ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-221/2022 от 27.06.2022 Тамбовского областного суда (Тамбовская область)

УИД 68RS0002-01-2021-003635-78

Дело № 2а-221/2022 (2а-2330/2021;), № 33а-2055/2022

Судья Кострюков П.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Тамбов 27 июня 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Тамбовского областного суда в составе:

председательствующего Епифановой С.А.

судей Моисеевой О.Н., Яковлевой М.В.,

при секретаре Вотановской М.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Октябрьского района г. Тамбова в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Тамбова о признании незаконным бездействия и возложении обязанности принять меры по оборудованию контейнерной площадки,

по апелляционной жалобе администрации г. Тамбова на решение Ленинского районного суда г.Тамбова от 31 марта 2022 года,

заслушав доклад судьи Моисеевой О.Н.,

УСТАНОВИЛА:

В ходе проведенной прокуратурой Октябрьского района г. Тамбова проверки соблюдения требований федерального законодательства об отходах производства и потребления установлено, что в г. Тамбове по *** расположена контейнерная площадка, которая в нарушение требований СанПиН 2.1.3684-21, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №3, не оборудована твердым (асфальтовое, бетонное) покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждением, обеспечивающим предупреждение распространение отходов за пределами контейнерной площадки, что нарушает права неопределенного круга лиц на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

В порядке ст.39 КАС РФ прокурор Октябрьского района г.Тамбова в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконным бездействие администрации г.Тамбова по не оборудованию контейнерной площадки, расположенной по адресу: ***, возложении обязанности в срок два месяца с момента вступления в законную силу решения суда принять меры к оборудованию данной контейнерной площадки в соответствии с требованиями пункта 3 раздела 2 СанПиН 2.1.3684-21.

Решением Ленинского районного суда г. Тамбова от 31 марта 2022 года административные исковые требования прокурора Октябрьского района г.Тамбова удовлетворены; признано незаконным бездействие администрации г. Тамбова по не оборудованию места накопления твердых коммунальных отходов – контейнерной площадки по адресу: *** в соответствии с СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. N 3.; на администрацию г. Тамбова в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу возложена обязанность организовать работы по оборудованию места накопления твердых коммунальных отходов – контейнерной площадки по адресу: *** в соответствии с СанПиН 2.1.3684-21, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. N 3, об исполнении решения суда сообщить в Ленинский районный суд г. Тамбова в течение одного месяца со дня истечения срока, установленного для исполнения данного решения суда.

В апелляционной жалобе представитель администрации г. Тамбова, действующая на основании доверенности, Попова В.А. с решением суда первой инстанции не соглашается. Полагает неверным вывод суда о том, что администрация города Тамбова в силу своих полномочий обязана организовать работы по оборудованию места накопления твердых коммунальных отходов — контейнерной площадки, предназначенной для удовлетворения потребностей в коммунальной услуге по сбору и вывозу ТКО жителей многоквартирных домов №№ *** по ***. В обоснование своей позиции ссылается на п. 24 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Постановление Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра», Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Согласование создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов» на территории городского округа - город Тамбов, утвержденный постановлением администрации города Тамбова Тамбовской области от 30.07.2021 № 3583.

Апеллянт пишет, что в реестре мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов города Тамбова указано, что контейнерная площадка предназначена для удовлетворения потребностей в коммунальной услуге по сбору и вывозу ТКО жителей многоквартирных домов №№ ******. Следовательно, обязанность по созданию и содержанию данного места (площадки) накопления ТКО лежит на лицах, осуществляющих управление данными многоквартирными домами.

Руководствуясь Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, Минимальным перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290, п.1 ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 2.1.3 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», указывает, что организация и содержание мест накопления твердых коммунальных отходов (содержание контейнерных площадок) входит в состав работ по содержанию общего имущества МКД. Из материалов дела усматривается, что управление многоквартирными домами *** осуществляется управляющей компанией. Соответственно, надлежащее содержание общего имущества дома, в том числе организация и содержание места накопления твердых коммунальных отходов, в соответствии с положениями нормативных правовых актов является обязанностью управляющей организации.

Ссылаясь на ч.1 ст.16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», ч.1 ст. 36 ЖК РФ, п.4 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п.3,4 Правил обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039, автор жалобы пишет, что обязанность по организации мест накопления ТКО лежит на органах местного самоуправления только в тех случаях, когда такая обязанность не установлена законом для других лиц. Учитывая, что в силу действующего жилищного законодательства управление многоквартирным домом управляющей организацией предусматривает обязанность такого лица по обеспечению надлежащего содержания общего имущества многоквартирного дома, включая организацию и содержание мест накопления ТКО, сбора твердых бытовых отходов жителей МКД, то, соответственно, такая обязанность не может быть возложена на орган местного самоуправления.

Просить решение Ленинского районного суда города Тамбова от 31 марта 2022 года отменить и отказать в удовлетворении административных исковых требований.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями к отмене или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Такие нарушения не были допущены судом первой инстанции.

Согласно положениям ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии со ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Удовлетворяя административный иск прокурора Октябрьского района г.Тамбова, суд первой инстанции указал, что администрация г. Тамбова в силу своих полномочий обязана организовать работы по оборудованию места накопления твердых коммунальных отходов – контейнерной площадки, определенного по адресу: *** в соответствии с СанПиН 2.1.3684-21.

С указанными выводами районного судьи судебная коллегия соглашается ввиду следующего.

Судом установлено, что контейнерная площадка по адресу: *** включена в реестр мест накопления ТКО г. Тамбова, что подтверждается сведениями, размещенными на официальном сайте Администрации города Тамбова.

Данная контейнерная площадка, как следует из материалов дела, расположена на землях общего пользования, т.е. на территории, не входящей в состав общего имущества собственников помещений в данном многоквартирном доме. Указанные обстоятельства стороны не оспаривали.

Существующая контейнерная площадка для сбора твердых бытовых отходов не соответствует требованиям действующих строительных и санитарных норм и правил, поскольку не оборудована твердым (асфальтовым, бетонным) покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.

В соответствии с п.24 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

В соответствии с п.50 ст.36 Устава города Тамбова, утвержденного решением Тамбовской городской Думы от 04.05.2005г. № 704 к полномочиям администрации г.Тамбова относится, в том числе, создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

Об этих же полномочиях указано и в п.4 ст.8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".

В части 1 ст.22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с п.2 раздела 3 Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. N 3, на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (далее - специальные площадки).

Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.

Требования к местам (площадкам) накопления отходов установлены статьей 13.4 Федерального закона N 89-ФЗ, согласно положениям которой накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1). Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (пункт 3).

Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 13.4 Федерального закона N 89-ФЗ).

Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 г. N 1039 (далее - Правила обустройства мест накопления ТКО).

В соответствии с пунктом 3 Правил обустройства мест накопления ТКО места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления (пункт 4 Правил обустройства мест накопления ТКО).

Кроме того, согласно пункту 4 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее также - ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, включая, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.

В соответствии с пунктом 5 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно части 3 статьи 161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме

В силу части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1.2 статьи 161 ЖК РФ).

В соответствии с пунктом 26 (1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. N 290, в состав услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, входят работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

С учетом указанного правового регулирования, создание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления. Однако из этого общего правила имеются исключения, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах.

Доказывание по административным делам осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон административного судопроизводства при активной роли суда (пункт 7 статьи 6 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Данный принцип выражается, в том числе в принятии судом предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации мер для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств в целях правильного разрешения административного дела (часть 2 статьи 14, часть 1 статьи 63, части 8 и 12 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Оспаривая законность принятого по настоящему делу судебного акта, апеллянт полагает ошибочным вывод суда о наличии у администрации г.Тамбова обязанности по обустройству контейнерной площадки, поскольку данная обязанность возложена на управляющие компании. Обязанность же по созданию и содержанию мест (площадок) ТКО лежит на собственниках МКД либо лицах, осуществляющих управление МКД, плата за коммунальные услуги включает плату за обращение с твердыми коммунальными отходами по фиксированным тарифам.

Между тем, в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие установку мусорных контейнеров по *** управляющей организацией или жителями МКД, сведения об обращении управляющей организации в администрацию г.Тамбова для утверждения схемы размещения места по указанному адресу для обустройства контейнерной площадки.

В отсутствии указанных доказательств оснований полагать, что обязанность по организации работ по оборудованию места накопления твердых коммунальных отходов контейнерной площадки, расположенной на землях, государственная собственность в отношении которых не разграничена, в соответствии с требованиями закона, возложена на иное лицо, не имеется.

На основании изложенного, оснований для отмены решения, принятого судом первой инстанции, не усматривается. Доводами жалобы не опровергается правильность выводов суда первой инстанции, основанных на фактических обстоятельствах дела и верном применении норм материального права. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного решения, судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ленинского районного суда г.Тамбова от 31 марта 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Тамбова - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев во Второй кассационный суд общей юрисдикции через Ленинский районный суд г.Тамбова.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 11 июля 2022 года.

Председательствующий:

Судьи: