ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А83-8618/2021 от 14.10.2022 АС Республики Крым

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

295000, г.Симферополь, ул. Александра Невского, 29/11

E-mail: info@crimea.arbitr.ru

http://www.crimea.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

город Симферополь

21 октября 2022 года                                                                               Дело № А83-8618/2021

Резолютивная часть решения оглашена 14 октября 2022 года.

Полный текст решения изготовлен 21 октября 2022 года.

Арбитражный суд Республики Крым в составе судьи Ищенко И.А. при ведении протоколов судебных заседаний секретарем судебного заседания Грибань Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы искового заявления:

Государственного казенного учреждения Республики Крым «Инвестиционно -строительное управление Республики Крым»

к Акционерному обществу «Объединенная энергостроительная корпорация»

о взыскании 94 671 865,32 рублей.

При участии третьих лиц Службы капитального строительства Республики Крым, ФАУ «РОСКАПСТРОЙ», Совет министров Республики Крым, Министерство экономического развития Республики Крым, Министерство строительства и архитектуры Республики Крым.

при участии:

от истца – ФИО1, представитель по доверенности;

от ответчика – ФИО2, представители по доверенности;

от третьих лиц – не явились.

УСТАНОВИЛ:

Государственное казенное учреждение Республики Крым «Инвестиционно -строительное управление Республики Крым» обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с исковым заявлением к Акционерному обществу «Объединенная энергостроительная корпорация» о взыскании неустойки (штрафа) по государственному контракту №077/280/1 от 27.12.2016 в размере 94 671 865,32 рублей.

Определением суда от 12.04.2022 исковое заявление принято к производству, назначено предварительное судебное заседание.

14.05.2021 посредством системы электронной подачи документов «Мой арбитр» от Акционерного общества «Объединенная энергостроительная корпорация» поступил отзыв на исковое заявление, в соответствии с которым последний просил суд в удовлетворении исковых требований отказать на основании доводов, изложенных в отзыве.

Определением суда от 20.05.2022 привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора:

-  ФАУ «Роскапстрой» (129329, МОСКВА ГОРОД, ИГАРСКИЙ ПРОЕЗД, 2, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 16.09.2002, ИНН: <***>)

- Служба капитального строительства Республики Крым (295001, <...>, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 08.07.2014, ИНН: <***>).

19.10.2021 в судебном заседании от ответчика поступило ходатайство о применении к спорным правоотношениям положений статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Определением суда от 08.12.2021 привлечены к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора:

-  Совет министров Республики Крым (295005, <...>, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 01.07.2014, ИНН: <***>). 

- Министерство экономического развития Республики Крым (295034, <...>, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 03.07.2014, ИНН: <***>, КПП: 910201001).

Определение суда от 15.04.2022 ходатайство Совета министров Республики Крым о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица – удовлетворено. Привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора: Министерство строительства и архитектуры Республики Крым (295001, РЕСПУБЛИКА КРЫМ, СИМФЕРОПОЛЬ ГОРОД, ФИО3 УЛИЦА, ДОМ 17, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 25.04.2014, ИНН: <***>).

05.04.2022 посредством системы электронной подачи документов «Мой арбитр» от Совета министров Республики Крым и Министерства экономического развития Республики Крым поступили письменные пояснения.

17.05.2022 через канцелярию суда от Министерства строительства и архитектуры Республики Крым поступили письменные пояснения.

В судебное заседание, назначенное на 07.10.2022, явились уполномоченные представители участников процесса, которые дали суду пояснения, относительно предмета спора, ответили на вопросы, поставленные судом в ходе судебного заседания.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлен перерыв до 10.10.2022.

В связи с невозможностью проведения судебных заседаний в здании Арбитражного суд Республики Крым 10.10.2022, в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлен перерыв до 14.10.2022.

После перерыва судебное заседание 14.10.2022 продолжено в том же составе суда.

Исследовав обстоятельства дела, имеющиеся в материалах дела доказательства, пояснения сторон судом установлено следующее.

27.12.2016 Служба капитального строительства Республики Крым, именуемая в дальнейшем «Государственный заказчик», с одной стороны, и Акционерное общество «Объединенная Энергостроительная Корпорация», именуемое в дальнейшем «Подрядчик», (далее - АО «ОЭК»), с другой стороны, далее совместно именуемые «Стороны», в соответствии с распоряжением Совета министров Республики Крым от 26.12.2016 №1664-р «Об утверждении предложений Научно-технического совета об определении единственных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключили государственный контракт №077/280/1 НА ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОЕКТНО ИЗЫСКАТЕЛЬСКИХ И СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫХ РАБОТ по объекту: «Проектирование и строительство тракта водоподачи от сбросов в Северо-Крымский канал до г. Феодосии и г. Керчи (2-й этап)» (далее - Контракт).

В соответствии с пунктом 1.1 контракта  Государственный заказчик поручает, а Подрядчик обязуется в соответствии с условиями настоящего контракта, строительными нормами и правилами Российской Федерации выполнить:

на основании задания на проектирование выполнить проектно-изыскательские работы, в том числе разработать проектную документацию, рабочую документацию,

выполнить строительно-монтажные работы, приобрести, смонтировать и испытать оборудование,

сдать объект приемочной комиссии с комплектом документов в соответствии с частью 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, позволяющим получить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (далее - работы), передать результат работ Государственному заказчику, а Государственный заказчик обязуется принять результат выполненных Подрядчиком в полном объеме работ и оплатить обусловленную настоящим контрактом цену.

Указанные в пункте 1.1 настоящего контракта работы выполняются Подрядчиком по объекту: «Проектирование и строительство тракта водоподачи от сбросов в Северо- Крымский канал до г. Феодосии и г. Керчи (2-й этап)».

В силу пунктов 1.3-1.3.1-1.3.2 контракта Работы по настоящему контракту выполняются в 2 (два) этапа:

 Первый этап включает выполнение проектно-изыскательских работ в соответствии с условиями настоящего контракта и заданием на проектирование (приложение                         №3 к настоящему контракту), согласование проекта со всеми заинтересованными сторонними организациями, проведение государственных экспертиз: экологической, проектной документации, в том числе инженерных изысканий,  достоверности сметной стоимости строительства, утверждение проектной и сметной документации Государственным заказчиком, разработку рабочей документации.

Второй этап включает строительно-монтажные, пусконаладочные работы и ввод объекта в эксплуатацию в соответствии с условиями настоящего контракта, утвержденной Государственным заказчиком проектной (рабочей) и сметной документацией, разработанной в рамках первого этапа выполнения работ, указанного в подпункте                         1.3.1 настоящего контракта.

 Цена контракта составляет 20 067 450 000,00 (двадцать миллиардов шестьдесят семь миллионов четыреста пятьдесят тысяч) рублей 00 копеек в том числе 18 процентов НДС 3 061 136 440,68 (три миллиарда шестьдесят один миллион сто тридцать шесть тысяч четыреста сорок рублей 68 копеек; в том числе цена ПИР- 872 546 038,10 (восемьсот семьдесят два миллиона пятьсот сорок шесть тысяч тридцать восемь) рублей 10 копеек числе 18 процентов НДС 133 100 243,10 (сто тридцать три миллиона сто тысяч двести сорок три) рубля 10 копеек (пункт 2.1 контракта).

Сроки и порядок выполнения работ регламентированы статьей 3 контракта (пп. 3.1-3.4 контракта):

Работы, предусмотренные настоящим контрактом (за исключением выполняемых в течение гарантийного периода), выполняются поэтапно:

Проектно-изыскательские работы и работы по разработке рабочей документации - в соответствии с заданием на проектирование (приложение № 3 к настоящему контрактуй графиком выполнения работ (приложение № 1 к настоящему контракту).

Строительно-монтажные работы - в соответствии с Графиком выполнения работ (приложение № 1 к настоящему контракту).

После получения Подрядчиком Рабочей документации, Подрядчик вправе представлять Государственному заказчику предложения по изменению Графика выполнения работ.

Предложения по внесению указанных изменений Подрядчик направляет Государственному заказчику в письменной форме в виде новой редакции Графиком выполнения работ.

Государственный заказчик обязан рассмотреть указанное предложение в течение                   5 (пяти) рабочих дней с даты получения предложения от Подрядчика, и по результатам рассмотрения утвердить со своей стороны новый Графиком выполнения работ и направить его (их) Подрядчику, или в указанный срок направить Подрядчику письменный мотивированный отказ от принятия предложения Подрядчика по изменению промежуточных сроков выполнения Работ.

С даты подписания Государственным заказчиком нового Графиком выполнения работ в соответствии с настоящим пунктом, данный график является неотъемлемой частью настоящего Контракта и заменяет ранее подписанный Сторонами график.

Начало работ - с момента заключения Контракта, окончание работ - «01» декабря 2020 г. (указывается дата завершения работ на объекте), в том числе: начало проектно-изыскательских- с момента заключения контракта» окончание проектно-изыскательских- «30» июня 2018 г., начало строительно-монтажных работ - «01» января 2018 г., окончание строительно-монтажных работ - «15» сентября 2020 г., дата разрешения на ввод объекта в эксплуатацию - «01» декабря 2020 года; окончание выполнения компенсационных мероприятий - «01» декабря 2020 года.

Авторский надзор проводится специалистами организации, являющейся разработчиком проектной и рабочей документации, в течение всего периода строительства объекта. Датой завершения работ по настоящему контракту в целом считается дата подписания разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Обязанности и права подрядчика оговорены в статье 4 контракта. Обязанности и права государственного заказчика оговорены в статье 5 контракта.

Сдача-приемка выполненных работ согласованы в статье 17 контракта. Ответственность сторон - в статье 23 контракта.

Все споры между Сторонами в связи с контрактом, в том числе в связи с его заключением, исполнением, нарушением, прекращением его действия (в том числе расторжением, включая односторонний отказ), его недействительностью, подлежат разрешению в Арбитражном суде Республики Крым в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (пункт 28.6 контракта).

В соответствии с пунктами 29.1-29.2 контракта  Контракт вступает в силу и становится обязательным для Сторон с момента его заключения. Момент заключения определяется исходя из самой поздней даты подписания настоящего контракта проставленной в Разделе «Адреса, банковские реквизиты и подписи Сторон» контракта. Настоящий контракт действует до полного исполнения Сторонами своих обязательств по настоящему контракту. Отношения по настоящему контракту прекращаются по завершении гарантийного срока с учетом его продления. Истечение сроков выполнения работ, предусмотренных настоящим контрактом, не освобождает Стороны от исполнения принятых на себя обязательств.

29.12.2016 сторонами спорных правоотношений подписано Дополнительное соглашение №1 к контракту, в соответствии с которым внесены изменения реквизиты сторон.

23.03.2017 сторонами спорных правоотношений подписано Дополнительное соглашение №2 к контракту, в соответствии с которым:

- пункт 2.1. Контракта изложен в следующей редакции: «2.1 Цена контракта в соответствии с экспертным заключением ФАУ «ГЛАВГОСЭКСПЕРТИЗА» №163-17/ГГЭ-10896/07 от 22.02.2017 года составляет 18 938 149 486,70 (восемнадцать миллиардов девятьсот тридцать восемь миллионов сто сорок девять тысяч четыреста восемьдесят шесть) рублей 70 копеек, в том числе 18 процентов НДС 2 888 870 260,68 (два миллиарда восемьсот восемьдесят восемь миллионов восемьсот семьдесят тысяч двести шестьдесят) рублей 68 копеек; в том числе цена ПИР- 849 999 991,42 (восемьсот сорок девять миллионов девятьсот девяносто девять тысяч девятьсот девяносто один) рубль 42 копейки, в том числе 18 процентов НДС 129 661 015,64 (сто двадцать девять миллионов шестьсот шестьдесят шесть тысяч пятнадцать) рублей 64 копейки»;

- в соответствии с пунктом 2.5. Статьи 2 Контракта пункт 2.4. Статьи 2 Контракта изложен в следующей редакции: «Планируемый объем работ, выполняемых Подрядчиком по годам, составляет: В соответствии с распоряжением Совета министров Республики Крым от 09 декабря 2016 года №1562-р «Об утверждении Республиканской адресной инвестиционной программы и Плана капитального ремонта Республики Крым на 2017-2019 годы» с изменениями и дополнениями: 2017г.- 637 662 391,20 руб.; 2018 г. -                          5 894 755 898,00 руб.; 2019 г. - 6 914 875 329,35руб.; 2020 г. - 5 490 855 868,15руб.»;

- пункт 2.5. Статьи 2 изложен в следующей редакции: «Стороны приступают к выполнению обязательств по последующим периодам (по каждому из них в отдельности) только после утверждения соответствующих лимитов бюджетных обязательств, а также графика выполнения обязательств между сторонами с разбивкой по годам - в текущем финансовом году и последующих. Государственный заказчик уведомляет Подрядчика о доведении (утверждении) объема прав на принятие и исполнение обязательств, путем направления письменного уведомления (по адресу или электронному адресу Подрядчика). Работы предусмотренные в п.2.1. Контракта оплачивает в размере доведенных лимитов бюджетных обязательств по соответствующему коду бюджетной классификации Российской Федерации на соответствующий год. Оплата по настоящему контракту осуществляется Государственным заказчиком путем перечисления денежных средств на расчетный счет Подрядчика»;

 - пункт 3.2. Статьи 3 изложить в следующей редакции: «Начало работ - с момента заключения Контракта, окончание работ - «01» декабря 2020 г. (указывается дата завершения работ на объекте), в том числе: начало проектно-изыскательских- с момента заключения кон тракта» окончание проектно-изыскательских- «31» декабря 2017 г., начало строительно-монтажных работ - «01» октября 2017 г., окончание строительно-монтажных работ - «15» сентября 2020 г., дата разрешения на ввод объекта в эксплуатацию «01» декабря 2020 года: окончание выполнения компенсационных мероприятий - «01» декабря 2020 года».

13.04.2017 сторонами спорных правоотношений подписано Дополнительное соглашение №3 к контракту, в соответствии с которым внесены изменения в                           п. 3.0 контракта (оплата авансового платежа).

07.11.2017 сторонами спорных правоотношений подписано Дополнительное соглашение №4 к контракту, в соответствии  с которым стороны договорились о приостановлении выполнения работ по контракту.

27.12.2017 сторонами спорных правоотношений подписано Дополнительное соглашение №5 к контракту, в соответствии  с которым пп. 2.4, 2.6, 3.2, 1.3, 2.6.6, изложены в новой редакции.

30.08.2018 сторонами спорных правоотношений подписано Дополнительное соглашение №6 к контракту, в соответствии  с которым дополнен контракт Приложениями 3.1 и 3.1.1.

28.09.2018 сторонами спорных правоотношений подписано Дополнительное соглашение №7 к контракту, в соответствии  с которым пп. 2.4, 2.6, 3.2, 1.3,                              2.6.6, изложены в новой редакции.

29.11.2018 сторонами спорных правоотношений подписано Дополнительное соглашение №8 к контракту, в соответствии  с которым стороны пришли к соглашению о внесении дополнений в следующие статьи Контракта: 1. В соответствии с экспертными заключениями ФАУ «ГЛАВГОСЭКСПЕРТИЗА» №00591-18/10896/07-01 (№ в Реестре 00-1-2174-18) от 28.09.2018 года; № 00585-18/ГГЭ- 10896/07-01 (№ в Реестре 00-1-2169-18) от 28.09.2018 года и Заданием на проектирование (Приложение 3.1. и Приложение 3.1.1) дополнить Контракт Приложением №1.3/1-1 и Приложением №. 1.3/1-2.

2.         С момента подписания настоящего дополнительного соглашения Сводный сметный расчет (Приложение №1.3/1) применяется в части неутвержденной Приложениями № 1.3/1- 1 и № 1.3/1-2.

25.12.2018 сторонами спорных правоотношений подписано Дополнительное соглашение №9 к контракту, в соответствии с которым внесены изменения в реквизиты сторон.

30.01.2019 сторонами спорных правоотношений подписано Дополнительное соглашение №10 к контракту, в соответствии с которым внесены изменения в реквизиты сторон.

26.02.2019 сторонами спорных правоотношений подписано Дополнительное соглашение №11 к контракту, в соответствии с которым внесены изменения в реквизиты сторон.

15.05.2019 сторонами спорных правоотношений подписано Дополнительное соглашение №12 к контракту, в соответствии  с которым пп. 2.4 изложен в новой редакции. Производство работ по контракту считается возобновленным с 09.01.2018.

25.06.2019 сторонами спорных правоотношений подписано Дополнительное соглашение №13 к контракту, которым Приложение №1.2 к контракту «Расчет стоимости проектно-изыскательских работ по контракту.

21.08.2019 сторонами спорных правоотношений подписано Дополнительное соглашение №14 к контракту, в соответствии с которым внесены изменения в реквизиты сторон.

02.09.2019 сторонами спорных правоотношений подписано Дополнительное соглашение №15 к контракту, в соответствии  с которым пп. 2.4, 2.6, 13.4, 29.2, 30.18, изложены в новой редакции.

25.09.2019 сторонами спорных правоотношений подписано Дополнительное соглашение №16 к контракту, в соответствии с которым внесены изменения в реквизиты сторон.

12.12.2019 сторонами спорных правоотношений подписано Дополнительное соглашение №17 к контракту, в соответствии с которым пп. 2.4 изложен в новой редакции, внесены изменения в реквизиты сторон.

22.04.2020 сторонами спорных правоотношений подписано Дополнительное соглашение №18 к контракту, в соответствии с которым пп. 2.6, 2.6.1,  изложены в новой редакции.

21.05.2020 сторонами спорных правоотношений подписано Дополнительное соглашение №19 к контракту, в соответствии утвержден график производства работ на 2020 год.

15.06.2020 сторонами спорных правоотношений подписано Дополнительное соглашение №20 к контракту, в соответствии  с которым пп. 21.6, 4.10, 28.3, 30.18, 31.2 изложены в новой редакции.

14.07.2020 сторонами спорных правоотношений подписано Дополнительное соглашение №21 к контракту, которым п. 28 задание на проектирование по объекту изложено в новой редакции.

29.09.2020 сторонами спорных правоотношений подписано Дополнительное соглашение №22 к контракту, в соответствии  с которым пп. 2.4, 23.17 изложены в новой редакции.

22.09.2020 стороны спорных правоотношений подписали Протокол разногласий к Дополнительному соглашению №22.

01.12.2020 сторонами спорных правоотношений подписано Дополнительное соглашение №23 к контракту, в соответствии с которым внесены изменения в п. 2.1 контракта – цена контракта составляет 19 680 776 119,26 рублей.

01.12.2020 стороны спорных правоотношений подписали Протокол разногласий к Дополнительному соглашению №23.

11.12.2020 сторонами спорных правоотношений подписано Дополнительное соглашение №24 к контракту, в соответствии  с которым пп. 2.4, 3.2, 29.2 изложены в новой редакции.

22.01.2021 сторонами спорных правоотношений подписано Дополнительное соглашение №25 к контракту, в соответствии  с которым внесены изменения в реквизиты сторон.

15.02.2021 сторонами спорных правоотношений подписано Дополнительное соглашение №26 к контракту, в соответствии  с которым внесены изменения в Приложение №2 к контракту (смета).

21.04.2021 сторонами спорных правоотношений подписано Дополнительное соглашение №27 к контракту, в соответствии  с которым пп. 2.4 изложен в новой редакции с учетом протокола разногласий от 21.04.2019.

14.09.2021 сторонами спорных правоотношений подписано Дополнительное соглашение №28 к контракту, в соответствии  с которым Приложение №1 (смета) изложено в новой редакции.

01.11.2021 сторонами спорных правоотношений подписано Дополнительное соглашение №29 к контракту, в соответствии  с которым пп. 2.4 изложен в новой редакции с учетом протокола разногласий от 01.11.2021.

14.12.2021 сторонами спорных правоотношений подписано Дополнительное соглашение №30 к контракту, в соответствии  с которым пп. 2.4 изложены в новой редакции с учетом протокола разногласий от 14.12.2021.

23.12.2021 сторонами спорных правоотношений подписано Дополнительное соглашение №31 к контракту, в соответствии  с которым пп. 2.4 изложены в новой редакции с учетом протокола разногласий от 23.12.2021.

10.02.2022 сторонами спорных правоотношений подписано Дополнительное соглашение №32 к контракту, в соответствии  с которым пп. 2.4 изложены в новой редакции с учетом протокола разногласий от 23.12.2021.

15.04.2022 сторонами спорных правоотношений подписано Дополнительное соглашение №33 к контракту, в соответствии  с которым Приложение №1 (смета) изложено в новой редакции.

23.06.2022 сторонами спорных правоотношений подписано Дополнительное соглашение №34 к контракту, в соответствии  с которым п. 2.1 изложен изложено в новой редакции (цена контракта 19 680 776 119,26 рублей, пп. 2.4, 3.2 изложены в новой редакции.

24.06.2022 сторонами спорных правоотношений подписано Дополнительное соглашение №35 к контракту, в соответствии  с которым с которым п. 2.1 изложен изложено в новой редакции (цена контракта 22 604 726 332,36 рублей с учетом протокола разногласий от 24.06.2022.

15.07.2022 сторонами спорных правоотношений подписано Дополнительное соглашение №36 к контракту, в соответствии  с которым Приложение №1 (смета) изложено в новой редакции.

В соответствии с постановлением Совета министров Республики Крым от 24.06.2015 № 350 «О вопросах обеспечения реализации федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2022 года» (в редакции постановления Совета министров Республики Крым от 25.01.2019 № 46), на основании соглашения от 14.02.2019 права и обязанности Государственного заказчика переданы ГКУ «Инвестстрой Республики Крым».

14.02.2019 Служба капитального  строительства Республики Крым, именуемое в дальнейшем «Первоначальный Заказчик», с одной стороны, Государственное казенное учреждение Республики Крым «Инвестиционно - строительное управление Республики Крым», именуемое в дальнейшем «Новый Заказчик», с другой стороны, Акционерное общество «Объединенная Энергостроительная Корпорация», именуемое в дальнейшем «Подрядчик», с третьей стороны, в соответствии с постановлением Совета министров Республики Крым от 24 июня 2015г. №350 (с изменениями, внесенными постановлением Совета министров Республики Крым от 25 января 2019г. №46) заключили Соглашение о передаче прав и обязанностей по государственному контракту № 077/280/1 от 27.12.2016г. на выполнение ПРОЕКТНО ИЗЫСКАТЕЛЬСКИХ И СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫХ РАБОТ по объекту: «Проектирование и строительство тракта водоподачи от сбросов в Северо-Крымский канал до г. Феодосии и г. Керчи (2-й этап)» - замене стороны (далее -«Соглашение»).

 Первоначальный Заказчик с согласия Подрядчика передает Новому Заказчику, а Новый Заказчик принимает права и обязанности Первоначального Заказчика по государственному контракту № 077/280/1 от 27.12.2016г. на выполнение проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ по объекту: «Проектирование и строительство тракта водоподачи от сбросов в Северо-Крымский канал до г. Феодосии и г. Керчи (2-й этап)» в объеме и на условиях, существующих на дату заключения Сторонами настоящего Соглашения (пункт 1 Соглашения).

 Права и обязанности, указанные в п. 1.1. настоящего Соглашения передаются Первоначальным Заказчиком Новому Заказчику с даты заключения Сторонами настоящего Соглашения. С указанной даты Первоначальный Заказчик утрачивает права и не несет обязанностей, переданных Новому Заказчику в соответствии с п. 1.1. настоящего Соглашения. В течение 30 дней с момента подписания настоящего Соглашения Первоначальный Заказчик обязуется передать Новому Заказчику по актам приема-передачи: Государственный контракт, все Приложения и Дополнения к нему; Бухгалтерская справка по объекту незавершенного строительства, Исполнительно-техническую и иную документацию, связанную с исполнением обязательств по государственному контракту. В случае необходимости в акт приема-передачи могут быть внесены уточнения и дополнения (пункты 1.2, 1.3 соглашения).

 На дату заключения Сторонами настоящего Соглашения Первоначальным Заказчиком произведена оплата в размере 5 481 660 898,50 руб. (Пять миллиардов четыреста восемьдесят один миллион шестьсот шестьдесят тысяч восемьсот девяносто восемь руб. 50 коп.), в т.ч. НДС 18% - 836 185 560,79 руб. Настоящим Подрядчик подтверждает отсутствие претензий к Первоначальному Заказчику и / или к Новому Заказчику в части исполнения Государственного контракта, включая, но, не ограничиваясь, претензиями в части задолженности за фактически выполненные работы. Оплата выполненных работ с момента заключения настоящего Соглашения осуществляется Новым Заказчиком по реквизитам Подрядчика, указанным в настоящем Соглашении.      Настоящим Подрядчик подтверждает свое согласие с передачей прав и обязанностей (заменой стороны) по Государственному контракту (пункты 1.4-1.6 соглашения).

14.02.2019 подписан Протокол разногласий к Соглашению от 14.02.2019.

Исковое заявление мотивировано тем, что в рамках осуществления строительного контроля представителями специализированной организации ФАУ «РосКапСтрой» выявлено, что работы ведутся с нарушениями строительных норм и правил и иных условий Контракта. Подрядчику выданы предписания, в которых зафиксированы нарушения и установлены сроки их устранения.

В адрес Подрядчика Государственным заказчиком направлена претензия от 11.06.2019 № 009-05/4675 о ненадлежащем исполнении условий государственного контракта и взыскании неустойки по Контракту в размере 94 671865 руб. 32 коп. (почтовое отправление № 29500036437443 получено адресатом 17.06.2019).

В ответ на претензию ГКУ «Инвестстрой Республики Крым» поступил ответ от 28.06.2019 № 19-796-СС, в котором АО «ОЭК» указывает на то, что замечания, зафиксированные в предписаниях ФАУ «РосКапСтрой» от 23.04.2019 № РКС 82-СК-008-19.10, от 20.05.2019 № РКС- 82-СК-008-19.13, от 29.05.2019 № РКС 82-СК-008-19.14, устранены. Между АО «ОЭК» и ФАУ «РосКапСтрой» подписаны акты об устранении нарушений от 01.04.2019 № 8, № 9, от 10.06.2019 № 8.1, № 16, № 9.1. На часть недостатков отправлено письмо от 24.06.2019 № ГТ-851/19 о продлении срока их устранения в связи с тем, что требуется выдача в производство работ проектно-сметной документации.

Доказательства устранения нарушений, зафиксированных в предписаниях от 23.04.2019 № РКС 82-СК-008-19.10, от 20.05.2019 № РКС- 82-СК-008-19.13, от 29.05.2019 № РКС 82-СК-008-19.14, а также письмо о продлении срока устранения замечаний Государственному заказчику не представлены.

Вышеизложенные факты, по мнению истца, свидетельствуют о ненадлежащем исполнении Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим исковым заявлением.

Согласно пункту 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Согласно нормам статей 420, 425 Гражданского кодекса Российской Федерации договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Договор вступает в силу, и становится обязательным для сторон с момента его заключения.

По своей правовой природе спорный контракт представляет собой контракт на выполнение работ для муниципальных нужд, правоотношения по которому регулируются главой 37 Гражданского кодекса Российской Федерации о подряде на выполнение проектных и изыскательских работ, условиями заключенного контракта, Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон N 44-ФЗ, Закон о контрактной системе).

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона N 44-ФЗ данный Закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок.

В соответствии с пунктом 8 статьи 3 Закона N 44-ФЗ под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.

Согласно пункту 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Согласно пункту 2 названной статьи, если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

Согласно пункту 8 статьи 3 Закон N 44-ФЗ под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения государственных нужд или муниципальных нужд.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона № 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом                  № 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона N 44-ФЗ, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.

К отношениям сторон подлежат применению общие нормы о договоре подряда и обязательствах, которые регламентируются положениями статей 702, 708, 711, 720, 740, 746, 758, 763, 766 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота и иными обычно предъявляемыми требованиями.

Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 8 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 24.01.2000 N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда" основанием для возникновения обязательства заказчика по оплате выполненных работ является сдача результата работ заказчику.

В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. При этом лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий (часть 2 статьи 9 АПК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 67 АПК РФ арбитражный суд принимает только те доказательства, которые имеют отношение к рассматриваемому делу.

Как указано в статье 68 АПК РФ, обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.

Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 АПК РФ).

Согласно п. 15.1 Контракта с целью проверки соответствия выполняемых работ требованиям проектной и нормативной документации проводится строительный контроль.

Согласно п. 15.9 Контракта качество работ, выполняемых Подрядчиком по Контракту, должно соответствовать условиям Контракта, а также требованиям нормативных правовых актов, проектной и рабочей документации, технических регламентов.

Согласно п. 15.17 Контракта Государственный заказчик в установленном законодательством Российской Федерации порядке вправе передать полномочия по проведению строительного контроля на Объекте и контроля качества специализированной (инженерной) организации, сохраняя за собой право на осуществление контрольных мероприятий и процедур, предусмотренных Контрактом.

В рамках осуществления строительного контроля представителями специализированной организации ФАУ «РосКапСтрой» выявлено, что работы ведутся с нарушениями строительных норм и правил и иных условий Контракта. Подрядчику выданы предписания, в которых зафиксированы нарушения и установлены сроки их устранения.

Предписание от 01.04.2019 № РКС 82-СК-008-19.07 об устранении недостатков на строительной площадке НС-2:

п. 1 - место производства работ должно быть очищено от строительного мусора в пределах 5 метров от строительной площадки (нарушение п. 3.3 СНиП 12-03-2001 ч. 2 «Безопасность труда в строительстве», п. 4.28 Контракта) (срок устранения - 08.04.2019);

п. 2 - лицо, осуществляющее строительство, до начала любых работ должно оградить строительную площадку и опасные зоны работ за ее пределами в соответствии с требованиями нормативных документов. При въезде на площадку следует установить информационные щиты с указанием наименования объекта, названия застройщика (заказчика), исполнителя работ (подрядчика, генподрядчика), фамилии, должности и номеров телефонов ответственного производителя работ, сроков начала и окончания работ, схемы объекта (нарушение п. 6.2.8 СГ1 48.13330.2011 «Организация строительного производства», п. 4.23 Контракта) (срок устранения -02.05.2019);

п. 3 - временные поселения, создаваемые для нужд строительства объекта, размещаются на территории застройщика или на территории, используемой застройщиком по соглашению с ее владельцем. Проект временного поселения должен включать генеральный план, привязанный к местности, состав временных зданий, сооружений и (или) помещений, схемы электро-, водо-, теплоснабжения и канализации, схему подъездных путей для всех видов используемого транспорта, решения по обеспечению связи (нарушение п. 6.7 СП 48.13330.2011 «Организация строительного производства», п. 4.22 Контракта) (срок устранения - 10.04.2019);

п. 4 - в тех случаях, когда строительство осуществляется на территории, подверженной воздействию неблагоприятных природных явлений и геологических процессов (сели, лавины, оползни, обвалы, заболоченность, подтопление и др.), до начала выполнения строительных работ по специальным проектам выполняют первоочередные мероприятия и работы по защите территории от указанных процессов (нарушение п. 6.3 СП 48.13330.201 1 «Организация строительного производства») (срок устранения - 02.05.2019).

Предписание от 01.04.2019 № РКС 82-СК-008-19.08 об            устранении недостатков на участке 2.1:

п. 1 - опалубка перед бетонированием должна быть очищена от снега, наледи, цементной пленки и грязи струей горячего воздуха, желательно, под колпаком (нарушение п. 5.3.3 СП 70.13330.2012 «Несущие и ограждающие конструкции») (срок устранения - 08.04.2019).

            Предписание от 23.04.2019 № РКС 82-СК-008-19.10 об устранении недостатков на участке 2.2:

п. 1 - вода, стекающая в котлован из вышележащих слоев, не захватываемая системой водопонижения, должна отводиться дренажными канавами в зумпфы и удаляться из них насосами открытого водоотлива (нарушение п. 5.42 СП 45.1333-2012 «Земляные сооружения, основания и фундаменты») (срок устранения - 29.04.2019);

п. 2 - максимальные отклонения от проектного положения осей напорных трубопроводов не должны превышать +100мм в плане (нарушение п. 3.6 СП 129.13330.2011 «Наружные сети водоснабжения и канализации») (срок устранения - 26.04.2019);

п. 3 - строительные конструкции, применяемые для производства работ во временном хранении и складировании, должны опираться на прокладки. На каждой партии (арматуры) должны быть бирки с размерами и количеством материала. Не допускать загрязнения материалов (нарушение п. 3.7 СП 70.133330.2012 «Несущие и ограждающие конструкции») (срок устранения - 29.04.2019);

п. 4 - место производства работ должно быть очищено от строительного мусора в пределах 5 метров от строительной площадки (базы) (нарушение н. 3.3 СНиП 12-03-2001 часть 2 «Безопасность труда в строительстве») (срок устранения - 26.04.2019);

п. 5 - концы груб, а также отверстия во фланцах запорной и другой арматуры при перерывах в укладке следует закрывать заглушками или деревянными пробками (нарушение п. 3.10 СП 129.13330.2011 «Наружные сети водоснабжения и канализации») (срок устранения - 26.04.2019);

п. 6 - плановые (осевые) знаки линейных сооружений, определяющие ось. начало, конец трассы, колодцы (камеры), закрепленные на прямых участках не менее чем через 0,5 км и на углах поворота и резких переломах трассы (нарушение п. 5.15 СП 126.13330.2012 «Геодезические работы в строительстве») (срок устранения - 26.04.2019).

Предписание от 20.05.2019            № РКС 82-СК-008-19.13 об            устранении недостатков на участке 2.1:

п. 1 - удалить поверхностную цементную пленку со всей площади бетонирования; срубить наплывы бетона и участки нарушенной структуры; удалить опалубку штраб, пробки и другие ненужные закладные части (нарушение п. 5.3.1 СП 70.13330.2012 «Несущие и ограждающие конструкции») (срок устранения - 25.05.2019).

Предписание от 29.05.2019            № РКС 82-СК-008-19.14 об            устранении недостатков на участке 2.2:

п. 1 - вода, стекающая в котлован из вышележащих слоев, не захватываемая системой водопонижения, должна отводиться дренажными канавами в зумпфы и удаляться из них насосами открытого водоотлива вне тела траншеи (нарушение п. 5.42 СП 45.1333-2012 «Земляные сооружения, основания и фундаменты») (срок устранения - 03.06.2019);

п. 2 - при наличии опасных и вредных производственных факторов безопасность земляных работ должна быть обеспечена на основе выполнения содержащихся в организационно-технологической документации (ПОС, ППР и др.) следующих решений по охране труда: определение безопасной крутизны незакрепленных откосов котлованов, траншей с учетом нагрузки от машин и грунта, что в данном случае является 1:0,5 (нарушение п. 5.1.2 СНиП 12-04-2002 «Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство») (срок устранения - немедленно);

п. 3 - максимальные отклонения от проектного положения осей напорных трубопроводов не должны превышать +100мм в плане (нарушение п. 3.6 СГ1 129.13330.2011 «Наружные сети водоснабжения и канализации») (срок устранения - 03.06.2019);

п. 4 - плановые (осевые) знаки линейных сооружений, определяющие ось, начало, конец трассы, колодцы (камеры), закрепленные на прямых участках не менее чем через 0,5 км и на углах поворота и резких переломах трассы (нарушение п. 5.15 СП 126.13330.2012 «Геодезические работы в строительстве») (срок устранения - немедленно);

п. 5 - строительные конструкции, применяемые для производства работ во временном хранении и складировании, должны опираться на прокладки. На каждой партии (арматуры) должны быть бирки с размерами и количеством материала. Не допускать загрязнения материалов (нарушение п. 3.7 СП 70.13330.2012 «Несущие и ограждающие конструкции») (срок устранения - 03.06.2019).

Согласно п. 4.35 Контракта Подрядчик обязан устранить в течение срока, установленного Государственным заказчиком, своими силами и за свой счет все дефекты в выполненных им строительно-монтажных работах, выявленные в течение срока действия Контракта и являющиеся следствием неисполнения и (или) ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств по Контракту.

Согласно п. 11.4 Контракта Подрядчик обязан предоставлять информацию о ходе выполнения работ на объекте через автоматизированную информационную систему контроля (АСК) за ходом исполнения мероприятий федеральной целевой программы «Социально- экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2022 года» и организовывать в указанных целях видеонаблюдение на объекте с выводом видеосигнала в АСК.

За невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств по настоящему Контракту Стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (пункт 23.1 контракта).

В соответствии с пунктом 23.6 контракта Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения Подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом. Размер штрафа устанавливается настоящим Контрактом в виде фиксированной суммы 100 337 250 руб., определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации от                      25 ноября 2013 г. N 1063:

а)         10 процентов цены Контракта в случае, если цена Контракта не превышает        3 млн.рублей;

б)         5 процентов цены Контракта в случае, если цена Контракта составляет от               3 млн. рублей до 50 млн. рублей;

в)         1,0 процент цены Контракта в случае, если цена Контракта составляет от               50 млн. рублей до 100 млн. рублей;

г)         0,5 процента цены Контракта в случае, если цена Контракта превышает             100 млн. руб.

В редакции дополнительного соглашения от 23.03.2017 № 2 размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы и составляет 94 671 865 руб. 32 коп.

Государственный заказчик вправе требовать от Подрядчика уплаты штрафа по каждому факту неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по Контракту (пункт 23.9 контракта).

Сторона освобождается от уплаты штрафа (пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного Контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой Стороны (пункт 23.16 контракта).

Статьей 11 контракта регламентирован Контроль (мониторинг) за строительством объекта в рамках реализации федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 2014 г. № 790.

 Министерство экономического развития Российской Федерации является государственным заказчиком - координатором федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 2014 г. № 790. Министерство экономического развития Российской Федерации вправе осуществлять контроль (мониторинг) за выполнением указанных в пункте 1.1 настоящего контракта работ, не вмешиваясь при этом в оперативно-хозяйственную деятельность Подрядчика. По письменному запросу Государственного заказчика и (или) Министерства экономического развития Российской Федерации Подрядчик обязан обеспечить предоставление результатов выполнения строительно-монтажных работ по объекту в срок, не более 1 (одного) рабочего дня с момента получения такого запроса (пункты 11.1-11.3 контракта).

В соответствии с пунктом 11.4 контракта Подрядчик обязан предоставлять информацию о ходе выполнения работ на объекте через автоматизированную информационную систему контроля (АСК) за ходом исполнения мероприятий Федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года» и организовать в указанных целях видеонаблюдение на объекте, с выводом видеосигнала в АСК.

Из системного толкования раздела 11 Контракта следует, что обязанность отчета ответчика перед истцом через систему АСК об устранении предписаний строительного надзора не установлена Контрактом.

В соответствии со ст. 431 ГК РФ, при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений.

Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.

Системное толкование раздела 11 Контракта и конкретно п. 11.3, 11.4 позволяет сделать вывод, что в указанных пунктах идет речь о том, что:

- по письменному запросу Государственного заказчика или Минэкономразвития Российской Федерации;

- Подрядчик должен предоставить информацию о результатах выполнения строительно-монтажных работ;

- и должен сделать это именно через систему АСК.

Иное толкование не позволяет установить:

- периодичность предоставления информации;

- состав информации;

-  адресата предоставления информации.

Кроме того,  информация об устранении нарушений, отраженных в предписаниях ФАУ «РосКапСтрой» не относится к предмету предоставляемой через систему АСК информации (не касается результатов выполнения СМР на объекте); письменный запрос информации об устранении нарушений, отраженных в предписаниях                                        ФАУ «РосКапСтрой», в адрес Ответчика от Государственного Заказчика и/или Минэкономразвития РФ не поступал; в самих предписаниях, представленных в приложениях к исковому заявлению, указывается, что об устранении нарушений Ответчик должен отчитаться перед ФАУ «РосКапСтрой», как специализированной инженерной организацией, использующей делегированные ей функции строительного контроля, а не перед Государственным Заказчиком.

Обязательство ответчика по организации видеонаблюдения через АСК  корреспондирует обязанность истца создать все условия, необходимые  для его выполнения, в частности, внедрить в действие АСК с момента заключения спорного контракта.

Однако, доказательств выполнения этой обязанности государственным заказчиком в материалы дела не представлено.

При этом ответчиком надлежащим образом выполнена обязанность по выводу видеосигнала и представлены рабочие ссылки на видеонаблюдение в виде общей ссылки на поток RTSP.

Согласно положений п. 5.10 контракта государственный заказчик оказывает подрядчику содействие при выполнении работ.

В соответствии со статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства, либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

Согласно пункта 59 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.11.2016 № 54 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении», если иное не установлено законом, в случае, когда должник не может исполнить своего обязательства до того, как кредитор совершит действия, предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором либо вытекающие из обычаев или существа обязательства, применению подлежат положения статей 405, 406 Гражданского кодекса Российской Федерации.

 В силу пункта 3 статьи 405 Гражданского кодекса Российской Федерации должник не считается просрочившим, пока обязательство не может быть исполнено вследствие просрочки кредитора.

Кредитор считается просрочившим, если он отказался принять предложенное должником надлежащее исполнение или не совершил действий, предусмотренных законом, иными правовыми актами или договором либо вытекающих из обычаев или из существа обязательства, до совершения которых должник не мог исполнить своего обязательства (пункт 1 статьи 406 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Учитывая доводы ответчика, доказательства представляются лицами, участвующими в деле (пункт 1 статьи Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). В соответствии с частью 1 статьи 64, статьями 71, 168Арбитражного процессуального кодексаРоссийской Федерации арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств.

В силу положений статьи 718 Гражданского кодекса Российской Федерации на заказчика возложена обязанность по оказанию подрядчику содействия в выполнении работ.

Вместе с тем, Гражданский кодекс Российской Федерации предусматривает обстоятельства, которые исключают ответственность подрядчика или снижают ее размер.    

В частности, согласно пункту 1 статьи 719 Кодекса подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности не предоставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком.

В письменных пояснениях от 08.12.2021 б/н истец указывает, что Постановлением Совета Министров Республики Крым от 25.07.2017 № 371 утверждено Положение о системе управления проектной деятельностью в исполнительных органах государственной власти Республики Крым и органах местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым (далее - Положение), которым предусмотрено создание и использование автоматизированной информационной системы управления проектной деятельностью органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, являющаяся основным инструментом их технологической поддержки (АИС УПД), с целью, в том числе, обеспечения участников проектной деятельности инструментами для качественного планирования проекта и контроля хода его реализации (п. 9.3 Положения).

За создание, внедрение, развитие, функциональное администрирование и сопровождение АИС УПД отвечает Центральный проектный офис Республики Крым                     (п. 9.4 Положения).

Центральный проектный офис Республики Крым (далее - ЦПО) - координационно-контрольный орган в сфере управления проектной деятельностью Республики Крым, консультативно-совещательный орган при Министерстве экономического развития Республики Крым (п. 1.1 приложения 4 к Положению), целью деятельности которого является создание, а также обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы управления проектной деятельностью (СУПД) в исполнительных органах государственной власти Республики Крым и органах местного самоуправления муниципальных образований Республики Крым (п. 1.2 приложения 4 к Положению).

Постановлением Совета министров Республики Крым от 22.01.2021 № 26 «Об организации Проектной деятельности в Республике Крым и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета министров Республики Крым» Постановление Совета министров Республики Крым от 25.07.2017 № 371 «Об утверждении Положения о системе управления проектной деятельностью в исполнительных органах государственной власти Республики Крым и органах местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым» признано утратившим силу.

Таким образом, на дату выставления претензии от 11.06.2019 № 009-05/4675 о ненадлежащем исполнении условий Контракта и взыскании неустойки по Контракту в размере 94 671 865, 32 руб., создание и обеспечение функционирования АИС УПД осуществлялось Центральным проектным офисом Республики Крым, который в свою очередь являлся консультативно-совещательным органом при Министерстве экономического развития Республики Крым.

Информация о юридическом лице, которое является разработчиком АИС УПД в ГКУ «Инвестстрой Республики Крым» отсутствует.

Согласно представленным в материалы дела документам, сложившаяся система взаимоотношений между ответчиком и  ФАУ «РосКапСтрой» не предполагает использование системы АСК.

При выявлении нарушения на объекте строительства, представитель                              ФАУ «РосКапСтрой» оформляет предписание, приезжает в офис АО «ОЭК» (г. Феодосия) и вручает предписание директору - ФИО4 или главному инженеру -                  ФИО5

После устранения нарушения, АО «ОЭК» оформляет уведомление о закрытии предписания. При необходимости к уведомлению прикладываются фотоматериал, подтверждающий факт устранения нарушения. Уведомление о закрытии предписания                     (2 экз) с приложениями, сотрудником АО «ОЭК» отвозится в офис ФАУ «РосКапСтрой» (г. Феодосия) и нарочно вручается сотруднику ФАУ «РосКапСтрой». Представитель ФАУ «РосКапСтрой», при отсутствии вопросов подписывает уведомление о закрытии (2 экз.), один экз. остается в АО «ОЭК», второй экземпляр передается в ФАУ «РосКапСтрой»

Представители ФАУ «РосКапСтрой», в произвольной форме (табл. EXCEL), ведут свой реестр учета выданных и устраненных предписаний, который 1 раз в неделю направляется Заказчику посредством обычной электронной почты.

Каких-либо регламентов об иной форме взаимоотношений между Ответчиком и ФАУ «РосКапСтрой» ответчик не получал.

Кроме того, истцом не предоставлялся ответчику выход в систему АСК для передачи информации, не проводились мероприятия по обучению сотрудников                              АО «ОЭК» для работы в АСК - доказательств иного истцом не предоставлено.

 Система электронного документооборота на момент вынесения вышеуказанных актов строительного надзора во взаимоотношениях сторон не использовалась.

Система АСК не внедрена в ФАУ «РосКапСтрой», в силу чего ответчик не мог отчитываться перед ФАУ «РосКапСтрой» с использованием этой системы.

Так, из представленного Протокола Совещания по вопросу внедрения информационно-аналитической системы «Мониторинг» на объектах Республики Крым от 19 марта 2021 г. следует, что:

- ИАС «Мониторинг» является единственной системой электронного документооборота в Республике Крым, по крайней мере - в сфере строительства, во взаимоотношениях между Истцом, Ответчиком, ФАУ «РосКапСтрой» и Министерством строительства и архитектуры Республики Крым;

- применение системы АСК в указанной сфере не предусмотрено;

С учетом того, что срок тестового внедрения ИАС «Мониторинг» установлен «до 26.03.2021 г.», ответчик не мог ею пользоваться весной- летом 2019 года.

АО «ОЭК» не привлекался к ответственности по замечаниям ФАУ «РосКапСтрой», отраженных в предписаниях № РКС 82-СК-008-19.07 от 01.04.2019; № РКС 82-СК-008-19.08 от 01.04.2019; № РКС 82-СК-008-19.10 от 23.04.2019; № РКС 82-СК-008-19.13 от 20.05.2019; № РКС 82- СК-008-19.14 от 29.05.2019, указанных истцом в обоснование иска, что подтверждается Справкой АО «ОЭК» от 18.06.2021.

В качестве доказательства выполнения государственного контракта по этапам в материалы дела ответчиком предоставлены акты по форме КС-2.

Довода истца об отсутствии системы видеонаблюдения, признаются судом несостоятельными на основании следующего.

Обязанность по установке систем видеонаблюдения непосредственно контрактом № 077/280/1 от 27.12.2016 не установлена. О необходимости организовать такое видеонаблюдения АО «ОЭК» был проинформирован письмом первого заместителя генерального директора ГКУ РК «Инвестиционно-строительное управление Республики Крым» ФИО6 от 18.08.2020. Соответственно, в указанный Истцом период (апрель - май 2019 года) обязанностей по установке систем видеонаблюдения на объектах строительства по государственному контракту №077/280/1 от 27.12.2016 у ответчика не было, а с момента появления такой обязанности - она была выполнена, что подтверждается Актом об устранении нарушения № 97.3 от 03.12.2020.

Кроме того, взаимоотношения сторон по спорному контракту продолжаются.

17.06.2021 посредством системы электронной подачи документов «Мой арбитр» от истца поступили пояснения во исполнение определений суда от 12.04.2021, 20.05.2022, согласно которым указано, что соглашение о прекращении обязательств к государственному контракту от 27.12.2016 №077/280/1 не заключалось.

Истолковав вышеуказанные нормы применительно к рассматриваемому спору, исследовав и оценив доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями норм статьи 71 АПК РФ, суд приходит к выводам об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований в полном объеме.

Следовательно, положения статьи 333 ГК РФ к спорным правоотношениям не применяются.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Поскольку  при обращении с настоящим исковым заявлением, истец на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации был освобожден от уплаты государственной пошлины, а также учитывая результат рассмотрения иска, распределение расходов по оплате государственной пошлины судом не осуществляется.

Руководствуясь статьями 110, 167 – 170, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

1. В удовлетворении исковых требований отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба, а в случае подачи апелляционной жалобы со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Республики Крым в порядке апелляционного производства в Двадцать первый  арбитражный апелляционный суд (299011, <...>) в течение месяца  со дня принятия решения, а также в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Центрального округа (248001, <...>) в течение двух месяцев со дня принятия (изготовления в полном объёме) постановления судом апелляционной инстанции.

Судья                                                                                                                     И. А. Ищенко