ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1384/20 от 08.09.2020 Смоленского областного суда (Смоленская область)

Судья Куделина И.А. № 33а-2417/2020

№ 2а-1384/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Смоленского областного суда в составе:

председательствующего Штейнле А.Л.,

судей Савушкиной О.С., Туникене М.В.,

при помощнике судьи Бурносовой Ю.Л.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 об оспаривании решения Управления Росреестра по Смоленской области об отказе в осуществлении кадастрового учета изменения вида разрешенного использования земельного участка по апелляционной жалобе Управления Росреестра по Смоленской области на решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 17 июня 2020 года.

Заслушав доклад судьи Савушкиной О.С., объяснения представителя административного истца ФИО1ФИО2 в поддержание доводов жалобы, судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Росреестра по Смоленской области о признании незаконным отказа во внесении в ЕГРН сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия и возложении обязанности внести изменение в ЕГРН в части изменения вида разрешенного использования земельного участка площадью кв.м., с кадастровым номером , расположенного по адресу: ..., с вида «для индивидуального жилищного строительства» на вид «для размещения объекта торгово-бытового обслуживания».

В обоснование требований указал, что является собственником вышеуказанного земельного участка с разрешенным видом использования – для индивидуального жилищного строительства. (дата) обратился через Промышленный МФЦ в Управление Росреестра по Смоленской области с заявлением о внесении изменений в части вида разрешенного использования земельного участка. (дата) получил уведомление об отказе во внесении сведений в ЕГРН со ссылкой на ч. 4 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ в связи с нахождением земельного участка в границах территории объекта культурного наследия и отсутствием акта органа власти об изменении вида разрешенного использования, а также по причине отсутствия заявленного вида разрешенного использования в перечне основных видов разрешенного использования территориальной зоны Ж1 и нахождения на земельном участке объекта капитального строительства площадью кв.м.

С данным решением административный истец не согласен, так как оно противоречит нормам закона. Зона Ж1 допускает в качестве основного вида разрешенного использования размещение объектов бытового обслуживания с условием примыкания земельного участка к красным линиям улиц, дорог и соблюдения требований о площади объекта в пределах от 150 до 300 кв.м. Выполнение данных условий подтверждается градостроительным планом земельного участка, выданным Управлением архитектуры и градостроительства Администрации г. Смоленска (дата) Жилой дом, расположенный в настоящее время на земельном участке, после изменения вида разрешенного использования подлежит сносу. Обременение в виде вхождения земельного участка в границы территории объекта культурного наследия означает всего лишь обязанность разработки и согласования проектной документации, а также проведение работ по сохранению памятника культурного наследия.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица (дата) привлечен Департамент Смоленской области по культуре (л.д. ), заявивший о процессуальном правопреемстве на Главное управление Смоленской области по культурному наследию, которое на основании постановления Администрации Смоленской области от 25.12.2019 № 812, вступившего в силу 13.02.2020, является органом исполнительной власти Смоленской области, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Смоленской области (л.д. ).

Определением суда от (дата) к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Главное управление Смоленской области по культурному наследию (л.д. 104-106).

В судебное заседание суда первой инстанции административный истец ФИО1 не явился, обеспечил явку представителя ФИО2, который заявленные требования поддержал в полном объеме.

Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Смоленской области ФИО3 административный иск не признала, указав, что поскольку земельный участок находится в зоне Ж1, является культурным слоем, то действия по изменению вида разрешенного использования земельного участка возможно производить только с согласия уполномоченного органа власти.

Представители заинтересованных лиц – Управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Смоленска и Главного управления Смоленской области по культурному наследию в судебное заседание суда первой инстанции не явились, извещены своевременно и надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Представитель заинтересованного лица – Управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Смоленска ФИО4 в судебном заседании (дата) не возражала против удовлетворения административного иска, поддержав правовую позицию административного истца (л.д. ).

В письменном отзыве Главное управление Смоленской области по культурному наследию указало, что спорный земельный участок расположен в границах территории объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов РФ федерального значения «Культурный слой города», включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, объекта археологического наследия. В границах зоны регулирования застройки необходимо предусмотреть сохранение исторической сети улиц в их габаритах; запрещается размещение промышленных предприятий, транспортно-складских устройств и других сооружений, загрязняющих территорию, воздушный и водный бассейн; допускается новое жилищное и общественное строительство, этажность и плотность которого ограничивается, снос малоценного и ветхого фонда. Таким образом использование спорного земельного участка возможно при соблюдении указанных выше требований. Изменение вида разрешенного использования земельного участка в компетенцию Главного управления не входит, любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно без дополнительных разрешений и процедур согласования (л.д. ).

Решением Ленинского районного суда г. Смоленска от 17 июня 2020 г. административный иск ФИО1 удовлетворен. Уведомление Управления Росреестра по Смоленской области от (дата) об отказе во внесении в ЕГРН сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица признано не соответствующим ч. 4 ст. 33 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». На Управление Росреестра по Смоленской области возложена обязанность произвести государственный кадастровый учет изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: ..., с разрешенным видом использования – для индивидуального жилищного строительства на такой вид разрешенного использования, как - для размещения объекта торгово-бытового обслуживания.

В апелляционной жалобе Управление Росреестра по Смоленской области просит отменить решение суда, принять новое решение, которым в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме, поскольку судом первой инстанции неверно применены нормы материального права. В обоснование жалобы ссылается на то, что принадлежащий ФИО1 земельный участок является объектом культурного наследия, о чем в ЕРГН в реестр прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества на основании охранного обязательства внесена запись. В соответствии с требованиями частей 4 и 7 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ действие градостроительного регламента на указанный земельный участок не распространяется, следовательно требовалось решение уполномоченного органа власти об изменении вида разрешенного использования. При отсутствии указанных сведений, поступивших в Управление Росреестра, изменить вид разрешенного использования не представлялось возможным.

От административного истца ФИО1 поступили возражения на апелляционную жалобу.

Представитель административного истца ФИО1ФИО2 в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержал возражения на апелляционную жалобу, полагал решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу – не подлежащей удовлетворению.

Административный истец ФИО1, представитель административного ответчика Управления Росреестра по Смоленской области, представители заинтересованных лиц – Управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Смоленска и Главного управления Смоленской области по культурному наследию в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежаще по правилам ст. 96 КАС РФ. В связи с изложенным, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы дела в полном объеме, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из смысла п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ следует, что такие решения, действия и бездействие могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: не соответствие решения, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение такими решением, действиями (бездействием) прав, свобод и законных интересов административного истца.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 является собственником земельного участка площадью кв.м. с кадастровым номером расположенного по адресу: ..., с разрешенным видом использования – для индивидуального жилищного строительства, и индивидуального жилого дома площадью кв.м. с кадастровым номером , расположенного на данном земельном участке (л.д. ).

(дата) Управлением архитектуры и градостроительства Администрации г. Смоленска ФИО1 выдан градостроительный план указанного земельного участка, в который (дата) внесены изменения. Градостроительным планом предусмотрено возведение на участке объекта торгово-бытового обслуживания в утвержденных границах (л.д. ).

Указанный земельный участок расположен в границах объекта археологического наследия, являющегося объектом культурного наследия (памятник истории и культуры) – «Культурный слой города» IX-XVII в.в. (л.д. ).

Приказом Департамента Смоленской области по культуре и туризму от (дата) утверждено охранное обязательство собственника земельного участка (л.д. ).

(дата) представителем ФИО1 в МФЦ подано заявление о внесении в ЕГРН сведений об изменении вида разрешенного использования земельного участка с вида «для индивидуального жилищного строительства» на вид «для размещения объекта торгово-бытового обслуживания» с приложением градостроительного плана земельного участка от (дата) и письма Департамента Смоленской области по культуре от (дата) , согласно которому разъяснение возможности и порядка изменения вида разрешенного использования земельного участка в соответствии с Положением о Департаменте, утв. постановлением Администрации Смоленской области от 28 февраля 2019 г. № 90, в компетенцию Департамента не входит (л.д. )

(дата) должностным лицом Управления Росреестра по Смоленской области принято решение об отказе во внесении в ЕГРН сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица в форме уведомления, в котором приведены следующие причины, препятствующие осуществлению соответствующих действий: земельный участок входит в границы территории объекта культурного наследия, и на него не распространяется градостроительный регламент; акт органа власти об изменении вида разрешенного использования не представлен. Помимо этого, выбранный вид разрешенного использования отсутствует в перечне основных видов разрешенного использования территориальной зоны Ж1 (л.д. ).

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии предусмотренных ч. 4 ст. 33 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» оснований для отказа во внесении в ЕГРН сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению ФИО1, поскольку в отношении земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, собственник вправе на основании ч. 4 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ выбрать основной и вспомогательный вид разрешенного использования самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований.

Принимая такое решение, суд исходил из того, что земельный участок административного истца расположен в зоне Ж1, основными видами разрешенного использования земельных участков в указанное зоне являются индивидуальные жилые дома коттеджного типа, жилые дома блокированного типа, объекты бытового обслуживания, объекты розничной торговли и т.п.; собственник земельного участка, находящегося в частной собственности, может выбирать основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельного участка самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований с органами местного самоуправления; действие градостроительного регламента на земельный участок административного истца распространяется, поскольку в соответствии с требованиями ч. 4 ст. 36 ГрК РФ действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий памятников и ансамблей, тогда как выданное ФИО1 охранное обязательство не содержит сведений о том, что на земельном участке административного истца таковые расположены.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам и основаны на правильном применении норм материального права.

В силу п. 4 ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федеральный закон № 218-ФЗ) в кадастр недвижимости вносятся, в том числе, дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества, к которым отнесена информация о виде или видах разрешенного использования земельного участка.

В соответствии с пунктами 2 и 3 ст. 13 Федерального закона № 218-ФЗ внесение в ЕГРН дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества осуществляется в порядке межведомственного информационного взаимодействия либо в уведомительном порядке.

Как указано в п. 2 ч. 1 ст. 32 Федерального закона № 218-ФЗ, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении или изменении разрешенного использования земельного участка.

При этом как следует из п.п. 3 п. 22 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 N 943, вид или виды разрешенного использования земельного участка обозначаются путем указания:

установленного вида разрешенного использования - на основании соответствующего акта уполномоченного органа с указанием в том числе реквизитов такого акта об установлении вида разрешенного использования;

вида разрешенного использования земельного участка из числа видов разрешенного использования, предусмотренных градостроительным регламентом, и сведений о территориальной зоне, в границах которой расположен земельный участок (с указанием реестрового номера границы территориальной зоны, сведения о которой внесены в ЕГРН, посредством указания которого в том числе обеспечивается взаимосвязь записей раздела ЕГРН на земельный участок с записями реестра границ, или реквизитов решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об утверждении правил землепользования и застройки или о внесении изменений в них, если в реестре границ отсутствует запись о соответствующей зоне).

Согласно ч. 4 ст. 33 Федерального закона № 218-ФЗ орган регистрации прав отказывает во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица, если органы государственной власти и органы местного самоуправления уведомляют об отсутствии документов (содержащихся в них сведений), необходимых для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня получения указанного уведомления направляет заявителю соответствующий отказ в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования.

Как следует из частей 3 и 4 ст. 37 ГрК РФ, изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.

Кроме того, из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14 ноября 2018 г., следует, что при наличии утвержденных в установленном порядке правил землепользования и застройки собственник земельного участка, находящегося в частной собственности, может выбирать основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельного участка самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований с органами местного самоуправления. Изменение сведений о разрешенном использовании в таком случае производится на основании заявления заинтересованного лица и необходимых для кадастрового учета документов с использованием процедуры кадастрового учета изменений объекта недвижимости.

В соответствии со ст. 27 Правил землепользования и застройки г. Смоленска, утв. решением Смоленского городского Совета от 28 февраля 2007 г. № 490, основными видами разрешенного использования земельных участков в зоне Ж1 являются индивидуальные жилые дома коттеджного типа, жилые дома блокированного типа, объекты бытового обслуживания, объекты розничной торговли и др.

В соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий памятников и ансамблей, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий памятников или ансамблей, которые являются выявленными объектами культурного наследия и решения о режиме содержания, параметрах реставрации, консервации, воссоздания, ремонта и приспособлении которых принимаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 73-ФЗ) к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Под объектом археологического наследия понимаются частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека в прошлых эпохах (включая все связанные с такими следами археологические предметы и культурные слои), основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки. Объектами археологического наследия являются в том числе городища, курганы, грунтовые могильники, древние погребения, селища, стоянки, каменные изваяния, стелы, наскальные изображения, остатки древних укреплений, производств, каналов, судов, дорог, места совершения древних религиозных обрядов, отнесенные к объектам археологического наследия культурные слои.

Под культурным слоем понимается слой в земле или под водой, содержащий следы существования человека, время возникновения которых превышает сто лет, включающий археологические предметы.

Объекты культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом подразделяются на следующие виды:

памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями; мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; объекты археологического наследия;

ансамбли - четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятников и сооружений религиозного назначения, в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям; произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи; объекты археологического наследия;

достопримечательные места - творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места традиционного бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; объекты археологического наследия; места совершения религиозных обрядов; места захоронений жертв массовых репрессий; религиозно-исторические места.

В границах территории достопримечательного места могут находиться памятники и (или) ансамбли.

Согласно п. 5 ст. 5.1 Федерального закона № 73-ФЗ особый режим использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, предусматривает возможность проведения археологических полевых работ в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ при условии обеспечения сохранности объекта археологического наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо выявленного объекта археологического наследия, а также обеспечения доступа граждан к указанным объектам.

Принимая во внимание предписания вышеприведенных правовых норм в контексте заявленных требований административного иска, судебная коллегия приходит к выводу о правильности выводов суда первой инстанции о несоответствии оспариваемого уведомления Управления Росреестра по Смоленской области требованиям федерального законодательства.

Разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, в том числе безусловную, судом допущено не было.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы и выводы суда первой инстанции.

Доводы жалобы о том, что действие градостроительного регламента не распространяется на земельный участок административного истца, основаны на ошибочном толковании Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 17 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Росреестра по Смоленской области – без удовлетворения.

Кассационная жалоба, представление могут быть поданы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи