ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1071/2021 от 17.08.2021 Верховного Суда Чеченской Республики (Чеченская Республика)

судья Дадаков С.С. №33-918/2021

ВЕРХОВНЫЙ СУД ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

дело №2-1071/21

город Грозный 17 августа 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чеченской Республики в составе:

председательствующего Узиевой Т.А.,

судей Мовлаевой Т.И., Хасиева У.А.,

при секретаре Алиевой М.Л.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Акционерного общества «Вайнахавиа» к Акционерному обществу «Российский Сельскохозяйственный банк» в лице Чеченского регионального филиала об освобождении от ареста (не залогового) имущества АО «Вайнахавиа»

по апелляционной жалобе представителя Чеченского регионального филиала АО «Россельхозбанк» - Матаевой З.Б. на решение Ленинского районного суда г.Грозого от 28 июня 2021 года.

Заслушав доклад судьи Мовлаевой Т.И., изложившего обстоятельства дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителей АО «Россельхозбанка» - Юсупова А.А., Синбагаева Х.И., поддержавших доводы жалобы, возражения представителя АО «Вайнахавиа» - Татаева А.Р., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

АО «Вайнахавиа» обратилось в суд с иском к АО «Российский Сельскохозяйственный банк» в лице Чеченского регионального филиала об освобождении от ареста (не залогового) имущества АО «Вайнахавиа».

В обоснование заявленных исковых требований, с учетом уточнений, истец указывает, что решением Ленинского районного суда города Грозного от 09 ноября 2020 года по гражданскому делу №2-429/20 по иску АО «Российский Сельскохозяйственный банк» в лице Чеченского регионального филиала к АО «Вайнахавиа», поручителям - ООО «РОСТ», Сатуеву С.С. и Дуртаеву А.А. о взыскании задолженности по договорам об открытии кредитной линии, их расторжении и обращении взыскания на заложенное имущество были удовлетворены исковые требования АО «Россельхозбанк» в лице Чеченского регионального филиала к АО «Вайнахавиа» со взысканием денежных средств в размере <данные изъяты> по договорам об открытии кредитной линии от <данные изъяты>, от <данные изъяты> их расторжении и обращением взыскания путём продажи с публичных торгов на часть заложенного имущества.

Заложенное имущество, на которое указанным решением суда обращено взыскание на общую сумму <данные изъяты> без учёта НДС, в целях реализации его на открытых торгах, проводимых в форме аукциона, было передано судебным приставом – исполнителем в ТУ Росимущество в ЧР.

Также, судебным приставом-исполнителем межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств наложен арест на иное не залоговое имущество АО «Вайнахавиа», об аресте имущества судебным приставом составлен акт (опись) от 01 апреля 2021.

В силу части 4 статьи 69 Закона № 229-ФЗ при отсутствии или недостаточности у должника денежных средств взыскание обращается на иное имущество, принадлежащее ему на праве собственности, хозяйственного ведения и (или) оперативного управления, за исключением имущества, изъятого из оборота, и имущества, на которое в соответствии с федеральным законом не может быть обращено взыскание, независимо от того, где и в чьём фактическом владении и (или) пользовании оно находится.

Постановлением о наложении ареста на имущество должника №20024/21/10182 от 02 июня 2021 наложен арест на иное имущество (не залоговое) АО «Вайнахавиа».

Предметом ареста является иное (не залоговое) имущество:

1) нежилые помещения (аэровокзал) кадастровый номер , общая площадь 3309,2 кв. м.;

2) нежилое помещение (международный сектор) кадастровый номер , общая площадь 2079,8 кв. м.;

3) 4-х этажное здание гостиницы с КДП (контрольно-диспетчерский пункт) кадастровый номер , общая площадь 4327,5 кв. м.;

4) иное имущество необходимое для осуществления аэропортовой деятельности, отчуждение которого лишит предприятие возможности осуществлять свою деятельность.

Объекты недвижимости расположены на земельном участке площадью 481737 +/- 1214 кв. м., с кадастровым номером находятся в собственности Российской Федерации, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.

Согласно сведениям, содержащимся в выписке из ЕГРН, в настоящее время земельный участок с названным кадастровым номером имеет категорию «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения», вид разрешённого использования «под размещение АО «Вайнахавиа».

Арест иного не залогового имущества нарушает права АО «Вайнахавиа» и препятствует реализации правомочий распоряжения (пользования) имуществом.

В соответствии с положениями статьи 7 Воздушного кодекса Российской Федерации имущество гражданской и экспериментальной авиации - воздушные суда, аэродромы, аэропорты, технические средства и другие предназначенные для обеспечения полетов воздушных судов средства - в соответствии с законодательством Российской Федерации может находиться в государственной и муниципальной собственности, собственности физических лиц, юридических лиц, а то же имущество государственной авиации и объекты единой системы организации воздушного движения - только в федеральной собственности, за исключением имущества авиации органов внутренних дел, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации.

В силу статьи 42 Воздушного кодекса Российской Федерации объектами единой системы организации воздушного движения являются комплексы зданий, сооружений, коммуникаций, а также наземные объекты средств и систем обслуживания воздушного движения, навигации, посадки и связи, предназначенные для организации воздушного движения. Перечень объектов единой системы организации воздушного движения определяется федеральными авиационными правилами.

В соответствии с Федеральными авиационными правилами "Объекты единой системы организации воздушного движения", утвержденными приказом Министерства транспорта РФ от 18.04.2005 № 31, к числу объектов единой системы организации воздушного движения (далее ЕС ОрВД) относятся специальные средства (средства специального технического обеспечения деятельности оперативных органов ЕС ОрВД) и объектообразующие элементы (здания, сооружения, машины, оборудование, коммуникации, системы электроснабжения, линейно-кабельные сооружения, инвентарь и иное имущество, предназначенные для размещения специальных средств и персонала, жизнеобеспечения объектов, проведения профилактических, ремонтно-восстановительных и иных видов работ, предусмотренных федеральными авиационными правилами, руководствами и иными документами, регламентирующими вопросы организации и обеспечения технической эксплуатации этих объектов).

Согласно пункту 8 указанных правил объекты единой системы организации воздушного движения с учетом стратегического значения и в соответствии с функциональными задачами, выполняемыми оперативными органами ЕС ОрВД, подразделяются на объекты обслуживания воздушного движения; организационно-контрольные объекты; вспомогательные объекты обеспечения ЕС ОрВД.

К объектам обслуживания воздушного движения, предназначенным для обеспечения деятельности оперативных органов ЕС ОрВД по организации воздушного движения в части управления воздушным движением, относятся объекты полетно-информационного обслуживания, консультативного обслуживания, диспетчерского обслуживания воздушного движения, а также аварийного оповещения (центры управления воздушным движением; командно-диспетчерские пункты; стартовые диспетчерские пункты).

К организационно-контрольным объектам, обеспечивающим деятельность оперативных органов ЕС ОрВД по организации воздушного движения в части организации потоков воздушного движения, организации воздушного пространства в целях обеспечения обслуживания воздушного движения и организации потоков воздушного движения, обеспечению разрешительного порядка использования воздушного пространства, контролю за соблюдением Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, относятся специальные средства вычислительной техники, электронной связи, оперативной полиграфии; иные средства и оборудование, используемые для обеспечения организационно-контрольных функций оперативных органов ЕС ОрВД (здания, сооружения, в том числе здания административные, отведенные под оперативные органы ЕС ОрВД; системы электроснабжения; линии связи и управления; системы авиационной безопасности (охранная сигнализация); средства пожарной безопасности (пожарная сигнализация, средства пожаротушения); средства жизнеобеспечения и охраны труда личного состава оперативных органов ЕС ОрВД (кондиционирование, освещение, вентиляция, отопление, водоснабжение).

К вспомогательным объектам обеспечения ЕС ОрВД относятся: объекты служб аэронавигационной информации, предназначенных для подготовки, издания и передачи документов аэронавигационной информации, которые включают имущественные комплексы: центров аэронавигационной информации; обособленных подразделений служб аэронавигационной информации; объекты поддержания эксплуатационной готовности ЕС ОрВД, предназначенные для проведения организационных, производственных и инженерно-технических мероприятий по обслуживанию технических средств объектов единой системы организации воздушного движения, проведению на них профилактических и ремонтно-восстановительных работ.

К объектам поддержания эксплуатационной готовности ЕС ОрВД относятся ремонтные мастерские, склады, ангары, гаражи, элементы жизнеобеспечения и другие объекты, оборудованные специальными станками, механизмами, приборами, транспортными средствами, инвентарем.

В соответствии со статьей 7 Воздушного кодекса РФ объекты единой системы организации воздушного движения могут находиться только в федеральной собственности.

Иное не залоговое имущество, перечисленное в исковом заявлении АО «Вайнахавиа», а также в приложении к нему относится к объектам единой системы организации воздушного движения и как следствие является имуществом, изъятым из оборота (п. 2 ст. 129 ГК РФ), на которое невозможно обращение взыскания.

Так, из гражданского оборота в первую очередь изымаются объекты государственной собственности, которые находятся в общественном пользовании и не могут в силу публичных интересов быть предметами гражданско-правовых сделок.

Перечень объектов, которые могут находиться исключительно в федеральной собственности и приватизация которых запрещена, содержит Программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утверждённая Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 № 2284 «О Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» в силу пункта 2.1.20 к объектам и предприятиям, находящимся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена, относятся: объекты, предприятия, системы и средства управления воздушным движением аэропортов и авиапредприятий, связанных с обеспечением единой системы управления воздушным движением нижнего и верхнего воздушного пространства; аэродромы федерального значения (классов А, Б, В, Г, Д в соответствии с принятой классификацией), центры метрологии и лётно-испытательные станции, учебно-тренировочные центры гражданской авиации.

Распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) от 19.02.2007 № АЮ-19-р «О государственной регистрации аэродрома Грозный (Северный)» аэродром Грозный (Северный) внесён в Государственный реестр гражданских аэродромов Российской Федерации как аэродром класса «В».

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.04.2016 №2514-р аэропорт Грозный (Северный) включён в перечень аэропортов федерального значения.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2009 года №1686-р аэропорт Грозный (Северный) открыт для выполнения международных полетов воздушных судов и установления в нем воздушного грузопассажирского постоянного многостороннего пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации.

В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 212 Гражданского кодекса Российской Федерации законом определяются виды имущества, которые могут находится только в государственной или муниципальной собственности.

Законом в данном случае является Воздушный кодекс Российской Федерации, в пункте 3 статьи 40 которого указано, что аэропорт представляет собой комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, аэровокзал, другие сооружения, предназначенный для приёма и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и имеющий для этих целей необходимое оборудование.

Для выполнения производственной деятельности, удовлетворения собственных хозяйственных нужд службы (подразделения) оператора аэродрома гражданской авиации должны быть обеспечены необходимыми производственными площадями и должны иметь в пользовании на весь срок деятельности: административно-бытовые здания; производственные помещения для проведения технического обслуживания и ремонта спецавтотранспорта и оборудования; аварийно-спасательные станции (станцию) для обеспечения дежурства сил и средств пожарно-спасательных расчётов и размещения аэродромных пожарных автомобилей; склады для хранения запасных частей, химического реагента, красок, растворителей, мастик и материалов для эксплуатационного содержания и восстановительного ремонта аэродромных покрытий; площадки с навесом для хранения инертных материалов (песка, щебня); стоянки спецавтотранспорта (автопарк) с контрольно-пропускными пунктами; площадки для установки ёмкостей отработавших нефтепродуктов и контейнеров-мусоросборников; пункт чистки и мойки техники (пункт 39 Федеральных авиационных правил «Требования к операторам аэродромов гражданской авиации. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие операторов аэродромов гражданской авиации требованиям федеральных авиационных правил», утверждённых приказом Минтранса России от 25.09.2015 №286).

Федеральный закон от 08.01.1998 №10-ФЗ «О государственном регулировании развития авиации» и Воздушный кодекс Российской Федерации также выделяют понятие инфраструктуры воздушного транспорта.

Инфраструктура воздушного транспорта, согласно абзацу 6 статьи 1 Федерального закона от 08.01.1998 №10-ФЗ «О государственном регулировании развития авиации», включает в себя собой аэродромы, аэропорты, объекты единой системы организации воздушного движения, центры и пункты управления полётами летательных аппаратов, пункты приёма, хранения и обработки информации в области авиационной деятельности, объекты хранения авиационной техники, центры и оборудование для подготовки лётного состава, другие используемые при осуществлении авиационной деятельности сооружения и техника.

Пункт 1 статьи 7.1 Воздушного кодекса Российской Федерации к объектам инфраструктуры воздушного транспорта относит следующие объекты:

1) аэродромы, вертодромы, обустроенные места для приводнения и причаливания воздушных судов, прочие объекты, необходимые для взлёта, посадки, руления и стоянки воздушных судов;

2) аэровокзалы (терминалы) и иные объекты, в том числе объекты капитального строительства, необходимые для посадки на воздушное судно и высадки из него пассажиров, погрузки, разгрузки и хранения грузов, перевозимых воздушным судном, обслуживания и обеспечения безопасности пассажиров и грузов;

3) объекты единой системы организации воздушного движения;

4) наземные объекты, необходимые для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции и ремонта аэропортов, аэродромов и вертодромов, подземные сооружения и инженерные коммуникации;

5) здания, сооружения, расположенные на территориях аэропортов, аэродромов, вертодромов и предназначенные для обеспечения авиационной безопасности, оказания услуг, обеспечения государственного контроля (надзора) в области использования воздушного пространства.

Учитывая приведённые нормы права, объект аэропорт как имущественный комплекс, представляет собой сложную вещь, структурно состоящую из разнородных частей, но, вместе с тем, предполагающих использование по общему назначению и служащих общим целям - обеспечению приёма и отправки воздушных судов и обслуживанию авиаперевозок (статья 134 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Таким образом, спорные объекты – не залоговой имущество АО «Вайнахавиа», исходя из их назначения, функционально взаимообусловлены и предназначены для обеспечения функционирования аэропорта, что позволяет отнести такие объекты к инфраструктуре сложной вещи - имущественного комплекса Грозный (Северный).

Иск об освобождении имущества от ареста или о снятии запрета на совершение действий по регистрации может быть предъявлен собственником или иным лицом, владеющим имуществом по основаниям, предусмотренным законом или договором (статьи 301-305 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Объекты АО «Вайнахавиа» являются исключительно федеральной собственностью.

Согласно статье 132 Гражданского кодекса Российской Федерации Аэропорт, как объект Гражданского права, является особым видом недвижимости, используемой для осуществления предпринимательской деятельности, как единый имущественный комплекс. В силу части 2 статьи 132 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги, и другие исключительные права, если иное не предусмотрено законом или договором.

Объекты недвижимого и движимого имущества представляют собой часть имущественного комплекса аэропорта Грозный (Северный), в состав которого входят здания и сооружения.

АО «Вайнахавиа» является объектом отрасли воздушного транспорта, находящиеся в федеральной собственности, стратегическим и социально значимым предприятием являющимся единственным аэропортом в Чеченской Республике, имущество (иное) является источником обеспечения деятельности аэропорта, отчуждение которое лишит предприятие возможности осуществлять свою деятельность.

Таким образом, имущественный комплекс Аэропорт Грозный (Северный) с момента его создания существовал как единый объект транспортной системы воздушных перевозок и использовался по его целевому назначению воздушными судами гражданской авиации для осуществления перевозок грузов и пассажиров, а также специализированными воздушными судами в рамках заключённых уполномоченными субъектами соглашений (воздушные суда МЧС России, осуществляющие мониторинг пожарной обстановки, воздушные суда, обеспечивающие оказание экстренной медицинской помощи и доставку почтовых отправлений).

Аэропорт Грозный (Северный) в настоящее время является действующим и представляет собой единственный аэропорт в Чеченской Республике, иной альтернативы обеспечить обслуживание пассажиров, грузов и воздушных судов не имеется.

Возможное отсутствие в данном регионе рассматриваемого имущественного комплекса (использование его не по назначению) не только ограничит транспортную доступность некоторых направлений для жителей Чеченской Республике, но и поставит под угрозу безопасность жителей и природных объектов (в том числе пожарную безопасность), негативно скажется на развитии региона в целом.

При таких обстоятельствах здание аэровокзала и иные объекты, связанные с ним общим назначением, безусловно, являются объектами, имеющими важное социальное значение для данного региона.

В этой связи имущественный комплекс Аэропорт Грозный (Северный) является единой неделимой вещью и социально значимым объектом.

Аэропорт - комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, аэровокзал, другие сооружения, предназначенный для приёма и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и имеющий для этих целей необходимое оборудование, а также иное имущество необходимое для осуществления аэропортовой деятельности (часть 3 статьи 40 Воздушного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьёй 7 Воздушного кодекса Российской Федерации объекты единой системы организации воздушного движения могут находиться только в федеральной собственности.

Спорные объекты относятся к объектам единой системы организации воздушного движения, соответственно указанное имущество является имуществом, изъятым из оборота (пункт 2 статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Совокупность приведённых норм позволяет сделать вывод, что не подлежат аресту находящиеся в федеральной собственности объекты отрасли воздушного транспорта.

На основании изложенного, просит суд: освободить от ареста (не залоговое) имущество АО «Вайнахавиа»: нежилые помещения (аэровокзал) кадастровый номер нежилое помещение (международный сектор) кадастровый номер 4-х этажное здание гостиницы с КДП и иное имущество необходимое для осуществления аэропортовой деятельности (согласно приложенного к иску перечня), произведённого судебным приставом - исполнителем межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств в рамках исполнительного производства и исключить указанное имущество АО «Вайнахавиа» из числа объектов, на которое может быть обращено взыскание.

Решением Ленинского районного суда г. Грозного от 28 июня 2021 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.

В апелляционной жалобе представитель Чеченского регионального филиала АО «Россельхозбанк» - ФИО1 просит отменить решение суда, как незаконное и необоснованное по доводам апелляционной жалобы, указывая, что решение принято с нарушением норм материального и процессуального права, выводы суда не соответствует фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

В заседание апелляционной инстанции представители ТУ Росимущества по ЧР и Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие указанных лиц.

Информация о месте и времени рассмотрения настоящего гражданского дела заблаговременно была размещена на интернет сайте Верховного Суда Чеченской Республики.

Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав явившихся участников процесса, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.

В соответствии со статьей 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда должно быть законным и обоснованным.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 23 от 19 декабря 2003 года, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Данным требованиям закона решение суда первой инстанции соответствует в полном объеме.

Согласно статье 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств; никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы (части первая и вторая). Реализация предусмотренных названными положениями правомочий суда по оценке доказательств вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, что не может рассматриваться как нарушение конституционных прав и свобод заявителя, указанных в жалобе.

Разрешая заявленные АО «Вайнахавиа» исковые требования, суд первой инстанции, оценив в совокупности представленные доказательства по правилам статей 12, 56, 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходил из того, что аэропорт как имущественный комплекс, представляет собой сложный объект, структурно состоящий из разнородных частей, но, вместе с тем, предполагающих использование по общему назначению и служащих общим целям - обеспечению приёма и отправки воздушных судов и обслуживанию авиаперевозок (статья 134 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Спорные объекты, исходя из их назначения, функционально взаимообусловлены и предназначены для обеспечения функционирования аэропорта, что позволяет отнести такие объекты к инфраструктуре сложной вещи - имущественного комплекса Грозный (Северный).

Иск об освобождении имущества от ареста или о снятии запрета на совершение действий по регистрации может быть предъявлен собственником или иным лицом, владеющим имуществом по основаниям, предусмотренным законом или договором (статьи 301-305 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 132 Гражданского кодекса Российской Федерации аэропорт, как объект гражданского права, является особым видом недвижимости, используемой для осуществления предпринимательской деятельности, как единый имущественный комплекс. В силу части 2 статьи 132 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги, и другие исключительные права, если иное не предусмотрено законом или договором.

Объекты недвижимого и движимого имущества представляют собой часть имущественного комплекса аэропорта Грозный (Северный), в состав которого входят здания и сооружения.

АО «Вайнахавиа» является объектом отрасли воздушного транспорта, находящийся в федеральной собственности, стратегическим и социально значимым предприятием, являющимся единственным аэропортом в Чеченской Республике, имущество (иное) является источником обеспечения деятельности аэропорта, отчуждение которое лишит предприятие возможности осуществлять свою деятельность. Объекты АО «Вайнахавиа» являются исключительно федеральной собственностью.

Имущественный комплекс аэропорт Грозный (Северный) с момента его создания существовал как единый объект транспортной системы воздушных перевозок и использовался по его целевому назначению воздушными судами гражданской авиации для осуществления перевозок грузов и пассажиров, а также специализированными воздушными судами в рамках заключённых уполномоченными субъектами соглашений (воздушные суда МЧС России, осуществляющие мониторинг пожарной обстановки, воздушные суда, обеспечивающие оказание экстренной медицинской помощи и доставку почтовых отправлений).

Аэропорт Грозный (Северный) в настоящее время является действующим и представляет собой единственный аэропорт в Чеченской Республике, иной альтернативы обеспечить обслуживание пассажиров, грузов и воздушных судов не имеется.

Возможное отсутствие в данном регионе рассматриваемого имущественного комплекса (использование его не по назначению) не только ограничит транспортную доступность некоторых направлений для жителей Чеченской Республике, но и поставит под угрозу безопасность жителей и природных объектов (в том числе пожарную безопасность), негативно скажется на развитии региона в целом.

Здание аэровокзала и иные объекты, связанные с ним общим назначением, безусловно, являются объектами, имеющими важное социальное значение для данного региона.

В этой связи имущественный комплекс Аэропорт Грозный (Северный) является единой неделимой вещью и социально значимым объектом.

Аэропорт - комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, аэровокзал, другие сооружения, предназначенный для приёма и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и имеющий для этих целей необходимое оборудование, а также иное имущество необходимое для осуществления аэропортовой деятельности (часть 3 статьи 40 Воздушного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьёй 7 Воздушного кодекса Российской Федерации объекты единой системы организации воздушного движения могут находиться только в федеральной собственности.

Спорные объекты относятся к объектам единой системы организации воздушного движения, соответственно указанное имущество является имуществом, изъятым из оборота (пункт 2 статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В этой связи суд первой инстанции пришел к выводу о невозможности обращения взыскания на не залоговое имущество в виде нежилых помещений (аэровокзал), нежилого помещения (международный сектор), 4-х этажного здания гостиницы с КДП и иного незалогового имущества, указанного в приложении к исковому заявлению АО «Вайнахавиа» (согласно приведенного перечня), необходимого для осуществления аэропортовой деятельности, которое лишит предприятие возможности осуществлять аэропортовую деятельность.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на исследованных судом доказательствах, которым дана аргументированная правовая оценка, при этом мотивы, по которым суд пришел к указанным выводам, исчерпывающим образом изложены в решении суда и являются обоснованными.

Доводы апелляционной жалобы заявителя, которые сводятся к тому, что суд неверно оценил представленные доказательства, пришел к неправильным выводам, судебная коллегия считает несостоятельными, т.к. из содержания оспариваемого судебного акта следует, что судом первой инстанции с соблюдением требований статей 12, 55, 56, 195, части 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в качестве доказательств, отвечающих статьям 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, приняты во внимание объяснения лиц, участвующих в деле, представленные в материалы дела письменные доказательства в их совокупности, которым дана оценка согласно статье 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Более того, доводы апелляционной жалобы в своей совокупности сводятся к несогласию ответчика с изложенными выводами суда, оценкой фактических обстоятельств дела, основаны на ошибочном толковании норм материального и процессуального права, при этом не содержат ссылок на обстоятельства, которые не были исследованы судом либо опровергали его выводы, направлены на переоценку собранных по делу доказательств и установленных судом обстоятельств, однако оспариваемый судебный акт постановлен исходя из собранных по делу доказательств в их совокупности, которые получили оценку суда с учетом требований статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чеченской Республики

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Ленинского районного суда г. Грозного от 28 июня 2021 года по делу по иску Акционерного общества «Вайнахавиа» к Акционерному обществу «Российский Сельскохозяйственный банк» в лице Чеченского регионального филиала об освобождении от ареста (не залогового) имущества АО «Вайнахавиа», оставить без изменения.

Апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Апелляционное определение изготовлено в окончательно форме 20 августа 2021 года.

Председательствующий

судьи