Судья Вайцещук И.С. № 33а-1262/2022
№ 2а-176/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
31 мая 2022 года г. Смоленск
Судебная коллегия по административным делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего Ивановой О.А.,
судей Савушкиной О.С., Штейнле А.Л.,
при помощнике судьи Бурносовой Ю.Л.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Холм-Жирковского района Смоленской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Тупиковского сельского поселения Холм-Жирковского района Смоленской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия по апелляционной жалобе Администрации Тупиковского сельского поселения Холм-Жирковского района Смоленской области на решение Сафоновского районного суда Смоленской области от 9 февраля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Савушкиной О.С., возражения представителя административного истца – прокурора Юрченковой Л.Н. относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
прокурор Холм-Жирковского района Смоленской области, уточнив требования, обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Тупиковского сельского поселения Холм-Жирковского района Смоленской области (далее – Администрация) о признании незаконным бездействия Администрации, выразившегося в непринятии мер по переходу на предоставление муниципальных услуг в электронном режиме, по вступлению решения в законную силу дополнении перечня массовых социально значимых муниципальных услуг, предоставляемых на территории Тупиковского сельского поселения, подлежащих переводу в электронный формат, утвержденного постановлением Администрации от 27 января 2022 г. № 7, а именно: предоставление информации о порядке предоставления жилищно-коммунальных услуг населению; предоставление информации об объектах недвижимого имущества, находящихся в государственной и муниципальной собственности и предназначенных для сдачи в аренду; предоставление информации о времени и месте театральных представлений, филармонических и эстрадных концертов и гастрольных мероприятий театров и филармоний, киносеансов, анонсы данных мероприятий; просил возложить на Администрацию обязанность в течение 3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить техническую возможность оказания вышеуказанных муниципальных услуг в электронном виде.
В обоснование требований прокурор указал, что прокуратурой Холм-Жирковского района в соответствии с заданием прокуратуры Смоленской области проведена проверка соблюдения Администрацией законодательства в сфере реализации национальных проектов, в ходе которой установлено, что у муниципального образования имеется доступ в сеть «Интернет» и официальный сайт, посредством которого возможно предоставление муниципальных услуг в электронной форме. В нарушение норм действующего законодательства Администрацией не обеспечено предоставление заявленных муниципальных услуг в электронной форме через официальной сайт и портал государственных и муниципальных услуг, не утвержден перечень массовых социально значимых государственных и муниципальных услуг, подлежащих переводу в электронный формат, что препятствует реализации национального проекта «Национальная программа «Цифровая экономика РФ» и достижению предусмотренных им целей.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель административного истца ФИО1 поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представитель административного ответчика ФИО2 заявленные требования не оспаривал, пояснив, что указанные нарушения имеются из-за недостатка времени для решения указанных вопросов в полном объеме.
Решением Сафоновского районного суда Смоленской области от 9 февраля 2022 г. административное исковое заявление прокурора Холм-Жирковского района Смоленской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворено.
В апелляционной жалобе административный ответчик Администрация просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Указывает, что распоряжением Правительства РФ от 7 сентября 2010 г. № 1506-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 17 декабря 2009 г. № 1993-Р» из Сводного перечня исключен пункт о предоставлении информации о времени и месте театральных представлений, филармонических и эстрадных концертов и гастрольных мероприятий театров и филармоний, киносеансов, анонсы данных мероприятий. Полагает, что план перехода первоочередных государственных и муниципальных услуг в электронном виде в настоящее время реализован полностью. Также ссылается на то, что в утвержденном распоряжением Администрации Смоленской области от 8 июля 2021 г. № 1298-р/адм перечне массовых социально значимых государственных и муниципальных услуг, подлежащих переводу в электронный формат на территории Смоленской области, отсутствуют муниципальные услуги, указанные в административном иске прокурора.
От административного истца поступили возражения на апелляционную жалобу, в которых прокурор просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Указывает, что распоряжением Правительства РФ от 7 сентября 2010 г. № 1506-р, на которое в апелляционной жалобе ссылается административный ответчик, утверждено Приложение № 1 (1), согласно п. 17 которого предоставление информации о времени и месте театральных представлений, филармонических и эстрадных концертом и гастрольных мероприятий театров и филармоний, киносеансов, анонсы данных мероприятий включено в Сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления в электронном виде. Полагает, что перечисленный в апелляционной жалобе перечень муниципальных услуг, переведенных в электронную форму, не является исчерпывающим и требует дополнения рядом муниципальных услуг, отраженных в резолютивной части решения суда. Также ссылается на то, что утвержденный распоряжением Администрации Смоленской области от 8 июля 2021 г. № 1298-р/адм перечень массовых социально значимых государственных и муниципальных услуг, подлежащих переводу в электронную форму, лишь дополняет указанный выше Сводный перечень.
Представитель административного ответчика Администрации в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о времени и месте судебного заседания указанный участник процесса извещен по правилам ст. 96 КАС РФ, заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. В связи с изложенным, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя указанного лица.
Проверив материалы дела в полном объеме, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 4 ст. 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из смысла п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ следует, что решения, действия и бездействие могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: не соответствие решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение такими решениями, действиями (бездействием) прав, свобод и законных интересов административного истца.
Как установлено судом и следует из материалов дела, постановлением Главы муниципального образования Тупиковского сельского поселения Холм-Жирковского района Смоленской области от 14 января 2021 г. № 2 внесены изменения в постановление Администрации Тупиковского сельского поселения Холм-Жирковского района Смоленской области от 11 ноября 2013 г. № 30 «Об утверждении реестра муниципальных услуг», согласно которым Реестр муниципальных услуг изложен в новой редакции (л.д. 28).
В соответствии с пунктами 5, 8, 11 вышеуказанного постановления от 14 января 2021 г. № 2 к муниципальным услугам относятся предоставление информации о месте и времени проведения праздников и иных культурно-массовых мероприятий на территории Тупиковского сельского поселения Холм-Жирковского района Смоленской области; предоставление информации об объектах недвижимого имущества, находящихся в муниципальной собственности Администрации Тупиковского сельского поселения Холм-Жирковского района Смоленской области; предоставление информации о порядке предоставления жилищно-коммунальных услуг населению (л.д. 28 оборот).
Постановлением Главы муниципального образования Тупиковского сельского поселения Холм-Жирковского района Смоленской области от 27 января 2022 г. № 7 утвержден Перечень массовых социально значимых муниципальных услуг, предоставляемых на территории Тупиковского сельского поселения Холм-Жирковского района Смоленской области, подлежащих переводу в электронный формат, согласно приложению, к которым относится предоставление жилого помещения по договору социального найма и присвоение адреса объекты адресации, изменение и аннулирование такого адреса (л.д. 17,18).
На основании решения и.о. прокурора Холм-Жирковского района Смоленской области от 14 декабря 2021 г., в период с 14 по 17 декабря 2021 г. прокурором проведена проверка соблюдения Администрацией Тупиковского сельского поселения Холм-Жирковского района Смоленской области законодательства в сфере реализации национальных проектов, а именно предоставления муниципальных услуг в электронной форме (л.д. 29).
В ходе проведенной прокурором проверки установлено, что у муниципального образования Тупиковского сельского поселения Холм-Жирковского района Смоленской области имеется доступ в сеть «Интернет» и официальный сайт (https://tupikovskoe.admin-smolensk.ru/), посредством которого возможно предоставление муниципальных услуг в электронной форме. В нарушение федерального законодательства Администрацией до настоящего времени предоставление муниципальных услуг в электронной форме через официальный сайт Администрации и портал государственных и муниципальных услуг, не утвержден перечень массовых социально значимых государственных и муниципальных услуг, подлежащих переводу в электронный формат, что подтверждается скриншотами с официального сайта Администрации (л.д. 10, 19, 30).
Разрешая заявленные по существу требования, суд первой инстанции исходил из обоснованности предъявленных требований и пришел к выводу о том, что Администрацией не в полной мере приняты меры к переходу на предоставление муниципальных услуг в электронном виде, что создает препятствия для граждан в сфере предоставления муниципальных услуг в электронном виде.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам и основаны на правильном применении норм материального права.
Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Федеральный закон № 210-ФЗ») регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия.
Услуги, предоставляемые государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ), подлежат включению в реестр государственных или муниципальных услуг и предоставляются в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом в том случае, если указанные услуги включены в перечень, установленный Правительством Российской Федерации (ч. 3 ст. 1 Федерального закона № 210-ФЗ).
Согласно п. 6 ч. 4 Федерального закона № 210-ФЗ основными принципами предоставления муниципальных услуг являются, в том числе, возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме.
В соответствии с п.п. 2, 3 ст. 5 Федерального закона № 210-ФЗ при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме, получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме.
Статьей 6 Федерального закона № 210-ФЗ предусмотрена обязанность органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме.
Распоряжением Правительства РФ от 17 декабря 2009 г. № 1993-р «Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде» утверждены сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде, а также услуг, предоставляемых в электронном виде учреждениями и организациями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями и организациями (приложение № 1) и сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде, а также услуг, предоставляемых в электронном виде учреждениями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями, в рамках полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации (приложение 1 (1).
В соответствии с п. 48 вышеуказанного распоряжения (приложение 1) к муниципальным услугам, предоставляемым органами местного самоуправления в сфере жилищно-коммунального хозяйства в электронном виде, относится предоставление информации о порядке предоставления жилищно-коммунальных услуг населению.
В силу п. 52 вышеуказанного распоряжения (приложение 1) к муниципальным услугам, предоставляемым органами местного самоуправления в сфере имущественно-земельных отношений, строительства и регулирования предпринимательской деятельности в электронном виде, относится предоставление информации об объектах недвижимого имущества, находящихся в государственной и муниципальной собственности и предназначенных для сдачи в аренду.
Согласно п. 17 вышеуказанного распоряжения (приложение 1 (1) к муниципальным услугам, предоставляемым органами местного самоуправления в электронном виде, относится предоставление информации о времени и месте театральных представлений, филармонических и эстрадных концертов и гастрольных мероприятий театров и филармоний, киносеансов, анонсы данных мероприятий.
По смыслу указанных выше правовых норм приведенный в уточненном административном исковом заявлении перечень социально значимых муниципальных услуг должен быть переведен в электронный вид, в связи с чем выводы суда первой инстанций об удовлетворении заявленных требований соответствуют указанным выше правовым актам, и доводами жалобы они не опровергаются.
Ссылки в апелляционной жалобе на то, что в распоряжении Администрации Смоленской области от 8 июля 2021 г. № 1298-р/адм «Об утверждении перечня массовых социально значимых государственных и муниципальных услуг, подлежащих переводу в электронный формат на территории Смоленской области» отсутствуют указанные в административном иске муниципальные услуги, не имеют правового значения для настоящего административного дела, так как заявленный в административном иске перечень муниципальных услуг подлежал переводу в электронный вид на основании распоряжения Правительства РФ от 17 декабря 2009 г. № 1993-р.
С учетом изложенных обстоятельств, суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, в том числе безусловную, судом допущено не было.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы и выводы суда первой инстанции.
Руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Сафоновского районного суда Смоленской области от 9 февраля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Тупиковского сельского поселения Холм-Жирковского района Смоленской области – без удовлетворения.
Кассационная жалоба, представление могут быть поданы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи