Судья Губина Е.Л. Дело № 2-5522/2020
ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 04 марта 2021 года № 33-1097/2021
г. Вологда
Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Образцова О.В.,
судей Белозеровой Л.В., Холминовой В.Н.,
при секретаре Топорковой И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Бабаевского муниципального района Вологодской области на решение Вологодского городского суда Вологодской области от 12.11.2020 по иску администрации Бабаевского муниципального района Вологодской области к ФИО1 о взыскании неосновательного обогащения.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Белозеровой Л.В., судебная коллегия
установила:
администрация Бабаевского муниципального района Вологодской области обратилась в суд с иском к ФИО1 о взыскании неосновательного обогащения.
В обоснование исковых требований, с учетом их уточнения, указано, что ФИО1 в период с 16.09.2013 по 26.09.2017 замещал муниципальную должность Главы Бабаевского муниципального района. За период с 01.01.2016 по 26.09.2017 ФИО1 начислено денежное содержание на общую сумму 4 563 948 рублей 36 копеек (с учетом районного коэффициента в размере 15 % на все составляющие денежного содержания), в том числе за период с 01.01.2016 по 31.12.2016 в сумме 1 735 249 рублей 00 копеек, в период с 01.01.2017 по 26.09.2017 в сумме 2 828 699 рублей 36 копеек, в том числе единовременное вознаграждение в связи с окончанием срока исполнения полномочий в размере годового денежного содержания в сумме 1 464 676 рублей 80 копеек. Фактически за период с 01.01.2016 по 29.09.2017 ФИО1 выплачено денежное содержание на общую сумму 3 971 675 рублей 36 копеек, в том числе за период с 01.01.2016 по 31.12.2016 в сумме 1 510 187 рублей 00 копеек, период с 01.01.2017 по 29.09.2017 в сумме 2 461 488 рублей 36 копеек, в том числе единовременное вознаграждение в связи с окончанием срока исполнения полномочий в размере годового денежного содержания в сумме 1 274 268 рублей 80 копеек. В связи с неправомерным увеличением должностного оклада за период с 01.01.2016 по 26.09.2017 ФИО1 неправомерно выплачены отпускные, единовременные выплаты, при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и компенсация за неиспользованные дни отпуска на общую сумму 75 620 рублей 04 копейки. В связи с неправомерным увеличением надбавки за напряженность в работе ответчику за период с 01.01.2016 по 26.09.2017 выплачена ежемесячная надбавка к должностному окладу за напряженность на общую сумму 232 358 рублей 37 копеек. Неправомерно выплачено 124 867 рублей 58 копеек, в том числе отпускные в сумме 18 498 рублей, единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска в сумме 106 189 рублей 07 копеек, за период работы с 16.09.2017 по 15.09.2018, в котором ответчик не исполнял полномочия Главы Бабаевского муниципального района. В отсутствие распорядительных документов неправомерно выплачены премии на общую сумму 21 650 рублей 45 копейки за период с 01.01.2016 по 29.09.2017. Неправомерно выплачено единовременное вознаграждение при окончании срока исполнения полномочий Главы Бабаевского муниципального района (свыше 4 месячных содержаний) на сумму 905 261 рубль 80 копеек. ФИО1, будучи Главой Бабаевского муниципального района и высшим должностным лицом муниципального образования, в должностные обязанности которого входит утверждение и составление бюджета муниципального района, осуществление контроля за его исполнением, не мог не знать его размер и составляющие части. Кроме того, он возглавлял представительный орган, и не мог не знать законодательство, регулирующее оплату высшего должностного лица и порядок принятия данных нормативных правовых актов. Первый заместитель Главы администрации района, начальник финансового управления, первый заместитель Главы администрации района, которым издавались распоряжения об увеличении размера должностного оклада, ежемесячных и иных дополнительных выплат, также не наделены полномочиями по установлению их Главе Бабаевского муниципального района. Таким образом, бюджету Бабаевского муниципального района причинен ущерб на сумму 1 364 001 рубль 09 копеек. Администрацией Бабаевского муниципального района в адрес ФИО1 была направлена претензия с требованием возвратить в добровольном порядке сумму неосновательного обогащения. Претензия получена ответчиком по месту работы 04.03.2020, однако, денежные средства до настоящего времени не возвращены.
С учетом уточнения исковых требований от 22.10.2020, просили взыскать с ответчика в пользу истца сумму неосновательного обогащения в размере 1 359 758 рублей 24 копейки.
Решением Вологодского городского суда Вологодской области от 12.11.2020 администрации Бабаевского муниципального района Вологодской области в удовлетворении исковых требований к ФИО1 о взыскании неосновательного обогащения отказано.
В апелляционной жалобе администрация Бабаевского муниципального района просит решение суда отменить, принять новое решение по делу, которым взыскать с ФИО1 в пользу администрации Бабаевского муниципального района сумму неосновательного обогащения в размере 1 359 758 рублей 24 копейки. Считает, что судом первой инстанции не правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Полагает, что судом допущены нарушения процессуального и материального права. Указывает, что в данном случае между администрацией и ответчиком не возникло трудовых отношений, в связи с чем судом первой инстанции неправомерно были применены положения Трудового кодекса Российской Федерации. По мнению заявителя, судом необоснованно не принят во внимание довод истца о том, что ему стало известно о нарушении со дня внесения представления прокуратуры Бабаевского муниципального района.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, приходит к следующему.
Согласно пункту 5.1 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В уставах муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации также могут устанавливаться дополнительные социальные и иные гарантии в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно) депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления. Такие гарантии, предусматривающие расходование средств местных бюджетов, устанавливаются только в отношении лиц, осуществлявших полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе и в этот период достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность, и не применяются в случае прекращения полномочий указанных лиц по основаниям, предусмотренным абзацем седьмым части 16 статьи 35, пунктами 2.1, 3, 6 - 9 части 6, частью 6.1 статьи 36, частью 7.1, пунктами 5 - 8 части 10, частью 10.1 статьи 40, частями 1 и 2 статьи 73 настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 35 Устава Бабаевского муниципального района Главе района гарантировано денежное вознаграждение, определяемое в соответствии с действующим законодательством.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального района, утверждение и исполнение бюджета муниципального района, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального района.
Оплата труда Главы Бабаевского муниципального района в спорный период времени осуществлялась в соответствии с Положением о статусе должностных лиц местного самоуправления Бабаевского муниципального района, утвержденным решением Представительного Собрания Бабаевского муниципального района от 23.04.2010 №175, а также Положением о денежном содержании выборного должностного лица местного самоуправления Бабаевского муниципального района, утвержденным решением Представительного Собрания Бабаевского муниципального района от 20.02.2009 № 593.
В соответствии с пунктом 3.3 раздела 3 «Положения о статусе должностных лиц местного самоуправления Бабаевского муниципального района», утвержденного решением Представительного Собрания Бабаевского муниципального района от 23.04.2010 № 175 (далее - Положение о статусе должностных лиц Бабаевского района от 23.04.2010 №175), оплата труда должностных лиц, замещающих муниципальные должности Бабаевского муниципального района, производиться в виде выплаты денежного содержания, состоящего из должностного оклада, ежемесячных и иных дополнительных выплат (надбавка за выслугу лет, надбавка за напряженность, надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, ежемесячное денежное поощрение, премия за выполнение особо важных и сложных заданий, материальная помощь, единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, иные выплаты в соответствии с действующим законодательством). Размер должностного оклада, ежемесячных и иных дополнительных выплат устанавливается:
-Главе Бабаевского муниципального района в соответствии с Положением о денежном содержании выборного должностного лица местного самоуправления Бабаевского муниципального района, утвержденным решением Представительного Собрания Бабаевского муниципального района.
В соответствии с требованиями пункта 3.3 раздела 3 Положения о статусе должностных лиц Бабаевского района от 23.04.2010 № 175 решением Представительного Собрания Бабаевского муниципального района от 20.02.2009 № 593 утверждено «Положение о денежном содержании выборного должностного лица местного самоуправления Бабаевского муниципального района» (далее Положение о денежном содержании выборного должностного лица местного самоуправления Бабаевского муниципального района от 20.02.2009 №593).
В соответствии с Положением о денежном содержании выборного должностного лица местного самоуправления Бабаевского муниципального района от 20.02.2009 №593 должностной оклад выборного должностного лица установлен в размере 13 267 рублей (пункт 2.1 Положения), дополнительные выплаты, входящие в состав денежного содержания выборного должностного лица установлены в следующих размерах (пункт 2.2 Положения):
-ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет при стаже свыше 15 лет- 30 процентов должностного оклада;
-ежемесячная надбавка к должностному окладу за напряженность в размере 100 процентов должностного оклада;
-ежемесячное денежное поощрение в размере 415 % должностного оклада (согласно подпункту 4 пункта 5.1 раздела 5 Положения о денежном содержании выборного должностного лица местного самоуправления Бабаевского муниципального района от 20.02.2009 №593 для выплаты ежемесячного денежного поощрения предусмотрены средства (в расчете на год) в размере до 50 должностных окладов, что составляет 415 % должностного оклада в месяц).
Как установлено судом и следует из материалов дела, в период с 16.09.2013 по 26.09.2017 ФИО1 замещал муниципальную должность Главы Бабаевского муниципального района Вологодской области.
Прокуратурой Бабаевского муниципального района с привлечением Контрольно-ревизионной комиссии (контрольно-счетного органа) Бабаевского муниципального района проведена проверка законности нормативного правового регулирования вопросов оплаты труда должностных лиц органов местного самоуправления района, законности начисления и выплаты денежных средств Главе Бабаевского муниципального района ФИО1 в 2016-2017 годах.
В ходе проверки установлено, что ФИО1 неправомерно: за период с 01.01.2016 по 26.09.2017 выплачены отпускные, единовременные выплаты, при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и компенсация за неиспользованные дни отпуска на общую сумму 75 799 рублей 79 копеек; за период с 01.01.2016 по 26.09.2017 начислена ежемесячная надбавка к должностному окладу за напряженность на общую сумму 232 358 рублей 28 копеек; выплачено 124 687 рублей 58 копеек, в том числе отпускные в сумме 18 498 рублей 51 копейка, единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска в сумме 106 189 рублей 07 копеек; выплачены премии на общую сумму 25 893 рубля 54 копейки; выплачено единовременное вознаграждение при окончании срока исполнения полномочий Главы Бабаевского муниципального района на сумму 905 261 рубль 80 копеек.
31.01.2020 года прокуратурой Бабаевского района вынесено представление об устранении нарушений закона, причин и условий им способствующих.
Ссылаясь на причинение ответчиком указанными действиями бюджету Бабаевского муниципального района ущерба на сумму 1 364 001 рубль 09 копеек, администрация Бабаевского района Вологодской области обратилась в суд с настоящим иском.
Разрешая спор и отказывая администрации Бабаевского муниципального района Вологодской области в удовлетворении исковых требований к ФИО1 о взыскании неосновательного обогащения, суд первой инстанции с учетом заявления ФИО1 о применении последствий пропуска срока исковой давности, руководствуясь статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации пришел к выводу о пропуске администрацией Бабаевского муниципального района Вологодской области срока на обращение с данными требованиями в суд, отсутствием ходатайства заявителя о его восстановлении.
Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции о возможности применения к спорным правоотношениям положений Трудового кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с данной статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Глава муниципального образования в пределах полномочий, установленных частью 2 названной статьи, обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (пункт 5 части 4 этой же статьи).
Должность Главы Бабаевского муниципального района, в соответствии с Положением о статусе должностных лиц Бабаевского района от 23.04.2010 №175, относится к должностным лицам местного самоуправления, замещающим муниципальные должности Бабаевского муниципального района.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении № 7-П от 02.04.2002 указал, что характер и содержание деятельности выборных должностных лиц местного самоуправления определяется взятыми ими непосредственно перед населением конкретного муниципального образования публично-правовыми обязательствами по решению вопросов обеспечения его жизнедеятельности, надлежащее исполнение которых является императивом демократического правового государства в сфере организации муниципальной публичной власти.
Следовательно, выборные должностные лица местного самоуправления имеют публично-правовой статус, природа которого обусловлена осуществлением народом своей власти через органы местного самоуправления и который обеспечивает лицу, наделенному этим статусом, участие в управлении делами местного самоуправления посредством замещения соответствующей должности, в связи с чем полномочия выборного должностного лица местного самоуправления исполняются им не в рамках рабочего времени, положения о котором содержатся в главах 15 и 16 Трудового кодекса Российской Федерации, а непрерывно.
В постановлении № 15-П от 27.06.2013 Конституционный Суд Российской Федерации указал, что нормы Трудового кодекса Российской Федерации направлены на регулирование трудовых отношений и не распространяются на выборных должностных лиц местного самоуправления, имеющих особый публично-правовой статус, т.е., согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на должностных лиц местного самоуправления, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава или на сходе граждан, осуществляющем полномочия представительного органа муниципального образования, и наделенных собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Таким образом, судебная коллегии приходит к выводу о том, что деятельность главы муниципального образования, как выборного должностного лица местного самоуправления, регламентируется Федеральным законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а не трудовым законодательством, в связи с чем, общие положения Трудового кодекса Российской Федерации о сроках обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора к возникшим правоотношениям, не подлежат применению.
Поскольку правовое регулирование спорных отношений находится за рамками служебного спора, настоящий спор не является служебным (трудовым), в связи, с чем к спорным правоотношениям подлежит применению общий срок исковой давности, установленный статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, который составляет три года.
Из материалов дела следует, что необоснованное увеличение денежного содержания ответчика произошло в результате издания начальником финансового управления, первым заместителем Главы администрации района распоряжения от 16.09.2013 №... «О заработной плате Главы района» и изданием первым заместителем Главы администрации района распоряжения от 03.02.2014 №... «Об установлении надбавки за напряженность в работе ФИО1».
Учитывая, что увеличение денежного содержания Главы Бабаевского муниципального района произошло в результате нарушения пункта 3.3 раздела 3 «Положения о статусе должностных лиц местного самоуправления Бабаевского муниципального района», соответственно руководству Администрации Бабаевского муниципального района должно было стать известно о неправильном начислении денежного содержания с момента издания выше указанных распоряжений.
С иском в суд администрация Бабаевского муниципального района обратилась 24.04.2020, то есть по истечении срока исковой давности, что является основанием для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения, в частности: заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (подпункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которое лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.
По смыслу положений подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Закон устанавливает исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.
Денежное вознаграждение, получаемое Главой муниципального района за осуществление своих полномочий, позволяет обеспечить надлежащий уровень жизни и необходимый достаток, в связи с чем по своей правовой природе относится к средствам существования гражданина. Выплата денежного вознаграждения и иных выплат Главе муниципального района производится администрацией района, соответственно она несет ответственность за обоснованность выплат.
Вместе с тем, истцом не представлено доказательств, что начисление и выплата ответчику заявленной ко взысканию денежной суммы произошли вследствие недобросовестных действий самого ответчика, а также по причине счетной ошибки, допущенной истцом.
Таким образом, отсутствуют основания для признания действий по начислению ответчику выплат по спорному периоду «счетной ошибкой» и для признания действий ответчика по получению спорных денежных средств недобросовестными, в связи с чем отсутствуют законные основания для удовлетворения заявленных требований с учетом положений статей 1102, пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В качестве подтверждения недобросовестности ответчика, истец ссылается на то, что ФИО1, будучи Главой Бабаевского муниципального района и высшим должностным лицом муниципального образования, в должностные обязанности которого входит утверждение и составление бюджета муниципального района, осуществление контроля за его исполнением, не мог не знать его размер и составляющие части, кроме того возглавляя представительный орган, он не мог не знать законодательство, регулирующего оплату высшего должностного лица и порядок принятия данных нормативно-правовых актов.
Судебная коллегия полагает, что данные доводы не могут служить достаточными доказательствами недобросовестности ответчика, поскольку начисление и выплата денежного содержания и иных выплат производилась истцу администрацией района, которая в соответствии со статьей 36 Устава наделена полномочиями по исполнение бюджета района, представлению отчета об исполнении бюджета района, составлению отчета об исполнении консолидированного бюджета района, то есть именно она несет ответственность за правомерность расходования бюджетных средств.
Принимая во внимание отсутствие оснований для удовлетворения заявленных требований, судебная коллегия полагает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, не смотря на тот факт, что при разрешении спора суд первой инстанции руководствовался нормами трудового законодательства, не подлежащими применению.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда, по настоящему делу судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Вологодского городского суда Вологодской области от 12.11.2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Бабаевского муниципального района Вологодской области – без удовлетворения.
Председательствующий: О.В. Образцов
Судьи: Л.В. Белозерова
В.Н. Холминова