АРБИТРАЖНЫЙ СУДЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ-ЧУВАШИИ428000, Чувашская Республика, г. Чебоксары, проспект Ленина, 4 http://www.chuvashia.arbitr.ru/ | |||
Именем Российской Федерации | |||
Р Е Ш Е Н И Е | |||
г. Чебоксары | Дело № А79-8246/2018 | ||
июня 2019 года | |||
Резолютивная часть решения объявлена 03 июня 2019 года.
Полный текст решения изготовлен 10 июня 2019 года.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии в составе судьи Павловой О.Л. , при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Донской И.А., рассмотрев в заседании суда дело по заявлению
индивидуального предпринимателя ФИО1, ОГРНИП <***>, Россия 429360, с. Шыгырдан Батыревского района Чувашской Республики,
к Министерству природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, ИНН <***>, ОГРН <***>, Россия 428021, г. Чебоксары, Чувашская Республика, ул. Ленинградская д. 33
о признании недействительным приказа от 03.07.2018 № 607, восстановлении нарушенных прав,
при участии: не участвовали, извещены надлежащим образом,
установил:
индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – заявитель, ИП ФИО1) обратился в арбитражный суд с заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Чувашской Республики (далее – Минприроды Чувашии) о признании недействительным приказа от 03.07.2018 № 607, обязании Минприроды Чувашии в течение 5 календарных дней с даты вступления решения суда в законную силу издать приказ об утверждении положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов по использованию лесного участка с кадастровым номером 21:06:000000:83/2 площадью 47,5 га, арендуемого ИП ФИО1 для заготовки древесины в квартале 99, выделах 28, 31, квартале 100 выделах 18, 22, 23, квартале 114, выделах 22, 23, 24, 32, 33, 34, квартале 115, выделах 1, 4, 10, 17, 18, 26 Соловьевского участкового лесничества Алатырского лесничества.
Заявленные требования мотивированы тем, что на основании договора аренды земельного участка от 17.06.2016 № 01-102/1 заявителю передан лесной участок с кадастровым номером 21:06:000000:83/2 в целях выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых – разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых Соловьевского проявления строительных песков.
На основании договора аренды лесного участка от 06.09.2017 № 01-102/2 ИП ФИО1 предоставлен в пользование вышеуказанный земельный участок для заготовки древесины.
Приказом Минприроды Чувашии от 03.07.2018 № 607 утверждено отрицательное заключение экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов по использованию лесного участка с кадастровым номером 21:06:000000:83/2, разработанного на основании договора аренды лесного участка от 06.09.2017 № 01-102/2.
Как указывает заявитель, заключение экспертной комиссии не содержит указание на конкретные положения, противоречащие законодательству Российской Федерации.
Законодательством не установлен прямой запрет на выполнение работ по заготовке древесины на лесном участке, который ранее предоставлен для разработки месторождений полезных ископаемых.
Заявитель считает, что поскольку ранее приказом Минприроды Чувашии дано положительное заключение на проект освоения лесов по использованию лесного участка с кадастровым номером 21:06:000000:83/2 для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых по договору аренды лесного участка от 17.06.2016 № 01-102/1, то согласование проекта освоения лесов, представленного тем же арендатором, но в других целях, является достаточным основанием.
Кроме того, оспариваемый приказ утвердил отрицательное заключение с новыми причинами отказа, не указанными ранее в приказе от 26.10.2017
№ 1062.
Стороны о дате и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом, явку своих представителей в суд не обеспечили, ходатайств не представили.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 27.05.2019 по 03.06.2019.
На основании статей 123, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в отсутствие сторон.
Исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, между Минприроды Чувашии (Арендодатель) и ИП ФИО1 (Арендатор) заключен договор аренды лесного участка от 17.06.2016 № 01-102/1 (далее - договор от 17.06.2016
№ 01-102/1), по условиям которого Арендодатель обязуется предоставить, а Арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, имеющий характеристики: площадь 47,5 га, местоположение: Чувашская Республика, Алатырский район, Алатырское лесничество, Соловьевское участковое лесничество, квартал 99, выдела 28, 31, квартал 100 выдела 18, 22, 23, квартал 114 выдела 22, 23, 24, 32, 33, 34, квартал 115 выдела 1, 4, 10, 17, 18, 26, являющийся частью лесного участка, находящегося по адресу: Чувашская Республика – Чувашия, район Алатырский, Алатырский лесхоз, Алатырское лесничество квартала с 1 по 118, Безднинское лесничество квартала с 1 по 169, Пригородное лесничество квартала с 1 по 100, Соловьевское лесничество квартал с 1 по 173, Шумское лесничество квартала с 1 по 99, с кадастровым номером 21:06:000000:83. Номер учетной записи в государственном лесном реестре 102-2013-10 (пункты 1, 2 договора от 17.06.2016 № 01-102/1).
В соответствии с пунктом 4 договора от 17.06.2016 № 01-102/1 Арендатору передается лесной участок в целях выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых – для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых Соловьевского проявления строительных песков, расположенного на северо-восточной окраине с. Соловьевский, в 23 км юго-восточнее г. Алатырь Алатырского района Чувашской Республики.
Срок действия настоящего договора устанавливается с даты государственной регистрации права аренды лесного участка по 01.08.2038 (пункт 22 договора от 17.06.2016 № 01-102/1)
Во исполнение условий договора от 17.06.2016 № 01-102/1 лесной участок передан Арендатору по акту приема-передачи от 17.06.2016 (приложение № 5 к договору от 17.06.2016 № 01-102/1).
Приказом Минприроды Чувашии от 02.09.2016 № 965 утверждено положительное заключение экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов на проект освоения лесов по использованию лесного участка площадью 47,5 га, арендуемого ИП ФИО1 для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых – разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых Соловьевского проявления строительных песков, расположенного на северо-восточной окраине
с. Соловьевское, в 23 км юго-восточнее г. Алатырь Алатырского района Чувашской Республики в квартале 99, выделах 28, 31, квартале 100 выделах 18, 22, 23, квартале 114 выделах 22, 23, 24, 32, 33, 34, квартале 115 выделах 1, 4, 10, 17, 18, 26 Соловьевского участкового лесничества Алатырского лесничества, разработанного на основании договора аренды лесного участка от 17.06.2016 № 01-102/1, зарегистрированного в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике 08.07.2016, номер регистрации 21-21/001-21/001/018/2016-6550/1.
Также между Минприроды Чувашии (Арендодатель) и ИП ФИО1 (Арендатор) заключен договор аренды лесного участка от 06.09.2017
№ 01-102/2 (далее – договор от 06.09.2017 № 01-102/2), по условиям которого Арендодатель обязуется предоставить, а Арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, имеющий характеристики: площадь 47,5 га, местоположение: Чувашская Республика - Чувашия, Алатырский район, Алатырское лесничество, Соловьевское участковое лесничество, квартал 99, выдела 28, 31, квартал 100 выдела 18, 22, 23, квартал 114 выдела 22, 23, 24, 32, 33, 34, квартал 115 выдела 1, 4, 10, 17, 18, 26, кадастровый номер 21:06:000000:83/2. Номер учетной записи в государственном лесном реестре 102-2013-10 (пункты 1, 2 договора от 06.09.2017 № 01-102/2).
В соответствии с пунктом 4 договора от 06.09.2017 № 01-102/2 Арендатору передается лесной участок в целях использования лесов для заготовки древесины.
Срок действия настоящего договора устанавливается с даты государственной регистрации права аренды лесного участка по 01.08.2038 (пункт 23 договора от 06.09.2017 № 01-102/2).
Во исполнение условий договора от 06.09.2017 № 01-102/2 лесной участок передан Арендатору по акту приема-передачи от 06.09.2017 (приложение № 6 к договору от 06.09.2017 № 01-102/2).
16.10.2017 ИП ФИО1 представил в Минприроды Чувашии проект освоения лесов для проведения государственной экспертизы.
Приказом Минприроды Чувашии от 26.10.2017 № 1062 утверждено отрицательное заключение экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов по использованию лесного участка с кадастровым номером 21:06:000000:83/2, площадью 47,5 га, арендуемого ИП ФИО1 для заготовки древесины в квартале 99, выделах 28, 31, квартале 100 выделах 18, 22, 23, квартале 114 выделах 22, 23, 24, 32, 33, 34, квартале 115 выделах 1, 4, 10, 17, 18, 26, Соловьевского участкового лесничества Алатырского лесничества, разработанного на основании договора аренды лесного участка от 06.09.2017 № 01-102/2, зарегистрированного в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике 20.09.2017, номер регистрации 21:06:000000:83/2-21/001/2017-1.
Согласно заключению экспертной комиссии в таблице 31 ведомости лесотаксационных выделов, в которых проектируется заготовка древесины, указана вырубаемая площадь 46,11 га, в которую включены площади ОЗУ: квартал 114 выделы 23, 24 площадью 2,37 га, кубомасса 529 куб.м., квартал 115 выделы 10, 17, 18 площадью 1,34 га, кубомасса 367 куб.м. В соответствии с пунктом 27 Приказа от 14.12.2010 № 485 «Об утверждении особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в водоохранных зонах, лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, ценных лесов, а также лесов, расположенных на особо защитных участках лесах лесов», на особо защитных участках лесов проведение выборочных рубок допускается только в целях вырубки погибших и поврежденных лесных насаждений.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 21.06.2018, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2018 по делу № А79-168/2018 ИП ФИО1 отказано в удовлетворении заявления о признании приказа Минприроды Чувашии от 26.10.2017 № 1062 недействительным.
Далее заявителем был разработан новый проект освоения лесов и представлен в Минприроды Чувашии для проведения государственной экспертизы.
Приказом Минприроды Чувашии от 03.07.2018 № 607 утверждено отрицательное заключение экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов по использованию лесного участка с кадастровым номером 21:06:000000:83/2, площадью 47,5 га, арендуемого ИП ФИО1 для заготовки древесины в квартале 99, выделах 28, 31, квартале 100 выделах 18, 22, 23, квартале 114 выделах 22, 23, 24, 32, 33, 34, квартале 115 выделах 1, 4, 10, 17, 18, 26, Соловьевского участкового лесничества Алатырского лесничества, разработанного на основании договора аренды лесного участка от 06.09.2017 № 01-102/2, зарегистрированного в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике 20.09.2017, номер регистрации 21:06:000000:83/2-21/001/2017-1.
Согласно заключению экспертной комиссии в таблице 31 проекта освоения лесов в ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируется заготовка древесины, включены выдел 32 квартала 114, выделы 1 и 4 квартала 115, которые ранее были запроектированы в рубку лесных насаждений на основании договора аренды лесного участка от 17.06.2016 № 01-102/1, проекта освоения лесов, утвержденного Приказом Минприроды Чувашии от 02.09.2016 № 965 и лесной декларации от 26.09.2016. Таким образом, экспертная комиссия пришла к выводу о недопустимости повторного включения вышеуказанных участков для заготовки древесины.
Посчитав данный приказ Минприроды Чувашии незаконным, ИП ФИО1 обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав имеющиеся в деле доказательства, дав им оценку в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными решений государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 9 Лесного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, право безвозмездного пользования таким лесным участком, а также право аренды такого лесного участка возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно статье 88 Лесного кодекса Российской Федерации лица, которым лесные участки предоставлены в аренду составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса. Состав проекта освоения лесов, порядок его разработки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки утверждены приказом Рослесхоза от 29.02.2012 № 69.
Частью 1 статьи 89 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 28 Приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 № 69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки», проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, в соответствии со статьей 12 Лесного кодекса Российской Федерации на основании договора аренды лесного участка, свидетельства о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), материалов государственного лесного реестра, документов территориального планирования, а также иных специальных обследований.
Приказом Минприроды России от 26.09.2016 № 496 утвержден Порядок государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов (далее – Порядок № 496).
Согласно пункту 2 Порядка № 496 государственная или муниципальная экспертиза проекта освоения лесов (далее - экспертиза) проводится органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с принятыми административными регламентами предоставления государственной и муниципальной услуг на основании заявления, указанного в пункте 5 Порядка, в пределах полномочий в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации.
Целью экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации (пункт 3 Порядка № 496).
Результат экспертизы оформляется в виде заключения, утверждаемого органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах полномочий в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса. Заключение экспертизы может быть положительным либо отрицательным (пункт 9 Порядка № 496).
В соответствии с пунктом 10 Порядка № 496 положительное заключение экспертизы оформляется в случае соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, регулирующего лесные отношения, соответствия мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации.
Отрицательное заключение экспертизы оформляется в случае несоответствия проекта освоения лесов вышеуказанным требованиям и должно содержать указание на конкретные положения, противоречащие законодательству Российской Федерации, а также положения, не соответствующие целям и видам освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, а также содержать указание о необходимости соответствующей доработки.
Обстоятельства дела свидетельствуют о том, что в результате государственной экспертизы проекта освоения лесов ИП ФИО1, разработанного на основании договора аренды лесного участка от 06.09.2017 № 01-102/2, экспертная комиссия указала, что в таблице 31 проекта освоении лесов в ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируется заготовка древесины, включены выдел 32 квартала 114, выделы 1 и 4 квартала 115, которые ранее были запроектированы в рубку лесных насаждений на основании договора аренды лесного участка от 17.06.2016
№ 01-102/1, проекта освоении лесов, утвержденного Приказом Минприроды Чувашии от 02.09.2016 № 965 и лесной декларации от 26.09.2016. Таким образом, экспертная комиссия пришла к выводу о недопустимости повторного включения вышеуказанных участков для заготовки древесины.
Из спорного проекта освоения лесов (т.1 л.д. 120-159, т.2 1-55) усматривается, что в таблице 31 проекта освоении лесов в ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируется заготовка древесины (т.2 л.д. 34) включены выдел 32 квартала 114, выделы 1 и 4 квартала 115.
Согласно проекту освоения лесов ИП ФИО1, разработанного на основании договора аренды лесного участка от 17.06.2016 № 01-102/1, по которому вынесено положительное заключение экспертизы, утвержденного приказом Минприроды Чувашии от 02.09.2016 № 965 (т.1 л.д. 46 обор. стор.- 101) выдел 32 квартала 114, выделы 1 и 4 квартала 115 запроектированы в рубку лесных насаждений.
В соответствии с лесной декларацией от 26.09.2016 ИП ФИО1, являющийся арендатором по договору аренды лесного участка от 17.06.2016 № 01-102/1 заявляет, что с 06.10.2016 по 05.10.2017 использует леса для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых – разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых Соловьевского проявления строительных песков, расположенного на северо-восточной окраине
с. Соловьевское, в 23 км юго-восточнее г. Алатырь Алатрыского района Чувашской Республики на лесном участке, предоставленном в аренду Алатырского лесничества (Соловьевского участкового лесничества) Чувашской Республики.
В части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации перечислены виды использования лесов, в том числе заготовка древесины (пункт 1), осуществление геологического изучения недр, разведка и добыча полезных ископаемых (пункт 11).
Для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду (часть 2 статьи 43 Лесного кодекса Российской Федерации), при этом использование лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии со статьей 21 Лесного кодекса Российской Федерации, согласно части 5 которой допускаются выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов, в целях осуществления работ по геологическому изучению недр и разработки месторождений полезных ископаемых.
Согласно части 1 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации рубками лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан в лесах) признаются процессы их валки (в том числе спиливания, срубания, срезания), а также иные технологически связанные с ними процессы (включая трелевку, частичную переработку, хранение древесины в лесу).
Согласно части 2 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации для заготовки древесины, если иное не установлено настоящим Кодексом, допускается осуществление рубок:
1) спелых, перестойных лесных насаждений;
2) средневозрастных, приспевающих, спелых, перестойных лесных насаждений при вырубке погибших и поврежденных лесных насаждений, уходе за лесами;
3) лесных насаждений любого возраста на лесных участках, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов, предусмотренных статьями 13, 14 и 21 настоящего Кодекса.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.07.2010
№ 2111/10, системное толкование указанных норм законодательства показывает, что ограничение, как по виду лесопользования, так и по числу лесопользователей возникает только в том случае, когда одновременное многоцелевое лесопользование одним земельным участком невозможно.
В рассматриваемом случае в спорный проект включены лесные участки (выдел 32 квартала 114, выделы 1 и 4 квартала 115) для заготовки древесины, по которым ранее Приказом Минприроды Чувашии от 02.09.2016 № 965 утвержден проект освоения лесов по договору от 17.06.2016 № 01-102/1.
Согласно статье 17 ЛК РФ рубки лесных насаждений осуществляются в форме выборочных рубок или сплошных рубок. Выборочными рубками являются рубки, при которых на соответствующих землях или земельных участках вырубается часть деревьев и кустарников. Сплошными рубками признаются рубки, при которых на соответствующих землях или земельных участках вырубаются лесные насаждения с сохранением для воспроизводства лесов отдельных деревьев и кустарников или групп деревьев и кустарников. Запрещаются сплошные рубки в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Таким образом, включив в спорный проект выдел 32 квартала 114, выделы 1 и 4 квартала 115 для заготовки древесины, заявителем допущена возможность повторной рубки одних и тех же лесных насаждений, что в силу действующего законодательства недопустимо.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу, что основания для признания недействительным приказа от 03.07.2018 № 607 отсутствуют.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
На основании изложенного в удовлетворении заявления ИП ФИО1 следует отказать.
Расходы по уплате государственной пошлине относятся на заявителя по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 167 – 170, 176, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
в удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя ФИО1 отказать.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд, г. Владимир, в течение месяца с момента его принятия.
Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Волго-Вятского округа,
г. Нижний Новгород, при условии, что оно было предметом рассмотрения Первого арбитражного апелляционного суда или Первый арбитражный апелляционный суд отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Кассационная жалоба может быть подана в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемых решения, постановления арбитражного суда.
Жалобы подаются через Арбитражный суд Чувашской Республики – Чувашии.
Судья | О.Л. Павлова |