ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1869/2023 от 14.12.2021 Курского областного суда (Курская область)

Судья Капанина Н.В. Дело №33а-3416-2021 г.

№2а-1869/23-2021

КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по административным делам Курского областного суда в составе:

председательствующего Ермакова М.И.,

судей - Курочкиной И.А., Ягерь Е.А.,

при секретаре Крюковой М.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 14 декабря 2021 года административное дело по административному исковому заявлению Мышакина Анатолия Николаевича и Мышакиной Елены Андреевны к Управлению Росреестра по Курской области об оспаривании решения, поступившее с апелляционной жалобой Мышакина Анатолия Николаевича и Мышакиной Елены Андреевны на решение Ленинского районного суда города Курска от 11 мая 2021 года, которым в удовлетворении требований отказано.

Заслушав доклад судьи Курочкиной И.А., выслушав административного истца Мышакину Е.А. и представителя административных истцов Ганкину Е.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, а так же возражения на нее представителя административного ответчика Управления Росреестра по Курской области - Ильющенко М.В., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Мышакины А.Н. и Е.А. обратились в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области (далее Управление Росреестра по Курской области, Управление) оспаривая решение Управления от 02.02.2021 об отказе в во внесении в Единый государственный реестр недвижимости (далее также - ЕГРН) сведений об изменении вида разрешенного использования земельного участка, собственниками которого они являются, с вида «для огородничества без права застройки и посадки фруктовых деревьев» на вид «для индивидуального жилищного строительства».

В обоснование заявленных требований административные истцы ссылались на то, что отказ противоречит нормам действующего законодательства, поскольку принадлежащий им земельный участок находится в территориальной зоне Ж1, допускающей в качестве основного вида разрешенного использования индивидуальное жилищное строительство.

Суд постановил вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе административные истцы Мышакины просят решение суда отменить, полагая его незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права, без учета фактических обстоятельств дела.

Административный истец Мышакин А.Н. о дате, времени и месте рассмотрения дела извещенный по правилам ст.96 КАС РФ, в судебное заседание не явился, о причинах своей неявки в судебное заседание не известил, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявил. Судебная коллегия при данных обстоятельствах с учетом положений ст.150 КАС РФ сочла возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившегося лица.

Проверив материалы дела и решение суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Курского областного суда приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

По настоящему административному делу такие основания для отмены обжалуемого судебного акта в апелляционном порядке установлены.

Из материалов настоящего дела следует, что 2 апреля 2013 года между земельным комитетом г.Курска и административными истцами на основании постановления администрации г.Курска от 21 февраля 2013 года №579 заключен договор №В140715ф купли-продажи земельного участка из земель - земли населенных пунктов площадью 600 кв.м с кадастровым номером , находящийся по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования - для огородничества без права застройки и посадки фруктовых деревьев.

Право общей совместной собственности Мышакина А.Н. и Мышакиной Е.А. на указанный объект недвижимого имущества зарегистрировано в ЕГРН и подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 46 АО № 067681 от 26.04.2013.

22 января 2021 года административные истцы обратились в Управление Росреестра по Курской области с заявлениями о внесении е ЕГРН сведений об изменении вида разрешенного использования указанного земельного участка на - индивидуальное жилищное строительство.

2 февраля 2021 года Управлением Росреестра по Курской области на основании статьи 33 Федерального закона от 13 июля 2015 г. №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", часть 4 которой предусматривает, что орган регистрации прав отказывает во внесении в ЕГРН сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица, если органы государственной власти и органы местного самоуправления уведомляют об отсутствии документов (содержащихся в них сведений), необходимых для внесения сведений в ЕГРН в порядке межведомственного информационного взаимодействия, принято решение об отказе во внесении в ЕГРН сведений об изменении вида разрешенного использования спорного земельного участка.

В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации граждане, организации, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 227 названного кодекса по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

При разрешении данного административного дела суд первой инстанции исходил из соответствия оспариваемого решения закону, и не доказанности нарушения прав и законных интересов административных истцов.

Судебная коллегия с такими выводами не согласна.

Законность и справедливость при рассмотрении судами административных дел обеспечиваются соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, а также с получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (статьи 6, 8, 9 КАС РФ).

Обязанность доказывания законности управленческого решения возлагается на орган, организацию, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (статьи 210, 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства (пп. 8 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации).

Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.

Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации).

Статьей 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации закреплено, что правила землепользования и застройки включают в себя градостроительные регламенты, в которых указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть по видам основным, условно разрешенным и вспомогательным. Вспомогательные виды разрешенного использования допустимы только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними (ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

В пункте 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений. Согласно пункту 3 указанной статьи, градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

В соответствии с частью 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

Предметом настоящего спора является оспаривание решения регистрирующего органа в связи с отказом выполнения регистрационных действий по внесению в ЕГРН сведений об изменении основного вида разрешенного использования, урегулированных Федеральным законом от 13 июля 2015 года №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации).

Согласно пункту 4 части 5 статьи 8 Закона о государственной регистрации в кадастр недвижимости вносятся, в том числе, дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества, к которым отнесена информация о виде или видах разрешенного использования земельного участка.

В силу подпунктов 2 и 3 статьи 13 Закона о государственной регистрации внесение в ЕГРН дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества осуществляется в порядке межведомственного информационного взаимодействия либо в уведомительном порядке.

По смыслу части 4 статьи 33 Закона о государственной регистрации недвижимости орган регистрации прав отказывает во внесении в ЕГРН сведений, если органы государственной власти предоставили ответы на запросы регистратора об отсутствии сведений, необходимых для регистрации прав, либо если ответ на запрос органа регистрации прав не поступил в течение установленного срока.

На основании указанных положений административный ответчик, считая невозможным внесение в ЕГРН испрашиваемых заявителями изменений без согласования с уполномоченным органом, 29 января 2021 года обратился в комитет архитектуры и градостроительства города Курска с межведомственным запросом, в котором просил сообщить, возможно ли изменение вида разрешенного использования спорного земельного участка.

Из содержания обжалуемого решения Управления, изложенного в уведомлении №КУВД-001/2021-1840222/1, следует, что испрашиваемые заявителями регистрационные действия невозможны в связи с тем, что спорный земельный участок приобретен ими в не процедуры публичных торгов (аукциона) с целью, не связанной со строительством индивидуального жилого дома, а изменение вида разрешенного использования, о котором заявлено Мышакиными, создаст ситуацию их преимущественного положения по сравнению с иными лицами, в нарушение Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», по приобретению в собственность спорного земельного участка.

Кроме того, указано, что ко дню принятия решения в адрес Управления не поступил ответ комитета архитектуры и градостроительства города Курска на межведомственный запрос о возможности изменения вида разрешенного использования спорного земельного участка.

То есть, в данном случае административный ответчик исходил из того, что для осуществления государственного учета изменений по заявлениям административных истцов, необходимо решение указанного отраслевого органа администрации города Курска, осуществляющего деятельность в области градостроительного планирования и развития территории города Курска.

Вместе с тем, указанная позиция, с которой согласился суд первой инстанции, противоречит положениям статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункту 1 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14 ноября 2018 года.

Так, в силу статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (пункт 1). Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (пункт 2).

Согласно пункту 1 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14.11.2018, при наличии утвержденных в установленном порядке правил землепользования и застройки собственник земельного участка, находящегося в частной собственности, может выбирать основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельного участка самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований с органами местного самоуправления.

Изменение сведений о разрешенном использовании в таком случае производится на основании заявления заинтересованного лица и необходимых для кадастрового учета документов с использованием процедуры кадастрового учета изменений объекта недвижимости.

Решением Курского городского Собрания от 23.10.2007 №388-3-РС утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Курск" (далее - Правила землепользования и застройки).

Согласно пункту 1.1.1 Правил землепользования и застройки, основные виды разрешенного использования (применительно к земельным участкам и объектам капитального строительства в границах территориальной зоны) - виды использования, указанные в градостроительном регламенте в качестве разрешенных к применению в границах территориальной зоны без согласований и дополнительных условий.

Вспомогательные виды разрешенного использования - виды использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

Правилами землепользования и застройки установлено, что земельный участок с кадастровым номером находится в территориальной зоне Ж-1 - зона индивидуальных жилых домов (отдельно стоящих и (или) блокированных).

Территориальная зона Ж-1 предусматривает 19 основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, среди которых такие виды разрешенного использования, как «для индивидуального жилищного строительства» и «ведение огородничества».

Таким образом, избранный М-ными вид разрешенного использования соответствует одному из основных видов разрешенного использования, установленных для территориальной зоны, в которой расположен принадлежащий им на праве общей совместной собственности земельный участок.

Обжалуемое решение органа регистрации не содержит каких-либо требований к заявителям о предоставлении дополнительных документов необходимых для кадастрового учета изменений объекта недвижимости, не заявлялось об этом и в суде.

При таких обстоятельствах решение органа регистрации прав о необходимости получения в порядке межведомственного информационного взаимодействия дополнительных документов (акта органа власти (органа местного самоуправления) об изменении вида разрешенного использования) неправомерны, поскольку в данном случае изменение вида разрешенного использования определяется градостроительным регламентом и волеизъявлением собственников земельного участка.

Ссылка Управления о невозможности использования спорного земельного участка в соответствии с испрашиваемым административными истцами видом разрешенного использования, и как следствие отсутствие нарушения их прав оспариваемым решением, ввиду имеющихся в отношении земельного участка обременений, связанных с установлением особого режима использования земли (охранных зон: напорной канализации, теплотрассы, электрокабеля и водопровода) безосновательна, поскольку согласно выписке из ЕГРН от 02.12.2021 №КУВИ-002/2021-160800375 такие сведения в государственном реестре отсутствуют.

Так исходя из содержания указанной выписки, предоставленной по запросу суда, а также письменных пояснений представителя административного ответчика земельный участок с кадастровым номером площадью 600 кв.м, поставлен на государственный кадастровый учет 13.03.2012 путем раздела земельного участка с кадастровым номером площадью 641 кв.м, на основании межевого плана от 22.12.2011, подготовленного кадастровым инженером ФИО1

Согласно данному межевому плану на кадастровый учет также были поставлены части земельного участка, а именно:

  • : Особый режим использования земли. Охранная зона напорной канализации. Площадь 112 кв.м.;
  • : Особый режим использования земли. Охранная зона теплотрассы. Площадь 284 кв.м.;
  • : Особый режим использования земли. Охранная зона электрокабеля. Площадь 6 кв.м.;
  • : Особый режим использования земли. Охранная зона водопровода. Площадь 237 кв.м.
  1. вышеуказанные части земельного участка сняты с государственного кадастрового учета в соответствии с ч. 11 ст. 25 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "О государственном кадастре недвижимости", согласно которой внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при учете части объекта недвижимости носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации соответствующего ограничения (обременения) вещного права. Если по истечении одного года со дня завершения учета этой части объекта недвижимости не осуществлена государственная регистрация соответствующего ограничения (обременения) вещного права, такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.

Поскольку в настоящее время в ЕГРН сведения о частях земельного участка с кадастровым номером имеют статус «архивные», ранее установленные в порядке статьей 56 и 56.1 Земельного кодекса РФ ограничения прав на его части не могут служить основанием к ограничению правомочий его собственников.

При этом расположение спорного земельного участка в пределах охранной зоны стационарного пункта наблюдений за состоянием окружающей среды - аэрологической станции Курск, так же не исключает возможности использования спорного земельного участка в соответствии с заявленным административными истцами видом разрешенного использования по согласованию с территориальным управлением по гидрометеорологии и контролю природной среды, поскольку указанная станции не является реперной (эталонной) (п.2 Порядка выполнения работ в охранных зонах гидрометеорологических станций РД 52.04.107-86, п. 3.1.6 РД 52.04.720-2009. Руководящий документ. Положение о реперных климатических станциях).

Сведений о том, что спорный земельный участок предназначен для размещения линейных объектов и (или) занят линейными объектами, в связи с чем в соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ в его отношении не распространяется действие градостроительного регламента, материалы дела не содержат. Напротив, стороной административных истцов представлены справки соответствующих ресурсоснабжающих организаций о их отсутствии.

Обстоятельства, изложенные административным ответчиком в оспариваемом решении, как и позиция заинтересованного лица - Комитета по управлению муниципальным имуществом города Курска, изложенная в ответе на запрос суда, касающиеся условий заключения сделки, в результате которой ФИО2 перешло право собственности на спорный земельный участок, с учетом вышеприведенных норм и установленных обстоятельств, правового значения по настоящему делу не имеет.

Доводы указанных лиц, участвующих в деле, о недопустимости изменения вида разрешенного использования спорного земельного участка на исправшиваемый истцами ввиду того, что он приобретен ими для определенных целей без проведения аукциона, основаны на позиции отраженной в пунктах 2, 3 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14.11.2018, которая касается исключительно арендных правоотношений.

В данном случае установлено, что договору купли-продажи спорного земельного участка предшествовал договор его аренды, заключенный между теми же сторонами на основании постановления администрации города Курска от 10.09.2004 №2287.

Таким образом, орган муниципальной власти, заключив договор, в силу которого административные истцы стали собственниками спорного земельного участка, утратил свое право распоряжаться им. Никаких обременений, исключающих использование спорного земельного участка не в целях огородничества, не зарегистрировано. Возврат к первоначальному положению, при котором М-ны или иные заинтересованные лица могли бы приобрести этот земельный участок для индивидуального жилищного строительства на аукционе, в данном случае не возможен.

Согласно сформулированной в решениях Конституционного Суда Российской Федерации правовой позиции в законодательном регулировании в социальной сфере должен соблюдаться принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной и правоприменительной политики, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, то есть в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право власти будут уважать и реализовывать (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001 года N 8-П, от 23 апреля 2004 года N 9-П, определения Конституционного Суда Российской Федерации от 4 декабря 2003 года N 415-О, от 4 апреля 2006 года N 89-О и другие).

При таком положении судебная коллегия, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, приходит к выводу, что оспариваемое решение не соответствует нормам действующего законодательства и нарушает права административных истцов.

С учетом того, что вышеприведенные фактические обстоятельства безосновательно не были учтены судом первой инстанции при принятии решения об отказе в удовлетворении административного иска, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости отмены решения районного суда и удовлетворения требований административных истцов.

Руководствуясь п.2 ст.309 КАС РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

апелляционную жалобу ФИО3 и ФИО4 удовлетворить.

Решение Ленинского районного суда города Курска от 11 мая 2021 года, отменить.

Принять по делу новое решение, которым административное исковое заявление ФИО3 и ФИО4 к Управлению Росреестра по Курской области об оспаривании решения, удовлетворить.

Решение Управления Росреестра по Курской области от 2 февраля 2021 года об отказе в во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении вида разрешенного использования земельного участка по заявлениям ФИО3 и ФИО4 от 22 января 2021 года, признать незаконным.

Возложить на Управление Росреестра по Курской области обязанность произвести государственный кадастровый учет изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 600 кв.м с «для огородничества без права застройки и посадки фруктовых деревьев» на «индивидуальное жилищное строительство».

Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи