Лисиенко А.Ю. дело № 33а-829/2022 (№ 2а-1058/2021)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Соболева В.М..,
судей Пешкина А.Г., Санжаровской Н.Ю.,
при секретаре Калинкович И.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре Республики Коми 07 февраля 2022 года административное дело по апелляционной жалобе Абдусамадова Г.У. на решение Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 15 декабря 2021 года по административному иску Абдусамадова Г.У. к ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми о признании приказа начальника ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми от 26 февраля 2021 года № 115 в части ограничения предметов религиозного культа незаконным.
Заслушав доклад судьи Соболева В.М., объяснения Абдусамадова Г.У., представителя ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми Клубет А.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Абдусамадов Г.У., отбывающий уголовное наказание в исправительном учреждении, обратился в суд с административным иском к ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми о признании незаконным приказа начальника ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми от 26 февраля 2021 года № 115 в части ограничения предметов религиозного культа незаконным. Полагает, что указанное ограничение в части количества предметов религиозного культа, разрешённых иметь при себе в ЕПКТ, - 1 предмета не соответствует требованиям уголовно-исполнительного законодательства, носит произвольный характер и нарушает его права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, а потому установлено незаконно и необоснованно.
Судом к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, врио начальника ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми Эйсмонт В.В.
В судебном заседании административный истец заявленные требования поддержал.
Представитель административных ответчиков ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России и УФСИН России по Республике Коми Коротаева В.С. с административным иском не согласилась, указывая на отсутствие оснований для его удовлетворения.
Административный ответчик врио начальника ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми Эйсмонт В.В. в судебном заседании участие не принимал.
Судом принято решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом суда первой инстанции, Абдусамадов Г.У. в апелляционной жалобе и дополнении к ней просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, вынести по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции административный истец, участвующий посредством видеоконференц-связи, доводы апелляционной жалобы поддержал, пояснил дополнительно, что оспариваемый приказ принят без учёта Соглашения между УФСИН по Республике Коми и Централизованной религиозной организацией "Духовное управление мусульман Республики Коми".
Представитель ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми Клубет А.М. с доводами жалобы не согласился, полагая решение суда законным и обоснованным.
Иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещённые о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились.
В соответствии с частью 2 статьи 150, статьей 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся лиц, извещённых надлежащим образом о дате и времени рассмотрении дела.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобах, представлении и возражении относительно жалобы, представления.
Заслушав объяснения лиц, присутствующих в судебном заседании суда апелляционной инстанции, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены оспариваемого решения суда.
В силу положений части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
В соответствии со статьёй 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Права и свободы человека и гражданина, согласно статье 18 Конституции Российской Федерации, являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Статьёй 28 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется свобода вероисповедания.
В силу пункта 1 статьи 9 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, согласно которому каждый имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как индивидуально, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в богослужении, обучении, отправлении религиозных и культовых обрядов.
Согласно статье 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В силу части 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации, но с учетом определенных изъятий и ограничений, что соответствует положениям 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации. Ограничение прав и свобод осужденных осуществляется в указанных интересах как нормами уголовного законодательства, в которых применительно к конкретному виду наказания определен объем лишений или ограничений прав и свобод для этих лиц, так и нормами уголовно-исполнительного законодательства на этапе исполнения наказания, а также иными федеральными законами.
В соответствии со статьёй 11 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов. Осужденные обязаны выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания.
Частями 1, 2 статьи 14 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденным гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания. Они вправе исповедовать любую религию либо не исповедовать никакой религии, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними. Осуществление права на свободу совести и свободу вероисповедания является добровольным, при этом не должны нарушаться правила внутреннего распорядка учреждения, исполняющего наказания, а также ущемляться права других лиц.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации режим в исправительных учреждениях - установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.
Режим создает условия для применения других средств исправления осужденных.
В силу положений статьи 115 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации за нарушение установленного порядка отбывания наказания к осужденным к лишению свободы могут применяться меры взыскания, в том числе водворение осужденных в ШИЗО, а также перевод осужденных мужчин, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, в ЕПКТ на срок до одного года.
Являясь мерой дисциплинарного взыскания, перевод в ЕПКТ и ШИЗО предполагает отбытие осужденными наказания в специально установленных для этого условиях, режим содержания в которых характеризуется повышенной степенью ограничений. Как следует из материалов дела, Абдусамадов Г.У. 01 июня 2021 года прибыл для дальнейшего отбывания меры дисциплинарного взыскания в ЕПКТ в ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми.
Приказом врио начальника ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми Эйсмонт В.В. от 26 февраля 2021 года № 115 утверждён распорядок дня осужденных ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми.
Приложение № 22 к указанному приказу содержит перечень и количество вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденные могут иметь при себе, исходя из местных условий и возможностей.
В пункте 4 названного приложения для осужденных, отбывающих меру взыскания в помещении ПКТ, ЕПКТ, определена возможность иметь при себе, в том числе предметы культа индивидуального использования для нательного - 1 штука или карманного ношения - 1 штука.
Разрешая возникший спор и отказывая в удовлетворении требований, суд исходил из правомерности оспариваемого приказа исправительного учреждения в части определения количества предметов культа индивидуального пользования, которые осужденным разрешено иметь при себе в ЕПКТ, - не более 1 штуки для нательного или карманного ношения, и отсутствия нарушения прав и законных интересов административного истца.
Судебная коллегия по административным делам считает данные выводы суда при установленных по делу обстоятельствах правильными, основанными на нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации в статье 10 устанавливает, что при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Осужденные к лишению свободы отбывают наказание в исправительных учреждениях, где действует определённый порядок исполнения и отбывания лишения свободы (режим).
Согласно части 1 статьи 82 УИК РФ режим в исправительных учреждениях - это установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации наделяет федеральные органы исполнительной власти правом принимать основанные на федеральном законе нормативные правовые акты по вопросам исполнения наказаний (статья 4); определяет режим в исправительных учреждениях, как установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий, в частности, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания (часть 1 статьи 82).
Законодатель делегировал полномочия Министерству юстиции Российской Федерации по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации утверждать Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, при этом не дано какой-либо регламентации по содержательной части этих Правил (части 3 и 8 статьи 82 УИК РФ).
Реализуя предоставленные ему законом полномочия, Минюст России по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации Приказом от 16 декабря 2016 года № 295 утвердил Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений.
В силу пункта 83 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждённых приказом Минюста России от 16 декабря 2016 года № 295, в целях реализации права осужденного на свободу вероисповедания в ИУ осужденным разрешается совершение религиозных обрядов, пользование предметами культа и религиозной литературой.
В соответствии с пунктом 157 названных Правил, осужденным, переведённым в ПКТ, ЕПКТ или одиночные камеры в порядке взыскания, не разрешается брать с собой имеющиеся у них личные вещи, кроме продуктов питания, двух полотенец установленного образца, алюминиевой кружки, нижнего белья по сезону и носков установленного образца, мыла, зубного порошка, пасты, зубной щетки, туалетной бумаги, предметов личной гигиены, тапочек, а также религиозной литературы (не более 1 экземпляра), предметов культа индивидуального пользования для нательного или карманного ношения.
Приложением № 1 к Правилам установлен перечень вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденным запрещается изготавливать, иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать.
Согласно пункту 3 примечаний к Приложению № 1 Правил количество вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденные могут иметь при себе, определяется в приложении к приказу ИУ, утверждающему распорядок дня ИУ, исходя из местных условий и возможностей. Общий вес принадлежащих осужденному вещей и предметов, продуктов питания, за исключением находящихся на складе ИУ, не может превышать 36 кг.
На основании вышеуказанных норм врио начальника ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми Эйсмонтом В.В. 26 февраля 2021 подписан приказа № 115 "Об утверждении распорядка дня осужденных ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми", в приложении № 22 к которому установлены перечень и количество вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденные могут иметь при себе. Согласно пункту 4 данного приложения осужденным, содержащимся в ФКУ ИК-31, определено иметь при себе не более 1 предмета культа индивидуального пользования для нательного или карманного ношения.
Согласно пункту 9 приложения № 22, вещи и предметы сверх установленного настоящим приказом количества дать на склад ОКБИ и ХО ИК-31.
Разрешая заявленный спор, суд, исходя из требований закона, представленных сторонами доказательств и установленных по делу обстоятельств, пришёл к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, так как со стороны ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми каких-либо незаконных действий (бездействия), повлекших нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца не установлено. Количество предметов культа индивидуального пользования, которые осужденные могут иметь при себе - не более 1 штуки нательного или карманного ношения, определено врио начальникам ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми Эйсмонтом В.В. с учётом норм Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, Правил внутреннего распорядка в исправительных учреждениях, утверждённых Приказом Минюста Российской Федерации от 16 декабря 2016 года № 295, и прав и законных интересов административного истца не нарушает, поскольку в распоряжении Абдусамадова Г.У., отбывающего наказание в условиях ЕПКТ, имелся один предмет религиозного культа - молитвенный коврик, что позволяло проведение осужденным религиозного обряда, а равно его право на свободу вероисповедания, гарантированное статьёй 28 Конституции Российской Федерации и статьёй 9 Конвенции о защите основных прав и свобод, не нарушено.
При таком положении судебная коллегия приходит к выводу о том, что судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении административного искового заявления.
При вынесении решения судом первой инстанции достаточно полно исследованы все обстоятельства, приведенные выводы суда подтверждаются ссылками на нормы материального и процессуального права, подробно мотивированы и сомнений не вызывают.
Доводы административного истца о том, что при издании оспариваемого приказа не учтены положения Соглашения между УФСИН по Республике Коми и Централизованной религиозной организацией "Духовное управление мусульман Республики Коми", подлежат отклонению, поскольку анализ названного соглашения от 03 сентября 2019 года не свидетельствует о том, что осужденным разрешается иметь при себе все предметы из Перечня предметов культа и религиозной литературы, которые могут быть использованы при осуществлении религиозных обрядов и церемоний на территории учреждений УФСИН. Данный перечень лишь определяет предметы которые могут быть использованы, и не закрепляет, что все они должны использоваться в совокупности.
При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Обжалуемое судебное решение отвечает требованиям законности и обоснованности и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 15 декабря 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Абдусамадова Г.У. - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Третий кассационный суд общей юрисдикции путем подачи жалобы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его изготовления в мотивированной форме, то есть 09 февраля 2022 года.
Председательствующий-
Судьи-