ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-279/2021 от 22.11.2021 Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми)

Судья Куриленко Р.В. дело № 33а-6482/2021 (дело № 2а-279/2021)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Коми в составе председательствующего судьи Машкиной И.М.,

судей Попова В.В., Пристром И.Г.,

при секретаре судебного заседания Сакеновой К.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 22 ноября 2021 года в городе Сыктывкаре Республики Коми апелляционную жалобу представителя административных ответчиков ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, Управления ФСИН России по Республике Коми и ФСИН России Алябушевой Е.В. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 11 августа 2021 года по административному исковому заявлению Краснянского М.В. к ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, Управлению ФСИН России по Республике Коми и ФСИН России о признании ненадлежащим оказание медицинской помощи при содержании в исправительном учреждении.

Заслушав доклад материалов административного дела судьи Попова В.В., объяснения представителя административных ответчиков УФСИН России по Республике Коми и ФСИН России Клубет А.М., судебная коллегия

установила:

Краснянский М.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России о признании действий (бездействия) учреждения, выразившихся в неоказании ему надлежащей медицинской помощи, в обоснование которого указал, что, отбывая наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми 22 июня 2020 года он упал и ударился правым коленом, вследствие чего на следующий день в районе коленной чашечки появилась опухоль, боль и дискомфорт при ходьбе. Обратившись в МЧ-4 ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России за медицинской помощью, ему наложили повязку с лекарством «...», назначили обезболивающие препараты «...». По результатам лечения улучшения состояния здоровья не наступило. Вследствие применения лекарства «...» кожные покровы в месте нанесения компресса были обожжены, кожа облезла, появился сильный зуд. Назначенное лечение мазью «...» не помогло. Поданные на имя начальника МЧ-4 ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России обращения остались без ответа. 02 июля 2020 года состояние ухудшилось, на коже появилась красная сыпь, кожа сильно чесалась, появились язвы и прыщи. Ему назначено лечение лекарством «...», инъекции препаратами «...» и «...», проведен осмотр фельдшером только визуально, обследования, назначения анализов, осмотра врача-дерматолога не проводилось. 21 июля 2020 года он был осмотрен врачом-хирургом, ему назначено УЗИ, позднее осмотрен также терапевтом, которая лишь дала рекомендации и обещала обследование у врача-дерматолога. 30 июля 2020 года административный истец был этапирован в ФКЛПУБ-18 УФСИН России по Республике Коми, где ему сделали рентген и УЗИ колена, 11 августа 2020 года он осмотрен травматологом. К моменту осмотра ушиб сошел, боль ослабла, однако, зуд и язвы на коже не проходили, осмотр врачом-дерматологом так и не был проведен, жалобы, адресованные на имя главного врача, результатов не принесли. Приведенные действия (бездействие) учреждения, выразившиеся в неоказании ему надлежащей медицинской помощи, считает незаконными, нарушившими его права, свободы и законные интересы.

Определениями суда от 28 сентября 2020 года и 19 января 2021 года к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены Управление ФСИН России по Республике Коми и ФСИН России.

Административный истец, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, участия в судебном заседании не принял.

Представитель административных ответчиков ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России по Республике Коми требования административного иска не признала, просила в их удовлетворении отказать, утверждая об обеспечении административного истца необходимой медицинской помощью в соответствии с порядком организации медицинской помощи в исправительном учреждении.

Руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судом первой инстанции дело рассмотрено при имеющейся явке участвующих в деле лиц.

По итогам рассмотрения административного дела, решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 11 августа 2021 года административное исковое заявление Краснянского М.В. к ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, Управлению ФСИН России по Республике Коми и ФСИН России о признании ненадлежащим оказание медицинской помощи при содержании в исправительном учреждении удовлетворено, признано незаконным оказание ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России медицинской помощи Краснянскому М.В., выразившееся в непроведении консультации врача-дерматолога и обследования с целью уточнения диагноза и определения дальнейшей тактики лечения по выявленным у него 02 июля 2020 года высыпаниям на коже.

В апелляционной жалобе представитель административных ответчиков ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, Управления ФСИН России по Республике Коми и ФСИН России Алябушева Е.В. просит об отмене вынесенного решения как незаконного и необоснованного по доводам, изложенным в письменных отзывах на административное исковое заявление, указывая о том, что судом допущено неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, неправильно применены нормы материального права, поскольку в рассматриваемый период административному истцу оказывалась необходимая медицинская помощь, а отдельные недостатки и дефекты медицинской помощи не повлекли для осужденного неблагоприятных последствий, в связи с чем, оснований для признания судом действий (бездействия) административных ответчиков незаконными не имелось.

Административный истец Краснянский М.В., извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, участия в судебном заседании суда апелляционной инстанции не принял.

Представитель административных ответчиков Управления ФСИН России по Республике Коми и ФСИН России по доверенности Клубет А.М. в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал.

Иные административные ответчики и заинтересованные лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, участия в судебном заседании не приняли, участие своих представителей не обеспечили.

Согласно статьям 150 (часть 2), 226 (часть 6), 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, и не представивших доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке лиц, участвующих в деле.

Изучив материалы административного дела, заслушав объяснения представителя административных ответчиков, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность решения суда в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при проверке законности решения должностного лица суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 указанной статьи, в полном объеме.

В соответствии с частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с частью 11 приведенной нормы, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В силу положений статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении. Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Таким образом, признание незаконными действий и решений должностного лица, органа государственной власти, выразившихся в нарушении условий содержания в исправительном учреждении возможно только при их несоответствии нормам действующего законодательства, сопряженным с нарушением прав, свобод и законных интересов административного истца.

Удовлетворяя требования административного искового заявления, суд первой инстанции исходил из наличия совокупности указанных оснований.

В соответствии со статьями 17 и 18 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Статьёй 21 Конституции Российской Федерации установлено, что достоинство личности охраняется государством. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

Частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации определено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии со статьей 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.

В практике применения Конвенции о защите прав человека и основных свобод Европейским Судом по правам человека к «бесчеловечному обращению» относятся случаи, когда такое обращение, как правило, носит преднамеренный характер, имеет место на протяжении нескольких часов или когда в результате такого обращения человеку были причинены реальный физический вред либо глубокие физические и нравственные страдания. В соответствии с требованиями, содержащимися в постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству.

В силу положений статей 1, 3 и 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» деятельность уголовно-исполнительной системы осуществляется на основе принципов законности, гуманизма, уважения прав человека, установлена обязанность учреждений, исполняющих наказания, обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической и социальной сферы.

В статье 12 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» конвоирование по плановым маршрутам содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы осужденных и лиц, заключенных под стражу, осуществляется специальными подразделениями уголовно-исполнительной системы по конвоированию в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

Положениями статьи 8 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации установлено, что уголовно-исполнительное законодательство основывается на принципах законности, гуманизма, демократизма, равенства осужденных перед законом, дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения, соединения наказания с исправительным воздействием.

Согласно статье 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными законодательством.

В соответствии со статьёй 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные имеют право на получение информации о своих правах и обязанностях, о порядке и условиях отбывания назначенного судом вида наказания. Осужденные не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или взысканию. При осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний, а также ущемляться права и законные интересы других лиц.

Приведенные права осужденного корреспондируют положениям статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, согласно которым лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение (часть 1). Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (часть 2).

В соответствии с частью 6 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.

Согласно статье 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации.

В уголовно-исполнительной системе для медицинского обслуживания осужденных организуются лечебно-профилактические учреждения (больницы, специальные психиатрические и туберкулезные больницы) и медицинские части.

Администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно - гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.

Пунктом 123 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 16.12.2016 N 295, предусмотрено, что лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ).

Как следовало из пункта 2 Порядка организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу, утв. Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации № 640, Минюста Российской Федерации № 190 от 17 октября 2005 года (утратившего силу 19.02.2018 в связи с изданием Приказа Минздрава России N 14н, Минюста России N 4 от 17.01.2018) медицинская помощь подозреваемым, обвиняемым и осужденным предоставлялась лечебно-профилактическими учреждениями (далее - ЛПУ) и медицинскими подразделениями учреждений Федеральной службы исполнения наказаний, создаваемыми для этих целей, либо ЛПУ государственной и муниципальной систем здравоохранения.

Согласно пунктам 13, 14 и 49 Порядка для оказания медицинской помощи подозреваемым, обвиняемым и осужденным в Учреждении организуется медицинская часть, которая является структурным подразделением Учреждения, основная цель деятельности которой гарантированное обеспечение оказания первичной медицинской помощи лицам, содержащимся в Учреждении. Время для амбулаторного приема в медицинских частях подозреваемых, обвиняемых, осужденных в учреждениях УИС, устанавливается распорядком дня соответствующего Учреждения.

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 28.12.2017 № 285 утвержден новый Порядок организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы (далее – Порядок).

Согласно пункту 2 Порядка оказание медицинской помощи осужденным осуществляется структурными подразделениями (филиалами) медицинских организаций, подведомственных ФСИН России, и СИЗО УИС, подчиненных непосредственно ФСИН России, а при невозможности оказания медицинской помощи в медицинских организациях УИС - в иных медицинских организациях государственной и муниципальной системы здравоохранения.

В соответствии с пунктом 31 Порядка в период содержания осужденного в учреждении УИС осуществляется динамическое наблюдение за состоянием его здоровья, включающее ежегодное лабораторное исследование (общий анализ крови, мочи), осмотр врача-терапевта (врача общей практики) или фельдшера, которые проводятся один раз в год, а также флюорографию легких или рентгенографию органов грудной клетки (легких), которые проводятся не реже одного раза в шесть месяцев.

Медицинские осмотры и диспансерное наблюдение осужденных осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере охраны здоровья (пункт 32 Порядка). Медицинская помощь в амбулаторных условиях осужденным оказывается в соответствии с режимом работы медицинской части (здравпункта) по предварительной записи (пункт 33 Порядка).

В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы лица, заключенные под стражу или отбывающие наказание в виде лишения свободы, имеют право на оказание медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, а также на приглашение для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций.

Согласно статье 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ под медицинской помощью понимается комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.

В соответствии с пунктами 2, 3 и 9 части 5 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ пациент имеет право на профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организация в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям, а также на возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи.

Медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи.

В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ качество медицинской помощи обеспечивается применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи.

Как разъяснено в пунктах 2, 3 и 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений (далее - режим мест принудительного содержания) реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе: право на охрану здоровья (в частности, статьи 20, 21, 41 Конституции Российской Федерации, пункты 2, 8 части 1 статьи 7, статьи 9, 14 Федерального закона от 26 апреля 2013 года N 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста», пункты 2, 9 статьи 17, статьи 19, 24 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», части 3, 6, 6.1 статьи 12, статьи 13, 101 УИК РФ, часть 2 статьи 35.1 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», подпункт 1 пункта 9 статьи 15 Федерального закона от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних») (пункт 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47).

Принудительное содержание лишенных свободы лиц в предназначенных для этого местах, должно осуществляться в соответствии с принципами законности, справедливости, равенства всех перед законом, гуманизма, защиты от дискриминации, личной безопасности, охраны здоровья граждан, что исключает пытки, другое жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение и, соответственно, не допускает незаконное - как физическое, так и психическое - воздействие на человека (далее - запрещенные виды обращения). Иное является нарушением условий содержания лишенных свободы лиц (пункт 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47).

При рассмотрении административных дел, связанных с непредоставлением или ненадлежащим оказанием лишенному свободы лицу медицинской помощи, судам с учетом конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь следует принимать во внимание законодательство об охране здоровья граждан, а также исходить из того, что качество необходимого медицинского обслуживания, предоставляемого в местах принудительного содержания, должно быть надлежащего уровня с учетом режима мест принудительного содержания и соответствовать порядкам оказания медицинской помощи, обязательным для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, и стандартам медицинской помощи (статья 41 Конституции Российской Федерации, статья 4, части 2, 4 и 7 статьи 26, часть 1 статьи 37, часть 1 статьи 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Суд, оценивая соответствие медицинского обслуживания лишенных свободы лиц установленным требованиям, с учетом принципов охраны здоровья граждан может принимать во внимание, в частности, доступность такого обслуживания (обеспеченность лекарственными препаратами с надлежащими сроками годности), своевременность, правильность диагностики, тождественность оказания медицинской помощи состоянию здоровья, лечебную и профилактическую направленность, последовательность, регулярность и непрерывность лечения, конфиденциальность, информированность пациента, документированность, профессиональную компетентность медицинских работников, обеспечение лишенного свободы лица техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида (статья 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», часть 7 статьи 101 УИК Российской Федерации).

При этом необходимо учитывать, что само по себе состояние здоровья лишенного свободы лица не может свидетельствовать о качестве оказываемой ему медицинской помощи. Доказательствами надлежащей реализации права на медицинскую помощь, включая право на медицинское освидетельствование, в том числе в случаях, когда в отношении лишенного свободы лица в установленном порядке применялись меры физического воздействия, могут являться, например, акты медицинского освидетельствования и иная медицинская документация. Отсутствие сведений о проведении необходимых медицинских осмотров и (или) медицинских исследований может свидетельствовать о нарушении условий содержания лишенных свободы лиц (пункт 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47).

Как следует из материалов административного дела и установлено судом первой инстанции, Краснянский М.В. отбывает наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми с 26 декабря 2019 года. Медицинская помощь административному истцу в период отбывания им наказания в исправительных учреждениях оказывалась медицинским персоналом ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России.

Согласно записям в медицинской карте амбулаторного больного, административный истец в рассматриваемый период с 22 июня 2020 года проходил следующее лечение: - 23 июня 2020 года освидетельствован на предмет наличия травм, при осмотре выявлена отечность правого колена. Со слов упал в камере 22 июня 2020 года, диагноз: ушиб правого колена, сделаны перевязки с димексидом, кеторолак 2,0 в/м;

- 25 июня 2020 года осмотр, по органам и системам без особенностей, в области правого коленного сустава – небольшая отечность, покраснения, синюшность, кожи нет. Ссадина над коленом. В центре коленной чашечки под кожей мягкое выпячивание размером с грецкий орех, диагноз: ушиб правого коленного сустава, рекомендована повязка с раствором димексида, возвышенное положение конечности;

- 26 июня 2020 года повторный осмотр, перевязка;

- 03 июля 2020 года жалобы на высыпания на коже, зуд, по органам и системам без особенностей, локально: на коже, груди сыпные элементы в виде пузырей, диагноз: аллергическая крапивница, лечение хлоропирамин 1,0, т., лорадатин 1х1 р/дн № 7, преднизолон 60 мг № 1; - 05 июля 2020 года жалобы на зуд, высыпания на теле, по органам и системам без особенностей, локально: на коже живота, спины высыпания в виде ярко-розовой сыпи, диагноз: аллергическая крапивница, лечение – преднизолон 60 мг в/м, т. лоратадин 1 т. на ночь.

- 07 июля 2020 года жалобы на боли в области правого коленного сустава с 23 июня 2020 года, по органам и системам без особенностей, локально при осмотре правый коленный сустав не отечен, движения сохранены в полном объеме, не ограничивает сгибание (со слов из-за боли). Под надколенником определяется подкожное образование диаметром до 5 см., мягкое, с нечеткими границами, без признаков воспаления, диагноз: образование правого коленного сустава. Ушиб правого коленного сустава от 23 июня 2020 года. Сделан запрос на консультацию хирурга в филиал БФКУЗ МСЧ-11.

- 07 июля 2020 года жалобы на зуд, высыпания на коже рук, туловища. Общее состояние удовлетворительное, сознание ясное. На коже туловища, верхних конечностей сыпь по типу крапивницы, зуд. По органам и системам без особенностей. Диагноз: аллергическая реакция. Крапивница. Рекомендовано: преднизолон 30 мг на физрастворе 10,0 № 1, таб. лоратадин назначен. Как следует из ответа ФКЛПУБ-18 УФСИН России по Республике Коми от 08 июля 2020 года в направлении на госпитализацию Краснянского М.В. отказано в связи с отсутствием врача травматолога-ортопеда.

- 13 июля 2020 года жалобы на зуд, высыпания на коже конечностей и туловища, объективно без особенностей, кожные покровы конечностей и туловища покрыты едва заметкой мелкоточечной сыпью, гиперемии нет, диагноз: аллергическая реакция неясной этиологии, рекомендовано: хлоропирамин 1,0 в/м № 1.

- 16 июля 2020 года на осмотре жалобы те же, на боли в правом коленном суставе, общее состояние удовлетворительное, локально: на коже конечностей и туловища одиночные мелкоточечные элементы, в области правого коленного сустава образование, в остальном без особенностей, диагноз: аллергический дерматит неясной этиологии, назначено: ... 60 мг в/м, таб. ... 1 т/дн № 7.

- 21 июля 2020 года осмотрен хирургом, жалобы на боли в области правого коленного сустава, состояние удовлетворительное, визуально: в правом коленном суставе отека нет, анатомические контуры без изменений, пальпация безболезненная, объем движений сохранен полностью (сгибание 45°, разгибание 170°. В проекции надколенника определяется опухолевидное образование 2х2 см, безболезненное, эластичной консистенции, неподвижное, без флюктуации. Диагноз: .... Рекомендовано: рентген правого коленного сустава в 2 проекциях, УЗИ мягких тканей правого коленного сустава, ... по 1 т 2 р/дн при болях.

- 21 июля 2020 года осмотрен терапевтом, жалобы на зуд кожных покровов с 02 июля 2020 года, зуд и высыпания появились после бани, состояние удовлетворительное, кожа физиологической окраски, единичные папулезные высыпания на предплечьях, нижних конечностях, боковых поверхностях живота, по органам и системам без особенностей. Диагноз: ... Назначено: избегать контакта с аллергенами, ... 10,0 в/в + 10,0 физ. раствора № 10, ... 25 мг 2 р/дн – 10 дн, плановая консультация дерматолога при сохранении зуда, ... 1,0 в/м № 7, обследование: ОАК, БхАК.

- с 30 июля 2020 года по 11 сентября 2020 года административный истец проходил лечение в ФКЛПУБ-18 УФСИН России по Республике Коми в связи с необходимостью прохождения хирургического лечения ..., а также сопутствующих заболеваний: ...

- 30 июля 2020 года осмотрен с жалобами на боли в области правого коленного сустава, неприятное ощущение в нем при ходьбе, зуд кожи; бессонница. На бедрах и предплечьях единичные мелкоточечные высыпания. При осмотре под правым надколенником определяется образование диаметром около 3 см., движения в суставе сохранены в полном объеме, со слов сопровождаются болью, в остальном без особенностей, диагноз: образование правого коленного сустава, назначено: ... 2°/о в/м № 1, ... 1 мг № 1, видимых телесных повреждений не обнаружено.

- 31 июля 2020 года выполнен рентген правого коленного сустава в 2 проекциях: травматических изменений в костях не выявлено.

- 03 августа 2020 года выполнено УЗИ коленного сустава: в надколенной области внутри мягких тканей, не затрагивая связки лоцируется неоднородное гипоэхогенное образование 36х10 мм с жидкостным компонентом 20 мм, внутри которого нити фибрина, кровотока в данном образовании нет, заключение: признаки начального проявления гонартроза правого коленного сустава, организованная гематома мягких тканей надколенной области.

- 03 августа 2020 года осмотрен фельдшером, жалобы на бессонницу, кожный зуд, по органам и системам без особенностей, диагноз не установлен, назначено: ... 1 мг № 1, ... 20 мг/мл 1,0 № 1 в/м.

- 04 августа 2020 года вновь осмотрен хирургом, жалобы на кожный зуд в области предплечий, области голеней. Локально: обе голени и оба предплечья покрыты мелкоточечной сыпью, диагноз: дерматит. Данных за чесотку нет. Рекомендовано: ... 10 мг/сут в течение 5-7 дней, консультация дерматолога планово.

- 11 августа 2020 года осмотр травматолога, жалобы на опухоль в области правого коленного сустава, в области надколенника пальпируется эластичное, безболезненное, подвижное образование, размерами около 3х3 см, кожа над ним не изменена, диагноз: .... Оперативное лечение в плановом порядке. Назначение: ... 2,0х1 р в/м с 05 по 13.08.2020, ... 1 т. х 2 р. и ... 1 св. х 3 р. – с 07 по 13.08:2020 г., ... 20 мг 1 р/д с 10 по 13.08.2020, ... 1 т. х 1 р. и ... 500 мг х 2 р. с 12 по 18.08.2020.

- 14 августа 2020 года осмотрен фельдшером, жалобы на кожный зуд, по органам и системам без особенностей. Локально: мелкоточечные высыпания в области верхних и нижних конечностей, просит консультацию дерматолога, от антигистаминных средств отказывается. Просит назначить обезболивающие средства, омепразол. Назначено: ... 2,0 в/м № 1, ... 20 мг № 1.

- 15 сентября 2020 года осмотрен с жалобами на распространенный кожный зуд в области верхних и нижних конечностей, в области верхних и нижних конечностей отмечается мелкоточечная сыпь, по органам и системам без особенностей. Диагноз: .... Рекомендовано: консультация врача-дерматолога. Назначено: ... 1 т. х 1 р/дн № 10, ... 1 т. х 2 р/дн № 10, ... 1 к. х 2 р/дн № 10. 18.09.2020 от приема ... отказался.

- 08 октября 2020 года осмотрен с жалобами на кожный зуд, при осмотре в области голеней следы расчесов, в остальном без особенностей. Диагноз: .... Рекомендовано: ... 1 т./дн № 14, ... 1 к. х 3 р/дн № 21, от приема ... отказался.

- 11 октября 2020 года осмотрен с жалобами на зуд кожных покровов верхних и нижних конечностей, живота, ягодиц, состояние удовлетворительное, по органам и системам без особенностей. При осмотре отмечается следы расчесов на обеих голенях, на обеих голенях присутствуют единичные мелкоточечные красные высыпания (по типу фолликулита), а также единичные на животе и предплечьях. Диагноз: ..., выздоровление, .... Лечение от 08 октября 2020 года продолжить.

- 16 октября 2020 года осмотрен с жалобами на кожный зуд в нижних конечностях, объективно без особенностей. Локально: в области нижних конечностей отмечается мелкоточечная сыпь, диагноз: .... Рекомендовано продолжить лечение.

- 20 октября 2020 года осмотрен с жалобами на зуд, высыпания в области нижних конечностей, на нижних конечностях папулезная сыпь без слияния, по органам и системам без особенностей. Диагноз: ... лечение назначено ранее при аналогичных обращениях, от предложенной инъекции ... отказался.

Ответом Ухтинской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях от 17 сентября 2020 года на имя Краснянского М.В., подтверждены недостатки предоставленного ему лечения в ФКЛПУБ-18 УФСИН России по Республике Коми, выразившиеся в ненаправлении на консультацию врача-дерматолога.

В ответе Сыктывкарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях от 10 декабря 2020 года также подтверждено отсутствие со стороны сотрудников филиала МЧ-4 ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России эффективных мер к решению вопроса о проведении осмотра Краснянского М.В. врачом-специалистом (дерматологом) после возвращения административного истца из лечебного учреждения 11 сентября 2020 года. По обстоятельствам данного нарушения начальнику ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России 10 декабря 2020 года внесено представление.

Критерии оценки качества медицинской помощи, утв. Приказом Минздрава России от 10 мая 2017 N 203н, применяются при оказании медицинской помощи в медицинских и иных организациях, осуществляющих медицинскую деятельность, имеющих лицензию на медицинскую деятельность, полученную в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; применяются в целях оценки своевременности оказания медицинской помощи, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата. Критерии качества медицинской помощи применяются по группам заболеваний (состояний) и по условиям оказания медицинской помощи (в амбулаторных условиях, в условиях дневного стационара и стационарных условиях).

Так, согласно пункту 2.1 Критерий качества медицинской помощи, критерии качества в амбулаторных условиях предусматривают, кроме прочего, формирование плана обследования пациента при первичном осмотре с учетом предварительного диагноза (подпункт «г»); проведение коррекции плана обследования и плана лечения с учетом клинического диагноза, состояния пациента, особенностей течения заболевания, наличия сопутствующих заболеваний, осложнений заболевания и результатов проводимого лечения на основе стандартов медицинской помощи и клинических рекомендаций (подпункт «и»); осуществление диспансерного наблюдения в установленном порядке с соблюдением периодичности обследования и длительности диспансерного наблюдения (подпункт «м»).

В соответствии с пунктом 2.2. Критерий качества медицинской помощи, критерии качества в стационарных условиях и в условиях дневного стационара предусматривают, кроме прочего, формирование плана обследования пациента при первичном осмотре с учетом предварительного диагноза (подпункт «г»); установление клинического диагноза на основании данных анамнеза, осмотра, данных лабораторных и инструментальных методов обследования, результатов консультаций врачей-специалистов, предусмотренных стандартами медицинской помощи, а также клинических рекомендаций: (подпункт «з»); проведение коррекции плана обследования и плана лечения с учетом клинического диагноза, состояния пациента, особенностей течения заболевания, наличия сопутствующих заболеваний, осложнений заболевания и результатов проводимого лечения: - проведение коррекции плана обследования и плана лечения по результатам осмотра лечащего врача профильного отделения (дневного стационара), осмотра заведующим профильным отделением (дневным стационаром) после установления клинического диагноза; - проведение коррекции плана обследования и плана лечения по результатам осмотра лечащего врача профильного отделения (дневного стационара), осмотра заведующим профильным отделением (дневным стационаром) при изменении степени тяжести состояния пациента (подпункт «л»); оформление по результатам лечения в стационарных условиях и в условиях дневного стационара выписки из стационарной карты с указанием клинического диагноза, данных обследования, результатов проведенного лечения и рекомендаций по дальнейшему лечению, обследованию и наблюдению, подписанной лечащим врачом, заведующим профильным отделением (дневным стационаром) (подпункт «с»).

Приказом Минздрава Российской Федерации от 09 ноября 2012 года N 770н утвержден Стандарт первичной медико-санитарной помощи при атопическом дерматите, предусматривающий как прием (осмотр, консультация) врача-специалиста, так и лабораторные и инструментальные методы исследования, наблюдение и уход за пациентом.

Положения Стандарта первичной медико-санитарной помощи при атопическом дерматите, предусматривают проведение медицинских мероприятий для диагностики заболевания, состояния, среди которых: - прием (осмотр, консультация) врача-специалиста; - лабораторные методы исследования (с приведенным перечнем); - инструментальные методы исследования (с приведенным перечнем); наблюдение и уход.

Согласно заключению судебной медицинской экспертизы № 03/36-21/108-21(п) от 23 июня 2021 года, проведенной экспертной комиссией ГБУЗ Республики Коми «Бюро судебно-медицинской экспертизы» Краснянский М.В. обращался за медицинской помощью в связи со следующими заболеваниями: - ушиб правого коленного сустава от 22 июня 2020 года, морфологически представленный ссадиной и гематомой мягких тканей в области правого коленного сустава, на фоне деформирующего остеоартроза правого коленного сустава; - с 13 июля 2020 года дерматит неуточненный, кожный зуд (устанавливались диагнозы «...», «...», «...», «...»); - с 18 августа 2020 года по 11 сентября 2020 года находился на стационарном лечении с диагнозом «...»; - 04 сентября 2020 года диагноз «...».

По травме правого коленного сустава с гематомой мягких тканей медицинская помощь Краснянскому М.В. была оказана в полном объеме: пациент консультирован врачом-хирургом и травматологом, назначено консервативное лечение препаратом «...», показанным, в том числе, при ушибах и травматических инфильтратах. Хирургическое лечение в экстренной или неотложной форме при гематомах мягких тканей при отсутствии осложнений (например, инфекционных) не показано. Операция по удалению (эвакуации) гематомы может быть проведена в плановом порядке при наличии показаний, если гематома доставляет функциональный дискомфорт или в косметических целях. По данным представленной медицинской документации локальных изменений, в том числе аллергических реакций, химического ожога и т.д., в области аппликации препарата «Димексид» у Краснянского М.В. не зафиксировано, не представляется возможным подтвердить доводы о неблагоприятной локальной реакции на препарат, изложенные в исковом заявлении.

По заболеванию «дерматит неуточненный» медицинская помощь Краснянскому М.В. была оказана не в полном объеме, пациенту не проведены мероприятия, предусмотренные «Стандартом...» с усредненной частотой предоставления 1 (то есть мероприятия, предоставляемые в 100% случаев): не проведен первичный и повторный осмотр пациента врачом-дерматологом. В связи с данным дефектом не определен объем клинико-лабораторно-инструментального обследования, необходимый пациенту для уточнения и установления окончательного диагноза и назначения лечения. По данным осмотров Краснянского М.В., описание кожных изменений крайне скудное, противоречивое и малоинформативное: элементы разными медицинскими работниками описаны по-разному («в виде пузырей», «ярко-розовая сыпь», «сыпь по типу крапивницы», «мелкоточечная сыпь», «папулезные высыпания», «по типу фолликулита»), не указаны характеристики элементов (размеры, локализация, границы, распространенность и т.д.), не собран детальный анамнез (наследственность, частота и условия возникновения, связь с воздействием каких-либо внешних факторов и т.д.). В связи с дерматитом истцу было назначено эмпирическое лечение системными антигистаминными и противовоспалительными препаратами в соответствии с современными подходами и «Стандартом...» оказания медицинской помощи, что является допустимым на этапе обследования до установления более точного диагноза. В то же время, пациенту не было назначено местное лечение –анилиновые красители, увлажняющие средства, глюкокортикоид- и пантенол-содержащие мази и кремы. В соответствии с современными подходами, лечение начальных и легких форм кожных проявлений, подобных зафиксированным у Краснянского М.В., следует начинать с местных лекарственных форм; системные препараты назначаются при более тяжелых формах заболевания и (или) при неэффективности местного лечения в динамике. Таким образом, в настоящее время Краснянскому М.В. показана консультация врача-дерматолога и обследование с целью уточнения диагноза и определения дальнейшей тактики лечения.

По заболеваниям «острый подкожный парапроктит» и «остеохондроз поясничного отдела позвоночника» лечение, в том числе, хирургическое, Краснянскому М.В. проведено в полном объеме, с положительным эффектом. Пациент был обследован профильными специалистами в условиях стационара, определены показания к оперативному вмешательству, проведена операция. Даны подробные рекомендации по дальнейшему лечению в соответствии, с современными подходами.

Ухудшения состояния здоровья Краснянского М.В. в связи с выявленными дефектами обследования и лечения не выявлено: состояние пациента в динамике соответствует характеру и тяжести имеющихся хронических заболеваний, в связи с дефектами медицинской помощи у истца не возникло принципиально новых заболеваний и состояний, которые не могли бы возникнуть самостоятельно, в результате естественного течения имеющихся заболеваний. Степень тяжести вреда здоровью, причиненного дефектами оказания медицинской помощи, оценке не подлежит в связи с отсутствием сущности вреда.

Таким образом, заключением судебно-медицинской экспертизы подтверждены выводы о том, что медицинская помощь Краснянскому М.В. в условиях отбывания наказания оказывалась ненадлежащим образом, что не вызвало при этом каких-либо неблагоприятных последствий. Заключение судебной медицинской экспертизы судом принимается как относимое, допустимое, достаточное и достоверное доказательство, которому судом первой инстанции в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства дана надлежащая правовая оценка. Его выводы суд находит достаточно полными, подробными, объективными и сомнений не вызывающими, поскольку экспертное заключение составлено экспертами, имеющими достаточную квалификацию и опыт работы, основано на полном и всестороннем исследовании медицинской документации и иных материалов административного дела.

Установленные по делу фактические обстоятельства подтверждают доводы административного искового заявления о незаконном бездействии административного ответчика ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, повлекшем нарушение прав, свобод и законных интересов осужденного Краснянского М.В., которому при отбывании наказания в виде лишения свободы, хотя и оказывалась необходимая медицинскую помощь и лечение, были произведены осмотр и наблюдение врачей, был обеспечен прием соответствующих лекарственных препаратов в рамках Перечня лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи в филиале МЧ-4 ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, утвержденного приказом начальника ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России от 06 мая 2020 № 89, однако, необходимых обследований и консультаций врачей-специалистов в плановом порядке с учетом состояния его здоровья не назначалось, с его участием обязательных обследований не проводилось, что свидетельствует о дефектах оказания ему медицинской помощи, отнесенных действующим законодательством к нарушениям условий содержания осужденных в исправительных учреждениях. На ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России как на учреждении здравоохранения уголовно-исполнительной системы, в котором находятся осужденные к лишению свободы, лежит обязанность по надлежащему оказанию медицинских услуг в зависимости от диагноза заболевания. Отклонение от стандартного обеспечения уровня медицинской помощи, которое выразилось в непроведении необходимых и обязательных медицинских обследований и консультаций врачей-специалистов с участием самого осужденного неизбежно создавало ему при отбывании наказания дискомфорт, влекло обоснованные опасения за свои здоровье и жизнь, являясь, по сути, нарушением условий содержания осужденного в исправительном учреждении.

Удовлетворяя требования административного искового заявления, суд первой инстанции пришел к правильному и обоснованному выводу о том, что ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России было допущено незаконное бездействие исправительного учреждения по соблюдению требований действующего законодательства в части надлежащего медицинского обеспечения, что непосредственно повлекло нарушение прав и законных интересов административного истца.

Поскольку административным истцом не было заявлено требований о взыскании денежной компенсации за нарушение условий содержания, суд первой инстанции не нашел оснований для присуждения административному истцу соответствующей денежной компенсации, с чем судебная коллегия не находит оснований не согласиться.

Согласно части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия).

Приведенная норма права содержит также правило о том, что в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия), при необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению, суд указывает на такую необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.

Поскольку в рассматриваемом случае административный истец освободился из мест лишения свободы и убыл к месту своего проживания, основания для возложения на административных ответчиков какой-либо обязанности по принятию решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений также отсутствуют.

Доводы апелляционной жалобы представителя административных ответчиков о не наступлении для осужденного каких-либо серьезных и необратимых последствий для здоровья вследствие дефектов оказания медицинской помощи, его состояние здоровья в динамике соответствует характеру и тяжести имеющихся у него хронических заболеваний, в связи с установленными судом дефектами медицинской помощи у административного истца не возникло новых заболеваний и состояний, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку приведенные в жалобе обстоятельства не являются обстоятельствами, исключающими возможность признания действий (бездействия) административного ответчика незаконными. Оснований ставить под сомнение материалы и документы, представленные исправительным учреждением, не имеется, поскольку они были исследованы объективно и в полном объеме по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, на предмет их относимости, допустимости, достаточности и достоверности.

Приведенные доводы апелляционной жалобы являются субъективной оценкой представителя административных ответчиков и по существу направлены на иную оценку установленным по делу обстоятельствам и исследованным по делу доказательствам, оснований для иной оценки которых не установлено, и по смыслу положений статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не являются основанием для отмены или изменения решения суда. Доводы апелляционной жалобы в целом аналогичны тем, на которые административные ответчики ссылались в обоснование отзыва на административное исковое заявление, при этом, приведенным доводам в решении суда первой инстанции дана надлежащая правовая оценка с подробной мотивировкой и обоснованием причин их отклонения, они не опровергают выводов суда о незаконном бездействии административного ответчика по надлежащему содержанию административного истца в условиях исправительного учреждения, выразившемуся в необеспечении административного истца надлежащей медицинской помощью.

С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции постановлено законное и обоснованное решение, оснований для его отмены по доводам жалобы не установлено.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 11 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административных ответчиков ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, Управления ФСИН России по Республике Коми и ФСИН России Алябушевой Е.В. - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Третий кассационный суд общей юрисдикции путем подачи жалобы через суд первой инстанции в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось.

Председательствующий -

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение составлено 26 ноября 2021 года.