Арбитражный суд Чукотского автономного округа
улица Ленина, дом 9а, Анадырь, 689000,
www.chukotka.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Анадырь Дело № А80-396/2019
03 октября 2019 года
Резолютивная часть объявлена 03.10.2019
В полном объеме изготовлено 03.10.2019
Арбитражный суд Чукотского автономного округа в составе: Овчинниковой М.Ю., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению от 15.07.2019 № 01-05-09/2406
Департамента финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к обществу с ограниченной ответственностью «Млада» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о взыскании бюджетных средств в размере 500000 руб., предоставленных в форме гранта,
при участии:
от истца - представитель ФИО1 по доверенности от 31.08.2018 № 05-01-16/26;
от ответчика - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
установил:
Департамент финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа (далее - истец, Департамент, грантодатель) обратился в Арбитражный суд Чукотского автономного округа с исковым заявлением от 15.07.2019 № 01-05-09/2406 к обществу с ограниченной ответственностью «Млада» (далее - ответчик, ООО «Млада», общество, грантополучатель) о взыскании 500000 руб., предоставленных в форме гранта по Соглашению № 05-01-08/59 от 30.06.2017.
В соответствии с частью 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса считаются извещенными надлежащим образом, если к началу судебного заседания, совершения отдельного процессуального действия арбитражный суд располагает сведениями о получении адресатом копии определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, направленной ему в порядке, установленном настоящим Кодексом, или иными доказательствами получения лицами, участвующими в деле, информации о начавшемся судебном процессе.
Лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса также считаются извещенными надлежащим образом арбитражным судом, если, несмотря на почтовое извещение, адресат не явился за получением копии судебного акта, направленной арбитражным судом в установленном порядке, о чем организация почтовой связи уведомила арбитражный суд (пункт 2 части 4 статьи 123 АПК РФ).
Определением суда от 18.07.2019 исковое заявление Департамента о взыскании бюджетных средств принято к производству суда.
Указанное определение 19.07.2019 опубликовано в информационно- телекоммуникационной сети Интернет на сайте https://kad.arbitr.ru/ в разделе «Картотека».
Определение направлено судом ООО «Млада» по адресу, указанному в выписке из ЕГРЮЛ, однако конверт (идентификационный номер 68900037653511) возвращен организацией почтовой связи в связи с истечением срока хранения «Судебных» заказных писем, в соответствии с особыми условиями порядка приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений, утвержденного приказом федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» от 17.05.2012 № 114-п.
Аналогичным образом направлялось определение о назначении судебного разбирательства от 29.09.2019 (идентификационный номер 68900038016353).
Корреспонденция возвращена узлом почтовой связи по причине истечения срока хранения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.
Сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи, с чем она была возвращена по истечении срока хранения.
При таких обстоятельствах судом соблюдены требования к извещению ООО «Млада» о рассматриваемом судебном процессе.
Дело рассматривается в отсутствие представителя ответчика, в соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ.
В соответствии с пунктом 4 статьи 131 АПК РФ в случае, если в установленный судом срок ответчик не представит отзыв на исковое заявление, арбитражный суд вправе рассмотреть дело по имеющимся в деле доказательствам. В связи с этим дело рассматривается по доказательствам, представленным в материалы дела истцом.
Как следует из материалов дела, конкурсной комиссией по подведению итогов на оказание поддержки начинающим малым предприятиям на создание собственного дела в Чукотском автономном округе (протокол № 2 от 28.06.2017), в рамках реализации мероприятий подпрограммы «Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства» Государственной программы «Стимулирование экономической активности населения Чукотского автономного округа на 2014-2019 годы», в соответствии с Порядком предоставления государственной поддержки начинающим малым предприятиям на создание собственного дела в Чукотском автономном округе, утвержденным постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 15.05.2014 № 218 (далее - Порядок предоставления поддержки), принято решение о предоставлении гранта ООО «Млада».
30.06.2017 между Департаментом (грантодатель) и ООО «Млада» (грантополучатель) заключено Соглашение № 05-01-08/59 о предоставлении субсидии в форме гранта (далее - Соглашение).
По заключенному Соглашению Департамент за счет бюджетных средств оказывает обществу финансовую поддержку в виде гранта на создание собственного дела и реализацию проекта «Открытие диетической кулинарии и детской молочной кухни» (пункт 1.1 Соглашения).
Сумма субсидии определена в размере 500000 руб. (пункт 1.3 Соглашения).
В целях контроля целевого использования бюджетных средств получатель гранта обязан вести учет использования Субсидии и представлять грантодателю ежеквартально, начиная с отчета за 3 квартал 2017 года, в срок до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом: отчет о ходе реализации Проекта вместе с аналитической информацией; фотографии, подтверждающие целевое использование Субсидии; полные и достоверные отчетные данные об использовании Субсидии с приложением копий подтверждающих платежных и иных документов и ряд других документов (пункт 3.2.4 Соглашения).
Кроме этого, по итогам реализации Проекта в срок не позднее 20.09.2018 грантополучателем должен быть предоставлен итоговый отчет о результатах реализации Проекта; отчет о достижении показателей результативности, указанных в пункте 3.2.3 настоящего Соглашения по форме, установленной приложением 3 к Соглашению, копия налоговой декларации за отчетный период, дополнительные сведения по запросу грантодателя.
Пунктом 4.3 Соглашения определен случай, при котором сумма гранта в полном объеме подлежит возврату: в случае его нецелевого использования, при отсутствии достижения результатов по реализации проекта до 01.09.2018, в случае несвоевременного представления отчета о целевом использовании субсидии, и остальных нарушениях условий, установленных пунктом 3.2 Соглашения.
В силу пункта 4.1 Соглашения Департамент вправе беспрепятственно осуществлять контроль за целевым использованием получателем бюджетных средств.
Соглашение вступает в силу с момента его подписания и действует до 01.07.2019 (пункт 5.1 Соглашения).
Как указывает истец, в соответствии с представленным истцу бизнес-планом ООО «Млада» планировало открыть диетическую кулинарию и детскую молочную кухню, и для этого по первоначальным отчетам, представляемым в Департамент, часть выделенных денежных средств была израсходована на приобретение оборудования.
Согласно указанным в исковом заявлении сведениям, предпринимательская деятельность, на осуществление которой выдан грант, ответчиком не ведется, отчеты не предоставлялись, отсутствует информация об исполнении обязательства по уплате в бюджетную систему денежных средств в качестве налоговых поступлений, и по организации рабочих мест.
Уведомлениями от 02.02.2018 исх. № 3-02-07/49, от 07.05.2018 исх. № 3-02-07/476, от 27.07.2018 исх. № 3-02-07/2720, общество было проинформировано о нарушениях условий Соглашения, в связи с непредставлением отчетов о ходе реализации проекта на 4 квартал 2017 года, 1 и 2 кварталы 2018 года и ему было указано, что необходимо предоставить грандодателю отчетность, поименованную в Соглашении, либо произвести возврат денежных средств.
Меры, предпринятые истцом для понуждения ответчика к исполнению Соглашения, результатов не принесли, равно, как и попытки во внесудебном порядке понудить общество возвратить полученные бюджетные денежные средства.
Вышеназванные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
В силу статьи 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
В статье 34 БК РФ закреплен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
В соответствии со статьей 38 БК РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В информационном письме от 22.12.2005 № 98 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации» Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что целевой характер выплат проявляется в возложении на получателя бюджетных средств обязанности осуществлять их расходование в соответствии с определенными целями либо, если соответствующие расходы к моменту получения средств из бюджета уже осуществлены получателем, в полном или частичном возмещении понесенных расходов.
В силу пункта 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно, то есть без установления обязательства по возврату. Однако данное требование не действует в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий.
В соответствии с пунктом 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; 4) порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий; 5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
Следовательно, указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий их предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.
Частью 5 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Закон № 209-ФЗ) определено, что поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства представляет собой деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функционирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленные на реализацию мероприятий, предусмотренных федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства (часть 2 статьи 16 Закона № 209-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 17 Закона № 209-ФЗ оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов Российской Федерации, средств местных бюджетов, в том числе путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций.
В силу статьи 7 Закона № 209-ФЗ в целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут предусматриваться меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Постановлениями Правительства Чукотского автономного округа: от 21.10.2013 № 410 «Об утверждении Государственной программы «Стимулирование экономической активности населения Чукотского автономного округа на 2014 -2019 года (с учетом внесенных изменений), от 29.08.2014 № 399 «Об утверждении Порядка субсидирования части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров (работ, услуг)», от 15.05.2014 № 218 «Об утверждении Порядка предоставления государственной поддержки начинающим малым предприятиям и индивидуальным предпринимателям на создание собственного дела в Чукотском автономном округе» предусмотрены условия выдачи грантов, мониторинга хода реализации бизнес-плана, а также условия возврата денежных средств в случае нарушения условий предоставления поддержки, установленных данными Порядками.
В соответствии с пунктом 8.4 Порядка предоставления государственной поддержки начинающим малым предприятиям и индивидуальным предпринимателям на создание собственного дела в Чукотском автономном округе (действующего на дату заключения Соглашения и его окончания), в случае нарушения грантополучателем требований, установленных пунктами 1.4 - 1.7, 1.10, 7.1 настоящего Порядка, и условий заключенного соглашения о предоставлении государственной поддержки; выявления факта представления грантополучателем документов, содержащих недостоверную информацию, субсидии подлежат возврату в полном объеме в окружной бюджет.
Согласно пункту 4.3 Соглашения ответчик принял на себя обязательства возвратить сумму гранта в полном объеме в случае, если сумма гранта использована не по целевому назначению (на цели, не указанные в бизнес-плане) и в случае непредоставления отчетности по реализации бизнес - проекта.
В силу пункта 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в нецелевом использовании финансовыми органами (главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также кредитов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, влечет, в том числе, бесспорное взыскание суммы средств, полученных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, в размере средств, использованных не по целевому назначению, и (или) в размере платы за пользование ими (пункт 3 статьи 306.4 БК РФ).
Факт выявления нарушений требований нормативных актов и условий заключенного Соглашения при использовании средств субсидии подтверждаются материалами дела.
Проанализировав представленные в материалы дела документы по правилам статьи 71 АПРК РФ, суд пришел к выводу, что нарушения носят существенный характер и являются безусловным основанием для возврата предоставленной субсидии.
Так, судом установлено и истцом документально подтверждено, что ответчик не представляет отчеты об использовании субсидии, не отвечает на запросы грантодателя о том - кем, и для каких целей используется оборудование, приобретенное на средства выделенные в форме субсидии. У грантодателя отсутствует информация о том, ведется ли обществом коммерческая деятельность, занимается ли ответчик поиском квалифицированных сотрудников, перечисляются ли налоговые платежи. Обязанность по предоставлению вышеперечисленных сведений возложена Соглашением на общество.
В нарушение требований статьи 65 АПК РФ доказательства наличия существенных обстоятельств, свидетельствующих о невозможности предоставления отчетов об использовании субсидии, материалы дела не содержат и ответчиком не представлены.
Следовательно, истец предоставил в суд все доказательства наличия оснований, предусмотренных пунктом 4.3 Соглашения, для возврата предоставленного гранта.
При таких обстоятельствах исковых требований подлежат удовлетворению.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками государственной пошлины признаются лица, которые выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой.
При таких обстоятельствах, в силу статей 101, 110 АПК РФ с ответчика в доход федерального бюджета подлежит взысканию 13000 руб. государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 101, 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Млада» (адрес (место нахождения): 689000, Чукотский автономный округ, <...>, ОГРН <***>, дата создания и дата регистрации 15.06.2017, ИНН <***>) в пользу Департамента финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа (адрес (место нахождения): 689000 Чукотский автономный округ, <...>, ОГРН <***>, дата регистрации в качестве юридического лица 14.12.2001, ИНН <***>) 500000 (пятьсот тысяч) рублей, предоставленных обществу с ограниченной ответственностью «Млада» в форме гранта по Соглашению от 30.06.2017 № 05-01-08/59.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Млада» (адрес (место нахождения): 689000, Чукотский автономный округ, <...>, ОГРН <***>, дата создания и дата регистрации 15.06.2017, ИНН <***>) в доход федерального бюджета 13000 (тринадцать тысяч) рублей государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Шестой арбитражный апелляционный суд в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также в Арбитражный суд Дальневосточного округа в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 181, статьей 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья М.Ю. Овчинникова