Судья Пермина В.А.
Дело № 2а-3134/2019 (33а-50/2020)
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
12 февраля 2020 г. г. Биробиджан
Судебная коллегия по административным делам суда Еврейской автономной области в составе:
председательствующего Гаврикова И.В.,
судей Кочева С.Н., Токмачевой Н.И.,
при секретаре Антонюк Н.О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» к комитету образования Еврейской автономной области о признании бездействия незаконным и обязании устранить допущенные нарушения,
по апелляционной жалобе представителя административного истца К. на решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 21.11.2019,
Заслушав доклад судьи Кочева С.Н., пояснения представителя административного ответчика Коваленко М.Н., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Благотворительное региональное молодежное общественное движение «Уроки финансовой и юридической грамотности» (далее - Благотворительное региональное молодежное общественное движение УРФИНГРАМ) обратилось в суд с административным исковым заявлением к комитету образования ЕАО о признании бездействия в нарушении сроков ответа на обращение незаконным и обязании предоставить ответ по существу поставленных в нём вопросов.
В обоснование административного иска указано, что общественным объединением граждан в адрес комитета образования ЕАО в рамках выполнения поручений Государственного совета и Президента Российской Федерации, распоряжения Правительства Российской Федерации от 25.09.2017 № 2039-рнаправлено письменное обращение по определению форм и сроков межсекторного взаимодействия, но в нарушение статьи 10 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» ответ на него не поступил. Оспариваемое бездействие заключалось в нарушении сроков получения ответа на обращение, что нарушило права, свободы и законные интересы административного истца, неопределённого круга лиц - благополучателей и добровольцев (волонтёров) благотворительного молодежного общественного движения, не предусматривающего фиксированного членства.
Определением суда от 06.11.2019 к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена председатель комитета образования ЕАО П.
Решением Биробиджанского районного суда ЕАО от 21.11.2019 административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе представитель административного истца Благотворительного регионального молодежного общественного движения УРФИНГРАМ К. просит отменить решение суда, приняв по делу новое решение. В обоснование доводов приводит положения статей 14, 62 КАС РФ, указывая на наличие бездействия административного ответчика, который не отрицал направление ответа по обращению 01.11.2019, то есть с нарушением срока. Между тем, суд первой инстанции данное бездействие признал законным.
Не соглашается с письменным ответом и по существу поставленных в обращении вопросов, указывая как пример, что в пункте 25 Предложений добровольческих (волонтёрских) организаций, утверждённых перечнем поручений по итогам заседания Государственного совета, предусмотрено: «Организовать с привлечением добровольческих (волонтёрских) организаций в воспитательных учреждениях для детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, а также для детей, нуждающихся в помощи и защите государства, работу по проведению профориентационных мероприятий и обеспечить реализацию специальных программ, направленных на формирование у детей профессиональных навыков». Однако по указанному направлению административным ответчиком не предоставлена информация о формах и сроках взаимодействия с подведомственными учреждениями.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель административного истца комитета образования ЕАО ФИО1 с апелляционной жалобой не согласилась. Пояснила, что ответ на обращение общественного движения дан в установленный законодательством срок, однако при отправке неверно указан адрес электронной почты, в связи с чем был направлен повторно. Интерактивная платформа, разработанная в рамках стратегии внедрения финансовой грамотности населения, предназначена для аудитории, обучающейся в общеобразовательных организациях. Комитет образования может только рекомендовать указанным организациям привлечь платформу в качестве образования по финансовой грамотности, поскольку общеобразовательные организации являются муниципальными, подведомственны муниципальным органам управления образования. Дети, подведомственных организаций комитету образования ЕАО, также обучаются в общеобразовательных учреждениях. Форму и сроки взаимодействия с подведомственными учреждениями комитет образования ЕАО не определял.
Представитель административного истца К.., административный ответчик П. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены судом заблаговременно и надлежащим образом, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав представителя административного ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с положениями статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Оставляя заявленные требования без удовлетворения, суд первой инстанции исходил из того, что ответ на обращение дан надлежащим должностным лицом, мотивирован, носит информационный (разъяснительный) характер, требованиям законодательства не противоречит, оснований полагать нарушенными права административного истца либо неопределённого круга лиц, не усматривается.
С данным выводом согласиться нельзя.
Реализация гражданами, общественными объединениями, юридическими лицами гарантированного Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы, органы местного самоуправления или к должностным лицам, а также порядок и сроки рассмотрения обращений регулируется Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 59-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 4, пунктов 1, 4 части 1 статьи 10, части 1 статьи 12 Федерального закона 59-ФЗ ответ на обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении.
Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение, даёт письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
Как установлено из материалов дела, 17.09.2019 благотворительное региональное молодежное общественное движение УРФИНГРАМ направило по электронной почте в комитет образования ЕАО обращение об интерактивной платформе самообучения, развивающей финансовые компетенции на основе практико-ориентировочной деятельности по управлению личными сбережениями, с просьбой об определении форм и сроков взаимодействия с подведомственными учреждениями.
17.10.2019 комитетом образования ЕАО на указанное обращение направлен письменный ответ о том, что информация о создании интерактивной платформы УРФИНГРАМ направлена в муниципальные органы управления образованием ЕАО, решение о её применении будет приниматься общеобразовательными организациями самостоятельно.
Указанный ответ направлен в адрес общественного движения посредством электронной почты, с допущенной опечаткой адресата и повторно направлен с правильно указанным адресом 01.11.2019, уже после обращения административного истца в суд с настоящим административным иском. Ответ дан уполномоченным должностным лицом с нарушением установленного законом срока, что свидетельствует о бездействии комитета образования ЕАО по своевременному направлению ответа по рассмотрению обращения.
Кроме того, нельзя согласиться с выводом суда первой инстанции об объективности и всесторонности данного ответа по существу поставленного в обращении вопроса, и не нарушении тем самым прав административного истца.
РаспоряжениемПравительства Российской Федерации от 25.09.2017 № 2039-р утверждена Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы.
Образовательным направлением указанной Стратегии предусмотрено, что для формирования компетенций в сфере финансовой грамотности у всех возрастных и целевых групп необходимо продолжить разработку и внедрение образовательных программ повышения финансовой грамотности для дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального и высшего образования, а также для дополнительного образования (в том числе с учётом результатов международного исследования по оценке образовательных достижений 15-летних учащихся по финансовой грамотности).
Из административного искового заявления следует, что интерактивная платформа направлена на самообразование и неформальное обучение целевых групп населения, в том числе составляющих потенциал будущего развития России - обучающихся общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования.
Согласно положению о комитете образования ЕАО, утверждённого постановлением правительства ЕАО от 29.07.2014 № 373-пп, комитет является органом исполнительной власти Еврейской автономной области, формируемым правительством области, осуществляющим государственное управление в сфере образования и молодежной политики на территории области. Комитет осуществляет информационное обеспечение в сфере образования и молодежной политики (пункты 1, 4.52).
Этим же постановлением утверждён перечень некоммерческих организаций, функции и полномочия учредителя которых осуществляет комитет образования.
При рассмотрении обращения комитет образования в ответе указал, что решение о применении интерактивной платформы УРФИНГРАМ будет приниматься общеобразовательными организациями самостоятельно, при этом перенаправил указанное обращение в муниципальные органы управления образованием ЕАО. Вместе с тем, фактически по существу поставленного вопроса о формах и сроках взаимодействия с подведомственными ему учреждениями, перечисленными в указанном выше перечне, комитет образования административному истцу не ответил.
Довод представителя административного ответчика о том, что интерактивная платформа, разработанная в рамках стратегии внедрения финансовой грамотности населения, предназначена только для общеобразовательных организаций, не может быть принят во внимание, поскольку обращение касалось именно подведомственных комитету учреждений, и объективный, всесторонний ответ на поставленный вопрос комитетом не дан.
При таких обстоятельствах, решение суда об оставлении заявленных требований о признании бездействия комитета образования ЕАО незаконным и обязании устранить допущенные нарушения без удовлетворения не может быть признано законным и обоснованным, и подлежит отмене с вынесением нового решения об их удовлетворении.
Руководствуясь статьями 307- 311 КАС РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 21.11.2019 отменить, вынести по административному делу новое решение, которым административные исковые требования благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» удовлетворить.
Признать незаконным бездействие комитета образования Еврейской автономной области по обеспечению объективного, всестороннего и своевременного рассмотрения обращения благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» от 17.09.2019 № 1129.
Обязать комитет образования Еврейской автономной области устранить нарушения прав административного истца, путём повторного рассмотрения обращения благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» от 17.09.2019 № 1129 в соответствии с требованиями действующего законодательства в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Об исполнении данного решения сообщить в суд и административному истцу.
Апелляционную жалобу представителя административного истца К. считать удовлетворённой.
Председательствующий И.В. Гавриков
Судьи С.Н. Кочев
ФИО2