ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1631/20 от 03.06.2020 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

УИД 34RS0012-01-2019-002335-95 Административное дело 2а-1631/2020

Судья Скоробогатова Е.И. Дело № 33а-5419/2020

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Волгоград 3 июня 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего судьи Сергеева С.С.,

судей Антропова Е.А., Циренщикова И.А.

при ведении протокола помощником судьи Корниловой Н.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя Муниципального унитарного предприятия «ЖКХ Городищенского района» на решение Городищенского районного суда Волгоградской области от 10 декабря 2019 года по исковому заявлению Муниципального унитарного предприятия «ЖКХ Городищенского района» к контрольно-счётной палате Городищенского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным и отмене пунктов 2, 3 представления № 4 от 5 сентября 2019 года, которым

в удовлетворении административного иска отказано.

Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Антропова Е.А., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Муниципальное унитарное предприятие «ЖКХ Городищенского района» (далее по тексту – МУП «ЖКХ Городищенского района») обратилось в суд с указанным административным иском к контрольно-счётной палате Городищенского муниципального района Волгоградской области, мотивировав свои требования тем, что 5 сентября 2019 года административным истцом получено представление № 4 контрольно-счётной палаты Городищенского муниципального района Волгоградской области, в соответствии с которым МУП «ЖКХ Городищенского района» обязано до 5 октября 2019 года: 1) возвратить в бюджет Городищенского муниципального района Волгоградской области денежные средства в размере 459579,39 рублей сумму накладных расходов при производстве ремонтно-строительных работ хозяйственным способом за счет средств субсидий, выделенных из бюджета Городищенского района Волгоградской области, 2) возвратить в бюджет Городищенского муниципального района Волгоградской области 888047,48 рублей сумму сметной прибыли при производстве ремонтно-строительных работ хозяйственным способом за счёт средств субсидий выделенных из бюджета Городищенского района. В 2018 году администрацией Городищенского муниципального района Волгоградской области МУП «ЖКХ Городищенского района» были выделены субсидии для производства работ по восстановлению работоспособности водозаборных скважин, капитальных ремонтов, приобретения технологического оборудования, материалов для коммунальной инфраструктуры. Контрольно-счётной палатой Городищенского муниципального района Волгоградской области установлено, что МУП «ЖКХ Городищенского района» осуществляло данные работы хозяйственным способом, но данные работы не были проведены, поскольку выделенные в 2018 году субсидии были направлены на капитальный ремонт имущества коммунального хозяйства, которое у него отсутствует, в связи с чем, работы для собственных нужд предприятием не были проведены. Просили признать незаконными и подлежащими отмене пункты 2, 3 представления № 4 от 5 сентября 2019 года контрольно-счётной палаты Городищенского муниципального района Волгоградской области.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе административный истец МУП «ЖКХ Городищенского района просит отменить решение суда и принять новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объёме, ссылаясь на нарушение норм материального права и неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.

Представители МУП «ЖКХ Городищенского района» в судебное заседание не явились, о дате рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со ст. 308 КАС РФ, выслушав председателя контрольно-счётной палаты Городищенского муниципального района Волгоградской области Попову Н.В., оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия полагает решение подлежащим оставлению без изменения по следующим обстоятельствам.

В соответствии с частью 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Отказывая в удовлетворении заявленных административным истцом требований, суд первой инстанции, верно, исходил из того, что МУП «ЖКХ Городищенского района» нарушен порядок и условия получения субсидий установленных ст. 78 БК РФ, в связи с чем оснований для признания незаконными и подлежащими отмене пунктов 2, 3 представления № 4 от 5 сентября 2019 года контрольно-счётной палаты Городищенского муниципального района Волгоградской области не имеется.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами по следующим основаниям.

Основные полномочия контрольно-счётного органа муниципального образования определены в части 2 статьи 9 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований»

На основании ст. 15 Федерального закона 7 февраля 2011 года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», органы государственной власти и государственные органы субъектов Российской Федерации, органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления и муниципальные органы, организации, в отношении которых контрольно-счётные органы вправе осуществлять внешний государственный и муниципальный финансовый контроль, их должностные лица, а также территориальные органы федеральных органов исполнительной власти и их структурные подразделения в установленные законами субъектов Российской Федерации сроки обязаны представлять в контрольно-счётные органы по их запросам информацию, документы и материалы, необходимые для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.

В соответствии со ст.16 Федерального закона № 6-ФЗ контрольно-счётные органы по результатам проведения контрольных мероприятий вправе вносить в органы государственной власти и государственные органы субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления и муниципальные органы, проверяемые органы и организации и их должностным лицам представления для их рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или возмещению причинённого вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений.

В случае выявления нарушений, требующих безотлагательных мер по их пресечению и предупреждению, а также в случае воспрепятствования проведению должностными лицами контрольно-счётных органов контрольных мероприятий контрольно-счётные органы направляют в органы государственной власти и государственные органы субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления и муниципальные органы, проверяемые органы и организации и их должностным лицам предписание.

Предписание контрольно-счётного органа должно содержать указание на конкретные допущенные нарушения и конкретные основания вынесения предписания.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение предписания контрольно-счётного органа влечёт за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъекта Российской Федерации.

Из анализа вышеприведённых норм следует, что контрольно-счетный орган вправе выдать предписание в рамках проведения контрольных мероприятий при осуществлении внешнего государственного или муниципального финансового контроля.

Судом установлено и подтверждено материалами дела, что Постановлением администрации Городищенского муниципального района от 22 марта 2018 года № 193-п утверждён «Порядок предоставления субсидии из бюджета Городищенского муниципального района предприятиям жилищно-коммунального хозяйства в 2018 году на проведение работ по восстановлению работоспособности водозаборных скважин, капитальных ремонтов, приобретение технологического оборудования, материалов для коммунальной инфраструктуры».

На основании п. 4.6 Порядка предоставления субсидии администрацией Городищенского муниципального района с МУП «ЖКХ Городищенского района» заключены соглашения «О предоставления субсидии из бюджета Городищенского муниципального района в 2018 году на проведение работ по восстановлению работоспособности водозаборных скважин, капитальных ремонтов, приобретение технологического оборудования, материалов для коммунальной инфраструктуры» (далее - Соглашения) на общую сумму 11 977 001,00 рублей.

В соответствии с п. 3.2.2 соглашений МУП «ЖКХ Городищенского района», заключенных с администрацией Городищенского муниципального района Волгоградской области в целях подтверждения целевого использования средств субсидий, в администрацию Городищенского муниципального района Волгоградской области были представлены отчеты о проведенных мероприятиях за 2018 год по использованию субсидий из бюджета Городищенского муниципального района в 2018 году.

15 августа 2019 года контрольно-счетной палатой Городищенского муниципального района Волгоградской области составлен акт по результатам контрольных мероприятий в отношении МУП «ЖКХ Городищенского муниципального район» по вопросу проверки использования субсидии, выделенной из бюджета Городищенского муниципального района Волгоградской области МУП «ЖКХ Городищенского района» на проведение работ по восстановлению работоспособности водозаборных скважин, капитальных ремонтов, приобретение технологического оборудования, материалов для коммунальной инфраструктуры в 2018 году.

5 сентября 2019 года контрольно-счетной палатой Городищенского муниципального района Волгоградской области вынесено представление № 4 в отношении МУП «ЖКХ Городищенского района», по результатам выявленных нарушений использования субсидий, выделенных из бюджета Городищенского муниципального района Волгоградской области юридическим лицам на проведение работ по восстановлению работоспособности водозаборных скважин, капитальных ремонтов, приобретение технологического оборудования, материалов для коммунальной инфраструктуры в 2018 году.

Пунктами 2 и 3 представления № 4 контрольно-счетной палатой Городищенского муниципального района Волгоградской области установлено:

- Величина накладных расходов, указанная в актах приемки выполненных работ КС-2 рассчитана без учета требований п. 4.9. Методических указаний по определению величины накладных расходов в строительстве (МДС 81-33.2004), утвержденных постановлением Госстроя России от 12 января 2004 года №6, при определении величины накладных расходов с использованием нормативов накладных расходов по видам строительства или видам работ при производстве ремонтно-строительных работ хозяйственным способом необходимо применять коэффициент 0,6. В результате неверного применения коэффициента 0,85 величина накладных расходов завышена на сумму 459 579,34 рублей.

- Согласно п. 1.1. Методическим указаниям по определению величины сметной прибыли в строительстве (МДС 81-25.2001), утверждённым постановлением Госстроя России от 28 февраля 2001 года № 15 сметная прибыль является нормативной частью стоимости строительной продукции и не относится на себестоимость работ, а также п.2.1. Методических указаний в нормах сметной прибыли учтены затраты на: отдельные федеральные, региональные и местные налоги и сборы; расширенное воспроизводство подрядных организаций (модернизация оборудования, реконструкция объектов основных фондов); материальное стимулирование работников (материальная помощь, проведение мероприятий по охране здоровья и отдыха, не связанных непосредственно с участием работников в производственном процессе); организацию помощи и бесплатных услуг учебным заведениям. Однако п. 1 ст. 78 БК РФ определены общие цели предоставления субсидий: «Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведённых из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.» В соответствии с нормами БК РФ пунктом 2.1. Порядка предоставления субсидии определена цель предоставления субсидии: «Субсидии предоставляются районным муниципальным предприятиям ЖКХ на безвозмездной безвозвратной основе в целях финансового обеспечения затрат на приобретение технологического оборудования и комплектующих, а также на проведение работ по восстановлению работоспособности водозаборных скважин и гидротехнических сооружений в 2018 году для оказания коммунальных услуг населению». Таким образом, исходя из целей предоставления субсидий определённых в ст. 78 БК РФ и п.2.1. Порядка предоставления субсидии можно сделать вывод, что обоснование МУП «ЖКХ Городищенского района» расходования средств субсидий за счёт применения норм сметной прибыли в размере 888 047,48 рублей в качестве подтверждения понесённых затрат на приобретение технологического оборудования и комплектующих, а также на проведение работ по восстановлению работоспособности водозаборных скважин и гидротехнических сооружений в 2018 году для оказания коммунальных услуг населению является необоснованным.

Сатьей 2 БК РФ предусмотрено, что бюджетное законодательство помимо прочего состоит из муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах (закон (решение) о бюджете).

В силу ч. 5 ст. 3 БК РФ органы местного самоуправления принимают муниципальные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом.

Пунктом 1 ст. 78 БК РФ предусмотрено предоставление субсидии на безвозмездной и безвозвратной основе.

Подпунктом 3 п. 3 ст. 78 БК РФ предусмотрено, что муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий индивидуальным предпринимателям - производителям товаров, работ, услуг, должны определять порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении. В случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными п. 3 и абз. 4 п. 8 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (п. 3.1 ст. 78 БК РФ).

Учитывая положения ст. 78 БК РФ суд первой инстанции верно указал, что предоставленные в качестве субсидии денежные средства носили адресный и целевой характер. Между тем, МУП «ЖКХ Городищенского района» допущено необоснованное направление средств субсидий на покрытие сметной прибыли, а также произведено необоснованное завышение накладных расходов.

При указанных обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что основания для удовлетворения административного искового заявления МУП «ЖКХ Городищенского района» к контрольно-счетной палате Городищенского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным и отмене пунктов 2, 3 представления № 4 от 5 сентября 2019 года отсутствуют.

В целом, доводы апелляционной жалобы повторяют правовую позицию заявителя жалобы, выраженную в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда, и сводятся к выражению несогласия с произведённой судом оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 308-311 КАС РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Городищенского районного суда Волгоградской области от 10 декабря 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Муниципального унитарного предприятия «ЖКХ Городищенского района»– без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке гл. 35 КАС РФ.

Председательствующий

Судьи