ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-2910/2021 от 28.09.2021 Самарского областного суда (Самарская область)

Судья Германова С.В. дело № 33а-9607/2021

УИД

Дело №2а-2910/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

28 сентября 2021г. г. Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего – Вачковой И.Г.,

судей – Сивохина Д.А., Лазаревой М.А.,

при секретаре – Зенкевиче В.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области на решение Центрального районного суда г.Тольятти Самарской области от 16 июня 2021 года,

заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Вачковой И.Г., объяснения представителя административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области - ФИО1 (по доверенности), поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя административного истца ФИО2 – ФИО3 (по доверенности) на доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО2 обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Управление Росреестра по Самарской области) о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации договора аренды земельного участка.

В обосновании заявленных требований указано, что ФИО2 является собственником объекта незавершенного строительства с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается записью о государственной регистрации права от 19 августа 2020 года. Данный объект незавершенного строительства расположен на земельном участке площадью 19000 кв.м. из категории земель - земли населенных пунктов с разрешенным использованием - для иных видов использования, характерных для населенных пунктов, кадастровый номер: . Границы участка определены, земельный участок поставлен на кадастровый учет.

В целях завершения строительства объекта незавершенного строительства, собственником которого является ФИО2, 12 октября 2020 года между ним и Администрацией г.о. Тольятти заключен договор аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена №4093.

13 октября 2020 года в Управление Росреестра по Самарской области подано заявление о государственной регистрации права в отношении земельного участка, представленного по указанному выше договору аренды. 31 марта 2021 года административным ответчиком принято Решение об отказе в государственной регистрации договора аренды в связи с тем, что:

- содержание договора аренды земельного участка, представленного для осуществления государственной регистрации прав, не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, так как «Правилами землепользования и застройки г. Тольятти», утвержденными решением Думы городского округа Тольятти Самарском области от 24 декабря 2008 года №1059, строительство административных зданий с инженерно-техническим обеспечением на земельном участке, расположенном в зоне Ж-4 с разрешенным использованием «Коммунальное обслуживание (5.1)» не предусмотрено;

- в Управлении Росреестра по Самарской области отсутствует заявление об изменении проектируемого назначения объекта незавершенного строительства с кадастровым номером ;

- не представлены документы, подтверждающие необходимость предоставления земельного участка соответствующего размера для завершения строительства здания.

С решением административного ответчика от 31 марта 2021 года об отказе в государственной регистрации договора аренды административный истец не согласен, считает его незаконным, нарушающим его права и законные интересы.

Ссылаясь на указанные обстоятельства ФИО2 просил суд признать незаконным решение Управления Росреестра по Самарской области от 31 марта 2021 года об отказе в государственной регистрации права в отношении объектов недвижимости, расположенных в пределах кадастрового квартала (смежных кадастровых кварталов) , документы на который представлены вместе с заявлением от 13 октября 2020 года и обязать административного ответчика осуществить государственную регистрацию права в отношении объектов недвижимости, расположенных в пределах кадастрового квартала (смежных кадастровых кварталов) , документы на который были представлены вместе с заявлением от 13 октября 2020 .

Судом постановлено решение, которым административное исковое заявление удовлетворено, признано незаконным решение Управления Росреестра по Самарской области от 31 марта 2021 года об отказе в государственной регистрации договора аренды земельного участка (кадастровый номер ) № 4093 от 12 октября 2020 года, с возложением обязанности осуществить государственную регистрацию указанного договора аренды земельного участка.

В апелляционной жалобе Управление Росреестра по Самарской области ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного, постановленного с нарушением норм материального и процессуального права.

Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.

Представитель административного истца ФИО2 – ФИО3 (по доверенности) в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение районного суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Самарской области - ФИО1 (по доверенности) доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение районного суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание судебной коллегии не явились, о дне, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, и, учитывая требования статей 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения лиц, участвовавших в деле, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктом 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федеральный закон №218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.

Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке (часть 5 упомянутой статьи).

В соответствии со статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Пунктом 21 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", установлено, что если объект незавершенного строительства расположен на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, и право собственности на указанный объект зарегистрировано до 1 марта 2015 года или такой земельный участок предоставлен до 1 марта 2015 года в аренду, собственник указанного объекта имеет право приобрести такой земельный участок в аренду сроком на три года однократно для завершения его строительства без проведения торгов в порядке, установленном статьями 39.14 - 39.17 ЗК РФ. Положения настоящего пункта применяются в случае, если ранее такой земельный участок не предоставлялся любому из предыдущих собственников указанного объекта незавершенного строительства в соответствии с настоящим пунктом.

Как установлено подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства собственникам объектов незавершенного строительства в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи.

Подпунктом 2 пункта 5 статьи 39.6 Земельного кодекса установлено, что предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен объект незавершенного строительства, осуществляется однократно для завершения строительства этого объекта собственнику объекта незавершенного строительства, за исключением указанного в подпункте 1 настоящего пункта, в случае, если уполномоченным органом в течение шести месяцев со дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка, на котором расположен этот объект, в суд не заявлено требование об изъятии этого объекта путем продажи с публичных торгов либо судом отказано в удовлетворении данного требования или этот объект не был продан с публичных торгов по причине отсутствия лиц, участвовавших в торгах. Предоставление земельного участка в аренду без аукциона в соответствии с настоящим подпунктом допускается при условии, что такой земельный участок не предоставлялся для завершения строительства этого объекта ни одному из предыдущих собственников этого объекта.

Совокупный анализ данных норм свидетельствует, что указанный упрощенный порядок предоставления земельного участка в аренду обусловлен характером земельного участка, занятого объектом незавершенного строительства, который отнесен к недвижимости наряду с готовыми объектами, и направлен на сохранение прав собственника такого объекта незавершенного строительства, как добросовестного застройщика, лишенного возможности завершить строительство объекта в пределах первоначального срока действия договора.

В силу статьи 609 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды недвижимого имущества на срок более года, а если хотя бы одной из сторон договора является юридическое лицо независимо от срока, подлежит государственной регистрации.

Судом установлено и следует из материалов дела, что в 2011 году спорный земельный участок предоставлен Администрацией города Тольятти в аренду ЗАО «НКК», который по договору перенайма передан ООО «И».

Определением Арбитражного суда Самарской области от 28 сентября 2018 года по заявлению Администрация городского округа Тольятти возбуждено дело о несостоятельности (банкротстве) ООО «И».

В рамах процедуры конкурсного производства, расположенный на земельном участке с кадастровым номером объект незавершенного строительства с кадастровым номером , площадью застройки 625,5 кв.м., степень готовности объекта 11% приобретен ФИО2 с публичных торгов в порядке, установленном Федеральным законом от 26 октября 2002 года №127-ФЗ, о чем 23 июня 2020 года заключен Договор купли-продажи, государственная регистрация которого произведена 19 августа 2020 года. Право аренды земельного участка ФИО2 не приобреталось.

В последующем, на основании представленной в Администрацию городского округа Тольятти ФИО2 проектной документации, выполненной ООО «О» К-20/20-ПЗУ на завершение строительства объекта с кадастровым номером «Объект связи (Имущественный комплекс, состоящий из зданий (Здание №1, Здание №2, Здание №3) и телефонной канализации), и заявления о предоставлении земельного участка для завершения строительства, между ФИО2 и администрацией городского округа Тольятти заключен договор аренды земельного участка сроком на 3 года.

13 октября 2020 года ФИО2 обратился в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением о государственной регистрации договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, №4093 от 12 октября 2020 года, согласно которому Администрация городского округа Тольятти предоставляет ФИО2 в аренду земельный участок с кадастровым номером, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , площадью 19000 кв.м.

Уведомлением Управления Росреестра по Самарской области от 20 октября 2020 года осуществление действий по государственной регистрации договора аренды в отношении земельного участка с кадастровым номером , приостановлено до 20 января 2021 года, в связи со следующим:

- форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации;

- не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам (т.1 л.д.28-31, 174-175).

Уведомлением Управления Росреестра по Самарской области от 25 ноября 2020 года сообщено о неустранении причин приостановления осуществления действий по государственной регистрации договора аренды в отношении земельного участка с кадастровым номером (т.1 л.д.178-180).

Уведомлением Управления Росреестра по Самарской области от 22 января 2021 года осуществление действий по государственной регистрации договора аренды в отношении земельного участка с кадастровым номером , приостановлено до 21 июля 2021 года, в связи с поступлением заявления о приостановлении (т.1 л.д.183).

Уведомлением Управления Росреестра по Самарской области от 31 марта 2021 года осуществление действий по государственной регистрации договора аренды в отношении земельного участка с кадастровым номером приостановлено до 30 марта 2021 года по причине несоответствия договора аренды указанного земельного участка, представленного для осуществления государственной регистрации прав, требованиям законодательства Российской Федерации; отсутствия в Управлении заявления об изменении проектируемого назначения объекта незавершенного строительства с кадастровым номером ; непредставления документов, подтверждающих необходимость предоставления земельного участка соответствующего размера для завершения строительства только административного здания с инженерно-техническим обеспечением. Первый этап строительства с кадастровым номером среди представленных на государственную регистрацию документов отсутствует. При этом, одновременно в данном уведомлении также указано, что в осуществлении государственной регистрации договора аренды отказано (т.1 л.д. 186-188).

В этот же день, 31 марта 2021 года Управлением Росреестра по Самарской области принято решение об отказе в государственной регистрации договора аренды в связи с неустранением приведенных в уведомлении о приостановлении причин, препятствующих осуществлению государственной регистрации договора аренды.

При этом, отказывая в государственной регистрации договора аренды земельного участка, Управление Росреестра по Самарской области, исходило из того, что содержание договора аренды земельного участка, представленного для осуществления государственной регистрации прав, не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, так как «Правилами землепользования и застройки г.Тольятти, утвержденными решением Думы городского округа Тольятти Самарском области от 24 декабря 2008 года №1059, строительство административных зданий с инженерно-техническим обеспечением на земельном участке, расположенном в зоне Ж-4, с разрешенным использованием «Коммунальное обслуживание (3.1)», не предусмотрено. Кроме того, в Управлении отсутствует заявление об изменении проектируемого назначения объекта незавершенного строительства с кадастровым номером , а также указано на то, что не представлены документы, подтверждающие необходимость предоставления земельного участка соответствующего размера для завершения строительства административного здания с инженерно-техническим обеспечением. Первый этап строительства с кадастровым номером среди представленных на государственную регистрацию документов отсутствует (т.1 л.д.189-191).

Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

В соответствии с частью 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Согласно пункту 4 части 5 статьи 8 Закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в кадастр недвижимости вносятся, в том числе, дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества, к которым отнесена информация о виде или видах разрешенного использования земельного участка.

В силу положений статей 7, 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами, а также требованиями специальных федеральных законов.

При этом, согласно сведениям, содержащимся в карте территориального зонирования городского округа Тольятти, земельный участок с кадастровым номером , расположен в территориальной зоне Ж-4 - Зона многоэтажной жилой застройки.

Постановлением главы городского округа Тольятти от 16 сентября 2020 года №2773-П/1 по обращению ФИО2 изменено разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером , площадью 19000 кв.м., с местоположением, установленным относительно ориентира. Расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, с «для строительства комплекса административных зданий» на «коммунальное обслуживание (3.1)».

Согласно статье 37 Правил землепользования и застройки городского округа Тольятти (в ред. от 17 июня 2020 года №623), одним их основных видов разрешенного использования земельных участков в территориальной зоне Ж-4 является - Коммунальное обслуживание (3.1); одним из видов разрешенного использования объектов капитального строительства является — объекты связи.

Согласно сообщению заместителя главы городского округа Тольятти ФИО4 от 27 октября 2020 года № 9009/5 на запрос государственного регистратора о предоставлении информации относительно регистрации договора аренды земельного участка с кадастровым номером , содержание договора аренды земельного участка от 12 октября 2020 года №7093 для завершения строительства объекта с кадастровым номером Объект связи (Имущественный комплекс, состоящий из зданий (здание №1, здание №2, здание №3) и телефонной канализации) с функционалом «связь» и видом разрешенного использования объектов капитального строительства «объекты связи» на земельном участке с кадастровым номером с видом разрешенного использования земельного участка: Коммунальное обслуживание (3.1), представленного для государственной регистрации права соответствует градостроительным регламентам и законодательству Российской Федерации.

Сведений о расторжении, оспаривании и признании договора аренды земельного участка с кадастровым номером недействительным, ничтожным материалы административного дела не содержат.

С учетом изложенного, суд первой инстанции, правильно пришел к выводу о том, что содержание договора аренды земельного участка с кадастровым номером , с видом разрешенного использования - Коммунальное обслуживание (3.1) и видом разрешенного использования объектов капитального строительства - объекты связи, для завершения строительства находящегося на нем объекта с кадастровым номером , который, как видно из проектной документации ООО «О» К-20/20-ПЗУ, является частью имущественного комплекса, состоящего из зданий и телефонной канализации, с функционалом «связь», соответствует градостроительным регламентам и законодательству Российской Федерации.

Доводы апелляционной жалобы о том, что не учтено отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о том, что объект незавершенного строительства с кадастровым номером является частью имущественного комплекса, состоящего из зданий и телефонной канализации, а имеются сведения о проектной документации, выполненной в отношении объекта недвижимого имущества «Административное здание с инженерно-техническим обеспечением. Первый этап строительства», что явилось также основанием для отказа в государственной регистрации, по мнению судебной коллегии подлежат отклонению, как несостоятельные в силу следующего.

Согласно пункту 11 части 4 статьи 8 Закона №218 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в кадастр недвижимости вносятся основные сведения об объекте недвижимости в том числе проектируемое назначение здания, сооружения, строительство которых не завершено, если объектом недвижимости является объект незавершенного строительства.

Объект недвижимости с кадастровым номером поставлен на кадастровый учет как «Объект незавершенного строительства», степень готовности 11%, площадью 625,5 кв.м., данные о проектируемом назначении, которого отсутствуют, Управлением Росреестра по Самарской области на него зарегистрировано право собственности ФИО2

В соответствии частью 7 статьи 1 Закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).

Согласно части 4 статьи 7 Закона № 218 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» орган регистрации прав вносит в Единый государственный реестр недвижимости сведения на основании документов, поступивших в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

В соответствии со статьей 13 Закона № 218 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляется органом регистрации прав в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при внесении основных сведений об объекте недвижимости и, если иное не предусмотрено федеральным законом, дополнительных сведений об объекте недвижимости, указанных в пункте 4 части 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, а также сведений о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках, подлежащих на основании федерального закона государственной регистрации;

Согласно части 4 статьи 62 Закона № 218 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости и предоставленные на основании запроса о предоставлении сведений, независимо от способа их предоставления являются актуальными (действительными) на дату подписания органом регистрации прав соответствующей выписки из Единого государственного реестра недвижимости.

Из материалов дела следует, что ФИО2 приобрел в собственность «Объект незавершенного строительства» с кадастровым номером , без указания в сведениях ЕГРН информации о его проектируемом назначении.

Учитывая факт постановки на кадастровый учет и регистрации права собственности на объект незавершенного строительства с кадастровым номером без указания данных о его проектируемом назначении, при наличии проектной документации на указанный объект, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что требование Управления Росреестра по Самарской области об изменении проектируемого назначения находящегося на земельном участке объекта незавершенного строительства при регистрации договора аренды земельного участка является необоснованным.

Кроме того, Управление Росреестра по Самарской области отказывая в осуществлении государственной регистрации права в связи с неустранением причин, приведенных в уведомлении о приостановлении государственной регистрации прав, в качестве основания указало также на непредставление документов, подтверждающих необходимость предоставления земельного участка, соответствующего размера для завершения строительства здания.

Вместе с тем, статьей 27 Федерального закона № ФЗ-218 предусмотрено, что в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

Таким образом, отказ в регистрации договора аренды может быть осуществлен только в случае не устранения причин приостановления государственной регистрации права. Между тем, такое основание как отсутствие документов, подтверждающих необходимость предоставления земельного участка соответствующего размера для завершения строительства принадлежащего административному истцу объекта незавершенного строительства, уведомлениями от 20 октября 2020 года и от 25 ноября 2020 года не приведено. Данное основание приведено только в уведомлении от 31 марта 2021 со сроком приостановки до 30 марта 2021, что лишило заявителя возможности в течение срока приостановления регистрации предоставить в Управление Росреестра испрашиваемые документы.

Таким образом, выводы районного суда о незаконности решения Управления Росреестра по Самарской области в данной части являются правильными.

Вместе с тем, по смыслу статей 1, 39.1, 39.3, 39.16 и 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации размер земельного участка, необходимого для эксплуатации объекта недвижимости, поставлен в зависимость от площади объекта капитального строительства, расположенного на таком участке, от назначения этого объекта и целей его использования.

Поскольку исключительное право собственников зданий и сооружений на приобретение в собственность или в аренду соответствующего земельного участка без проведения торгов обусловлено именно нахождением на участке объектов недвижимости, приобретение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности гражданам или юридическим лицам, имеет целью обеспечение возможности эксплуатации таких объектов недвижимости (статья 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, статья 271 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Из правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03 июня 2014 года N1152/14, следует, что исключительное право собственника объекта недвижимости распространяется только на земельный участок, занятый этим объектом и необходимый для его использования, прошедший государственный кадастровый учет. Размер испрашиваемого земельного участка непосредственно связан с функциональным назначением объекта.

В соответствии с правовым подходом, сформулированным в определении Верховного Суда Российской Федерации от 24 декабря 2015 года №309-ЭС15-11394, площадь подлежащего предоставлению земельного участка подлежит определению исходя из его функционального использования исключительно для эксплуатации расположенных на нем объектов, и должна быть соразмерна площади объектов недвижимого имущества.

Разрешая требования в данной части, суд первой инстанции, исходил из того, что представленная проектная документация, выполненная ООО «ФИО16» К-20/20-ПЗУ на завершение строительства объекта с кадастровым номером «Объект связи (Имущественный комплекс, состоящий из зданий (Здание №1, Здание №2, Здание №3) и телефонной канализации), явилась достаточным обоснованием размера земельного участка с кадастровым номером , площадью 19000 кв.м., для эксплуатации находящегося на нем объекта недвижимости, вследствие чего Администрацией городского округа Тольятти с ФИО2 заключен договор аренды № 4093 от 12 октября 2020 года, и пришел к выводу, что истребование, каких-либо еще документов и сведений для обоснованиями площади испрашиваемого земельного участка для эксплуатации находящегося на нем здания является излишним.

Судебная коллегия с данными выводами согласиться не может в силу следующего.

Согласно части 9 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок.

При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы в данной части заслуживают внимания, а решение суда подлежит изменению.

На основании пункта 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.

Признавая незаконным уведомление Управления Росреестра по Самарской области от 31 марта 2021 года , судебная коллегия в целях восстановления нарушенных прав административного истца, считает необходимым возложить на Управление Росреестра по Самарской области обязанность возобновить рассмотрение заявления от 13 октября 2021 года о государственной регистрации договора аренды земельного участка с кадастровым номером , с местоположением: <адрес>.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Центрального районного суда г.Тольятти Самарской области от 16 июня 2021 года изменить, изложив абзац второй резолютивной части решения следующим образом:

Обязать Управление Росреестра по Самарской области возобновить рассмотрение заявления от 13 октября 2021 года о государственной регистрации договора аренды земельного участка с кадастровым номером , с местоположением: <адрес>.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через районный (городской) суд и в Верховный Суд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий –

Судьи –