ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1183/2021 от 02.02.2022 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Судья: Шлыков А.А. №33а-1186/2022

Докладчик: Пронченко И.Е. (№ 2а-1183/2021)

(42RS0023-01-2021-001928-80)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«02» февраля 2022 года Судебная коллегия по административным делам Кемеровского областного суда в составе

председательствующего Пронченко И.Е.,

судей: Бегуновича В.Н., Тройниной С.С.,

при секретаре: Косик Н.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Пронченко И.Е. административное дело по апелляционной жалобе представителя Управления Росреестра по Кемеровской области-Кузбассу ФИО1 на решение Новокузнецкого районного суда Кемеровской области от 24 сентября 2021 года по делу по административному исковому ФИО2, действующей в интересах граждан-собственников земельных участков в границах территории ТСН «СТ-СЕРВИС» к Управлению федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области-Кузбассу о признании незаконным решения государственного органа и об обязании осуществить государственный учёт и государственную регистрацию права,

УСТАНОВИЛА:

ФИО2, действующая в интересах граждан-собственников земельных участков в границах территории ТСН «СТ-СЕРВИС», обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным и отменить решение от 4 июня 2021 года № КУВД- 001/2021-5358454/4 Межмуниципального отдела по Новокузнецкому району и городу Таштаголу Управления Федеральной службы Государственной регистрации кадастра и картографии по Кемеровской области об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права частного сервитута в интересах граждан – собственников земельных участков в границах территории Товарищества собственников недвижимости «СТ - Сервис» под размещение и эксплуатацию общей долевой собственности - опор № 7, № б, № 5, № 4, № 3 воздушной линии электропередач ВЛ-0,4 кВ. на многоконтурный земельный участок площадью 5 кв.м. в кадастровом квартале по адресу: , в районе , по координатам характерных точек границ, указанных в резолютивной части судебного решения, в соответствии со схемой размещения земельного участка на кадастровом плане. территории; территориальная зона : зона для ведения садоводства и дачного «хозяйства, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для коллективного садоводства, назначение и правовой режим частного сервитута: для размещения и эксплуатации воздушной линии электропередач ВЛ - 0.4 кВ., установленного решением Новокузнецкого районного суда от 07 декабря 2020 года, вступившим в силу 12 января 2021 года.

Обязать Управление федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области-Кузбассу произвести государственную регистрацию в интересах граждан - собственников земельных участков в границах территории ТСН «СТ-Сервис», частного сервитута под размещение и эксплуатацию общей долевой собственности – опор №7, №6, №5, №4, №3 воздушной линии электропередач ВЛ – 0,4 кВ, на многоконтурный земельный участок площадью 5 кв.м., в кадастровом квартале , по адресу: , в районе , по координатам характерных точек границ в соответствии со схемой размещения земельного участка на кадастровом плане территории; территориальная зона: зона для ведения садоводства и дачного хозяйства, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для коллективного садоводства, назначение и правовой режим частного сервитута: для размещения и эксплуатации воздушной линии электропередач ВЛ – 0,4 кВ. установленного решением Новокузнецкого районного суда от 07 декабря 2020 года, вступившим в силу 12 января 2021 года, на основании заявления административного истца ФИО2 от 15.02.2021 года № КУВД- 001/2021-5358454/4 и представленных документов.

Требования мотивирует тем, что решением общего собрания членов ТСН «СТ - Сервис» от 26 июня 2021 года, п. 3.1.1 протокола № ФИО2 уполномочена на обращение в суд от имени и в интересах граждан - собственников земельных участков в границах территории ТСН «СТ-Сервис» с иском об оспаривании отказа в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права, решений о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права.

Решением Новокузнецкого районного суда от 07 декабря 2020 года, вступившим в силу 12 января 2021 года, по делу № 2-292/2020 в интересах граждан - собственников земельных участков в границах территории Товарищества собственников недвижимости «СТ-Сервис» установлен частный сервитут под размещение и эксплуатацию общей долевой собственности - опор № 7, № 6, № 5, №4, № 3 воздушной линии электропередач ВЛ-0,4 кВ., на многоконтурный земельный участок площадью 5 кв.м. в кадастровом квартале по адресу: , в районе , по координатам характерных точек границ в соответствии со схемой размещения земельного участка на кадастровом плане территории; территориальная зона: зона для ведения садоводства и дачного хозяйства, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для коллективного садоводства, назначение и правовой режим частного сервитута: для размещения и эксплуатации воздушной линии электропередач ВЛ - 0.4 кВ.

15 февраля 2021 года административным истцом, ФИО2, действующей в интересах граждан-собственников земельных участков в границах территории ТСН «СТ- Сервис, в соответствии со ст. ст. 14,15,18 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», Порядком представления заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и прилагаемых к нему документов, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 26.11.2015 № 883 через отдел «Мои документы» Новокузнецкого района ГАУ «УМФЦ Кузбасса» в Межмуниципальный отдел по Новокузнецкому району и городу Таштаголу Управления Федеральной службы Государственной регистрации кадастра и картографии по Кемеровской области было подано заявление от 15 февраля 2021 года № КУВД-001/2021-5358454 об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права частного сервитута, установленного решением Новокузнецкого районного суда от 07 декабря 2020 года.

К заявлению были приобщены следующие документы:

-межевой план от 10.02.2021 б/н,

-решение Новокузнецкого районного суда от 07 декабря 2020 года № 2-292/2020, - протокол внеочередного общего собрания ТСН «СТ- Сервис», № 2 от 05.09.2020.

-выписка из протокола № 5 общего собрания ТСН «СТ-Сервис», от 14.09.2019.

-реестр собственников земельных участков ТСН «СТ-Сервис», от 15.02.2021.

-информационный лист от 10.02.2021.

-схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории,

- чек от 13.02.2021. об оплате государственной пошлины в размере 1500 руб.,

Далее административным истцом было получено уведомление от 04.03.2021 № КУВД-001/2021-5358454/1 о приостановлении до 4 июня 2021 года осуществления действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав документы, на которые были предоставлены с заявлением от 15 февраля 2021 года № КУВД-001/2021-5358454.

Согласно уведомлению от 04.03.2021 года № КУВД-001/2021-5358454/1, в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 26 Закона о регистрации основаниями для приостановления учётно-регистрационных действий являются:

1) содержание документа, представленного для осуществлениягосударственного кадастрового учета и (или) государственной регистрацииправ, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, а именно:

- межевой план по содержанию не соответствует требованиям к подготовке межевого плана, утвержденным приказом Минэкономразвития России «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке» от 08.12.2015 № 921, а именно, необходимо включить в межевой план и в состав приложений межевого плана, предусмотренные п. 21, п. 25, п. 49, п. 50, п. 51 сведения (документы), определяющие данные о земельном участке при его образовании.

2) заявление не соответствует требованиям ч. 5 ст. 14 Закона о регистрации, поскольку кадастровый учет земельных участков, образуемых из земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется без одновременной регистрации прав.

Для устранения причин приостановления учётно-регистрационного действия было рекомендовано подать заявление о государственном кадастровом учете недвижимого имущества.

08 апреля 2021 года административным истцом ФИО2 через отдел «Мои документы» Новокузнецкого района ГАУ «УМФЦ Кузбасса» в Межмуниципальный отдел по Новокузнецкому району и городу Таштаголу Управления Федеральной службы Государственной регистрации кадастра и картографии по Кемеровской области было подано заявление от 08.04.2021 № КУВД-001/2021-13503316 о предоставлении дополнительных документов.

Согласно описи было дополнительно представлено заявление о государственном кадастровом учете недвижимого имущества.

Далее административным истцом было получено уведомление от 14.04.2021 №КУВД-001/2021-5358454/2 о неустранении причин приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, согласно которому:

1) в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 26 Закона о регистрации имеются основания для приостановления учетно- регистрационных действий, в связи с тем, что с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо.

В соответствии со ст. 15 Закона о регистрации государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению лиц, указанных в п.1-6 части 2 данной статьи, или их представителя, при наличии у него нотариальной доверенности, если иное не установлено федеральным законом.

С заявлением о государственном кадастровом учете обратилась ФИО2, что не соответствует требованиям ч. 2 ст. 15 Закона о регистрации.

2) заявление не соответствует требованиям ч. 5 ст. 14 Закона о регистрации, поскольку кадастровый учет земельных участков, образуемых из земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется без одновременной регистрации прав.

Для устранения причины приостановления учётно-регистрационного действия необходимо обратиться с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет органу местного самоуправления, уполномоченному распоряжаться такими земельными участками.

3) в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 26 Закона о регистрации, содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, а именно: межевой план по содержанию не соответствует требованиям к подготовке межевого плана, утвержденным приказом Минэкономразвития России «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке» от 08.12.2015 г. №921, необходимо включить в межевой план и в состав приложений межевого плана, предусмотренные п. 21, п. 25, п. 49, п. 50, п. 51 сведения (документы), определяющие данные о земельном участке при его образовании.

01 июня 2021 года административным истцом ФИО2 через отдел «Мои документы» Новокузнецкого района ГАУ «УМФЦ Кузбасса» в Межмуниципальный отдел по Новокузнецкому району и городу Таштаголу Управления Федеральной службы Государственной регистрации кадастра и картографии по Кемеровской области было подано заявление от 01.06.2021 № КУВД-001/2021-22142813 о предоставлении дополнительных документов.

Согласно описи от 01.06.2021 № MFC-0561/2021-174488-1 был дополнительно представлен протокол общего собрания ТСН «СТ-Сервис», от 29.05.2021, пунктом 2 которого ФИО2 была уполномочена на подачу заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права частного сервитута от имени и в интересах граждан - правообладателей сервитута.

Далее административным истцом было получено уведомление от 02.06.2021 о приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, согласно которому:

1) в соответствии с п. ч. 1 ст. 26 Закона о регистрации имеются основания для приостановления учётно- регистрационных действий, в связи с тем, что с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо.

В соответствии со ст. 15 Закона о регистрации государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению лиц, указанных в п.1-6 части 2 данной статьи, или их представителя, при наличии у него нотариальной доверенности, если иное не установлено федеральным законом.

С заявлением о государственном кадастровом учете обратилась ФИО2, что не соответствует требованиям ч. 2 ст. 15 Закона о регистрации.

2) Для устранения причины приостановления учётно - регистрационного действия необходимо обратиться с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет органу местного самоуправления, уполномоченному распоряжаться такими земельными участками.

3) в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 26 Закона о регистрации, имеются основания для приостановления учётно-регистрационных действий, в связи с тем, что не представлены необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и(или) государственной регистрации прав - отсутствует; межевой план в форме электронного документа.

4 июня 2021 года административным ответчиком было принято решение КУВД № 001/2021-5358454/4, которым было отказано в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении объектов недвижимости, расположенных в пределах кадастрового квартала (смежных кадастровых кварталов), документы на который (которые) были предоставлены вместе с заявлением от 15 февраля 2021 года КУВД № 001/2021-5358454; на основании ст. 27 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в связи с истечением 4 июня 2021 года срока приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении объектов недвижимости, расположенных в пределах кадастрового квартала (смежных кадастровых кварталов), и неустранением приведенных в уведомлении от 4 марта 2021 года причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в том числе на основании п. 7 ч. 1 ст. 26 Закона о регистрации - содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

Административный истец считает решения административного ответчика об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права, решения о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права, незаконными и необоснованным, как принятые без предусмотренных законом оснований, в нарушение действующего законодательства, и тем самым нарушившие права граждан - правообладателей сервитута в силу следующего:

- административным истцом были представлены все документы, отвечающие требованиям ст. 21 закона о регистрации и требованиям принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, необходимые, в силу ч. 4 ст. 18 закона о регистрации, для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права: частного сервитута, установленного судебным решением.

- в нарушение требований ч. 8 ст. 18 закона о регистрации фактическими основаниями для приостановления учётно-регистрационных действий и отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права явилось истребование от административного истца документов, не предусмотренных законом о регистрации.

Решение от 4 июня 2021 года фактически лишают граждан - правообладателей сервитута возможности зарегистрировать свое право, установленное вступившим в силу решением суда от 07 декабря 2021 года, тем самым нарушают права и законные интересы граждан - правообладателей сервитута, предусмотренные ст. 8.1 ГК РФ, поскольку влекут неопределенность в имущественных правах граждан -правообладателей сервитута, установленного судебным решением; нарушают законный интерес граждан - правообладателей сервитута в легализации своего вещного права в установленном законом порядке, что является нарушением принципа правовой определенности, и по существу лишает их права на судебную защиту права, установленного судебным решением.

Решением Новокузнецкого районного суда Кемеровской области от 24 сентября 2021 года административные исковые требования ФИО2 удовлетворены.

В апелляционной жалобе представитель Управления Росреестра по Кемеровской области-Кузбассу ФИО1 просит решение суда отменить. Доводы мотивирует тем, что поскольку 08.04.2021 заявителем представлено заявление об осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка площадью 5 кв.м. (т.е. цель первоначального заявления от 15.02.2021 в орган регистрации прав изменена с (одновременного государственного кадастрового учета и государственной регистрации права» на «государственный кадастровый учет»), то 04.06.2021 государственный регистратор отказал, соответственно, только в осуществлении государственного кадастрового учета. Данный факт суд первой инстанции не проанализировал и своим решением признал незаконными несуществующее решение об отказе в государственной регистрации сервитута, а также обязал Управление произвести государственную регистрацию сервитута. Указывает, что уведомление об отказе не содержит указание на то, что причиной для отказа послужило отсутствие отдельного заявления на государственный кадастровый учет и отсутствие нотариально удостоверенной доверенности, поскольку данные причины устранены в течение срока приостановления. Кроме того, государственным регистратором в уведомлениях указано на необходимость подтверждения полномочий представителя наличием статьи нотариально удостоверенной доверенности, если законом не установлено иное. Отмечает, что судом не учтено разъяснение Пленума Верховного Суда РФ о том, что наличие судебного акта, являющегося основанием внесения записи в ЕГРН, не освобождает лицо от представления иных документов, не являющихся правоустанавливающими, которые необходимы для внесения записи в ЕГРН согласно Закону о регистрации. Также указывает, что, поскольку сервитут установлен не на земельный участок, либо часть земельного участка, а на многоконтурный земельный участок площадью 5 кв.м. в координатах границ, определенных решением суда, образуемый из земель, государственная собственность на которые не разграничена, то в данном случае речь идет именно об образовании земельного участка (статья 11.2 ЗК РФ), который целиком обременяется сервитутом. Возможность установления сервитута в отношении части земельного участка, находящегося в государственной собственности, без проведения работ по кадастровому учету не поставлена в зависимость от того был ли сформирован земельный участок, в границах которого он расположен. Обращает внимание, что судом первой инстанции не дана оценка тому, что решение суда по гражданскому делу не содержит ссылку на соответствующий реестр граждан-собственников земельных участков в границах территории ТСН «СТ-Сервис», в пользу которых установлен сервитут. Кроме того, суд первой инстанции, удовлетворяя требования административного истца к межмуниципальному отделу по Новокузнецкому району и г. Таштаголу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области-Кузбассу, не учел, что Отдел не является надлежащим ответчиком по данному делу, поскольку Отдел является территориальным отделом Управления Росреестра по Кемеровской области-Кузбассу и собственной гражданской правосубъектностью не обладает.

На апелляционную жалобу ФИО2 принесены возражения.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ФИО2 – ФИО3, просившую решение суда оставить без изменения, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.».

Согласно ч. 9 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

Совокупность таких условий была установлена судом первой инстанции по настоящему спору.

Как следует из материалов дела и установлено судом, решением Новокузнецкого районного суда, Кемеровской области от 07 декабря 2020 года, вступившим в законную силу 12 января 2021 года, в интересах граждан - собственников земельных участков в границах территории Товарищества собственников недвижимости «СТ-Сервис» был установлен частный сервитут под размещение и эксплуатацию общей долевой собственности - опор № 7, №6, № 5, №4, № 3 воздушной линии электропередач ВЛ-0,4 кВ., на многоконтурный земельный участок площадью 5 кв.м. в кадастровом квартале по адресу: , в районе , по координатам характерных точек границ, в соответствии со схемой размещения земельного участка на кадастровом плане территории; территориальная зона: зона для ведения садоводства и дачного хозяйства, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для коллективного садоводства, назначение и правовой режим частного сервитута: для размещения и эксплуатации воздушной линии электропередач ВЛ - 0.4 кВ.

15.02.2021 административным истцом, ФИО2, действующей на основании решения общего собрания членов товарищества собственников недвижимости от 05.09.2020 года (протокол №2 от 05.09.2020 года), в интересах граждан-собственников земельных участков в границах территории ТСН «СТ- Сервис», через отдел «Мои документы» Новокузнецкого района ГАУ «УМФЦ Кузбасса» в Межмуниципальный отдел по Новокузнецкому району и городу Таштаголу Управления Федеральной службы Государственной регистрации кадастра и картографии по Кемеровской области было подано заявление № КУВД-001/2021-5358454 об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права частного сервитута, установленного решением Новокузнецкого районного суда от 07 декабря 2020 года.

К заявлению были приобщены межевой план от 10.02.2021 б/н, решение Новокузнецкого районного суда от 07 декабря 2020 года № 2-292/2020, протокол внеочередного общего собрания ТСН «СТ- Сервис», № 2 от 05.09.2020, выписка из протокола № 5 общего собрания ТСН «СТ-Сервис», от 14.09.2019, реестр собственников земельных участков ТСН «СТ-Сервис», от 15.02.2021, информационный лист от 10.02.2021, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, чек от 13.02.2021 об оплате государственной пошлины в размере 1500 рублей.

04.03.2021 административным истцом от административного ответчика было получено уведомление за № КУВД-001/2021-5358454/1 о приостановлении до 4 июня 2021 года осуществления действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав по заявлению от 15 февраля 2021 года.

Основаниями для приостановления учётно- регистрационных действий послужило то, что содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства, а именно межевой план по своему содержанию не соответствует требованиям к подготовке межевого плана, утвержденным приказом Минэкономразвития России «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке» от 08.12.2015 г. № 921, а именно необходимо включить в межевой план и в состав приложений межевого плана, предусмотренные п. 21, п. 25, п. 49, п. 50, п. 51 сведения (документы), определяющие данные о земельном участке при его образовании.

Кроме того, в уведомлении было указано, что заявление не соответствует требованиям ч. 5 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» поскольку кадастровый учет земельных участков, образуемых из земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется без одновременной регистрации прав.

Для устранения причин приостановления учётно-регистрационного действия было рекомендовано подать заявление о государственном кадастровом учете недвижимого имущества.

08.04.2021 ФИО2 в адрес административного ответчика было подано заявление № КУВД-001/2021-13503316 о предоставлении дополнительных документов, а также было дополнительно представлено заявление о государственном кадастровом учете недвижимого имущества.

14.04.2021 административным истцом от административного ответчика было получено уведомление №КУВД-001/2021-5358454/2 о неустранении причин приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, согласно которому соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» имеются основания для приостановления учётно-регистрационных действий, в связи с тем, что с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо.

В уведомлении было указано, что государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению лиц, указанных в п.1-6 части 2 ст. 15 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», или их представителя, при наличии у него нотариальной доверенности, если иное не установлено федеральным законом. С заявлением о государственном кадастровом учете обратилась ФИО2, что не соответствует требованиям закона.

Кроме того, заявление не соответствует требованиям ч. 5 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», поскольку кадастровый учет земельных участков, образуемых из земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется без одновременной регистрации прав.

Для устранения причины приостановления учётно-регистрационного действия необходимо обратиться с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет органу местного самоуправления, уполномоченному распоряжаться такими земельными участками.

В уведомлении также было указано, что в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 26Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, а именно: межевой план по содержанию не соответствует требованиям к подготовке межевого плана, утвержденным приказом Минэкономразвития России «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке» от 08.12.2015 г. №921, необходимо включить в межевой план и в состав приложений межевого плана, предусмотренные п. 21, п. 25, п. 49, п. 50, п. 51 сведения (документы), определяющие данные о земельном участке при его образовании.

01.06.2021 административным истцом в Межмуниципальный отдел по Новокузнецкому району и городу Таштаголу Управления Федеральной службы Государственной регистрации кадастра и картографии по Кемеровской области было подано заявление № КУВД-001/2021-22142813 о предоставлении дополнительных документов. Согласно описи от 01.06.2021 № MFC-0561/2021-174488-1 был дополнительно представлен протокол общего собрания ТСН «СТ-Сервис», от 29.05.2021, пунктом 2 которого ФИО2 была уполномочена на подачу заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права частного сервитута от имени и в интересах граждан - правообладателей сервитута.

02.06.2021 административным истцом от административного ответчика было получено уведомление № КУВД-001/2021-5358454/3 о приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, согласно которому в соответствии с п. ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» имеются основания для приостановления учётно-регистрационных действий, в связи с тем, что с заявлением о государственном кадастровом учёте и государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо.

В соответствии со ст. 15 Закона о регистрации государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению лиц, указанных в п.1-6 части 2 данной статьи, или их представителя, при наличии у него нотариальной доверенности, если иное не установлено федеральным законом.

С заявлением о государственном кадастровом учете обратилась ФИО2, что не соответствует требованиям ч. 2 ст. 15 Закона о регистрации. Для устранения причины приостановления учётно- регистрационного действия необходимо обратиться с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет органу местного самоуправления, уполномоченному распоряжаться такими земельными участками. В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 26 Закона о регистрации, имеются основания для приостановления учётно - регистрационных действий, в связи с тем, что не представлены необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - отсутствует; межевой план в форме электронного документа.

04.06.2021 административным ответчиком было принято решение №КУВД-001/2021-5358454/4 об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на сервитут.

Основанием отказа в государственной регистрации прав на сервитут послужило истечение срока приостановления, указанного в направленном административному истцу уведомлении от 04.03.2021 о приостановлении государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав в отношении объектов недвижимости, расположенных в пределах кадастрового квартал и неустранение приведенных в данном уведомлении причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учёта и государственной регистрации права, в том числе п.7 ч. 1 ст. 26 Закона о регистрации-содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

Разрешая заявленные требования, суд пришел к выводу о том, что, поскольку административным истцом были представлены административному ответчику все документы, отвечающие требованиям ст. 21 Закона о регистрации и требованиям принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов; необходимые для государственного кадастрового учета и государственной регистрации права частного сервитута, установленного судебным решением, правовые основания для отказа административным истцам в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права частного сервитута, установленного вступившим в силу судебным решением, у административного ответчика отсутствовали.

Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со ст. ст. 130, 131,132,133-1, и 164 ГК РФ. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности - сервитут.

В соответствии с п. 17 ст. 23 Земельного Кодекса РФ, сервитуты подлежат государственной регистрации, в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», за исключением сервитутов, предусмотренных пунктом 4 ст. 39-25 Земельного Кодекса РФ.

Согласно ч. 12 ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», отказ в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд.

В силу пункта 5 части 2 статьи 14 Федерального закона № 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты.

В соответствии с ч. 4. ст. 18 Закона о регистрации, к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:

1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);

2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;

3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.

В соответствии с ч. 5 ст. ст. 18 Закона о регистрации, не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.

В соответствии с ч. 5 ст. ст. 29 Закона о регистрации, уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав должно содержать указание всех причин, послуживших основанием для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с обязательной ссылкой на положения настоящего Федерального закона.

В соответствии с п. 2 ст. 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 ст. 274 ГК РФ сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.

В п. 11 «Обзора судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок», утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 26 апреля 2017 г.: указано, что обязанность кадастрового учета части земельного участка в случае заключения соглашения о сервитуте, содержится в частности, в статьях 39-25 и 39-26 Земельного Кодекса РФ, применительно к земельным участкам, находящимся в государственной или муниципальной собственности, кроме случая заключения соглашения на срок менее 3х лет.

В остальных случаях, когда закон прямо не устанавливает обязанность поставить на кадастровый учет часть земельного участка, для государственной регистрации сервитута достаточно представления документов, отражающих сферу действия сервитута и его содержание, необходимых для внесения информации в публичный реестр. При этом сервитут и как ограниченное вещное право, и как обременение недвижимого имущества подлежит регистрации в отношении всего объекта недвижимого имущества (земельного участка, здания, сооружения), сведения о котором содержатся в государственном кадастре недвижимости и Едином государственном реестре прав на недвижимость (с 01 января 2017 г. - Единый государственный реестр прав на недвижимость).

В соответствии с ч. 4 ст. ст. 58 Закона о регистрации в случае, если необходимость осуществления государственного кадастрового учета установлена решением судами такое решение суда либо решение суда, разрешившее спор о границах земельных участков и (или) контурах расположенных на них объектов недвижимости, не обязывающее орган регистрации прав осуществить государственный кадастровый учет, содержит необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости основные сведения об объекте недвижимости, в том числе сведения о координатах характерных точек границ земельного участка, координатах характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также соответствует методам их определения, установленным органом нормативно-правового регулирования, представление вместе с этим решением суда в орган регистрации прав межевого плана или технического плана либо акта обследования, подготовленных в результате выполнения кадастровых работ, не требуется.

Согласно резолютивной части решения Новокузнецкого районного суда от07 декабря 2020 г., частный сервитут площадью 5 кв. м. установлен в кадастровом квартале , в координатах характерных точек границ, указанных в судебном решении.

Данное решение суда было административным истцом представлено административному ответчику с заявлением о государственной регистрации права 15.02.2021 года.

В данном случае, для государственной регистрации права на частный сервитут, предоставление межевого плана вместе с решением суда, в котором определены все необходимые для государственной регистрации частного сервитута данные, не требуется, а следовательно административный ответчик отказывая административному истцу в государственной регистрации права на частный сервитут по основанию несоответствия межевого плана, требованиям к подготовке межевого плана, утвержденным приказом Минэкономразвития России «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке» от 08.12.2015 г. № 921, нарушает действующее законодательство и права административных истцов-граждан, собственников земельных участков в границах территории Товарищества собственников недвижимости « СТ-Сервис» в чьих интересах решением суда и установлен частный сервитут. Кроме того, следует отметить, что в соответствии с приказом Минэкономразвития России «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке» от 08.12.2015 г. № 921, указанные административным ответчиком в уведомлении пункты 22,25,49, 50 и 51 Приказа, в соответствии с которым административный истец должен был привести межевой план, касаются исключительно вновь образованных земельных участков.

Вступившие в законную силу судебное решение является самостоятельным основанием возникновения права - сервитута.

Как правильно указано судом первой инстанции, административным истцом были представлены административному ответчику все документы, отвечающие требованиям ст. 21 Закона о регистрации требованиям принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов; необходимые для государственного кадастрового учета и государственной регистрации права частного сервитута, установленного судебным решением.

Следовательно, правовые основания для отказа административным истцам в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права частного сервитута, установленного вступившим в силу судебным решением, у административного ответчика отсутствовали.

При таких обстоятельствах у суда первой инстанции имелись основания для признания оспариваемого решения незаконным и удовлетворения административного иска.

Доводы апелляционной жалобы административного ответчика Управления Росреестра судебная коллегия находит необоснованными, так как они основаны на ошибочном толковании норм права и сделаны без учета конкретных обстоятельств дела.

Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что, разрешая спор, суд правильно определил характер правоотношений лиц, участвующих в деле, и нормы закона, которые их регулируют, определил обстоятельства, имеющие значение для дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, постановил решение в соответствии с нормами материального и процессуального права, оснований для отмены или изменения правильного решения суда первой инстанции не имеется.

Ошибочное указание судом первой инстанции даты оспариваемого решения от 04 июля 2021 года, вместо 04 июня 2021 года, на правильность вынесенного судебного акта не повлияло. Описка может быть исправлена в порядке статьи 184 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Новокузнецкого районного суда Кемеровской области от 24 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение 6 месяцев со дня вынесения определения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий:

Судьи: