ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-267/20 от 05.08.2020 Тверского областного суда (Тверская область)

Дело №2а-267/2020; №33а-2566/2020 судья Арсеньева Е.Ю. 2020 год

УИД 69RS0032-01-2020-000388-40

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

05 августа 2020 года город Тверь

Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда

в составе председательствующего судьи Образцовой О.А.,

судей Пержуковой Л.В. и Никитушкиной И.Н.,

при секретаре судебного заседания Джамалове Б.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Твери

по докладу судьи Образцовой О.А.,

дело по апелляционной жалобе Мозина К.И. на решение Торжокского межрайонного суда Тверской области от 25 мая 2020 года, которым постановлено:

«Административное исковое заявление Мозина К.И. к администрации Торжокского района Тверской области о признании незаконными и отмене постановлений администрации Торжокского района Тверской области от 08 августа 2019 года № 468 «Об установлении публичного сервитута», от 14 августа 2019 года № 479 «О внесении изменений в постановление администрации Торжокского района Тверской области № 468 от 08 августа 2019 года», от 09 сентября 2019 года № 521 «О внесении изменений в постановление администрации Торжокского района Тверской области № 468 от 08 августа 2019 года» в отношении части земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером , площадью 504 кв. м от общей площади 481995 кв. м., адрес: <адрес> - оставить без удовлетворения».

Судебная коллегия

установила:

Мозин К.И. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Торжокского района Тверской области и просил признать незаконными и отменить постановления администрации Торжокского района Тверской области от 08 августа 2019 года № 468 «Об установлении публичного сервитута», от 14 августа 2019 года № 479 «О внесении изменений в постановление администрации Торжокского района Тверской области № 468 от 08 августа 2019 года», от 09 сентября 2019 года № 521 «О внесении изменений в постановление администрации Торжокского района Тверской области № 468 от 08 августа 2019 года» в отношении части земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером , площадью 504 кв. м от общей площади 481995 кв. м, адрес: <адрес>.

В обоснование заявленных требований указал, что является собственником земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером , общей площадью 481995 кв.м, адрес: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 21 октября 2019 года, записью регистрации от 21 октября 2019 года, выданной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области. До 21 октября 2019 года собственником вышеуказанного земельного участка являлась Мозина О.Г.

08 августа 2019 года администрацией Торжокского района Тверской области было вынесено постановление № 468 «Об установлении публичного сервитута», 14 августа 2019 года - постановление № 479 «О внесении изменений в постановление администрации Торжокского района Тверской области № 468 от 08 августа 2019 года», 09 сентября 2019 года - постановление № 521 «О внесении изменений в постановление адми­нистрации Торжокского района Тверской области №468 от 08 августа 2019 года» в отношении части земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером , площадью 504 кв.м от общей площади 481995 кв.м, адрес: <адрес>.

Цель установления публичного сервитута - строительство и эксплуатация газопровода «Межпоселковый газопровод высокого давления к д.Пирогово, д.Захожье, д.Божонки, д.Грузины, д.Юрьево Торжокского района Тверской области; распредели­тельный газопровод среднего давления по д.Пирогово, д.Захожье, д.Божонки, д.Грузины, д.Юрьево Торжокского района Тверской области». Публичный сервитут установлен сроком на 10 лет.

Бывший собственник вышеуказанного земельного участка Мозина О.Г. обращалась в Торжокский межрайонный суд Тверской области с аналогичным административным исковым заявлением, по результатам рассмотрения которого 09 декабря 2019 года вынесено решение об отказе в удовлетворении требований Мозиной О.Г., поскольку на момент рассмотрения дела в суде она перестала быть собственником данного участка и оспариваемые постановления администрации Торжокского района Тверской области не затрагивают и не нарушают ее права и законные интересы.

14 ноября 2019 года в ходе судебного заседания по делу № 2а-359/2019 обладателю публичного сервитута - АО «Газпром газораспределение Тверь» стало известно о том, что новым собственником земельного участка с кадастровым номером , в отношении которого установлен публичный сервитут стал Мозин К.И.

В настоящее время в соответствии с требованиями ст. ст. 39.47 Земельного кодекса РФ подписанный обладателем публичного сервитута проект согласования об осуществлении публичного сервитута правообладателю земельного участка направлен не был, чем нарушаются права и законные интересы административного истца на обжалование действий администрации <адрес>.

Административный истец считает постановление администрации Торжокского района Тверской области от 08 августа 2019 года № 468 «Об установлении публичного сервитута», постановление администрации Торжокского района Тверской области от 14 августа 2019 года № 479 «О внесении изменений в постановление администрации Торжокского района Тверской области № 468 от 08 августа 2019 года», постановление администрации Торжокского района Тверской области Тверской области от 09 сентября 2019 года № 521 «О внесении изменений в постановление администрации Торжокского района Тверской области № 468 от 08 августа 2019 года» незаконными, поскольку противоречат статьям 23, 39.37, 39.44 Земельного кодекса РФ и нарушают права и законные интересы истца.

Указывает, что установление публичного сервитута принесет административному истцу ежегодный реальный убыток, не учтенный в отчете об оценке. Строительство и последующая эксплуатация газопровода повлечет установление ограничений в использовании земельного участка в виде охранной зоны газораспределительной сети, наличие которой не позволит использовать не только часть земельного участка, обремененного сервитутом, но и земельного участка в целом, поскольку техника не сможет работать сплошным способом. Часть участка, обремененная публичным сервитутом, выпадает из сельскохозяйственной деятельности и не может использоваться по прямому назначению. Кроме того, установление сервитута принесет ему реальный убыток по восстановлению плодородия поверхностного слоя части земельных участков и ежегодную потерю упущенной выгоды, что не учтено в отчете об оценке.

В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены администрация Мошковского сельского поселения Торжокского района Тверской области, администрация Грузинского сельского поселения Торжокского района Тверской области, Управление Росреестра по Тверской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тверской области, Мозина О.Г.

Административный истец Мозин К.И. в судебное заседание не явился, направил в суд своего представителя.

Представитель административного истца Владимиров С.М. в судебном заседании исковые требования поддержал, в обоснование привел доводы, указанные в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика - администрации Торжокского района Тверской области Ерохина Т.В. в судебном заседании заявленные административные исковые требования не признала, в обоснование позиции привела доводы, изложенные в письменных возражениях, представленных суду.

Представитель заинтересованного лица АО «Газпром газораспределение Тверь» Мишина С.Н. в судебном заседании с административными исковыми требованиями не согласилась, возражала против их удовлетворения по основаниям, указанным в письменном отзыве.

Представители заинтересованных лиц - администрации Грузинского сельского поселения Торжокского района Тверской области, Мошковского сельского поселения Торжокского района Тверской области, Управления Росреестра по Тверской области участия в судебном заседании не приняли, направив в адрес суда ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.

Заинтересованные лица - ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тверской области, Мозина О.Г. в судебное заседание не явились.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Мозина К.И. ставится вопрос об отмене решения суда. В обоснование жалобы указано на то, что суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для административного дела, не применил закон, подлежащий применению.

Указывает, что в ходатайстве об установлении публичного сервитута отсутствует информация, предусмотренная подпунктом 3 пункта 2 статьи 39.41 Земельного кодекса Российской Федерации, что является основанием к отказу в установлении публичного сервитута.

Сообщение о возможном установлении сервитута не содержит сведений, предусмотренных подпунктами 1 и 2 пункта 6 статьи 39.42 Земельного кодекса Российской Федерации.

Решение об установлении публичного сервитута не содержит сведений, указанных в подпунктах 7 и 8 пункта 4 статьи 39.43 Земельного кодекса Российской Федерации.

Критикует вывод суда о том, что отсутствие в ходатайстве, сообщении и решении об установлении публичного сервитута предусмотренных законом сведений не нарушает прав административного истца.

Выражает несогласие с выводом суда о том, что при изменении срока публичного сервитута (11 месяцев, 49 лет, 10 лет) административный ответчик не должен был проводить процедуру установления публичного сервитута сначала.

Обращает внимание, что АО «Газпром газораспределение Тверь» с ходатайством об установлении срока сервитута сроком на 49 лет и на 10 лет в соответствии с требованиями статьи 39.41 Земельного кодекса Российской Федерации не обращалось, а административный ответчик, устанавливая новые сроки публичного сервитута, нарушил требования земельного законодательства.

Установление публичного сервитута повлечет для административного истца убытки, не учтенные в представленном отчете.

Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и поступивших на нее возражений, выслушав представителя административного истца Владимирова С.М., поддержавшего доводы жалобы, представителя АО «Газпром газораспределение Тверь» Мишину С.Н., возражавшую против жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.

В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств и недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущено не было.

Как установлено судом и следует из материалов административного дела, в собственности Мозина К.И. находится земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером , площадью 481995 кв. м, расположенный по адресу: Тверская область, Торжокский район, Мошковское сельское поселение в районе д. Мошки.

Постановлением администрации Торжокского района Тверской области от 08 августа 2019 года № 468 «Об установлении публичного сервитута» в отношении части вышеуказанного земельного участка (площадью 504 кв.м от общей площади 481995 кв.м) установлен публичный сервитут, утверждены его границы.

Цель установления публичного сервитута - строительство и эксплуатация газопровода «Межпоселковый газопровод высокого давления к д. Пирогово, д. Захожье, д. Божонки, д. Грузины, д. Юрьево Торжокского района Тверской области; распределительный газопровод среднего давления по д. Пирогово, д. Захожье, д. Божонки, д. Грузины, д. Юрьево Торжокского района Тверской области».

С ходатайством об установлении публичного сервитута обратилось АО «Газпром газораспределение Тверь» - надлежащее лицо, предусмотренное пп. 1 ст. 39.40 ЗК РФ, которое, как следует из выписки из реестра субъектов естественных монополий, является субъектом естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе.

Ходатайство АО «Газпром газораспределение Тверь» об установлении публичного сервитута от 25 июня 2019 года оформлено в соответствии с формой, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 10 октября 2018 года № 542, и содержит сведения, предусмотренные ч. 1 ст. 39.41 ЗК РФ, в том числе указаны: цель установления публичного сервитута; испрашиваемый срок публичного сервитута; срок, в течение которого использование земельного участка (его части) и (или) расположенного на нем объекта недвижимости в соответствии с их разрешенным использованием будет невозможно или существенно затруднено в связи с осуществлением деятельности, для обеспечения которой устанавливается публичный сервитут (при возникновении таких обстоятельств); обоснование необходимости установления публичного сервитута; кадастровые номера земельных участков, в отношении которых подано ходатайство об установлении публичного сервитута, адреса или иное описание местоположения таких земельных участков.

В соответствии с требованиями ст. 39.42 ЗК РФ администрацией Торжокского района обеспечено выявление правообладателей земельных участков в целях установления публичного сервитута. Сообщение о возможности установления публичного сервитута размещено в газете «Новоторжский вестник» от 05 июля 2019 года № 27 (14591), на официальном сайте администрации Торжокского района в сети Интернет.

Информация о возможности установления публичного сервитута доведена до сведения собственника (на тот момент) земельного участка с кадастровым номером , о чем свидетельствуют письмо Мозиной О.Г., поступившее в администрацию Торжокского района 01 августа 2019 года, в котором она просит проинформировать о результатах рассмотрения ходатайства АО «Газпром газораспределение Тверь» об установлении публичного сервитута.

Обоснованием установления публичного сервитута явилась утвержденная документация по планировке территории - проект планировки и проект межевания территории, утвержденные постановлением администрации Мошковского сельского поселения Торжокского района Тверской области от 04 октября 2016 года № 45, постановлением администрации Грузинского сельского поселения Торжокского района Тверской области от 04 октября 2016 года № 67, постановлением администрации Пироговского сельского поселения Торжокского района Тверской области от 04 октября 2016 года № 46.

Указанные нормативные правовые акты официально опубликованы в газете «Новоторжский вестник» от 14 октября 2016 года № 42 (14449).

Реквизиты указанных решений об утверждении проекта планировки территории, предусматривающих размещение инженерного сооружения, указаны в ходатайстве АО «Газпром газораспределение Тверь» об установлении публичного сервитута, сообщении административного ответчика о возможности установления публичного сервитута и решении административного ответчика об установлении публичного сервитута.

Схемой территориального планирования Тверской области, утвержденной постановлением Правительства Тверской области от 25 декабря 2012 года № 806-пп, действующей в редакции постановления Правительства Тверской области от 03 декабря 2018 года № 343-пп, предусмотрено осуществление мероприятий по газоснабжению согласно Региональной программе газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций на 2017 - 2021 годы, утвержденной Постановлением Губернатора Тверской области от 04 мая 2017 года № 63-пг «Об утверждении Региональной программы газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций на 2017 - 2021 годы».

Реализация объекта (строительство и эксплуатация газопровода) «Межпоселковый газопровод высокого давления к д. Пирогово, д. Захожье, д. Божонки, д. Грузины, д. Юрьево Торжокского района Тверской области; распределительный газопровод среднего давления по д. Пирогово, д. Захожье, д. Божонки, д. Грузины, д. Юрьево Торжокского района Тверской области» была предусмотрена мероприятиями по газоснабжению согласно действовавшей в спорный период Региональной программе газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций на 2017-2021 годы, утвержденной постановлением Губернатора Тверской области от 04 мая 2017 года № 63-пг «Об утверждении Региональной программы газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций на 2017 - 2021 годы», в редакции постановления Губернатора Тверской области от 29 декабря 2018 года № 134-пг.

Указанные выше нормативные правовые акты официально опубликованы для всеобщего сведения, размещены в справочных правовых системах, в сети Интернет.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, для удовлетворения административного иска необходимо установить несоответствие действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Разрешая спор и принимая решение об отказе в удовлетворении административного иска, суд, руководствуясь положениями Земельного кодекса Российской Федерации и Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, исходил из отсутствия совокупности условий, необходимой для удовлетворения заявленных требований.

Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводами суда, положенными в основу решения об отказе в удовлетворении административного иска, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на верном применении норм материального права.

Доводы административного истца о том, что в нарушение требований земельного законодательства в ходатайстве об установлении публичного сервитута, сообщении о возможности установления публичного сервитута, решении об установлении публичного сервитута отсутствует информация о реквизитах решения об утверждении программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа либо положения инвестиционных программ субъектов естественных монополий, организаций коммунального комплекса, которыми предусмотрены мероприятия по строительству, реконструкции инженерного сооружения, в случаях, если подано ходатайство об установлении публичного сервитута в целях строительства или реконструкции указанного инженерного сооружения, реквизитах решений об утверждении документов территориального планирования, реквизитах нормативных актов, определяющих порядок установления зон с особыми условиями использования территорий и содержание ограничений прав на земельные участки в границах таких зон, являлись предметом рассмотрения суда, были признаны несостоятельными и отклонены с приведением мотивов, не согласиться с которыми судебная коллегия оснований не находит.

Как верно указано судом, схема территориального планирования Тверской области, утвержденная постановлением Правительства Тверской области от 25 декабря 2012 года № 806-пп, которой предусмотрено осуществление мероприятий по газоснабжению согласно Региональной программе газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций на 2017-2021 годы, официально опубликована для всеобщего сведения, размещена в справочных правовых системах, в сети Интернет.

Инвестиционная программа Реализация объекта - «Строительство и эксплуатация газопровода «Межпоселковый газопровод высокого давления к д. Пирогово, д. Захожье, д. Божонки, д. Грузины, д. Юрьево Торжокского района Тверской области; распределительный газопровод среднего давления по д. Пирогово, д. Захожье, д. Божонки, д. Грузины, д. Юрьево Торжокского района Тверской области» предусмотрена представленной в дело выпиской из инвестиционной программы АО «Газпром газораспределение Тверь» на 2019 год.

Непосредственно инвестиционная программа АО «Газпром газораспределение Тверь» для административных истцов каких-либо обязанностей не устанавливает.

Основными нормативными актами, определяющими порядок установления зон с особыми условиями использования территорий и содержание ограничений прав на земельные участки в границах таких зон, применительно к охранным зонам газопроводов, являются Земельный кодекс Российской Федерации (Глава XIX «Зоны с особыми условиями использования территорий»), Федеральный закон от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации».

Указанные нормативные правовые акты официально опубликованы для всеобщего сведения, размещены в справочных правовых системах, в сети Интернет.

Стороной административного истца о невозможности получения информации о документах территориального планирования, нормативных актах, определяющих порядок установления зон с особыми условиями использования территорий и содержание ограничений прав на земельные участки в границах таких зон, при рассмотрении дела не заявлялось.

При таких обстоятельствах суд пришел к верному выводу о том, что отсутствие в ходатайстве об установлении публичного сервитута, сообщении о возможности установления публичного сервитута, решении об установлении публичного сервитута указанных выше сведений прав и законных интересов административного истца не нарушает.

Судебной коллегий также не установлено, каким образом отсутствие в указанных документах приведенных административным истцом сведений нарушило его права и законные интересы.

Доводы жалобы о произвольном изменении срока сервитута являлись предметом рассмотрения суда, были отклонены с приведением мотивов, подробно изложенных в решении суда, не согласиться с которыми у судебной коллегии основания отсутствуют.

Как верно указано судом, установленная главой V.7 Земельного кодекса Российской Федерации последовательность действий уполномоченного на принятие решения об установлении публичного сервитута органа не предполагает на каком-либо из этапов согласование срока установления сервитута с правообладателями земельных участков, в отношении которых подано ходатайство об установлении публичного сервитута, а также о проведении этой процедуры заново.

В такой ситуации оснований для вывода о нарушении прав и законных интересов административного истца при изменении срока публичного сервитута не имеется.

Содержащиеся в апелляционной жалобе доводы не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены обжалуемого решения, повторяют правовую позицию административного истца, выраженную в суде первой инстанции, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования суда, им дана надлежащая правовая оценка, подробно приведенная в обжалуемом решении.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил характер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, исследовал обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, представленные сторонами доказательства оценил по правилам статьи 84 и части 4 статьи 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Торжокского межрайонного суда Тверской области от 25 мая 2020 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу Мозина К.И. - без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий:

Судьи: