ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-302/2023 от 13.12.2023 Суда Еврейской автономной области (Еврейская автономной область)

Судья Копырина В.Г.

Дело № 2-302/2023 (№ 33а-863/2023)

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

13 декабря 2023 г. г. Биробиджан

Судебная коллегия по административным делам суда Еврейской автономной области в составе:

председательствующего Гаврикова И.В.,

судей Папуловой С.А., Тимирова Р.В.,

при секретаре Мустафиной О.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску военного прокурора Биробиджанского гарнизона в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации о возложении обязанности принять меры по проведению текущего, капитального ремонта объектов и сетей водоснабжения военного городка

по апелляционной жалобе Министерства обороны Российской Федерации на решение Ленинского районного суда Еврейской автономной области от 01.09.2023, с учётом дополнительного решения от 18.10.2023.

Заслушав доклад судьи Папуловой С.А., пояснения помощника военного прокурора Биробиджанского гарнизона Матюшкина Н.С., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Военный прокурор Биробиджанского гарнизона обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России), федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России) о возложении обязанности совершить определенные действия.

Требования мотивированы тем, что на территории военного городка № 1 с. Бабстово Ленинского района ЕАО расположены объекты водопроводно-канализационного хозяйства Минобороны России. Указанное имущество закреплено на праве оперативного управления за ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России и эксплуатируется жилищно-коммунальной службой № 3 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по Восточному военному округу.

В ходе осмотров, проведенных в 2022 году, установлено, что указанные сети и объекты водоснабжения военного городка нуждаются в проведении текущего и капитального ремонта, система водоснабжения находится в состоянии малонадежности, требуется строительство и установка станции водоподготовки. Ненадлежащее состояние данного имущества создает предпосылки к чрезвычайным ситуациям на территории военного городка, причинению вреда проживающим на его территории военнослужащим и членам их семей, гражданам, дальнейшему ухудшению состояния государственного имущества.

С учётом уточнения исковых требований просил суд обязать ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны РФ в срок до 31.12.2024 выполнить текущий и капитальный ремонт объектов и сетей водоснабжения военного городка № 1, расположенного по адресу: ЕАО, <...>, а именно: текущий ремонт скважины № ХБ80: замена водоприемной трубы d-73x7 мм длиной 80 м, промывка скважины от обвалок и заиления, замена глубинного фильтра; текущий ремонт скважины № ХБ81: промывка скважины от обвалов и заиления, замена глубинного фильтра, установка глубинного насоса ЭЦВ 6-10/110; текущий ремонт скважины № 82: замена глубинного насоса ЭЦВ 6-10-110, замена водоприемной трубы (труба обсадная стальная 73х7 мм с резьбой, длиной 80 м); текущий ремонт скважины № 83: замена глубинного насоса «ЭЦВ 6-10-110», замена водоприемной трубы (труба обсадная стальная 73х7 мм с резьбой, длиной 80 м), текущий ремонт скважины № 30-39: ремонт бетонного пола площадью 1,8 кв. м; замена водоприемной трубы d-73x7 мм длинной - 120 м; текущий ремонт скважины № 30-40: замена глубинного насоса «ЭЦВ 6-10-110», замена водоприемной трубы (труба обсадная стальная 73х7 мм с резьбой, длиной 80 м), текущий ремонт скважины № 30-237: замена водоприемной трубы (труба обсадная стальная 73х7 мм с резьбой, длиной 80 м), ремонт бетонного пола площадью 1,8 кв. м; текущий ремонт водонасосной станции второго подъема (инв. № б/н.): замена трубы ППР 63 длиной 300 м, муфт комбинированных 63 ВР - 4 шт., муфт комбинированных 63НР - 4 шт., муфт соединительных ППР 63 - 38 шт., на участке Д-159 замена трубы стальной Д-159х4,5 длиной 200 м, замена двух стальных отводов 159х4,5; замена трубы стальной Д-250х4,5 длиной 80 м, установка железобетонных столбов в количестве 40 шт., натяжка колючей проволоки в количестве 1100 м, заделка трещин цементным раствором на площади 6 кв. м, проведение работ по стяжке фундамента с помощью металлического уголка; установка приборов учета ПУ ХВС Д-32 мм и ПУ ХВС Д-50 мм, замена манометров 3 шт., замена насосного оборудования; капитальный ремонт: произвести замену стальной трубы Д-100 длиной 518 м на водонасосной станции второго подъема (инв. № б/н.); текущий ремонт водонасосной станция второго подъема (инв. № 35): заделка раствором цемента трещин в межпанельных швах (площадь работ 0,9 кв. м); ремонт бетонного пола площадью 1,8 кв. м; окраска 45 кв. м внутреннего водопровода; установка железобетонных столбов в количестве 40 шт., натяжка колючей проволоки 1100 м, изготовление и установка ворот 1 шт. площадью 12 кв. м, промывка резервуаров, очистка днищ от осадков; текущий ремонт водонапорная башня (инв. № 160): ремонт фасада здания на площади 7,5 кв. м; устройство отмостки площадью 25 кв. м; огнезащитная обработка кровли площадью 15 кв. м; установка железобетонных столбов в количестве 40 шт., натяжка колючей проволоки 1100 м, изготовление и установка ворот 1 шт. площадью 12 кв. м, промывка резервуаров, очистка днищ от осадков; замена участка трубопровода длиной 21 м; текущий ремонт сети водоснабжения 6980 м: замена трубопровода д-53/ППР/300 м. (муфта/-63/ППP/38 шт.), замена водопровода д-100/сталь/20 м. (отвод/д-100/сталь/2 шт.). Обязать Минобороны России в срок до 31.12.2024 выполнить строительство и установку станции водоподготовки в военном городке № 1.

Решением Ленинского районного суда ЕАО от 01.09.2023, с учётом дополнительного решения от 18.10.2023, административные исковые требования удовлетворены.

ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России обязано в срок до 31.12.2024 выполнить текущий ремонт объектов и сетей водоснабжения военного городка № 1, расположенного по адресу: ЕАО, <...>, а именно:

- текущий ремонт скважины № ХБ80 по замене водоприемной трубы d-73x7 мм длиной 80 м, промывка скважины от обвалок и заиления, замена глубинного фильтра;

- текущий ремонт скважины № ХБ81 по промывке скважины от обвалов и заиления, замена глубинного фильтра, установка глубинного насоса ЭЦВ 6-10/110;

- текущий ремонт скважины № 82: замена глубинного насоса «ЭЦВ 6-10-110», замена водоприемной трубы (труба обсадная стальная 73х7 мм с резьбой, длиной 80 м);

- текущий ремонт скважины № 83: замена глубинного насоса «ЭЦВ 6-10-110», замена водоприемной трубы (труба обсадная стальная 73х7 мм с резьбой, длиной 80 м).

- текущий ремонт скважины № 30-39: ремонт бетонного пола площадью 1,8 кв. м; замена водоприемной трубы d-73x7 мм длинной - 120 м;

- текущий ремонт скважины № 30-40: замена глубинного насоса «ЭЦВ 6-10-110», замена водоприемной трубы (труба обсадная стальная 73х7 мм с резьбой, длиной 80 м).

- текущий ремонт скважины № 30-237: замена водоприемной трубы (труба обсадная стальная 73х7 мм с резьбой, длиной 80 м), ремонт бетонного пола площадью 1,8 кв. м;

текущий ремонт водонасосной станции второго подъема (инв. № б/н.): замена трубы ППР 63 длиной 300 м, муфт комбинированных 63 ВР - 4 шт., муфт комбинированных 63НР - 4 шт., муфт соединительных ППР 63 - 38 шт., на участке Д-159 замена трубы стальной Д-159х4,5 длиной 200 м, замена двух стальных отводов 159х4,5; замена трубы стальной Д-250х4,5 длиной 80 м, установка железобетонных столбов в количестве 40 шт., натяжка колючей проволоки в количестве 1100 м, заделка трещин цементным раствором на площади 6 кв. м, проведение работ по стяжке фундамента с помощью металлического уголка; установка приборов учета ПУ ХВС Д-32 мм и ПУ ХВС Д-50 мм, замена манометров 3 шт., замена насосного оборудования;

- текущий ремонт водонасосной станции второго подъема (инв. № 35): заделка раствором цемента трещин в межпанельных швах (площадь работ 0,9 кв. м); ремонт бетонного пола площадью 1,8 кв. м; окраска 45 кв. м внутреннего водопровода; установка железобетонных столбов в количестве 40 шт., натяжка колючей проволоки 1100 м, изготовление и установка ворот 1 шт. площадью 12 кв. м, промывка резервуаров, очистка днищ от осадков;

- текущий ремонт водонапорной башни (инв. № 160): ремонт фасада здания на площади 7,5 кв. м; устройство отмостки площадью 25 кв. м; огнезащитная обработка кровли площадью 15 кв. м; установка железобетонных столбов в количестве 40 шт., натяжка колючей проволоки 1100 м, изготовление и установка ворот 1 шт. площадью 12 кв. м, промывка резервуаров, очистка днищ от осадков; замена участка трубопровода длиной 21 м;

- текущий ремонт сети водоснабжения 6980 м: замена трубопровода д-53/ППР/300 м. (муфта/-63/ППP/38 шт.), замена водопровода д-100/сталь/20 м. (отвод/д-100/сталь/2 шт.).

Минобороны России обязано в срок до 31.12.2024 выполнить строительство и установку станции водоподготовки в военном городке № 1 (<...> ЕАО), выполнить капитальный ремонт объектов и сетей водоснабжения военного городка № 1, расположенного по адресу: ЕАО, <...>, а именно: произвести замену стальной трубы Д-100 длиной 518 м на водонасосной станции второго подъема (инв. № б/н.).

Не согласившись с решением суда, Минобороны России обратилось в судебную коллегию по административным делам суда ЕАО с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований к Минобороны России.

Мотивируя жалобу, указало, что у военного прокурора не имелось оснований на заявление указанных требований, поскольку круг лиц, в интересах которых прокурор обратился в суд, является определенным.

Вопрос о признании спорных объектов недвижимости нуждающимися в проведении ремонта относится к исключительной компетенции Минобороны России, следовательно, суд не вправе своим решением подменять его компетенцию.

Минобороны России является ненадлежащим административным ответчиком, поскольку содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры в интересах Вооруженных Сил РФ возложено на ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России.

Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, заместителем военного прокурора Биробиджанского гарнизона Ч. представлены возражения о необоснованности доводов жалобы и законности судебного постановления.

В судебном заседании апелляционной инстанции помощник военного прокурора Биробиджанского гарнизона Матюшкин Н.С. с доводами жалобы не согласился.

Представители административных ответчиков Министерства обороны РФ, ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по Восточному военному округу, заинтересованных лиц, ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России, филиала ФГБУ «ЦЖКУ ЖКХ» Минобороны России по Восточному военному округу, жилищно-коммунальной службы № 3 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по Восточному военному округу, ФКУ «ОСК ВВО» в лице 722 отдела координации и контроля за строительством, расквартированием и обустройством войск (сил) восточного округа в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения извещены заблаговременно надлежащим образом, о причинах неявки суд не известили, ходатайства об отложении не заявили, в связи с этим на основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) дело рассмотрено в их отсутствие.

В силу частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан и иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (статья 210 ГК РФ).

Из приведенных норм следует, что собственник по своему усмотрению владеет и пользуется принадлежащим ему имуществом и определяет расходы, необходимые для его содержания или ремонта. Возложение на собственника обязанностей по содержанию или ремонту (капитальному, текущему) его имущества возможно, если это предусмотрено законом либо если ненадлежащее содержание собственником своего имущества нарушает права и законные интересы других лиц.

Из материалов дела следует, что военной прокуратурой Биробиджанского гарнизона проведена проверка исполнения должностными лицами подведомственных Минобороны России структур законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства при предоставлении коммунальных услуг в интересах Вооруженных сил Российской Федерации.

По результатам проверки установлено, что с 01.04.2017 объекты водопроводно-канализационного хозяйства Минобороны России, в том числе водоносные станции второго подъема (инв. №№ 35 и б/н) и сети водоснабжения протяженностью 6980 м, эксплуатируются производственным участком № 3/2 жилищно-коммунальной службы № 3 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по Восточному военному округу.

Согласно актам осмотра систем водоснабжения от 25.03.2021, 31.03.2021, 31.03.2022, от 22.09.2022, от 20.03.2023, дефектных ведомостей, перечня объектов требующих проведения реконструкции в 2023 году следует, что на объектах сети водоснабжения требуется:

- текущий ремонт скважины № ХБ80 по замене водоприемной трубы d-73x7 мм длина - 80 м, промывка скважины от обвалок и заиления, замена глубинного фильтра;

-текущий ремонт скважины № ХБ81 по промывке скважины от обвалов и заиления, замена глубинного фильтра, установка глубинного насоса ЭЦВ 6-10/110;

-текущий ремонт скважины № 82: замена глубинного насоса «ЭЦВ 6-10-110», замена водоприемной трубы (труба обсадная стальная 73х7 мм с резьбой, длиной 80 м);

-текущий ремонт скважины № 83: замена глубинного насоса «ЭЦВ 6-10-110», замена водоприемной трубы (труба обсадная стальная 73х7 мм с резьбой, длиной 80 м);

- текущий ремонт скважины № 30-39: ремонт бетонного пола площадью 1,8 кв. м; замена водоприемной трубы d-73x7 мм длинной - 120 м;

- текущий ремонт скважины № 30-40: замена глубинного насоса «ЭЦВ 6-10-110», замена водоприемной трубы (труба обсадная стальная 73х7 мм с резьбой, длиной 120 м);

- текущий ремонт скважины № 30-237: замена водоприемной трубы (труба обсадная стальная 73х7 мм с резьбой, длиной 120 м), ремонт бетонного пола площадью 1,8 кв. м;

- текущий ремонт водонасосной станции второго подъема (инв. № б/н.): замена трубы ППР 63 длиной 300 м, муфт комбинированных 63 ВР-4 шт., 63 НР-4 шт., ППР63 -38 шт., на участке Д-159 замена трубы стальной Д-159х4,5 длиной 200 м, замена двух стальных отводов 159х4,5; замена трубы стальной Д-250х4,5 длиной 80 м, установка железобетонных столбов в количестве 40 шт., натяжка колючей проволоки в количестве 1100 м, заделка трещин цементным раствором на площади 6 кв. м, проведение работ по стяжке фундамента с помощью металлического уголка; установка приборов учета ПУ ХВС Д-32 мм и ПУ ХВС Д-50 мм, замена манометров 3 шт., замена насосного оборудования;

- текущий ремонт водонасосной станции второго подъема (инв. № 35): заделка раствором цемента трещин в межпанельных швах (площадь работ 0,9 кв. м); ремонт бетонного пола площадью 1,8 кв. м; окраска 45 кв. м внутреннего водопровода; установка железобетонных столбов в количестве 40 шт., натяжка колючей проволоки 1100 м, изготовление и установка ворот 1 шт. площадью 12 кв. м, промывка резервуаров, очистка днищ от осадков;

- текущий ремонт водонапорной башни (инв. № 160): ремонт фасада здания на площади 7,5 кв. м; устройство отмостки площадью 25 кв. м; огнезащитная обработка кровли площадью 15 кв. м; установка железобетонных столбов в количестве 40 шт., натяжка колючей проволоки 1100 м., изготовление и установка ворот 1 шт. площадью 12 кв. м, промывка резервуаров, очистка днищ от осадков; замена участка трубопровода длиной 21 м;

- текущий ремонт сети водоснабжения 6980 м: замена трубопровода д-63/ППР/300 м (муфта/д-63/ППP/38 шт.), замена водопровода д-100/сталь/20 м (отвод/д-100/сталь/2 шт.), замена стальной трубы Д-100 длиной 546 м.

В ходе проверки также установлено, что ремонт указанного оборудования не производился.

В связи с выявленными нарушениями ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России неоднократно привлекалось к административной ответственности, в адрес уполномоченных должностных лиц вносились предоставления об устранении нарушений закона, по результатам рассмотрения которых выявленные нарушения устранены не были, что послужило поводом для обращения прокурора в суд с административным исковым заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что объекты и система централизованного водоснабжения военного городка № 1, расположенного по адресу: ЕАО, <...>, имеют многочисленные дефекты, нуждаются в ремонте, и возложил работы по капитальному ремонту, строительству и установке станции водоподготовки на Минобороны России, по текущему ремонту на ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России.

Судебная коллегия считает приведенные выводы суда в части возложения на Минобороны России обязанности по капитальному ремонту, а также по строительству и установке станции водоподготовки в установленный срок основанными на неправильном применении норм материального права по следующим основаниям.

Пункт 1 статьи 125 ГК РФ предусматривает, что от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Из содержания пункта 12 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» следует, что имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 № 1082 утверждено Положение о Министерстве обороны Российской Федерации (далее - Положение), в соответствии с пунктом 1 которого указанное министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.

Согласно подпункту 71 пункта 7 Положения к полномочиям Минобороны России отнесено, в том числе, осуществление правомочий собственника имущества Вооруженных Сил Российской Федерации, имущества, которое составляет государственную казну Российской Федерации и управление которым осуществляет Минобороны России, а также правомочия в отношении земель и других природных ресурсов, предоставленных для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации.

Подпунктами 52, 68 пункта 7 Положения предусматривается, что Минобороны России организует эксплуатацию, модернизацию, ремонт и ликвидацию вооружения, военной техники и имущества в Вооруженных Силах Российской Федерации; организует выполнение работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и техническому перевооружению объектов военной и социальной инфраструктур в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также эксплуатацию таких объектов.

Пункт 1, подпункт «б» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» определяют, что Минобороны России осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений; осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью находящегося в федеральной собственности имущества Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Минобороны России организаций, в том числе переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности.

В силу пункта 5 Положения Минобороны России осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов (Северного флота), иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты), подведомственные Минобороны России организации.

Как установлено судом первой инстанции, а также следует из материалов дела, находящиеся в неудовлетворительном техническом состоянии и требующие проведения текущего и капитального ремонта объекты и сети водоснабжения военного городка № 1, расположенного по адресу: ЕАО, <...>, на основании актов приема-передачи №№ 1, 6 закреплены на праве оперативного управления за ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, которое создано на основании приказа Минобороны России от 02.03.2017 № 155 в целях содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставления коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации (пункт 13 Устава ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России).

Согласно пунктам 21 и 25 Устава, в редакции от 30.07.2018, данное бюджетное учреждение обеспечивает и осуществляет, в том числе, текущий и капитальный ремонт закрепленных за ним на праве оперативного управления и предоставленного в безвозмездное пользование объектов недвижимого имущества, объектов материально-технической базы, оборудования и инженерных сетей, обеспечивающих их функционирование.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30.12.2017 № 860 утверждено Руководство по коммунально-эксплуатационному обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - Руководство), которое, в числе прочего, определяет коммунально-эксплуатационные органы (организации), отвечающие за коммунально-эксплуатационное обеспечение.

Так, пунктом 14 Руководства предусмотрено, что филиалы ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России несут ответственность за: обеспечение технической эксплуатации материально-технической базы; контроль за исполнением контрактов по закрепленной номенклатуре.

Жилищно-коммунальная служба ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России несет ответственность за: правильную эксплуатацию систем энергоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, газоснабжения, противопожарной защиты, электротехнического оборудования; своевременное проведение мероприятий промышленной безопасности на опасных производственных объектах коммунального хозяйства Вооруженных Сил, закрепленных на праве оперативного управления за ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (пункт 15 Руководства). Кроме того, жилищно-коммунальная служба ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России осуществляет: выявление случаев незаконных присоединений к инженерным сетям; устранение аварийных ситуаций; мероприятия по подготовке к отопительному периоду; иную деятельность, предусмотренную уставом ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (пункт 16 Руководства).

При таких данных суд первой инстанции правильно удовлетворил требования прокурора, предъявленные к ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России.

Вместе с тем, возлагая на Минобороны России как собственника имущества обязанность совершить конкретные действия, суд не применил названные выше нормативные правовые акты, не учёл организационную структуру министерства и наделение специальными полномочиями его структурных подразделений, не приняли во внимание, что Минобороны России организацией и производством работ в силу установленных полномочий не занимается.

Также суд не указал закон, возлагающий на собственника обязанность по строительству и установке станции водоподготовки в военном городке № 1 (<...> ЕАО).

При этом из актов осмотра системы водоснабжения от 31.03.2022 и 22.09.2022 следует, что строительство и установка станции водоподготовки требуется в целях повышения энергетической эффективности указанной системы. Однако указанное не свидетельствует о том, что такая обязанность возложена на собственника в силу закона.

С учётом изложенного решение районного суда в части удовлетворения требований прокурора, предъявленных к Минобороны России, является незаконным и подлежит отмене, с дополнением абзаца второго резолютивной части пунктом о возложении на ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России обязанности по выполнению капитального ремонта объектов и сетей водоснабжения военного городка № 1, расположенного по адресу: ЕАО, <...>, а именно: произвести замену стальной трубы Д-100 длиной 518 м на водонасосной станции второго подъема (инв. № б/н.).

На основании изложенного, руководствуясь статьями 307 - 311 КАС РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Ленинского районного суда Еврейской автономной области от 01.09.2023, с учётом дополнительного решения от 18.10.2023, в части возложения на Министерство обороны Российской Федерации обязанности в срок до 31.12.2024 выполнить строительство и установку станции водоподготовки в военном городке № 1 (<...> ЕАО), выполнить капитальный ремонт объектов и сетей водоснабжения военного городка № 1, расположенного по адресу: ЕАО, <...>, а именно: произвести замену стальной трубы Д-100 длиной 518 м на водонасосной станции второго подъема (инв. № б/н.), отменить, в данной части вынести новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований военному прокурору Биробиджанского гарнизона.

Абзац второй резолютивной части дополнить пунктом:

«- капитальный ремонт объектов и сетей водоснабжения военного городка № 1, расположенного по адресу: ЕАО, <...>, а именно: произвести замену стальной трубы Д-100 длиной 518 м на водонасосной станции второго подъема (инв. № б/н.)».

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации считать удовлетворённой.

Кассационные жалоба, представление могут быть поданы в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через Ленинский районный суд Еврейской автономной области в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий И.В. Гавриков

Судьи С.А. Папулова

Р.В. Тимиров

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 27.12.2023.