ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-344/2023 от 03.07.2023 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело № 11а-8275/2023 Судья: Карпинская Ю.А.

Дело № 2а-344/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

03 июля 2023 года город Челябинск

Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе:

Председательствующего Аганиной Т.А.,

судей: Майоровой Е.Н., Тропыневой Н.М.,

при ведении протокола помощником судьи Акимцевой Я.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Федерального государственного унитарного предприятии «Охрана» Росгвардии на решение Центрального районного суда г. Челябинска от 13 марта 2023 года по административному иску Федерального государственного унитарного предприятия «Охрана» Росгвардии к Государственной инспекции труда в Челябинской области, старшему государственному инспектору труда Государственной инспекции труда в Челябинской области ФИО1, Прокуратуре Советского района г.Челябинска, заместителю прокурора Советского района г. Челябинска ФИО2, Прокуратуре Челябинской области о признании незаконными и отмене акта проверки, предписания, решений,

заслушав доклад судьи Тропыневой Н.М. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, объяснения представителей ФГУП «Охрана» ФИО8, ФИО9, прокурора Прокуратуры Челябинской области ФИО10, судебная коллегия

установила:

Федеральное государственное унитарное предприятие «Охрана» Росгвардии (далее - ФГУП «Охрана» Росгвардии» обратилось в суд с административным иском, с учетом уточненного иска, к Государственной инспекции труда в Челябинской области (далее – ГИТ в Челябинской области), старшему государственному инспектору труда ГИТ в Челябинской области ФИО21, Прокуратуре Советского района г. Челябинска, заместителю прокурора Советского района г. Челябинска ФИО2, Прокуратуре Челябинской области о признании незаконными и отмене решения врио заместителя ГИТ в Челябинской области от 05 апреля 2022 года -, решения прокурора Советского района г. Челябинска о согласовании проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия от 06 апреля 2022 года , акта проверки от 05 мая 2022 года , предписания ГИТ в Челябинской области от 05 мая 2022 года , решения ГИТ в Челябинской области от 27 июля 2022 года по жалобе филиала ФГУП «Охрана» Росгвардии по Челябинской области.

В обоснование требований указано, что по результатам проверки, проведенной 05 мая 2022 года страшим государственным инспектором труда ГИТ в Челябинской области ФИО1 в отношении филиала ФГУП «Охрана» Росгвардии по Челябинской области вынесено предписание от 05 мая 2022 года № об устранении выявленных нарушений. Данное предписание истец считает незаконным, поскольку в материалах проверки отсутствует информация, подтверждающая обоснованность ее проведения. Исполнение предписания предполагает внесение изменений в приказ предприятия, что не входит в компетенцию филиала. Выводы ГИТ в Челябинской области основаны на недействующем Положении об оплате труда работников, утратившем силу 01 февраля 2020 года. Установление в Филиале по категориям должностей работников часовых тарифных ставок в зависимости от вида выполняемой работы и с учетом использования работником при выполнении трудовых функций различных категорий специальных средств и оружия, в дифференцированном размере, не противоречит положениям статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации. Внесение в локальный нормативный акт изменений, указанных в пункте 1 предписания, повлечет нарушение положений статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации и ухудшение условий оплаты труда отдельных работников. В соответствии с карточкой специальной оценки условий труда, работникам филиала не требуются средства индивидуальной защиты (СИЗ). Форменная одежда является составляющей корпоративной культуры и имиджа предприятия, определяет принадлежность работников к военизированным и сторожевым подразделениям. Нормы снабжения вещевым имуществом не влекут обязанности по выдаче работникам филиала все содержащиеся в указанных нормах предметы форменной одежды, поскольку данная одежда не является СИЗ по смыслу, определенному статьи 214 Трудового кодекса Российской Федерации. Также ответчиком ГИТ в Челябинской области был нарушен 20-дневный срок рассмотрения жалобы на предписание, административный регламент, утвержденный приказом Роструда от 13 июня 2019 года №160, утратил силу 12 декабря 2021 года. У прокуратуры отсутствовали основания для согласования проведения внеплановой проверки, поскольку отсутствовали факты непосредственной угрозы причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан.

Решением Центрального районного суда г. Челябинска от 13 марта 2023 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.

Не согласившись с постановленным по делу решением, ФГУП «Охрана» Росгвардии обратилась в Челябинский областной суд с апелляционной жалобой, в которой просят решение суда отменить и принять новое об удовлетворении требований.

В обоснование доводов жалобы указано на необоснованность проведения проверки ГИТ. Не согласие работников с системой оплаты труда, согласованной профсоюзом, не ставит под угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан. Ссылаются, что абзацем 2 пункта 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 года № 336 «Об особенностях организации осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» установлен запрет на выдачу предписаний, за исключением выявленных фактов нарушения, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, ущерба обороне страны и безопасности государства. Также судом не рассмотрен довод о невозможности внесения Филиалом по Челябинской области изменений в приказ Предприятия от 16 сентября 2018 года регулирующий систему оплаты труда всех филиалов Предприятия (п. 1 Предписания), учитывая, что Предприятие является единственным субъектом, наделенным правом вносить изменения в свои локальные акты. При этом ни Положением о филиале, ни доверенностью директор Филиала не наделен полномочиями, необходимыми для внесения изменений в локальные акты, издаваемые Предприятием, тогда как пункт 1 Предписания именно директору Филиала поручено устранить данное замечание. Приказ, в который филиалу Предприятия по Челябинской области предписано внести изменения, Филиал не издавал. Вывод суда о том, что форменная одежда (фактически составляющая часть корпоративной культуры и имиджа Предприятия) является СИЗ, противоречит материалам дела, а именно карточкам СОУТ. В нарушение пункта 2 части 3 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства РФ и норм материального права применены положения Приказа Минздравсоцразвития России от 01 июня 2009 года № 290н, которым регулируются правила обеспечения работников СИЗ. Ссылаются на недоказанность административным ответчиком наличия правовых оснований для выдачи оспариваемого предписания.

В возражениях на апелляционную жалобу прокуратура Советского района г. Челябинска просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Полагают доводы апелляционной жалобы о незаконности проведения проверки не состоятельными, поскольку проведение проверки было согласовано с органами прокуратуры.

Лица, участвующие в деле в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.

В соответствии с частью 2 статьи 306, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

Выслушав мнение лиц, принявших участие в судебном заседание суда апелляционной инстанции, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Конституция РФ каждому гарантирует судебную защиту его прав и свобод, в том числе путем обжалования в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (части 1 и 2 статьи 46).

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Из анализа указанного положения следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Как следует из материалов дела и установлено судом в Прокуратуру Советского района г. Челябинска поступило коллективное обращение работников отдела №3 филиала ФГУП «Охрана» Росгвардии по Челябинской области о нарушении трудовых прав, выразившихся в нарушении режима труда и отдыха, невыплате работникам заработной платы за сверхурочную работу, за работу, связанную с несением службы с огнестрельным оружием, за увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором), не обеспечении работников средствами индивидуальной защиты.

Данное обращение было направлено в ГИТ в Челябинской области для рассмотрения.

05 апреля 2022 года ГИТ в Челябинской области обратилась в Прокуратуру Советского района г. Челябинска с заявлением о согласовании с прокурором внеплановой документарной проверки филиала ФГУП «Охрана» Росгвардии по Челябинской области.

06 апреля 2022 года заместителем прокурора Советского района г. Челябинска было принято решение о согласовании проведения внепланового контрольного (надзорного мероприятия).

Принимая во внимание, что обращение являлось коллективным, содержало сведения о массовых нарушениях требований трудового законодательства работодателем, решение прокурора о согласовании проведения проверки в отношении филиала ФГУП «Охрана» Росгвардии по Челябинской области, является законным и обоснованным.

05 апреля 2022 года врио заместителя руководителя ГИТ в Челябинской области ФИО20 было принято решение 61 о проведении документарной проверки 05 апреля 2022 года в отношении филиала ФГУП «Охрана» Росгвардии по Челябинской области.

07 апреля 2022 года ГИТ в Челябинской области было направлено в адрес филиала ФГУП «Охрана» Росгвардии по Челябинской области письмо с просьбой представить заверенные копии документов, с приложением копии решения о проведении проверки.

19 апреля 2022 года филиал ФГУП «Охрана» Росгвардии по Челябинской области направил в адрес ГИТ в Челябинской области копии запрашиваемых документов, в том числе копию доверенности, выданной ФГУП «Охрана» Росгвардии на имя директора филиала ФИО3, предоставляющую полномочия действовать от имени предприятия в государственных органах по всем вопросам, связанным с деятельностью филиала.

Принимая во внимание наличие и содержание доверенности, выданной ФГУП «Охрана» Росгвардии на имя директора филиала ФИО3 суд приходит к выводу, что документарная проверка была проведена с участием уполномоченного должностного лица.

Филиал ФГУП «Охрана» Росгвардии по Челябинской области, являясь обособленным подразделением юридического лица ФГУП «Охрана» Росгвардии, представляет интересы юридического лица на территории Челябинской области, на основании Положения о филиале, доверенности, выданной на имя руководителя.

В соответствии с Актом документарной проверки ГИТ в Челябинской области от 05 мая 2022 года /61, в ходе проведенной в период с 20 апреля 2022 года по 05 мая 2022 года проверки были выявлены нарушения трудового законодательства, послужившие основанием для вынесения в адрес филиала ФГУП «Охрана» Росгвардии по Челябинской области предписания об устранении выявленных нарушений.

В соответствии с Предписанием ГИТ в Челябинской области об устранении выявленных нарушений, на филиал ФГУП «Охрана» Росгвардии по Челябинской области возложена обязанность по устранения следующих нарушений трудового законодательства: работникам филиала ФГУП «Охрана» Росгвардии по Челябинской области, на которых распространяется Положение об оплате труда отдельных категорий работников подразделений военизированной охраны ФГУП «Охрана» Росгвардии, утвержденное приказом № 423 от 16 сентября 2018 года, обеспечить установление часовых тарифных ставок – фиксированного размера оплаты труда работника за один час рабочего времени работника, в независимости от использования работником при выполнении трудовой функции различных категорий специальных средств и оружия. Оплату труда за несение службы с гражданским, служебным, боевым ручным стрелковым оружием или с гражданским, служебным, боевым ручным стрелковым оружием и специальными средствами учитывать в составе заработной платы соответствующих работников как компенсационную выплату. Срок исполнения до 30 июня 2022 года; работников военизированных и сторожевых подразделений Отдела №3 Филиала ФГУП «Охрана» Росгвардии по Челябинской области обеспечить вещевым имуществом, предусмотренным соответствующими нормами снабжения, в том числе куртками демисезонными, свитерами, шапками-ушанками зимними из овчины, шапками зимними из овчины для женщин, перчатками полушерстяными, кашне, обеспечить в полном объеме. Срок исполнения до 30 июня 2022 года; к выполнению работ без выданной в установленном порядке специальной одежды работников не допускать. Срок исполнения до 30 июня 2022 года; в личных карточках учета выдачи специальной одежды работников военизированных и сторожевых подразделений Отдела №3 Филиала ФГУП «Охрана» Росгвардии по Челябинской области указать номера сертификата или декларации соответствия на выданное им вещевое имущество. Информацию о полагающихся работникам специальной одежде в соответствии с нормами, утвержденными приказом Росгвардии от 12 сентября 2017 года №379 отразить в личных карточках учета выдачи специальной одежды в полном объеме. Срок исполнения до 30 июня 2022 года.

Не согласившись с вынесенным предписанием, ФГУП «Охрана» Росгвардии в лице филиала по Челябинской области 24 мая 2022 года обратилось к руководителю ГИТ в Челябинской области с жалобой об отмене предписания.

Решением заместителя руководителя ГИТ в Челябинской области от 27 июля 2022 года жалоба ФГУП «Охрана» Росгвардии в лице филиала по Челябинской области оставлена без удовлетворения.

В соответствии с частью 2 статьи 43 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ (ред. от 05 декабря 2022 года) «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», жалоба подлежит рассмотрению уполномоченным на рассмотрение жалобы органом в течение двадцати рабочих дней со дня ее регистрации. В исключительных случаях, установленных положением о виде контроля, этот срок может быть продлен указанным органом на двадцать рабочих дней.

Незначительное нарушение срока рассмотрения жалобы не повлекло нарушений прав административного истца, доказательств обратного материалы дела не содержат.

Согласно Акта документарной проверки ГИТ в Челябинской области от 05 мая 2022 года , в соответствии с пунктом 3.1. Положения об оплате труда работников военизированных подразделений (специализированных военизированных подразделений) ФГУП «Охрана» Росгвардии по охране грузов при транспортировке, утвержденным приказом № 710 от 16 декабря 2016 года, установлено, что оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат; часовая тарифная ставка – фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых обязанностей определенной сложности за один час без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Пунктом 14 Положения об оплате труда работников ФГУП «Охрана» Росгвардии, утвержденным приказом № 224 от 22 мая 2018года, установлено, что оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Указанными Положениями ФГУП «Охрана» Росгвардии, работникам установлена доплата за несение службы с гражданским, служебным, боевым ручным стрелковым оружием или с гражданским, служебным, боевым ручным стрелковым оружием и специальными средствами, которая относится к выплате компенсационного характера и не входит в фиксированный размер оплаты труда работников, а учитывается в составе их заработной платы как компенсационная выплата.

Между тем, положением об оплате труда отдельных категорий работников подразделений военизированной охраны ФГУП «Охрана» Росгвардии, утвержденным приказом № 423 от 16 сентября 2018 года, установлено, что часовая тарифная ставка – фиксированный размер оплаты труда работника за 1 (один) час рабочего времени работника, установленный в зависимости от вида выполняемой работы и с учетом использования работником при выполнении трудовой функции различных категорий специальных средств и оружия.

В ходе проверки было установлено, что за несение службы с гражданским, служебным, боевым ручным стрелковым оружием или с гражданским, служебным, боевым ручным стрелковым оружием и специальными средствами для одних работников работодатель ФГУП «Охрана» Росгвардии установил доплаты к окладам и тарифным ставкам, а другим работникам вместо установления соответствующей доплаты, поставил размер их часовой тарифной ставки в зависимость от использования работниками при выполнении трудовой функции различных категорий специальных средств и оружия.

Установление размера доплаты часовой тарифной ставки работника в зависимости от использования работниками при выполнении трудовой функции различных категорий специальных средств и оружия, является нарушением положений статьи 129, 149 Трудового кодекса Российской Федерации, не обеспечивает равенство прав и возможностей работников по сравнению с работниками ФГУП «Охрана» Росгвардии, несущими службу с оружием и (или) специальными средствами, на которых распространяются вышеуказанные положения об оплате труда.

Согласно Акта документарной проверки ГИТ в Челябинской области от 05 мая 2022 года , в ходе проведения проверки установлено, что в Филиале ФГУП «Охрана» Росгвардии по Челябинской области не обеспечивается выдача работникам средств индивидуальной защиты.

В ходе проведения проверки было установлено наличие у работодателя ФГУП «Охрана» Росгвардии локальных нормативных правовых актов, устанавливающих нормы снабжения вещевым имуществом работников, утвержденные Приказом Росгвардии от 12 сентября 2017 года № 379, в том числе: нормы снабжения вещевым имуществом работников военизированных и сторожевых подразделений ФГУП «Охрана» Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (приложение № 1); нормы снабжения вещевым имуществом штатных работников военизированных и сторожевых нарядов ФГУП «Охрана» Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по охране грузов при транспортировке (приложение № 2); нормы снабжения инвентарными предметами вещевого имущества работников военизированных и сторожевых подразделений ФГУП «Охрана» Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (приложение № 3).

В нарушение норм снабжения вещевым имуществом, работники военизированных и сторожевых подразделений Отдела № 3 Филиала ФГУП «Охрана» Росгвардии по Челябинской области вещевым имуществом, предусмотренным локальным нормативным актом работодателя, обеспечены не в полном объеме: работодателем не обеспечена выдача работникам курток демисезонных, свитеров, шапок-ушанок зимних из овчины, шапок зимних из овчины для женщин, перчаток полушерстяных, кашне.

В соответствии с пунктом 26 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 01 июня 2009 года № 290н, работодатель обеспечивает обязательность применения работниками СИЗ. Работники не допускаются к выполнению работ без выданных им в установленном порядке СИЗ, а также с неисправными, не отремонтированными и загрязненными СИЗ.

В ходе проверки было установлено, что работники военизированных и сторожевых подразделений Отдела № 3 Филиала ФГУП «Охрана» Росгвардии по Челябинской области: ФИО19, ФИО18, ФИО17, ФИО16, ФИО15, ФИО14, ФИО13, ФИО12, допускались работодателем до работы в сентябре – декабре 2021 года, январе, феврале 2022 года, без выданных им в установленном порядке СИЗ.

В силу пунктов 9, 13 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 01 июня 2009 № 290н, на работодателя возложена обязанность обеспечить информирование работников о полагающихся им СИЗ, ознакомить с настоящими Правилами, а также с соответствующими его профессии и должности нормами выдачи СИЗ; организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам СИЗ. Выдача работникам и сдача ими СИЗ фиксируются записью в личной карточке учета выдачи СИЗ, форма которой приведена в Приложении к указанным Межотраслевым правилам. Оборотная сторона личной карточки учета выдачи СИЗ предусматривает необходимость внесения номера сертификата или декларации соответствия на выданные работнику средства индивидуальной защиты.

Однако, в личных карточках учета выдачи специальной одежды работников военизированных и сторожевых подразделений Отдела № 3 Филиала ФГУП «Охрана» Росгвардии по Челябинской области номера сертификата или декларации соответствия на выданное им вещевое имущество не указаны, информация о полагающейся работникам специальной одежде в соответствии с нормами, утвержденными приказом Роствардии, в личных карточках работников отражена не в полном объеме.

В соответствии с Постановлением Минтруда РФ от 31 декабря 1997 № 70 (ред. от 17 декабря 2001 года) «Об утверждении Норм бесплатной выдачи работникам теплой специальной одежды и теплой специальной обуви по климатическим поясам, единым для всех отраслей экономики», теплая специальная одежда и теплая специальная обувь как средство защиты от холода выдаются работникам по профессиям и должностям, предусмотренным Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты со сроком носки "по поясам". Челябинская область находится в III климатическом поясе.

Отказывая в удовлетворении административного иска суд первой инстанции пришел к выводу, что решение о согласовании проверки, акт проверки, предписание, вынесено должностными лицами в пределах предоставленных им трудовым законодательством полномочий, при наличии к тому законных оснований, требование ГИТ в Челябинское области, изложенное в пункте 1 предписания от 05.04.2022 г., является законным и обоснованным, требования пунктов 2-4 Предписания от 05.04.2022 г., основаны на нормах действующего законодательства, в том числе локальных нормативных правовых актах административного истца, также являются законными и отмене не подлежат.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют требованиям действующего законодательства и обстоятельствам дела.

Согласно части 1 статьи 209 Трудового кодекса Российской Федерации охрана труда - это система сохранения жизни и здоровья работника в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Частью 1 статьи 353 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Федеральная инспекция труда - единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда) (часть 1 статьи 354 Трудового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда реализует следующие основные полномочия: осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан; ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав (абзацы второй, третий, пятнадцатый статьи 356 Трудового кодекса Российской Федерации).

Государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право в том числе предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке (абзац шестой части первой статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации).

Из данных норм следует, что государственные инспекции труда, не являясь органами по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, наделены законом полномочиями по рассмотрению заявлений, писем, жалоб и иных обращений граждан о нарушении их трудовых прав и по применению в связи с этим определенных мер реагирования в виде предъявления должностным лицам предписаний об устранении нарушений закона, в случае выявления очевидного нарушения трудового законодательства.

Порядок проведения внеплановых проверок регламентирован Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

В соответствии с Постановлением Правительства от 10 марта 2022 года № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» внеплановые проверки проводятся, в том числе, при непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан. Проведение проверки по указанному основанию возможно при условии согласования с органами прокуратуры.

В соответствии со статьей 56 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" документарная проверка относится к видам контрольных (надзорных) мероприятий.

Поскольку в прокуратуру Советского района г. Челябинска 05 апреля 2022 года от ГИТ поступило заявление о согласовании с прокурором проведения внепланового контрольного мероприятия, с приложением документов в обоснование проведения проверки (согласно статьи 66 ФЗ №248), в которых содержались основание проверки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 57 ФЗ № 248 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», то заместителем прокурора Советского района г.Челябинска на основании представленных документов 06 апреля 2022 года было принято решение о согласовании проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия.

Доводы апелляционной жалобы о том, что у Государственной инспекции труда в Челябинской области отсутствовали основания для проведения проверки, поскольку отсутствовала непосредственная угроза причинения вреда жизни, судебная коллегия находит необоснованными.

В соответствии с письмом Министерства экономического развития Российской Федерации от 24 марта 2022 года № Д24и-8436 «О разъяснении особенностей организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля в 2022 году» указано, что критерии для определения непосредственной угрозы причинения вреда не предусмотрены.

Решение о проведении контрольного мероприятия принимается на основании оценки конкретных обстоятельств.

При этом понятие «непосредственная угроза» подразумевает высокую степень вероятности причинения вреда в краткосрочной перспективе, то есть ситуацию, когда отсутствие мер реагирования повлечет наступление негативных последствий.

Поступившее в Прокуратуру Советского района г. Челябинска обращение от работников отдела № 3 филиала ФГУП «Охрана» Росгвардии по Челябинской области являлось коллективным, содержало сведения о массовых нарушениях требований трудового законодательства работодателем (неоплата сверхурочной работы, давление со стороны работодателя на работников, занижение заработной платы, нарушение режима труда и отдыха и т.д.), в связи с чем, прокуратурой Советского района г.Челябинска было принято решение о согласовании проведения проверки в отношении филиала ФГУП «Охрана» Росгвардии по Челябинской области.

В соответствии с Федеральным закона №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» получение органом Роструда сведений о причинении вреда жизни и (или) здоровью граждан при осуществлении трудовой (профессиональной) деятельности либо возникновении угрозы причинения такого вреда является безусловным и исключительным основанием для проведения внеплановой выездной проверки хозяйствующих субъектов.

При этом следует учитывать, что Федеральный закон № 294-ФЗ не содержит общего определения или перечня обстоятельств, которые могут квалифицироваться как возникновение угрозы жизни или здоровью граждан.

В этой связи представляется, что к нарушениям обязательных требований в сфере труда, представляющим угрозу здоровью граждан, могут быть отнесены случаи невыплаты работникам заработной платы, непредоставления им установленных трудовым законодательством оплачиваемых отпусков, необеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты и т.д.

Этот момент уточнен в п. 5.3 Методических рекомендаций.

Ссылки административного истца на то, что абзацем 2 пункта 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 года №336 «Об особенностях организации осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» установлен запрет на выдачу предписаний, за исключением выявленных фактов нарушения, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, ущерба обороне страны и безопасности государства основаны на неверном толковании норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Поскольку в пункте 3 этого же Постановления Правительства РФ от 10 марта 2022 № 336 установлено, что в 2022 - 2023 годах в рамках видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируются Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации и за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления (включая контроль за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий, а также контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий) внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, внеплановые проверки проводятся исключительно по следующим основаниям: (в ред. Постановлений Правительства РФ от 24 марта 2022 года № 448, от 29 декабря 2022 года № 2516): а) при условии согласования с органами прокуратуры, в том числе при непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, по фактам причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан; при выявлении индикаторов риска нарушения обязательных требований; (в ред. Постановления Правительства РФ от 29 декабря 2022 года № 2516); в случае необходимости проведения внеплановой выездной проверки, внепланового инспекционного визита в связи с истечением срока исполнения предписания, выданного до 1 марта 2023 г., о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера. Внеплановая выездная проверка и внеплановый инспекционный визит проводятся исключительно в случаях невозможности оценки исполнения предписания на основании документов, иной имеющейся в распоряжении контрольного (надзорного) органа информации; (в ред. Постановлений Правительства РФ от 17 августа 2022 года № 1431, от 10 марта 2023 № 372), по решению руководителя (заместителя руководителя) Федеральной службы по труду и занятости или ее территориальных органов в рамках осуществления федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в случае поступления от работников обращений (информации), содержащих сведения о массовых (более 10 процентов среднесписочной численности или более 10 человек) нарушениях работодателями их трудовых прав, связанных с полной или частичной невыплатой заработной платы свыше одного месяца; (абзац введен Постановлением Правительства РФ от 10 ноября 2022 года № 2036)

Проведенная внеплановая документарная проверка филиала ФГУП «Охрана» Росгвардии по Челябинской области была согласована с органами прокуратуры (решение от 06 апреля 2022 года заместителя прокурора Советского района г. Челябинска)

Доводы апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции не рассмотрен довод о невозможности внесения Филиалом по Челябинской области изменений в приказ Предприятия от 16 сентября 2018 года регулирующий систему оплаты труда всех филиалов Предприятия (пункт 1 Предписания), учитывая, что Предприятие является единственным субъектом, наделенным правом вносить изменения в свои локальные акты, не влечет отмену вынесенного решения.

В силу статьи 2 Трудового кодекса Российской Федерации, исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются: обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, равенство прав и возможностей работников.

Согласно статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатель обязан обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности.

На основании статьи 132 Трудового кодекса Российской Федерации, заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда.

На основании статьи 149 Трудового кодекса Российской Федерации, при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии со статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации, заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

При выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (статья 149 Трудового кодекса Российской Федерации). Данные выплаты относятся к числу компенсационных, не учитываемых в размере оклада (тарифной ставки).

Таким образом, трудовым законодательством установлено, что компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты не входят ни в состав тарифной ставки, ни в состав оклада (должностного оклада), размер которых является фиксированным.

Как следует из материалов административного дела в ходе проверки было установлено, что за несение службы с гражданским, служебным, боевым ручным стрелковым оружием или с гражданским, служебным, боевым ручным стрелковым оружием и специальными средствами для одних работников работодатель ФГУП «Охрана» Росгвардии установил доплаты к окладам и тарифным ставкам, а другим работникам вместо установления соответствующей доплаты, поставил размер их часовой тарифной ставки в зависимость от использования работниками при выполнении трудовой функции различных категорий специальных средств и оружия.

При этом установление размера доплаты часовой тарифной ставки работника в зависимости от использования работниками при выполнении трудовой функции различных категорий специальных средств и оружия, является нарушением положений статьи 129, 149 Трудового кодекса Российской Федерации.

На основании вышесказанного, как правильно установлено судом первой инстанции требование ГИТ в Челябинское области, изложенное в пункте 1 предписания 61 от 05 апреля 2022 года, является законным и обоснованным.

Оснований не согласиться с указанными выводами суда первой инстанции, судебная коллегия не усматривает, поскольку они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, сделаны в строгом соответствии с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения и при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела.

Доводы апелляционной жалобы о том, что форменная одежда (фактически составляющая часть корпоративной культуры и имиджа Предприятия) является СИЗ, противоречит материалам дела, а именно карточкам СОУТ (специальной оценки условий труда), также не влекут отмену вынесенного решения.

На основании статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатель обязан: соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

В соответствии со статьей 214 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатель обязан обеспечить: приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.

В ходе проведения проверки установлено, что в Филиале ФГУП «Охрана» Росгвардии по Челябинской области не обеспечивается выдача работникам средств индивидуальной защиты, а также установлено наличие у работодателя ФГУП «Охрана» Росгвардии локальных нормативных правовых актов, устанавливающих нормы снабжения вещевым имуществом работников, утвержденных Приказом Росгвардии от 12 сентября 2017 года № 379, в том числе: нормы снабжения вещевым имуществом работников военизированных и сторожевых подразделений ФГУП «Охрана» Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (приложение № 1); нормы снабжения вещевым имуществом штатных работников военизированных и сторожевых нарядов ФГУП «Охрана» Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по охране грузов при транспортировке (приложение № 2); нормы снабжения инвентарными предметами вещевого имущества работников военизированных и сторожевых подразделений ФГУП «Охрана» Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (приложение № 3). (Акт документарной проверки ГИТ в Челябинской области от 05 мая 2022 года ),

Как установлено в ходе проведения проверки нарушение норм снабжения вещевым имуществом, работники военизированных и сторожевых подразделений Отдела № 3 Филиала ФГУП «Охрана» Росгвардии по Челябинской области вещевым имуществом, предусмотренным локальным нормативным актом работодателя, обеспечены не в полном объеме.

В соответствии с пунктом 26 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 01 июня 2009 года № 290н, работодатель обеспечивает обязательность применения работниками СИЗ. Работники не допускаются к выполнению работ без выданных им в установленном порядке СИЗ, а также с неисправными, не отремонтированными и загрязненными СИЗ.

В силу пунктах 9, 13 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 01 июня 2009 года№ 290н, на работодателя возложена обязанность обеспечить информирование работников о полагающихся им СИЗ, ознакомить с настоящими Правилами, а также с соответствующими его профессии и должности нормами выдачи СИЗ; организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам СИЗ. Выдача работникам и сдача ими СИЗ фиксируются записью в личной карточке учета выдачи СИЗ, форма которой приведена в Приложении к указанным Межотраслевым правилам. Оборотная сторона личной карточки учета выдачи СИЗ предусматривает необходимость внесения номера сертификата или декларации соответствия на выданные работнику средства индивидуальной защиты.

Однако, в личных карточках учета выдачи специальной одежды работников военизированных и сторожевых подразделений Отдела № 3 Филиала ФГУП «Охрана» Росгвардии по Челябинской области номера сертификата или декларации соответствия на выданное им вещевое имущество не указаны, информация о полагающейся работникам специальной одежде в соответствии с нормами, утвержденными приказом Роствардии, в личных карточках работников отражена не в полном объеме.

В соответствии с Постановлением Минтруда РФ от 31 декабря 1997 года № 70 (ред. от 17 декабря 2001 года) «Об утверждении Норм бесплатной выдачи работникам теплой специальной одежды и теплой специальной обуви по климатическим поясам, единым для всех отраслей экономики», теплая специальная одежда и теплая специальная обувь как средство защиты от холода выдаются работникам по профессиям и должностям, предусмотренным Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты со сроком носки "по поясам". Челябинская область находится в III климатическом поясе.

Таким образом, как правильно установлено судом первой инстанции требования пунктов 2-4 Предписания от 05 апреля 2022 года, основаны на нормах действующего законодательства, в том числе локальных нормативных правовых актах административного истца, являются законными и отмене не подлежат.

Аналитический учет спецоснастки и спецодежды, находящихся в эксплуатации, должен вестись по наименованиям (номенклатурным номерам, артикулам, кодам), количеству и фактической себестоимости с указанием даты поступления в производство (эксплуатацию) (месяц, год), мест эксплуатации (по подразделениям) и материально ответственных лиц (пункт 22 Методических указаний № 135н). Первичным учетным документом по учету специальной одежды в эксплуатации может быть Личная карточка учеты выдачи СИЗ, форма которой приведена в приложении к Межотраслевым правилам обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 01 июня 2009 года № 290н.

Дата фактической выдачи спецодежды должна быть указана в графе 3 личной карточки учета выдачи СИЗ.

Как установлено Государственной инспекцией труда в Челябинской области в результате проверки в нарушение действующего законодательства в личных карточках учета выдачи специальной одежды работников военизированных и сторожевых подразделений Отдела № 3 Филиала ФГУП «Охрана» Росгвардии по Челябинской области не указаны номера сертификата или декларации соответствия на выданное им вещевое имущество, при информация о полагающейся работникам специальной одежде в соответствии с нормами, утвержденными приказом Росгвардии, в личных карточках работников отражена не в полном объеме.

На основании вышесказанного судебная коллегия приходит к выводу что, выводы административного истца том, что форменная одежда является СИЗ, противоречит материалам дела, а именно карточкам СОУТ (специальной оценки условий труда) являются ошибочным, поскольку названное противоречие возникло в результате незаконных действий ФГУП «Охрана» Росгвардии при оформлении карточек специальной оценки условий труда.

Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании закона, регулирующего спорные правоотношения, направлены на переоценку обстоятельств дела. Позиция суда первой инстанции аргументирована ссылками на нормы права и подтверждается материалами дела.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела по существу правильно определены и установлены обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, им дана надлежащая правовая оценка с учетом норм права, регулирующих возникшие правоотношения, в результате чего постановлено законное и обоснованное решение, не подлежащее отмене по доводам апелляционной жалобы.

Судебная коллегия учитывает, что аргументированных доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции, изложенных в решении, и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит.

Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не содержится. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм права у судебной коллегии не имеется, так как выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела.

Суд дал надлежащую оценку установленным обстоятельствам дела, правильно применил закон, и пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Иные доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда г.Челябинска от 13 марта 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия «Охрана» Росгвардии – без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи