Судья Селибов А.Ф. Дело № 2а-3249/2021 | Дело № 33а-1489/2021 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Камчатского краевого суда в составе:
председательствующего | ФИО3, |
судей | Венина А.Н., ФИО4, |
при секретаре | ФИО5, |
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Петропавловске-Камчатском 26 августа 2021 года административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика Управления МВД России по Камчатскому краю на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 28 апреля 2021года, которым постановлено:
«Административный иск ФИО6 к государственному инспектору отдела № 1 МРЭО ГИБДД УМВД России по Камчатскому краю ФИО7, МРЭО ГИБДД УМВД России по Камчатскому краю и УМВД России по Камчатскому краю о признании незаконным решения государственного инспектора ФИО7 об отказе в приеме заявления и документов на проведение регистрационных действий в виде постановки на учет транспортного средства марки <данные изъяты> и внесении изменений о его собственнике, возложении обязанности на МРЭО ГИБДД УМВД России по Камчатскому краю восстановить нарушенное право, удовлетворить.
Признать незаконным решение государственного инспектора ФИО7 от 10 марта 2021 года об отказе в приеме заявления и документов на проведение регистрационных действий в виде постановки на учет транспортного средства марки <данные изъяты> и внесении изменений о его собственнике.
Возложить обязанность на МРЭО ГИБДД УМВД России по Камчатскому краю повторно рассмотреть заявление ФИО6 от 10 марта 2021 года о совершении регистрационных действий в отношении транспортного средства марки <данные изъяты> в течение десяти дней с момента вступления решения суда в законную силу»,
Заслушав доклад судьи Венина А.Н., объяснения представителя административного ответчика Управления МВД России по Камчатскому краю ФИО8, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя административного истца ФИО9, полагавшей решение суда первой инстанции законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО6 обратилась в суд с административным иском к государственному инспектору отдела № 1 МРЭО ГИБДД УМВД России по Камчатскому краю ФИО7, МРЭО ГИБДД УМВД России по Камчатскому краю и УМВД России по Камчатскому краю о признании незаконным решения государственного инспектора ФИО7 об отказе в приеме заявления и документов на проведение регистрационных действий в виде постановки на учет транспортного средства <данные изъяты> и внесении изменений об его собственнике, возложении обязанности на МРЭО ГИБДД УМВД России по Камчатскому краю восстановить нарушенное право.
В обоснование заявленных требований с учетом внесенных уточнений административный истец указала, что ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли-продажи приобрела у ФИО1. автомашину «<данные изъяты>». 10 марта 2021 года в Отдел № 1 МРЭО ГИБДД УМВД России по Камчатскому краю подано заявление № 64732840 о постановке на учет данного транспортного средства и внесении изменений о собственнике. В тот же день государственный инспектор ФИО7 отказал в приеме заявления и документов для регистрации транспортного средства на основании пункта 32 Административного регламента МВД РФ предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств, утвержденного приказом МВД РФ № 950 от 21 декабря 2019 года, согласно которому при предоставлении государственной услуги не принимаются документы, не соответствующие требованиям пункта 28 Административного регламента. Считает, что для постановки транспортного средства на учет истцом были представлены все документы, предусмотренные Административным регламентом. Документы, содержащие рукописный текст, написаны разборчиво. Фамилия, имя, отчество указаны полностью, без каких-либо сокращений. Наименование марки, а также все характеристики автомобиля также указаны полностью, в соответствии с данными паспорта транспортного средства. Кроме того, для постановки на учет транспортного средства истцом представлен паспорт транспортного средства. Необоснованным и незаконным отказом в предоставлении государственной услуги нарушены права и законные интересы истца, как владельца транспортного средства, что ограничило её права на владение и эксплуатацию принадлежащего ей имущества.
Административный истец ФИО6 о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в судебном заседании участия не принимала, со слов представителя просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель административного истца ФИО9 в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в административном иске. Указала, что просит признать незаконным решение об отказе в приеме заявления и документов на проведение регистрационных действий в виде постановки на учет транспортного средства и внесении изменений о его собственнике.
Представитель административного ответчика УМВД России по Камчатскому краю ФИО8 полагала, что административный иск является необоснованным и не подлежит удовлетворению. Указала, что в соответствии с требованиями Административного регламента запрещается совершение регистрационных действий в отношении транспортного средства на основании договора купли-продажи, в текст которого были внесены исправления, в сведениях об идентификационном номере транспортного средства изменена одна цифра.
Административные ответчики государственный инспектор Отдела № 1 МРЭО ГИБДД УМВД России по Камчатскому краю ФИО7, МРЭО ГИБДД УМВД России по Камчатскому краю, заинтересованное лицо ФИО1. о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, участия в судебном заседании не принимали.
Рассмотрев дело, суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе административный ответчик УМВД России по Камчатскому краю просит отменить решение суда первой инстанции и отказать в удовлетворении требований административного истца. Указывает, что при обращении в МРЭО ГИБДД УМВД России по Камчатскому краю административный истец представила договор купли-продажи автомобиля от 9 марта 2021 года, написанный неразборчиво. Идентификационный номер был не читаем, сверить его с номером, имеющимся на транспортном средстве, не представлялось возможным, поскольку двенадцатый символ идентификационного номера, указанный в договоре был не различим, что в соответствии с требованиями пункта 32 Административного регламента МВД от 21 декабря 2019 года является основанием для отказа в приеме заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, как невыполнение требований пункта 28 Административного регламента. Судом не принято во внимание наличие на договоре в верхнем левом углу неразличимых надписей, что с учетом исправлений в идентификационном номере даёт основания для отказа в совершении регистрационных действий. Также суд не учел то обстоятельство, что указанное транспортное средство ранее было снято с регистрационного учета прежним собственником в связи с продажей автомобиля другому лицу с предоставлением договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ заключенного между ФИО1 и ФИО2., который отличается от договора, представленного административным истцом при подаче заявления 10 марта 2021 года. Полагает, что у инспектора имелись основания для отказа в принятии документов на регистрацию.
Выслушав объяснения представителя административного истца ФИО9, представителя административного ответчика Г.А.ГБ., проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также – КАС РФ) предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее – орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 3 статьи 15 Федерального закона от 10 декабря 1995года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, отдельные действия по регистрации транспортных средств и выдача соответствующих документов осуществляются в том числе в электронной форме.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 3 августа 2018года № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее также – Федеральный закон № 283-ФЗ) государственный учет транспортных средств, принадлежащих юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным в Российской Федерации, либо физическим лицам, зарегистрированным по месту жительства или по месту пребывания в Российской Федерации, а также в иных случаях, установленных настоящим Федеральным законом, является обязательным.
Согласно части 1 статьи 7 названного закона государственную регистрацию транспортных средств осуществляют регистрационные подразделения регистрирующего органа (далее - регистрационные подразделения) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 10 Федерального закона № 283-ФЗ регистрационные действия совершаются по обращению владельца транспортного средства или его представителя, а в установленных настоящим Федеральным законом случаях - по инициативе регистрационного подразделения.
Частью 1 статьи 15 Федерального закона № 283-ФЗ установлено, что должностное лицо регистрационного подразделения вправе потребовать от обратившегося в регистрационное подразделение лица для совершения регистрационных действий представления следующих документов: 1) заявление владельца транспортного средства о совершении регистрационных действий; 2) документ, удостоверяющий личность физического лица, являющегося владельцем транспортного средства, а в случае обращения представителя владельца транспортного средства - также документ, удостоверяющий личность представителя владельца транспортного средства, и документ, подтверждающий его полномочия; 3) документы, идентифицирующие транспортное средство; 4) страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств - в случае постановки транспортного средства на государственный учет и в случае совершения регистрационных действий, связанных со сменой владельца транспортного средства; 5) документы, устанавливающие основания для постановки транспортного средства на государственный учет, внесения изменений в регистрационные данные транспортного средства, прекращения государственного учета транспортного средства или снятия транспортного средства с государственного учета; 6) документ об уплате государственной пошлины за осуществление юридически значимых действий, связанных с государственной регистрацией транспортных средств.
В части 2 названной статьи указано, что документами, устанавливающими основания для постановки транспортного средства на государственный учет и для внесения изменений в регистрационные данные транспортного средства в связи со сменой владельца транспортного средства, являются документы, удостоверяющие право собственности на транспортное средство, а в необходимых случаях - также документы, удостоверяющие иные права владельца транспортного средства в соответствии с пунктом 1 статьи 4 настоящего Федерального закона.
Аналогичные требования установлены в пункте 28 Правил государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2019 года № 1764 (далее также – Правила № 1764).
Согласно пункту 27 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств, утвержденного приказ МВД России от 21 декабря 2019 года № 950 (далее также – Административный регламент № 950) для получения государственной услуги заявители представляют документы, предусмотренные статьей 15 Федерального закона № 283-ФЗ.
Пунктом 28 Административного регламента № 950 установлено, что текст документов должен быть написан разборчиво. Фамилии, имена и отчества (при наличии) физических лиц должны быть написаны полностью, а наименования (фирменные наименования) юридических лиц - без сокращений.
Документы, представляемые для регистрации транспортных средств, составленные на иностранном языке, должны быть переведены на русский язык и иметь удостоверительные надписи нотариуса либо другого должностного лица, имеющего право совершать такие нотариальные действия в соответствии с законодательством Российской Федерации, о верности перевода.
Для регистрации транспортных средств принимаются документы, составленные за пределами Российской Федерации, при условии их легализации консульскими должностными лицами или выданные официальными органами других государств путем проставления на документах апостиля в порядке, установленном Конвенцией, отменяющей требования легализации иностранных официальных документов, либо эти документы должны быть скреплены гербовой печатью в соответствии с требованиями Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, если иное не предусмотрено другими международными договорами Российской Федерации
Копии представляемых для регистрации транспортных средств документов не могут служить заменой подлинников.
В силу пункта 32 Административного регламента № 950 основанием для отказа в приеме заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, является невыполнение требований пункта 28 Административного регламента.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 приобрела у ФИО1. автомобиль <данные изъяты>.
10 марта 2021 года истец обратился в Отдел № 1 МРЭО ГИБДД УМВД России по Камчатскому краю с заявлением о постановке указанного транспортного средства на учет и регистрации изменений сведений о собственнике транспортного средства, приложив к заявлению: знаки «Транзит» №, паспорт транспортного средства (ПТС) №, договор купли-продажи б/н от ДД.ММ.ГГГГ, страховой полис <данные изъяты> и квитанцию об уплате государственной пошлины (л.д. 11,12-13,14).
Госинспектором Отдела № 1 МРЭО ГИБДД УМВД России по Камчатскому краю ФИО7 10 марта 2021 года на основании пункта 32 Административного регламента № 950 принято решение об отказе в приеме заявления и документов, как не соответствующих требованиям пункта 28 Административного регламента, в обоснование привел содержание всего пункта 28 регламента.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что у административного ответчика не имелось оснований для отказа в приеме документов для совершения регистрационных действий. При этом суд исходил из того, что ссылка госинспектора ФИО7 на несоответствие поданных документов пункту 28 Административного регламента № 950 является незаконной, поскольку представленные к заявлению документы договор, в том числе купли-продажи, содержат все необходимые данные, написаны разборчиво, без сокращений, документы на транспортное средство составлены на русском языке на территории РФ, представлены в оригиналах. Невыполнение иных требований Административного регламента со стороны ФИО6 должностным лицом МРЭО ГИБДД УВМД России по Камчатскому краю не установлено.
Такое решение соответствует обстоятельствам дела и требованиям закона, регулирующим спорные правоотношения, оснований для его отмены судебная коллегия не находит.
Довод апелляционной жалобы об описке при написании идентификационного номера транспортного средств в договоре купли-продажи подлежит отклонению, поскольку такое нарушение не указано в оспариваемом решении госинспектора.
Представленный административным ответчиком договор купли-продажи транспортного средства от ДД.ММ.ГГГГ также не может повлечь отмену состоявшего по делу решения, поскольку данные обстоятельства должностным лицом при принятии решения об отказе в принятии заявления и документов ФИО6 для предоставления регистрационных действий не рассматривались.
Кроме того, судебная коллегия считает необходимым отметить, что в оспариваемом решении об отказе в приёме заявления и документов для предоставления государственной услуги не указаны конкретные основания для возвращения административному истцу документов, что свидетельствует о неполноте проведенной должностным лицом административной процедуры.
Иные доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статей 14, 62 и 84 КАС РФ, основаны на неверном толковании норм закона, в силу чего не могут служить поводом к отмене законного и обоснованного решения.
Таким образом, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 28 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу УМВД России по Камчатскому краю – без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи