АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
г. Салехард, ул. Республики, д.102, тел. (34922) 5-31-00,
www.yamal.arbitr.ru, e-mail: info@yamal.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Салехард | Дело № А81-8553/2021 |
Резолютивная часть решения изготовлена декабря 2021 года .
Полный текст решения изготовлен декабря 2021 года .
Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе судьи Соколова С.В. , при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кебировой Г.М. , рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению акционерного общества "Россети Тюмень" (ИНН 8602060185, ОГРН 1028600587399) к Департаменту имущественных отношений Администрации города Ноябрьска (ИНН 8905017830, ОГРН 1028900704392) о взыскании 7 802 рублей 73 копеек,
с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Департамента финансов Администрации города Ноябрьска (ИНН <***>, ОГРН <***>),
при участии в судебном заседании:
от истца – представитель не явился;
от ответчика – представитель не явился;
от третьего лица - представитель не явился,
установил:
акционерное общество "Россети Тюмень" (далее - Истец) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с исковым заявлением к Департаменту имущественных отношений Администрации города Ноябрьска (далее – Ответчик) о взыскании 7 802 рублей 73 копеек, в том числе 6 691 рубля 89 копеек неосновательного обогащения за период с 09.10.2018 г. по 31.12.2018 г., 1 110 рублей 84 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 03.12.2018 г. по 16.09.2021 г., с последующим начислением процентов до фактичекского исполнения обязательств.
Определением о принятии заявления к производству от 07.10.2021 г. суд назначил дело к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова представителей лиц, участвующих в деле, в соответствии с нормами главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Указанным определением в соответствии с ч. 3 ст. 228 АПК РФ были установлены сроки для представления соответствующих доказательств и пояснений.
Ответчик представил ходатайство о рассмотрении дела по общим правилам искового производства, обосновав тем, для правильного рассмотрения дела требуется выяснить дополнительные обстоятельства и исследовать дополнительные доказательства. Просит привлечь к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Департамент финансов Администрации города Ноябрьск (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес: 629807, Ямало-Ненецкий автономный округ, <...>).
Истец представил возражения на отзыв, согласно которого с доводами Ответчика не согласен, указывает, что Ответчиком доказательств, подтверждающих необходимость выяснения дополнительных обстоятельств и исследования дополнительных доказательств для перехода к рассмотрению дела по общим правилам искового производства, Ответчиком не представлено. Доводы ДИО о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора - Департамента финансов Администрации города Ноябрьск, не состоятельны, так как их права не затронуты исковым заявлением, какие-либо обязанности на Департамент Истец не возлагает.
Определением от 30 ноября 2021 года суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, по ходатайству Ответчика привлечен Департамент финансов Администрации города Ноябрьск (далее - Департамент; Третье лицо).
От третьего лица поступил отзыв, согласно которого доводы Ответчика, об отказе в удовлетворении исковых требований в части, указанной в отзыве Ответчика, поддерживает. Также заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии его представителей.
Истец представил ходатайство об участии в судебном заседании путем использования сервиса "Онлайн-заседания".
Однако виду возникновения технических неполадок, проведение судебного заседания с использованием сервиса "Онлайн-заседания" стало невозможным.
Вместе с тем, невозможность обеспечения онлайн-участия в судебном заседании по техническим причинам, сама по себе не является препятствием для проведения судебного заседания в отсутствие представителя Истца и для вынесения судебного акта по существу.
Учитывая изложенное, в соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дело по существу в отсутствие представителей сторон по имеющимся документам.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению в заявленном размере.
Как следует из материалов дела, 02.02.2004 между Департаментом (прежнее наименование - Ноябрьский городской комитет по имуществу) (Арендодатель) и АО "Россети Тюмень" (прежнее наименование - ОАО энергетики и электрификации "Тюменьэнерго") (Арендатор) заключен договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности № 39-04 (далее – Договор), в соответствии с которым Арендодатель предоставил Арендатору в пользование земельный участок из земель поселений, с кадастровым номером 89:12:00-00-00:0043, имеющий адресный ориентир: ЯНАО, г. Ноябрьск, участок от ПС "Янга-Яха" до ПС "Владимирская" (ГПП-3), участок от ПС "Владимирская" (ГПП-3) до ПС "Западно-Ноябрьская", общей площадью 1 100 м².
В соответствии с п.3.1. Договора, Арендатор обязуется вносить арендную плату за земельный участок, согласно расчета арендной платы.
10.09.2018 Истец обратился в Администрацию Муниципального образования город Ноябрьск с заявлением об установлении соответствия вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 89:12:000000:43, имеющего адресный ориентир: ЯНАО, город Ноябрьск, участок от ПС "Янга-Яха" до ПС "Владимирская" (ГПП-3), участок от ПС "Владимирская" (ГПП-3) до ПС "Западно-Ноябрьская".
Постановлением Администрации муниципального образования города Ноябрьск от 17.09.2018 № П-980 "Об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков (АО "Тюменьэнерго")" постановлено об установлении для земельного участка с кадастровым номером 89:12:000000:43, имеющего адресный ориентир: ЯНАО, г. Ноябрьск, участок от ПС "Янга-Яха" до ПС "Владимирская" (ГПП-3), участок от ПС "Владимирская" (ГПП-3) до ПС "Западно-Ноябрьская", вида разрешенного использования земельного участка, установленным классификатором видов разрешенного использования – энергетика (код вида разрешенного использования земельного участка 6.7).
09.10.2018 в Единый государственный реестр недвижимости (далее по тексту – ЕГРН) внесены сведения об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 89:12:000000:43 (на "энергетика" код 6.7).
Истец ссылается на Порядок, утвержденный Постановлением Правительства ЯНАО от 08.10.2015 № 953-П "Об утверждении порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Ямало-Ненецкого автономного округа, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемые в аренду без торгов", согласно которому размер ставки арендной платы за земельные участки, вид разрешенного использования которых установлен в соответствии с классификатором, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 года № 540, в муниципальном образовании город Ноябрьск для вида разрешенного использования земельного участка - энергетика установлена ставка арендной платы 1,5%.
20.11.2018 Истец обратился к Ответчику с письмом о произведении перерасчета арендной платы, в том числе по договору №39-04. 23.01.2019 от Ответчика получен ответ что в силу того, что Договор заключен в период до 01.01.2016 осуществление перерасчета арендных платежей с применением формулы, утверждённой Порядком в отношении договоров аренды земельных участков, заключенных в период с 01.01.2016 невозможно.
07.02.2019 Истец повторно обратился к Ответчику о пересмотре порядка расчета арендной платы по Договору. Согласно ответу Ответчика от 19.02.2019, позиция осталась неизменной и в перерасчете арендной платы отказано.
08.02.2019 Истец обратился за разъяснениями по вопросу порядка расчета арендной платы в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в Департамент имущественных отношений ЯНАО, являющийся центральным 3 исполнительным органом государственной власти автономного округа, проводящим политику и осуществляющий исполнительно-распорядительную детальность в том числе в сфере управления, распоряжения, организации учета государственного имущества автономного округа, в том числе земельными участками, находящимися в собственности автономного округа, и иными объектами гражданских прав автономного округа (п.1.1 Постановления Правительства ЯНАО от 23.04.2013 №269-П). В соответствии с ответом Департамента имущественных отношений ЯНАО (13.03.2019 исх.№501-17/1007), перерасчет арендной платы производится с даты внесения сведений в ЕГРН об изменении вида разрешенного использования (подпункт "е" пункта 2.14 Порядка). 15.04.2019 и 19.06.2019 Истец, с учетом разъяснений, полученных от Департамент имущественных отношений ЯНАО направил в адрес Ответчика письмо о произведении перерасчета арендной платы. 22.07.2019 от Ответчика поступило предложение о перезаключении договоров (в том числе и договора №39-04), в отношении земельных участков, по которым был пересмотрен вид разрешенного использования, несмотря на то, что договором аренды предусмотрено исключительное основание изменения арендной платы – п.3.4 "При издании при издании (вступлении в силу) нормативно-правовых актов Российской Федерации, Ямало-Ненецкого автономного округа и органов местного самоуправления, устанавливающих индексацию земельных платежей (базовых ставок земельного налога, базовых размеров арендной платы или коэффициентов, применяемых при расчете арендной платы на землю), арендная плата подлежит перерасчету, не более одного раза в год. При этом "Арендодатель" вправе самостоятельно производить доначисление арендных платежей". Таким образом для перерасчета арендной платы ни заключение дополнительного соглашения, ни заключение нового договора аренды не требуется.
Не согласившись с позицией изложенной Ответчиком в письме от 22.07.2019, Истцом 23.06.2020 направлено повторное письмо о перерасчете арендной платы без перезаключения договоров аренды. 22.07.2020 от Ответчика получено письмо о задержке ответа на обращение. 12.08.2020 Ответчик подтвердил свою позицию о невозможности проведения перерасчета.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения Истца в арбитражный суд с настоящим иском.
На основании частей 1,2 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, а также оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Согласно статьям 9, 65 АПК РФ суд на основе принципа состязательности с учетом представленных сторонами доказательств устанавливает значимые для дела обстоятельства. При этом каждая из сторон несет риск процессуальных последствий непредставления доказательств.
В отзыве Ответчик указывает, что при расчете арендной платы по Договору аренды земельного участка № 39-04 от 02.02.2004 необходимо руководствоваться формулой расчета арендной платы в соответствии с пп. а пункта 2.1. Постановление Правительства ЯНАО от 08.10.2015 № 953-П (ред. от 30.03.2021) "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Ямало-Ненецкого автономного округа, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемые в аренду без торгов" (в редакции, постановления Правительства ЯНАО от 17.08.2017 № 830-П) (далее - Порядок № 953-П) и пунктом 50 Приложения №1 к решению Городской Думы МО город Ноябрьск от 24.12.2015 № 200-Д, в соответствии с которым установлена ставка арендной платы в размере 2,8%.
Пунктом 2.1. Порядка № 953-П (в редакции постановления Правительства ЯНАО от 17.08.2017 №830-П) установлено, что размер арендной платы за использование земельного участка устанавливается договором аренды земельного участка и если федеральным законом или настоящим Порядком не предусмотрен иной порядок определения размера арендной платы, определяется:
а) по договору аренды земельного участка, заключенного до 01.01.2016 по формуле: РАП = УПКС * П * С / 100 * Кд / Кг * Ки * Кк * Ка * Кs;
где: РАП - размер годовой арендной платы (руб.); УПКС - удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка (руб./кв. м); П - площадь земельного участка (кв. м); С - ставка арендной платы: Кг - количество дней в году (365 или 366); Кд - количество дней использования земельного участка в течение календарного года в соответствии с условиями договора аренды земельного участка; Кк - коэффициент, учитывающий категорию земельного участка; Ки - коэффициент использования, учитывающий специфику осуществления деятельности на конкретном земельном участке; Ка - коэффициент, учитывающий категорию арендатора; Ks - коэффициент доли в праве на здание, сооружение или помещение в них, принадлежащей правообладателям здания, сооружения или помещений в них.
б) по договору аренды земельного участка, заключенного с 01 января 2016 года, по формуле: РАП = (КС * С / 100) * Ка * Кд / Кг * Кs.
где: РАП - размер годовой арендной платы (руб.); КС - кадастровая стоимость земельного участка (руб.); С - ставка арендной платы, определенная в соответствии с разделом III настоящего Порядка. Ка - коэффициент аренды; Кг - количество дней в году (365 или 366); Кд - количество дней аренды земельного участка в течение календарного года в соответствии с условиями договора аренды земельного участка; Ks - коэффициент доли в праве на здание, сооружение или помещение в них, принадлежащей правообладателям здания, сооружения или помещений в них.
Таким образом, по состоянию на 2018 год, при расчете арендной платы по договору аренды земельного участка № 39-04 от 02.02.2004, Департамент использовал формулу расчета арендной платы в соответствии с пп. "а" пункта 2.1 Порядка № 953-П (в редакции, действовавшей на момент возникновения правоотношений), поскольку указанный договор аренды был заключен между сторонами до 01.01.2016, а именно 02.02.2004.
Решением Городской Думы МО город Ноябрьск от 24.12.2015 № 200-Д утверждены ставки арендной платы и коэффициенты для расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемые в аренду без торгов.
Пунктом 50 Приложения №1 к решению Городской Думы МО город Ноябрьск от 24.12.2015 № 200-Д (далее - Решение № 200-Д) установлена ставка арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в зависимости от вида фактического использования земельного участка - в данном случае - земельные участки, предназначенные для размещения линейных объектов и сооружений, их обслуживающих (ЛЭП, трубопроводы, линии связи) установлена ставка арендной платы в размере 2,8%.
Пунктом 2.13.13 Приложения № 2 к решению № 200-Д установлены коэффициенты для расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, а именно для земельных участков, предназначенных для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи; размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической деятельности, военных объектов. В данном случае установлена величина коэффициента -1,00.
Таким образом, при расчете арендной платы за 2018 и 2019 годы по договору аренды земельного участка № 39-04 Департаментом были применены ставка арендной платы в размере 2,8 и коэффициент арендной платы -1,00.
При удовлетворении иска в полном объеме суд исходит из следующего.
Подпунктом "е" пункта 2.14. Порядка № 953-П (в редакции постановления Правительства ЯНАО от 17.08.2017 № 830-П) установлен иной порядок определения размера арендной платы, а именно - перерасчет размера годовой арендной платы к договорам аренды земельных участков производится арендодателем в новом размере с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении разрешенного использования земельного участка и не позднее 30 дней с даты поступления (регистрации) в адрес арендодателя выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости направляется заказным письмом с уведомлением арендатору. Основанием для перерасчета является принятие акта об установлении разрешенного использования земельного участка и выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая запрашивается арендодателем в рамках межведомственного информационного взаимодействия самостоятельно.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
При этом, согласно действующему законодательству, применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Разрешенное использование может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, и о его разрешенном использовании в числе других сведений об объекте недвижимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (кадастр недвижимости) в качестве дополнительных сведений (часть 5 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Согласно части 11 статьи 34 Закона № 171-ФЗ, разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с ЗК РФ классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
В силу части 13 статьи 34 Закона № 171-ФЗ по заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения ЕГРН о разрешенном использовании земельного участка.
В силу части 3 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Постановлением Администрации муниципального образования города Ноябрьск от 17.09.2018 № П-980 "Об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков (АО "Тюменьэнерго")" постановлено об установлении для земельного участка с кадастровым номером 89:12:000000:43, имеющего адресный ориентир: ЯНАО, г. Ноябрьск, участок от ПС "Янга-Яха" до ПС "Владимирская" (ГПП-3), участок от ПС "Владимирская" (ГПП-3) до ПС "Западно-Ноябрьская", вида разрешенного использования земельного участка, установленным классификатором видов разрешенного использования – энергетика (код вида разрешенного использования земельного участка 6.7).
В соответствии с п. 3.4. Порядка № 953-П (в редакции постановления Правительства ЯНАО от 17.08.2017 № 830-П), размер ставки арендной платы за земельные участки, вид разрешенного использования которых установлен в соответствии с классификатором, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 года № 540, устанавливается в соответствии с приложением № 5 к настоящему Порядку.
В соответствии с приложением №5 (таблица 5.11) Постановления Правительства ЯНАО от 08.10.2015 № 953-П "Об утверждении порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Ямало-Ненецкого автономного округа, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемые в аренду без торгов", размер ставки арендной платы за земельные участки, вид разрешенного использования которых установлен в соответствии с классификатором, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 года № 540, в муниципальном образовании город Ноябрьск для вида разрешенного использования земельного участка - энергетика установлена ставка арендной платы 1,5%.
По состоянию на 09.10.2018 в ЕГРН внесены сведения об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 89:12:000000:43 (на "энергетика" код 6.7).
В соответствии с п. 3.4 спорного договора, при издании (вступлении в силу) нормативно-правовых актов Российской Федерации, Ямало-Ненецкого автономного округа и органов местного самоуправления, устанавливающих индексацию земельных платежей (базовых ставок земельного налога, базовых размеров арендной платы или коэффициентов, применяемых при расчете арендной платы за землю), арендная плата подлежит перерасчету, не более одного раза в год. При этом "Арендодатель" вправе самостоятельно производить доначисление арендных платежей.
В соответствии с кадастровым планом земельного участка, являющийся приложением к Договору, разрешенное использование (назначение) на момент заключения Договора – "для содержания и эксплуатации опор №12 - №27, №27-а, №27-б, №28 - №43 воздушных линий электропередач напряжением 110 кВ на подстанцию "Западно-Ноябрьская"".
Основным видом деятельности Истца является передача электроэнергии и технологическое присоединение к распределительным электросетям. Для спорного земельного участка установлен вид разрешённого использования, который предусматривает возможность осуществления только одного вида деятельности - энергетика.
Таким образом, начиная с 09.10.2018 арендная плата подлежит оплате с учетом измененного вида разрешенного использования земельного участка, а при расчете арендной платы применяется ставка арендной платы в размере 1,5. С указанной даты вид разрешенного использования земельного участка изменен с "для содержания и эксплуатации подстанций" на "энергетика".
В соответствии со статьей 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами и сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ.
Таким образом, по искам, возникающим из неосновательного обогащения, подлежат установлению следующие обстоятельства: отсутствие оснований для получения имущества ответчиком, наличие у ответчика неосновательного обогащения в виде приобретения или сбережения и подтверждение, что убытки потерпевшего являются источником обогащения приобретателя (обогащение за счет потерпевшего).
Сторонами в обязательстве вследствие неосновательного обогащения являются потерпевший и приобретатель. Обязанность приобретателя возвратить потерпевшему неосновательно приобретенное (или сбереженное) имущество возникает в том случае, если имело место приращение имущественной сферы первого, причем за счет умаления имущества второго.
Правила, предусмотренные главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Согласно п. 2 ст. 1107 ГК РФ на сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами (ст. 395 ГК РФ) с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств.
Исходя из названной статьи Гражданского кодекса РФ, за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств.
Как следует из пункта 50 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 7 от 24.03.2016 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - Постановление № 7) со дня просрочки исполнения возникших из договоров денежных обязательств начисляются проценты, указанные в статье 395 ГК РФ.
В соответствии с пунктом 37 Постановления № 7 проценты, предусмотренные п. 1 ст. 395 ГК РФ, подлежат уплате независимо от основания возникновения обязательства (договор, другие сделки, причинение вреда, неосновательное обогащение или иные основания, указанные в Гражданском кодексе РФ).
Привлечение к ответственности в виде уплаты процентов за пользование чужими денежными средствами является универсальной мерой защиты имущественных интересов кредитора, которая применяется к нарушившему обязательству лицу независимо от того, предусмотрена ли была такая ответственность заключенным сторонами договором, или договором была предусмотрен иной вид ответственности (пункт 6 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.1998 "О практике применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о процентах за пользование чужими денежными средствами").
На основании изложенного, требование о взыскании неосновательного обогащения и процентов, с последующим их начислением до момента фактического исполнения обязательства подлежит удовлетворению.
Также подлежит удовлетворению требование о взыскании процентов на сумму госпошлины с последующим их начислением до даты фактического исполнения обязательств, по следующим основаниям.
Статьей 183 АПК РФ предусмотрена индексация присужденных судом денежных сумм на день исполнения решения суда в случаях и в размерах, которые предусмотрены федеральным законом или договором.
Поскольку названный федеральный закон до настоящего времени не принят, сложившейся судебной практикой в целях индексации используется механизм, предусмотренный статьей 395 ГК РФ. Согласно указанной статье за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств, размер которых определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды.
Указанная норма является мерой гражданско-правовой ответственности и средством защиты стороны в обязательстве от неправомерного пользования должником денежными средствами кредитора, направленным на исключение последствий инфляционных процессов, влекущих обесценение денежных средств (в том числе безналичных) и снижение их покупательной способности.
Вместе с тем, пункт 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.04.2014 № 22 "О некоторых вопросах присуждения взыскателю денежных средств за неисполнение судебного акта", которым была предусмотрена возможность взыскания процентов за неисполнение судебного акта, постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" признан не подлежащим применению.
Применение же специального механизма защиты гражданских прав - денежной меры ответственности (судебной неустойки – штрафа за несвоевременное исполнение судебного решения) - к денежным обязательствам законодательством не предусмотрено, что отражено в пункте 30 разъяснений, изложенных в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее – Постановление Пленума ВС РФ № 7).
Вместе с тем, начисление процентов на сумму судебных расходов по оплате государственной пошлины является правомерным.
Государственная пошлина (денежный сбор) по своей правовой природе представляет собой индивидуальный возмездный платеж, уплата которого предполагает совершение в отношении конкретного плательщика определенных юридически значимых действий.
Исходя из положений подпункта 1 пункта 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации отношения по поводу уплаты государственной пошлины, возникающие между ее плательщиком - лицом, обращающимся в суд, и государством, после ее уплаты прекращаются (пункт 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 № 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации").
Одновременно государственная пошлина становится понесенными истцом расходами, связанными с рассмотрением дела, распределение которых производится судом по результатам рассмотрения дела. У должника, с которого по правилам статьи 110 АПК РФ взысканы судебные расходы, возникает денежное обязательство по уплате взысканной суммы другому лицу (кредитору) независимо от того, в материальных или процессуальных правоотношениях оно возникло.
Если судебный акт о возмещении судебных расходов не исполнен (исполнен несвоевременно), лицо, в пользу которого он вынесен, на основании статьи 395 ГК РФ вправе обратиться с заявлением о начислении процентов за пользование чужими денежными средствами на присужденную вступившими в законную силу судебными актами сумму судебных расходов. Законодательством начисление процентов на понесенные стороной судебные расходы не исключено (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 12.10.2017 № 309-ЭС17-7211).
Таким образом, истец вправе рассчитывать на взыскание процентов в порядке ст. 395 ГК РФ на сумму расходов по уплате государственной пошлины с момента вступления настоящего решения в законную силу до момента фактического возмещения расходов по уплате государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Исковые требования удовлетворить.
Взыскать с Департамента имущественных отношений Администрации города Ноябрьска (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации 16.08.1996; адрес: 629802, Ямало-Ненецкий автономный округ, <...>) в пользу акционерного общества "Россети Тюмень" (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации 26.12.1996; адрес: 628408, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, <...>) 6 691 рубль 89 копеек неосновательного обогащения за период с 09.10.2018 г. по 31.12.2018 г., 1 110 рублей 84 копейки процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 03.12.2018 по 16.09.2021 и 2 000 рублей расходов по уплате государственной пошлины.
Всего взыскать – 9 802 рубля 73 копейки.
Взыскивать с Департамента имущественных отношений Администрации города Ноябрьска (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу акционерного общества "Россети Тюмень" (ИНН <***>, ОГРН <***>) проценты за пользование чужими денежными средствами, начисленные на сумму неосновательного обогащения в размере 6 691 рубля 89 копеек, начиная с 17.09.2021 до момента фактического исполнения обязательств.
Взыскать с Департамента имущественных отношений Администрации города Ноябрьска (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу акционерного общества "Россети Тюмень" (ИНН <***>, ОГРН <***>) проценты за пользование чужими денежными средствами в порядке п. 1 ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, начисленные на сумму расходов по уплате государственной пошлины с даты вступления решения по настоящему делу в законную силу до момента фактического исполнения обязательств по возмещению расходов.
2. Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия (изготовления его в полном объеме) путем подачи апелляционной жалобы в Восьмой арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа.
В соответствии с частью 5 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.
Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа разъясняет, что в соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Судья | С.В. Соколов |