ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1579/2022 от 08.09.2022 Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми)

Судья Хазиева С.М. дело № 33а-5656/2022 (дело № 2а-1579/2022)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Коми в составе председательствующего судьи Соболева В.М.,

судей Попова В.В., Санжаровской Н.Ю.,

при секретаре судебного заседания Нечаевой Л.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Сыктывкаре Республики Коми 08 сентября 2022 года апелляционную жалобу представителя ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми и ФСИН России Тихоновой Н.В. на решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 16 мая 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Жеребцова Ивана Викторовича к ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми и ФСИН России о взыскании компенсации за нарушения условий содержания в исправительном учреждении.

Заслушав доклад материалов административного дела судьи Попова В.В., судебная коллегия по административным делам,

установила:

Жеребцов И.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми и ФСИН России с требованиями о присуждении денежной компенсации за ненадлежащие условия содержания в исправительном учреждении ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми в размере 500000 рублей, в обоснование которого указал, что в ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми содержится с , где по прибытии в исправительное учреждение был распределен в карантинное отделение, в котором не соблюдался температурный режим, находился в стесненных условиях, отсутствовало горячее водоснабжение. После карантинного отделения административный истец года был распределен в секцию отряда , в в спальное помещение , где также находился в ненадлежащих условиях: в жилой секции скученность, было менее 2 кв.м. на каждого, плохое освещение, в комнате воспитательной работы освещение отсутствовало, было всего 6 унитазов, в январе 2021 года было установлено дополнительно 2 унитаза и 3 писсуара, что недостаточно, в комнате приема пищи недостаточно посадочных мест, всего 1 электрический чайник и один холодильник, в комнате воспитательной работы недостаточно посадочных мест, в период с года было холодно, локальный участок маленький, с отключали холодную воду с 22 до 06 часов, не было горячей воды, приходилось есть постоянно холодную пищу, потому что отряд в столовую ходит последним, в пищу перестали добавлять мясо (свинину, говядину), которую заменяют мясом птицы, в каше иногда попадают камни, так как крупа плохо очищена, отсутствует горячая вода, приходится мыть руки холодной водой, в столовой в теплое время полно мошек, комаров, бегают крысы, около столовой расположены мусорные баки с отходами, в оконных проемах имеется плесень и грибок, столы старые. В в отряде закончился капитальный ремонт: устранили плесень и грибок на стенах и потолке, заменили электропроводку, поставили новые светильники, поставили новые стеклопакеты, установили двойную входную дверь, переоборудовали комнату для выдачи посылок. 31 декабря 2019 года был переведен из обычных условий в облегченные условия отбывания наказания, где площадь подлежала увеличению. С проживал в комнате воспитательной работы, так как в спальном помещении производился капитальный ремонт, с потолка сыпались части отделочных материалов, на стенах была сырость, плесень, грибок.

Административный истец, извещенный о времени и месте рассмотрения административного дела, участия в судебном заседании не принимал, просил о рассмотрении административного дела в его отсутствие.

В судебном заседании представитель административных ответчиков ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России по доверенности Тихонова Н.В. заявленные требования не признала.

Решением Ухтинского городского суда Республики Коми от 16 мая 2022 года требования Жеребцова И.В. к Федеральной службе исполнения наказаний о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении удовлетворены частично. Взыскана с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет казны Российской Федерации в пользу Жеребцова И.В. компенсация за нарушение условий содержания в ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми в размере 35000 рублей и расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей. В удовлетворении требований Жеребцова И.В. к ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении отказано.

В апелляционной жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Коми представителем ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми и ФСИН России Тихоновой Н.В. ставится вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного, поскольку отсутствие горячего водоснабжения компенсируется возможностью регулярной помывки в бане учреждения, доказательств ограничений помывки не представлено. Норма площади на одного человека при содержании истца в колонии соблюдалась, в связи с чем оснований для вывода переполненности отряда, не имелось. Административное исковое заявление не подлежит удовлетворению, поскольку выявленные нарушения не влекут безусловного нарушения прав истца, которые бы унижали его человеческое достоинство, причинили ему расстройство и неудобства, степень которых превышала неизбежный уровень страданий, неотъемлемый от содержания в исправительном учреждении с учетом режима места принудительного содержания и являлись бы основанием для взыскания компенсации за ненадлежащие условия содержания в исправительном учреждении.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции административный истец и административные ответчики, участвующие в административном деле, участия не принимали, извещены о месте, дате и времени слушания дела надлежащим образом.

Согласно статьям 150 (часть 2), 226 (часть 6), 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, и не представивших доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участвующих лиц.

Изучив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при проверке законности решения должностного лица суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 указанной статьи, в полном объеме.

В соответствии с частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с частью 11 приведенной нормы, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В силу положений статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении. Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

В соответствии с частью 5 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.

Таким образом, признание незаконными решений, действий (бездействия) органа государственной власти или местного самоуправления и их должностных лиц возможно только при их несоответствии нормам действующего законодательства, сопряженным с нарушением прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, созданием препятствий к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или незаконным возложением на них каких-либо обязанностей.

Удовлетворяя требования административного искового заявления частично, суд первой инстанции исходил из наличия совокупности указанных оснований.

Положениями статьей 17, 21, 22 Конституции Российской Федерации предусмотрено право на свободу и личную неприкосновенность является неотчуждаемым правом каждого человека, что предопределяет наличие конституционных гарантий охраны и защиты достоинства личности, запрета применения пыток, насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания.

Возможность ограничения указанного права допускается лишь в той мере, в какой оно преследует определенные Конституцией Российской Федерации цели, осуществляется в установленном законом порядке, с соблюдением общеправовых принципов и на основе критериев необходимости, разумности и соразмерности, с тем, чтобы не оказалось затронутым само существо данного права.

В соответствии со статьёй 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.

Согласно статье 8 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации основывается на принципах законности, гуманизма, демократизма, равенства осужденных перед законом, дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения, соединения наказания с исправительным воздействием.

Частью 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

В силу частей 2, 11 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные имеют право на вежливое обращение со стороны персонала учреждения, исполняющего наказания. Они не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или взысканию. Меры принуждения к осужденным могут быть применены не иначе как на основании закона. При осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний.

Положениями статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право на присуждение за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение. Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.

Под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе: право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием, прогулки (абзац 8 пункта 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания").

В соответствии с положениями статей 1, 3 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" деятельность уголовно-исполнительной системы осуществляется на основе принципов законности, гуманизма, уважения прав человека.

Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, принятые проведенным в Женеве в 1955 году первым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, одобренные Экономическим и социальным советом ООН в резолюциях 31 января 1957 года и 13 мая 1977 года предусматривают, что все помещения, которыми пользуются заключенные, особенно все спальные помещения, должны отвечать всем санитарным требованиям, причем должное внимание следует обращать на климатические условия, особенно на кубатуру этих помещений, на минимальную их площадь, на освещение, отопление и вентиляцию (пункт 10 Правил); санитарные установки должны быть достаточными для того, чтобы каждый заключенный мог удовлетворять свои естественные потребности, когда ему это нужно, в условиях чистоты и пристойности (пункт 12); банные установки и количество душей должно быть достаточным для того, чтобы каждый заключенный мог и был обязан купаться или принимать душ при подходящей для каждого климата температуре и так часто, как того требуют условия общей гигиены, с учетом времени года и географического района, то есть во всяком случае хотя бы раз в неделю в умеренном климате (пункт 13); от заключенных нужно требовать, чтобы они содержали себя в чистоте; для этого их нужно снабжать водой и туалетными принадлежностями, необходимыми для поддержания чистоты и здоровья (пункт 15).

В соответствии с положениями статей 1 и 3 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" деятельность уголовно-исполнительной системы осуществляется на основе принципов законности, гуманизма, уважения прав человека.

Согласно пункту 1 статьи 13 Закона Российской Федерации № 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической и социальной сферы.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 2 Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе, право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий.

Как уже отмечено выше, условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.

В силу части 3 статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации администрация исправительных учреждений несёт ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.

На основании статей 9, 11, 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5473-I "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.

Согласно подпункту 3 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1314, одна из основных задач ФСИН России - обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей. В силу подпункта 6 пункта 3 Положения задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.

Финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, прав, социальных гарантий ее сотрудникам в соответствии с данным Законом и федеральными законами является расходным обязательством Российской Федерации. Учреждения, исполняющие наказания, отвечают по своим обязательствам, связанным с осуществлением собственной производственной деятельности, находящимися в их распоряжении денежными средствами. При их недостаточности ответственность по обязательствам несут соответствующие территориальные органы и федеральный орган уголовно-исполнительной системы.

В пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" разъяснено, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий. Судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды (статья 99 УИК Российской Федерации).

Основные положения материально-бытового обеспечения осужденных регламентируются статьей 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, согласно которой норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров. Осужденным предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности.

Согласно таблице 14.2 Свода Правил 308.1325800.2017 "Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования (в двух частях)", утв. Приказом Минстроя России от 20 октября 2017 года N 1454/пр следует, что площадь комнаты для быта (приема пищи) должна составлять не менее 1,2 кв.м. на 1 осужденного.

Согласно пункту 8 таблица 14.3. Свода Правил от 20.10.2017 № 1454/пр, комната воспитательной работы, групповой психологической работы с осужденными должна быть не менее 0,4 м. на одного осужденного, но не менее 30,0 м.

Минимальные нормы питания и материально - бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания". Согласно таблице 5.27 СанПиН 1.2.3685-21, допустимая температура воздуха в жилых помещениях должна составлять не менее 18 С.

В соответствии с нормами освещения и стандарта СП 52.13330.2011, СНИП 23-05-95, норма освещения в жилом помещении составляет 150 Лк.

Согласно пункту 14.3 Свода правил "Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования (в двух частях)", утвержденных Приказом Минстроя России от 20.10.2017 №1454/пр, мужскую уборную необходимо оборудовать одним унитазом и одним писсуаром на 15 осужденных. Умывальную следует оборудовать одной ножной ванной и одним умывальником на 15 осужденных мужского пола.

Из положений пунктов 19.2.1 и 19.2.5 Свода правил "Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования", утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 октября 2017 года № 1454/пр, следует, что здания исправительных учреждений должны быть оборудованы, в том числе горячим водоснабжением; подводку горячей воды следует предусматривать к санитарным приборам, требующим обеспечения горячей водой (умывальникам, раковинам, мойкам (ваннам), душевым сеткам и т.п.).

Пункт 8.1.1 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утвержденных постановлением Главного государственного врача РФ от 10 июня 2010 года № 64 (утратившего силу с 01.03.2021, но действовавшего на период рассматриваемых правоотношений), предусматривал в жилых зданиях хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение.

Требования о подводке горячей воды к умывальникам и душевым установкам во всех зданиях были предусмотрены также Инструкцией по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста России, утвержденной Приказом Минюста России от 02.06.2003 № 130-ДСП, которая впоследствии была признана утратившей силу приказом Минюста России от 22.10.2018 № 217-дсп.

Согласно пункту 1.1 данной Инструкции ее положения должны были соблюдаться при разработке проектов на строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение зданий, помещений и сооружений исправительных и специализированных учреждений уголовно­ исполнительной системы, за исключением тюрем.

Обеспечение горячим водоснабжением являлось и является обязательным. Иное применение закона ставит в неравное положение осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, построенных до принятия Свода правил, по сравнению с теми, кто отбывает наказание в исправительных учреждениях, введенных в эксплуатацию после 2003 года.

Согласно Приказу ФСИН России от 27 июля 2006 года N 512 "Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно - исполнительной системы" комнаты для хранения продуктов и приема пищи оборудуются: стеллаж для хранения продуктов 1 шт., стол для раскладки продуктов и приема пищи 1 шт., табурет 2 шт., лестница переносная 1 шт., бачок для пищевых отходов и мусора 1 шт., шкаф холодильный 1 шт., электрокипятильник 1 шт.

Оценивая выводы суда первой инстанции, удовлетворившего частично требования административного иска о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении, судебная коллегия исходит из следующего.

Как следует из материалов административного дела и установлено судом первой инстанции, осужденный Жеребцов И.В. прибыл в ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми , по прибытии был помещен в карантинное отделение исправительного учреждения, в котором находился по . С содержался в отряде (с 01 января 2022 года отряд ), с содержался в отряде (с 01 января 2022 года отряд ). Жеребцов И.В. убыл в ФКУ СИЗО-1, откуда прибыл , был размещен в карантинном отделении по , с он переведен в участок колонии-поселения; с переведен в отряд ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми (в настоящее время отряд ).

Судом установлено, что карантинное отделение расположено на втором этаже двухэтажного здания, общей площадью 273,3 кв.м., площадью жилых помещений 107,2 кв.м. В период содержания истца в карантинном отделении количество осужденных составляло от 17 до 19 человек, соответственно норма площади 2 кв. м. на 1 осужденного была соблюдена. Площадь комнаты приема пищи карантина составляет 22,8 кв.м, которая также была достаточной на 19 осужденных. По ведомости нематериальных активов ФКУ ИК-19 в комнате для приема пищи карантинного отделения располагаются столы в количестве 3 штук, рассчитанные на 8 человек каждый, а также лавки четырехместные 6 штук, который было достаточно для приема пищи на указанное количество осужденных.

Температура воздуха в спальном помещении, комнате воспитательной работы в холодный период +18 +24 градуса, в теплый период +20 +28; в комнате приема пищи +18 +26 градусов; в туалете +18 +26 градусов; в коридоре +16 +22 градусов, что соответствовало нормативным требованиям. Фактов низких температур в карантинном отделении в период нахождения там административного истца не фиксировалось.

Отсутствие в карантинном отделении горячего водоснабжения было установлено судом на основании представленных доказательств и письменных материалов дела, что административным ответчиком в судебном заседании не оспаривалось.

Отряд (ныне отряд ) расположен на втором этаже в двухэтажном отдельно стоящем здании, блок общежитий , имеет отдельный вход, оборудован необходимыми помещениями и объектами коммунально-бытового назначения. Осужденные обеспечены индивидуальным спальным местом, одной тумбочкой на двух осужденных и одним табуретом. Общая площадь отряда № 4 составляет 559,4 кв.м., из которых спальное помещение № 1 86,8 кв.м. на 43 человека, спальное помещение № 2 86,5 кв.м. на 43 человека, спальное помещение № 3 87,6 кв.м. на 43 человека. Спальные секции отряда были оборудованы кроватями двухярусными металлическими в количестве 22 шт. в два ряда, 22 тумбочками и 43 табуретами.

Действующее законодательство не предусматривает исключений из норматива не менее 2 кв.м жилой площади на одного осужденного мебели и иного инвентаря. За время содержания истца в отряде № 4 нарушений нормы площади жилых помещений не установлено, поскольку в секциях проживало одновременно не более 43 осужденных. Актов прокурорского реагирования в части несоблюдения нормы площади жилых помещений в отряде № 4 также не принималось. В связи с изложенным, оснований для вывода о переполненности жилой секции судом не установлено.

Содержание осужденного Жеребцова И.В. с 11 июня по 20 июля 2021 года в комнате воспитательной работы, использованной в качестве спального помещения, что носило вынужденный характер и связано с проводимыми ремонтными работами, обеспечивало истцу надлежащие условия проживания и содержания, и не влекло никаких нарушений его прав и законных интересов при отбывании наказания.

В отряде установлено искусственное освещение в соответствии со Сводом правил СНиП 23-05-95: туалет - светильник ЛПО Standart 218-21 (4 шт мощность 18 Вт *2 1350Lm - каждый светильник), коридор - светильник светодиодный FL-LED LPO-1 36W 6500K 3200Лм (2 шт мощность 36Вт каждая), помещение для приема пищи -светильник светодиодный FL-LED LPO-1 36W 6500K 3200Лм (2 шт мощность 36Вт каждая), комната отдыха (воспитательной работы с осужденными) - светильник светодиодный FL-LED LPO-1 36W 6500K 3200Лм (3 шт мощность 36Вт каждая), спальные помещения - светильник светодиодный FL-LED LPO-1 36W 6500K 3200Лм (12 шт мощность 36Вт каждая). Замена светового оборудования произведена в ноябре 2021 года: туалет - (4 шт мощность 18 Вт *2 1350Lm - каждый светильник), коридор - (3 шт мощность 36Вт каждая), помещение для приема пищи -коридор светильник (2 шт мощность 36Вт каждая), комната отдыха (воспитательной работы с осужденными) - коридор (5 шт мощность 36Вт каждая), спальные помещения - коридор (15 шт мощность 36Вт каждая). Ежеквартально производятся замеры уровня освещенности при помощи сертифицированного оборудования, работы по замене осветительного оборудования. Фактов недостаточного освещения в отряде № 4 в период нахождения там административного истца не фиксировалось.

Отряд оборудован двумя туалетными помещениями, в которых имеются 8 унитазов с кабинками, 3 писсуара, 10 умывальников. При численности осужденных в отряде до 130 человек указанного количества санитарно-технического оборудования было недостаточно в части унитазов и писсуаров.

Умывальные комнаты общежития отряда также не обеспечены горячим водоснабжением, что не оспаривалось в судебном заседании административными ответчиками.

Вступившим в законную силу решением Ухтинского городского суда от 20 мая 2020 года на ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми возложена обязанность обеспечить в течение одного года со дня вступления в законную силу решения суда горячим водоснабжением помещения всех общежитий для проживания осужденных, карантинов, ОСУОН, всех камер блока ШИЗО/ПКТ исправительного учреждения, где установлены санитарные приборы (умывальники, раковины, мойки, ванны, душевые, сетки) в соответствии с требованиями пунктов 19.2.1. и 19.2.5 Свода правил "Исправительные учреждения и центры УИС. Правила проектирования", утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 20.10.2017 № 1454/пр, СП 30.13330, СП 31.13330, СП 32.13330, СП 118.13330, п.8.1.1 СанПиН 2.1.2.2645-10, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 № 64. До настоящего времени данное решение суда не исполнено.

Судебная коллегия, проверяя законность и обоснованность решения суда первой инстанции, полагает правильным вывод суда о наличии нарушения, выразившегося в отключении холодной воды в ночное время в жилых секциях отрядов общежитий исправительной колонии.

В силу части 3 статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.

В соответствии с пунктом 126 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста России от 16 декабря 2016 года № 295, в исправительном учреждении обеспечивается выполнение, в том числе санитарно-гигиенических норм и требований.

По утверждению административных ответчиков временное отключение холодного водоснабжения в ночное время обусловлено необходимостью проведения текущих плановых ремонтных работ и технического обслуживания сантехнического оборудования, так как данные работы невозможно провести без отключения водоснабжения.

Вместе с тем, доступ к оборудованной гигиеничной сантехнике обладает первостепенным значением в поддержании чувства собственного достоинства заключенных. Гигиена и чистота не только являются неотъемлемой частью уважения лиц к своему телу и к соседям, с которыми они находятся в одном помещении в течение долгого срока, но также являются необходимым условием сохранения здоровья. По-настоящему гуманная среда невозможна без доступа к санитарному оборудованию или возможности сохранения тела в чистоте. Поскольку обеспечение помещений исправительного учреждения санитарно-бытовыми объектами и холодным водоснабжением даже в ночное время (в период отбоя осужденных) являлось и является обязательным, то неисполнение исправительным учреждением требований закона влечет нарушение прав осужденного на содержание в условиях надлежащего обеспечения его жизнедеятельности. Данные нарушения относятся к нарушениям условий содержания в исправительном учреждении, за которые подлежит взысканию денежная компенсация. С февраля 2021 года таких отключений холодного водоснабжения в ночное время не происходит.

Административными ответчиками не представлено допустимых и достоверных доказательств создания надлежащих условий содержания осужденного в части обеспечения холодным водоснабжением в ночное время в соответствии с требованиями закона, в то время как обязанность доказать отсутствие нарушений установленных правил и норм в силу положений статьи 62 и пункта 3 частей 9 и 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и разъяснений в пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 47, возложена на административных ответчиков.

В части организации холодного водоснабжения в дневное время судом установлено, что холодное водоснабжение в ФКУ ИК-19 централизованное, организованное согласно заключенным контрактам с МУП "Ухтаводоканал". Перебоев с поставкой холодного водоснабжения не установлено.

Согласно таблице 14.3 Свода правил в помещении общежития при обычных и облегченных условиях отбывания наказания комнаты для приема пищи не предусмотрены.

Завтрак, обед и ужин осужденных осуществляется в столовой исправительной колонии, отряд оборудован помещением для хранения продуктов и приема пищи, где осужденные могут в свободное время готовить себе дополнительно пищу, попить чай и другое.

Согласно положениям Приказа ФСИН России от 27 июля 2006 года N 512 "Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно - исполнительной системы" комнаты для хранения продуктов и приема пищи оборудуются: стеллаж для хранения продуктов 1 шт., стол для раскладки продуктов и приема пищи 1 шт., табурет 2 шт., лестница переносная 1 шт., бачок для пищевых отходов и мусора 1 шт., шкаф холодильный 1 шт., электрокипятильник 1 шт.

Судом установлено, что административными ответчиками нарушений Номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, утв. Приказом ФСИН России № 512 в части оборудования комнаты одним электрическим чайником и одним холодильником не допущено. В соответствии с техническим паспортом здания, площадь комнаты воспитательной работы отряда № 4, в которой имеется телевизор, составляет 87 кв.м. Учитывая количество отбывающих в отряде наказание осужденных не более 130 человек, площадь комнаты воспитательной работы должна составлять не менее 52 кв.м. В комнате воспитательной работы имеются 35 четырехместные лавки, комната оборудована светильниками. Санитарное состояние комнаты воспитательной работы удовлетворительное.

Окна в здании объекта "Блок общежитий ", в котором расположены отряды сделаны с двойным остекленением, при выявлении факта отсутствия стела, трещины, производится их замена. Отряд расположен на втором этаже, вход на первом этаже, установлены двойные входные двери, в произведена замена на новые входные двери. Допустимая температура воздуха в жилых помещениях, которая согласно таблице 5.27 СанПиН 1.2.3685-21, должна составлять не менее +18 С, соблюдалась. Фактов низких температур в отряде № 4 в период содержания административного истца не фиксировалось.

Согласно таблице 14.3 Свода правил прогулочный двор в общежитиях с обычными и облегченными условиями отбывания наказания не предусмотрен, при этом, площадь локального участка отряда № 4 составляет 270 кв.м, в котором организовано место для курения и занятия спортом.

Дератизация и дезинфекция в помещениях и камерах исправительного учреждения осуществляются на основании заключенных контрактов, наличия в помещениях грызунов и насекомых не установлено.

В части санитарно-эпидемиологического состояния столовой судом установлено его удовлетворительное состояние, ремонт помещений производится по необходимости, стены, пол, электрика, сантехника, находятся в удовлетворительном состоянии; за уборку и санитарное состояние столовой ответственность несут осужденные, назначенные на должность подсобных рабочих. Удовлетворительное санитарное состояние столовой в период с 2019 по 2022 года подтверждено справками ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России от 11 марта 2022 года.

Питание осужденных к лишению свободы в ФКУ ИК-19 УФСИН России организовано в соответствии с нормами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005 года № 205 "О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы на мирное время", согласно приказу Минюста России от 17 сентября 2018 года № 189 "Об установлении повышенных норм питания, рациона питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных к лишению свободы на мирное время", и согласно приказу ФСИН России от 02.09.2016 № 696 "Об утверждении Порядка организации питания осужденных, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы".

Продукты суточных норм осужденным ФКУ ИК-19 доводятся в виде готовой пищи 3 раза в сутки на завтрак, обед, ужин в полном объеме по утвержденным раскладкам продуктов, которые составляются начальником ОКБИ и ХО совместно с заведующим столовой учреждения, подписывается заместителем начальника, курирующего ОКБИ и ХО, начальником ОКБИ и ХО и медицинским работником. В случаях отсутствия какого-либо продукта на складе производится его замена на продукты-заменители в соответствии с указанными выше нормами. В учреждении организовано трехразовое питание (завтрак, обед и ужин) с интервалами между приемами пищи не более 7 часов. Раскладка продуктов по нормам питания составлена на неделю. В раскладке продуктов на неделю одни и те же блюда не повторяются более двух - трех раз, а блюда из одинаковых продуктов в качестве гарнира ко второму блюду на один и тот же прием пищи не планируются. Крупяные гарниры чередуются с овощными. Раскладки продуктов составляются по каждой норме питания отдельно. Суточные нормы мяса, рыбы, жиров, сахара доводятся до осужденных в полном объеме. В учреждении организовано дополнительное питание осужденных по данным нормам.

Дежурный помощник начальника учреждения присутствует при каждой закладке продуктов в котел и совместно с медицинским работником проверяет качество готовой пищи, соответствие приготовленных блюд раскладкам продуктов, фактический выход блюд, массу мясных и рыбных порций непосредственно в горячем цехе (на местах ее выдачи). Результаты проверки записываются в книгу учета контроля за качеством приготовления пищи, после чего дежурный помощник начальника учреждения дает разрешение на выдачу пищи осужденным, о чем также делается запись. Кроме того, готовая пища периодически проверяется начальником учреждения или его заместителем путем снятия пробы. Хранение продовольствия на складе ОКБИ и ХО учреждения производится на основании Распоряжения ФСИН России от 04.04.2014 № 72-р. Всё продовольствие имеет сертификаты качества и декларации соответствия. Не допускается хранение и завоз продовольствия с истекшим сроком годности. В учреждении проводятся контрольно-показательные варки приготовления пищи, с составлением актов. Нарушений организации питания осужденных прокуратурой не выявлено. Горячее водоснабжение столовой осуществляется через котельную учреждения.

Контейнерная площадка твердых коммунальных отходов расположено в 22 метрах от здания столовой, в соответствии с установленными нормами, вывоз коммунальных отходов с территории ФКУ ИК-19 осуществляет региональный оператор ООО "Ухтажилфонд", согласно заключенным государственным контрактам, скопления отходов не допускается.

Доводы административного истца о наличии сырости, плесени, грибка, наличия на одежде и постели следов отделочных материалов с потолка, также не нашли своего объективного подтверждения. Ремонт проводился в спальных помещениях, поэтому части отделочных материалов не могли попасть на одежду и тем более на постельные принадлежности осужденного. Спальное помещение и комната воспитательной работы расположены по разным сторонам от коридора общежития и на существенном расстоянии друг от друга.

Разрешая заявленные административным истцом требования, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что условия содержания административного истца в исправительном учреждении не в полной мере соответствовали требованиям действующего законодательства, а именно отсутствовало горячее водоснабжение в жилых помещениях отряда и карантинном отделении ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми, отключение в ночное время с 22-00 до 06-00 холодной воды до февраля 2021 года, в туалетах отряда недостаточное количество унитазов и писсуаров (вместо 9 унитазов - 8, вместо 9 писсуаров - 3), в связи с чем, пришел к выводу о наличии правовых оснований для взыскания компенсации в размере 35000 рублей. Иных нарушений условий содержания в ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми, на которые ссылался административный истец в своём административном исковом заявлении суд, первой инстанции не установил.

Пребывание гражданина в пенитенциарных учреждениях неизбежно связано с различными лишениями и ограничениями, поэтому не всякие ссылки административного истца на подобные лишения и ограничения объективируются в утверждение о том, что он подвергся бесчеловечному или унижающему достоинство обращению со стороны государства. При установлении наличия или отсутствия физических и нравственных страданий, а также при оценке их характера и степени необходимо учитывать индивидуальные особенности потерпевшего и иные заслуживающие внимания фактические обстоятельства дела.

Такими обстоятельствами могут являться длительность пребывания потерпевшего в местах лишения свободы или в местах содержания под стражей, однократность (неоднократность) такого пребывания; половая принадлежность лиц, присутствующих при осуществлении потерпевшим санитарно-гигиенических процедур в отсутствии приватности; состояние здоровья и возраст потерпевшего; иные обстоятельства.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда о наличии у административного истца права на компенсацию за ненадлежащие условия содержания в исправительном учреждении, выразившиеся в отсутствии горячего водоснабжения.

Приведенные в решении суда выводы основаны на положениях пунктов 19.2.1 и 19.2.5 Свода Правил 308.1325800.2017 "Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования", утвержденного Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 октября 2017 года № 1454/пр, согласно которым здания исправительных учреждений должны быть оборудованы горячим водоснабжением согласно требованиям СП 30.13330, СП 31.13330, СП 32.13330, СП 118.13330, а также действующих нормативных документов. Подводку горячей воды следует предусматривать к санитарным приборам, требующим обеспечения горячей водой (умывальникам, раковинам, мойкам (ваннам), душевым сеткам и т.п.).

Требования о подводке горячей воды к умывальникам и душевым установкам во всех зданиях были предусмотрены ранее действующей Инструкцией по проектированию исправительных учреждений и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденной Приказом Минюста России от 02 июня 2003 года № 130-дсп, признанной утратившей силу Приказом Минюста России от 22 октября 2018 года № 217-дсп.

Согласно статье 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и разъяснениям, содержащимся в пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", обязанность доказывания соблюдения надлежащих условий содержания лишенных свободы лиц возлагается на административного ответчика - соответствующие орган или учреждение, должностное лицо, которым следует подтверждать факты, обосновывающие их возражения.

Стороной ответчика не представлено каких-либо доказательств принятия компенсационных мер, в том числе путём размещения в свободном доступе водонагревательных приборов либо ежедневную выдачу горячей воды (помимо кипятка 3 раза в день на завтрак, обед и ужин) либо её выдачу по требованию.

Доводы апелляционной жалобы административных ответчиков об отсутствии оснований для взыскания компенсации за отсутствие горячего водоснабжения исправительного учреждения подлежат отклонению. Ссылка административных ответчиков на обеспечение административного истца дважды в неделю помывкой в банно-прачечном комбинате, где имеется подвод горячего водоснабжения, не свидетельствует об обеспечении надлежащих условий его содержания, в связи с чем, не может являться основанием к отказу в административном иске и отмене решения суда в приведенной части.

Судебная коллегия, проверяя законность и обоснованность решения суда первой инстанции, также соглашается с выводом суда о наличии правовых оснований для взыскания компенсации за нарушение, выразившееся в отключении холодной воды в ночное время в жилых секциях отрядов общежитий исправительной колонии и за несоблюдение необходимого количества санитарно-технического оборудования в санитарных комнатах отряда № 4 исправительного учреждения.

Поскольку обеспечение помещений исправительного учреждения санитарно-бытовыми объектами и холодным водоснабжением даже в ночное время (в период отбоя осужденных) являлось и является обязательным, постольку неисполнение исправительным учреждением требований закона влечет нарушение прав осужденного на содержание в условиях надлежащего обеспечения его жизнедеятельности. Данные нарушения относятся к нарушениям условий содержания в исправительном учреждении, за которые подлежит взысканию компенсация.

Нехватка необходимого количества санитарно-технического оборудования в санитарных комнатах отряда (вместо 9 унитазов-8, вместо 9 писсуаров - 3) в нарушение требований пункта 14.3 Свода правил "Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования" (в двух частях), утвержденных Приказом Минстроя от 20.10.2017 №1454/пр, предусматривающего необходимость оборудования мужской уборной одним унитазом и одним писсуаром на 15 осужденных, при содержании в отряде 130 человек достоверно установлена на основании оценки представленных доказательств и безусловно нарушает права осужденного на удовлетворение естественных потребностей и является основанием для взыскания компенсации за ненадлежащие условия содержания в исправительном учреждении.

Выводы суда в указанной части основаны на анализе исследованных по делу доказательств, которым судом дана надлежащая правовая оценка по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, соответствует материалам дела и требованиям законодательства, и у судебной коллегии не имеется оснований с ними не согласиться. Исходя из объёма допущенных нарушений условий содержания в исправительном учреждении, с учётом характера и длительности этих нарушений, принимая во внимание совокупность установленных по делу обстоятельств, степень испытанных административным истцом нравственных страданий, судебная коллегия полагает определённую к взысканию в пользу административного истца компенсацию в размере 35000 рублей разумной, обоснованной и справедливой, способствующей восстановлению нарушенных прав административного истца.

Суждения, приведённые в апелляционной жалобе, лишены бесспорных правовых аргументов и не опровергают установленные по делу обстоятельства. При этом аналогичные доводы были тщательно проверены на стадии рассмотрения дела судом первой инстанции, обоснованно отвергнуты как несостоятельные с приведением убедительных мотивов в решении. Каких-либо новых доводов, способных поставить под сомнение законность и обоснованность выводов по результатам оценки условий содержания в исправительном учреждении, не приведено.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам

определила:

решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 16 мая 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми и ФСИН России Тихоновой Н.В. - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Третий кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в течение шести месяцев, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось.

Председательствующий -

Судьи -

Мотивированное апелляционное определение составлено 16 сентября 2022 года.