КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
дело №33а-21019/2020
№2а-3524/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 августа 2020 года г. Краснодар
Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Аняновой О.П.
судей Морозовой Н.А., Суслова К.К.
по докладу судьи краевого суда Морозовой Н.А.
при ведении протокола помощником судьи Петровой М.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации Прикубанского внутригородского округа города Краснодара о признании незаконными решений
с апелляционной жалобой представителя администрации Прикубанского округа города Краснодара на основании доверенности ФИО2 на решение Ленинского районного суда города Краснодара Краснодарского края от 25 февраля 2020 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с административным иском, в котором просит признать незаконными уведомления администрации Прикубанского внутригородского округа города Краснодара о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на принадлежащих ей земельных участках.
В обоснование заявленных требований указала, что является собственником нескольких земельных участков, расположенных по адресу: <Адрес...>., уч. 2/10, уч. 2/9, уч. 2/8, уч. 2/6, уч. 2/2, по <Адрес...> уч. 1/6, уч. 1/5, уч. 1/4, уч. 1/2, уч. 1/1. Истец обратилась в уполномоченный орган местного самоуправления с уведомлениями о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства на принадлежащих ей земельных участках, однако 12.11.2019 и 09.11.2019 получила уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства по основаниям, указанным в части 4 статьи 2 Градостроительного кодекса РФ, со ссылкой на расположение земельных участков в зоне транспортной инфраструктуры, в которой строительство индивидуального жилого дома не допускается. Истец полагает, что решения администрации Прикубанского внутригородского округа города Краснодара являются незаконными, не соответствуют требованиям законодательства, в связи с чем, для защиты нарушенного права обратилась в суд с настоящим административным иском.
Решением Ленинского районного суда города Краснодара Краснодарского края от 25 февраля 2020 года административное исковое заявление ФИО1 к администрации Прикубанского внутригородского округа города Краснодара о признании незаконными решений удовлетворено в полном объеме.
Суд постановил признать незаконным уведомление администрации Прикубанского внутригородского округа города Краснодара от 19.11.2019 за исх. № 3812У/44 о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером <№..>, расположенном по адресу: <Адрес...>.
Обязать администрацию Прикубанского внутригородского округа города Краснодара выдать ФИО1 уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым номером <№..>, расположенном по адресу: <Адрес...>
Признать незаконным уведомление администрации Прикубанского внутригородского округа города Краснодара от 12.11.2019 за исх. № 3762У/44 о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером <№..>, расположенном по адресу: <Адрес...>
Обязать администрацию Прикубанского внутригородского округа города Краснодара выдать <№..> уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым номером <№..>, расположенном по адресу: <Адрес...>
Признать незаконным уведомление администрации Прикубанского внутригородского округа города Краснодара от 12.11.2019 за исх. № 3763У/44 о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером <№..>, расположенном по адресу: <Адрес...>
Обязать администрацию Прикубанского внутригородского округа города Краснодара выдать ФИО1 уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым номером <№..>, расположенном по адресу: <Адрес...>.
Признать незаконным уведомление администрации Прикубанского внутригородского округа города Краснодара от 12.11.2019 за исх. № 3764У/44 о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером <№..>, расположенном по адресу: <Адрес...>
Обязать администрацию Прикубанского внутригородского округа города Краснодара выдать ФИО1 уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым номером <№..>, расположенном по адресу: <Адрес...>.
Признать незаконным уведомление администрации Прикубанского внутригородского округа города Краснодара от 19.11.2019 г. за исх. № 3813У/44 о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта· индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером <№..>, расположенном по адресу: <Адрес...>.
Обязать администрацию Прикубанского внутригородского округа города Краснодара выдать ФИО1 уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым номером <№..>, расположенном по адресу: <Адрес...>
Признать незаконным уведомление администрации Прикубанского внутригородского округа города Краснодара от 19.11.2019 за исх. № 3817У/44 о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером <№..>, расположенном по адресу: <Адрес...>.
Обязать администрацию Прикубанского внутригородского округа города Краснодара выдать ФИО1 уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым номером <№..>, расположенном по адресу: <Адрес...>.
Признать незаконным уведомление администрации Прикубанского внутригородского округа города Краснодара от 19.11.2019 г. за исх. № 3816У/44 о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером <№..>, расположенном по адресу: <Адрес...>.
Обязать администрацию Прикубанского внутригородского округа города Краснодара выдать ФИО1 уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым номером <№..>, расположенном по адресу: <Адрес...>
Признать незаконным уведомление администрации Прикубанского внутригородского округа города Краснодара от 12.11.2019 г. за исх. № 3765У/44 о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером <№..>, расположенном по адресу: <Адрес...>.
Обязать администрацию Прикубанского внутригородского округа города Краснодара выдать ФИО1 уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым номером <№..>, расположенном по адресу: <Адрес...>
Признать незаконным уведомление администрации Прикубанского внутригородского округа города Краснодара от 19.11.2019 г. за исх. № 3815У/44 о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером <№..>, расположенном по адресу: <Адрес...>.
Обязать администрацию Прикубанского внутригородского округа города Краснодара выдать ФИО1 уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым номером <№..>, расположенном по адресу: <Адрес...>.
Признать незаконным уведомление администрации Прикубанского внутригородского округа города Краснодара от 19.11.2019 г, за исх. № 3814У/44 о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером <№..>, расположенном по адресу: <Адрес...>
Обязать администрацию Прикубанского внутригородского округа города Краснодара выдать ФИО1 уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым номером <№..>, расположенном по адресу: <Адрес...>.
В апелляционной жалобе представитель администрации Прикубанского округа города Краснодара на основании доверенности ФИО2 выражает несогласие с принятым решением суда и просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В обоснование жалобы указывает, что судом допущены нарушения норм материального права и процессуального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В отзыве на апелляционную жалобу ФИО1 не согласилась с доводами жалобы, просила решение районного суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции представитель администрации Прикубанского внутригородского округа города Краснодара по доверенности ФИО3 поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение районного суда отменить.
Представитель ФИО1 по доверенности ФИО4 не согласилась с доводами жалобы, просила решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
ФИО1 в судебное заседание не явилась, надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения материалов дела, об отложении слушания дела не просила, о причинах неявки не сообщила, явка которой не является обязательной и не признана судом обязательной.
Положением части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) предусмотрено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Рассматривая материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, о частичной отмене судебного акта в виду следующего.
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 227 КАС РФ установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 227 КАС РФ установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Системное толкование приведенного положения процессуального закона с учетом использованных в нем оборотов и юридической техники, позволяет сделать вывод, что основанием для признания бездействия незаконным является совокупность двух обстоятельств: нарушение прав административного истца, незаконность в поведении административного ответчика.
При этом решение о признании бездействия незаконным своей целью преследует именно восстановление прав административного истца, о чем свидетельствует императивное предписание процессуального закона о том, что признавая решение, действие (бездействие) незаконным, судом принимается решение об обязании административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, решение, принимаемое в пользу административного истца, обязательно должно содержать два элемента: признание незаконным решения, действия (бездействие) и указание на действия, направленные на восстановление нарушенного права.
Приведенные выводы соотносятся с положением статьи 3 КАС РФ, согласно которой одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений; а равно с положением части 1 статьи 4 КАС РФ, согласно которому каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
На основании части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Статьей 40 Земельного кодекса РФ предусмотрено, в том числе, право собственника земельного участка возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В части 4 статьи 2 Градостроительного кодекса РФ установлено, что законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются, в том числе, на принципе осуществления строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории, что указывает на прямую зависимость выдачи разрешений на строительство от решений градостроительной документации.
В силу части 3 статьи 9 Градостроительного кодекса РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Таким образом, для гармоничного развития территорий задача органов местного самоуправления при разработке документов территориального планирования состоит в необходимости обеспечения справедливого баланса между общественными интересами и правами частных лиц путем согласования этих прав и интересов, в том числе в сфере обеспечения благоприятных условий жизни.
Согласно части 1 статьи 45 Градостроительного кодекса РФ, решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, за исключением случаев, указанных в частях 1.1 и 12.12 настоящей статьи.
Пунктом 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе, с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом сельского поселения.
Таким образом, согласно положениям части 3 статьи 9, части 9 и 10 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса РФ должен быть соблюден принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану.
Как следует из материалов дела, ФИО1 является собственником:
земельного участка площадью 374+/-7 кв.м., с кадастровым номером <№..>, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, <Адрес...>
земельного участка площадью 400+/-7 кв.м., с кадастровым номером <№..>, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, <Адрес...>
земельного участка площадью 400+/-7 кв.м., с кадастровым номером <№..>, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, <Адрес...>
земельного участка площадью 400+/-7 кв.м., с кадастровым номером <№..>, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, <Адрес...>
земельного участка площадью 400+/-7 кв.м., с кадастровым номером <№..>, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, <Адрес...>
земельного участка площадью 400+/-7 кв.м., с кадастровым номером <№..>, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, <Адрес...>
земельного участка площадью 400+/-7 кв.м., с кадастровым номером <№..>, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, <Адрес...>
земельного участка площадью 400+/-7 кв.м., с кадастровым номером <№..>, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, <Адрес...>
земельного участка площадью 400+/-7 кв.м., с кадастровым номером <№..>, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, <Адрес...>
земельного участка площадью 400+/-7 кв.м., с кадастровым номером <№..>, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, <Адрес...>
ФИО1 обратилась в уполномоченный орган местного самоуправления с уведомлениями о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства на принадлежащих ей земельных участках.
Уведомлениями администрации Прикубанского внутригородского округа г.Краснодара от 19.11.2019 № 3812У/44 в отношении земельного участка <№..>; от 12.11.2019 № 3762У/44 в отношении земельного участка <№..>; от 12.11.2019 № 3763У/44 в отношении земельного участка <№..>; от 12.11.2019 № 3764У/44 в отношении земельного участка <№..>; от 19.11.2019 № 3813У/44 в отношении земельного участка <№..>; от 19.11.2019 № 3817У/44 в отношении земельного участка <№..>; от 19.11.2019 № 3816У/44 в отношении земельного участка <№..>; от 12.11.2019 № 3765У/44 в отношении земельного участка <№..>; от 19.11.2019 № 3815У/44 в отношении земельного участка <№..>; от 19.11.2019 № 3814У/44 в отношении земельного участка <№..> ФИО1 поставлена в известность о несоответствии параметров, указанных в уведомлениях о планируемом строительстве, предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства и недопустимости размещения объектов индивидуального жилищного строительства на вышеуказанных земельных участках со ссылкой на расположение земельных участков в зоне транспортной инфраструктуры, в которой строительство индивидуальных жилых домов не допускается.
Судом первой инстанции достоверно установлено, что приказом департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар от 26.09.2016 № 7018-А земельному участку присвоен адрес: Краснодарский край, г. Краснодар, ул. <Адрес...> Приказом департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар от 14.04.2017 № 1067-ГП утвержден градостроительный план в отношении земельного участка. В соответствии с пунктом 2.1 градостроительного плана основным видом разрешенного использования участка указан «индивидуальные жилые дома». Согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования город Краснодар от 02.04.2019 № 29/3515-1, в соответствии с Правилам и землепользования и застройки муниципального образования город Краснодар земельный участок по адресу: г. Краснодар, ул. <Адрес...> расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами в границах г. Краснодар - Ж.1.1.
Приказом департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар от 26.09.2016 №7019-A земельному участку присвоен адрес: Краснодарский край, г. Краснодар, ул. <Адрес...>. Приказом департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар от 14.04.2017. № 1070-ГП утвержден градостроительный план в отношении земельного участка. В. соответствии с пунктом 2.1 градостроительного плана основным видом разрешенного использования участка указан «индивидуальные жилые дома». Согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования г. Краснодар от 02.04.2019 № 29/3515-1, в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования город Краснодар земельный участок по адресу: г. Краснодар, <Адрес...> расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами в границах города Краснодара - Ж.1.1.
Приказом департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар от 26.09.2016 № 7020-А земельному участку присвоен адрес: Краснодарский край, г. Краснодар, <Адрес...>. Приказом департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар от 14.04.2017 № 1073-ГП утвержден градостроительный план в отношении земельного участка. В соответствии с пунктом 2.1 градостроительного плана основным видом разрешенного использования участка указан «индивидуальные жилые дома». Согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования город Краснодар от 03.04.2019 № 29/3525-1, в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования город Краснодар земельный участок по адресу: г. Краснодар, <Адрес...> расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами в границах города Краснодара - Ж.1.1.
Приказом департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар от 26.09.2016 № 7041-А земельному участку присвоен адрес: Краснодарский край, г. Краснодар, ул<Адрес...>. Приказом департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар от 14.04.2017 № 1069-ГП утвержден градостроительный план в отношении земельного участка. В соответствии с пунктом 2.1 градостроительного плана основным видом разрешенного использования участка указан «индивидуальные жилые дома». Согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования город Краснодар от 02.04.2019 № 29/3518-1, в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования город Краснодар земельный участок по адресу: г. Краснодар, <Адрес...> расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами в границах города Краснодара - Ж.1.1.
Приказом департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар от 26.09.2016 № 7002-А земельному участку присвоен адрес: Краснодарский край, г. Краснодар, ул. <Адрес...>. Приказом департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар от 14.04.2017 № 1078-ГП утвержден градостроительный план в отношении земельного участка. В соответствии с пунктом 2.1 градостроительного плана основным видом разрешенного использования участка указан «индивидуальные жилые дома». Согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования город Краснодар от 03.04.2019 № 29/3520-1, в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования город Краснодар земельный участок по адресу: г. Краснодар, <Адрес...> расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами в границах города Краснодара - Ж.1.1.
Приказом департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар от 26.09.2016 № 7003-А земельному участку присвоен адрес: Краснодарский край, г. Краснодар, ул. <Адрес...>. Приказом департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар от 14.04.2017 № 1064-ГП утвержден градостроительный план в отношении земельного участка. В соответствии с пунктом 2.1 градостроительного плана основным видом разрешенного использования участка указан «индивидуальные жилые дома». Согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования город Краснодар от 03.04.2019 № 29/3522-1, в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования город Краснодар земельный участок по адресу: г. Краснодар, ул<Адрес...> расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами в границах города Краснодара - Ж.1.1.
Приказом департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар от 26.09.2016 № 7005-А земельному участку присвоен адрес: Краснодарский край, г. Краснодар, <Адрес...>. Приказом департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар от 14.04.2017 № 1072-ГП утвержден градостроительный план в отношении земельного участка. В соответствии с пунктом 2.1 градостроительного плана основным видом разрешенного использования участка указан «индивидуальные жилые дома». Согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования город Краснодар от 03.04.2019 № 29/3524-1, в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования город Краснодар земельный участок по адресу: г. Краснодар, ул. <Адрес...> расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами в границах города Краснодара - Ж.1.1.
Приказом департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар от 26.09.2016 № 7035-А земельному участку присвоен адрес: Краснодарский край, г. Краснодар, ул. <Адрес...> Приказом департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар от 14.04.2017 № 1075-ГП утвержден градостроительный план в отношении земельного участка. В соответствии с пунктом 2.1 градостроительного плана основным видом разрешенного использования участка указан «индивидуальные жилые дома». Согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования город Краснодар от 02.04.2019 № 29/3521-1, в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования город Краснодар земельный участок по адресу: г.Краснодар, <Адрес...> расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами в границах города Краснодара - Ж.1.1.
Приказом департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар от 26.09.2016 № 7007-А земельному участку присвоен адрес: Краснодарский край, г. Краснодар, <Адрес...> Приказом департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар от 14.04.2017 № 1068-ГП утвержден градостроительный план в отношении земельного участка. В соответствии с пунктом 2.1 градостроительного плана основным видом разрешенного использования участка указан «индивидуальные жилые дома». Согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования город Краснодар от 03.04.2019 № 29/3523-1, в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования город Краснодар земельный участок по адресу: г. Краснодар, ул. <Адрес...> расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами в границах города Краснодара - Ж.1.1.
Приказом департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар от 26.09.2016 № 7016-А земельному участку присвоен адрес: Краснодарский край, г. Краснодар, <Адрес...>. Приказом департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар от 14.04.2017 № 1077-ГП утвержден градостроительный план в отношении земельного участка. В соответствии с пунктом 2.1 градостроительного плана основным видом разрешенного использования участка указан «индивидуальные жилые дома». Согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования город Краснодар от 03.04.2019 № 29/3517-1, в соответствии с Правилам и землепользования и застройки муниципального образования город Краснодар земельный участок по адресу: г. Краснодар, <Адрес...> расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами в границах города Краснодар - Ж.1.1.
В соответствии с картой (схемой) функционального зонирования генерального плана муниципального образования город Краснодар, утвержденного решением городской Думы Краснодара от 26.01.2012 № 25 п. 15 «Об утверждении генерального плана муниципального образования город Краснодар», земельные участки, расположенные по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, г. Краснодар, <Адрес...> по <Адрес...>, расположены в зоне транспортной инфраструктуры.
Разрешая административный спор, суд первой инстанции пришел к выводу, что строительство индивидуальных жилых домов на спорных земельных участках не исключается и соответствует виду разрешенного использования, и кроме того, каких-либо ограничений (обременений), являющихся препятствием для осуществления строительства на земельных участках, принадлежащих административному истцу ФИО1 не установлено. Суд также указал, что отнесение земельного участка к территориальной зоне транспортной инфраструктуры, не исключает возможности их использования в соответствии с видом разрешенного использования, в том числе осуществление индивидуального жилищного строительства.
Вместе с тем, удовлетворяя требования в полном объеме, суд оставил без внимания следующее.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В соответствии с пунктом 8 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты.
Согласно статье 8 Градостроительного кодекса РФ и статье 11 Земельного кодекса РФ вопрос установления правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований отнесён исключительно к компетенции органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности и земельных отношений.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Градостроительного кодекса РФ генеральный план является документом территориального планирования муниципального образования, который утверждается представительным органом местного самоуправления.
В силу пункта 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе с учётом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определённых документами территориального планирования муниципальных образований.
Согласно части 2 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ, градостроительные регламенты устанавливаются с учётом: фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определённых документами территориального планирования муниципальных образований; видов территориальных зон; требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.
Территориальные зоны конкретизируют положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначения территорий, отнесённой к функциональным зонам, в соответствии со статьями 1, 34 и 35 Градостроительного кодекса РФ.
Из толкования вышеприведённых норм во взаимосвязи с частью 9 и частью 10 статьи 31 Градостроительного кодекса РФ следует закрепление принципа первичности генерального плана поселения как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития, перед правилами землепользования и застройки.
В силу части 3 статьи 9 Градостроительного кодекса РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Пунктом 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются в том числе с учётом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определённых генеральным планом городского округа.
Частью 3 статьи 9, частями 9 и 10 статьи 31, пунктом 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса РФ закреплён принцип первичности генерального плана городского округа как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки.
Из системного толкования положений пунктов 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, части 15 статьи 35 Градостроительного кодекса РФ следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначения территории, отнесённой к функциональным зонам.
Следовательно, должен быть соблюдён принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану муниципального образования.
Необходимо отметить, что земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешённого использования в соответствии с зонированием территорий (часть 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ).
В силу части 2 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки включают в себя: 1) порядок их применения внесения изменений в указанные правила; 2) карту градостроительного зонирования; 3) градостроительные регламенты.
Утверждённые в установленном порядке градостроительные и иные ограничения в использовании территории населённого пункта могут препятствовать размещению (строительству) на земельном участке определённого объекта капитального строительства (статьи 36, 37 Градостроительного кодекса РФ).
Частью 1 статьи 23 Градостроительного кодекса РФ установлено, что подготовка генерального плана поседения, генерального плана городского округа (далее также - генеральный план) осуществляется применительно ко всей территории такого поселения или такого городского округа.
Согласно части 3 статьи 23 Градостроительного кодекса РФ генеральный план содержит:
1) положение о территориальном планировании;
2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа;
3) карту границ населённых пунктов (в том числе границ образуемых населённых пунктов), входящих в состав поселения или городского округа;
4) карту функциональных зон поселения или городского округа.
Из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что согласно Правилам землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар, утверждённым решением городской Думы Краснодара от 30.01.2007 № 19 п. 6, земельные участки с кадастровыми номерами <№..>; <№..>; <№..>; <№..>; <№..>; <№..>; <№..> расположены в хоне застройки индивидуальными жилыми домами в границах города Краснодара (Ж1.1).
В соответствии с картой (схемой) функционального зонирования генерального плана муниципального образования город Краснодар, утверждённого решением городской Думы Краснодара от 26.01.2012 № 25 п. 15 «Об утверждении генерального плана муниципального образования город Краснодар», указанные спорные земельные участки расположены в зоне транспортной инфраструктуры.
Вместе с тем, доказательств оспаривания генерального плана муниципального образования город Краснодар в отношении спорных земельных участков, что предусмотрено частью 15 статьи 24 Градостроительного кодекса РФ, административным истцом не представлено.
Также судом первой инстанции не принято во внимание, что в силу статей 8, 51.1 Градостроительного кодекса РФ проверка комплектности и содержания представленных документов, необходимых для принятия решения о выдаче уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, является прерогативой уполномоченного органа местного самоуправления (в данном случае администрации Прикубанского округа), а суд не вправе подменять деятельность органов законодательной, исполнительной власти, поскольку иное означало бы нарушение закреплённых Конституцией Российской Федерации принципов разделения властей, самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также прерогатив органов государственной власти субъектов Российской Федерации и судов общей юрисдикции (статьи 10, 11, 118 Конституции Российской Федерации).
Таким образом, учитывая изложенное, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, а также нормы ст. 209 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с которой собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему имуществом, разрешая требования в апелляционном порядке, судебная коллегия приходит к выводу о частичной отмене обжалуемого судебного акта.
В силу пункта 2 статьи 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
На основании изложенного, судебная коллегия полагает необходимым решение суда первой инстанции отменить частично и принять по делу в указанной части новое решение.
Руководствуясь статьями 309 – 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда города Краснодара Краснодарского края от 25 февраля 2020 года отменить в части возложения обязанности на администрацию Прикубанского внутригородского округа города Краснодара выдать ФИО1 уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельных участках.
В данной части принять новое решение о возложении обязанности на администрацию Прикубанского внутригородского округа города Краснодара повторно рассмотреть вопрос о выдаче ФИО1 уведомлений о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельных участках с кадастровыми номерами: <№..>, расположенном по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, <Адрес...>; <№..>, расположенном по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, <Адрес...>; <№..>, расположенном по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, ул<Адрес...>; <№..>, расположенном по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, <Адрес...>; <№..>, расположенном по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, <Адрес...>; <№..>, расположенном по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, <Адрес...>; <№..>, расположенном по адресу: Краснодарский край, г.Краснодар, <Адрес...><№..>, расположенном по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, <Адрес...>; <№..>, расположенном по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, <Адрес...>; <№..>, расположенном по адресу: Краснодарский край, г.Краснодар, <Адрес...>.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий О.П.Анянова
Судья Н.А.Морозова
Судья К.К.Суслов