ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-245/2022 от 15.07.2022 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

В суде первой инстанции дело № 2а-245/2022

УИД 27RS0013-01-2022-000038-75

ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Дело № 33а-4487/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:

Председательствующего Казариковой О.В.

судей Савченко Е.А., Зыковой М.В.

при секретаре Джиба С.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Хабаровске 15 июля 2022 года дело по административному исковому заявлению Смиренского М.Б. к ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России, УФСИН России по Хабаровскому краю об оспаривании связанных с условиями содержаниями в исправительном учреждении действий (бездействия), присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении,

по апелляционным жалобам административного истца Смиренского М.Б., административных ответчиков ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России, УФСИН России по Хабаровскому краю на решение Амурского городского суда Хабаровского края от 06 апреля 2022 года.

Заслушав доклад судьи Казариковой О.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Смиренский М.Б. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, УФСИН России по Хабаровскому краю об оспаривании связанных с условиями содержания в исправительном учреждений действий (бездействия), взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении. В обоснование заявленных требований указал, в камере его проживания в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю отсутствовало горячее водоснабжение в период с 26.12.2020 по 04.04.2021 и 27.08.2021 по 14.10.2021, что является ненадлежащими условиями содержания. Для осуществления санитарных и гигиенических процедур ему приходилось осуществлять гигиенические процедуры в очень холодной воде. В камере проживания с 15.10.2021 в качестве горячего водоснабжения подается вода из системы отопления, что не соответствует нормам, так как вода является технической и непригодна для использования. В камере также установлено круглосуточное видеонаблюдение в количестве двух штук, видеонаблюдение осуществляют женщины, что нарушает статью 8 Конвенции. Перегородки туалета изготовлены из дерева, не до конца пола, как установлено нормативными документами. В душевых помещениях исправительного учреждения отсутствует перегородка между душевыми лейками. Отсутствует помещение для стирки и сушки одежды. Для осуществления религиозных обрядов также отсутствует специальное помещение. В камере его проживания отсутствует доступ к естественному освещению, инсоляция из-за установленной решетки. Невозможно подвинуть лавку к столу, что создает постоянные неудобства, так как разрешается сидеть только на лавке. Некачественная и однообразная пища не соответствует установленным нормам, что неоднократно выявлялось проверкой прокурора за соблюдением законов в ИУ. Необеспечение вещевым довольствием, что также неоднократно устанавливалось прокурорской проверкой. В период его содержания с 27.08.2021 по 30.09.2021 на окнах отсутствовала москитная сетка и весь этот период он подвергался укусам насекомых. В период с 26.12.2020 по 04.04.2021 и с 27.08.2021 по 21.02.2022 в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю отсутствовала комната психологической разгрузки, спортивная площадка для проведения спортивных мероприятий. Прогулочные дворы выполнены из металлического листа, в зимний период в них очень холодно, а летом от нагрева невыносимо жарко и душно. Кроме того, прогулочные дворы оборудованы камерами видеонаблюдения, что является нарушением статьи 8 Конвенции.

Просил признать незаконными действия (бездействие) административных ответчиков по необеспечению надлежащих условия содержания; взыскать компенсацию в размере 357300 рублей за ненадлежащие условия содержания в исправительном учреждении, выразившиеся в отсутствии горячего водоснабжения в камере его проживания с 26.12.2020 по 04.04.2021, с 27.08.2021 по 15.10.2021, ненадлежащем горячем водоснабжении с 15.10.2021 по 30.12.2021, ненадлежащем питании с 27.08.2021 по 30.12.2021, необеспечении вещевым довольствием, круглосуточном видеонаблюдении, отсутствии перегородки санузла, отсутствии перегородки в банном боксе, отсутствии помещения для стирки и сушки, непредставлении помещения для совершения религиозных обрядов, отсутствии доступа к дневному освещению и инсоляции, невозможности подвинуть лавку к столу в период с 26.12.2020 по 04.04.2021, с 27.08.2021 по 30.12.2021, отсутствии москитной сетки на окнах в период с 27.08.2021 по 30.09.2021, отсутствии спортивной площадки и комнаты психологической разгрузки в период с 26.12.2020 по 04.04.2021, с 27.08.2021 по 21.02.2022, выполнении прогулочного двора из металлических листов.

Определением судьи Амурского городского суда от 27.01.2022 к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена ФСИН России.

Определением Амурского городского суда от 16.02.2022 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ООО «Шелеховский теплоэнергетический комплекс».

Решением Амурского городского суда Хабаровского края от 06.04.2022 административные исковые требования Смиренкого М.Б. удовлетворены частично.

Признаны незаконными и нарушающими права осужденного Смиренского М.Б. действия (бездействие) администрации ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, выразившиеся в необеспечении горячим водоснабжением в камере, где отбывал наказание административный истец, в период с 26.12.2020 по 04.04.2021, с 27.08.2021 по 14.10.2021, обеспечении горячей водой ненадлежащего качества в период с 15.10.2021 по 30.12.2021, невыдаче вещевого довольствия в соответствии с нормами положенности.

С Российской Федерации в лице главного распорядителя средств федерального бюджета – ФСИН России за счет средств казны Российской Федерации в пользу Смиренского М.Б. взыскана компенсация за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 5 000 рублей.

В остальной части иска отказано.

В апелляционной жалобе административный истец Смиренский М.Б. с принятым по делу решением не согласен. Указывает, что судом не истребованы и не изучены, документы, необходимые для рассмотрения административного дела, а именно: Приказ Минюста России от 04.09.2006 № 279 «Об утверждении Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы», который регламентирует установку переплетенных решеток на окнах и не предусматривает решетку, преграждающую доступ к окну; не истребованы фотографии камеры содержания административного истца. Судом не истребован и не изучен Приказ Минстроя России № 1454/пр от 20.10.2017 «Об утверждении свода правил «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования», регламентирующий ограждение санузла кирпичной стеной. Постройка прогулочных дворов также регламентируется сводом правил. Не истребованы результаты проверок прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях по качеству приготовления пищи. Судом не учтена практика Европейского Суда по правам человека при присуждении размера компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении. Просит признать нарушение условий содержания, не учтенные судом первой инстанции, назначить справедливую компенсацию в размере 453 700 руб.

В апелляционной жалобе административные ответчики ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России, УФСИН России по Хабаровскому краю просят решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления Смиренского М.Б. В части удовлетворения требований о признании незаконными действий (бездействия) ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, выразившиеся в необеспечении горячей водой в камере указывают, что ввод объекта в эксплуатацию подтверждает его соответствие строительным нормам и правилам, предъявляемым к данному виду объектов. Ни Уголовно-исполнительным кодексом РФ, ни другими нормативными актами не установлена обязанность исправительного учреждения обеспечить осужденных горячей водой в камере. Судом не принято во внимание, что при отсутствии централизованного горячего водоснабжения в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю имеются альтернативные способы подачи горячей воды для осужденных. Присужденная судом компенсация не соответствует требованиям разумности и справедливости.

Возражений на апелляционные жалобы не поступило.

Согласно части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушав объяснения административного истца Смиренского М.Б., представителя УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России Шишкиной Л.Н., доводы апелляционных жалоб поддержавших, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со статьей 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

Из материалов дела следует, что Смиренский М.Б. осужден к пожизненному лишению свободы, с 26.12.2020 отбывает наказание в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю.

Согласно частям 1 и 2 статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее – УИК РФ), лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном КАС РФ, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение. Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.

Из разъяснений, приведенных в пунктах 2, 13, 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», следует, что под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и номами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, включая право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий. В силу частей 2 и 3 статьи 62 КАС РФ обязанность доказывания соблюдения надлежащих условий содержания лишенных свободы лиц возлагается на административного ответчика – соответствующий орган или учреждение, должностное лицо, которым следует подтверждать факты, обосновывающие их возражения. Условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.

Порядок и условия содержания осужденных к лишению свободы, регламентируется Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденными Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16 декабря 2016 года № 295 (далее по тексту - Правила № 295), Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 27 июня 2006 года № 512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы».

В соответствии со статьей 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.

В практике применения Конвенции о защите прав человека и основных свобод Европейским Судом по правам человека к «бесчеловечному обращению» относятся случаи, когда такое обращение, как правило, носит преднамеренный характер, имеет место на протяжении нескольких часов или когда в результате такого обращения человеку были причинены реальный физический вред либо глубокие физические и нравственные страдания. В соответствии с требованиями, содержащимися в постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству.

Статьей 10 УИК РФ установлено, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. В силу части 2 статьи 10 УИК РФ при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

Статьей 9 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» предусмотрено, что финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы является расходным обязательством Российской Федерации.

Из содержания подпункта 6 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1314, следует, что задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.

В соответствии со статьей 99 УИК РФ минимальные нормы материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 статьи 82 УИК РФ администрация исправительного учреждения обязана обеспечить осужденных одеждой установленного образца. Форма одежды определяется нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Осужденные обеспечиваются одеждой по сезону с учетом пола и климатических условий, индивидуальными средствами гигиены (части 2, 3 статьи 99 названного Кодекса).

Приложением № 1 к Приказу Минюста России от 03.12.2013 № 216 «Об утверждении норм вещевого довольствия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах» (далее - Приказ № 216), установлены нормы вещевого довольствия осужденных мужчин, отбывающих наказание в исправительных учреждениях общего, строгого, особого режима и колониях-поселениях.

Согласно Приложению № 6 к Приказу № 216, отпуск вещевого довольствия осужденным производится равномерно в течение года с учетом положенности.

Порядок обеспечения вещевым довольствием осужденных к лишению свободы, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, и лиц, содержащихся в следственных изоляторах, определен Приложением № 3 к Приказу № 216.

Согласно данному порядку, выдача вещевого довольствия осужденным осуществляется в день прибытия в исправительное учреждение. Последующая выдача вещевого довольствия производится по письменному заявлению осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах, но не ранее истечения установленных сроков носки находящихся в пользовании предметов. Учет выданного вещевого довольствия ведется по лицевому счету (пункт 2). При перемещении осужденных к лишению свободы из одного учреждения уголовно-исполнительной системы в другое они убывают в одежде и обуви, находящихся у них в пользовании. При перемещении осужденные обеспечиваются предметами вещевого довольствия по сезону и в пределах положенности по утвержденным нормам снабжения (пункт 4).

Согласно справке инспектора ОКБИ и ХО ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю от 14.02.2022 №27/55/11-б/н Смиренский М.Б., прибывший в декабре 2020 года, согласно ведомости вещевого имущества от 19.12.2020, находясь в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю получил вещевое имущество в виде куртки утепленной (1 шт.), головного убора зимнего (1 шт.), брюк утепленных (1 шт.), сапог зимних (1 пара). В ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю получил 14.01.2021 – костюм х/б (2 шт.), свитер трикотажный (1 шт.), белье нательное теплое (2 шт.), рукавицы утепленные (1 пара), ботинки комбинированные (1 пара), сапоги зимние (1 пара), тапочки (1 пара); 10.03.2021 получил головной убор летний (1 шт.), полуботинки летние (1 пара); 03.12.2021 – сорочку верхнюю (2 шт.), майку (3 шт.). Иное вещевое довольствие будет выдано в соответствии с нормами приказа МЮ РФ от 03.12.2013 № 216 (Т.1 л.д. 33).

Приведенные в справке сведения подтверждается данными лицевого счета, представленными в материалы дела (Т.1 л.д. 75), ведомостью вещевого имущества лиц, выбывающих из учреждения ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю от 19.12.2021 (Т.1 л.д. 27).

Судом первой инстанции также установлено, что в период рассмотрения административного дела Смиренскому М.Б. были выданы носки.

С учетом приведенных правовых норм и установленных по делу обстоятельств, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о нарушении прав административного истца на материально-бытовое обеспечение, поскольку административный истец не обеспечен вещевым довольствием в соответствии с приведенными нормами положенности в полном объеме.

Так, судом установлено, что Смиренский М.Б. не обеспечен бельем нательным (2 комплекта), трусами (2 штуки), пантолетами литьевыми (1 пара).

Между тем, выводы суда первой инстанции о том, что Смиренский М.Б. не был обеспечен брюками утепленными являются ошибочными, поскольку материалами дела подтверждается выдача административному истцу утепленных брюк в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю 19.12.2020, учитывая, что срок их носки (3 года) не истек (л.д. 27).

В соответствии с частью 9 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок.

По смыслу процессуального закона при удовлетворении административного иска о признании незаконным решения государственного органа, способ восстановления нарушенных прав административного истца определяется судом, принявшим соответствующий судебный акт.

Удовлетворяя требование административного истца в указанной части, суд первой инстанции не указал конкретный способ восстановления нарушенного права, в связи с чем, указанный недостаток подлежит устранению в резолютивной части настоящего апелляционного определения. Срок, в течение которого должно быть исполнено решение суда – 6 месяцев, который судебная коллегия считает разумным, достаточным и исполнимым.

Также суд первой инстанции пришел к выводу о нарушении прав административного истца, в связи с отсутствием в ФКУ ИК-6 УФСИН России горячего водоснабжения в указанный истцом период, а после подачи такового – обеспечения осужденного горячей водой ненадлежащего качества.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается.

Согласно пункту 20.1 Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 2 июня 2003 года № 130-ДСП (далее – Инструкция), здания исправительных учреждений должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водопроводом, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям, в том числе СНиП 2.04.01-85 «Внутренний водопровод и канализация зданий». Подводку холодной и горячей воды в жилой (режимной, лечебной) зоне следует предусматривать, в том числе к умывальникам и душевым установкам во всех зданиях (пункт 20.5 Инструкции).

Аналогично, в силу пунктов 19.2.1, 19.2.5 Свода правил 308.1325800.2017 «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования», утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 октября 2017 года № 1454/пр, здания исправительных учреждений должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водоводами, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям действующих нормативных документов; подводку холодной и горячей воды следует предусматривать, в том числе, к санитарно-техническим приборам, требующим обеспечения холодной и горячей водой (умывальникам, раковинам, мойкам (ваннам), душевым сеткам и т.п.).

На основании акта осмотра котельной №17 от 12.12.2012 выдано разрешение на допуск котельной к пусконаладочным работам до 12.03.2013. Акт проведения пусконаладочных работ не составлялся. В январе 2017 года главным инженером ФГУП УС-27 ФСИН России по Хабаровскому краю в присутствии сотрудника ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по Хабаровскому краю ввиду окончания поверочного срока на комплексе СГ-ЭК-ВзР-0,75-65/1,6 заводской номер 1201214 на очередную поверку работоспособности снято оборудование, в том числе панель оператора ТР 3105Т, которая вышла из строя по причине заводского брака, монтаж остальной аппаратуры не производился.

Котельная по состоянию на 21.05.2019 не эксплуатируется по причине демонтажа газового счетчика с корректором, панели оператора ТР3105, не подключена к сети газораспределения.

Из имеющихся материалов дела следует, что газовая котельная, предназначенная для обеспечения исправительного учреждения горячей водой и принятая в эксплуатацию в 2012 году, фактически находится в нерабочем состоянии (работы по запуску этой котельной не завершены).

В соответствии с частью 2 статьи 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному административному делу, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства; или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которых установлены эти обстоятельства.

Решением Амурского городского суда Хабаровского края от 29 мая 2020 года, оставленным без изменения определением судебной коллегией по административным делам Хабаровского краевого суда от 25 сентября 2020 года, определением судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 16 декабря 2020 года, удовлетворены требования Технюка В.В., отбывающего наказание в виде пожизненного лишения свободы в указанной колонии: признаны незаконными и нарушающими права осужденного Технюк В.В. действия (бездействие) администрации ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, выразившиеся в необеспечении Технюк В.В. горячим водоснабжением в камере, где отбывает наказание осужденный.

Судом было установлено, что в камерах ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, где отбывают наказание осужденные, отсутствует горячее водоснабжение, поскольку строительные работы на газовой котельной, которая должна обеспечивать ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, не завершены.

Так как выводы судом сделаны относительно всех помещений (камер) ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, где отбывают наказание лица, осужденные к пожизненному лишению свободы, установлен факт отсутствия горячего водоснабжения с момента ввода колонии в эксплуатацию, в силу положений части 2 статьи 64 КАС РФ, обстоятельства, установленные данным решением (отсутствие горячего водоснабжения в камерах, где отбывают наказание осужденные с момента ввода учреждения в эксплуатацию) не могут доказываться вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении других дел с участием осужденных, отбывавших наказание в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, так как осужденные, в данном случае относятся к категории лиц, в отношении которых установлены эти обстоятельства.

Согласно справке главного энергетика ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю о техническом состоянии газовой котельной горячего водоснабжения объекта ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю от 22.12.2021 № 27/ТО/55-б/н, в ходе инспекторской проверки был составлен и утвержден план мероприятий по обеспечению горячим водоснабжением ФКУ ИК-6. Согласно этого плана 07.10.2021 с началом отопительного сезона была подана горячая вода в камеры и душевые учреждения. На летний период горячее водоснабжение зданий и сооружений ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю обеспечивается путем нагрева холодной воды в электрических бойлерах накопительного типа мощностью 1,5 кВт в количестве 25 шт., так как централизованное горячее водоснабжение на летний период отсутствует (Т.1 л.д. 38-39).

Удовлетворяя требование административного истца о признании незаконными действий (бездействия) администрации ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю в части необеспечения осужденного горячим водоснабжением в камере содержания, суд первой инстанции исходил из того, что в камерах ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, где отбывают наказание осужденные, до 14.10.2021 отсутствовало горячее водоснабжение, поскольку строительные работы на газовой котельной, которая должна обеспечивать исправительное учреждение, не завершены. Горячее водоснабжение зданий и сооружений ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю обеспечивалось путем нагрева холодной воды в электрических бойлерах, центральная котельная п. Эльбан данный вид услуги населению и организациям поселка не предоставляет.

Согласно Государственному контракту № 25 Э/2021 от 24.03.2021, заключенному между ООО «Шелтэк» и ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, ООО «Шелтэк» обязано поставить тепловую энергию с теплоносителем в виде горячей воды: для отопления и/или горячего водоснабжения (п.п. 1.1, 1.3, 1.8) до границы раздела сетей. Заказчик принимает тепловую энергию с теплоносителем для отопления и горячего водоснабжения, и оплачивает за потребленные ресурсы (п.п. 1.4, 1.5). Пунктом 1.4.1 контракта определены показатели тепловой энергии только по количеству.

Согласно Приложению № 3 тепловая энергия в точке поставки должна лишь соответствовать определенной температуре относительно температуры наружного воздуха. Иные параметры, определяющие качество тепловой энергии контрактом не предусмотрены, поскольку они не определены и в соответствии с действующим законодательством относительно тепловой энергии, расходуемой из открытой системы теплоснабжения на нужды горячего водоснабжения (не предусмотрены законом о теплоснабжении ФЗ № 190-ФЗ).

В соответствии пунктом 3 статьи 101 УИК РФ администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.

Согласно пункту 19.2.5 Свода Правил 308.1325800.2017 Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования, утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 20.10.2017 № 1454/пр, (введен в действие с 21.04.2018) подводку холодной и горячей воды следует предусматривать: к санитарно-техническим приборам, требующим обеспечения холодной и горячей водой (умывальникам, раковинам, мойкам (ваннам), душевым сеткам и т.п.); ко всем зданиям ИУ, требующим обеспечения холодной и горячей водой, в зависимости от выбранной конструктивной схемы теплоснабжения учреждения.

Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в статье 1 часть 3 определяет требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, в том числе открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании (далее также - установленные требования).

На основании пункта 10 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» под качеством и безопасностью воды надлежит понимать совокупность показателей, характеризующих физические, химические, бактериологические, органолептические и другие свойства воды, в том числе ее температуру.

В силу пункта 3 статьи 1 указанного Федерального закона требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, в том числе открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании.

Вместе с тем частью 4 статьи 1 названного Закона, частью 2 статьи 1 Федерального закона «О теплоснабжении» предусмотрено, что отношения в сфере горячего водоснабжения, осуществляемого с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), регулируются Федеральным законом «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении).

При этом под открытой системой теплоснабжения (горячего водоснабжения) понимается комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети (пункт 27 статьи 2 Закона о водоснабжении).

Порядок осуществления горячего водоснабжения и водоотведения урегулирован главой 3 Закона о водоснабжении, тогда как отношения теплоснабжающих организаций и потребителей - главой 4 Закона о теплоснабжении, в том числе статьями 15 и 15.1 о договоре теплоснабжения и поставки горячей воды.

В этом отношении следует отметить, что согласно статье 2 ФЗ «О теплоснабжении» открытой системой теплоснабжения (горячего водоснабжения) обозначен технологически связанный комплекс инженерных сооружений, предназначенный для теплоснабжения и горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети - совокупности устройств (центральных тепловых пунктов, насосных станций), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок.

Как следует из пункта 1 статьи 24 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» организация, осуществляющая горячее водоснабжение с использованием централизованных и нецентрализованных (автономных) систем горячего водоснабжения, обязана подавать абонентам горячую воду, соответствующую установленным требованиям.

Согласно статье 29 часть 8 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» с 1 января 2013 года подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства потребителей к централизованным открытым системам теплоснабжения (горячего водоснабжения) для нужд горячего водоснабжения, осуществляемого путем отбора теплоносителя на нужды горячего водоснабжения, не допускается (часть 8 введена Федеральным законом от 07.12.2011 № 417-ФЗ).

Произошедшее изменение законодательства, установившее требование о прекращение горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения, также повлекло за собой необходимость при разработке схемы теплоснабжения учитывать обязательность требования о переводе на закрытую систему теплоснабжения.

Как следует из толкования приведенной нормы закона, пункты 8 и 9 статьи 29 содержат положения, касающиеся возможности дальнейшего применения открытых систем теплоснабжения и дальнейшего перехода к закрытым системам. Это вызвано потерей качеств воды при транспортировке. С точки зрения горячего водоснабжения теряются санитарно-гигиенические качества, с точки зрения теплоснабжения теряется температура как качество теплоносителя.

Содержащееся определение РСО, применительно к области теплоснабжения, в пункта 11 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии), как это видно из его контекста, применяется только в части поставки тепла, но не горячей воды.

ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю заключило договор с ООО «Шелтек» на поставку горячей воды на отопление, при этом какие-либо качественные характеристики горячей воды в договоре не были оговорены, между тем ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю стало использовать воду для горячего водоснабжения, не проверив качество поставляемой воды, данная вода использовалась осужденными для личных и бытовых нужд, в том числе для помывки осужденных, что вызвало жалобы с их стороны.

24.02.2022 произведена лабораторная проверка качества воды, которые выявили превышение содержания железа более чем в 10 раз, мутности в 10 раз (акт №2.714 от 24.02.2022 ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Хабаровском крае»). 28.02.2022 руководством учреждения принято решение прекратить подачу горячей воды в камеры осужденных для исключения угрозы их здоровью.

Несоответствие качества горячей воды, подаваемой в камеры, где содержатся осужденные, является нарушением условий содержания в исправительном учреждении.

С учетом установленных обстоятельств, судебная коллегия также находит требования Смиренского М.Б. о нарушении условий его содержания в исправительном учреждении, вызванных несоответствием подаваемой в камеру и душевые исправительного учреждения горячей воды, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Суд первой инстанции верно определил период, за который подлежит взысканию компенсация за нарушение условий содержания, в связи с отсутствием в камере горячего водоснабжения, с 26.12.2020 по 04.04.2021 и с 27.08.2021 по 14.10.2021, и в связи с подачей горячей воды ненадлежащего качества с 15.10.2021 по 30.12.2021 (заявленный административным истцом период), учитывая, что 04.04.2021 Смиренский М.Б. убыл в Республику Саха (Якутия) и вернулся 27.08.2021 в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю.

Определяя размер компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в части необеспечения осужденного горячим водоснабжением за период с 26.12.2020 по 04.04.2021, с 27.08.2021 по 14.10.2021 в камере содержания, обеспечения административного истца горячей водой ненадлежащего качества в камере и душевых исправительного учреждения за период с 15.10.2021 по 30.12.2021, невыдачи вещевого довольствия в соответствии с нормами положенности, суд первой инстанции учитывал характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых такое нарушение допущено, и исходил из того, что каких-либо негативных последствий, связанных с допущенными исправительным учреждением нарушениями, установлено не было, и, учитывая требования разумности и справедливости, определил размер компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 5000 руб.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, с учетом установленных обстоятельств дела. Размер присужденной судом компенсации соответствует требованиям разумности и справедливости.

Доводы апелляционной жалобы административных ответчиков ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России, УФСИН России по Хабаровскому краю сводятся к несогласию с решением суда, повторяют доводы и правовую позицию стороны, которая являлась предметом рассмотрения суда первой инстанции и получила надлежащую правовую оценку. Основания для иной оценки и иного применения норм материального и процессуального права у суда апелляционной инстанции в данном случае отсутствуют.

Вопреки доводам апелляционных жалоб размер компенсации соответствует требованиям разумности и справедливости, при определении размера компенсации судом учтен характер допущенных нарушений, дана оценка их последствиям, оснований для изменения размера компенсации судебная коллегия не усматривает.

Административный истец указывает, что не имеет возможности подвинуть лавку к столу в камере, что нарушает условия его содержания в исправительном учреждении.

Согласно справке врио начальника ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю от 14.02.2022 осужденный Смиренский М.Б. содержится в четырехместной камере № 120, общая площадь четырехместной камеры составляет 17,9 кв.м. Камера оборудована санитарный узлом с достаточной степенью изолированности. Санузел отгорожен от основного помещения перегородкой до потолка, имеется дверь. Перегородка исполнена от пола 2м из ДСП, выше до потолка из флюрокарбона. Данная кабина позволяет не нарушать условия приватности и уединения. Камерная мебель изготовлена в соответствии приказом ФСИН России от 26.07.2007 № 407 «Об утверждении каталога «Специальные режимные изделия для оборудования следственных изоляторов, исправительных и специализированных учреждений ФСИН России».

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 октября 2017 г. № 1454/пр утвержден Свод правил СП 308.1325800.2017, который распространяется на проектирование, строительство, реконструкцию и капитальный ремонт зданий, помещений и сооружений исправительных, лечебных исправительных, лечебно-профилактических учреждений и исправительных центров уголовно-исполнительной системы, а также включает основные требования к планировке и застройке территорий исправительных учреждений, исправительных центров, лечебно-исправительных и лечебно-профилактических учреждений.

Согласно пункту 14.3.7 СП 308.1325800.2017 оборудование, оснащение мебелью и инвентарем помещений общежитий с различными условиями отбывания наказания осужденных в ИУ и режимного корпуса ИК особого режима для осужденных ПЛС, помещений производственных мастерских, размещаемых при общежитиях со строгими условиями отбывания наказания, режимных корпусах ИК особого режима для осужденных ПЛС следует предусматривать согласно приложению А и требованиям ведомственных нормативных актов, регламентирующих оснащение соответствующих объектов ФСИН.

Согласно названного Свода правил в камерах для осужденных ПЛС предусматривается то же оборудование, что и в камерах ПКТ.

Согласно приложению А свода правил, утвержденных приказом ФСИН России от 26.07.2007 «Об утверждении каталога «Специальные (режимные) изделия для оборудования следственных изоляторов, исправительных и специализированных учреждений ФСИН России», всё оборудование камер должно крепиться к полу или стенам.

Таким образом, судом установлено, что в камере, в которой содержится административный истец, лавка установлена в соответствии с приказом ФСИН России от 26.07.2007 № 407 «Об утверждении каталога «Специальные (режимные) изделия для оборудования следственных изоляторов, исправительных и специализированных учреждений ФСИН России».

Доводы административного истца о неудобстве мебели являются необоснованными, поскольку в данной части административный ответчик не нарушил условия отбывания наказания административным истцом, так как имеющая в камере мебель изготовлена в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Кроме того нормами действующего законодательства не предусмотрено оборудование камер приспособлениями для сушки белья, стирки осужденными их одежды, в связи с чем требование административного истца в указанной части также не подлежит удовлетворению.

В соответствии с Инструкцией Главного управления исполнения наказаний Минюста России № 18/29-395 от 08.11.2001 «По организации государственного санитарно-эпидемиологического надзора за банно-прачечным обеспечением осужденных» стирка постельного и нательного белья осужденных предусматривается один раз в неделю. Стирка и сушка производится в прачечной учреждения; стирка личных вещей осужденных ПЛС осуществляется в камере.

Из материалов дела также следует и судом установлено, что камере, где Смиренский М.Б. отбывает наказание, имеется изолированная кабина с унитазом, которая отгорожена от основного помещения перегородкой из ДСП высотой от пола 2 м, выше до потолка из флюрокарбона, что позволяет не нарушать условия приватности и уединения.

Доводы апелляционной жалобы административного истца о том, что указанная перегородка должна быть кирпичной признаются судебной коллегией необоснованными. Само по себе наличие в туалетной кабине перегородки отвечает интересам административного, позволяет не нарушать условия приватности, к нарушению условий содержания административного истца не приводит.

Также судебная коллегия считает необходимым отметить следующее. Действительно, согласно Свода правил СП 308.1325800.2017 «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования», в камерах унитазы размещаются в кабинах. Перегородки кабины следует выполнять кирпичными, на всю высоту камеры (п. 17.2 СП). Между тем, указанный свод правил носит рекомендательный характер для спорных правоотношений, так как изложенные в приведенном Своде правил требования подлежат исполнению только при проектировании строящихся объектов, реконструкции и капитальном ремонте зданий, и данный нормативно-правовой акт не распространяется на исправительное учреждение, построенное до его принятия.

Также не подлежат удовлетворению требования административного истца о нарушении приватности в душевых. Действующим законодательством, регулирующим спорные правоотношения, не предусмотрено установление перегородок между душевыми лейками, их отсутствие не свидетельствует о недостаточной приватности и уединении, поскольку является частью механизма, обеспечивающего безопасность осужденных, персонала учреждения, в целом режима содержания.

Приказом Минюста России от 04.09.2006 № 279 утверждены Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы.

Наставление по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы (далее - Наставление) в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Европейскими пенитенциарными правилами, утвержденными Рекомендацией Rec (2006) 2 Комитета Министров Совета Европы, а также стандартами Европейского комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания устанавливает требования по оборудованию объектов уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) инженерно-технических средств охраны и надзора (далее - ИТСОН).

В силу пунктов 1-2 данного наставления, оно в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Европейскими пенитенциарными правилами, утвержденными Рекомендацией Rec (2006) 2 Комитета Министров Совета Европы, а также стандартами Европейского комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания устанавливает требования по оборудованию объектов уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) инженерно-технических средств охраны и надзора (далее - ИТСОН) (п.1) Положения настоящего Наставления распространяются на учреждения УИС, в том числе на исправительные колонии, воспитательные колонии, следственные изоляторы (помещения, функционирующие в режиме следственных изоляторов) и тюрьмы, и пр.(п.2).

Согласно пункту 3 Наставления ИТСОН применяются с целью создания условий для предупреждения и пресечения побегов, других преступлений и нарушений установленного режима содержания осужденными и лицами, содержащимися под стражей, повышения эффективности надзора за ними и получения необходимой информации об их проведении, а также для обеспечения выполнения других служебных задач, возложенных на учреждения и органы УИС.

Совокупность ограждений, инженерных заграждений и конструкций охранно-надзорного предназначения, технических средств сбора и обработки информации, технических средств охранной сигнализации, охранного телевидения, контроля и управления доступом, оперативной связи и оповещения, а также бесперебойного электропитания и охранного освещения, установленных и применяемых на объекте УИС, составляет комплекс ИТСОН. Совместно с комплексом ИТСОН на объекте охраны может применяться аппаратура противодействия несанкционированному использованию аппаратов сотовой связи, поисково-досмотровая и другая специальная техника, не снижающая эффективность применения ИТСОН (пункт 6 Наставления).

В соответствии с пп.8 п. 32 Наставления окна в камерах ПКТ, ЕПКТ, ШИЗО, ДИЗО, ПФРСИ, ТПП, одиночных камерах в ИК особого режима с двойными оконными переплетами оборудуются форточкой, открывающейся вовнутрь. С внешней стороны устанавливаются металлические сварные решетки. Со стороны камер окна отгораживаются решеткой, исключающей доступ к стеклу.

В коридорах специальных зданий для обеспечения режимных требований могут устанавливаться металлические решетчатые перегородки (подпункт 8 пункта 20 раздела II Наставления по оборудованию объектов УИС).

В камерах устанавливаются металлические решетки, преграждающие доступ к окнам со стороны камер (подпункт 10 пункта 20 раздела II Наставления по оборудованию объектов УИС).

Как установлено судом и подтверждено материалами дела, в камере отбывания наказания административного истца установлены металлические решетчатые перегородки (далее по тексту – решетки).

В камере установлены металлические решетки, преграждающие доступ к окнам со стороны камер. Запорные устройства на окнах устроены таким способом, что осужденные могут самостоятельно открыть окно для проветривания камеры. Наличие в камерах ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю оконных решеток, решетчатых перегородок предусмотрены вышеуказанными правовыми нормами, и само по себе наличие этих конструкций не влечет нарушение прав административного истца.

Установление решетчатой перегородки обусловлено необходимостью обеспечения безопасности в исправительном учреждении. Доводы о том, что наличие указанных решеток влечет отсутствие доступа к естественному освещению признаются судебной коллегией необоснованными.

В соответствии со статьей 83 УИК РФ администрация исправительных учреждений вправе использовать аудиовизуальные, электронные и иные технические средства надзора и контроля для предупреждения побегов и других преступлений, нарушений установленного порядка отбывания наказания и в целях получения необходимой информации о поведении осужденных.

Таким образом, в УИК Российской Федерации четко обозначена предупредительная направленность использования технических средств в исправительных учреждениях.

Перечень технических средств надзора и контроля и порядок их использования устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации. Использование технических средств надзора и контроля учреждениями Уголовно-исполнительной системы регламентировано Приказом Минюста России от 04.09.2006 № 279 «Об утверждении Наставления по оборудованию инженерно- техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы». В соответствии с требованиями вышеуказанного приказа жилые и коммунально-бытовые объекты ИК, ВК, ЛИУ оборудуются видеокамерами. Часть 3 пункта 13 статьи 60 указанного приказа устанавливает, что все камерные помещения оборудуются видеокамерами в антивандальном исполнении с выводом изображения на видеоконтрольные устройства соответствующих операторов СОТ, ПУТСН (СОТ).

Применение видеонаблюдения в учреждении, в том числе в прогулочных двориках, не противоречит обязательствам, вытекающим из статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950.

Доводы Смиренского М.Б. о нарушении его прав в результате осуществления видеонаблюдения сотрудниками-женщинами являются необоснованными, поскольку действующее законодательство не содержит запрета на осуществление надзора за поведением осужденных женщинами, состоящими на службе в исправительном учреждении. Каких-либо злоупотреблений со стороны должностных лиц исправительного учреждения установлено не было.

В соответствии частью 2 статьи 127 УИК РФ осужденные, отбывающие наказание в строгих условиях, имеют право на ежедневную прогулку продолжительностью полтора часа, осужденные, отбывающие наказание в обычных условиях, - на ежедневную прогулку продолжительностью два часа, осужденные, отбывающие наказание в облегченных условиях - на ежедневную прогулку продолжительностью два с половиной часа. При хорошем поведении осужденного и наличии возможности время прогулки может быть увеличено на тридцать минут. Реализация права осужденного на ежедневную прогулку осуществляется по желанию. При проведении утренней проверки осужденные обращаются к сотруднику учреждения о предоставлении прогулки.

Пункт 190 Инструкции о надзоре предусматривает, что прогулка осужденных производится ежедневно в дневное время покамерно в прогулочных двориках, изолированных друг от друга. При этом необходимо исключить возможность общения осужденных, находящихся в разных камерах.

Подпунктом 14 пункта 32 приказа Минюста России от 04.09.2006 № 279 указано, к зданию ПКТ, ЕПКТ, ШИЗО, ДИЗО, ПФРСИ, ТПП примыкают прогулочные дворы.

Из возражений административных ответчиков следует, что прогулочные дворики спроектированы и построены из стального металлопроката высотой не менее 3 м. Данный вид ограждения предусмотрен для недопустимости осужденными подручными средствами произвести отверстия для передачи, а также с учетом износостойкости и климатических особенностей местонахождения исправительного учреждения.

Доводы административного истца о том, что в летнее время температура в прогулочных двориках выше, чем за пределами самого двора не свидетельствует о нарушении условий его содержания в исправительном учреждении.

Согласно части 1 статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации режим в исправительных учреждениях - установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.

Исходя из положений части 10 статьи 16, части 6 статьи 74 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, осужденные к пожизненному лишению свободы отбывают наказание в исправительных колониях особого режима.

Особенности режима отбывания пожизненного лишения свободы обусловлены общественной опасностью таких осужденных, бессрочностью наказания, в связи с чем законодатель предусмотрел повышенные требования к обеспечению безопасности.

В частности, согласно части 2 статьи 80, статьи 126 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в исправительных колониях особого режима отдельно от других осужденных отбывают наказание осужденные к пожизненному лишению свободы, а также осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена пожизненным лишением свободы.

Администрация Учреждения в соответствии с положениями Инструкции о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных колониях, утвержденной приказом Министерства Юстиции Российской Федерации от 13 июля 2006 г. № 252-дсп обязана пресекать установление каких-либо связей и контактов, осужденных содержащихся в разных камерах в одном исправительном учреждении, в том числе любое общение осужденных.

Такие ограничения являются элементом режима и не могут нарушать права и законные интересы административного истца.

С учетом приведенных выше правовых норм следует признать необоснованным требование административного истца о нарушении условий его содержания в связи с отсутствием в учреждении спортивной площадки и комнаты психологической разгрузки.

Отсутствие в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю специально оборудованных комнат для занятия спортом связано с особенностями режима содержания осужденных к пожизненному лишению свободы. Права и законные интересы административного истца не нарушает.

Желание административного истца заниматься физическими упражнениями выполнимо непосредственно в камере его содержания, кроме того, определенными физическими упражнениями возможно заниматься в прогулочном дворике.

Для организации психологической работы с осужденными в ФКУ ИК-6 УФСИН России имеются кабинеты для работы психологов учреждения. Из возражений административных ответчиков следует, что кабинеты для работы психологов учреждения оборудованы и оснащены комплексом для песочной терапии, метафорическими ассоциативными картами, кабинет оформлен живыми цветами, мебелью, сформирована библиотека с психологической литературой, стены и отсекающая решетка окрашены в приятный для восприятия цвет (Т.1 л.д. 158)

Также не является нарушением условий содержания административного истца отсутствие на окнах камеры исправительного учреждения москитных сеток, поскольку обязательное их наличие не предусмотрено действующим законодательством. Между тем, как справедливо отмечено судом первой инстанции, защита осужденного от укусов насекомых в полной мере зависит от него самого и может быть обеспечена наличием специальных средств от насекомых или закрытием окна.

Административный истец указывает на нарушение условий содержания в исправительном учреждении отсутствием возможности осуществления религиозных обрядов.

Согласно части 7 статьи 14 УИК РФ, осужденные, отбывающие наказание в виде ареста, а также в виде лишения свободы в тюрьмах, исправительных колониях особого режима для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы, проводят религиозные обряды и церемонии в камерах, а при наличии возможности - в соответствующих зданиях (сооружениях, помещениях) на территории учреждения, исполняющего наказание. Осужденные, отбывающие наказание в строгих условиях в исправительных колониях особого режима, проводят религиозные обряды и церемонии в помещениях камерного типа, а при наличии возможности - в соответствующих зданиях (сооружениях, помещениях) на территории учреждения, исполняющего наказание.

Пунктом 3 статьи 16 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях», устанавливает, что в учреждениях, исполняющих наказания, проведение религиозных обрядов, церемоний и личных встреч осуществляется с соблюдением требований уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации.

Таким образом, действующее уголовно-исполнительное законодательство не предусматривает обязательное наличие на территории исправительного учреждения для лиц, отбывающих пожизненное лишение свободы, зданий (сооружений) для проведения религиозных обрядов и церемоний.

Между тем, отсутствие на территории исправительного учреждения комнат для отправления религиозных обрядов и церемоний, не препятствует осужденным проведению таких обрядов и церемоний в камере их содержания.

Административным истцом не указаны факты о том, что ему со стороны администрации запрещается отправлять религиозные обряды в камере, в которой он содержится.

Между тем, запрет на использование осужденными в камерах церковных свечей, ладана, церковной лампады, является обоснованным и связан с соблюдением осужденными требований пожарной безопасности.

Так, приказом ФСИН России от 30.03.2005 № 214 «Об утверждении Правил пожарной безопасности на объектах учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний» определено, что в зданиях, сооружениях и помещениях жилой зоны запрещается пользоваться открытым огнем (керосиновыми лампами, факелами, свечами и т.д. (п.4.1.14)

Использование осужденными предметов с применением открытого огня приведет к нарушению требований пожарной безопасности, а также может повлечь угрозу жизни и здоровья осужденных и сотрудников исправительного учреждения в случае возникновения пожара.

Согласно справке начальника ОКБИ и ХО от 02.02.2022 (Т.1 л.д.34) питание осужденных ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю организовано в соответствии с Приказом ФСИН Россия от 02.09.2016 №696 «Об утверждении порядка организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы», Постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2005 г. №205 «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на мирное время». При отсутствии на складе учреждения одних продуктов питания производится замена другими согласно Приказа МЮ РФ от 17.09.2018 № 189 «Об установлении повышенных норм питания, рационов питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время».

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, исходя из меню-раскладки за спорный период в меню осужденных каши, подаваемые на завтрак, не превышали установленного двух-трехразового повторения, блюда (супы и вторые блюда), предусмотренные на обед, а также блюда на ужин, аналогичным образом не превышали двух-трех разового повторения. Крупа, подаваемая в качестве гарнира ко второму блюду на обед не повторялась в супе того же дня.

На ужин в разные промежутки времени административному истцу подавалась либо рыба, либо мясо (консервы мясные, мясо кур, говядина) в различном виде приготовления (жаренная, отварная, запеченная, тушенная, с соусом), что само по себе в соответствие с пунктом 54 приказа ФСИН России от 02.09.2016 № 696 образует самостоятельные блюда и предполагает разный ассортимент блюд и в составе различной крупы не могут относиться к одному и тому же блюду. При этом, наличие в составе блюд одних и тех же продуктов, не является однообразием.

Выводы суда в указанной части являются обоснованными, соответствуют установленным по делу обстоятельствам, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Доводы апелляционной жалобы в указанной части о том, что судом первой инстанции не были запрошены материалы прокурорской проверки признаются судебной коллегией необоснованными и не свидетельствуют о незаконности оспариваемого судебного акта, поскольку в силу части 3 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации достаточность доказательств для разрешения конкретного спора определяется судом.

Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не свидетельствуют о незаконности принятого судом первой инстанции решения, поскольку направлены на иную правовою оценку обстоятельств дела, основания для которой, по мнению судебной коллегии, отсутствуют.

Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не содержится.

Принимая во внимание, что нарушений процессуального закона, предусмотренных частью 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, которые могли бы являться основанием для безусловной отмены решения, судом первой инстанции не допущено, судебная коллегия признает оспариваемое решение суда законным и обоснованным, и оснований для его отмены или изменения не усматривает.

Нарушения норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судом не допущено.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Амурского городского суда Хабаровского края от 06 апреля 2022 года оставить без изменения, апелляционные жалобы административного истца Смиренского М.Б., административных ответчиков ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России, УФСИН России по Хабаровскому краю - без удовлетворения.

Возложить на ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю обязанность обеспечить административного истца Смиренского М.Б. вещевым довольствием в соответствии с Приказом Минюста России от 03.12.2013 № 216 «Об утверждении норм вещевого довольствия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах», а именно: нательным бельем 2 комплекта, трусами 2 штуки, пантолетами литьевыми 1 пара, в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи