ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1571/2021 от 15.09.2021 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

дело № 33а-16838/2021 (2а-1571/2021)

г. Уфа 15 сентября 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего Куловой Г.Р.

судей Багаутдиновой А.Р.

Портновой Л.В.

при секретаре судебного заседания Галиеве Д.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шамазова Фирдависа Файзурахмановича, Липовцевой Фанисы Нигамовны, Исламова Данила Ситдыковича к Администрации городского округа г. Нефтекамск Республики Башкортостан, межведомственной комиссии Администрации городского округа г. Нефтекамск Республики Башкортостан о признании незаконным бездействия, возложении обязанности составить заключение по апелляционной жалобе Шамазова Фирдависа Файзурахмановича, Липовцевой Фанисы Нигамовны, Исламова Данила Ситдыковича на решение Нефтекамского городского суда Республики Башкортостан от 24 июня 2021 года.

Заслушав доклад судьи Багаутдиновой А.Р., судебная коллегия

установила:

Шамазов Ф.Ф., Липовцева Ф.Н., Исламов Д.С. обратились в суд с приведенным административным иском, обосновав его тем, что они постоянно проживают в жилых помещениях по адресу: адрес, обратились в Администрацию городского округа г. Нефтекамск Республики Башкортостан с заявлением о проведении обследования занимаемых ими жилых помещений на предмет соответствия установленным для жилых помещений требованиям, однако административным ответчиком жилые помещения заявителей на пригодность к проживанию не проверены.

Письмом Администрации городского округа г. Нефтекамск Республики Башкортостан от 31 марта 2021 года заявителям сообщено о том, что занимаемые ими жилые помещения не являются самостоятельными объектами права, в реестре муниципального имущества не числятся, входят в состав нежилого здания пожарного депо, принадлежащего на праве собственности АО «Искож».

Одновременно в приведенном ответе указано на то, что Администрацией городского округа в адрес АО «Искож» было направлено письмо о рассмотрении возможности безвозмездной передачи в муниципальную собственность помещения здания пожарного депо, которые занимают граждане, для последующей их передачи в собственность гражданам в порядке приватизации, в ответ на которое АО «Искож» сообщено о нахождении здания в санитарно-защитной зоне промышленного предприятия.

Административные истцы считают, что ответ Администрации городского округа г. Нефтекамск Республики Башкортостан от 31 марта 2021 года создает препятствия для оценки помещений на предмет их безопасности и пригодности для проживания, препятствует реализации ими права на получение жилых помещений по договору социального найма.

Не выполнение Администрацией городского округа г. Нефтекамск Республики Башкортостан процедур, предусмотренных Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, свидетельствует о наличии с ее стороны незаконного бездействия.

В связи с изложенным в иске административные истцы просили признать незаконным бездействие Администрации городского округа г. Нефтекамск Республики Башкортостан и межведомственной комиссии Администрации городского округа г. Нефтекамск Республики Башкортостан, выразившееся в непринятии решения по их заявлению о признании жилых помещений – квартир №1, №5 и № 9 непригодным для проживания в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; обязать их принять такое решение путем оформления заключения в тридцатидневный срок с момента вынесения решения.

Решением Нефтекамского городского суда Республики Башкортостан от 24 июня 2021 года в удовлетворении административного искового заявления Шамазова Ф.Ф., Липовцевой Ф.Н., Исламова Д.С. отказано.

Не согласившись с указанным решением суда, административные истцы обратились с апелляционной жалобой, ссылаясь на то обстоятельство, что решение о переводе жилых помещений в здании пожарного депо в нежилые не принималось, здание пожарного депо реконструкции не подвергалось. Суд не истребовал у ответчика разрешительной документации на реконструкцию пожарного депо под овощехранилище. Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции установлена процедура признания помещения жилым, а также непригодным для проживания с указанием порядка дальнейшего использования и сроков отселения жильцов. Не проведение обследования занимаемых истцами помещений, не проведение оценки их пригодности для проживания свидетельствует о бездействии административных ответчиков. Согласно предоставленному в материалы дела государственному акту приемочной комиссии в составе здания пожарного депо имелись жилые помещения, наличие в здании жилых помещений подтверждено также сведениями технического паспорта, справкой о произведенных из заработной платы удержаниях за общежитие, а также списком работников о предоставлении им служебных квартир.

Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, судебная коллегия на основании статьи 150 и части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации находит возможным рассмотрение административного дела в отсутствие неявившихся участников процесса.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 01 марта 2021 года административные истцы обратились в Администрацию городского округа г. Нефтекамск с заявлением, в котором просили: предоставить решение о переводе жилых помещений жилого блока по адресу: адрес в нежилые; подтвердить документально с приложением материалов обстоятельства включения здания бывшего пожарного депо ПЧ-136 по адресу: адрес в территориальную площадь в границах санитарно-защитной зоны АО «Искож»; разработать и организовать выполнение мероприятий с возложением обязанностей предоставления жилых помещений заявителям с переселением из санитарно-защитной зоны АО «Искож» исходя из положений федерального законодательства и норм предоставления жилья; при определении обязанностей АО «Искож» на предоставление заявителям благоустроенного жилья (жилых помещений) в черте г. Нефтекамска, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, исходить из параметров общей площади жилья, числа комнат не менее имеющихся в наличии и пользовании у каждого заявителя.

31 марта 2021 года административным истцам дан ответ исх. № 29/16-3350, согласно которому Администрация городского округа г. Нефтекамск правомочна рассматривать постановленные заявителями вопросы исключительно в отношении многоквартирных домов и жилых помещений, в то время как помещения заявителей, расположенные по адресу: адрес, не являются самостоятельными объектами права и отдельно от здания пожарного депо в качестве жилых помещений не зарегистрированы. Перевод нежилых помещений в жилые невозможен, поскольку здание находится в санитарно-защитной зоне промышленного предприятия. Администрация не является собственником помещений, расположенных по вышеуказанному адресу; в реестре муниципального имущества указанные помещения не числятся и не относятся к муниципальному жилищному фонду, в связи с чем у Администрации отсутствуют полномочия по учету указанных помещений.

12 апреля 2021 года административными истцами направлено дополнение к ранее поданному обращению об установлении запрета на проживание граждан в жилых помещениях жилого блока по адресу: Республика Башкортостан, г. Нефтекамск, ул. Янаульская, д. 1 с указанием принятых мероприятий по расселению и его сроков, на которое 14 мая 2021 года также был дан ответ о невозможности передачи занимаемых заявителями помещений в муниципальную собственность по причине принадлежности здания, в котором расположены помещения, на праве собственности АО «Искож» на основании решения суда, а также нахождения здания в санитарно-защитной зоне промышленного предприятия.

Не согласившись с указанными ответами и ссылаясь на бездействие Администрации городского округа г. Нефтекамск, выразившееся в непринятии решения по их заявлениям в соответствии с Положением от 28 января 2006 года № 47, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации, Шамазов Ф.Ф., Липовцева Ф.Н. и Исламов Д.С. обратились в суд с настоящим иском.

Разрешая возникший спор, суд первой инстанции исходил из того, что обращения административных истцов были рассмотрены в соответствии с требованиями Федерального закона № 59-ФЗ от 02 мая 2006 года «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», в связи с чем незаконного бездействия Администрацией городского округа г. Нефтекамск не допущено. Несогласие с содержанием и объемом действий органа местного самоуправления в рамках рассмотрения обращения не свидетельствует о незаконности бездействия административных ответчиков при рассмотрении заявления административных истцов.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии со стороны Администрации городского округа г. Нефтекамск незаконного бездействия при рассмотрении обращений административных истцов.

Из материалов дела следует, что занимаемые административными истцами помещения располагаются в составе здания пожарного депо, введенного в эксплуатацию при пуске завода искусственных кож в г. Нефтекамске, и переданного в пользование государственной противопожарной службы МВД Республики Башкортостан по договору № 95 от 02 июля 1998 года для осуществления обязательств по организации противопожарной службы на ЗАО ПО «Искож».

В силу пункта 3.16 указанного договора ЗАО ПО «Искож» приняло на себя обязанность обеспечивать личный состав государственной противопожарной службы бесплатной жилой площадью, общежитиями, медицинским обслуживанием, спецпитанием и другими видами социальных и правовых гарантий наравне с работниками хозоргана (ЗАО ПО «Искож»).

14 октября 2004 года между МЧС Республики Башкортостан и ОАО «Искож» был заключен договор о передаче обязательств по договору № 95 от 02 июля 1998 года.

Далее здание пожарного депо находилось в безвозмездном пользовании и оперативном ведении пожарной части по договору № 2 от 30 ноября 2009 года на оказание работ и услуг в области пожарной безопасности, заключенному между ОАО «Искож» и МАУ «УПО городского округа г. Нефтекамск Республики Башкортостан».

Согласно пункту 3.2.14 вышеуказанного договора обеспечение пожарной части помещениями, техникой и несение расходов по их содержанию, эксплуатации и ремонту возлагалось на АО «Искож», указанное имущество было передано по акту в оперативное ведение пожарной части. Договор № 2 от 30 ноября 2009 года был расторгнут 01 октября 2014 года.

Таким образом, согласно вышеприведенным договорам АО «Искож» несло все расходы по содержанию, эксплуатации и ремонту переданного здания.

Впоследствии решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 14 сентября 2012 года (дело № А07-9580/2012) за АО «Искож» было признано право собственности на нежилое здание указанного пожарного депо.

28 февраля 2013 года право собственности АО «Искож» на указанное здание с кадастровым номером №... было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Постановлением Администрации городского округа г. Нефтекамск № 1946 от 04 июня 2013 года расположенный по указанным зданием земельный участок с кадастровым номером №..., площадью 10 204 кв.м, предоставлен АО «Искож» в аренду сроком до 04 июня 2062 года для размещения и обслуживания здания пожарного депо.

Постановлением Администрации городского округа г. Нефтекамск № 5855 от 23 сентября 2019 года нежилому зданию пожарного депо с кадастровым номером №... присвоен почтовый адрес: адрес

адрес дела технического паспорта здания по состоянию на 22 сентября 2011 года следует, что трехэтажное здание пожарного депо на 4 автомашины по адресу: Республика Башкортостан, г. Нефтекамск, ул. Янаульская, д. 1 «в», корпус 1 было построено и введено в эксплуатацию в 1971 году; из экспликации к поэтажному плану строения усматривается, что на втором и третьем этажах здания имеются жилые помещения.

18 ноября 2015 года АО «Искож» обращалось к директору ГУП Бюро технической инвентаризации Республики Башкортостан с заявлением о разъяснении статуса и назначения помещений (жилые или нежилые) при разделении и постановке на кадастровый учет отдельно по гаражу и отдельно по помещениям второго и третьего этажей, указав на то, что в собственности общества имеется нежилое здание пожарного депо на 4 автомашины, на первом этаже которого располагается гараж на 4 автомашины, на втором и третьем этажах в соответствии с техническим планом расположены комнаты отдыха и в данных комнатах проживают люди.

Письмом ГУП Бюро технической инвентаризации Республики Башкортостан от 19 ноября 2015 года АО «Искож» сообщено о невозможности отнесения помещений в составе нежилого здания пожарного депо к жилищному фонду, так как отсутствуют основания для постановки помещений на кадастровый учет с назначением «жилое».

Техническим паспортом по состоянию на 15 августа 2019 года, составленным Нефтекамским филиалом ГБУ Республики Башкортостан «Государственная кадастровая оценка и техническая инвентаризация», технический паспорт от 22 сентября 2011 года аннулирован. Во вновь составленном техническом паспорте сведений о наличии на втором и третьем этажах жилых помещений не имеется.

Из письма Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республики Башкортостан в городах Нефтекамск, Агидель, Дюртюлинском, Илишевском, Калтасинском, Краснокамском, Янаульском районах от 21 августа 2019 года следует, что обязательными требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» однозначно исключается возможность размещения жилых зданий в санитарно-защитной зоне промышленных объектов; вышеуказанное здание пожарного депо является нежилым и расположено в санитарно-защитной зоне промышленных объектов городского округа г. Нефтекамск.

Вступившим в законную силу решением Нефтекамского городского суда Республики Башкортостан от 23 декабря 2019 года (дело № 2-2093/2019), в рамках которого административные истцы участвовали в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в удовлетворении исковых требований Зарафутдинова М.М., Усманова М.Ф. к Администрации городского округа г. Нефтекамск Республики Башкортостан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, АО «Искож» о возложении обязанности на Администрацию городского округа г. Нефтекамск Республики Башкортостан осуществить достоверный учет жилищного фонда в статусе служебного жилья (общежития) по адресу Республика Башкортостан, г. Нефтекамск, ул. Янаульская, д. 1 (при бывшем пожарном депо ППЧ-73) и обеспечить жилищный контроль за его содержанием в сфере безопасности граждан; подтвердить решением аннулирование почтового адреса с извещением проживающих в данном здании лиц (помещениях), внести данные в Федеральную информационную адресную систему о присвоении данному адресу нового адреса (Республика Башкортостан, г. Нефтекамск, ул. Янаульская, д. 1В, корпус 1), возложении обязанности на Управление Росреестра по Республике Башкортостан устранить противоречие в нумерации объекта (здания) принадлежностью к общежитию (бывшее ППЧ-73), а именно: изменить нумерацию, указав «дом 1 «В», корпус 1» вместо «дом 1», вместо «нежилое здание» внести запись «жилое здание, трехэтажное», отказано.

Указанными судебными актами установлено, что помещения в составе здания пожарного депо не являются самостоятельными объектами прав, отдельно от здания пожарного депо не зарегистрированы, являются собственностью АО «Искож», регистрация права собственности которого произведена в установленном законом порядке, и не относятся к государственному или муниципальному жилищному фонду социального использования. Кроме того, спорное здание пожарного депо никогда не имело адреса: Республика Башкортостан, г. Нефтекамск, ул. Янаульская, д. 1. В 2011 году на основании адресной справки № 1163 от 15 июля 2011 года был изменен адрес здания с ул. Магистральная, д. 2 на ул. Янаульская, д. 1 «в», корпус 1, противоречий в нумерации здания пожарного депо не имеется.

Из содержания административного искового заявления и приложенных к нему документов следует, что целью обращения административных истцов с заявлениями в Администрацию городского округа г. Нефтекамск 01 марта и 12 апреля 2021 года являлось обследование межведомственной комиссией занимаемых ими помещений в целях признания их непригодными для проживания и последующего предоставления им иных жилых помещений взамен непригодных.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится, в том числе, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

В соответствии с частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом (далее по тексту - Положение).

Пунктом 2 указанного Положения установлено, что оно распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.

В силу пункта 7 указанного Положения оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7(1) настоящего Положения. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

Решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности).

Согласно пункту 8 Положения решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан принимается органом местного самоуправления при наличии обращения собственника помещения на основании соответствующего заключения комиссии.

Пунктом 42 Положения установлено, что комиссия проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя), либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, либо на основании заключения экспертизы жилого помещения, проведенной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2019 года № 1082 либо на основании сформированного и утвержденного субъектом Российской Федерации на основании сведений из Единого государственного реестра недвижимости сводного перечня объектов (жилых помещений), находящихся в границах зоны чрезвычайной ситуации (далее - сводный перечень объектов (жилых помещений).

Таким образом, в соответствии с вышеприведенным Положением на предмет пригодности (непригодности) для проживания граждан производятся оценка и обследование лишь жилых помещений. При этом в отношении жилых помещений, находящихся в частной собственности, обследование производится при наличии обращения собственника помещения.

Между тем представленными в материалы дела доказательствами подтверждается, что административные истцы занимают помещения, которые не являются жилыми, не относятся к государственному или муниципальному жилищному фонду социального использования, входят в состав нежилого здания пожарного депо, принадлежащего на праве собственности АО «Искож».

В установленном законом порядке данные помещения гражданам не предоставлялись, указанные помещения были предоставлены административным истцам для проживания в связи с трудовыми отношениями.

Вопреки доводам апелляционной жалобы наличие у административных истцов регистрации по месту жительства в указанных помещениях, а также оплата оказанных им коммунальных услуг в связи с фактическим проживанием не влияют на правовой статус этих помещений и не являются основанием для признания их в качестве жилых.

С учетом вышеприведенных обстоятельств судебная коллегия соглашается с доводами Администрации городского округа г. Нефтекамск об отсутствии у нее правовых оснований для обследования занимаемых административными истцами помещений на предмет их пригодности для проживания в соответствии с порядком, установленным Положением № 47 от 28 января 2006 года, что свидетельствует об отсутствии с ее стороны незаконного бездействия, оспариваемого административными истцами.

Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статей 14, 62 и 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основаны на неверном толковании норм материального права, выводов суда не опровергают, в силу чего не могут служить поводом к отмене законного и обоснованного решения.

Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права также не установлено.

Оснований, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы, изученным материалам административного дела, судебной коллегией не выявлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Нефтекамского городского суда Республики Башкортостан от 24 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Шамазова Фирдависа Файзурахмановича, Липовцевой Фанисы Нигамовны, Исламова Данила Ситдыковича – без удовлевторения.

Кассационная жалоба может быть подана в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий Г.Р. Кулова

Судьи А.Р. Багаутдинова

Л.В. Портнова

Справка: судья Шахмуратов Р.И.