ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-455/2023 от 26.12.2023 Смоленского областного суда (Смоленская область)

Судья Сискович О.В. № 33а-3611/2023

№ 2-455/2023

67RS0011-01-2023-000855-44

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 декабря 2023 года г. Смоленск

Судебная коллегия по административным делам Смоленского областного суда в составе:

председательствующего Штейнле А.Л.,

судей Савушкиной О.С., Туникене М.В.,

при помощнике судьи Тимофееве А.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Дорогобужского района Смоленской области к администрации муниципального образования «Дорогобужский район» Смоленской области, Департаменту Смоленской области по транспорту и дорожному хозяйству о возложении обязанности организовать систему водоотведения ливневых и талых вод по <адрес> апелляционной жалобе Министерства транспорта и дорожного хозяйства Смоленской области на решение Дорогобужского районного суда Смоленской области от 27 сентября 2023 г.

Заслушав доклад судьи Савушкиной О.С., возражения представителя административного истца прокурора Юрченковой Л.Н. относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

прокурор Дорогобужского района Смоленской области, уточнив требования, обратился в суд с вышеуказанным иском к администрации муниципального образования «Дорогобужский район» Смоленской области (далее также - Администрация), Департаменту Смоленской области по транспорту и дорожному хозяйству (после переименования – Министерство транспорта и дорожного хозяйства Смоленской области) и просил суд обязать Департамент в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства для разработки проекта системы водоотведения ливневых и талых вод по <адрес>; обязать Администрацию в течение восьми месяцев с момента поступления денежных средств разработать систему водоотведения ливневых и талых вод; обязать Департамент в течение шести месяцев со дня утверждения проекта системы водоотведения ливневых и талых вод выделить денежные средства на строительство системы водоотведения ливневых и талых вод; обязать Администрацию в течение шести месяцев с момента поступления денежных средств заключить муниципальный контракт на выполнение работ по строительству системы водоотведения ливневых и талых вод и выполнить работы по строительству системы водоотведения ливневых и талых вод по вышеуказанному адресу.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в ходе проведенной проверки исполнения жилищного законодательства по обращению жителей г. Дорогобуж по вопросу отведения ливневых вод от земельных участков по <адрес><адрес> выявлено отсутствие системы водоотведения по указанной улице, что способствует подтоплению жилых домов атмосферными водами, причиняет материальный ущерб и нарушает права граждан на благоприятные условия проживания. Учитывая, что система сетей и сооружений водоотведения относится к объектам инженерной инфраструктуры, поэтому организация мероприятий, направленных на устройство, содержание и эксплуатацию системы открытого сбора поверхностных вод на территории муниципального образования является обязанностью органа местного самоуправления.

В судебном заседании суда первой инстанции помощник прокурора Дорогобужского района Смоленской области Аношина Е.С. заявленные требования поддержала.

Дело рассмотрено в отсутствии представителей ответчиков - Администрации и Департамента, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Представитель Администрации требования уточненного иска признал, о чем представил письменное заявление.

Департамент Смоленской области по транспорту и дорожному хозяйству против удовлетворения предъявленных к нему требований возражал в силу того, что предоставление субсидии на приведение улично-дорожной сети в нормативное состояние осуществляется в соответствие с Порядком предоставления и распределения субсидий для софинансирования расходов бюджетов муниципальных образований Смоленской области на проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения областной государственной программы «Развитие дорожно-транспортного комплекса Смоленской области», утвержденной постановлением Администрации Смоленской области от 20 ноября 2013 г. № 932. В рамках данного порядка собственник автомобильной дороги направляет в адрес Департамента необходимые документы для получения субсидии. Между тем в целях разработки проекта системы водоотведения ливневых и талых вод по <адрес> Администрация муниципального образования «Дорогобужский район» Смоленской области в адрес Департамента не обращалась <данные изъяты>

Решением Дорогобужского районного суда Смоленской области от 27 сентября 2023 г. уточненные исковые требования прокурора Дорогобужского района Смоленской области удовлетворены:

- на Департамент возложена обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства для разработки проекта системы водоотведения ливневых и талых вод по <адрес>;

- на Администрацию возложена обязанность в течение восьми месяцев с момента поступления денежных средств, разработать систему водоотведения ливневых и талых вод по <адрес>;

- на Департамент возложена обязанность в течение шести месяцев со дня утверждения проекта системы водоотведения ливневых и талых вод по <адрес><адрес> выделить денежные средства на строительство системы водоотведения ливневых и талых вод по <адрес>;

- на Администрацию возложена обязанность в течение шести месяцев с момента поступления денежных средств заключить муниципальный контракт на выполнение работ по строительству системы водоотведения ливневых и талых вод по <адрес><адрес> и выполнить работы по строительству системы водоотведения ливневых и талых вод по <адрес>.

Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке гражданского судопроизводства, 10 ноября 2023 г. дело поступило в Смоленский областной суд с апелляционной жалобой Министерства транспорта и дорожного хозяйства Смоленской области на решение Дорогобужского районного суда Смоленской области от 27 сентября 2023 г. и 13 ноября 2023 г. передано на рассмотрение судье судебной коллегии по гражданским делам.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 5 декабря 2023 г. принято решение о переходе к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства, дело передано на рассмотрение в судебную коллегию по административным делам Смоленского областного суда.

На основании постановления Правительства Смоленской области от 10 октября 2023 г. № 21 Департамент Смоленской области по транспорту и дорожному хозяйству переименован в Министерство транспорта и дорожного хозяйства Смоленской области (далее также – Министерство).

В апелляционной жалобе Министерство транспорта и дорожного хозяйства Смоленской области просит решение суда в части удовлетворения требований прокурора к Департаменту отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, на неправильное применение норм материального права. Считает, что в силу п.п. 4, 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 2 ст. 30 Устава муниципального образования «Дорогобужский район» Смоленской области, организация системы водоотведения ливневых и талых вод по <адрес>, в том числе финансирование данных работ, относится к полномочиям администрации муниципального образования «Дорогобужский район» Смоленской области. Обращает внимание на то, что, исходя из положений Закона Смоленской области от 21 апреля 2022 г. № 25-з «О перераспределении полномочий в сфере осуществления дорожной деятельности между органами местного самоуправления города Смоленска и органами государственной власти Смоленской области» (принят Смоленской областной Думой 21 апреля 2022 г.), полномочия органов местного самоуправления по осуществлению дорожной деятельности (проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог) возлагаются на исполнительный орган Смоленской области только в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Смоленска.

Администрация муниципального образования «Дорогобужский район» Смоленской области в возражениях на апелляционную жалобу полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, доводы жалобы необоснованными и не подлежащими удовлетворению, в связи с чем просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. В обоснование возражений приводит доводы о том, что в соответствии с Порядком предоставления и распределения субсидий для софинансирования расходов бюджетов муниципальных образований Смоленской области на проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения областной государственной программы «Развитие дорожно-транспортного комплекса Смоленской области», утвержденной постановлением Администрации Смоленской области от 20 ноября 2013 г. № 932, а также Правилами, устанавливающими общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Смоленской области, утвержденными постановлением Администрации Смоленской области от 28 ноября 2019 г. № 715, 27 января 2023 г. между Департаментом и Администрацией заключено соглашение о предоставлении субсидии из областного бюджета бюджету Дорогобужского городского поселения Дорогобужского района Смоленской области на проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения. В соответствии с данным соглашением предоставление субсидии осуществляется в соответствии с перечнем объектов, указанных в приложениях к данному соглашению, в которых выделение денежных средств для разработки проекта системы водоотведения ливневых и талых вод по <адрес> и строительство данной системы не предусмотрено. Заявка потребности муниципального образования «Дорогобужский район» Смоленской области на 2024 год в рамках субсидии на проектирование и капитальный ремонт системы водоотведения ливневых и талых вод по <адрес> направлена Администрацией в Департамент в день вынесения решения суда первой инстанции – 27 сентября 2023 г. <данные изъяты>

Представители Администрации и Министерства в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежаще по правилам ст. 96 КАС РФ. Учитывая надлежащее извещение сторон, судебная коллегия в соответствии с ч. 2 ст. 150, ст. 307КАСРФ определила возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы дела в полном объеме в соответствии с ч. 1 ст. 308 КАС РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

На основании ч. 4 ст. 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из смысла п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ следует, что решения, действия и бездействие могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: не соответствие решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение такими решениями, действиями (бездействием) прав, свобод и законных интересов административного истца.

Согласно ч. 1 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно, а органы местного самоуправления - это избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

В силу пп. 5 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления, в том числе городских поселений в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся в том числе осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели, осуществление иных полномочий, отнесенных законодательством Российской Федерации к их полномочиям.

В соответствии с п. 5 и п. 8 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них.

Владельцем автомобильных дорог признается местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наряду с другими субъектами, указанными в п. 7 ст. 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Таким образом, на местную администрацию (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) как на орган местного самоуправления федеральный законодатель возложил обязанность осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городских поселений, городских округов и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая ремонт и их содержание.

В соответствии с п. 7.29, 7.30 ГОСТ 33100-2014 «Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Правила проектирования автомобильных дорог» (введен в действие Приказом Росстандарта от 31.08.2015 г. № 1205-ст) система дорожного водоотвода - ряд сооружений и конструктивных мероприятий, предназначенных для отвода поверхностных и подземных (грунтовых) вод и обеспечения устойчивости земляного полотна, и дорожной одежды на проектируемой автомобильной дороге. Для отвода поверхностных вод и защиты от них необходимо предусматривать следующие мероприятия: - боковые канавы (кюветы), отводящие дождевые воды с поверхности дороги и прилегающей к ней территории;- водоотводящие канавы для выпуска воды из кюветов или находящихся около дороги котлованов;- нагорные канавы, служащие для перехвата воды, стекающей по склону к дороге, и для отвода к водопропускным сооружениям, в пониженные места; водопропускные сооружения (мосты и трубы) в местах пересечения автомобильными дорогами водотоков, суходолов и оврагов.

Как следует из материалов дела, согласно выписке из ЕГРН от 4 декабря 2023 г. автомобильная дорога протяженностью 2420 метров, расположенная по адресу: <адрес> является собственностью муниципального образования Дорогобужского городского поселения Дорогобужского района Смоленской области <данные изъяты>

Прокуратурой Дорогобужского района Смоленской области была проведена проверка соблюдения жилищного законодательства, по результатам которой установлено бездействие администрации муниципального образования «Дорогобужский район» Смоленской области по устранению подтопления на земельном участке в районе дома <адрес> в связи с отсутствием системы водоотведения, что приводит к подтоплению расположенных на указанной улице жилых домов атмосферными водами.

Согласно ч. 2 ст. 30 Устава муниципального образования «Дорогобужский район» Смоленской области, принятого решением Дорогобужской районной Думы от 28 июня 2005 г. № 56, администрация муниципального образования «Дорогобужский район» Смоленской области исполняет полномочия Администрации Дорогобужского городского поселения Дорогобужского района Смоленской области.

С учетом этого 28 апреля 2023 г. по итогам проверки прокуратурой в адрес муниципального образования «Дорогобужский район» Смоленской области внесено представление об устранении выявленных нарушений <данные изъяты>

Представление было рассмотрено Администрацией и 25 мая 2023 г. прокурору направлен ответ о том, что указанные в представлении нарушения имеют место, для выполнения работ по отводу паводковых вод, подсыпки песчано-гравийной смесью съезда ведущего к дому <адрес> подготовлен локально-сметный расчет на выполнение работ по устройству водопропускной трубы. Администрацией 25 мая 2023 г. будет организован сход граждан в целях создания благоприятных условий проживания для жителей указанной улицы. За допущенные нарушения должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности <данные изъяты>

Как усматривается из письма прокуратуры Дорогобужского района Смоленской области от 9 июня 2023 г. в адрес главы муниципального образования «Дорогобужский район», на проведенном 25 мая 2023 г. сходе граждан договоренность по определению места для устройства водопропускных труб не достигнута, проектно-сметная документация по устройству системы водоотведения по <адрес> не разработана, работа по отводу паводковых вод, подсыпки песчано-гравийной смесью съезда не проведена, в силу чего в целях устранения нарушений предложено вернуться к рассмотрению представления прокурора района от 28 апреля 2023 г. <данные изъяты>

28 июня 2023 г. Администрация в рамках приведенного письма прокуратуры направила ответ, в котором сообщила, что выполнить работы по устройству водоотводной трубы в районе <адрес> в <адрес> методом прокола не представляется возможным, поскольку в дорожном теле по оси слева расположен газопровод низкого давления, между тем прорабатываются иные технические решения для устройства водоотводной трубы которые будут выполнены не позднее 30 ноября 2023 г. <данные изъяты>

3 августа 2023 г. прокурор обратился в суд с иском к Администрации и просил обязать ее в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда разработать систему водоотведения ливневых и талых вод по <адрес> и в течение 6 месяцев с момента утверждения проектной документации на создание системы водоотвода ливневых и талых вод организовать систему водоотведения ливневых и талых вод, приняв ее на баланс в шестимесячный срок с момента ее создания <данные изъяты>

При рассмотрении дела в суде прокурор уточнил требования, предъявив их кроме Администрации и к Департаменту Смоленской области по транспорту и дорожному хозяйству в силу того, что пунктом 2.2 Положения о данном Департаменте, утвержденного постановлением Администрации Смоленской области от 22 января 2016 г., основной задачей Департамента является развитие сети автомобильных дорог на территории Смоленской области в соответствии с потребностями населения, хозяйствующих субъектов с учетом средств, направляемых на эти цели из областного бюджета, субсидий, субвенций и дотаций, выделяемых из федерального бюджета, а также формирование и реализация региональной политики в указанной сфере <данные изъяты>

Разрешая спор и удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции, установив факт невыполнения Администрацией необходимых и своевременных мер по организации в границах городского поселения системы водоотведения по <адрес>, что способствует подтоплению жилых домов атмосферными водами и нарушает права граждан на благоприятные условия проживания, пришел к выводу о допущенном незаконном бездействии Администрации и наличии оснований для удовлетворения заявленных прокурором требований. Также суд первой инстанции, руководствуясь п. 2.2 Положения о Департаменте Смоленской области по транспорту и дорожному хозяйству, утвержденному постановлением Администрации Смоленской области от 22 января 2016 г. № 10, пришел к выводу о том, что обязанность по финансированию Администрации для проведения необходимых работ осуществляется Департаментом, в силу чего возложил обязанность на Департамент по выделению необходимых денежных средств для исполнения Администрацией указанных полномочий.

Приведенные выводы суда первой инстанции в части возложения на Департамент обязанности по выделению денежных средств судебная коллегия находит несостоятельными, не соответствующими обстоятельствам дела и основанными на неправильном применении норм материального права в силу следующего.

Как следует из вышеприведенных законоположений с учетом установленных по делу обстоятельств, обязанность осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах Дорогобужского сельского поселениях Дорогобужского района Смоленской области и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая ремонт и их содержание, возложена на администрацию муниципального образования «Дорогобужский район» Смоленской области.

Постановлением Администрации Смоленской области от 22 января 2016 г. № 10 утверждено Положение о Департаменте Смоленской области по транспорту и дорожному хозяйству (действующее на момент возникновения спорных отношений).

Согласно данному Положению Департамент является органом исполнительной власти Смоленской области, осуществляющим на территории Смоленской области исполнительно-распорядительные функции в сфере дорожного хозяйства и транспорта (пункт 1.1). К одной из основных задач Департамента относится в силу пункта 2.2 Положения развитие сети автомобильных дорог на территории Смоленской области в соответствии с потребностями населения, хозяйствующих субъектов с учетом средств, направляемых на эти цели из областного бюджета, субсидий, субвенций и дотаций, выделяемых из федерального бюджета, а также формирование и реализация региональной политики в указанной сфере.

В связи с принятием постановления Правительства Смоленской области от 10 октября 2023 г. № 21 «О переименовании Департамента Смоленской области по транспорту и дорожному хозяйству в Министерство транспорта и дорожного хозяйства Смоленской области и об утверждении Положения о Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Смоленской области» аналогичные нормы закреплены для Министерства транспорта и дорожного хозяйства Смоленской области.

Постановлением Администрации Смоленской области от 20 ноября 2013 г. № 932 утверждена областная государственная программа «Развитие дорожно-транспортного комплекса Смоленской области», в рамках которой также утвержден Порядок предоставления и распределения субсидий для софинансирования расходов бюджетов муниципальных образований Смоленской области на проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения (далее - Порядок).

В соответствии с утвержденным Порядком целью предоставления такой субсидии является улучшение состояния автомобильных дорог общего пользования местного значения в Смоленской области; критерием отбора муниципальных образований для предоставления субсидий является наличие утвержденного органом местного самоуправления муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения; условием предоставления субсидий является заключение органом местного самоуправления муниципального образования с уполномоченным исполнительным органом Смоленской области в сфере дорожного хозяйства соглашения о предоставлении субсидии (пункты 2-4 Порядка).

В силу п. 8 и п. 9 приведенного Порядка в целях отбора муниципальных образований для предоставления субсидий органы местного самоуправления муниципальных образований представляют в уполномоченный орган следующие документы: заявку на получение субсидии по форме, установленной приказом руководителя уполномоченного органа; утвержденный перечень автомобильных дорог; на основании данных документов уполномоченный орган заключает соглашение о предоставлении субсидии с органом местного самоуправления муниципального образования в порядке, установленном постановлением Администрации Смоленской области от 28.11.2019 № 715 «Об утверждении Правил, устанавливающих общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Смоленской области».

Согласно п. 10 Порядка для получения субсидий органы местного самоуправления муниципальных образований представляют в уполномоченный орган следующие документы: выписку из муниципального правового акта о местном бюджете, подтверждающую финансирование расходов, указанных в пункте 1 настоящего Порядка; копию утвержденной муниципальной программы, из которой возникают расходные обязательства; положительное заключение государственной экспертизы проектно-сметной документации на строительство, реконструкцию и сметной части проектно-сметной документации на капитальный ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения; копии муниципальных контрактов (договоров) на выполнение работ; копии документов, подтверждающих выполненные объемы работ (акт сдачи-приемки проектных и изыскательских работ на строительство (реконструкцию), капитальный ремонт или ремонт, акт об оказанных услугах по авторскому или строительному надзору или сведения по форме N КС-3 "Справка о стоимости выполненных работ и затрат", утвержденной Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 11.11.99 N 100 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ"); итоговые фотоматериалы выполненных работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту и (или) ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения. Если общий объем субсидии, предоставляемой бюджету муниципального образования, превышает 100 миллионов рублей, то уполномоченный орган перечисляет бюджету муниципального образования средства в размере до 30 процентов от стоимости работ по муниципальным контрактам (договорам) на выполнение работ, предусмотренных соглашением о предоставлении субсидии, при представлении органом местного самоуправления муниципального образования документов, указанных в абзацах втором, четвертом и пятом настоящего пункта. Оставшаяся часть субсидии перечисляется бюджету муниципального образования при представлении органом местного самоуправления муниципального образования остальных документов, предусмотренных настоящим пунктом.

Из приведенных положений закона следует, что Департамент Смоленской области по транспорту и дорожному хозяйству, а после 10 октября 2023 г. - Министерство транспорта и дорожного хозяйства Смоленской области предоставляет муниципальным образованиям субсидии на приведение улично-дорожной сети в нормативное состояние в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения в соответствии с Порядком предоставления субсидий, установленным в составе областной государственной программы, в рамках которого собственник автомобильной дороги направляет необходимые документы для получения субсидии.

Однако при рассмотрении данного дела установлено и не оспаривается сторонами, что администрация муниципального образования «Дорогобужский район» Смоленской области за получением субсидии в целях разработки проекта системы водоотведения ливневых и талых вод по <адрес> до вынесения решения суда не обращалась.

Как следует из приложенных к возражениям Администрации на апелляционную жалобу документов, администрация муниципального образования «Дорогобужский район» Смоленской области обратилась на имя и.о. начальника Департамента Смоленской области по транспорту и дорожному хозяйству с заявкой потребности муниципального образования на 2024 год в рамках субсидии на проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения, которая содержит объект по <адрес>, только 27 сентября 2023 г. – т.е. в день вынесения решения суда <данные изъяты>

При этом в заключенном 27 января 2023 г. между администрацией муниципального образования «Дорогобужский район» Смоленской области и Департаментом Смоленской области по транспорту и дорожному хозяйству соглашении о предоставлении субсидии из областного бюджета бюджету Дорогобужского городского поселения Дорогобужского района Смоленской области на проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения и приложениях к соглашению такой объект с расположением по <адрес> отсутствует <данные изъяты>

Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что в удовлетворении предъявленных прокурором требований к Министерству транспорта и дорожного хозяйства Смоленской области следует отказать, поскольку по делу установлено, что вплоть до момента принятия решения суда администрация муниципального образования «Дорогобужский район» Смоленской области за получением субсидии для софинансирования ремонта улично-дорожной сети по <адрес> в установленном законом порядке не обращалась, в силу чего указанным органом исполнительной власти Смоленской области не было допущено незаконного бездействия по выделению денежных средств для разработки проекта системы водоотведения ливневых и талых вод по <адрес> и ее строительства.

Между тем, судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что администрацией муниципального образования «Дорогобужский район» Смоленской области допущено бездействие, выразившееся в том, что органом местного самоуправления не исполнена возложенная на него обязанность по разработке системы водоотведения ливневых и талых вод по <адрес> и выполнению работ по ее строительству. При этом судебная коллегия исходит из того, что указанная обязанность является расходным обязательством, возникшим при выполнении полномочий органа местного самоуправления по вопросу местного значения. Поэтому требования прокурора о возложении на Администрацию обязанности по разработке и выполнению работ по строительству указанной системы правомерно удовлетворены судом.

В абз. 3 п. 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2022 г. № 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» разъяснено, что для обеспечения исполнимости судебного решения, в котором указано на принятие органом или лицом, наделенными публичными полномочиями, конкретного решения, совершение определенного действия, в резолютивной части решения суда указывается разумный срок принятия решения, совершения действия.

Как следует из резолютивной части обжалуемого судебного акта, на Администрацию возложена обязанность в течение восьми месяцев с момента поступления денежных средств разработать систему водоотведения ливневых и талых вод по <адрес> и в течение шести месяцев с момента поступления денежных средств заключить муниципальный контракт на выполнение работ по строительству указанной системы и выполнить работы по ее строительству.

При этом указанные сроки определены судом в силу неправомерного возложения на Департамент обязанности по выделению на указанные работы денежных средств.

В силу признания судебной коллегией неправомерным удовлетворение требований прокурора к Департаменту и соблюдения принципа разумности определяемого судом срока решение суда подлежит изменению в части указания на устранение допущенных Администрацией нарушений в течение 6месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.

С учетом приведенных положений закона и установленных по делу обстоятельств, имеющих значение для дела, обжалуемое решение подлежит изменению в части удовлетворения предъявленных требований к администрации муниципального образования «Дорогобужский район» Смоленской области с изложением резолютивной части решения в указанной части в новой редакции, в которой возложить обязанность на администрацию муниципального образования «Дорогобужский район» Смоленской области в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу разработать систему водоотведения ливневых и талых вод по <адрес> и выполнить работы по ее строительству.

Решение суда в части удовлетворения требований прокурора Дорогобужского района Смоленской области о возложении на Департамент Смоленской области по транспорту и дорожному хозяйству обязанности выделить денежные средства для разработки проекта системы водоотведения ливневых и талых вод по <адрес> и на строительство указанной системы подлежит отмене с вынесением в указанной части нового решения об отказе в удовлетворении указанных требований.

Руководствуясь ст. ст. 308 - 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Дорогобужского районного суда Смоленской области от 27 сентября 2023 г. в части удовлетворения предъявленных требований к администрации муниципального образования «Дорогобужский район» Смоленской области изменить, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции:

- обязать администрацию муниципального образования «Дорогобужский район» Смоленской области в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу разработать систему водоотведения ливневых и талых вод по <адрес> и выполнить работы по ее строительству.

В удовлетворении требований прокурора Дорогобужского района Смоленской области о возложении на Министерство транспорта и дорожного хозяйства Смоленской области обязанности выделить денежные средства для разработки проекта системы водоотведения ливневых и талых вод по <адрес> и на строительство указанной системы отказать.

Кассационная жалоба, представление могут быть поданы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи