Судья Мочалкина А.П. Дело № 2-45/2020
№ 33а-835/2020
24 ноября 2020 года город Магадан
МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Магаданского областного суда в составе:
председательствующего Бежевцовой Н.В.,
судей Лобыкина С.Н., Филенко М.А.,
при секретаре Кулаковой А.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Ягоднинского района к администрации Ягоднинского городского округа, комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Ягоднинского городского округа, управлению жилищного коммунального хозяйства администрации Ягоднинского городского округа о возложении обязанности в срок до 1 июля 2021 года осуществить постановку земельных участков, покрытых лесом, на кадастровый учет, организовать проведение лесоустройства, разработку и утверждение лесохозяйственного регламента
по апелляционным жалобам комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Ягоднинского городского округа, управления жилищного коммунального хозяйства администрации Ягоднинского городского округа на решение Ягоднинского районного суда от 31 июля 2020 года, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда Бежевцовой Н.В., выслушав возражения относительно доводов жалоб участвующих в судебном заседании прокуроров Андрющенко И.И. и ФИО1, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
прокурор Ягоднинского района Магаданской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Ягоднинского городского округа о возложении обязанности в срок до 1 июля 2021 года осуществить постановку земельных участков, покрытых лесом, расположенных в границах Ягоднинского городского округа Магаданской области, на кадастровый учет, разработать и утвердить лесохозяйственный регламент лесничества, расположенного на землях населенных пунктов Ягоднинского городского округа Магаданской области, на которых расположены городские леса.
В обоснование исковых требований со ссылкой на пункт 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», части 1, 1.1 статьи 84, статью 92 Лесного кодекса Российской Федерации указал, что органы местного самоуправления в пределах своей компетенции осуществляют мероприятия по охране, защите, воспроизводству городских лесов, расположенных в границах муниципального, городского округа, владеют, пользуются, распоряжаются такими лесными участками, разрабатывают и утверждают лесохозяйственные регламенты лесничеств, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, инициируют государственный кадастровый учет в отношении лесов, расположенных в границах муниципального образования.
В результате проверки, проведенной прокуратурой Ягоднинского района в ноябре 2017 года, были выявлены нарушения требований лесного законодательства исполнительным органом местного самоуправления муниципального образования «Ягоднинский городской округ», а именно: на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, не созданы лесничества и указанные земли не поставлены на кадастровый учет.
Согласно форме государственного лесного реестра № 3-ГЛР «Состав земель лесного фонда и земель иных категорий, на которых расположены леса», утвержденной приказом Минприроды России от 6 октября 2016 года № 514, по состоянию на 1 января 2020 года площадь земель населенных пунктов, на которых расположены леса муниципального образования «Ягоднинский городской округ», составляет 7 227 га.
Отсутствие кадастрового учета указанных земель создает реальную угрозу потери леса как места отдыха и естественной защиты от загрязнения окружающей среды населения Ягоднинского городского округа и может привести к нарушению границ смежных с указанными участками земель и иным нарушениям требований природоохранного законодательства.
Определением суда от 23 июня 2020 года к участию в деле в качестве соответчика привлечен комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Ягоднинского городского округа (далее – КУМИ администрации Ягоднинского городского округа) (т. 1 л.д. 166).
Определением суда от 13 июля 2020 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено управление жилищного коммунального хозяйства администрации Ягоднинского городского округа (далее – УЖКХ администрации Ягоднинского городского округа), в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечен департамент лесного хозяйства, контроля и надзора за состоянием лесов Магаданской области (т. 2 л.д. 40 оборот).
В ходе производства по делу прокурор отказался от требований о возложении на администрацию Ягоднинского городского округа обязанности разработать и утвердить лесохозяйственный регламент лесничества, расположенного на землях населенных пунктов Ягоднинского городского округа Магаданской области, на которых расположены городские леса. Определением суда от 4 июня 2020 года отказ от части исковых требований принят судом, производство по делу в данной части прекращено (т. 1 л.д. 145, 152).
В ходе рассмотрения дела прокурор дополнил и неоднократно уточнял исковые требования (т. 1 л.д. 146-148, т. 2 л.д. 39, 75-76, 193 оборот, л.д. 201), окончательно просил:
- возложить на КУМИ администрации Ягоднинского городского округа обязанность в срок до 1 июля 2021 года осуществить постановку земельных участков, покрытых лесом, расположенных в границах Ягоднинского городского округа Магаданской области, на кадастровый учет;
- возложить на администрацию Ягоднинского городского округа, УЖКХ администрации Ягоднинского городского округа обязанность в срок до 1 июля 2021 года организовать проведение лесоустройства в порядке, установленном пунктом 5 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от 29 марта 2018 года № 122, на землях населенных пунктов, расположенных на территории Ягоднинского городского округа; организовать разработку и утверждение лесохозяйственного регламента в отношении городских лесов, расположенных на землях населенных пунктов Ягоднинского городского округа и не относящихся к землям государственного лесного фонда.
Решением Ягоднинского районного суда Магаданской области от 31 июля 2020 года (с учетом определения суда от 1 октября 2020 года об устранении описки) исковые требования к КУМИ и УЖКХ администрации Ягоднинского городского округа удовлетворены.
На КУМИ администрации Ягоднинского городского округа возложена обязанность в срок до 1 июля 2021 года осуществить постановку земельных участков, покрытых лесом, расположенных в границах Ягоднинского городского округа Магаданской области, на кадастровый учет.
На УЖКХ администрации Ягоднинского городского округа возложена обязанность в срок до 1 июля 2021 года организовать проведение лесоустройства в порядке, установленном пунктом 5 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от 29 марта 2018 года № 122 на землях населенных пунктов, расположенных на территории Ягоднинского городского округа, организовать разработку и утверждение лесохозяйственного регламента в отношении городских лесов, расположенных на землях населенных пунктов Ягоднинского городского округа и не относящихся к землям государственного лесного фонда.
В удовлетворении исковых требований к администрации Ягоднинского городского округа отказано.
Не согласившись с решением суда, КУМИ администрации Ягоднинского городского округа подал апелляционную жалобу, в которой ставит вопрос о его отмене и принятии по делу нового решения.
Считает, что разработка и утверждение лесохозяйственного регламента в отношении городских лесов, расположенных на землях населенных пунктов Ягоднинского городского округа, не предусмотрены действующим законодательством Российской Федерации, так как согласно пункту 9 приказа Минприроды России от 27 февраля 2017 года N 72 «Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений» лесохозяйственные регламенты разрабатываются только в отношении лесничеств. Организация и упразднение лесничеств относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации, а орган местного самоуправления в пределах своей компетенции осуществляет разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены леса (статьи 81-84 Лесного кодекса Российской Федерации).
Обращает внимание, что в муниципальную собственность Ягоднинского городского округа были переданы земли лесного фонда под земли населенных пунктов с нахождением на них земель, покрытых лесом. Границы лесных участков, виды, категории лесов не установлены, лесохозяйственные работы не проведены. В связи с тем, что отсутствуют конкретные границы городских лесов, то отсутствует возможность для их постановки на кадастровый учет, так как недвижимое имущество должно обладать индивидуально-определенными признаками.
Указывает, что исполнение решения суда в части постановки на кадастровый учет всех земельных участков, покрытых лесом, в границах Ягоднинского городского округа, невозможно, так как на территории округа, кроме земель населенных пунктов, находятся земли лесного фонда, распоряжение которыми относится к компетенции Оротуканского лесничества.
Кроме того, согласно Правилам благоустройства и содержания территорий поселений муниципального образования Ягоднинский городской округ, утвержденным решением Собрания представителей Ягоднинского городского округа 28 ноября 2016 года № 157 на территории Ягоднинского городского округа осуществляются мероприятия по защите, сохранению, воспроизводству лесных участков в границах населенных пунктов, в связи с чем, создание лесничеств является нецелесообразным.
УЖКХ администрации Ягоднинского городского округа также не согласилось с решением суда, подало апелляционную жалобу, в которой ставит вопрос о его отмене и принятии по делу нового решения.
Указывает, что согласно Положению об УЖКХ администрации Ягоднинского городского округа процедуры, связанные с лесоустройством, применяются в случае, если такие процедуры и порядок их проведения установлены нормативным правовым актом Магаданской области или муниципальным правовым актом Собрания представителей Ягоднинского городского округа. В связи с отсутствием таких нормативных правовых актов, УЖКХ администрации Ягоднинского городского округа полномочиями по организации лесоустройства не обладает.
Ссылаясь на форму государственного реестра № 4-ГЛР, которая не была принята во внимание судом первой инстанции, утверждает, что поскольку границы городских лесов не определены, то организовать работу по лесоустройству на землях населенных пунктов, расположенных на территории Ягоднинского городского округа, не представляется возможным.
В письменных возражениях на апелляционные жалобы прокурор полагает решение суда законным, обоснованным и не подлежащим отмене по доводам апелляционных жалоб.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Магаданского областного суда от 11 ноября 2020 года на основании части 3 статьи 33.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации осуществлен переход к рассмотрению настоящего дела по правилам административного судопроизводства. Процессуальное положение истца изменено на административного истца, ответчиков - на административных ответчиков, третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика – на заинтересованное лицо.
В представленных в суд апелляционной инстанции дополнительных письменных пояснениях, поименованных как уточнение исковых требований, и.о.прокурора Ягоднинского района пояснила, что КУМИ администрации Ягоднинского городского округа необходимо осуществить постановку на кадастровый учет земельных участков, покрытых лесом, в границах лишь населенных пунктов Ягоднинского городского округа.
Административные ответчики, заинтересованное лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание суда апелляционной инстанции представителей не направили, сведений о причинах неявки не представили. Администрация Ягоднинского городского округа и КУМИ администрации Ягоднинского городского округа просили о рассмотрении дела в отсутствие их представителй. На основании части 1 статьи 307, части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Магаданского областного суда считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения прокурора, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений, судебная коллегия по административным делам Магаданского областного суда приходит к следующему.
В силу положений частей 1.2 статьи 39, части 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан и иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
К основным принципам охраны окружающей среды, установленным статьей 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон об охране окружающей среды) отнесены соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
Отношения, возникающие в области охраны и рационального использования природных ресурсов, их сохранения и восстановления, регулируются, в том числе, лесным законодательством (часть 5 статьи 2 Закона об охране окружающей среды).
Согласно статье 5 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.
В соответствии со статьей 6 ЛК РФ леса располагаются на землях сельскохозяйственного назначения и иных землях, установленных в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях, не относящихся к землям лесного фонда, определяются статьями 120-123 данного Кодекса.
Из положений части 1 статьи 116, части 1 статьи 122 ЛК РФ следует, что на землях населенных пунктов могут располагаться леса. Указанные леса являются городскими лесами и в силу пункта 5 части 2 статьи 111 ЛК РФ относятся к категории защитных лесов. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных на землях населенных пунктов, осуществляются в соответствии с данным Кодексом и другими федеральными законами (часть 2 статьи 122 ЛК РФ).
В силу требований частей 1, 2 статьи 67 ЛК РФ на землях населенных пунктов, на которых расположены леса, должно проводиться лесоустройство. Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Лесоустройство включает в себя: 1) проектирование лесничеств; 2) проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; 3) закрепление на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, лесных участков и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов; 4) таксацию лесов; 5) проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов (часть 1 статьи 68 ЛК РФ).
При этом в силу требований части 1 статьи 23 ЛК РФ лесничества и участковые лесничества, которые могут создаваться в составе лесничеств, признаются основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов. Лесничества создаются, в том числе, на землях населенных пунктов, на которых расположены леса (пункт 3 части 2 статьи 23 ЛК РФ).
Согласно статье 70 ЛК РФ выполнение работ, оказание услуг по лесоустройству осуществляются в соответствии с гражданским законодательством, если иное не установлено данным Кодексом. Органы государственной власти или органы местного самоуправления осуществляют закупки работ, услуг по лесоустройству в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Действующая в настоящее время Лесоустроительная инструкция утверждена приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29 марта 2018 года № 122 (далее - Лесоустроительная инструкция).
Согласно пункту 2 Лесоустроительной инструкции данным нормативно-правовым актом устанавливаются правила проведения лесоустройства в границах лесных участков, содержащие требования к составу, методам, способам и точности проведения лесоустройства на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
В пункте 3 Лесоустроительной инструкции установлено, что лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков (местоположение границ может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов); таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
Выполнение указанных мероприятий обеспечивается органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 ЛК РФ и статьей 10 Федерального закона от 4 декабря 2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» (пункт 5 Лесоустроительной инструкции).
В соответствии с частью 1 статьи 84 ЛК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся: 1) владение, пользование, распоряжение такими лесными участками; 2) установление ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади такого лесного участка в целях его аренды; 3) установление ставок платы за единицу объема древесины; 4) разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов; 5) осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков; 6) организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах; 7) учет древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд в лесах, расположенных на лесных участках, находящихся в муниципальной собственности; 8) представление информации в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней.
В соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация благоустройства и озеленения территорий поселений, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, расположенных в границах городского округа, отнесена к вопросам местного значения городского округа.
Согласно пункту 24 части 1 статьи 4 Устава муниципального образования «Ягоднинский городской округ», утвержденного решением Собрания представителей Ягоднинского городского округа от 3 декабря 2015 года № 52, к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, организация использования, охраны, защиты воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах Ягоднинского городского округа.
Таким образом, в силу приведенных положений полномочиями по инициированию проведения работ по лесоустройству в отношении лесов, расположенных на землях населенных пунктов муниципального образования «Ягоднинский городской округ», является орган местного самоуправления городского округа.
Доводы апелляционной жалобы УЖКХ администрации Ягоднинского городского округа об обратном на нормах материального права не основаны и не могут быть признаны состоятельными.
Из материалов дела следует, что в 2005 году на основании положений Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» в соответствии с постановлениями главы Ягоднинского района от 8 февраля 2005 года № 42 (в редакции от 26 мая 2005 года № 262), от 21 февраля 2005 года № 73, от 20 октября 2005 года № 476 произведена передача земель лесного фонда (Оротуканского лесхоза) в состав земель поселений Ягоднинского района в границах существующих населенных пунктов: п. Ягодное – 336,00 га, п. Сенокосный – 53,00 га, п. Оротукан – 1348,00 га, п. Бурхала – 68,00 га, п. Дебин – 220,00 га, п. Спорное – 312,00 га, п. Синегорье – 4888,00 га, п. Штурмовой – 2,00 га (т. 1 л.д. 198-202).
Фактическая передача земель лесного фонда в состав земель населенных пунктов осуществлена на основании актов комиссии по выбору земельного участка под земли поселений, актов натурных технических обследований земельных участков лесного фонда, акта на передачу участков лесного фонда с указанием площадей передаваемых лесных участков, их местоположения. На основании заключений Оротуканского лесхоза участки лесного фонда, расположенные в границах поселений, переданы в ведение муниципального образования «Ягоднинский городской округ».
Общая площадь указанных земель составила 7 227 га и отражена в пункте 1.4.2 Лесного плана Магаданской области, утвержденного указом губернатора Магаданской области от 1 февраля 2019 года № 27-у (таблица 3 – Распределение площади лесов на землях населенных пунктов).
Эта же площадь указана в форме государственного лесного реестра № 3-ГЛР «Состав земель лесного фонда и земель иных категорий, на которых расположены леса», согласно которой из 7 227 га лесов, расположенных на землях населенных пунктов Ягоднинского городского округа по состоянию на 1 января 2020 года, 3 126 га составляют защитные леса, 4 101 га – эксплуатационные леса (т. 1 л.д. 16, 118). При этом из пояснений в судебном заседании суда апелляционной инстанции участвующего в деле прокурора следует, что указанные сведения внесены в форму № 3-ГЛР на основании данных лесоустройства, проведенного в отношении Оротуканского лесхоза, то есть до передачи указанных земель в состав земель населенных пунктов.
Помимо этого, как установлено судом первой инстанции и подтверждается информацией, изложенной в форме № 3- ГЛР, на территории земель населенных пунктов Ягоднинского городского округа имеются лесные земли, 3 829 га из которых непосредственно заняты лесными насаждениями (покрыты лесной растительностью) (т. 1 л.д. 16, 118).
В силу требований пункта 5 части 2 статьи 111, части 1 статьи 116 ЛК РФ леса, расположенные на землях населенных пунктов, являются городскими лесами и относятся к категории защитных лесов.
Таким образом, материалами дела подтвержден и ответчиками не оспорен факт нахождения на землях населенных пунктов Ягоднинского городского округа Магаданской области городских лесов.
При этом, как следует из представления прокуратуры Ягоднинского района от 13 ноября 2017 года и ответов администрации Ягоднинского городского округа от 22 декабря 2017 года и 17 февраля 2020 года (т. 1 л.д. 7-9, 10-12, 14-15), лесничества на землях населенных пунктов Ягоднинского городского округа не созданы, в Генеральном плане и Правилах землепользования и застройки Ягоднинского городского округа не отражены границы городских лесов, межевой план отсутствует, границы земельных (лесных) участков городских лесов не определены.
То есть лесоустройство в отношении указанных городских лесов не проведено. Органы местного самоуправления не располагают в отношении лесов, расположенных на территории населенных пунктов Ягоднинского городского округа, сведениями о координатах характерных точек границ земельных (лесных) участков городских лесов, которые могут быть определены только при проведении лесоустроительных работ.
При таком положении, учитывая, что в соответствии с пунктом 2.2.4 Положения об УЖКХ администрации Ягоднинского городского округа (утв. решением Собрания представителей Ягоднинского округа от 28 февраля 2017 года № 178, далее – Положение об УЖКХ администрации Ягоднинского городского округа), к функциям данного управления отнесены организация благоустройства и озеленения территории муниципального образования, использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального образования, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований прокурора и возложения на данного ответчика обязанности в срок до 1 июля 2021 года организовать проведение лесоустройства в порядке, установленном пунктом 5 Лесоустроительной инструкции, на землях населенных пунктов Ягоднинского городского округа.
Доводы апелляционной жалобы УЖКХ администрации Ягоднинского городского округа об отсутствии полномочий по организации лесоустройства ввиду неопределенности границ городских лесов, несостоятельны, поскольку материалами дела подтверждено и сторонами не оспаривается нахождение в собственности муниципального образования «Ягоднинский городской округ» земельных участков, покрытых лесом (городских лесов). Именно в целях определения местоположения и границ городских лесов на территории городского округа прокурором заявлены требования о проведении лесоустройства и постановке земельных участков, на которых расположены городские леса, на государственный кадастровый учет.
Кроме того, следует отметить, что в пункте 2.2.41 Положения об УЖКХ администрации Ягоднинского городского округа прямо предусмотрено, что к функциям данного управления относится, в том числе, реализация процедуры лесоустройства (т. 2 л.д. 158). Отсутствие нормативного правового акта Магаданской области или муниципального правового акта Собрания представителей Ягоднинского городского округа, определяющих порядок проведения лесоустройства, вопреки доводам апелляционной жалобы не является основанием для освобождения органа местного самоуправления от обязанности по организации проведения лесоустройства.
Доводы апелляционной жалобы о необоснованном возложении на УЖКХ администрации Ягоднинского городского округа обязанности по проектированию лесничеств и определению их границ неубедительны, поскольку решением суда такие требования не рассматривались, на ответчика возложена обязанность лишь организовать проведение лесоустройства (часть 2 статьи 70 ЛК РФ).
Удовлетворяя исковые требования о возложении на этого же ответчика обязанности организовать разработку и утверждение лесохозяйственного регламента в отношении городских лесов, суд руководствовался положениями статей 19, 84, 87 ЛК РФ об обязанности органов местного самоуправления осуществлять мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с указанным выводом суда первой инстанции, основанным на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.
В силу требований части 1 статьи 19 ЛК РФ мероприятия по сохранению лесов, в том числе работы по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81- 84 данного Кодекса, и лицами, которые используют леса и (или) на которых Кодексом возложена обязанность по выполнению таких работ.
В соответствии с пунктом 4 части 1, частью 1.1 статьи 84 ЛК РФ к полномочиям органов местного самоуправления относится разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
При этом лесным участком признается земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства (статья 7 ЛК РФ); лесничеством признается основная территориальная единица управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, которое создается, в том числе, на землях населенных пунктов, на которых расположены леса (часть 1, пункт 3 части 2 статьи 23 ЛК РФ).
Учитывая приведенные законоположения, судебная коллегия признает несостоятельным довод апелляционной жалобы КУМИ администрации Ягоднинского городского округа о том, что лесохозяйственные регламенты могут разрабатываться только в отношении лесничеств и лесопарков, а не в отношении городских лесов.
Согласно положениям частей 1 и 3 статьи 87 ЛК РФ лесохозяйственный регламент является нормативным правовым актом, определяющим основные положения по использованию, охране, защите, воспроизводству лесов, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса. Лесохозяйственные регламенты лесничеств, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, утверждаются органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктами 3, 4, 10 и 11 Состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 27 февраля 2017 года № 72, лесохозяйственный регламент составляется на срок до десяти лет.
В лесохозяйственном регламенте в отношении лесов, расположенных в границах лесничеств, устанавливаются: 1) виды разрешенного использования лесов, определяемые в соответствии со статьей 25 ЛК РФ; 2) возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов и другие параметры их разрешенного использования; 3) ограничение использования лесов в соответствии со статьей 27 ЛК РФ; 4) требования к охране, защите, воспроизводству лесов.
Разработка лесохозяйственных регламентов обеспечивается органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 ЛК РФ.
Основой для разработки лесохозяйственного регламента являются сведения, содержащиеся в государственном лесном реестре, материалы лесоустройства лесничества, материалы специальных изысканий и исследований, документы территориального планирования.
Судом первой инстанции установлено, что в силу пункта 7.13.2 Правил благоустройства и содержания территории поселений муниципального образования «Ягоднинский городской округ», принятых решением Собрания представителей Ягоднинского городского округа от 28 ноября 2016 года № 157, мероприятия по охране, защите, воспроизводству муниципальных лесов осуществляются собственниками лесных участков, на которых они расположены, или лицами, использующими такие участки, в соответствии со статьей 19 Лесного кодекса Российской Федерации в пределах полномочий органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктами 2.2.4, 2.2.5 Положения об УЖКХ администрации Ягоднинского городского округа к функциям данного управления относится организация благоустройства и озеленения территории муниципального образования, использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального образования; организация мероприятий по охране окружающей среды в границах Ягоднинского городского округа.
Проверкой прокуратуры Ягоднинского района установлено, что на территории Ягоднинского городского округа Магаданской области по состоянию на 1 января 2020 года имеются земли населенных пунктов, на которых расположены леса. Однако лесничества на этих территориях не созданы, лесохозяйственный регламент лесничеств, расположенных на землях населенных пунктов (городских лесов), не разработан.
Выявленные нарушения ответчиками не оспорены. В ответах на представление и запросы прокуратуры администрация Ягоднинского городского округа ссылалась лишь на невозможность их устранения ввиду отсутствия бюджетных средств для осуществления мероприятий по организации лесничеств, кадастровому учету земельных участков, на которых расположены леса поселений, и разработке лесохозяйственных регламентов (т.1 л.д. 10-12, 14-15, 160). Вместе с тем данное обстоятельство не освобождает орган местного самоуправления от исполнения установленной законом обязанности по обеспечению разработки лесохозяйственного регламента.
При таком положении суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований прокурора в данной части, возложив соответствующую обязанность на УЖКХ администрации Ягоднинского городского округа.
Правильным судебная коллегия находит и вывод суда о наличии оснований для возложения на орган местного самоуправления обязанности по кадастровому учету земельных участков, покрытых городскими лесами.
В силу статьи 92 Лесного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федеральный закон № 218-ФЗ).
Согласно пункту 4 части 11 статьи 41 Федерального закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на образуемый объект недвижимости осуществляются на основании проектной документации лесных участков, если образование земельных участков осуществлено в соответствии с требованиями Лесного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с Положением о КУМИ администрации Ягоднинского городского округа данный комитет является юридическим лицом, осуществляющим от имени муниципального образования «Ягоднинский городской округ» управление и распоряжение муниципальным имуществом муниципального образования «Ягоднинский городской округ» в порядке, установленном действующим законодательством РФ, кроме случаев, когда осуществление указанных полномочий отнесено в соответствии с законодательством к компетенции других юридических лиц (пункт 2.2); управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности муниципального образования «Ягоднинский муниципальный округ», а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в пределах своей компетенции (пункт 2.5); обеспечение в установленном порядке регистрации права собственности муниципального образования «Ягоднинский городской округ» (пункт 2.6); обеспечение функционирования системы учета муниципального имущества (пункт 2.8).
Также КУМИ администрации Ягоднинского городского округа представляет интересы муниципального образования «Ягоднинский городской округ» при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 3.16); осуществляет распоряжение земельными участками, находящимися в собственности муниципального образования «Ягоднинский городской округ», а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, предоставление земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, собственность, безвозмездное пользование в соответствии с федеральным, областным законодательством и нормативными правовыми актами муниципального образования «Ягоднинский городской округ» (пункт 3.17); осуществляет в установленном порядке перевод земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования «Ягоднинский городской округ», из одной категории в другую (пункт 3.19).
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, на территории Ягоднинского городского округа Магаданской области по состоянию на 1 января 2020 года имеются земли населенных пунктов, на которых расположены леса, в том числе 3 829 га непосредственно занятые лесными насаждениями (форма № 3-ГЛР, т. 1 л.д. 108), которые до настоящего времени не поставлены на кадастровый учет. По сведениям КУМИ администрации Ягоднинского городского округа в муниципальной собственности Ягоднинского городского округа имеется лишь 120 га земель населенных пунктов, лесных участков в собственности нет (т. 1 л.д. 115, 161).
При таком положении, разрешая требования о возложении на КУМИ администрации Ягоднинского городского округа обязанности по постановке указанных земельных участков на кадастровый учет, суд пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для их удовлетворения.
В апелляционной жалобе КУМИ администрации Ягоднинского района ссылается на то, что от Оротуканского лесхоза администрации Ягоднинского городского округа лесные участки не передавались, границы, вид и категории лесов, их назначение не определены, что препятствует их дальнейшей постановке на учет, так как государственному кадастровому учету подлежит конкретный объект с четкими определенными границами.
Данный довод не может быть принят во внимание судебной коллегией, поскольку при передаче земель из категории земель лесного фонда в земли поселений в актах натурного технического обследования участка лесного фонда указаны, в том числе, передаваемые лесные участки, участки покрытые лесной растительностью и участки, непокрытые лесной растительностью. Однако, как установлено судом и нашло подтверждение в ходе судебного разбирательства, кадастровый учет в отношении указанных земельных участков не проводился.
Невыполнение обязанностей, возложенных на орган местного самоуправления Законом об охране окружающей среды, Лесным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом № 131, нарушает интересы Российской Федерации, создает реальную угрозу потери леса, как места отдыха и естественной защиты от загрязнения окружающей среды, приводит к невозможности осуществления надлежащего государственного и муниципального контроля, обеспечения рационального использования лесов, может повлечь уменьшение площади городских лесов вследствие незаконной рубки, застройки, что свидетельствует о нарушении прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что согласно Правилам благоустройства мероприятия по охране, защите, воспроизводству муниципальных лесов осуществляются, не может быть принята во внимание, поскольку оформление права собственности Ягоднинского городского округа на лесные участки, находящиеся в границах городского округа, необходимо в целях реализации муниципальным образованием «Ягоднинский городской округ» прав собственника в отношении данных территорий, в том числе по охране, защите, воспроизводству лесов.
Таким образом, судебная коллегия полагает, что по вышеуказанным доводам апелляционных жалоб решение суда отмене или изменению не подлежит, так как выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, установленным на основании исследованных доказательств при правильном применении норм материального права и с соблюдением норм процессуального права.
Вместе с тем судебная коллегия полагает заслуживающим внимания довод апелляционной жалобы КУМИ администрации Ягоднинского городского округа в части необоснованного возложения на данный орган обязанности по постановке на кадастровый учет земельных участков, покрытых лесом, расположенных в границах Ягоднинского городского округа, поскольку на территории округа помимо земель населенных пунктов имеются земли лесного фонда.
К компетенции КУМИ администрации Ягоднинского городского округа относится управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности муниципального образования «Ягоднинский городской округ» (пункт 2.5 Положения о Комитете). В 2005 году в собственность муниципального образования были переданы земли лесного фонда под земли населенных пунктов. Соответственно, полномочия КУМИ администрации Ягоднинского городского округа распространяются на указанные земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов Ягоднинского городского округа.
Из содержания искового заявления прокурора, пояснений участников процесса в ходе судебных заседаний суда первой и апелляционной инстанций, информации, предоставленной сторонами по запросу суда, ссылок представителей процессуального истца и ответчиков на нормы материального права, обязывающие организовать проведение лесоустройства, разработку и утверждение лесохозяйственного регламента, постановку на кадастровый учет именно в отношении земельных участков, расположенных на территории населенных пунктов, следует, что фактически предметом спора являются земельные участки, покрытые лесом, расположенные в границах населенных пунктов Ягоднинского городского округа.
Суд первой инстанции мотивировал свое решение указанием на необходимость постановки на кадастровый учет земельных участков населенных пунктов, однако в резолютивной части указал на обязанность КУМИ администрации Ягоднинского городского округа поставить на кадастровый учет земельные участки, покрытые лесом, расположенные в границах всего округа.
В ходе производства по делу в суде апелляционной инстанции и.о.прокурора Ягоднинского района представил дополнительные письменные пояснения, в которых указал, что КУМИ администрации Ягоднинского городского округа обязано осуществить постановку на кадастровый учет земельных участков, покрытых лесом, в границах лишь населенных пунктов Ягоднинского городского округа.
Участвующие в судебном заседании представители процессуального истца полагали возможным принять письменные пояснения прокурора и внести уточнения в резолютивную часть решения суда.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает необходимым внести изменения в резолютивную часть решения, указав во втором абзаце о возложении на КУМИ администрации Ягоднинского городского округа обязанности осуществить постановку на кадастровый учет земельных участков, покрытых лесом, расположенных в границах населенных пунктов Ягоднинского городского округа. В остальной части решение суда подлежит оставлению без изменения.
Иные доводы апелляционных жалоб правового значения для дела не имеют и не влияют на законность принятого судом решения, не опровергают выводов суда и не содержат указаний на новые, имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 309, статьей 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Магаданского областного суда
о п р е д е л и л а:
решение Ягоднинского районного суда Магаданской области от 31 июля 2020 года изменить, изложив второй абзац резолютивной части решения суда в следующей редакции:
«Возложить на комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Ягоднинского городского округа обязанность в срок до 1 июля 2021 года осуществить постановку на кадастровый учет земельных участков, покрытых лесом, расположенных в границах населенных пунктов Ягоднинского городского округа Магаданской области».
В остальной части решение Ягоднинского районного суда Магаданской области от 31 июля 2020 года оставить без изменения, апелляционные жалобы комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Ягоднинского городского округа, управления жилищного коммунального хозяйства администрации Ягоднинского городского округа – без удовлетворения.
Апелляционное определение по административному делу вступает в законную силу со дня его вынесения и в течение шести месяцев может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через суд, принявший решение.
Председательствующий
Судьи