего пенсионера за спорные периоды в связи с его восстановлением на работе в судебном порядке и своевременным представлением отчетности (л.д. 117-123).
При этом состав правонарушения, предусмотренный статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", а именно непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, идентичен составу гражданского правонарушения, предусмотренного статьей 28 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", а именно представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 настоящего Федерального закона.
Основания для удовлетворения требований отсутствуют.
Руководствуясь статьями 48, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Произвести замену истца по делу №А78-9171/2021 с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) на его правопреемника – Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Забайкальскому краю.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвёртый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня принятия через Арбитражный суд Забайкальского края.
Судья О.В. Новиченко