ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
по делу № 2а-10255/2019(33а-3810/2020)
2 марта 2020 года г. Уфа
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Сафина Ф.Ф.,
судей Субхангулова А.Н., Бураншина Т.А.,
при секретаре Рахимове Д.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к председателю Комитета Государственного Собрания по бюджетной, налоговой, инвестиционной политике и имущественным отношениям ФИО5, Государственному Собранию - Курултай Республики Башкортостан о признании незаконными действий председательствующего на публичных слушаниях,
по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 16 декабря 2019 года.
Заслушав доклад судьи Бураншина Т.А., выслушав участвующих лиц: представителей ответчика ФИО3, ФИО4 о законности судебного решения, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к председателю комитета Государственного Собрания по бюджетной, налоговой, инвестиционной политике и имущественным отношениям ФИО5, Государственному Собранию - Курултай Республики Башкортостан (далее Курултай РБ, Госсобрание РБ, ответчик), в котором просил признать незаконными действия председательствующего на публичных слушаниях по проекту Закона Республики Башкортостан «О бюджете Республики Башкортостан на 2020 и на плановый период 2021-2022 годов» ФИО5, выразившихся в нарушении порядка проведения публичных слушаний, установленного постановлением Курултая РБ от 06 июля 2017 года № ГС -2445, в не предоставлении участнику публичных слушаний ФИО1 возможности задать вопросы докладчикам и не предоставлении слова для выступления; возложить на ответчика обязанность устранения нарушения прав ФИО1 путем проведения повторных публичных слушаний по проекту Закона Республики Башкортостан «О бюджете Республики Башкортостан на 2020 и на плановый период 2021-2022 годов» с обеспечением для ФИО1 возможности задать вопросы докладчикам и предоставлением слова для выступления.
В обоснование заявленных требований указано следующее.
19 ноября 2019 года ФИО1 являлся участником публичных слушаний по проекту Закона Республики Башкортостан «О бюджете Республики Башкортостан на 2020 и на плановый период 2021-2022 годов», председательствующим на которых была ФИО5 - председатель комитета Госсобрания РБ. В соответствии с информационным сообщением о проведении публичных слушаний 07 ноября 2019 года ФИО1 позвонил по номеру, указанному в сообщении и сообщил о своем желании выступить на публичных слушаниях, указал ФИО, адрес проживания, тему выступления. 19 ноября 2019 года ФИО1 приехал по адресу: адрес, предъявил охране свой паспорт, прошел в холл. После чего еще раз предъявил свой паспорт сотруднику, который отвечает за регистрацию выступающих, который сообщил ФИО1, что он должен пройти на 2 этаж. Организаторы заверили его, что он будет приглашен в основной зал, как только дойдет до него очередь. В данном зале на первом ряду были места для выступающих, которые были оборудованы микрофонами. ФИО1 занял одно из мест для выступающих. Председательствующий на слушаниях ФИО5 сообщила регламент слушаний: сначала выступают докладчики, затем вопросы, затем записавшиеся для выступления граждане – всего 27 человек записались для выступления. По мнению административного истца ФИО1, данный регламент является нарушением порядка проведения публичных слушаний по проектам законов Республики Башкортостан о бюджете Республики Башкортостан за очередной финансовый год и плановый отчетный финансовый год. Нарушен п.5.5, который предусматривает право участников слушаний задать вопросы после каждого выступления, а не после всех выступлений докладчиков. ФИО5 нарушено право ФИО1 задать вопрос докладчику в соответствии с п.5.5 Постановления ГС-2445 после выступления докладчика путем поднятия руки. ФИО1 находился на втором этаже, а ответчик ФИО5 – на первом, и поднятие руки она бы не увидела. Кнопка микрофона не работала. После того, как ФИО5 было объявлено о 10 выступающих гражданах, ФИО1 пошел вниз, чтобы выступить тоже, но охрана не пускала ФИО1 в зал для выступлений. Таким образом, действия ФИО5, не предоставившей ФИО1 слово для выступления и не обеспечившей возможность задать вопросы докладчикам нарушают право ФИО1 на участие в публичных слушаниях и возможность высказать свое несогласие с представленным проектом бюджета. В обоснование своих действий ФИО5 поясняла, что из-за затянувшихся докладов чиновников, времени на вопросы и выступления всех желающих нет, однако данное основание для отказа, по мнению административного истца ФИО1, не предусмотрено Постановлением № ГС -2445. Три часа продолжались слушания, и на каждого докладчика было предусмотрено 4,5 мин. Однако ФИО5 не было обеспечено право на выступление, чем нарушено положение п.5.7 Постановления № ГС-2445. В связи с нарушением порядка публичных слушаний, общественное мнение по проекту закона не может быть выявлено и окончательный протокол не может быть подписан и предоставлен Главе РБ на подпись, поэтому ответчик – Курултай РБ должно провести повторные публичные слушания в порядке п.1.3 Постановления №ГС-2445 и обеспечить возможность ФИО1 задать вопросы и выступить. Пункт 1.3 Постановления №ГС-2445 предусматривает очное собрание граждан. В данном случае часть участников находились на 2 этаже, микрофоны не работали, на вопросы не отвечали, выступить не дали, около зала для выступлений поставили охрану, таким образом, очное собрание граждан ответчиком не было обеспечено. ФИО1 считает, что не допуск его до выступления на публичных слушаниях был осуществлен из-за его политических убеждений.
Решением Кировского районного суда г. Уфы РБ от 16 декабря 2019 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит об отмене вышеуказанного судебного акта, полагая его незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права, приводя доводы, аналогичные административному иску.
Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном статьями 150, 272 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей административного ответчика, судебная коллегия приходит к следующему.
В ст. 46 Конституции Российской Федерации закреплено право гражданина на обжалование в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.
Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 9, 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
По смыслу положений ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований ФИО1, суд первой инстанции исходил из того, что законных оснований для их удовлетворения не имеется. С данным выводом суда судебная коллегия соглашается, поскольку он подтверждается совокупностью доказательств по делу.
Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 26.13 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" формирование, утверждение, исполнение бюджета субъекта Российской Федерации и контроль за его исполнением осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно с соблюдением требований, установленных данным Федеральным законом и Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 6 статьи 26.13 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" проект бюджета субъекта Российской Федерации, закон о бюджете субъекта Российской Федерации, годовой отчет об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации, ежеквартальные сведения о ходе исполнения бюджета субъекта Российской Федерации подлежат официальному опубликованию. По проекту бюджета субъекта Российской Федерации и проекту годового отчета об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации проводятся публичные слушания.
В силу пункта 4 статьи 3 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции.
В соответствии с федеральными законами от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", от 21 июля 2014 года N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" и Законом Республики Башкортостан от 15 июля 2005 года N 205-з "О бюджетном процессе в адрес" постановлением Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 6 июля 2017 года № ГС-2445 утвержден Порядок проведения публичных слушаний и определения их результатов по проектам законов Республики Башкортостан о бюджете Республики Башкортостан на очередной финансовый год и плановый период и об исполнении бюджета Республики Башкортостан за отчетный финансовый год.
Настоящий Порядок устанавливает основные правила подготовки и проведения публичных слушаний по проекту закона Республики Башкортостан о бюджете Республики Башкортостан на очередной финансовый год и плановый период, проекту закона Республики Башкортостан об исполнении бюджета Республики Башкортостан за отчетный финансовый год (далее - публичные слушания по проекту закона).
Основными целями проведения публичных слушаний по проекту закона являются: 1) информирование граждан о содержании проекта закона, выносимого на публичные слушания; 2) выявление общественного мнения по проекту закона.
Публичные слушания по проекту закона проводит Курултай РБ в форме очного собрания граждан до дня его рассмотрения Государственным Собранием в первом чтении.
Решение о проведении публичных слушаний принимается постановлением Президиума Госсобрания РБ по предложению Комитета по бюджетной, налоговой, инвестиционной политике и территориальному развитию.
В соответствии с п. 5.1, 5.2, 5.3 Порядка проведения публичных слушаний Председательствующим на публичных слушаниях является Председатель Госсобрания РБ или иное должностное лицо, назначенное распоряжением Председателя Госсобрания РБ.
В начале публичных слушаний председательствующий информирует участников публичных слушаний о повестке дня, регламенте проведения публичных слушаний, количестве и составе лиц, принимающих участие в публичных слушаниях.
Председательствующий открывает и ведет публичные слушания, предоставляет слово для докладов, вопросов и выступлений, организует прения, информирует о поступивших в письменном виде замечаниях и предложениях к проекту закона, организует подведение итогов публичных слушаний, следит за порядком и регламентом проведения публичных слушаний.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, 19 ноября 2019 года в Госсобрании РБ прошли публичные слушания по проекту закона Республики Башкортостан «О бюджете Республики Башкортостан на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов».
В соответствии с пунктом 5.1 Порядка распоряжением Председателя Курултая РБ от 18 ноября 2019 года № 255/1-р председательствующим на публичных слушаниях был назначен председатель комитета Госсобрания РБ по бюджетной, налоговой, инвестиционной политике и имущественным отношениям ФИО5
ФИО1 являлся участником указанных публичных слушаний.
В начале публичных слушаний председательствующий ФИО5 проинформировала участников о регламенте проведения публичных слушаний, предложила провести публичные слушания без перерыва в течение 3-х часов. Также участникам публичных слушаний было предложено задавать вопросы докладчикам.
Данный регламент был принят участниками публичных слушаний большинством голосов.
Как правильно указал суд в своем решении, вопреки утверждению административного истца, регламент проведения публичных слушаний принят в полном соответствии с Порядком проведения публичных слушаний по проектам законов Республики Башкортостан о бюджете Республики Башкортостан на очередной финансовый год и плановый период и об исполнении бюджета Республики Башкортостан за отчетный финансовый год.
При этом, утверждение ФИО1 о том, что регламент был ограничен в 3 часа председательствующим ФИО5, суд правомерно отверг, поскольку каких-либо ограничений для определения такого регламента и такого порядка работы на публичных слушаниях Порядок проведения публичных слушаний, утвержденный постановлением Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 06 июля 2017 года № ГС-2445, не содержит.
Согласно пункту 2.6 Порядка проведения публичных слушаний по проекту закона могут направляться аргументированные замечания и предложения на электронную почту Госсобрания РБ, указанную в информационном сообщении о проведении публичных слушаний, не позднее чем за 3 календарных дня до даты проведения публичных слушаний с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, адреса места жительства или фактического проживания либо адреса нахождения организации, если гражданин является представителем организации или общественного объединения.
Согласно статьи 43 Закона Республики Башкортостан «О бюджетном процессе в Республике Башкортостан» информационное сообщение о проведении публичных слушаний размещается на официальном сайте Государственного Собрания в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и опубликовывается в средствах массовой информации не позднее чем за семь календарных дней до дня их проведения и содержит информацию: 1) о месте (местах) опубликования (размещения) текста проекта закона о бюджете Республики Башкортостан; 2) о дате, времени и месте проведения публичных слушаний; 3) о сроках, порядке подачи заявок на участие в публичных слушаниях и порядке предварительной регистрации участников публичных слушаний при проведении публичных слушаний; 4) о сроке направления замечаний и предложений по проекту закона о бюджете Республики Башкортостан, вынесенному на публичные слушания; 5) адрес электронной почты Государственного Собрания для направления вопросов и предложений по проекту закона о бюджете Республики Башкортостан и регистрации участников публичных слушаний.
До начала публичных слушаний проводится предварительная регистрация участников публичных слушаний.
Гражданин, желающий стать участником публичных слушаний, не позднее чем за три дня до их начала должен сообщить о своем решении по контактному телефону или адресу электронной почты, указанному в информационном сообщении о проведении публичных слушаний.
При регистрации гражданин должен сообщить свои фамилию, имя, отчество, адрес места жительства (пребывания) или адрес нахождения организации, если гражданин является представителем организации или общественного объединения, а также заявить о желании выступить на публичных слушаниях, сообщить тему выступления.
По результатам публичных слушаний составляется итоговое заключение (протокол), содержащее обобщенную информацию о ходе проведения публичных слушаний, в том числе о мнениях их участников, поступивших предложениях и заявлениях, об одобренных большинством участников слушаний рекомендациях к проекту закона о бюджете Республики Башкортостан.
Административным истцом ФИО1 право на участие в публичных слушаниях было реализовано путем предварительной регистрации участника публичных слушаний, личного присутствия на публичных слушаниях.
ФИО1 не был лишен права направить письменные замечания и предложения к рассматриваемому на публичных слушаниях проекту закона в адрес председателя комитета Курултая РБ по бюджетной, налоговой, инвестиционной политике и имущественным отношениям.
Участникам публичных слушаний были предоставлены места в залах и фойе Госсобрания РБ. При этом была обеспечена прямая трансляция публичных слушаний для всех участников во всех залах и фойе. Также в ходе публичных слушаний председательствующим на публичных слушаниях ФИО5 было предложено участникам, не успевшим задать вопросы, передать их в письменном виде в президиум или направить на адрес электронной почты в течение двух календарных дней.
После заслушивания докладов участники публичных слушаний не были лишены права задавать вопросы выступающим, в том числе путем поднятия руки.
Установленные судом обстоятельства и приведенные нормы закона свидетельствуют о том, что право ФИО1 на участие в публичных слушаниях нарушено не было.
Поскольку согласно части 8 статьи 431 Закона Республики Башкортостан «О бюджетном процессе в Республике Башкортостан» результаты публичных слушаний носят рекомендательный характер и подлежат обнародованию (размещению) на официальном сайте Государственного Собрания в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", оспариваемые действия председателя комитета Государственного Собрания по бюджетной, налоговой, инвестиционной политике и имущественным отношениям ФИО5 не могут повлечь нарушения каких-либо прав и законных интересов административного истца.
Как верно указал суд первой инстанции, публичные слушания являются лишь способом информирования населения о готовящемся решении, а потому не порождают для административного истца каких-либо прав и обязанностей, не нарушают его права и свободы, не влекут позитивных или негативных последствий; возложение на Курултай Республики Башкортостан обязанности устранить нарушения прав ФИО1 путем проведения повторных публичных слушаний приведет к нарушению прав других граждан, принявших участие в обсуждении.
Изложенное подтверждает обоснованность и правомерность выводов суда о том, что предусмотренной частью 1 статьи 218, пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации совокупности обстоятельств для удовлетворения требований, оснований для признания недействительными результатов публичных слушаний по настоящему делу не установлено; препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца в связи с публичными слушаниями не создано, какие-либо обязанности на него незаконно не возложены.
Применительно к вышеназванным нормам права суд, рассматривая заявленные требования, правильно определил юридически значимые по делу обстоятельства, к которым относится достижение цели публичных слушаний - информирование граждан о содержании проекта закона, выносимого на публичные слушания; выявление общественного мнения по проекту закона.
Выводы суда о том, что цели публичных слушаний достигнуты, а право ФИО1 на участие в публичных слушаниях реализовано, по существу доводами апелляционной жалобы не опровергнуто.
В апелляционной жалобе не названы обстоятельства, свидетельствующие о нарушении приведенных выше законоположений, регулирующих порядок проведения публичных слушаний.
Доводы жалобы о том, что ФИО1 был лишен возможности задавать вопросы участникам публичных слушаний, обоснованно отклонены судом первой инстанции, поскольку у него имелась возможность передать вопросы в письменном виде в президиум или направить на адрес электронной почты в течение двух календарных дней.
Доводы апелляционной жалобы правильности этих выводов суда по существу спора о соблюдении установленного порядка проведения публичных слушаний и отсутствии в связи с этим оснований для удовлетворения требований о признании недействительными их результатов не опровергают, поскольку не содержат в себе обстоятельств, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат сведений об обстоятельствах, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, и сводятся фактически к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции, в связи с чем не могут повлечь его отмену.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 16 декабря 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Ф. Сафин
Судьи Т.А. Бураншин
А.Н. Субхангулов
Справка: судья Курамшина А.Р.