Судья – Метелкин Е.В. Дело № 33а-18594/2022
Дело № 2а-592/2022
УИД № 23RS0050-01-2021-007536-51
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
9 июня 2022 года город Краснодар
Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Иваненко Е.С.,
судей Булата А.В., Кривцова А.С.,
по докладу судьи краевого суда Кривцова А.С.,
при секретаре Поцепуновой М.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Гинк и Громовик к администрации Новотаманского сельского поселения Темрюкского района, администрации муниципального образования Темрюкский район об оспаривании результатов публичных слушаний,
по апелляционной жалобе представителя административного ответчика администрации муниципального образования Темрюкский район по доверенности Куцепаловой Е.В. на решение Темрюкского районного суда Краснодарского края от 7 апреля 2022 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
административный истец Гинк Ф.Г. обратился в суд с административным иском к администрации Новотаманского сельского поселения Темрюкского района, в обоснование которого указал, что является собственником земельных участков, Согласно заключению почвоведа ООО «ЗикСад» Бондарь А.В. от 2021 года указанные земельные участки не пригодны для выращивания винограда и многолетних насаждений. 02.08.2021 администрацией муниципального образования Новотаманского сельского поселения Темрюкского района проведены общественные слушания, заключением о результатах публичных слушаний признано нецелесообразным изменение функциональной зоны названных земельных участков с «Зоны сельскохозяйственного назначения» на «Зону садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ». Однако при проведении публичных слушаний комиссией не учтены выше названные выводы эксперта, не приглашен эксперт, проводивший экспертизу, для проведения опроса и получения объяснений выводов проведенной экспертизы, административным ответчиком не представлена рецензия на проведенную экспертизу, не установил факт её недостоверности, чем, по мнению административного истца, было допущено нарушение его прав и законных интересов как собственника земельных участков.
Впоследствии в суд с аналогичным административным исковым заявлением обратился Медведюк Д.Ю., действующий в интересах Громовик Т.А., которая до октября 2021 года являлась собственником названных земельных участков и через своего представителя при проведении публичных слушаний обращалась с предложением об изменении функциональной зоны земельных участков.
Решением Темрюкского районного суда Краснодарского края от 07 апреля 2022 года административное исковое заявление Гинк Ф.Г. и Громовик Т.А. удовлетворено, признаны частично недействительными публичные слушания, проведенные 2 августа 2021 года администрацией муниципального образования Темрюкский район, и заключение о результатах публичных слушаний от 14 октября 2021 года в отношении принадлежащих Гинк Ф.Г. на праве собственности земельных участков на администрацию муниципального образования Темрюкский район Краснодарского края возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Гинк Ф.Г., с учетом экспертного заключения о почвенном покрове земельных участков , выполненного почвоведом ООО «ЗИГ Сад» Бондарь А.В.
Не согласившись с вынесенным решением, в апелляционной жалобе представитель администрации муниципального образования Темрюкский район по доверенности Куцепалова Е.В. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований административного истца отказать в полном объеме. Свои требования мотивирует тем, что процедура проведения публичных слушаний по проекту внесения изменений в генеральный план Новотаманского сельского поселения Темрюкского района Краснодарского края соблюдена, соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации. Указывает, что при проведении публичных слушаний экспертных заключений в отношении земельных участков представителем административного истца Громовик Т.А. по доверенности Медведюк Д.Ю. представлено не было. Ссылается, что изменение функциональной зоны рассматриваемых земельных участков с «зоны сельскохозяйственного назначения» на «зону садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ» противоречит действующему законодательству, так как земельные участки являются виноградопригодными, ранее на них произрастали многолетние насаждения (виноградники технических и столовых сортов). На сегодняшний день земельные участки имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте, дате и времени судебного заседания, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.
В своих ходатайствах представитель администрации муниципального образования Темрюкский район по доверенности Куцепалова Е.В. и исполняющий обязанности главы Новотаманского сельского поселения Темрюкского района Черников А.А. просили рассмотреть дело в отсутствие представителей администраций.
Иные лица, участвующие в деле, о причинах своей неявки суду не сообщили, заявлений, ходатайств о рассмотрении дела в их отсутствие или об отложении судебного разбирательства не поступило.
Согласно части 2 статьи 150, статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, неявка лица, участвующего в деле, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
При таких обстоятельствах, учитывая, что судом явка лиц, участвующих в деле, не признана обязательной, не препятствует рассмотрению дела, с учетом положений части 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Проверив материалы настоящего дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
В силу ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно пункту 20 части 1 статьи 14 Федерального закона Российской Федерации от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», части 1 статьи 8, части 1 статьи 24 и части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, утверждение правил землепользования и застройки, генерального плана относится к вопросам местного значения, по которым представительный орган местного самоуправления принимает муниципальные правовые акты.
Одним из принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории.
Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования, который, в частности, содержит карту планируемого размещения объектов местного значения поселения, карту функциональных зон поселения и утверждается на срок не менее чем 20 лет (часть 11 статьи 9, пункт 2 части 1 статьи 18, часть 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 ГрК РФ).
К документам территориального планирования муниципального образования относится генеральный план поселений (пункт 2 части 1 статьи 18 ГрК РФ).
Порядок подготовки и принятия генерального плана урегулирован положениями статей 24, 25 ГрК РФ.
Обязательным этапом подготовки и принятия генерального плана и правил землепользования и застройки являются публичные слушания, процедура организации и проведения которых осуществляется в соответствии со статьями 5.1 и 28 ГрК РФ.
Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования, который содержит, в том числе, карту планируемого размещения объектов местного значения поселения, карту функциональных зон поселения и; утверждается на срок не менее чем 20 лет (ч. 11 ст. 9, п. 2 ч. 1 ст. 18, ч. 3 ст. 23 ГрК РФ).
В соответствии с п. 2 ст. 5.1 ГрК РФ решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа.
Пунктами 3, 8, 10, 11, 12, 13, 15 ст. 24 ГрК РФ предусмотрено, что подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями ст. 9 ГрК РФ и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.
Проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со ст. 25 ГрК РФ обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Заинтересованные лица вправе представить свои предложения по проекту генерального плана.
При подготовке генерального плана в обязательном порядке проводятся общественные обсуждения или публичные слушания в соответствии со статьями 5.1 и 28 ГрК РФ.
Протокол общественных обсуждений или публичных слушаний, заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний являются обязательным приложением к проекту генерального плана, направляемому главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа соответственно в представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа.
Представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа с учетом протокола общественных обсуждений или публичных слушаний, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний принимают решение об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его соответственно главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа на доработку в соответствии с указанными протоколом и заключением.
Судом установлено, что постановлением администрации муниципального образования Темрюкский район от 04.06.2020 № 815 «О подготовке проекта по внесению изменений в генеральный план Новотаманского сельского поселения Темрюкского района Краснодарского края» инициирована процедура внесения изменений в генеральный план Новотаманского сельского поселения Темрюкского района, утвержденного решением Совета Новотаманского сельского поселения от 5 апреля 2013 года № 253. Названное постановление официально опубликовано (размещено) на официальном сайте муниципального образования Темрюкский район в информационном телекоммуникационной сети «Интернет» и печатном издании - газете «Тамань».
Постановлением администрации муниципального образования Темрюкский район от 5 июля 2021 года № 937 назначены публичные слушания по проекту внесения изменений в генеральный план Новотаманского сельского поселения Темрюкского района Краснодарского края, которое официально опубликовано в периодическом печатном издании газете Темрюкского района «Тамань» и официально опубликовано (размещено) на официальном сайте муниципального образования Темрюкский район в информационном телекоммуникационной сети «Интернет».
Судом установлено, что на день проведения публичных слушаний по проекту внесения изменений в генеральный план Новотаманского сельского поселения Темрюкского района Краснодарского края собственником земельных участков с кадастровыми номерами 23:30:0702000:584, 23:30:0702000:587, 23:30:0702000:591 являлась Громовик Т.А.
Впоследствии, 06.10.2021, 05.10.2021, 08.10.2021 соответственно, право собственности на указанные земельные участки передано Гинк Ф.Г., что подтверждается выписками из ЕГРН. Ограничений прав и обременений на указанные объекты недвижимости не зарегистрировано.
Согласно выписке из протокола публичных слушаний по проекту внесения изменений в генеральный план Новотаманского сельского поселения Темрюкского района Краснодарского края № 3 от 02.08.2021, 2 августа 2021 года в 12 часов 00 минут в актовом зале здания ОА «Агрофирма «Южная», расположенного по адресу: , проведены публичные слушания по проекту внесения изменений в генеральный план Новотаманского сельского поселения Темрюкского района Краснодарского края, инициатором публичных слушаний явилась администрация муниципального образования Темрюкский район.
В публичных слушаниях принимал участие представитель административного истца Громовик Т.А. по доверенности Медведюк Д.Ю., которым внесено предложение об установлении функциональной зоны «Зона садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ» в отношении земельных участков,
Данное предложение Медведюка Д.С. по проекту по внесению изменению в генеральный план Новотаманского сельского поселения Темрюкского района Краснодарского края, выдвинутое на публичных слушаниях, было принято и занесено в протокол публичных слушаний от 2 августа 2021 года № 3.
В указанном протоколе публичных слушаний также отражено, что председательствующим публичных слушаний - начальником управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Темрюкский район Усенко А.В. объявлено, что по итогам изучения, анализа и обобщения внесенных предложений и замечаний Комиссия по проведению публичных слушаний по проекту внесения изменений в генеральный план Новотаманского сельского поселения Темрюкского района Краснодарского края составит заключение о результатах публичных слушаний.
Согласно п.24 заключения о результатах публичных слушаний от 14.10.2021, по предложению Медведюк Д.Ю., представляющего на момент публичных слушаний интересы собственника земельных участков Громовик Т.А., комиссией по проведению публичных слушаний по проекту внесения изменений в генеральный план Новотаманского сельского поселения Темрюкского района Краснодарского края принято решение о нецелесообразности изменения функциональной зоны обозначенной территории с «Зоны сельскохозяйственного назначения» на «Зону садоводческих или некоммерческих товариществ» и противоречии предложения действующему законодательству. При этом, административный ответчик сослался на письмо министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края от 04.10.2021 № , согласно которому вышеуказанные земельные участки являются виноградопригодными, ранее на них произрастали многолетние насаждения (виноградники технических и столовых сортов), имеют в настоящее время приоритет в использовании, подлежат особой охране, учитывая, что для сельскохозяйственных земель установлен особый правовой режим, имеющий целью не только охрану и повышение плодородия почв, но и недопущения выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота либо возведения каких-либо строений в целях их использования в сельскохозяйственной деятельности.
Указанное заключение о результатах публичных слушаний по проекту по внесению изменений в генеральный план Новотаманского сельского поселения Темрюкского района Краснодарского края от 14 октября 2021 года официально опубликовано в периодическом печатном издании газете Темрюкского района «Тамань» и официально опубликовано (размещено) на официальном сайте муниципального образования Темрюкский район в информационном телекоммуникационной сети «Интернет».
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что на дату проведения публичных слушаний представитель административного истца обращался в администрацию муниципального образования Темрюкский район по вопросу изменения вида использования земельных участков с кадастровыми номерами с предоставлением экспертного заключения почвоведа ООО «ЗИГ Сад» Бондарь А.В.
Согласно указанному заключению, проведенный химический анализ образцов почв, полевое морфологическое обследование почвенных профилей показал, что территория выше названных земельных участков представлена черноземами южными карбонатными слабосолонцеватыми глубокосреднесолончаковатыми слабогумусными мощными легкоглинистыми на видоизмененных лессовидных глинах - га, которые согласно лимитирующим факторам не пригодны для выращивания винограда и многолетних насаждений.
Суд указал, что при проведении публичных слушаний не производилось аудио- и видеопротоколирование слушаний, а поданные представителем административного истца документы комиссией были утеряны.
Суд первой инстанции также пришел к выводу, что земельные участки, принадлежащие в настоящее время Гинк Ф.Г., не относятся к особо охраняемым земельным участкам, поскольку не внесены в реестр особо охраняемых земельных участков. Доказательств того, что земельные участки административного истца состоят в реестре виноградников, суду не представлено.
Судом сделан вывод, что земельные участки нецелесообразно использовать под виноградарство; оспариваемый акт в части вопроса об изменении функциональной зоны обозначенной территории с «Зоны сельскохозяйственного назначения» на «Зону садоводческих или некоммерческих товариществ» в отношении земельных участков хотя и принят с учетом предложений, поступивших в период подготовки и проведения публичных слушаний, но решение по указанному вопросу принято без учета заключения почвоведа ООО «ЗИГ Сад» Бондарь А.В., то есть не аргументировано в этой части, что не соответствует п.5 ч.22 ст.5.1 ГрК РФ.
Между тем судом первой инстанции не учтено, что административными истцами в соответствии с положениями ч.1 ст. 62 КАС РФ не представлено доказательств того, что в администрацию муниципального образования Темрюкский район или в комиссию по проведению публичных слушаний по проекту внесения изменений в генеральный план Новотаманского сельского поселения Темрюкского района Краснодарского края было представлено заключение почвоведа ООО «ЗИГ Сад» Бондарь А.В. по вопросу изменения вида использования земельных участков.
Кроме того, судом не учтено, что в соответствии с частью 1 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Частью 1 статьи 18 Закона Краснодарского края от 5 ноября 2002 г. № 532-КЗ «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае» особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья в составе земель сельскохозяйственного назначения, в том числе сельскохозяйственные угодья, занятые многолетними насаждениями (садами, чайными плантациями, виноградниками и другими многолетними насаждениями), а также которые использовались в целях возделывания виноградных насаждений не менее 5 лет в течение последних 50 лет, сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделений научных организаций и учебно-опытных подразделений образовательных организаций высшего образования, сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых превышает средний уровень кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий муниципального района (муниципального округа, городского округа) более чем на 5 процентов, подлежат включению в перечень земель, использование которых для других целей не допускается.
Из материалов дела следует, что администрацией муниципального образования Темрюкский район в целях подготовки заключения о результатах публичных слушаний по проекту по внесению изменений в генеральный план Новотаманского сельского поселения направлено письмо от 25 августа 2021 года № 07-10752/21-26 в министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края о представлении ведомственного мнения по вопросу отнесения, в том числе вышеуказанных земельных участков к функциональной зоне «Зона садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ» по поступившему на публичных слушаниях предложению Медведчук Д.С. по внесению изменению в генеральный план Новотаманского сельского поселения Темрюкского района Краснодарского края.
Согласно письму министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края от 4 октября 2021 года № 206-04-04-9536/21, изменение функциональной зоны вышеуказанных земельных участков с «зоны сельскохозяйственного назначения» на «зону садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ», противоречит действующему законодательству, а именно ч. 1 ст. 79 Земельного кодекса РФ, ч. 1 ст. 18 Закона Краснодарского края от 5 ноября 2002 г. № 532-КЗ «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае», поскольку вышеуказанные земельные участки являются виноградопригодными, ранее на них произрастали многолетние насаждения (виноградники технических и столовых сортов). На сегодняшний день земельные участки имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Для сельскохозяйственных земель установлен особый правовой режим, имеющий целью не только охрану и повышение плодородия почв, но и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота либо возведения каких-либо строений в целях их использования в сельскохозяйственной деятельности.
Кроме того, вопреки выводам суда, само по себе заключение почвоведа не свидетельствует о том, что земельные участки не могут быть использованы для выращивания иных сельскохозяйственных культур, в связи с чем имеется целесообразность изменения функциональной зоны.
Из представленных материалов дела усматривается, что процедура проведения публичных слушаний по проекту внесения изменений в генеральный план Новотаманского сельского поселения Темрюкского района Краснодарского края соблюдена, соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации. Доказательств обратного суду не предоставлено.
С учетом изложенного, оснований для признания незаконными публичных слушаний, проведенных 2 августа 2021 года, не имеется; нарушение прав и законных интересов административных истцов Гинк Ф.Г., Громовик Т.А. не усматривается.
При таких обстоятельствах, решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований Гинк Ф.Г. и Громовик Т.А.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
определила:
решение Темрюкского районного суда Краснодарского края от 07 апреля 2022 года отменить, принять по делу новое решение.
В удовлетворении заявленных административных исковых требований Гинк Феликса Григорьевича и Громовик Татьяны Андреевны отказать в полном объеме.
Председательствующий
Судьи