Судья Умеренкова Е.Н. Дело №33а-4489-2023 г.
№2а-3140/29-2023
46RS0030-01-2023-003485-14
КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Курского областного суда в составе:
председательствующего Ермакова М.И.,
судей Дмитричевой В.М., Ягерь Е.А.,
при секретаре Грек О.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 28 ноября 2023 года административное дело по административному исковому заявлению Курского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Курской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курской области, УФСИН России по Курской области, ФСИН России о признании бездействия незаконным, возложении обязанности, поступившее с апелляционными жалобами УФСИН России по Курской области, ФКУ ИК-2 УФСИН России Курской области на решение Ленинского районного суда г. Курска от 21 августа 2023 г., которым постановлено:
«Административное исковое заявление Курского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Курской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курской области, УФСИН России по Курской области, ФСИН России о признании бездействия незаконным, возложении обязанности удовлетворить.
Признать незаконным бездействие ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курской области, УФСИН России по Курской области, ФСИН России, выразившееся в невыполнении обязанности на изолированном участке, функционирующем как колония-поселение при ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курской области, по раздельному содержанию осужденных при опасном рецидиве преступлений с осужденными без рецидива и с рецидивом преступлений, а также по раздельному содержанию лиц, впервые осужденных к лишению свободы, от лиц, ранее отбывавших лишение свободы.
Обязать ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курской области, УФСИН России по Курской области, ФСИН России обеспечить на изолированном участке, функционирующем как колония-поселение при ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курской области, раздельное содержание осужденных при опасном рецидиве преступлений с осужденными без рецидива и с рецидивом преступлений, а также раздельное содержание лиц, впервые осужденных к лишению свободы, от лиц, ранее отбывавших лишение свободы, в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу».
Заслушав доклад судьи Ягерь Е.А., выслушав объяснения представителя ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курской области, УФСИН России по Курской области, ФСИН России Павловского А.В., поддержавшего доводы жалобы, представителя прокуратуры Курской области Польской И.И., возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Курский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Курской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курской области, УФСИН России по Курской области, ФСИН России, в котором, с учетом уточнения, просит признать незаконным бездействие ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курской области, УФСИН России по Курской области, ФСИН России, выразившееся в невыполнении обязанности на изолированном участке, функционирующем как колония-поселение при ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курской области, по раздельному содержанию осужденных при опасном рецидиве преступлений с осужденными без рецидива и с рецидивом преступлений, а также по раздельному содержанию лиц, впервые осужденных к лишению свободы, от лиц, ранее отбывавших лишение свободы, возложить обязанность обеспечить на изолированном участке, функционирующем как колония-поселение при ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курской области, раздельное содержание осужденных при опасном рецидиве преступлений с осужденными без рецидива и с рецидивом преступлений, а также раздельное содержание лиц, впервые осужденных к лишению свободы, от лиц, ранее отбывавших лишение свободы, в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Суд постановил вышеуказанное решение об удовлетворении административного искового заявления.
В апелляционных жалобах УФСИН России по Курской области и ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курской области просят решение суда отменить, в удовлетворении административных исковых требований отказать.
В суд апелляционной инстанции не явилась заинтересованное лицо старший инспектор группы специального учета отдела режима и надзора УФСИН России по Курской области Кутейникова Т.Л., извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в связи с чем, судебная коллегия в соответствии с частью 6 статьи 226 КАС РФ находит возможным, рассмотреть дело в ее отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия по административным делам Курского областного суда приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции допущено не было.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 вышеуказанного Кодекса по результатам рассмотрения административного дела судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
При этом обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений (часть 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В судебном заседании установлено, что согласно Приложению к распоряжению Федеральной службы исполнения наказания №316-р от 30.12.2021 ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курской области – строгого режима, предназначена для отбывания наказания осужденными мужчинами, ранее отбывавшими лишение свободы (пос. Косиново). Участок колонии-поселения в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курской области предназначен для отбывания наказания в виде лишения свободы лицами, осужденными за преступления, совершенными по неосторожности, и ранее отбывавшими лишение свободы, а также положительно характеризующимися осужденными, переведенными из колоний общего и строгого режимов в порядке, предусмотренном ст. 78 УИК РФ (пос. Косиново).
Проведенной специализированной прокуратурой проверкой установлено, что по состоянию на 01.03.2023 на изолированном участке при ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курской области, функционирующем как колония-поселение, отбывают наказание и содержатся 45 осужденных. При этом отбывают наказание осужденные, ранее отбывавшие лишение свободы, совместно с осужденными, ранее не отбывавшими наказание в виде лишения свободы.
Ранее отбывали наказание в виде лишения свободы: ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО36, ФИО37, ФИО38, ФИО39, ФИО40, ФИО41, ФИО42, ФИО43, ФИО44
Ранее не отбывали наказание в виде лишения свободы: ФИО45, ФИО46, ФИО47, ФИО48, ФИО49, ФИО50, ФИО51, ФИО52, ФИО53, ФИО54, ФИО55, ФИО56
Из вышеуказанных осужденных не имеют рецидива преступлений: ФИО45, ФИО12, ФИО46, ФИО47, ФИО48, ФИО49, ФИО50, ФИО23, ФИО25, ФИО51, ФИО29, ФИО30, ФИО52, ФИО37, ФИО53, ФИО54, ФИО55, ФИО56, ФИО44; имеющие рецидив преступлений: ФИО21, ФИО22, ФИО31, ФИО34, ФИО35, ФИО38, ФИО41; у оставшихся 19 осужденных установлен опасный рецидив преступлений.
При этом 45 осужденных совместно проживают, имеют один распорядок дня, часть из них совместно осуществляют трудовую деятельность.
29.03.2023 года специализированной прокуратурой в адрес ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курской области внесено представление об устранении нарушений закона в части ненадлежащего исполнения требований законодательства РФ при соблюдении прав осужденных на личную безопасность и не выполнении требований ст. 80 УИК РФ и ведомственных нормативных актов в части обеспечения раздельного содержания осужденных на участке колонии-поселения, на которое ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курской области в сообщении от 06.04.2023 исх. №47/ТО/34/2-3244 указало, что администрацией исправительного учреждения служебная проверка не проводилась, направлено письмо в ФКУ ИК-9 УФСИН России по Курской области о необходимости проработать вопрос о раздельном содержании осужденных, ранее отбывавших наказание в виде лишения свободы при выводе их на участок колонии-поселения.
Проведенной специализированной прокуратурой повторной проверкой установлено, что по состоянию на 10.04.2023 на изолированном участке, функционирующем как колония-поселение при ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курской области, отбывают наказание 45 осужденных, которые содержатся совместно, совместно проживают, совместно выполняют распорядок дня в исправительном учреждении, совместно осуществляют трудовую деятельность. В число указанных 45 осужденных входят лица, ранее отбывавшие и не отбывавшие наказание в виде лишения свободы; осужденные без рецидива, с простым рецидивом, с опасным рецидивом.
Так, ранее отбывали наказание в виде лишения свободы: ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО32, ФИО34, ФИО35, ФИО36, ФИО37, ФИО39, ФИО40, ФИО41, ФИО42, ФИО43, ФИО44, ФИО57, ФИО58, ФИО59
Ранее не отбывали наказание в виде лишения свободы: ФИО45, ФИО46, ФИО47, ФИО48, ФИО49, ФИО50, ФИО51, ФИО52, ФИО53, ФИО54, ФИО55, ФИО60, ФИО61
Из вышеуказанных осужденных, не имеют рецидив преступлений: ФИО45, ФИО12, ФИО46, ФИО47, ФИО48, ФИО49, ФИО50, ФИО23, ФИО51, ФИО29, ФИО30, ФИО52, ФИО37, ФИО53, ФИО54, ФИО55, ФИО44, ФИО57, ФИО58, ФИО60, ФИО62, ФИО61; имеют простой рецидив преступлений: ФИО21, ФИО22, ФИО34, ФИО35, ФИО41; у оставшихся 18 осужденных установлен опасный рецидив преступлений.
Суд, установив отсутствие изоляции и раздельного содержания между осужденными, которые ранее отбывали лишение свободы, с впервые осужденными к лишению свободы, а также между осужденными, не имеющими рецидива и имеющими рецидив преступлений, с осужденными, в действиях которых установлен опасный и особо опасный рецидив преступлений, что явилось следствием незаконного бездействия административных ответчиков, не обеспечивших выполнение требований действующего законодательства в приведенной выше части, пришел к выводу об удовлетворении требований административного истца и возложении на административных ответчиков обязанности обеспечить раздельное содержание приведенных категорий осужденных.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда законными, обоснованными и соответствующими фактическим обстоятельствам.В Российской Федерации специальным законом, регламентирующим порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, правовое положение и средства исправления осужденных, является Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (далее - УИК РФ).
Согласно части 1 статьи 10 УИК РФ Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний.
В силу части 2 статьи 9 УИК РФ основными средствами исправления осужденных являются: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональное обучение и общественное воздействие. Средства исправления осужденных применяются с учетом вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденных и их поведения (часть 3 статьи 9 УИК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 82 УИК РФ режим в исправительных учреждениях - установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.
В силу ч. 2 ст. 80 УИК РФ лица, впервые осужденные к лишению свободы, содержатся отдельно от осужденных, ранее отбывавших лишение свободы. Изолированно от других осужденных содержатся: осужденные при опасном рецидиве, осужденные при особо опасном рецидиве преступлений; осужденные к пожизненному лишению свободы; осужденные, которым смертная казнь заменена в порядке помилования лишением свободы на определенный срок.
Статьей 128 УИК РФ установлено, что в колониях-поселениях отбывают наказание в виде лишения свободы: а) лица, осужденные за преступления, совершенные по неосторожности, и ранее не отбывавшие лишение свободы; б) лица, впервые осужденные за совершение умышленных преступлений небольшой или средней тяжести; в) лица, осужденные за преступления, совершенные по неосторожности, и ранее отбывавшие лишение свободы; г) положительно характеризующиеся осужденные, переведенные из колоний общего и строгого режима в порядке, предусмотренном статьей 78 настоящего Кодекса. В колониях-поселениях осужденные отбывают лишение свободы в одних и тех же условиях. Лица, указанные в пунктах "а" и "б" части первой настоящей статьи, отбывают лишение свободы отдельно от лиц, указанных в пунктах "в" и "г" части первой настоящей статьи. Допускается размещение указанных лиц в одной колонии-поселении при условии обеспечения раздельного проживания и трудоустройства.
Обязанности учреждений, исполняющих наказания, установлены статьей 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», к которым, в том числе, отнесены: обеспечение исполнения уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации; создание условий для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях; осуществление деятельности по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.
Согласно п. 1 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года №1314, Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением лиц, освобожденных условно-досрочно от отбывания наказания, условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, и по контролю за нахождением лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, в местах исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений.
ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия, учреждения и организации, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы (п. 5 приведенного Положения).
В соответствии с пп. 4 п. 14 раздела 2 Положения об УФСИН России по Курской области, утвержденного приказом Минюста России от 11.06.2015 №518, п. 2.1 Устава ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курской области, утвержденного приказом ФСИН России от 24.03.2011 №170, на территориальный орган ФСИН и исправительное учреждение возложена обязанность, в том числе, надлежаще обеспечить правопорядок и законность в учреждении, создать условия содержания, соответствующие требованиям международного права, положениям международных договоров РФ, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ.
Необходимость дифференциации раздельного содержания осужденных к лишению свободы в исправительных учреждениях по различным основаниям, в том числе в зависимости от осуждения к лишению свободы впервые или при рецидиве преступлений, направлено на индивидуализацию отбывания наказания, выбор и применение индивидуальных мер воздействия на осужденных, снижение влияния уголовных традиций на процесс исправления, обеспечение безопасности осужденных (Определения Конституционного Суда РФ от 23.12.2014 N 2940-О, от 27.03.2018 года N 840-О).
В ходе судебного разбирательства административные ответчики не отрицали факты, отмеченные прокурором в ходе проверок и в административном иске. Доказательств устранения отмеченных нарушений к моменту разрешения возникшего спора судом административные ответчики не представили.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что обязанность обеспечить раздельное содержание приведенных категорий осужденных должна быть возложена на административных ответчиков.
Также необоснованными являются доводы о необоснованном вмешательстве прокурора и суда в деятельность федерального органа исполнительной власти и в бюджетный процесс с участием органов исполнения наказания.
Положения статьи 32 Федерального закона от 17.01.1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" устанавливают, что предметом надзора является, в том числе, соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания.
Право прокурора на обращение в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц предусмотрено частью 1 статьи 39 КАС РФ.
Таким образом, установив факт нарушения требований закона, прокурор вправе был обратиться в суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу, что выявленные нарушения требований законодательства, касающиеся создания необходимых условий для обеспечения исправления осужденных, к числу которых относится исключение какой-либо возможности негативного влияния со стороны осужденных, имеющих отрицательный опыт отбывания наказания в местах лишения свободы, на осужденных, которые впервые отбывают наказание в местах лишения свободы, могут препятствовать реализации целей отбывания наказания.
Кроме того судом отмечено, что отсутствие достаточного финансирования не освобождает ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курской области от исполнения требований действующего законодательства.
Вместе с тем, из материалов дела не усматривается, что невозможность раздельного содержания осужденных в соответствии с требованиями статьи 80 УИК РФ вызвана исключительно недостатком помещений или конструктивными особенностями здания исправительного учреждения.
Согласно подпункту 6 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказания, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1314, задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.
В соответствии с пунктом 7 Положения к полномочиям ФСИН России относятся, в том числе:
направление осужденных к месту отбывания наказания, их размещение, а также перевод осужденных и лиц, содержащихся под стражей, из одних учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов в другие в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
создание, реорганизация и ликвидация предприятий учреждений, исполняющих наказания, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
осуществление функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализация возложенных на нее функций;
осуществление функции государственного заказчика по капитальному строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов уголовно-исполнительной системы, а также по жилищному строительству.
В соответствии с Приказом Минюста России от 26.01.2018 N 17 "Об утверждении Порядка направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания в исправительные учреждения и их перевода из одного исправительного учреждения в другое" при отсутствии в субъекте Российской Федерации по месту проживания (регистрации по месту жительства) осужденных или по месту их осуждения исправительного учреждения соответствующего вида или невозможности размещения осужденных в имеющихся исправительных учреждениях осужденные направляются по решению ФСИН России в исправительное учреждение, расположенное на территории другого, наиболее близко расположенного субъекта Российской Федерации, в котором имеются условия для их размещения (пункт 4). Вопрос о переводе осужденных для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида рассматривается в случае болезни осужденного либо для обеспечения его личной безопасности, при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения, а также при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении (пункт 9).
Таким образом, действующее законодательство предусматривает, в том числе перераспределение осужденных к лишению свободы между различными исправительными учреждениями, в том числе с целью соблюдения требований к их содержанию.
Вопреки доводам представителя административных ответчиков, решение Ленинского районного суда г. Курска от 21.08.2023 года не является вмешательством в хозяйственную деятельность исправительного учреждения и исправительной системы РФ в целом.
Данное решение не содержит требований о заключении определенных хозяйственных договоров или несении определенных расходов, а также не обращает взыскание на средства бюджета.
При этом суд не определяет конкретный способ приведения деятельности исправительного учреждения в соответствие с требованиями федерального закона - статьи 80 УИК РФ.
Доводы апелляционных жалоб об отсутствии финансирования для исполнения решения суда основаны на неправильном применении норм материального права и судебной коллегией отклоняются, указанные доводы были предметом проверки суда, которым дана правильная и мотивированная оценка.
Иные доводы апелляционных жалоб о несогласии с выводами суда первой инстанции по мотивам их несоответствия обстоятельствам дела, нарушения норм материального права, ненадлежащей оценке представленных доказательств не могут повлечь отмену обжалуемого судебного акта, так как не содержат указаний на обстоятельства, которые не были бы проверены и учтены судом при рассмотрении настоящего дела и имели бы юридическое значение для правильного разрешения административного спора, влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, либо опровергали бы выводы, изложенные в обжалуемом решении.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушений, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в качестве оснований для отмены судебного акта в апелляционном порядке.
Судебная коллегия полагает, что по существу заявленных требований суд принял законное и обоснованное решение, оснований для его отмены, в том числе и по доводам апелляционных жалоб, не имеется.
Руководствуясь п.1 ст.309 КАС РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
решение Ленинского районного суда г. Курска от 21 августа 2023 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы УФСИН России по Курской области и ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курской области - без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи