Дело: 1я инст. №2а-3805/2020, 2я инст. №33а-555/2021 Председательствующий в
Категория 19 первой инстанции Гавура О.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего Бабича В.В.,
судей Кондрак Н.И., Исаева С.Н.,
при секретаре Михайловой В.Г.,
с участием законного представителя
административного истца Морозовой В.В.,
представителя административного истца Нагорной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кондрак Н.И. административное дело по иску Товарищества собственников недвижимости садоводческого некоммерческого товарищества «Ритм» к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя об оспаривании решения, возложении обязанности совершить определенные действия, по апелляционной жалобе представителя Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя на решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от 22 октября 2020 года, которым административный иск удовлетворен, -
УСТАНОВИЛА:
ДД.ММ.ГГГГ ОТСН СНТ «Ритм» обратилось в Гагаринский районный суд г. Севастополя с административным иском в котором просило признать незаконными решения Департамента № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, возложить на административного ответчика обязанность повторно рассмотреть заявление истца о предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы его расположения на кадастровом плане территории из земель, находящихся в государственной собственности, расположенного в г. Севастополе, Юхарина балка, площадью <данные изъяты> кв.м.
Решением Гагаринского районного суда г. Севастополя от 22 октября 2020 года административный иск ТСН СНТ «Ритм» удовлетворен, признаны незаконными решения Департамента № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. На Департамент возложена обязанность повторно рассмотреть заявление ТСН СНТ «Ритм» о предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории расположенного в г. Севастополь, в районе Юхариной балки, площадью <данные изъяты> кв.м и в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщить об его исполнении в суд и истцу.
Не согласившись с вышеуказанным решением представитель Департамента подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, постановить новое об отказе в удовлетворении иска. Указывает, что испрашиваемый земельный участок по функциональному назначению расположен в проектируемой зоне зеленых насаждений общего пользования (парков, скверов, и т.д.); в зоне 3-го пояса зоны санитарной охраны скважины №2 (ГУ-19); и в соответствии с приказом Минкультуры №1864 от 12.08.2016 года относится к зоне Р-4-1 уч, В-2-2 и согласно заключения Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя № от ДД.ММ.ГГГГ испрашиваемый истцом вид разрешенного использования земельного участка не соответствует функциональной зоне Генерального плана города Севастополя, утвержденного решением Севастопольского городского Совета №4114 от 13.12.2005 года, вследствие чего оспариваемое истцом решение Департамента принято на основании норм действующего законодательства и в пределах своих полномочий. При этом истец не указывал, какому закону или иному нормативному акту не соответствуют оспариваемые решения, не конкретизировал свои права и законные интересы, которые нарушены оспариваемыми решениями.
Представители административного истца в судебном заседании против удовлетворения апелляционной жалобы возражали, полагали решение суда законным и обоснованным.
Иные участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом и заблаговременно, при таких обстоятельствах, в соответствии со ст.ст. 150, 307 КАС РФ, судебная коллегия находит возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав судью-докладчика, проверив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения явившихся лиц, изучив материалы дела, рассмотрев его согласно положений статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 218 КАС РФ установлено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ст. 226 КАС РФ).
Согласно части 1.1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ от 21.03.2014 года «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» до 1 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Во исполнение названных положений Закона принят Закон города Севастополя от 25.07.2014 N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" (далее Закон № 46-ЗС), который устанавливает особенности регулирования имущественных, земельных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории города Севастополя (статья 1).
Частями 1 и 5 статьи 12 Закона №46-ЗС установлено, что завершение оформления права на земельные участки, начатое до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органа местного самоуправления и решений о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21.03.2014 года.
Порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями настоящей статьи определяется Правительством Севастополя. Заявление о предоставлении земельного участка в порядке, установленном данной статьей, может быть подано не позднее 01.01.2019.
В свою очередь, Постановлением Правительства Севастополя №25-ПП от 01.02.2016 года утвержден «Порядок передачи в собственность, в аренду юридическим и физическим лицам земельных участков, расположенных в границах города федерального значения Севастополя, в отношении которых до 21.03.2014 органами местного самоуправления города Севастополя принимались решения о предоставлении разрешения на разработку документации по землеустройству» (далее Порядок).
В силу пунктов 3, 4 вышеназванного Порядка, земельный участок может быть предоставлен заинтересованному лицу в порядке завершения оформления прав на земельный участок только в том случае, если сведения о местоположении границ земельного участка на момент рассмотрения заявления внесены в государственный кадастр недвижимости.
Из материалов дела усматривается, что на основании решения Севастопольского городского Совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ СТ «Ритм» для ведения коллективного садоводства в постоянное пользование предоставлен земельный участок площадью <данные изъяты> га в соответствии с государственным актом II-КМ № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 29-33).
В дальнейшем распоряжением Севастопольской городской государственной администрации №-р от ДД.ММ.ГГГГ (п. 2 приложения), СТ «Ритм» согласовано место расположения земельного участка для ведения садоводства площадью 4.45 га в Гагаринском районе, верховье Юхариной балки и разрешено составить проект его отвода (п. 1). Пунктом 2 распоряжения на правление товарищества возложена обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать через соответствующие проектные организации и согласовать в установленном порядке, в том числе, со смежными землепользователями, проект отвода земельного участка и представить его в городское управление земельных ресурсов для рассмотрения и подготовки соответствующего распоряжения (л.д. 12).
Как следует из материалов дела и установлено апелляционным рассмотрением, именно с целью завершения процедуры оформления земельного участка истец обратился к ответчику, представив для получения государственной услуги в том числе и названное распоряжение.
Так, ДД.ММ.ГГГГ ТСН СНТ «Ритм», через МФЦ ул. Вокзальная, 10 запись №, обратилось в Департамент с заявлением вх.№ от ДД.ММ.ГГГГ о предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного в г. Севастополе, Юхарина балка.
По результатам рассмотрения названного заявления ДД.ММ.ГГГГ Департаментом принято решение, оформленное письмом № (л.д. 9) об отказе в утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории и в предоставлении государственной услуги по основаниям п. 1 ст. 2 Закона города Севастополя №299-ЗС от 07.12.2016 года «О перечне оснований для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории» (далее Закон №299-ЗС) и указано, что в соответствии с заключением Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя испрашиваемый вид разрешенного использования испрашиваемого земельного участка частично не соответствует действующей градостроительной документации, а именно, согласно Генеральному плану города Севастополя, утвержденному решением сессии Севастопольского городского совета №4114 от 13.12.2004 года в проектируемой зоне зеленых насаждений общего пользования (парков, скверов и др.); согласно документации по планировке территории «Проект планировки и проект межевания территории улично-дорожной сети и территории общего пользования» расположен за границами красных линий (зона застройки). Иные сведения: III ЗСО скважины №2 (ГУ 19). В соответствии с приказом Минкультуры №1864 от 12.08.2016 года, с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок относится к зоне Р-41 уч.В-2-2.
ДД.ММ.ГГГГ ТСН СНТ «Ритм» повторно, через МФЦ ул. Умрихина, 1 запись №, обратилось в Департамент с заявлением вх.№ от ДД.ММ.ГГГГ о предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного в городе Севастополе, Юхарина балка, в удовлетворении которого отказано решением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя №№ от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10-11) так же по основаниям п. 1 ст. 2 Закона №299-ЗС, поскольку согласно заключения Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя № от ДД.ММ.ГГГГ испрашиваемый вид разрешенного использования земельного участка не соответствует функциональной зоне Генерального плана города Севастополя, утвержденного решением Севастопольского городского Совета №4114 от 13.12.2005 года, в соответствии с которым испрашиваемый земельный участок по функциональному назначению расположен в проектируемой зоне зеленых насаждений общего пользования (парков, скверов и др.); в зоне III пояса ЗСО скважины №2 (ГУ 19); в соответствии с приказом Минкультуры №1864 от 12.08.2016 года, с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок относится к зоне Р-4-1 уч.В-2-2. Также указано, что поскольку в составе представленных документов отсутствуют документы, подтверждающие выполнение п. 2 Распоряжения №-р от ДД.ММ.ГГГГ, не представляется возможным определить, является ли оно действующим.
Полагая, что вышеуказанные решения Департамента нарушают его права ТСН СНТ «Ритм» обратился с иском в суд.
Принимая решение о частичном удовлетворении иска, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что административный ответчик не предоставил доказательств в подтверждение правомерности своего отказа. Уведомления Департамента по имущественным и земельным отношением города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ№, ДД.ММ.ГГГГ№ об отказе в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: г. Севастополь, Юхарина Балка, не обоснованы надлежащим образом, содержат различные причины к отказу в предоставлении государственной услуги и проверить, что именно послужило основанием к отказу, суду не представляется возможным.
Судебная коллегия полагает такие выводы суда безосновательными.
В соответствии с п.п. 1, 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Постановлением Правительства Севастополя №883-ПП от 22.09.2016 года утверждено Положение о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, согласно п. 1 которого Департамент является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, реализующий государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере имущественных и земельных отношений, отраслевое и межотраслевое управление в сфере имущественных и земельных отношений, функции по оказанию государственных услуг, управлению и распоряжению государственным имуществом, которое находится в собственности города Севастополя, а также координирующий в установленных случаях деятельность в этой сфере иных исполнительных органов государственной власти города Севастополя.
В соответствии с п. 4.2. Положения Департамент осуществляет от имени города Севастополя управление, владение и распоряжение имуществом, находящимся в собственности города Севастополя.
Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя №549-РДЗ от 19.01.2017 года утвержден административный регламент предоставления государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополь» (далее Административный регламент), согласно п. 2.2 которого ответственным исполнительным органом государственной власти города Севастополя за предоставление государственной услуги является Департамент. При предоставлении государственной услуги осуществляется взаимодействие с МФЦ, Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя, Департаментом архитектуры и градостроительства г. Севастополя.
В соответствии с п. 2.3 Административного регламента результатом предоставления государственной услуги является:
- распоряжение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности (в случае завершения оформления права на земельные участки, начатого до принятия федерального конституционного закона, осуществляющегося на основании действующих решений органа местного самоуправления и решений о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до ДД.ММ.ГГГГ, - распоряжение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории) (далее - Распоряжение);
- письменный мотивированный отказ в предоставлении государственной услуги.
Исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем указан в 2.6.1 регламента, в том числе надлежит представить схему расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.
В пункте 2.10 Административного регламента содержится исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги и предусмотрено, что в случае, если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагалась схема расположения земельного участка, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка.
Основания для отказа в утверждении схемы предусмотрены пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
Также основания для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка изложены в статье 2 Закона № 299-ЗС «О перечне оснований для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории», который регулирует отношения в области рационального использования земель города Севастополя, недопущения необоснованного формирования и предоставления земельных участков. При этом названный Закон принят в установленном порядке компетентным органом, не отменен и является действующим. Пунктом 1 названной статьи установлено, что наряду с основаниями, предусмотренными пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории принимается исполнительным органом государственной власти города Севастополя, уполномоченным на управление и распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности города Севастополя, в случае несоответствия схемы расположения земельного участка Генеральному плану города Севастополя, утвержденному решением Севастопольского городского Совета от 13 декабря 2005 года N 4114 «Об утверждении Генерального плана развития города Севастополя до 2025 г.», иной градостроительной документации, утвержденной до 18 марта 2014 года, при отсутствии градостроительной документации, разработанной и утвержденной в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами города Севастополя, в отношении территории, на которой расположен испрашиваемый земельный участок. Таким образом, самостоятельными основаниями для отказа в утверждении схемы являются ее несоответствие Генеральному плану развития города Севастополя до 2025 г., а так же иной градостроительной документации, утвержденной до 18 марта 2014 года
В силу прямого указания ч. 2 ст. 62 КАС РФ на административном ответчике лежит обязанность доказывания наличия оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, а на административном истце - обязанность указать, каким нормативным правовым актам не соответствует оспариваемое решение и подтвердить сведения о том, что оно нарушает его права.
Как следует из представленной на запрос суда выкопировки из Генерального плана города Севастополя, утвержденного решением Севастопольского городского совета №4114 от 13.12.2005 года испрашиваемый ТСН СНТ «Ритм» земельный участок полностью расположен в проектируемой зоне зеленых насаждений общего пользования (парков, скверов и др.). Таким образом, имеет место несоответствие целевого назначения испрашиваемого земельного участка Генеральному плану города, вследствие чего Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя правомерно принял оспариваемые решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по названному основанию. При этом согласно положений части 2 статьи 14 КАС РФ суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство судебным процессом, разъясняет каждой из сторон их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения сторонами процессуальных действий, оказывает им содействие в реализации их прав, создает условия и принимает предусмотренные настоящим Кодексом меры для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, в том числе для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств, а также для правильного применения законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении и разрешении административного дела, что судом первой инстанции выполнено не было.
Вопреки выводам суда основания для отказа в предоставлении государственной услуги должным образом изложены в оспариваемых решениях и подлежали проверке судом.
При этом судебная коллегия отмечает, что изложенные основания для отказа - нахождение участка в III ЗСО скважины №2 (ГУ 19) и отнесение его в соответствии с приказом Минкультуры №1864 от 12.08.2016 года, с изменениями от 30.06.2018 года к зоне Р-41 уч.В-2-2 действительно не мотивированы и не изложено, каким образом и на основании какого нормативного правового акта данные обстоятельства препятствуют утверждению схемы, но с учетом наличия иных оснований для отказа в предоставлении государственной услуги данное обстоятельство основанием для признания незаконными оспариваемых решений являться не может.
Надлежит также отметить, что в соответствии с положениями ч.ч. 1, 5, 8 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Оспариваемое истцом решение № было принято Департаментом ДД.ММ.ГГГГ, административный иск был подан в суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть с пропуском установленного законом срока, при этом доказательств уважительности такого пропуска суду как первой инстанции, так и апелляционной, не представлено, факт пропуска срока стороной истца в суде апелляционной инстанции не оспаривался, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении иска в данной части.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, обжалуемое решение Гагаринского районного суда г. Севастополя подлежит отмене с постановлением нового, которым в удовлетворении административного иска ТСН СНТ «Ритм» надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия, -
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от 22 октября 2020 года отменить.
Принять новое решение. В удовлетворении административного иска Товарищества собственников недвижимости садоводческого некоммерческого товарищества «Ритм» к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя об оспаривании решения, возложении обязанности совершить определенные действия – отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу с момента его оглашения и может быть обжаловано в течение шести месяцев в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи