ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-340/2021 от 21.07.2022 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Судья Гусельникова М.А. Дело № 33а-5049/2022

УИД 22RS0051-01-2021-000300-03

№ 2а-340/2021 (1 инстанция)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 июля 2022 года г. Барнаул

Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего Соболевой С.Л.,

судей Бугакова Д.В., Скляр А.А.,

при секретаре Нечай А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного ответчика администрации Тальменского района Алтайского края на решение Тальменского районного суда Алтайского края от 27 июля 2021 года по административному делу

по административному иску прокурора Тальменского района в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию Тальменский район Алтайского края в лице администрации Тальменского района Алтайского края о признании недействующим частично нормативного акта.

Заслушав доклад судьи Соболевой С.Л., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

постановлением администрации Тальменского района Алтайского края от 14 мая 2019 года № 376 утверждено Положение о порядке и условиях предоставления компенсации расходов по оплате тепловой энергии потребителям от ресурсоснабжающей организации - ООО «Темп» (далее - Положение).

Постановление опубликовано на официальном сайте администрации Тальменского района Алтайского края (https://tal-alt.ru/).

Постановлением администрации Тальменского района Алтайского края от 5 июля 2019 года № 542 «О внесении изменений и дополнений в постановление Администрации Тальменского района от 14 мая 2019 года № 376 «Об утверждении Положения о порядке и условиях предоставления компенсации расходов по оплате тепловой энергии потребителям от ресурсоснабжающей организации ООО «Темп» указанное Положение утверждено в новой редакции, внесены изменения в преамбулу постановления.

Постановление опубликовано на официальном сайте администрации Тальменского района Алтайского края (https://tal-alt.ru/).

Постановлением администрации Тальменского района Алтайского края от 1 августа 2019 года № 633 «О внесении изменений и дополнений в Положение о порядке и условиях предоставления компенсации расходов по оплате тепловой энергии потребителям от ресурсоснабжающей организации ООО «Темп», утвержденное постановлением Администрации Тальменского района от 14 мая 2019 года № 376 «Об утверждении Положения о порядке и условиях предоставления компенсации расходов по оплате тепловой энергии потребителям от ресурсоснабжающей организации ООО «Темп» (в редакции от 5 июля 2019 года № 542)» в указанное Положение внесены изменения. Пунктом 3 постановления указано, что постановление распространяется на правоотношения по компенсации расходов по оплате тепловой энергии потребителя, возникшие с 1 декабря 2018 года.

Постановление опубликовано на официальном сайте администрации Тальменского района Алтайского края (https://tal-alt.ru/).

Постановлением администрации Тальменского района Алтайского края от 16 марта 2020 года № 237 «О внесении изменений и дополнений в Положение о порядке и условиях предоставления компенсации расходов по оплате тепловой энергии потребителям от ресурсоснабжающей организации ООО «Темп», утвержденное постановлением Администрации Тальменского района от 14 мая 2019 года № 376 «Об утверждении Положения о порядке и условиях предоставления компенсации расходов по оплате тепловой энергии потребителям от ресурсоснабжающей организации ООО «Темп» (в редакции от 5 июля 2019 года № 542)» внесены изменения в Положение, установлено, что оно распространяется на правоотношения по компенсации расходов по оплате тепловой энергии потребителя, возникшие с 1 декабря 2018 года.

Постановление опубликовано на официальном сайте администрации Тальменского района Алтайского края (https://tal-alt.ru/).

Прокурор Тальменского района Алтайского края обратился в Тальменский районный суд Алтайского края с административным исковым заявлением о признании недействующими со дня вступления решения суда в законную силу пункта 1.7 в части слов «и выполнении заявителем соглашения по погашению задолженности, не превышающей двукратного срока оплаты коммунальных услуг», пункта 2.1.8 в части слов «не превышающей двукратного срока оплаты коммунальных услуг» и «и сведений о выполнении соглашения по ее погашению», пунктов 2.1.4, 2.1.5, 2.1.6, 2.1.10, 3.5.3 полностью Положения о порядке и условиях предоставления компенсации расходов по оплате тепловой энергии потребителям от ресурсоснабжающей организации - ООО «Темп», утвержденного постановлением администрации Тальменского района Алтайского края от 5 июля 2019 г. № 542; пункта 1.10 полностью, пункта 3.7 в части «с 1 января 2020 г. величина предельного размера цены за тепловую энергию Цп равна тарифу на тепловую энергию (руб./Гкал), установленному решением управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов, действующего в аналогичном расчетном периоде предыдущего года» Положения о порядке и условиях предоставления компенсации расходов по оплате тепловой энергии потребителям от ресурсоснабжающей организации ООО «Темп», утвержденного постановлением администрации Тальменского района Алтайского края от 5 июля 2019 г. № 542 в редакции постановления от 16 марта 2020 г.; пункта 3 постановления администрации Тальменского района Алтайского края от 16 марта 2020 г. № 237 полностью, абзаца 2 пункта 2.1.10 Положения в редакции постановления администрации Тальменского района Алтайского края от 1 августа 2019 г. № 633.

Требования мотивированы тем, что Положение предусматривает выплату компенсации расходов по оплате тепловой энергии потребителям, оспариваемые положения противоречат требованиям статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 7 Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», внесенные в Положение изменения создают дискриминационные условия для потребителей, поскольку потребители, обратившиеся в администрацию района с письменным заявлением о предоставлении компенсации после вступления в силу постановления администрации Тальменского района Алтайского края от 16 марта 2020 года № 237, получат компенсацию в меньшем размере, чем потребители, обратившиеся до вступления изменений в силу, при условии одинакового объема потребления тепловой энергии. Установление предельных сроков обращения за компенсацией ущемляет права граждан по сравнению с условиями, предусмотренными региональным и федеральным законодательством. Полагал, что изменения, внесенные в Положение постановлениями администрации Тальменского района Алтайского края от 5 июля 2019 года № 542, от 16 марта 2020 года № 237, от 1 августа 2019 года № 633, противоречат нормам закона, имеющим большую юридическую силу, не соответствуют принципу соблюдения баланса экономических интересов поставщика и потребителей коммунальной услуги, а также нарушают право граждан на равенство перед законом и право на получение мер социальной поддержки, гарантированных Конституцией Российской Федерации.

Решением Тальменского районного суда Алтайского края от 27 июля 2021 года административные исковые требования частично удовлетворены. Признаны не действующими со дня вступления решения суда в законную силу: пункт 1.7 положения о порядке и условиях предоставления компенсации расходов по оплате тепловой энергии потребителям от ресурсоснабжающей организации – ООО «Темп», утвержденного постановлением Администрации Тальменского района от 5 июля 2019 г. № 542, в части слов «не превышающей двукратного срока оплаты коммунальных услуг»; пункт 2.1.4 вышеуказанного Положения в части документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования жилым помещением, на объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы в ЕГРН; пункт 2.1.5 вышеуказанного Положения полностью; пункт 2.1.8 в части слов «не превышающей двукратного срока оплаты коммунальных услуг» и «и сведений о выполнении соглашения по ее погашению»; абзац 1 пункта 2.1.10 вышеуказанного Положения полностью; абзац 2 пункта 2.1.10 вышеуказанного Положения в редакции Постановления Администрации Тальменского района от 1 августа 2019 г. № 633 полностью; пункт 3.5.3 вышеуказанного Положения полностью; признать недействующим пункт 3.7 Положения о порядке и условиях предоставления компенсации расходов по оплате тепловой энергии потребителям от ресурсоснабжающей организации – ООО «Темп», утвержденное Постановлением администрации Тальменского района от 5 июля 2019 г. № 542 в редакции от 16 марта 2020 г. в части слов «с 1 января 2020 г.», со дня вступления решения суда в законную силу. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.

Дополнительным решением Тальменского районного суда Алтайского края от 1 сентября 2021 года признан не действующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 2.1.6 Положения о порядке и условиях предоставления компенсации расходов по оплате тепловой энергии потребителям от ресурсоснабжающей организации – ООО «Темп», утвержденного постановлением Администрации Тальменского района от 5 июля 2019 года № 542.

Не согласившись с указанными судебными актами, административный ответчик обратился в суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на то, что муниципальное образование не может являться административным ответчиком по делу; оспариваемое Положение не противоречит статье 160 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку принято в порядке реализации статьи 157.1 указанного Кодекса и Постановления Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 года № 40 «О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации»; в настоящее время не приняты федеральные и региональные законодательные акты, регламентирующие порядок и условия предоставления компенсации гражданину в связи с начислением ему платы за тепловую энергию на основе тарифов, утвержденных для теплоснабжающей организации, в случае превышения фактического роста платы граждан над установленным индексом изменений размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги; предоставление компенсации по оспариваемому Положению не является муниципальной услугой, так как не входит в Реестр муниципальных услуг; в 2020 году основания для выплаты компенсаций гражданам в соответствии с Положением в редакции, внесенной постановлением администрации Тальменского района Алтайского края от 05 июля 2019 года № 542, в принципе отсутствовали, что исключает дискриминацию граждан в данный период; установление с 01 января 2020 года величины предельного размера цены за тепловую энергию не противоречит действующему законодательству, так как критерии определения данной величины законодательно не установлены, как и критерии установления предельного срока обращения; принятие муниципальным образованием обязательств по выплате компенсаций носит инициативный характер и является его правом, а не обязанностью, в условиях дефицита бюджета района на 2020 год такая выплата противоречила принципу сбалансированности бюджета.

В возражениях на апелляционную жалобу административный истец просил решение суда оставить без изменения.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 7 декабря 2021 года решение Тальменского районного суда Алтайского края от 27 июля 2021 года и дополнительное решение Тальменского районного суда Алтайского края от 1 сентября 2021 года, оставлены без изменения.

Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 14 апреля 2022 года апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 7 декабря 2021 года отменено, административное дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

При новом рассмотрении в судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор А. полагала принятое судом решение подлежащим отмене в части отказа в удовлетворении заявленных требований с принятие в этой части нового решения об их удовлетворении.; иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание судебной коллегии не явились, извещены надлежащим образом в соответствии со статьей 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, об отложении судебного заседания не просили, об уважительных причинах неявки судебной коллегии не сообщили, в связи с чем судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Рассмотрев административное дело в полном объеме в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно частям 8-9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

На основании пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, отказывает в удовлетворении заявленных требований.

В силу положений главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для признания нормативного правового акта не действующим является нарушение процедуры его принятия, отсутствие у органа власти соответствующей компетенции, а также его противоречие актам большей юридической силы и нарушение его вынесением прав и свобод административного истца.

Частью 6 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Согласно частям 1, 2 статьи 47 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в соответствующем муниципальном образовании.

Для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов и соглашений органы местного самоуправления вправе также использовать сетевое издание.

Согласно статье 36 Устава Муниципального образования Тальменский район Алтайского края (далее также – Устав) высшим должностным лицом муниципального района является глава района. К его полномочиям относится обеспечение осуществления администрацией района полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Алтайского края, осуществление иных полномочий (статья 38 Устава).

Статьей 53 Устава к системе муниципальных правовых актов муниципального района отнесены, в том числе, постановления и распоряжения администрации района.

Глава района в пределах своих полномочий, установленных настоящим Уставом и решениями районного Совета народных депутатов, издает постановления администрации района по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Алтайского края (статья 57 Устава).

В силу статьи 59 Устава муниципальные правовые акты вступают в силу в день их принятия, если иной срок не установлен самим правовым актом. Днем принятия муниципальных правовых актов считается день их подписания уполномоченным должностным лицом. Регистрация муниципальных правовых актов и присвоение им соответствующих порядковых номеров осуществляется в день их подписания. Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования. Официальным опубликованием муниципальных правовых актов считается опубликование их полных текстов в газете «Тальменская жизнь» и (или) в «Сборнике муниципальных правовых актов Тальменского района Алтайского края». Доведение до всеобщего сведения муниципальных правовых актов, соглашений (обнародование) осуществляется также путем размещения их на официальном сайте администрации района, посредством телевидения, радио, передачи по каналам связи, распространения в машиночитаемой форме, направления должностным лицам, организациям, общественным объединениям.

Из материалов дела следует, что постановлением администрации Тальменского района Алтайского края от 14 мая 2019 года №376 утверждено Положение о порядке и условиях предоставления компенсации расходов по оплате тепловой энергии потребителям ресурсоснабжающей организации ООО «Темп» (далее – Положение), которое обнародовано на официальном Интернет-сайте администрации Тальменского района Алтайского края https://tal-alt.ru/) 15 мая 2019 года.

Пунктом 3.5.3 указанного Положения предусмотрено, что решение об отказе в выплате компенсации принимается в случае предоставления заявителем документов, не позволяющих однозначно истолковать их содержание.

Постановлением администрации Тальменского района Алтайского края от 05 июля 2019 года № 542 (далее – Постановление № 542) внесены изменения в следующие пункты Положения:

- пункт 1.7 изложен в следующей редакции: «компенсация выплачивается заявителю при своевременной оплате (до 10 числа месяца следующего за отчетным) и отсутствии у него задолженности по оплате коммунальных услуг, или при заключении и выполнении заявителем соглашения по погашению задолженности, не превышающей двукратного срока оплаты коммунальных услуг );

- пункт 2.1.4 изложен в следующей редакции (с учетом пункта 2.1: для получения компенсации граждане, указанные в пункте 1.3 и 1.4 настоящего Положения, или лица, уполномоченные ими, на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляют в Администрацию Тальменского района заявление с приложением следующих документов): «документы, подтверждающие правовые основания владения и пользования жилым помещением»;

- пункт 2.1.5 ( с учетом пункта 2.1) изложен в следующей редакции: «страховое свидетельство о постановке на учет налогоплательщика в налоговом органе (ИНН)»;

- пункт 2.1.6 (с учетом пункта 2.1) изложен в следующей редакции: «свидетельство о постановке на учет налогоплательщика в налоговом органе (ИНН)»;

- пункт 2.1.8 (с учетом пункта 2.1) изложен в следующей редакции: «при наличии задолженности (не превышающей двукратного срока оплаты коммунальных услуг) – соглашение по погашению задолженности и сведений о выполнении соглашения по ее погашению»

- введен пункт 2.1.10, в соответствии с которым граждане, имеющие право на льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг, также предоставляют: копии документов, подтверждающих право гражданина и членов его семей на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг для всех категорий льготополучателей (при наличии права на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг), справку из Управления социальной защиты населения по Тальменскому району о сумме полученной льготы, субсидии за период заявляемой компенсации (при наличии права на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг(теплоснабжение));

- пункт 3.7 изложен в следующей редакции: «размер компенсации определяется по формуле за каждый расчетный месяц, в котором предоставляется компенсация: С=ТЭ*Ту – ТЭ*Цп – 0,33*ДЭЛ – Дэск, где С- размер компенсации, руб., ТЭ – количество потребленной тепловой энергии за расчетный месяц, Гкал, Ту- утвержденный тариф за тепловую энергию на соответствующий расчетный месяц с НДС, руб./Гкал, Цп – предельный размер цены за тепловую энергию, установленный на соответствующий расчетный месяц настоящим Положением, руб./Гкал, ДЭЛ – денежный эквивалент льгот по установленному тарифу, предоставленный за счет средств федерального и краевого бюджета, руб., ДЭск – денежный эквивалент субсидии, компенсации по установленному тарифу, предоставленный за счет средств федерального, краевого и местного бюджета, руб. Величина предельного размера цены за тепловую энергию Цп устанавливается в Тальменском поссовете в декабре 2018 года – 1626,61 руб./Гкал, с января по июнь 2019 года – 1654,26 руб./Гкал, с июля по декабрь 2019 года – 1733,66 руб./Гкал; в Новоперуновском сельсовете и Староперуновском сельсовете в декабре 2018 года – 1644,10 руб./Гкал, с января по июнь 2019 года – 1672,05 руб./Гкал, с июля по декабрь 2019 года – 1752,31 руб./Гкал; в Озерском сельсовете и Среднесибирском сельсовете - в декабре 2018 года – 1610,26 руб./Гкал, с января по июнь 2019 года – 1637,63 руб./Гкал, с июля по декабрь 2019 года – 1716,24 руб./Гкал.

Постановлением администрации Тальменского района Алтайского края от 01 августа 2019 года № 633 (далее – Постановление № 633) абзац 2 подпункта 2.1.10 Положения изложен в следующей редакции: «справку из Управления социальной защиты населения по Тальменскому району о сумме полученной льготы, субсидии за период заявляемой компенсации или об отсутствии прав на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (теплоснабжение).

Изменения, внесенные в Положениями Постановлением № 633, опубликованы на Интернет-сайте администрации Тальменского района Алтайского края https://tal-alt.ru/) 05 июля 2019 года и 16 апреля 2020 года соответственно

Постановлением администрации Тальменского района Алтайского края от 16 марта 2020 года № 237 (далее – Постановление № 237) внесены изменения в следующие пункты Положения, а именно, раздел 1 дополнен пунктом 1.10 следующего содержания: «предельный срок обращения заявителя за компенсацией за любые месяцы календарного года – до 01 июля 2020 года». Пункт 3.7 Положения дополнен абзацем следующего содержания: «с 1 января 2020 года величина предельного размера цены на тепловую энергию Цп равна тарифу на тепловую энергию (руб./Гкал), установленному решением управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов, действующего в аналогичном расчетном периоде предыдущего года». Также введен пункт 3, согласно которому настоящее постановление распространяется на правоотношения по компенсации расходов по оплате тепловой энергии потребителям, возникшие с 01 декабря 2018 года.

Изменения, внесенные в Положениями Постановлениями № 542 и 237, опубликованы на Интернет-сайте администрации Тальменского района Алтайского края https://tal-alt.ru/) 05 июля 2019 года и 16 апреля 2020 года соответственно.

Как следует из материалов дела, оспариваемое Положение в первоначальной редакции размещено в «Сборнике муниципальных правовых актов Тальменского района Алтайского края» № 11 (52) от 28 июня 2019 года, в редакции постановлений № 542, 237 - в том же источнике № 12(53) от 05 июля 2019 года, № 19 (60) от 10 апреля 2020 года.

Таким образом, суд первой инстанции верно установил, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в соответствии с установленными требованиями, предъявляемыми в форме нормативного правового акта, порядку его принятия, опубликования и вступления в законную силу.

По данным основаниям нормативный правовой акт не оспаривается.

Разрешая административные исковые требования об оспаривании пунктов 1.7, 2.1.4, 2.1.5, 2.1.6, 2.1.8, абзаца 1 пункта 2.1.10 Положения в редакции постановления администрации Тальменского района № 542, абзаца 2 пункта 2.1.10 Положения в редакции постановления администрации Тальменского района № 633, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что они не соответствуют требованиям статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Федеральный закон № 210-ФЗ), в связи с чем заявленные прокурором требования в этой части подлежат удовлетворению.

Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда первой инстанции, поскольку он соответствуют установленным по делу обстоятельствам и положениям действующего законодательства.

Частью 2 статьи 15.1 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ (далее – Федеральный закон № 131) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что органы местного самоуправления и муниципального района вправе решать вопросы, указанные в части 1 настоящей статьи, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

В соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации, отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов. Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг включаются в совокупный доход семьи при расчете субсидий, предоставляемых гражданам в порядке, установленном статьей 159 настоящего Кодекса. Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

В силу пунктов 1, 2 части 1 статьи 7 Федерального закона № 210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя: представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг; представления документов и информации, в том числе подтверждающих внесение заявителем платы за предоставление государственных и муниципальных услуг, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 настоящей статьи перечень документов. Заявитель вправе представить указанные документы и информацию в органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, по собственной инициативе.

Частью 6 названной статьи в редакции, действующей на момент принятия Положения, установлено, что положения пункта 2 части 1 настоящей статьи не распространяются на следующие документы, представляемые в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа: 1) документы, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации, в том числе военнослужащих, а также документы, удостоверяющие личность иностранного гражданина, лица без гражданства, включая вид на жительство и удостоверение беженца; 2) документы воинского учета; 3) свидетельства о государственной регистрации актов гражданского состояния; 5) документы, подтверждающие предоставление лицу специального права на управление транспортным средством соответствующего вида; 6) документы, подтверждающие прохождение государственного технического осмотра (освидетельствования) транспортного средства соответствующего вида; 7) документы на транспортное средство и его составные части, в том числе регистрационные документы; 8) документы о трудовой деятельности, трудовом стаже и заработке гражданина, а также документы, оформленные по результатам расследования несчастного случая на производстве либо профессионального заболевания; 9) документы об образовании и (или) о квалификации, об ученых степенях и ученых званиях и документы, связанные с прохождением обучения, выдаваемые организациями, осуществляющими образовательную деятельность; 10) справки, заключения и иные документы, выдаваемые организациями, входящими в государственную, муниципальную или частную систему здравоохранения; 11) документы Архивного фонда Российской Федерации и другие архивные документы в соответствии с законодательством об архивном деле в Российской Федерации, переданные на постоянное хранение в государственные или муниципальные архивы; 12) документы, выданные (оформленные) органами дознания, следствия либо судом в ходе производства по уголовным делам, документы, выданные (оформленные) в ходе гражданского или административного судопроизводства либо судопроизводства в арбитражных судах, в том числе решения, приговоры, определения и постановления судов общей юрисдикции и арбитражных судов; 13) учредительные документы юридического лица, за исключением представления таких документов для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объекты недвижимости; 14) решения, заключения и разрешения, выдаваемые органами опеки и попечительства в соответствии с законодательством Российской Федерации об опеке и попечительстве; 15) правоустанавливающие документы на объекты недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости; 16) документы, выдаваемые федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы; 17) удостоверения и документы, подтверждающие право гражданина на получение социальной поддержки, а также документы, выданные федеральными органами исполнительной власти, в которых законодательством предусмотрена военная и приравненная к ней служба, и необходимые для осуществления пенсионного обеспечения лица в целях назначения и перерасчета размера пенсий; 18) документы о государственных и ведомственных наградах, государственных премиях и знаках отличия; 19) первичные статистические данные, содержащиеся в формах федерального статистического наблюдения, предоставленных юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями.

Частью 6.1 статьи 7 Федерального закона № 210-ФЗ предусмотрено, что законом субъекта Российской Федерации или нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации либо муниципальным правовым актом может быть предусмотрена реализация требований пункта 2 части 1 настоящей статьи в отношении документов, указанных в части 6 настоящей статьи и необходимых для предоставления государственных или муниципальных услуг исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования), в случае, если такие документы находятся в распоряжении государственных органов соответствующего субъекта Российской Федерации, находящихся на территории того же субъекта Российской Федерации (муниципального образования), органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам субъекта Российской Федерации или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг.

Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о несоответствии вышеуказанным нормам пунктов 1.7, 2.1.4, 2.1.5, 2.1.6, 2.1.8, абзаца 1 пункта 2.1.10 Положения в редакции постановления администрации Тальменского района №542, абзаца 2 пункта 2.1.10 Положения в редакции постановления администрации Тальменского района № 633 с учетом того, что по смыслу части 3 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации для выплаты компенсации достаточно лишь факта заключения соглашения о погашении задолженности за коммунальный ресурс, без условия о выполнении указанного соглашения. При этом следует учитывать, что страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, документы, подтверждающие правовые основания владения и пользования жилым помещением, свидетельство о постановке на учет налогоплательщика в налоговом органе, справка из органа социальной защиты о получаемых мерах социальной поддержки запрашиваются администрация района вправе запросить самостоятельно в порядке межведомственного взаимодействия, то есть возложение на гражданина обязанности по предоставлению указанных документов для начисления компенсации является незаконным.

Является также верным и вывод суд о несоответствии пункта 3.5.3 оспариваемого Положения с указанием на расплывчатость, неопределенность данной нормы, что может привести к произвольному и дискриминационному ее применению должностными лицами в их отношениях с гражданами и тем самым - к нарушению юридического равенства.

Доводы апелляционной жалобы о том, что услуга по предоставлению компенсации по оплате тепловой энергии не относится к муниципальной услуге, поскольку не включена в реестр муниципальных услуг администрации Тальменского района, являлись предметом оценки суда первой инстанции.

В данном случае суд первой инстанции верно установил, что назначение и выплата компенсации расходов на оплату жилого помещения, в том числе на оплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, коммунальных и других видов услуг отдельным категориям граждан входит в Перечень типовых государственных и муниципальных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, государственными учреждениями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями, а также органами местного самоуправления, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2019 года № 2113-р (пункт 141).

Довод жалобы о том, что оспариваемое положение принято в порядке 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации и Постановления Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 года № 40 «О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации», судебной коллегий отклоняется, поскольку статьей 160 указанного Кодекса предоставляется возможность нормативного регулирования на муниципальном уровне порядка и условий предоставления компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств местного бюджета отдельным категориям граждан, к которым в данном случае относятся только потребители ООО «Темп».

Довод жалобы о том, что муниципальное образование не может являться административным ответчиком по делу, не согласуется со статьями 40, 47 Устава, в соответствии с которыми администрация района является исполнительно-распорядительным органом муниципального района, а также осуществляет иные полномочия по решению вопросов местного значения, в связи, в связи с чем администрация района вправе выступать в суде от имени муниципального образования.

Также судебная коллегия не может согласиться с доводом жалобы о законности пункта 3.7 Положения в редакции постановления № 237 в части слов «с 1 января 2020 года», поскольку распространение действия изменений порядка расчета компенсации на правоотношения, возникшие в период с 01 января 2020 года до вступления их в силу противоречат нормам, регламентирующим порядок принятия муниципальных правовых актов, придают Положению обратную силу и ухудшают правовое положение граждан.

Что касается требований прокурора об оспаривании пунктов 1.10, 3, 3.7 в части слов «величина предельного размера цены за тепловую энергию Цп равна тарифу на тепловую энергию (руб./Гкал), установленному решением управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов, действующего в аналогичном расчетном периоде предыдущего года» Положения в редакции постановления от 16 марта 2020 года № 237, то судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для их удовлетворения по следующим основаниям.

Как следует из первоначальной редакции пункта 1.2 Положения, компенсация предоставляется гражданину в связи с начислением ему платы за тепловую энергию на основе тарифов, утвержденных для ООО «Темп» в соответствии с действующим законодательством, превышающих установленный Указом Губернатора Алтайского края от 14 декабря 2018 года № 204 предельный размер платы за единицу указанных коммунальных услуг.

Последующая и окончательная редакция пункта 1.2 Положения предусматривала, что компенсация предоставляется гражданину в связи с начислением ему платы за тепловую энергию на основе тарифов, утвержденных для ООО «Темп», в случае фактического роста платы граждан над установленным индексом изменений размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в Алтайском крае.

Таким образом, само по себе наличие права на компенсацию расходов по оплате тепловой энергии потребителям от ресурсоснабжающей организации - ООО «Темп» поставлено в зависимость от фактического роста платы граждан над установленным индексом изменений размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в Алтайском крае.

Такой показатель на 2020-2021 годы утвержден Указами Губернатора Алтайского края от 10 декабря 2019 года № 189 «О предельных (максимальных) индексах изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Алтайского края на 2020 год», от 8 декабря 2020 года № 208 «О предельных (максимальных) индексах изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Алтайского края на 2021 год».

При этом, как следует из указанных нормативных актов, в 2020 году в Тальменском районе Алтайского края отсутствовало изменение размера платы за коммунальные услуги, в отношении которого более установленного индекса по субъекту Российской Федерации, в то время как в 2021 году такое превышение имело место.

Как установлено, оспариваемое Положение прекратило свое действие на основании постановления администрации Тальменского района от 29 октября 2021 года № 863, соответственно, в 2021 году (до момента прекращения действия Положения) граждане Тальменского района Алтайского края имели право на компенсацию расходов по оплате тепловой энергии потребителям от ресурсоснабжающей организации - ООО «Темп» в случае фактического роста их платы над установленным индексом изменений размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в Алтайском крае.

При таких обстоятельствах, учитывая период действия самого Положения до 29 октября 2021 года, а также предмет его регулирования (исключительно компенсация расходов по оплате тепловой энергии потребителям от ресурсоснабжающей организации - ООО «Темп»), дополнение раздела 1 Положения пунктом 1.10, согласно которому предельный срок обращения заявителя за данной компенсацией - до 1 июля 2020 года, не может быть признано законным, поскольку не отвечает требованиям правовой определенности и нарушает права неопределенного крага лиц.

Вместе с тем в силу разъяснений, приведенных в пункте 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывают неоднозначное толкование, оспариваемый акт в такой редакции признается не действующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 25 апреля 1995 года № 3-П, от 15 июля 1999 грда № 11-П, от 11 ноября 2003 года № 16-П и от 21 января 2010 года № 1-П, правовая норма должна отвечать общеправовому критерию формальной определенности, вытекающему из принципа равенства всех перед законом и судом, поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии ясности, недвусмысленности нормы, ее единообразного понимания и применения всеми правоприменителями. Неопределенность правовой нормы ведет к ее неоднозначному пониманию и, следовательно, к возможности ее произвольного применения, а значит - к нарушению принципа равенства всех перед законом и судом.

По аналогичным основаниям является правомерным и требование прокурора о признании недействующим пункта 3.7 Положения в редакции постановления от 16 марта 2020 года № 2020 года, которым величина предельного размера цены за тепловую энергию признана равной тарифу на тепловую энергию, что само по себе исключает возможность наличия какой-либо компенсации, учитывая формулу расчета данной компенсации, в соответствии с которой размер компенсации равен разнице между указанными величинами.

Таким образом, все изменения, внесенные в Положение постановлением от 16 марта 2020 года № 237, являются незаконными, нарушающими права потребителей ресурсоснабжающей организации ООО «Темп», в связи с чем подлежат признанию недействующими наряду с пунктом 3 Положения в указанной редакции, которым действие неправомерно внесенных изменений распространено на правоотношения по компенсации расходов по оплате тепловой энергии потребителям, возникшие с 1 декабря 2018 года.

Согласно разъяснениям абзаца 5 пункта 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» при удовлетворении требования об оспаривании нормативного правового акта, который до принятия решения суда отменен в установленном законом порядке или действие которого прекратилось, суд может признать данный акт не действующим полностью или в части со дня, когда такой акт (отдельные положения акта) вошел в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу, если соответствующая дата предшествует дню отмены оспоренного акта или дню прекращения его действия и если отсутствуют основания для признания такого акта не действующим с иной даты (пункт 1 части 2, пункт 1 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Поскольку оспариваемое Положение утратило силу на основании постановления администрации Тальменского района от 29 октября 2021 года № 863, то признание отдельных его положений не действующими с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов неопределенного круга лиц, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. С учетом изложенного судебная коллегия считает, что оспариваемый нормативный правовой акт в оспариваемой части следует признать недействующим со дня его принятия.

На основании части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии решения судом подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления в законную силу в официальном печатном издании административного ответчика.

Согласно статье 59 Устава муниципального образования Тальменский район Алтайского края от 15 мая 2015 года официальным опубликованием муниципальных правовых актов считается опубликование их полных текстов в газете «Тальменская жизнь» и (или) в печатном издании «Сборник муниципальных правовых актов Тальменского района Алтайского края».

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Тальменского районного суда Алтайского края от 27 июля 2021 года отменить в части отказа в удовлетворении административных исковых требований прокурора и принять в этой части новое решение об их удовлетворении.

Признать недействующими со дня принятия пункты 1.10, 3, 3.7 в части слов «величина предельного размера цены за тепловую энергию Цп равна тарифу на тепловую энергию (руб./Гкал), установленному решением управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов, действующего в аналогичном расчетном периоде предыдущего года» Положения о порядке и условиях предоставления компенсации расходов по оплате тепловой энергии потребителям от ресурсоснабжающей организации ООО «Темп», утвержденного постановлением администрации Тальменского района Алтайского края от 5 июля 2019 года № 542 в редакции постановления от 16 марта 2020 года № 237.

В остальной части решение Тальменского районного суда Алтайского края от 27 июля 2021 года, дополнительное решение от 01 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Тальменского района Алтайского края – без удовлетворения.

Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в газете «Тальменская жизнь» и (или) в печатном издании «Сборник муниципальных правовых актов Тальменского района Алтайского края» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационной жалобы в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи