ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-190/086 от 26.06.2020 Курского областного суда (Курская область)

Судья Гуторова Е.В. Дело №33а-1181/2020 г.

№2а-190/086-2020 г.

46RS0011-01-2020-000015-34

КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Курск 26 июня 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Курского областного суда в составе:

председательствующего Ермакова М.И.,

судей: Шуваевой Е.И., Ягерь Е.А.,

при секретаре Якушевой К.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению В. к Российской Федерации в лице Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии об оспаривании действия (бездействия) по обработке запросов о представлении сведений из ФГИС ЕГРН незаконными, о восстановлении нарушенного права путем возврата денежных средств и увеличения количества предоплаченных объектов в личном кабинете ФГИС ЕГРН, поступившее с апелляционной жалобой (основной и дополнительной) В. на решение Курского районного суда Курской области от 30 января 2020 года, которым в удовлетворении заявленных требований отказано.

Заслушав доклад судьи Шуваевой Е.И., выслушав представителя административного истца В. по доверенности Чебыкина А.Ю., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

В. обратился в суд с вышеуказанным административным иском, мотивируя свои требования тем, что в целях получения государственной услуги - сведений из ЕГРН с использованием ключа доступа к ФГИС ЕГРН, им был выбран и оплачен пакет услуг – тариф №4 общей стоимостью 60000 рублей который состоял из 100000 штук (сведений об объектах). В. отправлены запросы на формирование сведений о 4358 объектах из ФГИС ЕГРН, однако по состоянию на 16.12.2019 года запрос находится в статусах «в работе» или «на проверке». Кроме того, 10.10.2019 г. им также были оформлены еще 38 запросов посредством заполнения форм в личном кабинете, однако они имеют такой же статус «в работе» или «на проверке».

Считая, что действие (бездействие) государственного органа исполнительной власти — Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, выразившиеся в не предоставлении государственной услуги, нарушают его права и законные интересы, В. обратился в суд с настоящим административным иском, в котором просит признать действия (бездействие) Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) по обработке запросов по УИН 32 (4358 запросов от 14.10.2019 года и 38 запросов от 10.10.2019 года) незаконными; восстановить нарушенное право путем возврата денежных средств в размере 2614 рублей 80 копеек по 4358 запросам в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента вынесения решения по существу судом первой инстанции; увеличить количество предоплаченных объектов в личном кабинете ФГИС ЕГРН административного истца на 38 единиц, а также взыскать с административного ответчика уплаченную государственную пошлину в размере 300 рублей.

Суд постановил вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе (основной и дополнительной) В. просит решение суда отменить, полагая его незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по доверенности Баркова Л.И. просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Административный истец В., представитель Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии о дате, времени и месте рассмотрения дела, извещенные по правилам ст.96 КАС РФ, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причинах своей неявки в судебное заседание не известили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили, в связи с чем, судебная коллегия в порядке ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, выслушав представителя административного истца, судебная коллегия по административным делам Курского областного суда находит решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, а апелляционную жалобу – не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства (далее – КАС РФ), основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущено не было.

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ст.227 КАС РФ для признания незаконным оспариваемого решения, действия или бездействия государственного, муниципального органа или должностного лица необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

В данном случае суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что административные исковые требования В. не могут быть удовлетворены ввиду отсутствия указанной совокупности.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, для реализации возможности на официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) в сети «Интернет» получения сведений из Федеральной государственной информационной системы Единого государственного реестра недвижимости (далее — ФГИС ЕГРН) административный истец В. получил в электронной форме уникальный код (далее - ключ доступа) и выбрав из предложенных на сайте вариантов тариф №4, стоимостью 60 000 (шестьдесят тысяч) рублей, с доступом к сведениям 100 000 (ста тысячах) объектов, которые содержит ФГИС ЕГРН, на основании п.8.1 Порядка взимания и возврата платы за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и иной информации (утв. приказом Министерства экономического развития РФ от 23 декабря 2015 г. №967), а также Приложения №2 к Приказу Министерства экономического развития РФ от 10 мая 2016 г. №291 «Об установлении размеров платы за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости» произвел оплату выбранного тарифа, что подтверждается копией платежного поручения от 30.08.2019 года, и получил уникальный идентификатор начисления (УИН) .

14 октября 2019 года через личный кабинет В. были отправлены запросы на формирование сведений о 4358 (четырех тысячах трехстах пятидесяти восьми) объектах из ФГИС ЕГРН.

10 октября 2019 года административным истцом были оформлены еще 38 запросов посредством заполнения форм в личном кабинете.

Как установлено районным судом и подтверждено представителем административного ответчика в ходе рассмотрения дела процесс отработки лишь трех из поступивших запросов был завершен, а по оставшимся запросам, В. запрошенные сведения до настоящего времени не получил и они находятся в статусах «в работе» или «на проверке».

Отказывая в удовлетворении требований В., суд первой инстанции, на основе норм действующего законодательства и с учетом фактических обстоятельств дела пришел к обоснованному выводу об отсутствии нарушении норм действующего законодательства действием (бездействием) со стороны Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.

Согласно Порядку предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (утв. Приказом Министерства экономического развития РФ от 23 декабря 2015 года №968), сведения, содержащиеся в ЕГРН, предоставляются Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, ее территориальными органами, либо подведомственным ей федеральным государственным бюджетным учреждением в случае, наделения указанного учреждения соответствующими полномочиями в соответствии с частью 4 ст.3 Федерального закона от 13 июля 2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

В соответствии с п.9 Приказа Министерства экономического развития РФ от 23 декабря 2015 г. №968, днем предоставления заявителю сведений в виде электронного документа считается дата отправки органом регистрации прав электронного документа или ссылки на такой документ, указанной в реквизитах соответствующего электронного сообщения.

Согласно части 9 статьи 62 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, предоставляются в срок не более трех рабочих дней со дня получения органом регистрации прав запроса о предоставлении сведений.

В ходе рассмотрения дела установлено, что в рамках рассмотрения поступивших в Росреестр обращений В. от 01.11.2019 и Росреестром проведен анализ исполнения 4 358 запросов и 38 запросов соответственно и выявлено, что отработка 4 393 запросов В. по техническим причинам до настоящего времени не завершена и в настоящее время специалистами службы технической поддержки Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) в рамках рассмотрения инцидента созданного в Единой системе регистрации и обработки обращений, принимаются меры, направленные на завершение процесса отработки оставшихся запросов, поданных В..

Неисполнение вышеуказанных запросов административного истца в срок, предусмотренный Законом, само по себе не может служить основанием для вывода о допущенном административным истцом незаконном бездействии.

01 ноября 2019 года В. подал в адрес Росреестра заявление, в котором просил не осуществлять доступ к вышеуказанным запрошенным им сведениям, поскольку они потеряли для него объективную актуальность, при этом он просил по 38-ми единицам прекратить обработку существующих просроченных запросов и увеличить количество предоплаченных объектов на то же число актуальных единиц, кроме того, просил по 4 358 запросам возвратить уплаченные им денежные средства в размере 2614 рублей 80 копеек.

При этом, в соответствии с пунктом 10 Приказа Минэкономразвития России от 23.12.2015 года №967 «Об утверждении порядка взимания и возврата платы за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и иной информации» внесенная плата подлежит возврату: полностью лишь в случае: если заявителем не представлялся запрос о предоставлении сведений ЕГРН; в случае внесения ее в большем размере, чем предусмотрено в соответствии с частью 2 статьи 63 Федерального закона от 13.07.2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», при этом возврату подлежат средства в размере, превышающем размер установленной платы.

В силу требований вышеуказанного Приказа заявление о возврате денежных средств должно содержать сведения, установленные п.13 вышеназванного Порядка.

В заявлении о возврате платежа указываются уникальный идентификатор начисления (указывается при наличии), банковские реквизиты, необходимые для возврата платежа лицу, подавшему такое заявление, а также фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии), СНИЛС или реквизиты документа, удостоверяющего личность, - для физического лица, наименование юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), код причины постановки на учет (КПП), код иностранной организации (КИО) (для иностранной организации), основной государственный регистрационный номер (ОГРН), лицевой или банковский счет, наименование банка получателя, банковский идентификационный код (БИК), корреспондентский счет банка - для юридического лица, реквизиты документа, подтверждающего перечисление платежа (дата, номер), размер внесенной платы, сведения о плательщике (для физического лица - фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии), СНИЛС, для юридического лица - наименование, ОГРН, ИНН или КПП, КИО), а также почтовый адрес или адрес электронной почты заявителя.

К заявлению о возврате платежа может быть приложен (по инициативе заявителя) оригинал или копия документа, подтверждающего перечисление платежа, а для заявителей, являющихся государственными (муниципальными) учреждениями, которым в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации открыт лицевой счет в территориальном органе Федерального казначейства, финансовом органе субъекта Российской Федерации или финансовом органе муниципального образования, - копия платежного поручения с отметкой соответствующего территориального органа Федерального казначейства, финансового органа субъекта Российской Федерации или финансового органа муниципального образования.

Копия документа, подтверждающего перечисление платежа, заверяется расчетной организацией, осуществившей данный платеж. Копия платежного поручения с отметкой соответствующего территориального органа Федерального казначейства, финансового органа субъекта Российской Федерации или финансового органа муниципального образования заверяется органом, осуществившим данный платеж. Заверение копий указанных документов не требуется в случае, если при представлении заявления о возврате платежа при личном обращении предъявляется оригинал документа, подтверждающего перечисление платежа, либо оригинал платежного поручения, который возвращается заявителю.

В случае подачи заявления о возврате платежа правопреемником плательщика одновременно с заявлением представляются (направляются) документы, подтверждающие переход прав требования к правопреемнику плательщика, в том числе заверенные в установленном порядке выписки из передаточных актов, разделительных балансов.

В соответствии с п.14 Порядка при отсутствии в заявлении о возврате платежа сведений, установленных абзацем первым пункта 13 настоящего Порядка, или непредставлении документов, указанных в абзаце четвертом пункта 13 настоящего Порядка, такое заявление считается неполученным и не рассматривается органом регистрации прав. В этом случае орган регистрации прав, в который подано такое заявление, в срок не позднее пяти рабочих дней со дня подачи заявления направляет заявителю по адресу электронной почты, указанному в заявлении (в случае отсутствия в заявлении адреса электронной почты - по почтовому адресу, указанному в заявлении), уведомление с указанием требований, в соответствии с которыми должно быть представлено такое заявление.

Вместе с тем, доказательств того, что необходимые сведения были представлены административному ответчику, не представлено.

При этом, увеличение количества предоплаченных объектов в Личном кабинете Сервиса на 38 актуальных единиц, а также осуществление возврата денежных средств, оплаченные за ранее направленные запросы о предоставлении информации приказом Минэкономразвития России от 23.12.2015 года №967 «Об утверждении порядка взимания и возврата платы за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и иной информации» не предусмотрено.

В связи с вышеизложенным, административный ответчик лишен возможности в административном порядке в настоящее время произвести возврат уплаченных административным истцом денежных средств в размере 2614 рублей 80 копеек, а также увеличить количество предоплаченных объектов в личном кабинете ФГИС ЕГРН, о чем сообщено В. письмом Управления от 05.12.2019 года .

Доводы апелляционной жалобы (основной и дополнительной) не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения в суде первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения, и потому не являются основанием для отмены решения суда.

Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены правильно. Всем представленным доказательствам суд дал надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями ст.84 КАС РФ, оснований для несогласия с которой у судебной коллегии не имеется.

Принимая во внимание, что выводы суда первой инстанции сделаны с правильным применением норм материального права на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного решения, не установлено, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного решения.

Руководствуясь п.1 ст.309 КАС РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Курского районного суда Курской области от 30 января 2020 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу В. – без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи