ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-2770/2023 от 29.11.2023 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

УИД 34RS0001-01-2023-003178-56 Административное дело № 2а-2770/2023

Судья Алексеева И.В. Дело № 33а-13307/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Волгоград 29 ноября 2023 года

Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего судьи Тертышной В.В.,

судей Еромасова С.В., Сукачева Д.Ю.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Журкиной Я.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению И.а И. Г. к комитету природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области о признании решения незаконным, возложении обязанности

по апелляционной жалобе с дополнением административного истца И.а И. Г.

на решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 19 сентября 2023 года, которым постановлено И.у И. Г. в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным отказа комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области в приеме отчета об охране лесов от пожара от 10 июля 2023 года, выраженное в ответе от 14 июля 2023 года № 10-18-04/16529, возложении обязанности устранить допущенные нарушения и принять отчет административного истца об охране лесов от пожара от 10 июля 2023 года в полном объеме отказать.

Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Еромасова С.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

И. И.Г. обратился в суд с административным исковым заявлением, указав в обоснование требований, что на основании договора аренды лесного участка от 23 ноября 2012 года № 11Р-4/12 он является арендатором лесного участка. В соответствии с требованиями статьи 60 Лесного кодекса Российской Федерации он 10 июля 2023 года направил в комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области отчет по форме № 1-ОЛ на бумажном носителе, который административный ответчик получил 13 июля 2023 года. Извещением от 14 июля 2023 года комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области сообщил ему об отказе в приеме отчета, мотивировав тем, что в соответствии с Федеральным законом от 4 февраля 2021 года № 3-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования лесных отношений» с 1 июля 2021 отчеты об охране лесов от пожаров должны предоставляться лесопользователями исключительно в форме электронного документа с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг. Считает принятое комитетом природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области решение неправомерным и не основанным на законодательстве Российской Федерации, нарушающим его право на подачу отчета на бумажном носителе.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, административный истец просил: признать незаконным отказ комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области в приеме отчета об охране лесов от пожара административного истца от 14 июля 2023 года № 10-18-04/16529; обязать комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области устранить допущенные нарушения, принять отчет об охране лесов от пожаров от 10 июля 2023 года.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе с дополнением административный истец, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит судебный акт отменить, вынести новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование требований апелляционной жалобы указывает на то, что положениями Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" закреплена обязанность обеспечить возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, поскольку законодательство Российской Федерации не содержит ограничений по использованию бумажного документооборота при обращении граждан в органы власти, при этом он не имеет аккаунта на портале «Госуслуги». Кроме того, при обращении в многофункциональный центр во вкладке Региональные услуги – комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области отсутствует такой вид услуги как подача отчета об охране лесов от пожаров, а из ответа ГКУ Волгоградской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (ГКУ ВО «МФЦ») следует, что заключенным между административным ответчиком и ГКУ ВО «МФЦ» соглашением о взаимодействии от 4 августа 2021 года № 29-РОИВ государственная услуга по приему отчетов о воспроизводстве лесов и лесоразведении, об охране лесов от пожаров, о защите лесов в данном соглашении отсутствует, что свидетельствует о том, что оказание данной услуги через ГКУ ВО «МФЦ» административным ответчиком не обеспечено.

В возражениях на апелляционную жалобу и дополнение к ней комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции административный истец Иванеов И.Г. и его представитель Очередко Г.В. не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах не явки не сообщали, с заявлениями об отложении судебного заседания не обращались, а представитель административного ответчика комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области Каракулина А.А. просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Иванова И.Г. – без удовлетворения.

Исследовав материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы с дополнением и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции Иванов И.Г. является арендатором лесного участка площадью 0,3 га, местоположением: <адрес>, <адрес>, с кадастровым номером № <...>.

10 июля 2023 года Ивановым И.Г. в комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области направлен отчет об охране лесов от пожаров на бумажном носителе.

14 июля 2023 года комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области в лице председателя письмом за исходящим № 10-18-04/16529 сообщил Иванову И.Г. об отказе в приеме отчета со ссылкой на положения Федерального закона от 4 февраля 2021 года № 3-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования лесных отношений» в связи с необходимостью предоставления отчета исключительно в форме электронного документа с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг через раздел «Прием лесных деклараций и отчетов об использовании лесов», что явилось основанием для обращения Иванова И.Г. в суд с настоящим иском.

Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд пришел к выводу о законности оспариваемого ответа, не установив при этом условий, предусмотренных пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ, необходимых для удовлетворения иска.

Судебная коллегия с данным выводом суда соглашается ввиду следующего.

В соответствии с частями 1 и 3 статьи 60 Лесного кодекса Российской Федерации отчет об охране лесов от пожаров представляется гражданами, юридическими лицами в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг. Перечень информации, включаемой в отчет об охране лесов от пожаров, форма и порядок представления отчета об охране лесов от пожаров, а также требования к формату отчета об охране лесов от пожаров в электронной форме устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В силу пункта 1 Приказа Минприроды России от 9 марта 2017 года N 78 "Об утверждении перечня информации, включаемой в отчет об охране лесов от пожаров, формы и порядка представления отчета об охране лесов от пожаров, а также требований к формату отчета об охране лесов от пожаров в электронной форме, перечня информации, включаемой в отчет о защите лесов, формы и порядка представления отчета о защите лесов, а также требований к формату отчета о защите лесов в электронной форме" отчет об охране лесов от пожаров представляется гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, осуществляющими в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации использование лесов, а также осуществляющими мероприятия по охране лесов от пожаров, в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса. Отчет представляется непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг. Отчет представляется ежеквартально, не позднее десятого числа месяца, следующего за отчетным периодом. В случаях, если проектом освоения лесов, лесохозяйственным регламентом в отчетном квартале не предусмотрены мероприятия по охране лесов от пожаров, отчет представляется ежегодно, не позднее десятого января года, следующего за отчетным (Приложение 3).

Пунктом 2.6.2. Административного регламента предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по приему лесных деклараций и отчетов об использовании лесов от граждан, юридических лиц, осуществляющих использование лесов, утвержденного Приказом Минприроды России от 8 декабря 2016 года N 641, установлено, что в части приема отчетов заявитель представляет в уполномоченный орган непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг отчет в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая Портал.

Федеральным законом от 4 февраля 2021 года № 3-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования лесных отношений» (далее Федеральный закон от 4 февраля 2021 года № 3-ФЗ) в лесное законодательство внесены изменения, направленные на обеспечение прослеживаемости оборота древесины и сделок с ней, при этом предложен ряд концептуальных положений, включая формирование разрешительных и отчетных документов по использованию лесов в электронном виде.

Согласно внесенным изменениям в часть 1 статьи 60 Лесного кодекса Российской Федерации, вступающим в силу с 1 января 2025 года, отчет об охране лесов от пожаров представляется гражданами, юридическими лицами в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 93.5 настоящего Кодекса", а именно, в порядке представления документов для внесения сведений в государственный лесной реестр – в электронной форме и подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью, посредством единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг или иных информационных технологий взаимодействия с органами исполнительной власти, уполномоченными в области лесных отношений, определенных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, либо через официальный сайт с использованием единой системы идентификации и аутентификации.

При этом до вступления в силу вышеуказанных норм Федеральным законом от 4 февраля 2021 года № 3-ФЗ предусмотрен ряд переходных положений, а именно, согласно пункту 8 статьи 4 названного закона с 1 июля 2021 года до 1 января 2025 года лесные декларации, отчеты об использовании лесов, охране лесов от пожаров, о защите лесов и воспроизводстве лесов и лесоразведении, об охране лесов от загрязнения и иного негативного воздействия, акты лесопатологического обследования представляются исключительно в форме электронного документа с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг.

Переходные положения в законах используются для определения сроков и порядка введения положений законов в действие, установления особенного временного периода регулирования отдельных вопросов на переходный период, т.е. на период, пока не будут окончательно созданы условия для полного вступления в силу всех норм.

Согласно пункту 58 Методических рекомендаций по юридико-техническому оформлению законопроектов, утвержденных Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, внесение в основной законодательный акт правовых норм временного характера не допускается, при необходимости установить временное (отличающееся от общеустановленного) правовое регулирование по определенным вопросам принимается самостоятельный законодательный акт.

Таким образом, непосредственно в Лесном кодексе Российской Федерации не могут содержаться нормы временного характера, в рассматриваемой ситуации такая норма установлена в пункте 8 статьи 4 Федерального закона № 3-ФЗ, которая полностью исключает, начиная с 1 июля 2021 года, возможность представления лесопользователями отчетности на бумажном носителе.

Указанный вывод подтверждается Письмом Рослесхоза от 20 июня 2023 года N ВС-04-54/14252 "О направлении разъяснений по формированию отчетности", в котором разъяснено, что в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 4 февраля 2021 года N 3-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования лесных отношений" с 1 июля 2021 года до 1 января 2025 года лесные декларации, отчеты об использовании лесов, охране лесов от пожаров, о защите лесов и воспроизводстве лесов и лесоразведении, об охране лесов от загрязнения и иного негативного воздействия, акты лесопатологического обследования представляются исключительно в форме электронного документа с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг.

Правомерность предоставления административным истцом отчета по охране лесов от пожаров исключительно в форме электронного документа с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг подтверждается правовой позицией Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 26 октября 2023 года, изложенной в кассационном определении № 88а-32964/2023, которым оставлены без изменения решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 6 марта 2023 года по делу № 2а-882/2023 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 1 июня 2023 года № 33а-5899/2 по аналогичному административному исковому заявлению Иванова И.Г. к комитету природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области.

Судебная коллегия находит правильным содержащееся в извещении Иванова И.Г. об отказе в приеме отчета об охране лесов от пожара от 10 июля 2023 года в ответе от 14 июля 2023 года № 10-18-04/16529 указание о том, что подача отчета об охране лесов от пожара осуществляется исключительно в форме электронного документа с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг через раздел «Прием лесных деклараций и отчетов об использовании лесов».

Административный истец в дополнении к апелляционной жалобе ссылается на ответ ГКУ ВО «МФЦ» № 41-06-02/3550 о том, что между ГКУ ВО «МФЦ» и комитетом природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области заключено соглашение от 4 августа 2021 года № 29-РОИВ. Однако государственная услуга по приему отчетов о воспроизведении лесов и лесоразведении, об охране лесов от пожаров, о защите лесов в данном соглашении отсутствует. В связи с изложенным правовые основания для предоставления данной услуги на базе многофункционального центра отсутствуют. Следовательно, подать отчет об охране лесов Вы можете непосредственно в комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области.

Указанный ответ не опровергает правомерность выводов суда о возможности административного истца лично подать отчет об охране лесов от пожара в форме электронного документа непосредственно в комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг через раздел «Прием лесных деклараций и отчетов об использовании лесов», при этом о наличии возможности подать такой отчет через портал государственных и муниципальных услуг по указанной ссылке суд апелляционной инстанции убедился.

Таким образом, административный ответчик, разъяснив Иванову И.Г. о том, что подача отчета об охране лесов от пожара осуществляется исключительно в форме электронного документа с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг через раздел «Прием лесных деклараций и отчетов об использовании лесов», указанные выше положения нормативных актов не нарушил.

В силу пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ допускается принятие судом решения об удовлетворении требований о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в случае, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца. Данное регулирование позволяет получить эффективную судебную защиту действительно нарушенных прав и свобод граждан.

Для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца (статья 227 КАС РФ).

При установленных в деле обстоятельствах, совокупность таких условий при рассмотрении административного дела судебной коллегией не установлена, поскольку Иванов И.Г. не лишен возможности представления указанной им отчетности в порядке, установленном действующим законодательством, то есть непосредственно в комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг через раздел «Прием лесных деклараций и отчетов об использовании лесов» в форме электронного документа.

С учетом изложенного, вывод суда об отказе в удовлетворении требований судебная коллегия находит правомерным.

Довод апелляционной жалобы о том, что Иванов И.Г. не имеет аккаунта на портале государственных и муниципальных услуг сам по себе не является законным основанием для другого вывода по делу, поскольку у административного истца имеется возможность регистрации на указанном портале для выполнения своей обязанности подать отчет об охране лесов от пожаров в форме электронного документа.

В целом доводы апелляционной жалобы административного истца по существу заявленных требований повторяют правовую позицию последнего, изложенную в административном исковом заявлении, они были предметом проверки суда, получили надлежащую оценку в обжалуемом судебном акте, сводятся к несогласию административного истца с решением суда, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного решения по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными для отмены решения суда.

Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного постановления в апелляционном порядке.

При таком положении судебная коллегия считает, что обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных статьей 310 КАС РФ для отмены решения суда оснований, - оставлению без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 308-311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 19 сентября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу с дополнением административного истца Иванова И.Г. – без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий судья

Судьи: