ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 160036-01-2020-001539-28 от 17.12.2020 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)

Судья Сахабиев Ф.Ф.

№ 16RS0036-01-2020-001539-28

№ 2-1824/2020

№ 33-17102/2020

учёт 146г

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 декабря 2020 года

город Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:

председательствующего Тютчева С.М.,

судей Гайнуллина Р.Г., Митрофановой Л.Ф.,

при ведении протокола помощником судьи Садриевой Э.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Гайнуллина Р.Г. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан, Палаты земельных и имущественных отношений Альметьевского муниципального района Республики Татарстан Зигангирова Л.И. на решение Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 15 сентября 2020 года.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан, Муниципального учреждения «Палата земельных и имущественных отношений Альметьевского муниципального района Республики Татарстан» Крутова К.С. возражения представителя Зигангирова А.Г. – Хасанова Р.Р. против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Зигангиров А.Г. обратился в Альметьевский городской суд Республики Татарстан с иском к Новокашировскому сельскому исполнительному комитету Альметьевского муниципального района Республики Татарстан (далее – Новокашировскому исполкому), Исполнительному комитету Альметьевского муниципального района Республики Татарстан (далее – Исполкому), Палате земельных и имущественных отношений Альметьевского муниципального района Республики Татарстан (далее – ПЗИО) об установлении границ земельных участков.

В обоснование иска указано, что Зигангирову А.Г. на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 1 500 кв. м с кадастровым номером ....:6999, расположенный по адресу: <адрес>, границы которого не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.

Гайнутдинову Р.М. принадлежит смежный земельный участок площадью 2 000 кв. м с кадастровым номером ....:268, расположенный по адресу: <адрес>.

В целях уточнения местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером ....:6999 Зигангиров А.Г. обратился в ООО «Землемер». 3 февраля 2020 года кадастровым инженером Галиевой Л.Н. составлен межевой план. В ходе кадастровых работ было установлено, что фактическая площадь участка истца составляет 1 529 кв. м, участок находится за границей населенного пункта Ак-Чишма и пересекает границы земельного участка с кадастровым номером ....:412 (входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером ....:2141), который имеет уточнённую площадь, разрешённое использование – для ведения крестьянско-фермерского хозяйства (категория земли сельскохозяйственного назначения). При этом, согласно справке Новокашировского исполкома от 25 декабря 2019 года, уточняемый участок истца в указанных границах существует более 15 лет, однако при внесении в ЕГРН сведений о границах населенного пункта участок истца не был учтен. ПЗИО от подписания акта согласования границ уклоняется.

Зигангиров А.Г. просил установить границы земельного участка с кадастровым номером ....:6999 относительно земельных участков с кадастровым номером ....:268 и с кадастровым номером ....:412 (входящим в состав единого землепользования с кадастровым номером ....:2141) без согласования по фактическому использованию земельного участка в соответствии с координатами указанными в межевом плане от 3 февраля 2020 года, подготовленном кадастровым инженером ООО «Землемер» Галиевой Л.Н.; определить факт нахождения земельного участка с кадастровым номером ....:6999 в границах населенного пункта Ак-Чишма Новокашировского сельского поселения Альметьевского муниципального района Республики Татарстан в квартале ....:050002; откорректировать границы земельного участка с кадастровым номером ....:412 по границам земельного участка с кадастровым номером ....:6999 без согласования.

Исполком и ПЗИО предъявили Зигангирову А.Г., Новокашировскому исполкому встречный иск о признании недействительной выписки из решения Новокашировского Совета самоуправления Альметьевского района Республики Татарстан (далее – Новокашировский Совет), прекращении права собственности на земельный участок и об исключении из ЕГРН сведений о земельном участке.

В обоснование встречного иска указано, что право собственности на земельный участок с кадастровым номером ....:6999 было зарегистрировано за Зигангировым А.Г. 15 ноября 2013 года на основании выписки из решения Новокашировского Совета от 16 мая 1998 года. Границы земельного участка с кадастровым номером ....:6999 не установлены на местности, координаты характерных точек в ГКН отсутствуют, данный участок расположен за границей сельского поселения.

По данным архивного отдела Исполкома данное решение о выделении Зигангирову А.Г. земельного участка не обнаружено. Поскольку решение о предоставлении Зигангирову А.Г. земельного участка уполномоченным органом не принималось, выписка из решения Новокашировского Совета является недействительной.

Исполком и ПЗИО просили суд признать недействительной выписку из решения Новокашировского Совета от 16 мая 1998 года; прекратить право собственности Зигангирова А.Г. на земельный участок с кадастровым номером ....:6999 и исключить из ЕГРН сведения о данном земельном участке.

В судебном заседании суда первой инстанции Зигангиров А.Г. на иске настаивал, в удовлетворении встречного иска просил отказать.

Представители Исполкома, ПЗИО с иском Зигангирова А.Г. не согласились, на встречном иске настаивали.

Представитель Новокашировского исполкома Гиниятуллина Л.М. иск Зигангирова А.Г. признала.

Гайнутдинов Р.М. в суд не явился.

Суд постановил решение об удовлетворении исковых требований Зигангирова А.Г. и отказе в удовлетворении встречных исковых требований Исполкома, ПЗИО.

В апелляционной жалобе представитель Исполкома и ПЗИО Зигангиров Л.И. ставит вопрос об отмене решения суда ввиду его незаконности и необоснованности.

При этом в апелляционной жалобе указывается, что суд первой инстанции не исследовал и не дал оценку межевому плану от 3 февраля 2020 года, подготовленному кадастровым инженером ООО «Землемер» Галиевой Л.Н.

Заявитель жалобы указывает, что данный межевой план подготовлен с нарушением требований, предусмотренных Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 8 декабря 2015 года № 921, и не может являться доказательством по делу. В межевом плане отсутствуют сведения об исходном земельном участке с кадастровым номером ....:2141, из которого был образован земельный участок с кадастровым номером ....:6999, при этом кадастровый инженер указывает, что спорный участок пересекает границы земельного участка с кадастровым номером ....:412, входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером ....:2141, имеющего уточненную площадь с разрешенным использованием для ведения крестьянско-фермерского хозяйства, относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения. Кроме того, в межевом плане отсутствуют выводы кадастрового инженера о причинах пересечения границ, о наличии реестровой ошибки.

Заявитель жалобы полагает, что удовлетворение требований Зигангирова А.Г. влечет нарушение требований земельного законодательства о целевом назначении земель, поскольку приведет к вкрапливанию земельного участка с кадастровым номером ....:6999 в границы земельного участка с кадастровым номером ....:412.

Кроме того, суд своим решением изменил установленные границы населенного пункта Ак-Чишма, что является недопустимым.

В апелляционной жалобе также указано, что, определяя границы земельного участка без согласования, суд первой инстанции вышел за пределы своих полномочий.

Дополнительно в апелляционной жалобе указано, что суд первой инстанции не принял во внимание, что решение о выделении спорного земельного участка принято в выходной день 16 мая 1998 года (субботу).

Суд первой инстанции необоснованно применил срок исковой давности, поскольку Зигангиров А.Г. впервые обратился в уполномоченный орган с заявлением о согласовании местоположения границы земельного участка 27 декабря 2019 года. Зигангиров А.Г. также не представил доказательства уплаты земельного налога с 1998 года по 2012 год.

От Зигангирова А.Г. поступили возражения на апелляционную жалобу, которую он просил оставить без удовлетворения, решение суда – без изменения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Исполкома и ПЗИО доводы апелляционной жалобы поддержал.

Иные участники процесса, будучи надлежащим образом извещёнными о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, путём публикации информации о движении дела на официальном сайте Верховного Суда Республики Татарстан vs.tat.sudrf.ru (раздел «Судебное делопроизводство»), на апелляционное рассмотрение дела не явились. В связи с этим судебная коллегия в соответствии со статьёй 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии со статьёй 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, приходит к следующему.

Судом первой инстанции установлено, что Зигангирову А.Г. на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 1500 кв. м с кадастровым номером ....:6999, расположенный по адресу: <адрес>.

Земельный участок был предоставлен Зигангирову А.Г. решением Новокашировского Совета самоуправления Альметьевского района от 16 мая 1998 года. На основании этого решения 15 ноября 2013 года зарегистрировано право собственности Зигангирова А.Г. на земельный участок.

Земельный участок имеет общую границу с земельным участком с кадастровым номером ....:268, расположенным по адресу: <адрес>, принадлежащим Гайнутдинову Р.М.

Кадастровым инженером Галиевой Л.Н. подготовлен межевой план от 3 февраля 2020 года в целях уточнения границ земельного участка с кадастровым номером ....:6999. При этом кадастровым инженером было установлено, что фактическая площадь участка истца составляет 1529 кв. м, по правоустанавливающим документам – 1500 кв. м, участок выходит за установленные границы населённого пункта Ак-Чишма (согласно выписки из ЕГРН), накладывается на земельный участок с кадастровым номером ....:412, входящий в состав единого землепользования с кадастровым номером ....:2141, который имеет уточнённую площадь, но не используется по назначению. ПЗИО акт согласования не подписал.

Согласно справке Новокашировского исполкома от 25 декабря 2019 года, земельный участок истца существует более 15 лет в границах Новокашировского сельского поселения (л.д. 20).

Принимая решение по делу, суд первой инстанции исходил из положений статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 61 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», статьи 39 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» и пришёл к выводу об обоснованности исковых требований Зигангирова А.Г., поскольку его земельный участок существует более 15 лет и в границах населённого пункта д. Ак-Чишма в квартале ....:050002. Оснований для удовлетворения встречного иска суд первой инстанции не нашёл ввиду избрания ненадлежащего способа защиты права и пропуска срока исковой давности, течение которого началось с момента государственной регистрации права собственности Зигангирова А.Г. на земельный участок.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции согласиться не может по следующим основаниям.

В силу пункта 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных данным Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить его в качестве индивидуально определённой вещи.

Согласно части 3 статьи 45 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» в редакции до 1 января 2017 года, сведения о ранее учтённых объектах недвижимости с учётом предусмотренного статьёй 7 данного Федерального закона состава сведений, в том числе сведений об уникальных характеристиках объекта недвижимости, и содержащие такие сведения документы подлежали включению в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости (далее – ГКН) в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

Данная норма соответствует нормам ранее действовавших Закона от 2 февраля 2000 года № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» и Федерального закона от 18 июня 2001 года № 78-ФЗ «О землеустройстве».

При составлении землеустроительной документации и документов государственного земельного кадастра подлежали определению границы земельных участков, сведения о которых в силу части 3 статьи 45 и статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (в редакции до 1 января 2017 года) подлежали включению в ГКН.

В случае наличия у правообладателей землеустроительной документации, составленной в соответствии с нормами Закона № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре», Закона № 78-ФЗ «О землеустройстве» и представления её на государственный кадастровый учёт в период действия Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», координаты границ земельных участков подлежали внесению в государственный земельный кадастр и впоследствии в ГКН. В этом случае границы земельных участков считаются установленными.

При внесении в ГКН сведений о земельных участках, права на которые возникли у правообладателей до вступления в силу Федерального закона № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и у таких правообладателей отсутствовали документы об установлении границ, они вправе были составить документы по описанию границ и уточнить сведения о границах в государственном земельном кадастре по правилам Закона № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре».

При не совершении данных действий такие правообладатели были вправе уточнить границы участков путём составления межевого плана по правилам, установленным Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» и Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Сведения об уточнённых границах в этом случае подлежали внесению в кадастр недвижимости по правилам, установленным Законом от 2 февраля 2000 года № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре», регламентирующим внесение изменений в ГКН в сведения об объекте недвижимости, а с 1 января 2017 года такие сведения подлежат включению в ГКН (ЕГРН) по правилам, установленным Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Согласно части 8 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

Площадью земельного участка, определённой с учётом установленных в соответствии с данным Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость (часть 9 статьи 22).

Частью 10 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закреплённые с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

В соответствии с частью 3 статьи 61 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» воспроизведённая в ЕГРН ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном этим Законом (реестровая ошибка), исправляется на основании документов свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки.

По смыслу положений Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» уточнение местоположения границ земельного участка допускается в следующих случаях:

- при отсутствии в ЕГРН сведений о координатах характерных точек границ земельного участка;

- в случае, если содержащиеся в ЕГРН координаты характерных точек границ земельного участка определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения (например, при отсутствии ЕГРН сведений о нормативной точности определения координат характерных точек границ земельного участка);

- в случае, если содержащиеся в ЕГРН сведения о координатах какой-либо характерной точки границ земельного участка не позволяют однозначно определить её положение на местности (например, в ЕГРН содержатся несколько значений координат указанной характерной точки);

- при исправлении ошибки в сведениях ЕГРН о местоположении границ земельного участка (например, несоответствие сведений ЕГРН о местоположении границ земельного участка фактическому расположению объекта недвижимости).

Таким образом, для уточнения границ земельного участка в составе населённого пункта он должен существовать на местности в границах населённого пункта и его границы должны быть определены либо в правоустанавливающем документе, либо на местности конкретными объектами, например, забором.

В данном случае сведения о земельном участке с кадастровым номером ....:6999 категории «земли населённых пунктов», расположенном по адресу: <адрес>, внесены в ГКН 16 мая 1998 года (л.д. 97). При этом сведения о координатах характерных точек границ этого земельного участка в ЕГРН внесены не были, доказательств существования земельного участка на местности в спорных границах с 1998 года в дело не представлено.

Судом первой инстанции не было принято во внимание, что право собственности Зигангирова А.Г. на земельный участок было зарегистрировано на основании выписки от 25 сентября 2013 года из решения Новокашировского Совета самоуправления Альметьевского района Республики Татарстан от 16 мая 1998 года (л.д. 96). При этом решение Новокашировского Совета самоуправления Альметьевского района Республики Татарстан от 16 мая 1998 года регистрирующему органу и суду не представлялось.

Доказательств определения местоположения границ этого земельного участка в границах д. Ак-Чишма при его образовании, как утверждает истец в 1998 году, в дело не представлено.

Не представлено в дело доказательств пользования Зигангировым А.Г. земельным участком в период с 1998 года по 2006 год. Справка Новокашировского исполкома от 25 декабря 2019 года владение истцом земельным участком в спорных границах, указанных в межевом плане, не подтверждает.

Не представлено в дело и доказательств принятия Новокашировским Советом самоуправления Альметьевского района Республики Татарстан решения от 16 мая 1998 года о предоставлении Зигангирову А.Г. земельного участка. Доводы ответчиков о подложности выписки истцом не опровергнуты.

В настоящее время истец, указывая на выписку из решения органа местного самоуправления о предоставлении ему земельного участка в пределах населённого пункта, претендует на образование земельного участка категории «земли населённых пунктов» за границами населённого пункта д. Ак-Чишма за счёт земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешённого использования «для крестьянского (фермерского) хозяйства», принадлежащих муниципальному образованию (л.д. 77).

При этом доводы истца и выводы кадастрового инженера о наличии реестровой ошибки в сведениях ЕГРН о земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером ....:412, входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером ....:2141, судебная коллегия находит необоснованными и несостоятельными.

Доводы истца о возможности изменения границ населённого пункта посредством установления судом соответствующего факта судебная коллегия отклоняет по следующим основаниям.

Так, в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации установление или изменение границ населённых пунктов осуществляется путём утверждения или изменения генерального плана поселения, отображающего границы населённых пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.

При установлении или изменении границ населённых пунктов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, осуществляется перевод земель населённых пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населённых пунктов независимо от их форм собственности (пункт 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации). Нарушение установленного Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием для признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую (пункт 3 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установление или изменение границ населённых пунктов, а также включение земельных участков в границы населённых пунктов либо исключение земельных участков из границ населённых пунктов является переводом земель населённых пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населённых пунктов.

В силу статьи 7 данного Закона перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, в том числе связанных с установлением или изменением черты населённых пунктов.

Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения и особенности его согласования регламентированы статьями 24 и 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми проект генерального плана до его утверждения подлежит обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в случае если предложения, содержащиеся в таком проекте, предполагают включение в границы населённых пунктов (в том числе образуемых населённых пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.

Положением о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и проектов документов территориального планирования муниципальных образований, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 года № 178, предусмотрено согласование проекта генерального плана поселения органом местного самоуправления, являвшимся заказчиком разработки такого проекта, с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере градостроительства, в случае, указанном в части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Таким уполномоченным органом в настоящее время является Министерство экономического развития Российской Федерации (пункт 2.1 Приказа Минэкономразвития России от 21 июля 2016 года № 460 «Об утверждении порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования»).

В соответствии с пунктом 3 статьи 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» законами субъектов Российской Федерации может быть установлен порядок подготовки и принятия решений о включении земельных участков в границы населённых пунктов либо об исключении земельных участков из границ населённых пунктов и об установлении или об изменении видов разрешённого использования земельных участков с учётом требований Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Для изменения границ населённого пункта орган государственной власти Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, физическое или юридическое лицо, заинтересованные во включении земельного участка в границы населённого пункта либо в исключении земельного участка из границ населённого пункта, направляет в орган местного самоуправления городского округа или поселения, на территориях которых находится населённый пункт, а в случае, если земельный участок расположен на межселенной территории, в орган местного самоуправления муниципального района мотивированное заявление о включении земельного участка в границы населённого пункта либо об исключении земельного участка из границ населённого пункта и об установлении или об изменении вида разрешённого использования земельного участка (пункт 4 статьи 4.1 Закона № 191-ФЗ).

Орган местного самоуправления подготавливает заключение о целесообразности включения или исключения земельного участка из границ населённого пункта и направляет его в исполнительный орган государственной власти, а также проводит публичные слушания по этому вопросу.

Согласно пункту 21 статьи 4.1 Закона № 191-ФЗ отказ в принятии решения о включении земельного участка в границу населённого пункта либо об исключении земельного участка из границы населённого пункта допускается по решению высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) с указанием причин такого отказа.

Отказ в принятии решения о включении земельного участка в границы населённого пункта либо об исключении земельного участка из границ населённого пункта и об установлении или об изменении вида разрешённого использования земельного участка может быть обжалован в суд (пункт 22 статьи 4.1 Закона № 191-ФЗ).

Между тем мер, направленных на изменение границ населённого пункта д. Ак-Чишма в установленном законом порядке истец и органы местного самоуправления сельского поселения не предпринимали, решение об отказе во включении какого-либо земельного участка в границы населённого пункта д. Ак-Чишма уполномоченным органом не принималось.

По мнению судебной коллегии, совокупные действия истца, а также представителя Новокашировского исполкома Гиниятуллиной Л.М. по выдаче истцу выписки от 25 сентября 2013 года, послужившей формальным основанием для регистрации права собственности истца на земельный участок, по выдаче истцу не соответствующей действительности справки о расположении спорного земельного участка более 15 лет в границах населённого пункта, признание представителем Новокашировского исполкома Гиниятуллиной Л.М. иска Зигангирова А.Г., направленного на изменение границ населённого пункта, свидетельствуют о намерении указанных лиц обойти установленную законом процедуру изменения границ населённого пункта д. Ак-Чишма, что нельзя признать правомерным.

Согласно пункту 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

В случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 указанной статьи, суд, арбитражный суд или третейский суд с учётом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом (пункт 2).

Согласно статье 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путём признания недействительными в судебном порядке в соответствии со статьёй 61 Кодекса не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления.

Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (подпункт 4 пункта 2 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации).

Судом первой инстанции названные обстоятельства и нормы права учтены не были.

При таких данных правовых оснований для удовлетворения иска Зигангирова А.Г. не имелось, при этом имелись основания для удовлетворения встречного иска, направленного на прекращение прав Зигангирова А.Г. на земельный участок с кадастровым номером ....:6999 и восстановление положения, существовавшего до нарушения права муниципального образования Альметьевский муниципальный район Республики Татарстан в соответствии со статьёй 60 Земельного кодекса Российской Федерации и статьёй 304 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Поскольку владение истца земельным участком в спорных границах не доказано, как не доказано предоставление этого земельного участка истцу уполномоченным органом местного самоуправления, а исковые требования Исполкома и ПЗИО направлены на пресечение действий по незаконному изменению границ населённого пункта, встречный иск является негаторным.

В связи с этим судебная коллегия отклоняет заявление Зигангирова А.Г. о пропуске срока исковой давности, поскольку исковая давность не распространяется на требования, прямо предусмотренные статьёй 208 Гражданского кодекса Российской Федерации, к которым относятся требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, если эти нарушения не были соединены с лишением владения.

Принимая во внимание изложенное, постановленное судом первой инстанции решение подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении иска Зигангирова А.Г. и об удовлетворении встречного иска.

Руководствуясь статьями 199, 327, пунктом 2 статьи 328, статьёй 329, пунктами 3 и 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 15 сентября 2020 года по данному делу отменить, принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований Зигангирова А.Г. к Новокашировскому сельскому исполнительному комитету Альметьевского муниципального района Республики Татарстан, Исполнительному комитету Альметьевского муниципального района Республики Татарстан, Палате земельных и имущественных отношений Альметьевского муниципального района Республики Татарстан об установлении границ земельных участков с кадастровыми номерами ....:6999, ....:268, ....:412, установлении факта нахождения земельного участка с кадастровым номером ....:6999 в границах населённого пункта Ак-Чишма Новокашировского сельского поселения Альметьевского муниципального района Республики Татарстан в квартале ....:050002, изменении местоположения границ земельного участка с кадастровым номером ....:412 отказать.

Встречный иск Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан, Палаты земельных и имущественных отношений Альметьевского муниципального района Республики Татарстан удовлетворить.

Признать недействительной выписку из решения Новокашировского Совета от 16 мая 1998 года.

Прекратить право собственности Зигангирова А.Г. на земельный участок с кадастровым номером ....:6999 и исключить из ЕГРН сведения о данном земельном участке.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трёх месяцев, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции.

Председательствующий

Тютчев С.М.

Судьи

Гайнуллин Р.Г.

Митрофанова Л.Ф.