Судья Барсукова Г.Г. № 33а-194/2022
№ 2а-336/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 января 2022 года г. Смоленск
Судебная коллегия по административным делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего Штейнле А.Л.,
судей Савушкиной О.С., Холиковой Е.А.,
при помощнике судьи Прозоровой Я.Б.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Хиславичского района Смоленской области в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Хиславичский район» Смоленской области, МБДОУ Детский сад «Аленушка» о возложении обязанности совершить определенные действия по апелляционной жалобе Администрации муниципального образования «Хиславичский район» Смоленской области на решение Монастырщинского районного суда Смоленской области от 26 октября 2021 года.
Заслушав доклад судьи Савушкиной О.С., объяснения представителя Администрации муниципального образования «Хиславичский район» Смоленской области ФИО, возражения представителя административного истца – прокурора ФИО1 относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
административный истец, уточнив требования (л.д. №), обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к Администрации МО «Хиславичский район» Смоленской области (далее – Администрация), МБДОУ Детский сад «Аленушка» (далее также – Учреждение) о признании незаконным бездействия Администрации по выполнению мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности, возложении на Администрацию обязанности в срок до 1 сентября 2022 г. предусмотреть и обеспечить финансирование мероприятий по устранению нарушений законодательства об образовании и об антитеррористической защищенности, а именно по обеспечению охраны Учреждения сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии РФ, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, возложении на Учреждение обязанности со дня поступления финансирования из Администрации осуществить мероприятия по обеспечению охраны Учреждения сотрудниками частных охранных организаций и (или) иных вышеуказанных организаций, подразделений.
В обоснование требований прокурор указал, что прокуратурой района в МБДОУ Детский сад «Аленушка» проведена проверка соблюдения законодательства об образовании и об антитеррористической защищенности объектов, относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ, по результатам которой установлено, что на основании проведенного 22 октября 2019 г. обследования межведомственной комиссии по обследованию и категорированию образовательного учреждения Учреждению присвоен 3 класс опасности, составлен паспорт безопасности, установлен перечень необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности, к которому отнесено создание штатного поста охраны, сроком исполнения – 31 декабря 2021 г. с годовым финансированием – <данные изъяты>. Однако с момента проведения вышеуказанного обследования по дату проведения прокуратурой проверки ответственным лицом учредителя Учреждения – Администрацией не принято мер, направленных на финансирование мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности, при формировании бюджета Администрацией не были заложены денежные средства на указанные нужды, что ставит под сомнение выполнение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта. С целью устранения выявленных нарушений прокурором района 18 мая 2021 г. главе муниципального образования внесено представление, в ответ на которое сообщено, что заключить договор с частным охранным предприятием или территориальным отделом Росгвардии на охрану дошкольного учреждения не представляется возможным, рассматривается вопрос о создании поста охраны из числа сотрудников технического персонала Учреждения. Таким образом, в настоящее время меры к финансированию вышеуказанных мероприятий не приняты, физическая охрана Учреждения осуществляется гражданскими лицами. Вышеуказанные нарушения создают предпосылки к нарушению сроков исполнения в установленный срок мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта, что создает угрозу жизни, здоровью граждан, в том числе несовершеннолетних, и нарушает права воспитанников Учреждения на безопасные условия пребывания.
В судебном заседании суда первой инстанции заместитель прокурора Хиславичского района Смоленской области ФИО2 поддержал заявленные административные исковые требования в полном объеме.
Представители административных ответчиков Администрации МО «Хиславичский район» Смоленской области, МБДОУ Детский сад «Аленушка» в судебное заседание суда первой инстанции не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Решением Монастырщинского районного суда Смоленской области от 26 октября 2021 г. административный иск прокурора Хиславичского района Смоленской области удовлетворен.
В апелляционной жалобе Администрация просит отменить решение суда, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, полагая, что административный истец обратился в суд досрочно, поскольку срок исполнения определенного межведомственной комиссией мероприятия определен 31 декабря 2021 г., который еще не наступил. Указывает, что имеются основания для изменения категории опасности, установленной для Учреждения, на четвертую, что повлечет незаконность судебного решения.
Прокурором поданы возражения относительно доводов апелляционной жалобы.
Представитель административного ответчика - МБДОУ Детский сад «Аленушка» в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания указанный участник процесса извещен по правилам ст. 96 КАС РФ. В связи с изложенным судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя указанного учреждения.
Проверив материалы дела в полном объеме, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 4 ст. 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из смысла п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ следует, что решения, действия и бездействие могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: не соответствие решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение такими решениями, действиями (бездействием) прав, свобод и законных интересов административного истца.
Как установлено судом и следует из материалов дела, МБДОУ Детский сад «Аленушка» является дошкольной образовательной организацией, функции и полномочия учредителя и собственника имущества данного учреждения осуществляет Администрация МО «Хиславичский район» Смоленской области.
В ходе проведенной прокурором проверки установлено, что по результатам обследования МБДОУ Детский сад «Аленушка» 22 октября 2019 г. межведомственной комиссией по обследованию и категорированию объектов (территорий) образования на основании Постановления Правительства РФ № 1006 от 02.08.2019 Учреждению присвоена третья категория опасности с предложением создания штатного поста охраны в срок до 31 декабря 2021 г. с годовым финансированием <данные изъяты> (л.д. №).
По результатам обследования и категорирования составлен паспорт безопасности Учреждения, утвержденный в июне 2020 г. (л.д. №).
На момент проведения проверки прокуратурой установлено, что с момента обследования Учреждения межведомственной комиссией Администрация не приняла мер, направленных на финансирование мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности образовательной организации, при формировании бюджета муниципального образования «Хиславичский район» на 2020 год (плановый период 2021 и 2022 г.) и на 2021 год (плановый период 2022 и 2023 г.) денежные средства на указанные нужды не заложены.
В связи с тем, что сложившаяся ситуация ставит под сомнение выполнение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта Учреждения, 18 мая 2021 г. прокурор внес представление главе МО «Хиславичский район» Смоленской области (л.д. №).
01 июня 2021 г. указанное представление было рассмотрено и дан ответ, согласно которому заключить договор с частным охранным предприятием или территориальным отделом Росгвардии не представляется возможным ввиду того, что Хиславичский район является высокодотационным, рассматривается вопрос о создании поста охраны из числа сотрудников технического персонала Учреждения (л.д. №).
Разрешая заявленные по существу требования, суд первой инстанции исходил из обоснованности предъявленных требований и пришел к выводам о бездействии Администрации по выделению денежных средств Учреждению для организации мероприятий по обеспечению охраны объекта и о невыполнении Учреждением требований закона по обеспечению охраны детского сада.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам и основаны на правильном применении норм материального права.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу п. 8 ч. 1 ст. 41 названного Закона охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
"Концепцией противодействия терроризму в Российской Федерации" (утв. Президентом РФ 05.10.2009) (далее по тексту - Концепция противодействия терроризму) предусмотрено, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму.
В силу ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ "О противодействии терроризму" органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
При этом согласно п. 1 ст. 5.2 данного Федерального закона органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений, обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.
Согласно пункту 42 Концепции противодействия терроризму расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления. При этом действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению антитеррористической безопасности с их финансовыми возможностями.
Подпунктом «г» пункта 18 Постановление Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» (далее - Постановление Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006) определено, что воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством обеспечения охраны объектов (территорий) путем привлечения сотрудников охранных организаций и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны.
Пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях) достигается также посредством организации круглосуточной охраны, обеспечения ежедневного обхода и осмотра потенциально опасных объектов (территорий), а также периодической проверки (обхода и осмотра) зданий (сооружений) и территории со складскими и подсобными помещениями (подпункт «е» пункта 20 Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006).
Согласно подпункту «б» пункта 25 Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляются мероприятия по обеспечению охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
По смыслу приведенных выше правовых норм охрана образовательного учреждения должна осуществляться круглосуточно путем привлечения сотрудников охранных организаций, а не лицами, не обладающими специальными навыками, не проходившими специальную подготовку, не имеющими спецсредства для охраны и защиты от возможных преступных посягательств, при этом орган местного самоуправления не вправе уклоняться от исполнения обязанности по обеспечению финансирования указанных мероприятий.
Таким образом, выводы суда первой инстанций соответствуют указанным выше правовым актам, и доводами жалобы они не опровергаются.
Вопреки доводам жалобы категория опасности Учреждения на момент рассмотрения дела не изменена, доказательства того, что в срок до 31.12.2021 Администрация изыскала необходимые денежные средства для осуществления мероприятий по охране Учреждения, ни в суд первой, ни в суд апелляционной инстанций не представлены.
С учетом изложенных обстоятельств, суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, в том числе безусловную, судом допущено не было.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы и выводы суда первой инстанции.
Руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Монастырщинского районного суда Смоленской области от 26 октября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации муниципального образования «Хиславичский район» Смоленской области – без удовлетворения.
Кассационная жалоба, представление могут быть поданы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи