ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
дело №...а-13948/2022 (2а-1212/2022)
город Уфа 17 августа 2022 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Сафина Ф.Ф..
судей Зиновой У.В.,
Субхангулова А.Н..
при секретаре судебного заседания Мухаметзянове Р.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Белорецкого межрайонного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации, к Администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан, Муниципальному автономному учреждению дополнительного образования детский оздоровительный центр туризма, краеведения и экскурсий адрес муниципального района адрес Республики Башкортостан и его директору ФИО1, Муниципальному общеобразовательному бюджетному учреждению средняя общеобразовательная школа №...адрес муниципального района адрес Республики Башкортостан и его директору ФИО2, МКУ Управление образования муниципального района адрес Республики Башкортостан, заместителю начальника МКУ Управление образования муниципального района адрес Республики Башкортостан Халиуллиной-Копытовой ИР признании действий незаконными,
по апелляционному представлению Белорецкого межрайонного прокурора на решение Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 12 мая 2022 года.
Заслушав доклад судьи Зиновой У.В., судебная коллегия
установила:
Белорецкий межрайонный прокурор, действующий в интересах Российской Федерации, обратился в суд с указанным административным исковым заявлением. В обоснование заявленных требований указал, что в результате проведенной Белорецкой межрайонной прокуратурой проверки в рамках исполнения коррупционного законодательства, выявлены нарушения в деятельности администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан и ее подведомственных организациях. В этой связи дата главе администрации внесено представление об устранении нарушений законодательства, однако дата требования представления отклонены. Считает, что позиция ответчика выстроена на неправильном толковании норм права. Прокурорской проверкой установлено, что администрация муниципального района адрес Республики Башкортостан является учредителем МКУ «Управление образования муниципального района адрес Республики Башкортостан», МОБУ СОШ №...адрес и МАУ ДО детский оздоровительно-образовательный центр туризма, краеведения и экскурсии адрес. дата на должность директора МОБУ СОШ №...адрес назначена ФИО3, на которую должностной инструкцией возложена обязанность по выполнению антикоррупционных мероприятий, а также ответственность за отказ от выполнения распоряжений органов управления образования. Согласно должностной инструкции ФИО3, занимаемая ею должность отнесена к категории руководителей. дата на должность заместителя начальника МКУ Управление образования муниципального района адрес Республики Башкортостан переведена дочь ФИО3 - ФИО4 Согласно должностной инструкции ФИО5, занимаемая ею должность отнесена к категории руководителей. В ее должностные обязанности входит проведение тематических проверок образовательных учреждений района, изучение соответствия их деятельности законодательству в сфере образования, выявление соответствующих нарушений и принятие мер по их устранению, оценка результатов деятельности руководителей образовательных учреждений, внесение предложений об их поощрении, наказании, премировании, награждении, соблюдение установленных законом запретов и ограничений. Изложенное свидетельствует о возможном возникновении конфликта интересов у ФИО3 и ФИО5, однако соответствующих письменных сообщений главе администрации о возникновении личной заинтересованности от указанных лиц не поступало. Приказом начальника МКУ Управление образования муниципального района адрес Республики Башкортостан №... от дата ответственным за профилактику коррупционных правонарушений назначен специалист по охране труда НВВ., на него возложена обязанность по организации обучающих мероприятий, индивидуальному консультированию работников в данном вопросе. Согласно служебной записке НВВ на имя начальника МКУ Управление образования муниципального района адрес Республики Башкортостан УЧМ от дата, им проведена проверка в отношении ФИО5 с целью оценки серьезности возникших для организации рисков и выбора наиболее подходящей формы урегулирования конфликта интересов, сделан вывод о возникновении конфликта интересов и предложено принять добровольный отказ ФИО5 от решения вопросов, которые могут оказаться под влиянием конфликта интересов. На указанных основаниях начальником МКУ Управление образования муниципального района адрес Республики Башкортостан издан приказ №... от дата, которым конфликт интересов разрешен путем принятия данного добровольного отказа. Как следует из содержания п.п. 15-18 постановления администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан от дата№... рассмотрение уведомлений о возникновении конфликта интересов отнесено к исключительной компетенции администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан. В этой связи МКУ «Управление образования муниципального района адрес Республики Башкортостан» меры и правовой акт приняты с нарушением формы, порядка и установленной компетенции. Подобные нарушения выявлены в МАУ ДО центр туризма адрес. В соответствии с распоряжением главы администрации муниципального района адрес РБ №... от дата на должность директора названного учреждения назначен ФИО6 Согласно его должностной инструкции, на него возложены обязанности по предотвращению коррупционных правонарушений, в первую очередь – конфликта интересов, сообщение работодателю о фактах таких нарушений. Кроме того, ФИО6 наделен правом распоряжаться бюджетными средствами и формировать фонд оплаты труда с разделением его на базовую и стимулирующие части, устанавливать размеры доплат, надбавок, премий и других выплат, стимулирующего характера, давать обязательные к исполнению указания подчиненным работникам. Согласно приказу №25 от 06 марта 2014 года сын ФИО6 – ФИО7 принят им на должность заместителя директора по административно-хозяйственной части. Согласно приказу №18 от 08 апреля 2019 года жена ФИО6 – ФИО8 принята им на должность старшего методиста. На протяжении 2021 года ФИО6 неоднократно издавались приказы о выплатах стимулирующего характера ФИО7 Изложенное свидетельствует о возможном возникновении конфликта интересов у ФИО6, ФИО7, ФИО8, однако соответствующего письменного сообщения главе администрации о возникновении личной заинтересованности от ФИО6 не поступало. Постановлением администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан №611 от 24 сентября 2021 года утвержден план противодействия коррупции в муниципальном районе на 2021-2022 годы. Согласно п. 4 указанного плана, отделу кадров и юридическому отделу поручены мероприятия по проведению мониторинга практики применения нормативных правовых актов с целью выявления и устранения коррупционных факторов. Согласно п.п. 6, 8, 21, 22 плана отделу кадров поручено проведение анализа соблюдения запретов и ограничений руководителями подведомственных учреждений, обеспечение применения к ним мер ответственности по фактам нарушения таких запретов и ограничений, организация и обеспечение работы по предупреждению коррупции в подведомственных учреждениях, проведения в них соответствующих проверок. Между тем, перечисленные мероприятия ответственными подразделениями администрации не исполнены, что повлекло выявленные прокурорской проверкой нарушения.
Белорецкий межрайонный прокурор, действующий в интересах Российской Федерации, просил: признать незаконными действия администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан, выразившиеся в отказе от привлечения к ответственности ФИО3, ФИО5, ФИО6 за совершение ими коррупционных правонарушений; возложить обязанность на администрацию муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан рассмотреть вопрос привлечения к ответственности ФИО3, ФИО5, ФИО6 за совершение ими коррупционных правонарушений; признать незаконными действия администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан, выразившиеся в отказе проведения мониторинга практики применения нормативных правовых актов с целью выявления и устранения коррупционных факторов; проведения анализа соблюдения запретов и ограничений руководителями подведомственных учреждений, обеспечения применения к ним мер ответственности по фактам нарушения таких запретов и ограничений, организации и обеспечения работы по предупреждению коррупции в подведомственных учреждениях, проведения в них соответствующих проверок; возложить обязанность на администрацию муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан провести мониторинг практики применения нормативных правовых актов с целью выявления и устранения коррупционных факторов; провести анализ соблюдения запретов и ограничений руководителями подведомственных учреждений, обеспечить применение к ним мер ответственности по факту нарушения таких запретов и ограничений, организовать и обеспечить работы по предупреждению коррупции в подведомственных учреждениях, провести в них соответствующие проверки; признать незаконным бездействие директора МОБУ СОШ №8 г. Белорецка ФИО3, выразившиеся в не направлении в администрацию муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан уведомления о конфликте интересов; возложить обязанность на директора МОБУ СОШ №8 г. Белорецка ФИО3 направить в адрес администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан уведомление о конфликте интересов; признать незаконным бездействие директора МАУ ДО центр туризма г. Белорецк ФИО6, выразившиеся в не направлении в адрес администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан уведомления о конфликте интересов; возложить обязанность на директора МАУ ДО центр туризма г. Белорецк ФИО6 направить в адрес администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан уведомление о конфликте интересов.
Определением судьи, отраженным в протоколе судебного заседания, к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены директор Муниципального автономного учреждения дополнительного образования детский оздоровительный центр туризма, краеведения и экскурсий адрес муниципального района адрес Республики Башкортостан ФИО6, директор Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа №...адрес муниципального района адрес Республики Башкортостан ФИО3.
Решением Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 12 мая 2022 года в удовлетворении административного искового заявления Белорецкого межрайонного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации, отказано.
Не согласившись с указанным решением суда, Белорецкий межрайонный прокурор обратился с апелляционным представлением, в котором просил его отменить, административные требования удовлетворить. В обоснование указано, что административный иск прокурора основан на необходимости устранить нарушения компетенции в процессе рассмотрения уведомления о конфликте интересов. В силу Указа Президента Российской Федерации от 01 июля 2010 года № 821 компетенцией определения порядка по отношению к текущему спору наделены органы местного самоуправления. Постановлением администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан от 23 июля 2020 года № 759, принятого в рамках Указа, узко определены субъекты правоотношений – это руководители организаций, подведомственных администрации, и глава администрации. В этой связи, вне зависимости от посредника – МКУ «Управление образования муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан», между администрацией и муниципальным учреждением сохраняется подведомственность. В рамках Указа Президента орган местного самоуправления обязал руководителей подведомственных ему муниципальных учреждений направлять уведомление о возникновении у них конфликта интересов главе администрации данного органа местного самоуправления. Иной порядок противоречит закону.
Принимая во внимание, что неявившиеся лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, судебная коллегия на основании статьи 150 и части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации находит возможным рассмотрение административного дела в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения прокурора Каскинбаева С.Ф.., поддержавшего доводы апелляционного представления, представителя Администрации муниципального района Белорецкий район ФИО9, МКУ Управление образования муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан ФИО10, директора МАУ ДО центр туризма г.Белорецк ФИО6, полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
Согласно пункту 8 Указа Президента Российской Федерации от 01 июля 2010 года №821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» рекомендовано органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления в 2-месячный срок разработать и утвердить положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации (муниципальных служащих) и урегулированию конфликта интересов; руководствоваться настоящим Указом при разработке названных положений.
Судом установлено, что согласно выписке из приказа №01 от 04 января 2003 года по ОНО г.Белорецка и Белорецкого района с 04 января 2003 года ФИО3 назначена директором МУ средняя (полная) общеобразовательная школа №8 г. Белорецка (л.д. 23).
дата между МКУ Управление образования муниципального района адрес в лице начальника УЧМ и ФИО5 (дочерью ФИО3) заключен трудовой договор, согласно которому последняя принята на работу на должность методиста методического отдела (л.д. 23, 83-86).
Согласно выписке из приказа №822 от 15 сентября 2021 года по Управлению образования муниципального района Белорецкий район, ФИО4 переведена на должность заместителя начальника МКУ Управление образования муниципального района Белорецкий район (л.д.10).
В соответствии с дополнительным соглашением от 15 сентября 2021 года к трудовому договору от 22 января 2021 года ФИО4 принята на работу на должность заместителя начальника МКУ Управление образования муниципального района Белорецкий район Республика Башкортостан (л.д. 87).
Из должностной инструкции заместителя начальника МКУ Управление образования муниципального района Белорецкий район РБ ФИО5 следует, что заместитель начальника относится к категории руководителей, заместитель начальника подчиняется начальнику Управления (л.д. 11-18).
Приказом №131 от 02 марта 2021 года начальника Управления образования УЧМ ответственность за реализацию антикоррупционной политики возложена на специалиста по охране труда НВВ (л.д. 20).
Служебной запиской от 13 сентября 2021 года НВВ. уведомляет начальника Управления образования УЧМ о проведенной проверке по заявлению методиста ФИО5 с целью оценки серьезности возникающих для организации рисков и выбора наиболее подходящей формы урегулирования конфликта интересов. По результатам проверки установлено, что способная возникнуть ситуация является конфликтом интересов. Предлагает в качестве способа разрешения конфликта интересов использовать добровольный отказ ФИО5 от участия в обсуждении и процессе принятия решений по вопросам, которые находятся или могут оказаться под влиянием конфликта интересов (л.д. 22).
Заявлением на имя начальника Управления образования УЧМ от 13 сентября 2021 года ФИО4 сообщила о возможном конфликте интересов в случае назначения ее на должность заместителя начальника МКУ Управление образования в связи с наличием близких родственных отношений с директором МОБУ СОШ №8 г. Белорецк ФИО3 (л.д. 21).
Согласно приказу №503 от 14 сентября 2021 года начальника Управления образования ФИО11, в связи с назначением ФИО5 на должность заместителя начальника МКУ Управление образования муниципального района Белорецкий район и раскрытием ею сведений о конфликте интересов по результатам проведенной проверки, приказано разрешить конфликт интересов, сведения о котором раскрыты в заявлении ФИО5 от 13 сентября 2021 года путем добровольного отказа ФИО5 от участия в обсуждении и процессе принятия решений по вопросам, которые находятся или могут оказаться под влиянием конфликта интересов (л.д. 19).
Распоряжением главы администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан №30 от 26 октября 2009 года на должность директора МАУ ДО центр туризма г.Белорецк назначен ФИО6
Согласно приказу №25 от 06 марта 2014 года сын ФИО6 – ФИО7 принят им на должность заместителя директора по административно-хозяйственной части.
В соответствии с приказом №18 от 08 апреля 2019 года жена ФИО6 – ФИО8 принята им на должность старшего методиста.
По результатам проведения проверки главе администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан внесено Представление № 44-2022 от 17 февраля 2022 года об устранении нарушений федерального законодательства, с указанием на невыполнение своих должностных обязанностей ФИО3, Халиуллиной–Копытовой И.Р., ФИО6 и также невыполнение ответственными лицами Администрауии мероприятий по проведению мониторинга практики применения нормативных правовых актов с целью выявления и устранения коррупционных факторов. Анализа соблюдения запретов и ограничений руководителями подведомственных учреждений (л.д. 30-31 том 1).
В ответ на представление, письмом от 14 марта 2022 года Глава Администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан сообщил, что рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности ФИО3, ФИО4, НВВ ФИО6 не представляется возможным в связи с тем, что Администрация не является работодателем по отношению к вышеуказанным лицам (л.д. 32)
Разрешая заявленные административные исковые требования прокурора в части признания незаконным бездействия директора МОБУ СОШ №8 г.Белорецк ФИО3, выразившегося в не направлении в администрацию муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан уведомления о конфликте интересов являются необоснованными, суд первой инстанции исходил из того, что конфликт интересов в отношении ФИО5 разрешен 14 сентября 2021 года с работодателем в силу положений ст. 20 Трудового кодекса Российской Федерации, так как при принятии на должность заместителя начальника МКУ «Управления образования муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан» ФИО4 уведомила нанимателя – начальника МКУ «Управления образования муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан» о конфликте интересов или о возможности его возникновения. Поскольку администрация муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан не является работодателем ФИО3 и ФИО5, соответственно нет оснований для направления уведомлений от указанных лиц в адрес администрации муниципального района Белорецкий район Республика Башкортостан о конфликте интересов.
Разрешая требования прокурора в части признания незаконными действий Администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан, выразившихся в отказе проведения противокоррупционных мероприятий, суд первой инстанции указал, что административным истцом не представлено доказательств, подтверждающих невыполнение указанных выше мероприятий отделами Администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан, в связи с чем, заявленные требования являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Требования административного истца о признании незаконными действий администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан, выразившихся в отказе от привлечения к ответственности ФИО3, ФИО5, ФИО6 суд первой инстанции признал необоснованными, так как полномочий для привлечения указанных лиц к дисциплинарной ответственности у Администрации муниципального района Белорецкий район РБ не имеется в силу действующего законодательства.
Отказывая в удовлетворении требований прокурора в части признания незаконными бездействия директора МАУ ДО центр туризма г. Белорецк ФИО6, выразившегося в не направлении в адрес администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан уведомления о конфликте интересов, суд исходил из того, что ФИО6 не является должностным лицом Администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан, так как состоит в трудовых отношениях с МКУ «Управление образования муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан», соответственно отсутствует основание для направления уведомления о наличии конфликта интересов в адрес Администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан. Должность старшего методиста Муниципального опорного центра не отнесена к категории руководителей учреждения. Требования к МКУ «Управление образование муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан» административным истцом не предъявлены.
Оснований не согласиться с указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает в силу следующего.
Согласно ч.1 ст. 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
В соответствии с ч.2 ст. 10 указанного федерального закона в части 1 настоящей статьи под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
Обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов возлагается, в том числе на государственных и муниципальных служащих (ч.3 ст. 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ).
В силу ст. 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.
Лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, обязано уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.
Представитель нанимателя (работодатель), если ему стало известно о возникновении у лица, указанного в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.
Из материалов дела следует, что Распоряжением №767-р от 23 июля 2020 года утверждено положение о комиссии по рассмотрению уведомлений руководителей организаций, подведомственных администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов. Согласно п.1 данного положения определяется порядок формирования и деятельности комиссии по рассмотрению уведомлений руководителей организаций, подведомственных администрации, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов.
Постановлением №759 от 23 июля 2020 года администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан утверждено положение о порядке рассмотрения уведомлений руководителей организаций, подведомственных администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов.
Согласно положению о конфликте интересов, утвержденному приказом №567 от 22 декабря 2020 года начальника МКУ Управление образования муниципального района Белорецкий район, пунктом 1.2 предусмотрено, что настоящее положение является внутренним документом МКУ Управление образования муниципального района Белорецкий район, основной целью которого является установление порядка выявления и урегулирования конфликтов интересов, возникающих у работников организации в ходе выполнения ими трудовых обязанностей. Пунктом 1.5 установлено, что действие настоящего положения распространяется на всех лиц, являющихся работниками организации и находящихся с ней в трудовых отношениях, вне зависимости от занимаемой должности и выполняемых функций, а также на физических лиц, сотрудничающих с организацией на основе гражданско-правовых договоров.
Согласно должностной инструкции заместителя начальника МКУ Управление образования муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан указанная должность действительно относится к категории руководителей.
Вместе с тем определенная категория должности, относящаяся к категории «руководители» не свидетельствует, что заместитель начальника является руководителем подведомственной Администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан организации.
Так, согласно Уставу МКУ Управление образования муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан, единоличным исполнительным органом Управления образования является его руководитель (наименование должности руководителя – начальник), назначаемый и освобождаемый главой администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан на основании распоряжения и заключенного с ним трудового договора.
Таким образом, руководителем МКУ Управление образования муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан является его начальник.
Заместитель начальника МКУ Управление образования муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан не отнесен к руководителям Управления, трудовой договор с которым заключается с администрацией муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан, и к тем, чьи уведомления о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, подлежат рассмотрению администрацией муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан в соответствии с утвержденными Администрацией Положением о комиссии по рассмотрению уведомлений руководителей организаций, подведомственных администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и Положением о порядке рассмотрения уведомлений руководителей организаций, подведомственных администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов.
Наряду с этим, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований к признанию бездействия ФИО3, поскольку согласно изложенным положениям нормативно-правовых актов ФИО12, состоя в трудовых отношениях с МКУ Управление образования муниципального района Белорецкий район, также не имела обязанности подачи уведомления в адрес Администрации муниципального района Республики Башкортостан, а поскольку возможный конфликт интересов разрешен приказом МКУ Управление образования муниципального района Республики Башкортостан №503 от 14 сентября 2021 года на основании уведомления ФИО13, необходимости подачи аналогичного уведомления ФИО3 в адрес МКУ Управление образования муниципального района Республики Башкортостан не имелось.
При этом как следует из истребованных судебной коллегией документов, 25 февраля 2022 года ФИО3 обратилась в адрес Администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан с уведомлением о возможном конфликте интересов, на которое ей дан ответ от 25 февраля 2022 года № 01-07/627 о том, что в связи с тем, что с ней трудовой договор главой Администрации не заключался, действие Положения, утвержденного постановлением Администрации от 23 июля 2020 года № 759, не распространяется.
Также судебная коллегия отмечает, что согласно выписке из приказа от 08 августа 2022 года № 462, ФИО3, уволена с должности директора МОБУ СОШ № 8 по собственному желанию.
Наряду с этим, из истребованных судебной коллегией документов следует, что ФИО6 также не состоит в трудовых отношениях с Администрацией муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан.
Так, действие трудового договора от 26 октября 2009 года, заключенного Администрацией муниципального района с ФИО6 истекло 30 ноября 2012 года.
Распоряжением главы Администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан от 30 декабря 2011 года полномочия по заключению трудовых договоров с руководителями подведомственных муниципальных образовательных учреждений переданы начальнику Управления образования.
На основании трудового договора от 01 января 2012 года ФИО6 состоит в трудовых отношениях с МКУ Управление образования муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан.
Само по себе отсутствие приказа МКУ Управление образования муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан о принятии ФИО6 на работу на основании указанного трудового договора не свидетельствует об отсутствии между ними трудовых отношений, поскольку в силу положений статьи 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с данным кодексом.
Согласно Должностной инструкции руководителя учреждения дополнительного образования директора МАУ ДО центр туризма г. Белорецк ФИО6, утвержденного приказом начальника МКУ «Управление образования муниципального района Белорецкий район РБ» № 358 от 21 июня 2021 года, директор учреждения дополнительного образования назначается и освобождается от должности начальником Управления образования муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан. Директор дополнительного образования: решает кадровые, административные, финансовые, хозяйственные и иные вопросы в соответствии с Уставом образовательного учреждения; осуществляет подбор и расстановку кадров; принимает локальные нормативные акты образовательного учреждения, содержащие нормы трудового права, в том числе по вопросам установления системы оплаты труда с учетом мнения представительного органа работников (л.д. 211-216 том 1).
Из приказа №18 от 08 апреля 2019 года следует, что руководитель МАУ ДО центр туризма г. Белорецк ФИО6 переводом принял на работу в учреждение ФИО8 на должность старшего методиста (л.д. 224 том 1).
Из п. 1.2 Должностной инструкции старшего методиста муниципального опорного цента муниципального района Белорецкий район РБ, утвержденного директором МАУ ДО центр туризма г. Белорецк 08.09.2019 года, следует, что старший методист Муниципального опорного центра назначается приказом директора Учреждения, подчиняется заместителю директора по учебно-методической работе (л.д. 226-230 том 1).
Приказом № 25 от 06 марта 2014 года директор МАОУ ДОД центр туризма г. Белорецк ФИО6 назначил на должность заместителя директора по административной хозяйственной части ФИО7 (л.д. 225 том 1).
Согласно должностной инструкции заместителя директора по административной хозяйственной части, утвержденной приказом директора МАУ ДО Центр туризма г. Белорецк ФИО6 от 16 октября 2019 года, заместитель директора по административной хозяйственной части подчиняется непосредственно директору (пункт 1.5 Должностной инструкции) (л.д.232-235 том 1).
Приказом № 58 от 30 октября 2020 года директора МАУ ДО центр туризма г. Белорецк ФИО6 во исполнение Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» создана конфликтная комиссия для разрешения конфликтной ситуации между участниками трудового процесса, а также утверждено Положение «О конфликтной комиссии МАУ До центр туризма г. Белорецк» (л.д. 209 том 1).
В соответствии с разделом 4 Положением «О противодействии коррупции в МАУ ДО центр туризма г. Белорецк», утвержденной директором МАУ ДО центр туризма г. Белорецк 25 ноября 2020 года, общее руководство мероприятиями, направленными на противодействие коррупции, осуществляет комиссия по противодействию коррупции (л.д. 198 том 1).
Приказом №82 от 26 ноября 2020 года директора МАУ ДО центр туризма г. Белорецк ФИО6 во исполнение Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» создана комиссия по противодействию коррупции (л.д. 202 том 1).
При этом из истребованных судебной коллегией документов следует, что ранее, принятая на должность старшего методиста супруга ФИО6 – ФИО8 26 ноября 2020 года обратилась с заявлением о разрешении возможного конфликта интересов.
Указанное заявление было рассмотрено на заседании комиссии по противодействию коррупции МАУ ДО центр туризма г. Белорецк 27 ноября 2020 года, членом которой ФИО6 не является. Конфликт разрешен путем отказа от участия в обсуждении и процессе принятия решений по вопросам, которые находятся или могут оказаться под влиянием конфликта интересов (протокол № 1 от 27 ноября 2020 года).
Наряду с этим, 21 марта 2014 года на собрании наблюдательного совета МАУ ДО центр туризма г.Белорецк также рассмотрено уведомление самого ФИО6 о том, что на должность директора по административно- хозяйственной части был принят его сын ФИО7 Наблюдательный совет решил удовлетворить просьбу ФИО6 в качестве запрета: заместитель директора по АХЧ ФИО7 не должен являться материально-ответственным лицом и не должен участвовать в вопросах Учреждения, в которых может возникнуть конфликт интересов (протокол №4 от 21 марта 2014 года).
Кроме того, из заявления от 26 ноября 2020 года видно, что ФИО7 в соответствии с Положением «О противодействии коррупции» сообщил о возможном конфликте интересов в связи с наличием близких родственных отношений с директором МАУ ДО центр туризма г. Белорецк ФИО6 (л.д. 203 том 1).
Согласно протоколу №1 заседания комиссии по противодействию коррупции от 27 ноября 2020 года по МАУ ДО детский оздоровительно-образовательный центр туризма, краеведения и экскурсии г. Белорецк муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан принято решение по заявлению заместителя директора по АХЧ ФИО7 об отказе участия в обсуждении и процессе решения по вопросам, которые находятся или могут оказаться под влиянием конфликта интересов (л.д. 204 том 1).
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии бездействия, как Администрации муниципального района Белорецкий район, так и директора МОБУ СОШ № 8 ФИО3, заместителя начальника МКУ Управление образования муниципального района Белорецкий район, директора МАО ДО центр туризма г.Белорецк ФИО6 и оснований к возложению на них обязанности подачи уведомлений о конфликте интересов в Администрацию муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан, а на Администрацию к рассмотрению таких уведомлений.
Судом первой инстанции обоснованно указано, что Администрация муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан не наделена полномочиями привлечения указанных лиц к ответственности за совершение коррупционных нарушений вследствие того, что не является их работодателем. Кроме того, по доводам административного искового заявления нарушений в порядке уведомления должностными лицами о возможном конфликте интересов в ходе судебного разбирательства не установлено. Доводы административного искового заявления о том, что ФИО6 при распределении стимулирующих выплат, издавал приказы о выплатах стимулирующего характера ФИО7 в ходе судебного разбирательства своего подтверждения не нашли.
Оснований к удовлетворению требований Белорецкого межрайонного прокурора о признании незаконными действий администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан, выразившихся в отказе проведения мониторинга практики применения нормативных правовых актов с целью выявления и устранения коррупционных факторов; проведения анализа соблюдения запретов и ограничений руководителями подведомственных учреждений, обеспечения применения к ним мер ответственности по фактам нарушения таких запретов и ограничений, организации и обеспечения работы по предупреждению коррупции в подведомственных учреждениях, проведения в них соответствующих проверок и возложении обязанности на администрацию муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан провести мониторинг практики применения нормативных правовых актов с целью выявления и устранения коррупционных факторов; провести анализ соблюдения запретов и ограничений руководителями подведомственных учреждений, обеспечить применение к ним мер ответственности по факту нарушения таких запретов и ограничений, организовать и обеспечить работы по предупреждению коррупции в подведомственных учреждениях, провести в них соответствующие проверки, судом первой инстанции обоснованно не установлено.
Постановлением Администрации муниципального района Белорецкий район РБ №611 от 24 сентября 2021 года утвержден План противодействия коррупции в муниципальном районе Белорецкий район РБ на 2021-2022 годы (л.д. 127-134 том 1).
Согласно п. 4 указанного Плана мероприятий, отдел муниципальной службы и кадров, юридический отдел должны проводить мониторинг законодательства и практики правоприменения нормативных правовых актов органов местного самоуправления Республики Башкортостан, в том числе с целью выявления и устранения коррупционных факторов.
В силу п. 6, п. 8, п. 21 Плана отделу муниципальной службы и кадров поручено постоянно: проведение анализа соблюдения запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции лицами, замещающими муниципальные должности, должности муниципальной службы, должности руководителей муниципальных учреждений. Обеспечение применения предусмотренных законодательством мер юридической ответственности в каждом случае несоблюдения запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции. Организация и обеспечение работы по предупреждению коррупции в подведомственных организациях и учреждениях.
Проведение в подведомственных учреждениях проверок соблюдения требований ст. 13.3 Федерального закона «О противодействии коррупции» согласно Плану мероприятий предусмотрено не реже 1 раз в 2 года.
Из истребованных судебной коллегией документов следует, что протоколом заседания антикоррупционной комиссии Администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан от 28 марта 2022 года № 1, Комиссия рассмотрела информацию начальника юридического отдела по обзору правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействий) указанных органов, организаций и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений (п.2 ст. 6 Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»). Информация принята к сведению, поручено продолжить работу по отслеживанию правоприменительной практики.
Также рассмотрена информация заместителя главы Администрации о выполнении плана мероприятий по противодействию коррупции за 2021 год, которая принята к сведению, поручено обеспечить в 2022 году полное и своевременное исполнение Плана мероприятий на 2022-2025 годы который также утвержден на указанном заседании Комиссии.
Наряду с этим заслушан доклад старшего оперуполномоченного ОЭБиПК ОМВД России по Белорецкому району о профилактической работе по борьбе с коррупцией в органах местного самоуправления, принят к сведению, поручено продолжить в 2022 году проведение профилактической работы. Принять в пределах компетенции меры по выявлению и устранению причин и условий, способствующих совершению антикоррупционных правонарушений.
При таких обстоятельствах, оснований к выводу о наличии бездействия Администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан по невыполнению Плана противодействия коррупции в муниципальном районе Белорецкий район РБ на 2021-2022 годы, в ходе судебного разбирательства не установлено.
Доводы апелляционного представления о том, что в Положении о порядке рассмотрения уведомлений руководителей организаций, подведомственных администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей имеется правовая неопределенность суд апелляционной инстанции находит несостоятельными, поскольку указанным Положением определено, что Администрацией рассматриваются уведомления руководителей подведомственных организаций, к которым ФИО3,, ФИО6, ФИО4 не отнесены.
Прокурор не лишен возможности в случае несоответствия, по его мнению, указанного Положения о порядке рассмотрения уведомлений руководителей организаций, подведомственных администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей Указу Президента Российской Федерации от 01 июля 2010 года №821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов», принятия мер прокурорского реагирования в части несоответствия,
Выводы суда первой инстанции являются правильными, подробно мотивированы со ссылками на установленные обстоятельства, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Иные доводы апелляционного представления повторяют позицию, изложенную в административном исковом заявлении, которым судом первой инстанции дана надлежащая оценка с учетом установленных по делу обстоятельств и представленных в материалы дела доказательств, не содержат фактов, которые повлияли на обоснованность и законность решения суда, либо опровергали бы выводы суда первой инстанции.
Оснований, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы, изученным материалам административного дела, судебной коллегией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 12 мая 2022 года оставить без изменения, апелляционное представление Белорецкого межрайонного прокурора – без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения через суд первой инстанции.
Председательствующий Ф. Ф. Сафин
судьи У.В. Зинова
А. Н. Субхангулов
Справка: судья Ручушкина Г.В.