ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1159/20 от 31.08.2020 Самарского областного суда (Самарская область)

Судья: Саломатин А.А. Дело № 33а-9979/2020

УИД: 63RS0037-01-2020-002082-81

Дело № 2а-1159/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

31 августа 2020 г. г. Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего – Вачковой И.Г.,

судей - Лазаревой М.А., Навроцкой Н.А.,

при секретаре – Туроншоевой М.Ш.,

с участием прокурора – Атяскиной О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Лукманова Д.Н. на решение Самарского районного суда г.Самары от 20 августа 2020 г.,

заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Вачковой И.Г., возражения представителя Территориальной избирательной комиссии Самарского района г.Самары - Шевырина Е.К. (по доверенности), заключение прокурора отдела Самарской областной прокуратуры, судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

решением Совета депутатов Самарского внутригородского района городского округа Самара второго созыва от 23 июня 2020 г. N 232 на 13 сентября 2020 г. назначены выборы депутатов Совета депутатов Самарского внутригородского района городского округа Самара второго созыва.

Лукманов Д.С. обратился в окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа № 19 по выборам Совета депутатов Самарского внутригородского района городского округа Самара второго созыва с заявлением о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Совета депутатов Самарского внутригородского района городского округа Самара, выдвинутого в порядке самовыдвижения, представив документы для уведомления о выдвижении и регистрации.

Согласно итоговому протоколу проверки представленных Лукмановым Д.С. подписных листов от 07 августа 2020г. все 14 подписи избирателей признаны недействительными по основаниям, предусмотренным подпунктами «и», «л» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Решением территориальной избирательной комиссии Самарского района г.Самары Самарской области с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 19 по выборам Совета депутатов Самарского внутригородского района городского округа Самара второго созыва от 10 августа 2020 г. №168 отказано в регистрации кандидата в депутаты Самарского внутригородского района городского округа Самара Самарской области по одномандатному избирательному округу № 19 Лукманова Д.Н., выдвинутого в порядке самовыдвижения.

Лукманов Д.Н. обратился в Самарский районный суд г.Самары с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене решения от 10 августа 2020 г. № 168 об отказе в регистрации его кандидатом, ссылаясь на нарушение прав и отсутствие законных оснований для отказа в его регистрации кандидатом в депутаты, поскольку все документы, представленные им, составлены в соответствии с действующим законодательством и Уставом муниципального образования.

Решением Самарского районного суда г.Самары от 20 августа 2020 г. административные исковые требования Лукманова Д.Н. оставлены без удовлетворения.

С указанным решением не согласился Лукманов Д.Н., в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного, ссылаясь на то, что подписные листы изготовлены по форме, в точности соответствующей приложению 8 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

В судебное заседание апелляционной инстанции Лукманов Д.Н. не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в связи с чем, учитывая требования статей 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть административное дело в его отсутствие.

Представитель Территориальной избирательной комиссии Самарского района г.Самары - Шевырин Е.К. (по доверенности) в судебном заседании возражал относительно доводов апелляционной жалобы.

Прокурор отдела прокуратуры Самарской области в заключении полагал, что решение суда является правильным и отмене не подлежит.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения лиц, участвовавших в судебном заседании, заключение прокурора, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктом 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 2 Закона Самарской области от 31 декабря 2019 № 142-ГД "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области" (принят Самарской Губернской Думой 24 декабря 2019 г.) (далее - Закон Самарской области от 31 декабря 2019 № 142-ГД) законодательство о выборах депутатов представительного органа муниципального образования, а также членов выборных органов основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления", иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава Самарской области, настоящего Закона, иных законов Самарской области, устава муниципального образования.

На основании пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее Федеральный закон № 67-ФЗ), решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктом 24 статьи 38 настоящего федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим федеральным законом, иным законом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов.

Согласно части 1 статьи 37 Закона Самарской области от 31 декабря 2019г. №142-ГД регистрация кандидата осуществляется окружной избирательной комиссией. Документы, необходимые для регистрации кандидата, представляются в соответствующую окружную избирательную комиссию единовременно не ранее чем за 50 дней и не позднее чем за 40 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени.

В соответствии с частью 2 указанной статьи регистрация кандидата осуществляется соответствующей окружной избирательной комиссией при наличии документов, указанных в частях 4 - 7 статьи 33, части 1 статьи 35 настоящего Закона, на основании документов, представляемых кандидатом для регистрации, в том числе подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата, пронумерованных и сброшюрованных в виде папок (если сбор подписей избирателей необходим для регистрации кандидата в соответствии с частью 4 статьи 36 настоящего Закона) (пункт 1 часть 2 статья 37 Закон Самарской области от 31 декабря 2019 №142-ГД).

Согласно пункту 8 части 12 статьи 37 Закона Самарской области от 31 декабря 2019г. № 142-ГД основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.

Частью 2 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено право кандидатов и их доверенных лиц, избирательных объединений и их доверенных лицах, политических партий, их региональных отделений и иных структурных подразделений, других общественных объединений, инициативных групп по проведению референдума и их уполномоченных представителей, иных групп участников референдума и их уполномоченных представителей оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

В соответствии с частью 5 статьи 75 Закона Самарской области от 31 декабря 2019 г. № 142-ГД решение избирательной комиссии о регистрации кандидата, об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 Федерального закона, статьей 74 настоящего Закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата окружной избирательной комиссии, кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же одномандатному избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных частью 12 статьи 37 настоящего Закона, иных требований, предусмотренных Федеральным законом, настоящим Законом.

Судом установлено и подтверждено материалами дела, что 10 июля 2020г. Лукмановым Д.Н. в Комиссию представлено заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Совета депутатов Самарского внутригородского района городского округа Самара Самарской области по одномандатному избирательному округу № 19.

01 августа 2020г. Лукмановым Д.Н. в Комиссию представлены документы для регистрации.

В силу подпункта «и», «л» пункта 6.4 статьи 38 указанного Федерального закона недействительными признаются:

и) все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложениями 4.1, 5, 6, 7.1, 8, 9, 10 к настоящему Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 настоящего Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 настоящего Федерального закона. Неточное указание в подписном листе наименования должности выборного должностного лица, наименования законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования, наименования субъекта Российской Федерации, муниципального образования, наименования и (или) номера избирательного округа, если оно соответствует образцу, утвержденному в соответствии с пунктом 8.1 статьи 37 настоящего Федерального закона, не может служить основанием для признания подписей избирателей, участников референдума недействительными;

л) подписи избирателей, участников референдума, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, участниками референдума, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, внесенных в этот подписной лист, а также если фамилия, имя, отчество указаны избирателями, участниками референдума несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи.

Согласно итоговому протоколу от 7 августа 2020г., составленному по результатам проверки подписных листов кандидата Лукманова Д.Н., все 14 подписей избирателей, содержащихся в представленных им подписных листах, признаны недостоверными (недействительными) по основаниям, предусмотренным подпунктами «и», «л» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

По результатам проверки соблюдения порядка выдвижения кандидата и представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата документов, 7 августа 2020г. Лукманову Д.Н. вручено извещение о несоблюдении требований Закона Самарской области от 31 декабря 2019г. №142-ГД, а именно: в заявлении о своем согласии баллотироваться не указана дата выдачи диплома об образовании; должность, указанная в заявлении не соответствует информации из справки с места работы.

В установленные законом сроки данные недочеты Лукмановым Д.Н. не устранены.

Решением Территориальной избирательной комиссии Самарского района г.Самары Самарской области от 10 августа 2020г. № 168 Лукманову Д.Н. отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов Самарского внутригородского района г.о. Самара Самарской области второго созыва по одномандатному избирательному округу № 19 по основаниям, предусмотренным подпунктами «и», «л» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (л.д.52-54).

Достоверными признаны 0 подписей избирателей, содержащихся в представленных кандидатом подписных листах, что в соответствии с частью 5 статьи 36 Закона Самарской области недостаточно для регистрации кандидата.

В соответствии с пунктом 8 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» подписные листы для сбора подписей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования изготавливаются и оформляются по форме согласно приложению 8 к данному Федеральному закону.

О порядке проверки подписных листов даны разъяснения и Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в Методических рекомендациях по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации, утвержденных постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 13 июня 2012г. № 128/986-6 (далее - Методические рекомендации).

Согласно пункту 8.1 статьи 37 вышеуказанного Федерального закона на основании форм подписных листов, установленных данным Федеральным законом, организующая выборы комиссия утверждает образец заполнения подписного листа в части, касающейся, в данном случае, указания представительного органа муниципального образования, наименования и (или) номера избирательного округа.

Во исполнение вышеуказанных требований Федерального закона Территориальной избирательной комиссией Самарского района г.Самары Самарской области принято решение от 28 июня 2020г. № 16 «Об утверждении образца заполнения подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты Совета депутатов Самарского внутригородского района городского округа Самара Самарской области второго созыва на выборах депутатов Совета депутатов Самарского внутригородского района городского округа Самара Самарской области второго созыва». Данное решение опубликовано в Информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Согласно утвержденному Территориальной избирательной комиссией Самарского района г.Самары Самарской области в рамках компетенции и в соответствии с требованиями пункта 8.1 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ образцу заполнения подписного листа, в форме подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты Совета депутатов Самарского внутригородского района городского округа Самара Самарской области второго созыва на выборах депутатов Совета депутатов Самарского внутригородского района городского округа Самара Самарской области второго созыва 13 сентября 2020г. должно быть указано следующее наименование представительного органа муниципального образования: «Совет депутатов Самарского внутригородского района городского округа Самара Самарской области».

Судом установлено, что в представленных Лукмановым Д.Н. подписных листах в наименовании представительного органа указано: «Совета депутатов Самарского внутригородского района городского округа Самара».

Кроме того, судебной коллегией установлено и подтверждено материалами дела, что согласно заключению по проверке подписных листов № 233 от 5 августа 2020г., выполненному специалистом экспертно-криминалистического отдела У МВД России по Самарской области, в результате проведенного исследования установлено. Что записи, расположенные в графах «Фамилия, имя, отчество», «дата внесения подписи», «Подпись» на листе № 3 в строке № 5 и на листе № 4 в строке № 1 выполнены одним лицом (л.д. 50-51).

Согласно итоговому протоколу от 7 августа 2020г., составленному по результатам проверки подписных листов кандидата Лукманова Д.Н., все 14 подписей избирателей признаны недействительными, в связи с тем, что форма подписного листа не соответствует образцу, утвержденному Решением территориальной избирательной комиссии Самарского района г. Самары Самарской области от 28 июня 2020г. № 16, принятому в соответствии с пунктом 8.1 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ.

Достоверными признано 0 подписей избирателей, что в соответствии с частью 5 статьи 36 Закона Самарской области от 31 декабря 2019г. № 142-ГД недостаточно для регистрации кандидата.

Подпунктом «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ, пунктом 8 части 12 статьи 37 Закона Самарской области от 31 декабря 2019г. № 142-ГД «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области» предусмотрено, что недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, является основанием для принятия решения об отказе в регистрации кандидата.

В соответствии с подпунктом «и» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе в случае, если сведения о кандидате указаны в подписном листе не в полном объеме; недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложениями 4.1, 5, 6, 7.1, 8, 9, 10 к Федеральному закону.

Сведения, утвержденные в соответствии с положениями пункта 8.1 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ организующей выборы избирательной комиссией в образце заполнения подписного листа, являются неотъемлемым элементом формы подписного листа, определенной приложением 8 к указанному Федеральному закону. Несоответствие подписного листа данному образцу прямо указывает на несоответствие такого подписного листа форме подписного листа в целом.

Принимая во внимание приведенные обстоятельства, суд первой инстанции пришёл к правомерному выводу о том, что форма подписных листов, представленных Лукмановым Д.Н., не соответствует утвержденному решением Территориальной избирательной комиссии Самарского района г.Самары Самарской области образцу заполнения в данной части подписного листа, а, следовательно, и самой форме подписного листа, установленной приложением 8 к Федеральному закону от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ.

В связи с чем, учитывая положения пункта 8 части 12 статьи 37 Закона Самарской области от 31 декабря 2019 г. № 142-ГД, согласно которому недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, является основанием отказа в регистрации кандидата, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что оснований для регистрации Лукманова Д.Н. в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов Самарского внутригородского района г.о. Самара Самарской области второго созыва по одномандатному избирательному округу № 19 у Территориальной избирательной комиссии г.Самары Самарской области не имелось, и обоснованно отказал в удовлетворении административного иска.

Доводы жалобы о том, что наименование представительного органа муниципального образования, указанное в подписных листах, в точности соответствует наименованию, определенному Уставом муниципального образования, и, следовательно, указано в полном соответствии с формой, установленной приложением 8 к Федерального закона от 12 июня 2002г. №67-ФЗ, отклоняются судебной коллегией, как основанные на ошибочном толковании норм действующего избирательного законодательства, ввиду чего отмену решения повлечь не могут.

В данном случае, исходя из положений подпункта «и» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ, существенное значение имеет соответствие подписного листа образцу его заполнения, утвержденному согласно пункту 8.1 статьи 37 данного Федерального закона.

При этом судом первой инстанции не установлено, что наименование представительного органа в образце заполнения подписного листа, утвержденного Территориальной избирательной комиссией Самарского района г.Самары Самарской области, не соответствует Уставу Самарского внутригородского района городского округа Самара Самарской области.

Судебная коллегия считает выводы суда первой инстанции обоснованными, поскольку они основаны на правильно примененных и истолкованных нормах материального права, все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка.

Доводы о том, что в данном случае нет оснований полагать, что указанное в подписных листах наименование представительного органа могло ввести в заблуждение поддержавших кандидата избирателей относительно того, на выборах в какой именно представительный орган местного самоуправления они поддерживают кандидата, правового значения не имеют в силу того, что нарушена форма подписного листа, что является самостоятельным и безусловным основанием для признания подписей недействительными.

Вопреки доводам апелляционной жалобы указание в подписных листах полного наименования представительного органа муниципального образования (с указанием субъекта Российской Федерации, в котором проводятся выборы соответствующего представительного органа муниципального образования), направлено как на защиту прав и законных интересов избирателей при сборе подписей, так и на обеспечение равенства прав кандидатов. Несоблюдение этого правила ставит под сомнение наличие реальной, основанной на полной и достоверной информации, поддержки кандидата избирателями, а потому и действительность подписей в подписных листах. Изготовление и оформление подписных листов в точном соответствии с положениями законодательства выступают гарантией необходимого информирования граждан о кандидате, препятствуют возможному сокрытию или искажению информации. Иное толкование свидетельствовало бы о нарушении принципа равенства кандидатов, предусмотренного пунктом 1 статьи 39 Федерального закона.

Данное толкование вышеприведенных норм права соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 11 мая 2012г. N 658-О.

Доводы Лукманова Д.Н., что административным ответчиком утвержден противоречащий законодательству образец подписного листа, а также что соблюдение данного образца не является обязательным, опровергаются по вышеприведенным мотивам, в связи с чем не могут быть приняты во внимании судебной коллегии.

Ссылки административного истца в апелляционной жалобе на то, что наименование представительного органа муниципального образования указано в подписных листах в соответствии с Уставом муниципального образования судебной коллегией отклоняются, поскольку в данном случае отказ связан не с неправильным указанием наименования представительного органа муниципального образования, а с несоответствием представленных подписных листов в части касающейся указания наименования представительного органа муниципального образования форме их заполнения, утвержденной решением ТИК, которое не оспорено и незаконным не признано.

Как указано в Обзоре судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел о защите избирательных прав и права на участие в референдума граждан Российской Федерации (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16 марта 2016г.) несоблюдение требований к форме подписного листа влечет признание содержащихся в нем подписей избирателей недействительными в силу подпункта «и» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ, в связи с чем расширительного толкования в части требований установленных к форме заполнения подписных листов не может быть. Форма подписного листа при его заполнении должна быть обязательно соблюдена.

Таким образом, имеющиеся в материалах дела доказательства с достоверностью свидетельствуют о нарушении кандидатом в депутаты Лукманова Д.Н. формы подписного листа, влекущем в соответствии с подпунктом "и" пункта 6.4 статьи 38 названного выше Федерального закона недействительность всех подписей избирателей в представленных вышеуказанным кандидатом подписных листах.

Иных доводов, которые ставили бы под сомнение выводы суда либо свидетельствовали о нарушении норм материального и процессуального права, жалоба не содержит.

Разрешая дело, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства (часть 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации) и закон, регулирующий рассматриваемые правоотношения; верно распределил бремя доказывания между сторонами (статья 62, часть 1 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации); собранным по делу доказательствам дал надлежащую оценку по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, оснований не согласиться с которой у судебной коллегии не имеется.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, и предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судом при рассмотрении дела не допущено. При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции постановил законное и обоснованное решение, основания для его отмены или изменения отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Самарского районного суда г.Самары от 20 августа 2020г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Лукманова Д.Н. - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через районный суд и в Верховный Суд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 3 сентября 2020г.

Председательствующий –

Судьи –