ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1483/20 от 27.10.2020 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Судья Симон Н.Б. Дело № 33-7283/2020 (№ 2-1483/2020)

УИД 22RS0068-01-2020-000613-87

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

27 октября 2020 года г. Барнаул

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего Вишняковой С.Г.,

судей Сафроновой М.В., Медведева А.А.,

при секретаре Трифаченкове Ю.Д.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца Тернового К. И. на решение Центрального районного суда г. Барнаула от 23 июня 2020 года по делу

по иску Тернового К. И. к ТСЖ «Центральное» о признании недействительными решения общего собрания.

Заслушав доклад судьи Сафроновой М.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Терновой К.И. обратился в суд с иском к ТСЖ «Центральное» о признании недействительным решения общего собрания.

В обоснование требований указывает, что является собственником жилого помещения *** в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>. Многоквартирные дома, расположенные по адресу <адрес> и <адрес> в <адрес> управляются Товариществом собственников жилья «Центральное». В период времени с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ состоялось общее собрание в очно-заочной форме собственников помещений указанных многоквартирных домов. Инициатором собрания выступило ТСЖ «Центральное». Полагает, что решения общего собрания от ДД.ММ.ГГ, принятые по вопросам №5, №7, №№ 8-11, подлежат отмене в связи с тем, что приняты в нарушение требований норм жилищного законодательства.

Так, утверждение дополнительных взносов на выполнение работ (оказание услуг) за период с июля 2015 года по август 2018 года является неправомерным, поскольку ТСЖ не представило необходимые первичные документы на рассмотрение собственникам. Более того, данные работы (услуги) не были утверждены соответствующими протоколами общего собрания, которые являются основанием проведения работ (услуг), а также не включены в утвержденные сметы на соответствующие года, в которые закладываются все расходы ответчика на календарный год. Такие виды работ, как ремонт котельного оборудования, замена горячего водоснабжения, ремонт части фасада, могут являться видами капитального ремонта общего имущества соответствующего многоквартирного дома. В таком случае до проведения таких работ необходим итоговый протокол общего собрания, принятый в соответствии со ст.189 ЖК РФ. Обращает внимание суда на то обстоятельство, что ответчик намеревается собрать средства за ремонт и утепление вентиляционных шахт многоквартирного <адрес>, который по утверждению ответчика проводился в период с февраля по сентябрь 2017 года, тогда как экспертом установлены дефекты в данной области в сентябре 2018 года. В связи с чем, у истца возникают сомнения в реальности проведения работ по ремонту и утеплению вентиляционных шахт в период с февраля по сентябрь 2017 года согласно решению суда от 14.11.2018. Кроме того, имеются основания полагать, что по расходам «дополнительный взнос» за июль, август 2015 года, февраль-сентябрь 2017 года, март 2018, август 2018 года протоколы общих собраний в инспекцию не представлены.

Считает незаконным утверждение размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого и нежилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, начиная с сентября 2017 года, поскольку действующим законодательством не предусмотрено утверждение тарифов задним числом.

Решения общего собрания по вопросам №*** также считает незаконными на том основании, что собственники многоквартирных домов *** и *** по <адрес> в <адрес> не имели права голосовать по вопросу возложения на собственников многоквартирного <адрес> обязанности провести за свой счет ремонт крыши в связи с отсутствием прав на общее имущество в указанном многоквартирном доме. При этом решение вопроса о проведении ремонта крыши данного дома должно быть принято в точном соответствии с нормами жилищного законодательства.

Решение общего собрания, принятого по вопросу *** повестки дня общего собрания, об использовании денежных средств, оплачиваемых за парковку транспортных средств, для оплаты расходов по содержанию и ремонту общего имущества домов, также является незаконным, так как необходимых документов для принятия решения представлено не было, имеет место навязывание услуги, предназначение которой и цель оплаты неизвестны.

Основываясь на приведенных доводах, истец просил признать незаконными решения по вопросам №***, 7, 8, 9, 10, 11 протокола общего собрания б/н от ДД.ММ.ГГ собственников многоквартирного жилого <адрес>, в <адрес>, управляемого ТСЖ «Центральное». В дальнейшем исковые требования в части оспаривания решения общего собрания, принятого по вопросу *** повестки дня общего собрания, сторона истца не поддержала.

Решением Центрального районного суда г.Барнаула от 23 июня 2020 года исковые требования Тернового К.И. оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе Терновой К.И. просит решение суда отменить, исковые требования удовлетворить в полном объеме, ссылаясь на то, что суд пришел к необоснованному выводу об установлении единого порядка голосования, при котором собственники всех многоквартирных домов вправе совместно принимать решения по вопросам в отношении имущества одного из многоквартирных домов, что не соответствует положениям статьи 48 ЖК РФ, ссылка суда на положения статьи 3.1.1 -3.1.3 Устава ТСЖ несостоятельна, поскольку данные положения не свидетельствуют об установлении обязанности по совместному голосованию в отношении управления имуществом, которое фактически обеспечивает эксплуатацию только одного дома. При рассмотрении спора судом не были учтены положения статьи 133.1 ГК РФ, в соответствии с которой для признания совокупности зданий, сооружений и иных вещей единым недвижимым комплексом обязательным условием является, в том числе их расположение на одном земельном участке, прохождение регистрации в ЕГРП как на одну вещь, между тем каждый из трех жилых домов имеет индивидуальные сведения и самостоятельный адрес, следовательно собрание собственников должны проводиться отдельно для каждого дома. Положения Устава противоречат статье 133.1 ГК РФ. Применение установленного порядка привело к нарушению прав собственников жилого дома №95, решение относительно общего имущества собственников жилого дома № 95 принято собственниками жилых домов № 93 и 95, которыми данное имущество не используется, при этом разрешен вопрос о ремонте крыши исключительно за счет средств собственников жилого дома № 95. Полагает, что при проведении общего собрания в части организации его для трех многоквартирных домов и расчета кворума с учетом собственников трех МКД был нарушен порядок проведения собрания.

В письменном отзыве на жалобу ТСЖ «Центральное» просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.

В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Тернового К.И. поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

Представитель ТСЖ «Центральное» возражал против удовлетворения жалобы.

Иные лица, участвующие в деле, надлежаще уведомленные о времени и месте рассмотрения жалобы, в Алтайский краевой суд не явились.

На основании положений ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.

Порядок проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме регламентирован положениями главы 6 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).

Согласно ст. 45 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны ежегодно проводить годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Сроки и порядок проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, а также порядок уведомления о принятых им решениях устанавливается общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.

Проводимые помимо годового общего собрания общие собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются внеочередными. Внеочередное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть созвано по инициативе любого из данных собственников.

Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов. При отсутствии кворума для проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть проведено повторное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме.

Собственник, по инициативе которого созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, обязан сообщить собственникам помещений в данном доме о проведении такого собрания не позднее чем за десять дней до даты его проведения.

Собственник, иное лицо, указанное в настоящем Кодексе, по инициативе которых созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, обязаны сообщить собственникам помещений в данном доме о проведении такого собрания не позднее чем за десять дней до даты его проведения. В указанный срок сообщение о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть направлено каждому собственнику помещения в данном доме заказным письмом, если решением общего собрания собственников помещений в данном доме не предусмотрен иной способ направления этого сообщения в письменной форме, или вручено каждому собственнику помещения в данном доме под роспись либо размещено в помещении данного дома, определенном таким решением и доступном для всех собственников помещений в данном доме.

В сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть указаны:

1) сведения о лице, по инициативе которого созывается данное собрание;

2) форма проведения данного собрания (собрание или заочное голосование);

3) дата, место, время проведения данного собрания или в случае проведения данного собрания в форме заочного голосования дата окончания приема решений собственников по вопросам, поставленным на голосование, и место или адрес, куда должны передаваться такие решения;

4) повестка дня данного собрания;

5) порядок ознакомления с информацией и (или) материалами, которые будут представлены на данном собрании, и место или адрес, где с ними можно ознакомиться.

Собственники, обладающие не менее чем десятью процентами голосов от общего количества голосов собственников помещений в многоквартирном доме, вправе обратиться в письменной форме в управляющую организацию или правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива для организации проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. В обращении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть сформулированы вопросы, подлежащие внесению в повестку дня собрания. По обращению собственников управляющая организация, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива обязаны осуществить мероприятия, необходимые для проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в течение сорока пяти дней с момента поступления обращения, но не позднее чем за десять дней до даты проведения общего собрания, уведомить о проведении этого общего собрания каждого собственника помещения в данном доме в установленном порядке, а также оформить необходимые документы по результатам проведения этого общего собрания и обеспечить их доведение до сведения собственников помещений в данном доме в порядке, установленном частью 3 статьи 46 настоящего Кодекса.

Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть созвано по инициативе управляющей организации, осуществляющей управление данным многоквартирным домом по договору управления. При этом в повестку дня такого собрания могут быть включены вопросы, отнесенные настоящим Кодексом к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

В соответствии со ст. 46 ЖК РФ решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктом 1.1 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, и предусмотренных пунктами 1, 1.1 - 1, 1.2, 2, 3, 3.1, <данные изъяты> решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме не вправе принимать решения по вопросам, не включенным в повестку дня данного собрания, а также изменять повестку дня данного собрания.

Собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований настоящего Кодекса, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы. Заявление о таком обжаловании может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении. Суд с учетом всех обстоятельств дела вправе оставить в силе обжалуемое решение, если голосование указанного собственника не могло повлиять на результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными и принятое решение не повлекло за собой причинение убытков указанному собственнику.

Согласно ч. 3 ст. 47 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть проведено посредством очно-заочного голосования, предусматривающего возможность очного обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование, а также возможность передачи решений собственников в установленный срок в место или по адресу, которые указаны в сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Как следует из материалов дела, Терновому К.И. на праве собственности принадлежит <адрес>, общей площадью 75,9 кв.м, в многоквартирном доме по адресу: <адрес>.

Управление данным домом осуществляет Товарищество собственников жилья «Центральное» (далее также ТСЖ), созданное в результате реорганизации потребительского жилищного кооператива «ТСЖ «Центральное» для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирных домах по адресу: <адрес>.

В период времени с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ проведено внеочередное общее собрание в форме очно-заочного голосования собственников помещений многоквартирных жилых домов по адресу: <адрес>.

Инициатором собрания выступило ТСЖ «Центральное».

Согласно протоколу внеочередного общего собрания от ДД.ММ.ГГ, повестка собрания включала, в том числе

1) по 5 вопросу – утверждение дополнительных взносов на содержание общего имущества МКД (многоквартирный дом) <адрес>;

2) по 7 вопросу – утверждение порядка оплаты коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества МКД <адрес>;

3) по 8 вопросу – использование денежных средств, оплачиваемых за парковку транспортных средств, для оплаты расходов по содержанию и ремонту общего имущества МКД № <адрес> <адрес>;

4) по 9 вопросу – принятие решения о проведении ремонта крыши (кровли) МКД (Интернациональная, 95) в соответствии с решением Центрального районного суда г.Барнаула от 14 ноября 2018 года за счет средств собственников помещений МКД (Интернациональная, 95) в течение двух месяцев с момента внесения собственниками денежных средств для оплаты стоимости работ по ремонту крыши (кровли);

5) по 10 вопросу – утверждение подрядчика, а также стоимости работ и материалов по ремонту крыши (кровли) МКД «Интернациональная, 95):

-ООО «Альянс Про» (656031, <адрес>, ИНН 2221231578, ОГРН 1162225107879), стоимость работ и материалов в размере 199 010 руб.;

-ООО «Сервис+» (656037, <адрес>; ИНН 2224145937. ОГРН 1112224002670), стоимость работ и материалов 256 050 руб.;

-ООО «Монолитспецизделия» (656058, <адрес>; ИНН 2222858058, ОГРН 1172225018657), стоимость работ и материалов в размере 571 348 руб.

6) по вопросу 11 – утверждение порядка финансирования проведения ремонта крыши (кровли) МКД (Интернациональная, 95) путем внесения собственниками помещений МКД (Интернациональная, 95) средств пропорционально занимаемой площади до 31 декабря 2019 года по отдельной статье в квитанции.

Внеочередным общим собранием собственников помещений многоквартирных жилых домов по адресу: <адрес>, 95 и 97 по 5 вопросу принято решение: утвердить следующие дополнительные взносы, которые фактически собраны и потрачены для оплаты работ (услуг):

июль и август 2015 дополнительные взносы в общем размере 108 326 руб. на следующие виды работ (услуг): ремонт котельного оборудования; поверка приборов учета; замена трубы холодного водоснабжения в подвале <адрес>; разработка плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварии;

февраль – сентябрь 2017 года дополнительные взносы в общем размере 232 990,69 руб. на следующие виды работ (услуг): страхование котельных, поверка приборов учета; ремонт насосной станции; чистка и вывоз снега; ревизия и ремонт КТП; ремонт части фасада; ремонт и утепление вентиляционных шахт МКД №95;

март 2018 – режимо-наладка котельного оборудования в размере 42 314 руб.;

август 2018 дополнительные взносы в общем размере 61 438 руб. на следующие виды работ (услуг): поверка приборов учета; подготовка котельного оборудования к отопительному сезону.

При принятии решения голосовали: ЗА – 4 155,10 (86,78%) голосов, ПРОТИВ – 385,40 (8,05%) голосов, ВОЗДЕРЖАЛИСЬ – 247,4 (5,17%) голосов.

По 7 вопросу утвержден порядок оплаты коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества МКД <адрес>: определен размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого и нежилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, начиная с сентября 2017 года.

Решение принято по результатам голосования: ЗА – 3 284,90 (68,61%) голосов, ПРОТИВ – 1 503,00 (31,39% голосов), ВОЗДЕРЖАЛИСЬ – нет.

По 9 вопросу принято решение о проведении ремонта крыши (кровли) МКД (Интернациональная, 95) в соответствии с решением Центрального районного суда г.Барнаула от 14 ноября 2018 года за счет средств собственников помещений МКД (Интернациональная, 95) в течение двух месяцев с момента внесения собственниками денежных средств для оплаты стоимости работ по ремонту крыши (кровли).

Голосовали: ЗА – 3 145,00 (65,69%) голосов, ПРОТИВ – 1 642,90 (34,31%) голосов, ВОЗДЕРЖАЛИСЬ – нет.

По 10 вопросу принято решение утвердить подрядчика, а также стоимость работ и материалов по ремонту крыши (кровли) МКД (Интернациональная, 95): ООО «Альянс Про» (656031, <адрес>, пер.Революционный, 120а, ИНН 2221231578, ОГРН 1162225107879), стоимость работ и материалов в размере 199 010 руб.

Голосовали ЗА – 3 072,80 (64,18%) голосов, ПРОТИВ – 1 715,10 (35,82%) голосов, ВОЗДЕРЖАЛИСЬ – нет.

По 11 вопросу принятое решение: утвердить порядок финансирования проведения ремонта крыши (кровли) МКД (Интернациональная, 95) путем внесения собственниками помещений МКД (Интернациональная, 95) средств пропорционально занимаемой площади до 31 декабря 2019 г. по отдельной статье в квитанции.

Как следует из бюллетеня голосования собственника жилого помещения <адрес>, Терновой К.И. по всем указанным вопросам голосовал против (том 1, л.д. 80).

Разрешая спор суд первой инстанции, оценив представленные доказательства в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ, руководствуясь ст. ст. 46, 47, 48, 146, 181.4, 181.5 ГК РФ, ЖК РФ, к выводу о том, что решение общего собрания было принято при наличии кворума, собрание было проведено без нарушений требований закона, решения собрания приняты в пределах полномочий.

При этом исходил из того, что ТСЖ в 2015, 2017 и 2018 гг. понесены расходы на выполнение различного рода работ, что подтверждено надлежащими доказательствами, в том числе договорами на оказание услуг, актами приемки оказанных услуг, документами об их оплате. Работы выполнялись за счет дополнительных взносов собственников многоквартирных домов. Предписанием Инспекции строительного и жилищного надзора Алтайского края (Госинспекция Алтайского края) №12-05/1469 от 05.06.2019 установлены нарушения жилищного законодательства по расходам «дополнительный взнос» за июль, август 2015 года, февраль – сентябрь 2017 года, март 2018 года, август 2018 года. В нарушение раздела II статьи 44 главы 6, раздела II статьи 45 главы 6, раздела II статьи 46 главы 6 ЖК РФ от 29.12.2004 №188-ФЗ не представлены протоколы общих собраний, тем самым правовые основания для предъявления данных расходов собственникам помещений отсутствуют, в связи с чем ТСЖ «Центральное» предписано выполнить перерасчет (счислить) платы по строке «дополнительный взнос» за июль, август 2015 года, за февраль – сентябрь 2017 года, март 2018 года, август 2018 года либо утвердить данные расходы на общем собрании в соответствии со статьями 44-46 ЖК РФ.

Учитывая тот факт, что работы по текущем ремонту общего имущества в многоквартирных домах <адрес>, были выполнены, оплачены управляющей компанией в полном объеме за счет дополнительных взносов, суд пришел к обоснованному выводу о том, что что принятие решения по вопросу утверждения дополнительных взносов ( по 5 вопросу), является не чем иным, как устранением допущенного нарушения жилищного законодательства согласно предписанию Госинспекции от 05.06.2019.

При этом суд правомерно, со ссылкой на положения ст. ст. 36, 166 ЖК РФ, постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" и постановления Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, отклонил доводы истца о том, что выполненные работы по ремонту котельного оборудования, замене горячего водоснабжения, ремонту части фасада относятся к капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, указав на то, что, исходя из анализа договоров на оказание услуг и актов выполненных работ, ТСЖ «Центральное» посредством заключения договоров осуществляло целый комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей, то есть обеспечивало текущий ремонт многоквартирных домов.

Проверяя законность принятого решения по 7 вопросу, которым утвержден размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого и нежилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, начиная с сентября 2017 года, суд первой инстанции установил, что порядок оплаты, коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества, установленный оспариваемым решением соответствует требованиям закона, а потому прав истца не нарушает.

Выводы суда основаны на положениях ч.ч. 9.1, 9.2 ст. 156 ЖК РФ, ч.ч. 9, 10 ст. 12, Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2016 года № 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме", разъяснениях Минстроя России (Письмо Минстроя России от 14.02.2017 № 4275-АЧ/04 "Об отдельных вопросах, возникающих в связи с включением с 1 января 2017 года расходов на приобретение коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, в размер платы за содержание жилого помещения".

С выводами суда в указанной части судебная коллегия соглашается, как основанными на правильном применении норм материального права и установленных по делу обстоятельствах.

Доводы апелляционной жалобы о том, что проведение общего собрания в части организации его для трех многоквартирных домов и расчета кворума с учетом собственников трех МКД свидетельствует о нарушении порядка проведения собрания, подлежат отклонению.

Как следует из Устава ТСЖ «Центральное» Товарищество создано для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирных домах по адресу: <адрес>. Целью Товарищества является управление комплексом недвижимого имущества, обеспечение эксплуатации многоквартирного дома силами Товарищества либо заключение в интересах собственников помещений договора управления многоквартирным домом или договоров на выполнение работ и оказание услуг по содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, контроль исполнения обязательств по заключенным договорам, планирование объемов работ и услуг по содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества, обеспечение предоставление собственникам помещений коммунальных и прочих услуг.

По делу установлено, подтверждено ответом Госинспекции Алтайского края на обращение Тернового К.И. от 09.10.2019 №01-11/г5448, что многоквартирные <адрес>, 95, 97 по <адрес> в <адрес> являются сблокированными с объединенной инфраструктурой и центральными сетями газоснабжения, холодного водоснабжения, канализации и электроснабжения. Дома не подключены к внешним центральным сетям отопления и горячего водоснабжения, так как обеспечение данными коммунальными услугами осуществляется через две собственные газовые котельные.

Из материалов дела следует, что автономные источники теплоснабжения жилых домов ТСЖ обеспечивают теплоснабжение и горячее водоснабжение всех трех домов при помощи надземных газопроводов низкого давления через сети газораспределения крышных котельных в домах №*** и 97. При этом холодное водоснабжение осуществляется путем подключения к городским сетям с вводами в <адрес> 97, теплоноситель подается в котлы при помощи встроенных в них насосов, нагревается, по трубопроводам поступает в тепловой пункт <адрес>, где установлены три насоса, обеспечивающих циркуляцию систем отопления домов ***,95,97. Котельная <адрес> обеспечивает работу системы отопления и горячего водоснабжения жилых, нежилых помещений <адрес> квартирах 1-10, в квартирах ***, 4, 6 и ? <адрес>. Котельная <адрес> обеспечивает работу системы отопления и горячего водоснабжения жилых, нежилых помещений <адрес> квартирах 1-10, в квартирах ***, 3, 5, 7 и ? <адрес>.

ТСЖ заключены единые договоры на поставку газа, отпуск питьевой воды и прием сточных вод (л.д. 204-2015).

В этой связи, вопреки доводам апелляционной жалобы, проведение совместного собрания собственников трех многоквартирных домов по вопросам, связанным с содержанием общего имущества многоквартирных домов, входящих в комплекс недвижимого имущества, управление которым осуществляет ТСЖ, и порядка его оплаты, в противоречие с требованиями действующего законодательства не находится.

Доводы заявителя о том, что судом не учтены положения статьи 133.1 ГК РФ, в соответствии с которой для признания совокупности зданий, сооружений и иных вещей единым недвижимым комплексом обязательным условием является, в том числе их расположение на одном земельном участке, прохождение регистрации в ЕГРП как на одну вещь, подлежат отклонению, как основанные на неправильном применении норм материального права, поскольку правоотношения по созданию ТСЖ регулируются специальными нормами.

В силу части 1 ст.135 ЖК РФ товариществом собственников жилья признается вид товариществ собственников недвижимости, представляющий собой объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 статьи 136 настоящего Кодекса, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с настоящим Кодексом помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, за исключением случаев, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.

Часть 2 ст.136 ЖК РФ предусматривает, что товарищество собственников жилья может быть создано:

1) собственниками помещений в нескольких многоквартирных домах, если данные дома расположены на земельных участках, которые в соответствии с содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости документами имеют общую границу и в пределах которых имеются сети инженерно-технического обеспечения, другие элементы инфраструктуры, которые предназначены для совместного использования собственниками помещений в данных домах. Перечень имущества, которое предназначено для совместного использования собственниками помещений в нескольких многоквартирных домах, определяется в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации. Решения о создании товарищества, об утверждении его устава, избрании правления товарищества, о наделении гражданина (в том числе собственника помещений в одном из данных домов) полномочием заявителя для обращения в органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц, и в случаях, предусмотренных уставом товарищества, также об избрании председателя правления товарищества принимаются на общих собраниях собственников помещений в каждом многоквартирном доме большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме. Особенности принятия и оформления указанных решений устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (за исключением государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства) и жилищно-коммунального хозяйства;

2) собственниками нескольких расположенных близко жилых домов, если данные дома расположены на земельных участках, которые имеют общую границу и в пределах которых имеются сети инженерно-технического обеспечения, другие элементы инфраструктуры, которые предназначены для обслуживания более чем одного жилого дома. Решения о создании товарищества, об утверждении его устава принимаются по соглашению всех собственников данных домов. Решения об избрании правления товарищества, о наделении гражданина (в том числе одного из собственников жилых домов) полномочием заявителя для обращения в органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц, и в случаях, предусмотренных уставом товарищества, также об избрании председателя правления товарищества принимаются на общем собрании собственников жилых домов большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников жилых домов.

Таким образом, нормами жилищного законодательства предусмотрена возможность создания ТСЖ для управления несколькими многоквартирными домами, расположенными как на общем земельном участке, так и на нескольких соседних (граничащих) земельных участках с сетями инженерно-технического обеспечения и другими элементами инфраструктуры.

Вместе с тем доводы апелляционной жалобы в части несогласия с решениями общего собрания, принятого по вопросам 9-11 заслуживают внимания.

В соответствии с п. 1 статьи 181.3 ГК РФ решение собрания недействительно по основаниям, установленным данным кодексом или иными законами, в силу признания его таковым судом (оспоримое решение) или независимо от такого признания (ничтожное решение).

Недействительное решение собрания оспоримо, если из закона не следует, что решение ничтожно.

В силу статьи 181.5 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно:

1) принято по вопросу, не включенному в повестку дня, за исключением случая, если в собрании приняли участие все участники соответствующего гражданско-правового сообщества;

2) принято при отсутствии необходимого кворума;

3) принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания;

4) противоречит основам правопорядка или нравственности.

Установлено, что основанием для постановки вопросов №№9-11 в повестку дня внеочередного общего собрания послужил тот факт, что решением Центрального районного суда г.Барнаула от 14.11.2018 по делу №2-2757/2018 по иску Порошина К.И., Порошиной Е.Е. к ТСЖ «Центральное» о возмещении ущерба, причиненного заливом, обязании провести ремонтные работы, на ТСЖ «Центральное» возложена обязанность провести в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу текущий ремонт крыши (кровли) многоквартирного жилого дома по адресу <адрес> - текущий ремонт части совмещенного покрытия и элементов с улучшением их конструктивного устройства, для устранения повреждений конструкции крыши установленных заключением эксперта ООО Центр независимой профессиональной экспертизы «Алтай-Эксперт» ***С/18.

Решение суда не исполнено, в ОСП Центрального района г.Барнаула ведется исполнительное производство ***-ИП от ДД.ММ.ГГ, возбужденное на основании исполнительного листа ФС ***, выданного Центральным районным судом г.Барнаула.

Как следует из решения суда от ДД.ММ.ГГ, возлагая на ТСЖ «Центральное» обязанность по текущему ремонту крыши над квартирой ***, суд исходил из того, что ТСЖ не обеспечило надлежащее содержание общего имущества в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утв. постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491; затопление квартиры № 8 произошло по причине ненадлежащего содержания ТСЖ крыши многоквартирного жилого дома.

Таким образом, на основании вступившего в законную силу судебного акта у ТСЖ «Центральное» возникло обязательство по ремонту крыши жилого дома № 95.

Разрешая спор, суд не учел, что данная обязанность на собственников жилых помещений не возлагалась.

Вопросы создания, деятельности и ответственности ТСЖ урегулированы положениями главы 13 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно ст. 135 ЖК РФ товарищество собственников жилья является юридическим лицом с момента его государственной регистрации. Товарищество собственников жилья имеет печать со своим наименованием, расчетный и иные счета в банке, другие реквизиты (ч.5).

Товарищество собственников жилья отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Товарищество собственников жилья не отвечает по обязательствам членов товарищества. Члены товарищества собственников жилья не отвечают по обязательствам товарищества (ч.6).

В соответствии с ч.1 ст.145 ЖК РФ высшим органом управления товарищества является общее собрание членов товарищества собственников жилья.

Вопросы, касающиеся компетенции общего собрания членов ТСЖ, определены частью 2 указанной статьи, при этом в части 3 ст. 145 ЖК РФ предусмотрено, что Уставом товарищества собственников жилья к компетенции общего собрания членов товарищества помимо указанных в части 2 настоящей статьи также может быть отнесено решение иных вопросов.

Согласно п. 8.1 Устава ТСЖ «Центральное» Товарищество имеет право определять смету доходов и расходов Товарищества на год (финансовый год), в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонда также расходы на другие установленные настоящим Уставом цели; устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов на год Товарищества размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве собственности на общее имущество в многоквартирном доме; определять порядок внесения членских и иных взносов, а также обязательных платежей; осуществлять самостоятельно выбор управляющей или обслуживающих, ресурсоснабжающих и прочих организаций, а также заключать с ними договоры от имени и за счет собственников помещений; выполнять работы для собственников помещений в многоквартирном доме и предоставлять им услуги в рамках уставной деятельности при осуществлении Товариществом хозяйственной деятельности.

В силу п.13.11 Устава к исключительной компетенции общего собрания членов Товарищества относятся, в том числе определение направлений использования дохода от хозяйственной деятельности Товарищества; утверждение перечня работ и услуг по содержанию текущему и капительному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, перечней дополнительных работ и услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества и их стоимости.

В этой связи вопросы, касающиеся исполнения обязательства ТСЖ «Центральное», возникшего на основании судебного акта, о проведению ремонта кровли многоквартирного жилого <адрес>, определение подрядчика, стоимости работ, источника и порядка их финансирования должны разрешаться на общем собрании членов ТСЖ и к компетенции общего собрания собственников многоквартирных жилых домов <адрес>, не относятся.

С учетом положений статьи 181.5 ГК РФ решения внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирных жилых домов по адресу: <адрес>, 95 и 97, оформленного протоколом от ДД.ММ.ГГ, по вопросам повестки дня ***, 10 и 11 являются ничтожными.

При таких установленных обстоятельствах оснований для отказа в удовлетворении исковых требований о признании решений общего собрания собственников помещений МКД по вопросам повестки дня ***, 10 и 11 недействительным у суда первой инстанции не имелось. Решение суда в указанной части нельзя признать законным, и оно подлежит отмене.

Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

апелляционную жалобу Тернового К. И. удовлетворить частично.

Отменить решение Центрального районного суда г.Барнаула от 23 июня 2020 года в части отказа в удовлетворении исковых требований Тернового К. И. о признании незаконным решения внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирных жилых домов по адресу: <адрес>, оформленного протоколом от ДД.ММ.ГГ, по вопросам повестки дня ***, 10 и 11.

Признать незаконным (недействительным) решение внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирных жилых домов по адресу: <адрес>, 95 и 97, оформленного протоколом от ДД.ММ.ГГ, по вопросам повестки дня ***, 10, 11, а именно:

- о проведении ремонта крыши (кровли) МКД (Интернациональная, 95) в соответствии с решением Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГ за счет средств собственников помещений МКД (Интернациональная, 95) в течение двух месяцев с момента внесения собственниками денежных средств для оплаты стоимости работ по ремонту крыши (кровли);

- об утверждении подрядчиком по ремонту крыши (кровли) МКД Интернациональная, 95 ООО «Альянс Про» (656031, <адрес>, пер.Революционный, 120а, ИНН 2221231578, ОГРН 1162225107879), стоимости работ и материалов в размере 199 010 руб.

- об утверждении порядка финансирования проведения ремонта крыши (кровли) МКД (Интернациональная, 95) путем внесения собственниками помещений МКД (Интернациональная, 95) средств пропорционально занимаемой площади до ДД.ММ.ГГ по отдельной статье в квитанции.

Председательствующий

Судьи

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>