ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
№ 33а-5039/2022
по делу № 2а-2191/2021
23 марта 2022 года г.Уфа
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего | Сафина Ф.Ф., |
судей | Портновой Л.В.,Ситник И.А., |
при секретаре | Галиеве Д.В., |
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шамсиева Т. Ф. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Республики Башкортостан, Государственному регистратору Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Республики Башкортостан Фаззаловой Г. Ф. о признании решения об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав собственности незаконным и возложении обязанности зарегистрировать право собственности на объект недвижимого имущества
по апелляционной жалобе представителя Шамсиева Т.Ф. – Каргаполова Д.М. на решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 12 ноября 2021 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Портновой Л.В., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
административный истец Шамсиев Т.Ф. обратился в суд с административным иском к Управлению Росреестра по адрес о признании решения об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав собственности незаконным и возложении обязанности зарегистрировать право собственности на объект недвижимого имущества – жилой дом.
Иск мотивирован тем, что Шамсиев Т.Ф. является собственником земельного участка с кадастровым номером №..., расположенного по адресу: адресс, площадью 1000 кв.м., категории - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для ведения дачного хозяйства.
11 декабря 2019 года Шамсиев Т.Ф. обратился в Управление Росреестра по РБ с заявлением о государственной регистрации права собственности на объект незавершенного строительства: жилое, степень готовности 10%, площадь застройки 185,9 кв.м., возведенный на земельном участке, принадлежащем административному истцу.
14 сентября 2020 года административным ответчиком принято решение об отказе в осуществлении государственной регистрации права собственности на спорный объект незавершенного строительства.
Отказывая в осуществлении государственной регистрации права собственности на спорный объект капитального строительства, административный ответчик указывает на то, что земельный участок, на котором расположен объект незавершенного строительства, граничит с территорией совершения экстренных посадок воздушных судов в случае возникновения аварийных ситуаций и является самовольной постройкой.
По мнению административного истца, земельный участок, на котором расположен спорный объект незавершенного строительства, находится в третьей, пятой, шестой подзонах, и в силу п. 3 ст. 46 Воздушного кодекса РФ, в указанных подзонах запретов на размещение жилой постройки не имеется.
Административный истец полагает, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки Зубовского сельсовета муниципального района Уфимского района Республики Башкортостан, земельный участок, на котором расположенный спорный объект капительного строительства, относится к зоне «коллективные сады неопределенного юридического статуса» - территории, предназначенные для ведения садоводства вне границ населенных пунктов. В настоящий момент установлен вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположенный спорный объект незавершенного строительства: жилое, для ведения дачного хозяйства.
И выводы административного ответчика о невозможности капитального строительства на земельном участке, принадлежащем истцу на праве собственности, не основаны на законе.
В административном исковом заявлении истец просит отменить решение Управления Росреестра по Республике Башкортостан от 14 сентября 2020 года об отказе в государственном учете и государственной регистрации права собственности на объект капитального строительства, обязать Управление Росреестра по адрес зарегистрировать права собственности на объект незавершенного строительства: жилое, площадью застройки 185,9 кв.м., расположенный на земельном участке с кадастровым номером №... по адресу: адрес.
Решением Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 12 ноября 2021 года постановлено:
административный иск Шамсиева Т. Ф. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Республики Башкортостан, Государственному регистратору Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Республики Башкортостан Фаззаловой Г. Ф. о признании решения от дата об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав собственности незаконным и возложении обязанности зарегистрировать право собственности на объект незавершенного строительства: жилое, степень готовности 10%, площадь застройки 185,9 кв.м., расположенный на земельном участке с кадастровым номером №..., по адресу: адрес, оставить без удовлетворения в полном объеме.
В апелляционной жалобе представитель Шамсиева Т.Ф. – Каргаполов Д.М. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, указывая в обоснование доводов о том, что в силу статьи 47 Воздушного кодекса РФ и положений Приказа Росавиации №...-П, запрета на строительство жилых домов в подзонах 3, 4, 5 и 6 - нет.
В соответствии с пунктом 12 статьи 4 Федерального закона от 01.07.2017 № 135-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны» до установления приаэродромных территорий в порядке, предусмотренном Воздушным кодексом Российской Федерации, получение предусмотренного частью 3 настоящей статьи согласования, а также предусмотренного частями 9 и 10 настоящей статьи санитарно-эпидемиологического заключения не требуется при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства на земельных участках, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, ведения гражданами садоводства для собственных нужд, индивидуального жилищного строительства, строительства гражданами гаражей для собственных нужд.
В этом же пункте указано, что после установления приаэродроиных территорий в порядке, предусмотренном Воздушным кодексом Российской Федерации, использование земельных участков, указанных в настоящей части, и созданных на них объектов недвижимости, строительство новых объектов недвижимости осуществляются в соответствии с ограничениями, установленными в границах таких территорий, с учетом особенностей, предусмотренных федеральными законами.
Таким образом, установленная приаэродромная территория, наоборот, разрешает строительство жилых домов без согласования с органами Росавиации РФ и не требует получения дополнительных документов.
Согласно множественной судебной практике, разъяснениям Министерства экономического развития РФ (Обзор вопросов, содержащихся в обращениях граждан, представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, поступивших в Минэкономразвития России, и принимаемых мер от дата), Росреестра РФ (Письмо Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии N №... от дата, Письмо Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии №... от дата), получение разрешения на строительство или иных документов для возведения жилого дома на территории земельного участка для ведения дачного хозяйства, в том числе на землях сельскохозяйственного назначения, не требуется.
Кроме того Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии дается указание на то, что отсутствие в утвержденных градостроительных регламентах указания на возможность осуществления строительства жилых домов в границах территориальных зон, в которых находятся садовые земельные участки, на которые распространяется действие Закона N 217-ФЗ, не является основанием для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права собственности на жилые дома в указанных в частях 12-13 статьи 70 Закона № 218-ФЗ случаях.
Пунктом 12 статьи 70 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» устанавливается, что до 1 марта 2026 года допускается осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на жилой или садовый дом, созданный на земельном участке, предназначенном для ведения гражданами садоводства, на основании только технического плана и правоустанавливающего документа на земельный участок, если в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположен указанный объект недвижимости. В этом случае сведения о соответствующем объекте недвижимости, за исключением сведений о его площади и местоположении на земельном участке, указываются в техническом плане на основании проектной документации (при ее наличии) или декларация, указанной в части 11 статьи 24 настоящего Федерального закона.
При этом наличие уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не требуется.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав на жилой или садовый дом в случае, установленном настоящей частью, осуществляются вне зависимости от соблюдения требований, установленных частью 2 статьи 23 Федерального закона от 29 июля 2017 года № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело, с учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав представителя Шамсиева Т.Ф. – Каргаполова Д.М., поддержавшего доводы жалобы, представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Республики Башкортостан Билалову А.Х. и представителя Администрации сельского поселения Зубовский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики башкортостан Лаптеву Н.В., полагавших решение суда первой инстанции законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Судом первой инстанции установлено, что 11 декабря 2019 года Шамсиев Т.Ф. обратился в Управление Росреестра по адрес о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права в отношении объекта незавершенного строительства – жилое, площадью застройки 185,9 кв.м., расположенного по адресу: адрес, на земельном участке площадью 1000 кв.м. с кадастровым номером №....
14 сентября 2020 года государственным регистратором прав Фаззаловой Г.Ф. в соответствии с п.п. 5,7 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации) принято решение об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности в отношении объекта незавершенного строительства: жилое, в обоснование указано то, что объект незавершенного строительства: жилое, расположен на земельном участке с кадастровым номером №..., который, согласно имеющейся в Управлении информации, располагается вблизи (граничит) с территорией совершения экстренных посадок воздушных судов в случае возникновения аварийных ситуаций, и согласование строительства объектов на приэродромной территории аэродрома гражданской авиации Уфа с Приволжским МТУ Росавиации действующим воздушным законодательством РФ не предусмотрено, что было подтверждено ответом Администрации МР адрес Республики Башкортостан на запрос регистратора.
Разрешая требования, суд первой инстанции указал, что из уведомления о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности следует, что согласно описи документов, принятых для оказания государственных услуг, истцом был представлен технический план здания от 10 декабря 2019 года.
Согласно представленным координатам, сведениям, указанным в Техническом плане, а также сведениям Единого государственного реестра недвижимости, объект недвижимости расположен в пределах кадастрового квартала №....
При этом, согласно подпункту 5 пункта 43 Требований в раздел «Характеристики объекта недвижимости» включаются номер кадастрового квартала (кадастровых кварталов), в пределах которого (которых) расположен объект недвижимости.
Кроме того, основанием для приостановления явилось то, что заявленный на регистрацию объект недвижимости жилой дом, согласно техническому плану расположен на земельном участке с кадастровым номером №..., относящийся к категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования «для ведения дачного хозяйства».
Согласно информации, имеющейся в Управлении, земельный участок с кадастровым номером №..., располагается вблизи (граничит) с территорией совершения экстренных посадок воздушных судов в случае возникновения аварийных ситуаций.
Согласно пункту 1 статьи 47 Воздушного кодекса Российской Федерации (в редакции действовавшей до 11 июня 2021 года) приаэродромная территория устанавливается решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэропорта и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду в соответствии с Воздушным кодексом РФ, земельным законодательством, законодательством о градостроительной деятельности с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
На приаэродромной территории устанавливаются ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности в соответствии с настоящим Кодексом.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от дата№...-р утвержден перечень аэродромов совместного базирования Российской Федерации с указанием федерального органа исполнительной власти, к ведению которого отнесен аэродром совместного базирования.
Согласно Приказу Росавиации от дата№...-П приаэродромная территория аэродрома гражданской авиации Уфа установлена в порядке, предусмотренном статьей 47 Воздушного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации в редакции Федерального закона от 01 июля 2017 г. № 135-ФЗ, расположение планируемого к размещению объекта строительства в границах приаэродромной территории учитывается уполномоченным органом при выдаче разрешения на строительство.
Согласование строительства объектов расположенных в приаэродромной территории аэродрома гражданской авиации Уфа с Приволжским МТУ Росавиации действующим воздушным законодательством РФ не предусмотрено.
В этой связи государственным регистратором прав направлен запрос в Администрацию муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан с просьбой сообщить, возможно ли строительство (размещение) указанного объекта незавершенного строительства – жилое на земельном участке с кадастровым номером №....
Административным ответчиком было рекомендовано Шамсиеву Т.Ф. в целях устранения причин приостановления представить письменное решение о согласовании строительства объекта недвижимости на указанном земельном участке с соответствующими организациями, либо представить иной правоустанавливающий документ, подготовленный в соответствии с требованиями действующего законодательства.
19 марта 2020 года административным ответчиком рассмотрены имеющиеся документы и уведомлением сообщено заявителю о неустранении причины приостановления учетно-регистрационных действий, а именно, рекомендовано представить письменное решение о согласовании строительства объекта недвижимости на указанном земельном участке с соответствующими организациями, либо представить иной правоустанавливающий документ, подготовленный в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Из поступившего от Администрации муниципального района Уфимский район РБ ответа на запрос от 27 декабря 2020 года следует, что МТУ Росавиация в отношении аэродрома гражданской авиации установлена приаэродромная территория в соответствии с проектом, разработанным АО «Проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт воздушного транспорта «Ленаэропрект».
Проект решения «Разработка проекта Решения об установлении приаэродромной территории АО «Международный аэропорт Уфа» разработан в рамках реализации Федерального закона №135-ФЗ от 01.07.2017 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны».
Согласно данному Проекту решения на приаэродромной территории устанавливаются ограничения использования земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности.
На приаэродромной территории аэродрома «Уфа» выделяются подзоны, в которых устанавливаются ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности.
Приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования территорий, на земельный участок, с кадастровым номером: 02:47:060901:345 расположен в третьей, четвертой, пятой, шестой и седьмой подзонах.
Собственник земельного участка с кадастровым номером №... за выдачей уведомления о соответствии параметров, указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, в том числе в результате изменения параметров планируемого строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома» и «Выдача уведомления о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности», не обращался.
В соответствии с генеральным планом сельского поселения Зубовский сельсовет МР адрес РБ, утвержденным Решением Совета сельского поселения Зубовский сельсовет МР адрес РБ №... от дата земельный участок расположен на территории, предусмотренной для размещения пастбищ, пашни, а также в зонах действия ограничений: зона санитарного разрыва от аэропорта «Уфа», зона с особыми условиями использования территории – приаэродромная территория аэропорта «Уфа».
адрес данная территория для ведения гражданами садоводства и дачного хозяйства не выделялась, размещение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан на данной территории не предусмотрено.
Из сообщения Администрации МР адрес РБ следует, что строительство объектов капитального строительства в границах испрашиваемой территории не представляется возможным.
дата государственным регистратором прав Фаззаловой Г.Ф. было принято решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении жилого дома.
В силу ч. 1 ст. 10 Закона о регистрации в реестр границ вносятся сведения о зонах с особыми условиями использования территорий.
Согласно приказу Росавиации от дата№...-П установлена приаэродромная территория аэродрома Уфа.
дата Росавиацией в Управление Росреестра РБ направлены документы по установлению приаэродромной территории аэродрома Уфа.
На основании ст. 3 Закона о регистрации, п. 1.1. Приказа Росреестра от дата № П/0515 «О наделении федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» отдельными полномочиями органа регистрации прав» данные документы были перенаправлены в Филиал ФГБУ «ФКП» по адрес для внесения соответствующих сведений в ЕГРН.
Однако ФГБУ «ФКП» документы по установлению приаэродромной территории были возвращены на доработку, в настоящий момент в ЕГРН сведений о приаэродромной территории аэродрома Уфа, не внесены.
Учитывая изложенное и принимая во внимание наличие приказа об установлении приаэродромной территории аэродрома Уфа, а также отсутствие у Шамсиева Т.Ф. разрешительной документации на строительство жилого дома, суд пришел к выводу, что у государственного регистратора прав отсутствовали основания для государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав административного истца в отношении жилого дома.
Решение об отказе в осуществлении учетно-регистрационных действий, принятое государственным регистратором прав Фаззаловой Г.Ф. в пределах своих полномочий, предоставленных действующим законодательством, в сроки и порядке, предусмотренном Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», является законным и обоснованным.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции является принятие судом решения о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
Согласно п. 3 ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в случае, если судом был разрешен вопрос о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
Под заинтересованным лицом понимается лицо, права и обязанности которого могут быть затронуты при разрешении административного дела (часть 1 статьи 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии с ч. 2 ст. 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заинтересованные лица вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела в суде первой инстанции, по собственной инициативе вступить в административное дело на стороне административного истца или административного ответчика, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Заинтересованные лица могут быть привлечены к участию в административном деле также по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по инициативе суда.
Согласно ч. 3 ст. 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заинтересованные лица пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности одной из сторон, за исключением права на изменение основания или предмета административного иска, отказ от административного иска, признание административного иска или заключение соглашения о примирении, подачу встречного административного иска.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Воздушного кодекса Российской Федерации, устанавливающего правовые основы использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации, федеральные правила использования воздушного пространства и федеральные авиационные правила - нормативные акты, регулирующие отношения в области использования воздушного пространства и в области авиации и принимаемые в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 58 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2010 г. № 138 (далее - Правила), предусмотрено установление приаэродромной территории для каждого аэродрома. Границы приаэродромной территории определяются по внешней границе проекции полос воздушных подходов на земную или водную поверхность, а вне полос воздушных подходов - окружностью радиусом 30 км от контрольной точки аэродрома.
В соответствии с пунктом 2 указанных Правил приаэродромная территория - прилегающий к аэродрому участок земной или водной поверхности, в пределах которого (в целях обеспечения безопасности полетов и исключения вредного воздействия на здоровье людей и деятельность организаций) устанавливается зона с особыми условиями использования территории.
Федеральным законом от 1 июля 2017 г. № 135-ФЗ внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны, в том числе в статью 47 Воздушного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэропорта и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду в соответствии с настоящим Кодексом, земельным законодательством, законодательством о градостроительной деятельности с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения устанавливается приаэродромная территория (пункт 1 статьи 47 Воздушного кодекса Российской Федерации, здесь и далее в ред. Федерального закона от 1 июля 2017 г. № 135-ФЗ).
Приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования территорий (пункт 2).
В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 4 Федерального закона № 135-ФЗ до установления приаэродромных территорий в порядке, предусмотренном Воздушным кодексом Российской Федерации, архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция объектов капитального строительства, размещение радиотехнических и иных объектов, которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов, оказывать негативное воздействие на здоровье человека и окружающую среду, создавать помехи в работе радиотехнического оборудования, установленного на аэродроме, объектов радиолокации и радионавигации, предназначенных для обеспечения полетов воздушных судов, в границах приаэродромных территорий должны осуществляться при условии согласования размещения этих объектов с Росавиацией.
Указанное в части 3 настоящей статьи согласование осуществляется при наличии положительного санитарно-эпидемиологического заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о соответствии размещения указанных в части 3 настоящей статьи объектов требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выдаваемого в течение тридцати дней со дня поступления заявления в данный федеральный орган исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2017 г. № 1055 определено, что органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 4 Федерального закона N 135-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны", в отношении аэродромов гражданской авиации является Федеральное агентство воздушного транспорта.
Между тем, судом первой инстанции не привлечены к участию в деле Приволжское межрегиональное территориальное Управление воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта, Акционерное общество «Международный аэропорт «Уфа», Министерство земельных и имущественных отношений, Товарищество собственников недвижимости «Яшма».
Кроме того, судебная коллегия отмечает, что в соответствии с частью 1 статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании (часть 2 статьи 176 Кодекса).
В соответствии с частью 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Как следует из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 24 постановления Пленума от 27 сентября 2016 года № 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", доказывание по административным делам осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон при активной роли суда (пункт 7 статьи 6, статья 14 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Указанный принцип выражается, в том числе, в принятии предусмотренных Кодексом мер для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств в целях правильного разрешения дела (часть 1 статьи 63, части 8, 12 статьи 226, часть 1 статьи 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Одним из принципов административного судопроизводства является непосредственность, закрепленная в п. 6 ст. 6, 13 КАС РФ. В соответствии с которым суд при рассмотрении административного дела обязан непосредственно исследовать все доказательства по административному делу.
Согласно ч. 1 ст. 84 Кодекса суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Суд лично заслушивает объяснения сторон, показания свидетелей, оглашает письменные доказательства, осматривает вещественные доказательства, воспроизводит аудио- и видеозаписи и др. (ст. 159, 161, 164, 166 - 168 КАС). Проявлением принципа непосредственности является правило, по которому суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании (ч. 2 ст. 176 КАС).
При вынесении судебного решения недопустимо основываться на доказательствах, которые не были исследованы судом (ст. ст. 164, 166 КАС РФ).
Между тем, в материалах дела отсутствуют: Правила землепользования и застройки сельского поселения Зубовский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, генеральный план сельского поселения Зубовский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, утвержденный Решением Совета сельского поселения Зубовский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан №... от дата со схемами расположения населенных пунктов на приаэродромной территории, приказ Росавиации от дата№...-П об установлении приаэродромной территории аэродрома Уфа с приложениями и схемами.
Кроме того, как пояснили стороны в судебном заседании, в производстве Арбитражного суда Республики Башкортостан находится дело об истребовании земельных участков из чужого незаконного владения, в том числе земельного участка административного истца по настоящему делу.
В отношении спорных земельных участков Арбитражным судом Республики Башкортостан приняты обеспечительные меры в виде запрета Управлению Росреестра по Республике Башкортостан совершать какие-либо регистрационные действия.
Копии исковых заявлений и определение о принятии обеспечительных мер судом первой инстанции не истребовались.
При указанных обстоятельствах, решение суда не может быть признано обоснованным, поскольку выводы суда о наличии или отсутствии существенных для разрешения дела юридических фактов основаны на доказательствах, не исследованных в заседании суда.
В ходе нового рассмотрения суду необходимо учесть приведенные выше факты и, занимая активную роль, установить юридически значимые для административного дела обстоятельства, дать им надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, правильно определить состав лиц, участвующих в деле, и принять законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 12 ноября 2021 года – отменить.
Административное дело направить в суд первой инстанции на новое рассмотрение.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий | Сафин Ф.Ф. |
Судьи | Портнова Л.В.Ситник И.А. |
Справка: судья Вахитова Д.М.