Судья Трубецкая Г.В. Дело №33-2603/2021
(дело №2-957/2021)
(УИД 37RS0005-01-2021-001185-90)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
11 октября 2021 года г.Иваново
Судебная коллегия по гражданским делам Ивановского областного суда в составе:
председательствующего Петуховой М.Ю.,
судей Акуловой Н.А., Воркуевой О.В.
при секретаре Матвеевой О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Воркуевой О.В.
дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Ивановского районного суда Ивановской области от 13 июля 2021 года по делу по иску ФИО1 к Управлению Росреестра по Ивановской области, ФГБУ «ФКП Росреестра», МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях, Комитету Ивановской области по лесному хозяйству о внесении изменений в Единый государственный реестр недвижимости, заключении договора купли-продажи земельного участка, исключении земельного участка из Государственного лесного реестра,
У С Т А Н О В И Л А:
ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением.
Исковые требования мотивированы тем, что ФИО1 имеет в собственности жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №. Данный жилой дом расположен на земельном участке с кадастровым номером: № по адресу: <адрес>, находящемся в собственности Российской Федерации. Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости указанный земельный участок относится к землям лесного фонда и имеет разрешенное использование «для ведения личного подсобного хозяйства». Фактически на земельном участке с кадастровым номером № и смежным с ним расположены жилые дома дачного некоммерческого товарищества «Лесное». В соответствии с Постановлениями Президиума областного исполнительного комитета Ивановской промышленной области от 8 февраля 1934 года и № 1950 от 26 апреля 1036 года, часть лесов Гослесфонда, а именно ФИО2 дача Тейковского леспромхоза в составе 1-32 кварталов общей площадью 4,003 Га была передана дому отдыха «Ломы». На указанных землях были построены объекты инфраструктуры дома отдыха, в том числе, дома для проживания отдыхающих. На основании Распоряжения Главы администрации Ивановской области от 29 ноября 1999 года №608-р Управлению административными зданиями было разрешено реализовать дачные домики (бывшие дачи облисполкома) по договорным ценам третьим лицам. Первичное право на жилой <адрес> было зарегистрировано 23 июня 2000 года, ФИО1 приобрел жилой дом по договору купли-продажи от 25 мая 2013 года.
Земельный участок с кадастровым номером № площадью 0,1234 га, на котором расположен принадлежащий истцу дом, образован из земельного участка с кадастровым номером №. В 2015 году земельный участок с кадастровым номером № был размежеван за счет средств истца и иных собственников жилых домов ДНТ «Ломы». Образованные в результате межевания земельные участки поставлены на кадастровый учет, на них зарегистрировано право собственности Российской Федерации.
При разделе земельного участка с кадастровым номером № и образовании земельного участка с кадастровым номером № вид разрешенного использования вновь образованного участка был указан в Едином государственном реестре недвижимости «для ведения лесного хозяйства». Истец полагает, что законных оснований для указания такого вида разрешенного использования не имелось, поскольку на момент постановки вновь образованного участка на кадастровый учет на нем находился жилой дом, право собственности на который зарегистрировано за истцом в установленном законом порядке.
В июне 2015 года спорный земельный участок был обследован комиссией с участием истца и представителей ОГКУ «Ивановское лесничество», в результате обследования был составлен Акт № от ДД.ММ.ГГГГ, которым установлено, что на спорном земельном участке не имеется земель, покрытых лесом, вся площадь земельного участка состоит из нелесных земель. Приказом № 147 от 29 сентября 2015 года Комитет Ивановской области по лесному хозяйству утвердил акт выбора и план (чертеж) участка лесного фонда, испрашиваемого под перевод в земли населенных пунктов. Несмотря на указанные обстоятельства, свидетельствующие о том, что спорный земельный участок на протяжении длительного периода времени не относится к лесам, а фактически относится к жилой застройке, в Едином государственном реестре недвижимости изменения в части разрешенного использования земельного участка внесены не были.
С целью устранения противоречий между разрешенным и фактическим использованием земельного участка, 8 октября 2020 года истец обратился в ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ивановской области с заявлением о внесении в Единый государственный реестр недвижимости изменений в части отнесения земельного участка с кадастровым номером 37:05:031089:10 к категории «земли сельскохозяйственного назначения» и смене вида разрешенного использования земельного участка на «Для ведения личного подсобного хозяйства» или на «Для индивидуального жилищного строительства».
Письмом от 28 октября 2020 года Управление Росреестра по Ивановской области в порядке межведомственного информационного воздействия сообщило об отказе во внесении изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости в части категории и вида разрешенного использования спорного земельного участка и предложило истцу на основании норм Федерального закона от 29 июля 2017 года №280-ФЗ обратиться к собственнику земельного участка с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
16 октября 2020 года истец также подал заявление в Управление Росреестра по Ивановской области об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № с «для ведения лесного хозяйства» на «ведение личного подсобного хозяйства». Уведомлением от 26 октября 2020 года Управление проинформировало ФИО1 об отказе во внесении изменений в Единый государственный реестр недвижимости, указав, что смена вида разрешённого использования земельного участка невозможна без изменения ее категории, кроме того, земельный участок расположен вне границ населенного пункта и, следовательно, не может быть отнесен к категории «земли населенного пункта», а смена категории на «земли сельскохозяйственного назначения» не позволит установить для спорного земельного участка такие виды разрешенного использования как «для ведения личного подсобного хозяйства», и «для индивидуального жилищного строительства».
3 ноября 2020 года истец обратился к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка с кадастровым номером №. Однако, данное заявление было отклонено агентством МТУ Росимущством в связи с тем, что процедура предварительного согласования предоставления земельного участка относится только к земельным участкам, которые предстоит образовать или границы которых подлежат уточнению, спорный же земельный участок уже образован и поставлен на кадастровый учет. Также было указано о невозможности предоставления в собственность земельного участка лесного фонда, поскольку такие земли ограничены в обороте, рекомендовано обратиться с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду.
21 декабря 2020 года истец обратился в Комитет Ивановской области по лесному хозяйству с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером №, в чем ему было отказано на ссылкой на то, что лесные участки могут быть предоставлены в аренду лишь для целей использования лесов либо для осуществления рекреационной деятельности.
В соответствии с положениями Федерального закона от 29 июля 2017 года №280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определённой категории», ст.14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», положениями Федерального закона №201-ФЗ «О введении в действие Лесного Кодекса РФ», ст.39.20 Земельного кодекса РФ истец полагает, что имеет право как собственник жилого дома, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 37:05:031089:10, на приобретение данного земельного участка в собственность без проведения торгов. Однако воспользоваться этим правом не может в связи с неверным указанием в Едином государственном реестре недвижимости сведений о категории и виде разрешенного использования земельного участка.
На основании изложенного истец просит суд обязать Управление Росреестра по Ивановской области внести изменения в Единый государственный реестр недвижимости, указав в сведениях о земельном участке с кадастровым номером № категорию земель как «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства»; обязать МТУ Росимуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях предоставить в собственность ФИО1 земельный участок с кадастровым номером № без проведения торгов, заключить с ФИО1 договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером № без проведения торгов; обязать Комитет Ивановской области по лесному хозяйству исключить из Государственного Лесного реестра земельный участок с кадастровым номером №.
Решением Ивановского районного суда Ивановской области от 13 июля 2021 года в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано в полном объеме.
С решением суда не согласился ФИО1, считает его незаконным и необоснованным, поскольку судом неправильно применены нормы материального права, неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме. В жалобе указывает, что суд не применил закон, подлежащий применению, а именно ч.1 ст.4.1 Федерального закона от 04 декабря 2006 года №201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», не учел положения ст.ст.39.3, 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, положения Федерального закона от 29 июля 2017 года №280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель», неверно применил положения ч.4 ст.14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»; не дал оценки доказательствам, подтверждающим, что истец является собственником жилого дома, расположенного на спорном земельном участке, там отсутствует лес, участок был предоставлен для дачного хозяйства, истец пытался оформить право на него в административном порядке; не учел, что никто из ответчиков не имеет правопритязаний на земельный участок.
От представителя МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях поддерживает позицию по гражданскому делу, изложенную в ходе рассмотрения дела, полагает заявленные в жалобе требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Представитель МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Управления Росреестра по Ивановской области указывает о том, что решение суда является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, поскольку судом первой инстанции нормы материального права применены верно, процессуальных нарушений не допущено, оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных нормами Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется. Представитель Управления Росреестра по Ивановской области просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 без удовлетворения.
От представителя ФГБУ «ФКП Росреестра» поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указывает о том, что филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ивановской области является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку в силу норм действующего законодательства не наделено полномочиями по внесению изменений в Единый государственный реестр недвижимости и не имеет материально-правового интереса к предмету спора. Оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта не имеется. Представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» просил рассмотреть дело по апелляционной жалобе без участия представителя данной организации.
Комитет Ивановской области по лесному хозяйству направил ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы ФИО1 без участия представителя Комитета.
В соответствии с ч. 3 ст. 167 и ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие истца ФИО1, представителей ответчиков МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях, Комитета Ивановской области по лесному хозяйству, ФГБУ «ФКП Росреестра», представителей третьих лиц Департамента лесного хозяйства по Центральному федеральному округу, Федерального агентства лесного хозяйства, Администрации Ивановского муниципального района, извещенных о времени и месте слушания дела в порядке норм главы 10 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст.165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Выслушав представителя истца ФИО3, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика Управления Росреестра по Ивановской области ФИО4, поддержавшую доводы возражений на апелляционную жалобу, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п.п.1, 5 ст.214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.
Согласно п.1 ст.17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В соответствии с ч.1 ст.8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно ч.1 ст.6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях сельскохозяйственного назначения и иных землях, установленных в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст.91 Лесного кодекса Российской Федерации государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах.
Внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение осуществляются на основании документов, перечень, формы и порядок подготовки которых устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч.2.1 ст.91 Лесного кодекса Российской Федерации).
В силу ст.92 Лесного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации».
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, постановлением Президиума областного исполнительного комитета Ивановской Промышленной палаты № 1950 от 26 апреля 1936 года переданы в леса санитарно- гигиенического (паркового) значения дома отдыха «ЛОМЫ» Ивановского района из лесов гослесфонда Ломовскую дачу Тейковского леспромхоза в составе 1-32 кварталов, общей площадью 4,003 га и из лесов местного значения /дополнительно к ранее выделенным/ южную часть по с. Апаницыно площадью 43 га и участок Бутово с площадью 164,8 га всего 207,8 га Задниковской части Лежневского райлесхоза. Охрана кварталов 9, 21 и 22 Ломовской дачи, общей площадью 511 га, и выделенных постановлением президиума Облисполкома от 8 февраля 1934 года, участков из лесов местного значения и ведение в них паркового хозяйства возлагается на дом отдыха «ЛОМЫ».
Распоряжением главы администрации Ивановской области от 29 ноября 1999 года № 608-р, № 6081-р с целью сокращения затрат на содержание дачного хозяйства в м.Ломы разрешено управлению административными зданиями реализовать по договорным ценам дачные домики (бывшие дачи облисполкома) и хозяйственные постройки (столовая, в том числе столовая пристройка, баня-сауна, бильярдная, гараж).
16 ноября 2000 года Управление административными зданиями администрации Ивановской области обратилось к главному инженеру Ивановского земельно-устроительного предприятия с просьбой изготовить кадастровый план земельного участка, занимаемого дачным хозяйством администрации в д.Ломы (т.2 л.д.161).
Согласно землеустроительного дела в 2000 году ГУП «Ивановское землеустроительное проектно-изыскательское предприятие» проведены работы по межеванию земельного участка для установления границ земельного участка с кадастровым номером № дачного хозяйства администрации Ивановской области в д.Ломы Ивановского района, по результатам которых 18 декабря 2000 года председателем Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Ивановского района утвержден акт установления и согласования границ земельного участка, площадь участка составила 7,7166 га (т.2 л.д.157-164).
В 2008 году составлено дополнение к материалам по межеванию границ земельного участка с кадастровым номером № (дачное некоммерческое товарищество «Ломы»), согласно которым общая площадь земельного участка составила 77166 кв.м, из которых 75500 кв.м – земли ОГУ «Пригородный лесхоз», 1666 кв.м – земли Коляновского сельского поселения (т.2 л.д.165-181).
Согласно кадастровой выписке о земельном участке с кадастровым номером № кадастровый номер внесен в государственный кадастр недвижимости 1 декабря 2005 года, площадь земельного участка составляет 75500 кв.м, земельный участок весь находится на землях лесного фонда.
25 мая 2013 года между ФИО8 и ФИО1 заключен договор купли-продажи жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Сторонами договора 25 мая 2013 года подписан передаточный акт. 13 июня 2013 года договор купли-продажи жилого дома прошел государственную регистрацию.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 13 июня 2013 года ФИО1 является собственником жилого дома, площадью 33,9 кв.м, инвентарный №, расположенного по адресу: <адрес>.
Как усматривается из выписки из Единого государственного реестра недвижимости жилой дом с кадастровым номером № поставлен на кадастровый учет 9 декабря 2011 года, ранее присвоенный условный №, год завершения строительства объекта 1930, расположен по адресу: <адрес>. Собственником объекта недвижимости с 13 июня 2013 года является ФИО1
Согласно заключению кадастрового инженера ООО «Первая координата» ФИО9 по сведениям Единого государственного реестра недвижимости не указан земельный участок, в пределах которого расположено здание с кадастровым номером №. Технический паспорт домовладения содержит информацию, что данное домовладение расположено между домовладениями № и № и имеет максимальную ширину 10,66 м. Землеустроительное дело «Дополнение к материалам по межеванию границ земельного участка №, расположенного по адресу: <адрес>», подготовленное ОАО «Ивановское землеустроительное предприятие» от 4 июня 2008 года, содержит информацию по межеванию границ частей земельного участка, занятых объектами недвижимости ДНТ «Ломы». Среди указанной информации присутствуют сведения о части земельного участка, занятой объектом недвижимости /009(ж). Размеры данной части соответствуют размерам, указанным в техническом паспорте. По информации о координатах углов поворота границы части земельного участка, занятой объектом недвижимости, указанный объект располагается на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>. При изучении сведений Единого государственного реестра недвижимости установлено, что смежным с земельным участком с кадастровым номером № является земельный участок с кадастровым номером №, на котором расположен объект капитального строительства с кадастровым номером №, имеющий адресную часть: <адрес>. Таким образом, есть основания полагать, что в сведениях Единого государственного реестра недвижимости в отношении объекта капитального строительства с кадастровым номером № должны содержаться сведения о земельном участке с кадастровым номером №.
Из свидетельства о государственной регистрации права от 15 октября 2015 года следует, что собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1234 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, является Российская Федерация, право собственности зарегистрировано на основании ст.8 Лесного кодекса Российской Федерации от 4 декабря 2006 года №200-ФЗ.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером № поставлен на кадастровый учет 10 августа 2015 года, имеет площадь 1234+/-25 кв.м, расположен по адресу: <адрес>, образован из земельного участка с кадастровым номером № (с сохранением его в измененных границах), категория земель «земли лесного фонда», с видом разрешенного использования «для ведения лесного хозяйства». Право собственности с 15 октября 2015 года зарегистрировано за Российской Федерацией.
Из выписки Единого государственного реестра недвижимости усматривается, что земельный участок с кадастровым номером № поставлен на кадастровый учет 1 декабря 2005 года, имеет площадь 7215+/-1486 кв.м, расположен по адресу: <адрес>, категория земельного участка «земли лесного фонда», вид разрешенного использования «для ведения лесного хозяйства», право собственности на который 6 декабря 2013 года зарегистрировано за Российской Федерацией (т.2 л.д.102-104).
26 июня 2015 года по заявлению ФИО1 председателем Комитета Ивановской области по лесному хозяйству утвержден акт выбора участка лесного фонда № для перевода участка лесного фонда площадью 0,1123 га в земли категории «земли населенных пунктов».
Приказом Комитета Ивановской области по лесному хозяйству от 29 июня 2015 года № утвержден акт выбора участка лесного фонда от 26 июня 2015 года № и план (чертеж) земельного участка, испрашиваемого под перевод в земли населенных пунктов, расположенного в квартале №л выделе 33 Кохомского участкового лесничества, ОГКУ «Ивановское лесничество», площадью 0, 1123 га.
Согласно выписке из Генерального плана Коляновского сельского поселения Ивановского муниципального района, утвержденного Советом Ивановского муниципального района Ивановской области от 22 августа 2018 года № (актуальная редакция), земельный участок с кадастровым номером № расположен за границей населенного пункта, в функциональной зоне ПТЗ-1 «зона природных территорий».
Как верно учтено судом при принятии обжалуемого решения перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности (пп.4 п.1 ст.8 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 года №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Согласно пп.2 п.1 ст.11 Федерального закона от 21 декабря 2004 года №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий разрешается в случае установления или изменения границы населенного пункта.
Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения, генерального плана городского округа определен статьей 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, которая предусматривает обязательное согласование проекта генерального плана в соответствии со ст. 25 настоящего кодекса.
Из п.1 ст.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом, в частности, в случае, если предусматривается включение в соответствии с указанным проектом в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда.
В силу Постановления Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года №736 указанным уполномоченным органом являлось Федеральное агентство лесного хозяйства.
Распоряжением Правительства Ивановской области от 21 апреля 2011 года №110-рп было отказано во включении земельного участка с кадастровым номером № в границу населенного пункта д.Ломы Коляновского сельского поселения Ивановского муниципального района.
Информационным письмом от 9 сентября 2016 года Комитет Ивановской области по лесному хозяйству согласовал включение в границы населенного пункта д.Ломы Ивановского муниципального района земельных участков, расположенных на землях ОГКУ «Ивановское лесничество», Кохомского участкового лесничества, квартал №л, выдел 33, в том числе и земельного участка с кадастровым номером 37:05:031089:10, однако изменения в генеральный план Коляновского сельского поселения Ивановского муниципального района внесены не были, поскольку Федеральное агентство лесного хозяйства, к полномочиям которого относится распоряжение от имени Российской Федерации участками лесного фонда, не согласовал данные изменения. Указанные обстоятельства подтверждаются также письмом Рослесхоза от 29 июня 2017 года.
То есть, внесение изменений в Генеральный план Коляновского сельского поселения Ивановского муниципального района, предусматривающих включение земель лесного фонда, в том числе спорного участка, в границы какого-либо населенного пункта в установленном порядке согласовано не было.
Разрешая спор, суд, исследовав и оценив представленные по делу доказательства, руководствуясь положениями норм действующего законодательства, ссылка на которые приведена в решении, пришел к верному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований ввиду отсутствия оснований для возложения обязанностей на ответчиков внести изменения в Единый государственный реестр недвижимости об изменении категории спорного земельного участка и вида его разрешенного использования, а также исключения из Государственного лесного реестра сведений о земельном участке с кадастровым номером № и заключения в отношении него договора купли-продажи. Доказательств соблюдения процедуры перевода земель лесного фонда в земли населенных пунктов в материалы дела не представлено. Спорный земельный участок относится к землям лесного фонда и является собственностью Российской Федерации.
Основания, по которым суд пришел к такому выводу, подробно приведены в мотивировочной части решения суда.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что дважды предпринимались попытки включить спорный земельный участок в границы населенного пункта, что не было учтено судом, состоятельной признана быть не может, так как указанное обстоятельство не имеет юридического значения для разрешения настоящего дела, из материалов дела следует, что в установленном законом порядке спорный земельный участок в границы какого-либо населенного пункта до настоящего времени не включен, в связи с чем оснований для отнесения его к заявленном истцом категории «земли населенных пунктов» не имеется, что верно было учтено судом при вынесении решения.
Доводы жалобы о том, что суд не дал оценки многочисленным доказательствам, подтверждающим, что истец является собственником жилого дома, расположенного на спорном земельном участке, что на участке отсутствует лес, что он был предоставлен для дачного хозяйства, не свидетельствуют о наличии оснований для отмены обжалуемого решения суда. Вопреки доводам жалобы суд ссылается в своем решении на данные доказательства. Вместе с тем, учитывая, что спорный земельный участок не входит в границы населенного пункта, они не свидетельствуют о наличии оснований для удовлетворения иска.
Указание в апелляционной жалобе на то, что суд неверно применил положения части 4 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», не применил закон, подлежащий применению, а именно часть 1 статьи 4.7 Федерльного закона от 04 декабря 2006 года №201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», не учел положения ст.ст.39.3, 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закон от 29 июля 2017 года №280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель», судебная коллегия находит необоснованным.
В соответствии с частью 5 статьи 60.2 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», частью 5 статьи 8 Федерального закона от 29 июля 2017 года №280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» в случае, если в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости земельный участок предназначен для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства, строительства и (или) эксплуатации жилого дома, но относится к категории земель лесного фонда и это было выявлено органом регистрации прав при осуществлении регистрации прав на такой земельный участок, обнаружении реестровой ошибки, в том числе выявленной по заявлению правообладателя такого земельного участка, орган регистрации прав вносит в сведения Единого государственного реестра недвижимости изменения в части отнесения такого земельного участка к категории земель сельскохозяйственного назначения либо к категории земель населенных пунктов (в случае, если такой земельный участок расположен в границах населенного пункта) в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».
Как следует из материалов дела, границы населенного пункта с.Ломы установлены. Земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: Ивановская область, Ивановский район, северо-западнее д.Ломы, расположен вне границ населенного пункта.
Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (в редакции Федерального закона от 29 июля 2017 года №280-ФЗ) земельный участок подлежит отнесению к землям населенных пунктов, если он находится в границах населенного пункта, или к категории земель сельскохозяйственного назначения в иных случаях, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, а также сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими и (или) правоудостоверяющими документами на земельные участки земельный участок относится к категории земель лесного фонда, но до 8 августа 2008 года: 1) предоставлен для ведения огородничества, садоводства или дачного хозяйства гражданину, садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан, иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение, либо образован из указанного земельного участка; 2) предоставлен для строительства и (или) эксплуатации жилого дома либо образован из указанного земельного участка; 3) предоставлен для личного подсобного хозяйства либо образован из указанного земельного участка.
Поскольку, как установлено судом, спорный земельный участок относится к категории земель лесного фонда с разрешенным использованием – для ведения лесного хозяйства, не был предоставлен для ведения огородничества, садоводства или дачного хозяйства гражданину, садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан, иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение, либо образован из указанного земельного участка либо для строительства и (или) эксплуатации жилого дома либо образован из указанного земельного участка, а также для личного подсобного хозяйства либо образован из указанного земельного участка, положения вышеуказанной нормы материального права в данном случае не подлежат применению.
Как следует из материалов дела, спорный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет, вопрос о согласовании или отказе в согласовании схемы земельного участка не относится к предмету настоящего спора, ввиду чего положения части 1 статьи 4.7 Федерального закона от 04 декабря 2006 года №201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» не подлежат применению при рассмотрении настоящего дела.
В силу пункта 1 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случая, предусмотренного подпункта 6 пункта 2 данной статьи. Без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 названного Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории (пункт 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и упомянутым Кодексом.
Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством, земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (пункт 2 статьи 27).
На основании подпункта 2 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда.
В соответствии со статьей 71 Лесного кодекса Российской Федерации в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам, в аренду, безвозмездное срочное пользование – гражданам (часть 1).
Таким образом, федеральным законодательством не предусмотрена возможность нахождения в собственности граждан земельных участков из состава земель лесного фонда.
То есть, отсутствие в решении суда ссылки на положения ст.ст.39.3, 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации не привело к неправильному разрешению спора.
Из материалов дела следует, что спорный земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1234 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, на котором расположен жилой дом истца, является собственностью Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 15 октября 2015 года, выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 21 апреля 2021 года. Данный земельный участок образован из земельного участка с кадастровым номером №, категория земель – земли лесного фонда, который также является собственностью Российской Федерации, что подтверждается также свидетельством о государственной регистрации права от 6 декабря 2013 года, выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 21 апреля 2021 года. Ввиду наличия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о Российской Федерации, как о собственнике спорного земельного участка, указание в жалобе на отсутствие правопритязаний со стороны ответчиков не свидетельствует о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований и не может повлечь отмену обжалуемого решения.
Относительно доводов жалобы о том, что истец утрачивает возможность оформить свои права на спорный земельный участок, так как все способы защиты им исчерпаны, а также что Российская Федерация как собственник земельного участка свои правомочия в отношении него не осуществляет и не планирует осуществлять, судебная коллегия полагает необходимым отметить следующее.
Судебные инстанции не могут подменить собой деятельность органов власти, на которые возложена функция по разрешению вопросов о реализации гражданами различных прав, а судебное решение не должно подменять собой установленную законодательством процедуру и вмешиваться в деятельность этих органов при отсутствии нарушений с его стороны, что соответствует принципу разделения полномочий исполнительной и судебной власти, установленной статьей 10 Конституции Российской Федерации.
Кроме того, необходимо отметить, что в силу абз.7 ст.3 Федерального закона от 29 июля 2017 года №280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» у истца не утрачена возможность изменения сведений о категории и виде разрешенного использования земельного участка, путем включения земельных участков лесного фонда в границы населенного пункта, в связи с внесением изменений в генеральный план соответствующего поселения.
Все представленные сторонами доказательства оценены судом первой инстанции по правилам ст.ст.12, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, результаты оценки доказательств отражены в решении, мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими, изложены в решении суда.
Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, дал им надлежащую оценку и принял верное решение.
Нарушений норм материального и процессуального законодательства, являющихся основанием для отмены или изменения решения суда на основании ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ивановского районного суда Ивановской области от 13 июля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: