ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-131/202013И от 13.07.2021 Кировского областного суда (Кировская область)

Судья Перминова О.С. Дело № 33-2923/2021 № 2-131/2020 13 июля 2021 года

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе: председательствующего судьи Мартыновой Т.А.,

судей Баталовой С.В, Федяева С.В.,

при секретаре Бакулевой О.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове 13 июля 2021 года дело по апелляционной жалобе главы администрации МО Мурашинский муниципальный район Кировской области и дополнению к ней на решение Мурашинского районного суда Кировской области от 23 ноября 2020 года, которым постановлено:

Исковые требования прокурора Мурашинского района Кировской области, действующего в интересах Шкаредных ФИО14 к администрации МО Мурашинский муниципальный район Кировской области о признании незаконным решения комиссии по обеспечению жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, и возложении обязанности включить в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на обеспечение жилым помещением – удовлетворить.

Признать решение комиссии по обеспечению жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа от <дата> об отказе во включении Шкаредных А.А. в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением, незаконным.

Обязать администрацию МО Мурашинский муниципальный район Кировской области включить Шкаредных ФИО15, <дата> года рождения, уроженку <адрес> в список детей - сирот и детей, оставшихся под попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением.

Заслушав доклад судьи Федяева С.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Мурашинского района Кировской области обратился в суд с иском в интересах Шкаредных А.А. к администрации МО Мурашинский муниципальный район Кировской области о признании незаконным решения комиссии по обеспечению жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением. В обоснование заявленных требований указал, что решением Мурашинского районного суда Кировской области от 13 августа 2007 года родители истца Шкаредных А.А., <дата> года рождения, лишены родительских прав. Распоряжением администрации Мурашинского района от 27 сентября 2007 года № 590 опекуном над несовершеннолетней Шкаредных А.А. назначена ее бабушка ФИО17 Алексеевна, с которой истец проживала с рождения. Этим же распоряжением за истцом было закреплено жилое помещение по адресу: с<адрес>, нанимателем которого, на основании договора социального найма № от <дата>, является супруг ФИО18 - ФИО19 В качестве членов его семьи в договоре указаны: его супруга ФИО20., дочь ФИО21 и внучка (истец) Шкаредных А.А. Полагает, что истец была включена в указанный договор социального найма незаконно, поскольку согласно ст.ст. 69, 70 ЖК РФ включение в договор социального найма иных родственников, к числу которых относилась Шкаредных А.А., должно носить заявительный характер и производится с согласия наймодателя. В то же время такое заявление и решение жилищной комиссии не сохранилось. Договор социального найма заключен уже после установления опеки над истцом и лишь фиксировал фактическое проживание малолетней с опекуном, сведения о разъяснении опекуну последствий вселения истца в жилое помещение в указанном статусе отсутствуют. Таким образом, считает, что Шкаредных А.А. не приобрела самостоятельного права на указанное жилое помещение. По достижению 16-летнего возраста истец намерений проживать и вести общее хозяйство с нанимателем жилого помещения не имела, в настоящее время в собственности жилого помещения не имеет, не является нанимателем или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма. После завершения обучения в МОКУ ООШ в п. Паломохино Мурашинского района Кировской области истец уехала учиться в г. Киров, где в 2020 году закончила КОГПОАУ «<данные изъяты>» и работает в АО «<данные изъяты>» в должности <данные изъяты>. С учета по месту регистрации жительства в <адрес>, снята 28 февраля 2020 года, зарегистрирована по месту пребывания: <адрес>. 03 марта 2020 года истец обратилась в управление образованием и социальной работой администрации района Мурашинского района с заявлением о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на обеспечение жилым помещением. Решением комиссии по обеспечению жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа от 24 марта 2020 г. во включении Шкаредных А.А. в указанный список было отказано в связи с тем, что истец является членом семьи нанимателя по договору социального найма. В связи с вышеизложенными обстоятельствами прокурор просил признать оспариваемое решение незаконным, обязать ответчика включить Шкаредных А.А. в указанный список.

Решением Мурашинского районного суда Кировской области от 23 ноября 2020 года исковые требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе и дополнении к ней администрация МО Мурашинский муниципальный район Кировской области просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение. Полагает, что судом неправильно применены нормы материального права, неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. В дополнении на апелляционную жалобу указано, что Шкаредных А.А. была зарегистрирована в спорном жилом помещении 25.12.2007, повторная регистрация произведена 09.10.2008. Регистрация Шкаредных А.А. в спорном жилом помещении произведена на основании заявления нанимателя ФИО22. Договор найма подписан лично ФИО23. Вселение Шкаредных А.А. в спорное жилое помещение не носило вынужденный и временный характер, поскольку она фактически проживала совместно с нанимателем до ее регистрации. Выселение истца носило добровольный характер по ее инициативе.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу и.о. прокурора Мурашинского района просит оставить апелляционную жалобу без удовлетворения, а решение суда – без изменения. Повторяет доводы, изложенные в исковом заявлении.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от 02 февраля 2021 года решение Мурашинского районного суда Кировской области от 23 ноября 2020 года отменено, по делу принято новое решение, которым исковые требования прокурора Мурашинского района Кировской области в интересах Шкаредных ФИО24 к администрации муниципального образования Мурашинский муниципальный район Кировской области о признании незаконным решения комиссии по обеспечению жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением, - оставлены без удовлетворения.

Определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 29 апреля 2021 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от 02 февраля 2021 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика по доверенности Требунских В.А. настаивала на удовлетворении жалобы и дополнений к ней. Дополнительно пояснила, что заявление Жданова Н.Я. и письменного согласия членов его семьи на вселение в жилое помещение в качестве члена семьи Шкаредных А.А. в судебное заседание предоставить не может. В настоящее время Шкаредных А.А. добровольно выехала из жилого помещения по адресу: с. <адрес>, при этом утратила право на получение жилого помещения, поскольку в договоре социального найма она была указана как член семьи нанимателя ФИО25., то есть была обеспечена жильем.

Прокурор отдела прокуратуры Кировской области Чуракова Н.Р. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, просила оставить решение суда первой инстанции без изменения.

Шкаредных А.А. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, просила оставить решение суда первой инстанции без изменения. Дополнительно пояснила, что ФИО26. родственных отношений с ней не имеет, ее опекуном не являлся. Совместное проживание в одном жилом помещении с ФИО27 связано с тем, что ее опекуном была назначена ФИО28 которая состоит с ним в браке и совместно проживает.

В судебное заседание не явились: представитель МФ Кировской области, представитель Органа опеки и попечительства Управления образованием и социальной работой администрации Мурашинского района, о месте и времени судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом.

Выслушав явившихся в судебное заседание лиц, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения, согласно части первой и второй статьи 327.1 ГПК РФ, в пределах доводов и требований, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда приходит к следующему.

Судом апелляционной инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что решением Мурашинского районного суда Кировской области от 13 августа 2007 г. родители истца Шкаредных А.А., <адрес>, лишены родительских прав (л.д. 9-10).

Мать истца – ФИО29 на момент лишения ее родительских прав, была зарегистрирована по адресу: <адрес>. При рассмотрении дела о лишении родительских прав представителем органа опеки и попечительства указанное жилое помещение было обследовано 14 марта 2007 г., состояние жилого помещения признано удовлетворительным (л.д. 143). Однако по указанному адресу на момент лишения родительских прав истец не проживала и не была зарегистрирована. Как показала в суде первой инстанции свидетель ФИО30., с момента рождения истец проживала с ней (бабушкой). Сначала они жили в <адрес>, а затем в 2006 году переехали в <адрес>. Мать истца жила в <адрес> (л.д. 148, 151-158).

Распоряжением администрации Мурашинского района Кировской области от 27 сентября 2007 г. № 590 опекуном над Шкаредных А.А. была назначена ее бабушка – ФИО31, с которой истец на тот момент проживала. Этим же распоряжением за истцом было закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>, в котором ФИО32 была зарегистрирована по месту жительства и проживала совместно с Шкаредных А.А. (л.д. 14).

На основании распоряжения администрации Боровицкого сельского поселения Мурашинского района Кировской области от 22 октября 2009 г. № 27 в отношении жилого помещения по адресу: <адрес>, общей площадью 60 кв.м., заключен договор социального найма № от <адрес> г., согласно которому нанимателем жилого помещения является ФИО33. Согласно пункту 3 данного договора, совместно с нанимателем в качестве членов семьи вселяются: жена ФИО34., дочь ФИО35. и внучка Шкаредных А.А. (л.д.63-65).

Наниматель ФИО36., а также его супруга Жданова Н.А. проживают и зарегистрированы по указанному адресу по месту жительства с <дата> г. (л.д.124).

Согласно акту обследования жилого помещения от 11 сентября 2019 г. № 72, заключения о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания от 11 сентября 2019 г. № 72, жилое помещение по адресу: <адрес><адрес>, признано соответствующим нормам жилищного законодательства и пригодным для проживания (л.д. 68-70).

Истец Шкаредных А.А. в данном жилом помещении проживала с рождения, была зарегистрирована по месту жительства по указанному адресу 9 октября 2008 г., снялась с регистрационного учета 28 февраля 2020 г. (л.д.11).

В 2017 году Шкаредных А.А. в возрасте 15 лет получила аттестат об основном общем образовании (школа в с<адрес>), после чего в этом же году поступила в Кировское областное государственное профессиональное образовательное учреждение «<данные изъяты>», который окончила 25 июня 2020 г. (л.д. 24-25).

В настоящее время работает в АО «<данные изъяты>» в должности <данные изъяты> по трудовому договору № от <дата> (л.д. 17-23).

С 21 июля 2020 г. Шкаредных А.А. зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <адрес>, по 10 июля 2021 г. (л.д. 127).

Согласно выписки из ЕГРН в собственности жилых помещений не имеет (л.д. 28).

17 марта 2020 г. истец обратилась в управление образованием и социальной работой администрации МО Мурашинского муниципального района Кировской области с заявлением, в котором просила оказать содействие ей, как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, по обеспечению жилым помещением в соответствии с Федеральным законом № 159-ФЗ (л.д. 8).

Решением комиссии по обеспечению жилыми помещениями детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа от 24 марта 2020 г., во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением, истцу было отказано, поскольку она являлась до 18 лет членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма № от <дата>. по адресу: <адрес>, Мурашинского района Кировской области, которое признано пригодным для проживания, то есть не относиться к той категории граждан, которые в соответствии со статьей 16 Закона области № 222-ЗО должны обеспечиваться жилыми помещениями специализированного жилищного фонда (л.д. 15-16).

Признавая данное решение органа местного самоуправления незаконным, возлагая на ответчика обязанность включить истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением, суд первой инстанции пришел к выводу, что проживание истца Шкаредных А.А. в указанном доме связано исключительно с формой устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, под опеку ФИО37. Нахождение истца в семье опекуна являлось местом ее временного пребывания. Договор социального найма заключен после установления опеки и лишь фиксировал фактическое проживание малолетней с опекуном. Проживание истца в малолетнем возрасте в данном жилом помещении носило вынужденный характер. Сведения о разъяснении опекуну последствий вселения истца в жилое помещение отсутствуют. Истец не приобрела равные права с нанимателем на пользование указанным жилым помещением. Жилое помещение было предоставлено ФИО38 в 2006 году без учета Шкаредных А.А., как члена его семьи. Суду не предоставлено доказательств согласия в письменной форме членов семьи ФИО39 на вселение в жилое помещение Шкаредных А.А. Доказательств, подтверждающих исполнения истцом обязанностей члена семьи нанимателя, а также ведения с нанимателем общего хозяйства, не представлено. Оснований для закрепления данного жилого помещения за истцом по не конкретизированному адресу, согласно распоряжению № 590 от 27 сентября 2007 г., не имелось. Органом опеки и попечительства не была установлена возможность закрепления за несовершеннолетней жилья родителей. У истца отсутствовали намерения проживать с опекуном после 16-летнего возраста, о чем свидетельствуют отсутствие в <адрес> инфраструктуры, транспортного сообщения, вакантных рабочих мест, действующих предприятий. Факт снятия истца с регистрационного учета по указанному адресу не является ухудшением жилищных условий, поскольку жильем опекуна истец могла пользоваться только в период опеки и самостоятельными правами на него не обладала. В настоящее время Шкаредных А.А. не является нанимателем по договору социального найма или членом семьи нанимателя, собственником жилого помещение, членом семьи собственника. Шкаредных А.А. имеет право на предоставление жилого помещения в порядке реализации мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и подлежит обеспечению жильем в соответствии с Федеральным законом № 159-ФЗ.

Указанные выводы суда первой инстанции судебная коллегия оценивает как обоснованные, сделанные с учетом норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, соответствующие фактическим обстоятельствам дела.

В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон № 159-ФЗ), определяющий общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

В соответствии с абзацем третьим статьи 1 Федерального закона № 159-ФЗ дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав.

Согласно абзацу четвертому этой же статьи, лицами из числа детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с этим федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно абзацу первому пункта 1 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ, лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Постановление Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 г. № 397 утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства (далее – Правила).

Согласно пункту 2 Правил, формирование списка в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации (далее - орган местного самоуправления).

Согласно пункту 3 Правил, в список включаются лица из числа детей-сирот, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также лица из числа детей-сирот, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признано невозможным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации, на территории которого находится такое жилое помещение, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации.

Согласно пункту 13 Правил, в порядке, установленном уполномоченным органом, не позднее 60 рабочих дней со дня подачи (поступления) заявления о включении в список уполномоченный орган (орган местного самоуправления) принимает одно из следующих решений: о включении детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, в список; об отказе во включении детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, в список. Решение о включении или об отказе во включении в список оформляется распорядительным актом уполномоченного органа (органа местного самоуправления) (далее соответственно - акт о включении в список, акт об отказе во включении в список).

Акт об отказе во включении в список принимается в случае отсутствия оснований для предоставления жилого помещения, предусмотренных статьей 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В акте об отказе во включении в список указывается основание такого отказа со ссылкой на соответствующую норму указанного Федерального закона. Решение об отказе во включении в список может быть обжаловано в судебном порядке (пункт 14 Правил).

В пункте 4 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ приведены обстоятельства, в связи с наличием которых проживание лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным. Приведенный перечень этих обстоятельств не является исчерпывающим, иные обстоятельства устанавливаются законодательством субъекта Российской Федерации.

Согласно пункту 5 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ, порядок установления факта невозможности проживания лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.

Во исполнение этих норм федерального законодательства на территории Кировской области принят и действует Закон Кировской области от 4 декабря 2012 г. № 222-ЗО «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, попавших в сложную жизненную ситуацию» (далее – Закон области № 222-ЗО).

В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона области № 222-ЗО лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Согласно части 1 статьи 18 Закона области № 222-ЗО, список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список), формирует и ведет орган опеки и попечительства.

Статьей 20 Закона области № 222-ЗО предусмотрен порядок и основания установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договору социального найма либо собственниками которых они являются. Такой факт устанавливается на основании заявления законных представителей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо ребенка, достигшего возраста 14 лет, либо лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Заявление подается в орган местного самоуправления по месту нахождения жилого помещения. Орган местного самоуправления в течение 30 дней рассматривает представленные документы и выносит мотивированное заключение. Заключение органа местного самоуправления является основанием для включения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список органа опеки и попечительства в установленном порядке при соблюдении условий, установленных статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 31 ГК РФ опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан. Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются также в целях их воспитания. Соответствующие этому права и обязанности опекунов и попечителей определяются семейным законодательством.

В соответствии с ч. 1 ст. 35 ГК РФпри наличии заслуживающих внимания обстоятельств опекун или попечитель может быть назначен органом опеки и попечительства по месту жительства опекуна

В соответствии с ч. 3 ст. 35 ГК РФопекун или попечитель может быть назначен только с его согласия. При этом должны учитываться его нравственные и иные личные качества, способность к выполнению обязанностей опекуна или попечителя, отношения, существующие между ним и лицом, нуждающимся в опеке или попечительстве, а если это возможно - и желание подопечного.

В соответствии с ч. 2 ст. 36 ГК РФ опекуны и попечители несовершеннолетних граждан обязаны проживать совместно со своими подопечными.

В соответствии с ч. 3 ст. 36 ГК РФ опекуны и попечители исполняют свои функции, учитывая мнение подопечного, а при невозможности его установления - с учетом информации о предпочтениях подопечного, полученной от его родителей, прежних опекунов, иных лиц, оказывавших ему услуги и добросовестно исполнявших свои обязанности.

В соответствии с ч. 2 ст. 40. ГК РФ по достижении малолетним подопечным четырнадцати лет опека над ним прекращается, а гражданин, осуществлявший обязанности опекуна, становится попечителем несовершеннолетнего без дополнительного решения об этом.

В соответствии с ч. 3 ст. 40. ГК РФ попечительство над несовершеннолетним прекращается без особого решения по достижении несовершеннолетним подопечным восемнадцати лет, а также при вступлении его в брак и в других случаях приобретения им полной дееспособности до достижения совершеннолетия (пункт 2 статьи 21 и статья 27).

Подобные положения отражены в ст. 145 СК РФ.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 148 СК РФдети, находящиеся под опекой (попечительством), при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством;

В соответствии с положениями ч. 7 ст. 148.1 СК РФимущественные права и обязанности опекуна или попечителя определяются гражданским законодательством, а также Федеральным законом "Об опеке и попечительстве".

Применяя указанные выше правовые нормы, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что правоотношения между ФИО40 и Шкаредных А.А. подлежат оценке с учетом положений ст.31 ГК РФ,главы 20 СК РФ и ФЗ "Об опеке и попечительстве".

Доводы апелляционной жалобы и дополнении к ней о том, что Шкаредных А.А. была вселена в спорное жилое помещение как член семьи нанимателя на основании заявления нанимателя ФИО41 оцениваются как необоснованные. Заявление ФИО42 о вселении Шкаредных А.А. в спорное жилое помещение в судебное заседание не предоставлено. Ссылка на наличие этого заявления в распоряжении администрации Боровицкого с\п от 22.10.2009 №27 не может быть оценена судебной коллегией в качестве достаточного доказательства, подтверждающего доводы ответчика.

Социальное назначение опеки и семьи различны. Опека как форма социального устройства недееспособных в силу возраста граждан носит временный и ограниченный характер. После прекращения опеки и последующего за ней попечительства, взаимные права и обязанности между субъектами правоотношений прекращаются.

Вселяясь в жилое помещение по адресу: <адрес>, Шкаредных А.А., фактически являясь ребенком, оставшимся без опеки родителей, при отсутствии жилого помещения, не утратила право предусмотренного ч. 1 ст. 148 СК РФна получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

Факт вселения Шкаредных А.А. в спорное жилое помещение и законность ее проживания в нем сторонами не оспаривается. Фактическим основанием для вселения Шкаредных А.А. в жилое помещения являлось проживание в нем ее опекуна. Опека ФИО43 над Шкаредных А.А. не может быть оценена судебной коллегией в качестве безусловного основания для признания Шкаредных А.А. членом семьи ФИО44., с которым у нее отсутствуют родственные связи.

Своими неправомерными действиями администрация МО Мурашинского муниципального района Кировской области, воспользовавшись несовершеннолетним возрастом Шкаредных А.А., действуя против ее интересов, без наличия законных оснований, заявления ФИО45. и письменного согласия членов его семьи, указала в договоре социального найма несоответствующие действительности основания вселения Шкаредных А.А. в жилое помещение. Указанные выше основания послужили причиной для отказа во включении Шкаредных А.А. в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением.

Доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней о том, что договор социального найма Шкаредных А.А. не оспорен, оцениваются судебной коллегией как не относимые к предмету спора. В договоре социального найма № от <дата> г, заключенного между администрацией Боровицкого сельского поселения Мурашинского района Кировской области и ФИО46 в отношении жилого помещения по адресу: <адрес>, были ошибочно указаны основания вселения Шкаредных А.А. в жилое помещение. Вместо указания на ч.2 ст. 36 ГК РФ, обязывающую опекуна проживать совместно с подопечным лицом, в п. 3 договора социального найма Шкаредных А.А. указана в качестве внучки ФИО47 (л.д.63-65), что не соответствует действительности. Наличие фактических ошибок в тексте договора социального найма не имеет правового значения для разрешения настоящего спора.

Доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней о том, что Шкаредных А.А. вела совместное хозяйство с ФИО48 и находилась на его иждивении не аргументированы и основаны на логических умозаключениях и предположениях представителя ответчика. ФИО49 опекуном и попечителем Шкаредных А.А. не являлся, в родстве с ней не состоял, на его иждивении она не находилась, взаимные права и обязанности между ними отсутствовали, совместного имущества у них не имелось, что так же исключало возможность ведения совместного хозяйства.

Аргументы апелляционной жалобы и дополнения к ней о том, что вселение Шкаредных А.А. в спорное жилое помещение не являлось временным и вынужденным, являлись предметом изучения суда первой инстанции, им дана подробная правовая оценка, с которой судебная коллегия соглашается.

Отношения между Шкаредных А.А. и ФИО50 возникли на основании главы 20 СК РФ. Установление опеки ФИО51 над Шкаредных А.А. не могло создать правовых последствий для ФИО52., поскольку взаимные права и обязанности между ними отсутствовали.

ФИО53 родственных отношений с Шкаредных А.А. не имеет, ее опекуном не являлся, их совместное проживание было связано с необходимостью исполнения требований ч. 2 ст. 36 ГК РФ его супругой ФИО54 Правовые основания проживания Шкаредных А.А. в жилом помещении по адресу <адрес>, возникли на основании положений ч. 2 ст. 36 ГК РФ,в соответствии с которойопекуны и попечители несовершеннолетних граждан обязаны проживать совместно со своими подопечными.

Назначение семьи, как социального и правового института, в отличии от опеки характеризуется длительными, устойчивыми социальными связями, определяющими взаимные права и обязанности членов семьи. После достижения дееспособности взаимные права и обязанности членов семьи не прекращаются, правоотношения членов семьи продолжают регламентироваться законодательно на протяжении всей их жизни, это касается алиментных обязательств детей и наследственных правоотношений.

Наличие корреляций в дефинициях, определяющих статус членов семьи в Жилищном и Семейном кодексах РФ, носят условный характер и связаны с различной сферой правового регулирования нормативно – правовых актов.

Доводы апелляционной жалобы о том, что выезд Шкаредных А.А из предоставленного ей жилого помещения и последующее снятие с регистрационного учета является добровольным, оцениваются как необоснованные.

В рассматриваемом случае, правовые последствия опеки и последующего за ней попечительства ФИО55 над Шкаредных А.А прекратились с достижением подопечной 18 летнего возраста. Для ФИО56 правовых последствий попечительства ФИО57 над Шкаредных А.А. возникнуть не могло в силу закона.

Правовые основания для продолжения пользования Шкаредных А.А. жилым помещением, после прекращения опеки ФИО58 отсутствовали.

После окончания попечительства ФИО59 над Шкаредных А.А., последняя, в соответствии с положениями ч. 3 ст. 40. ГК РФ, выехала и снялась с регистрационного учета по месту жительства из жилого помещения по адресу: <адрес>.

В соответствии с ч. 1 ст. 31 ГК РФ установление опеки над малолетним ребенком не может ограничивать конституционные права опекаемого, в том числе и право на получение жилья.

Иные доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней не содержат безусловных оснований для отмены решения суда первой инстанции.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Мурашинского районного суда Кировской области от 23 ноября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий: Судьи:

Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 16.07.2021.