ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-416/20 от 26.05.2020 Смоленского областного суда (Смоленская область)

Судья Моисеева О.В. № 33а-1435

№ 2а-416/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 мая 2020 года г. Смоленск

Судебная коллегия по административным делам Смоленского областного суда в составе:

председательствующего: Штейнле А.Л.,

судей: Холиковой Е.А., Туникене М.В.,

при помощнике судьи Зуйковой А.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в апелляционном порядке апелляционную жалобу ФИО1 на решение Смоленского районного суда Смоленской области от 27 февраля 2020 года.

Заслушав доклад судьи Холиковой Е.А., объяснения представителя административного истца ФИО1 – ФИО2 в поддержание доводов апелляционной жалобы, возражения представителя административного ответчика Администрации МО «Смоленский район» Смоленской области ФИО3 против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия,

установила:

ФИО4 обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации МО «Смоленский район» Смоленской области о признании
незаконным решения от (дата) о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым , возложении обязанности на Администрацию МО «Смоленский район» Смоленской области повторно рассмотреть уведомление административного истца о планируемом строительстве индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым , площадью <данные изъяты>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: д. Рожаново, сельское поселение Катынское, Смоленский район, Смоленская область. В обоснование указывает, что он является собственником <данные изъяты> доля в праве на земельный участок с кадастровым . Оспариваемое решение принято Администрацией МО «Смоленский район» Смоленской области со ссылкой на то обстоятельство, что земельный участок заявителя находится в зоне СХ-1, строительство жилых домов в которой не предусмотрено.

В судебное заседание административный истец ФИО1 не явился, о времени и месте извещен надлежащим образом, обеспечил явку своего представителя.

Представитель административного истца ФИО2 поддержал заявленные требования в полном объеме.

Представитель административного ответчика Администрации МО «Смоленский район» Смоленской области ФИО5 предъявленные требования не признала. Указала, что основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования земельного участка с кадастровым , установленные для территориальной зоны СХ-1, не предусматривают возможность строительства объектов индивидуального жилищного строительства.

Заинтересованное лицо ФИО6, извещенная надлежащим образом, в судебное заседание не явилась.

Решением Смоленского районного суда Смоленской области от 27 февраля 2020 года в удовлетворении административного иска ФИО1 отказано.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит отменить решение суда первой инстанции, указывает, что судом первой инстанции не учтено, что уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке должно содержать установленный вид разрешенного использования земельного участка, в связи с которым не допускается строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства. Также судом не была учтена правовая позиция, указанная в пункте 6 «Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка», утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14 ноября 2018 года. Ссылается на ч. 11 ст. 34 Федерального закона от 23 июля 2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которой разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с ЗемельнымкодексомРоссийской ФИО7 разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца ФИО1 – ФИО2 поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.

Представитель административного ответчика Администрации МО «Смоленский район» Смоленской области ФИО3 полагала решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

Административный истец ФИО1, заинтересованное лицо ФИО6 в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам ст. 96 КАС РФ. В связи с изложенным, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.

Рассмотрев на основании ч. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) дело в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государст­венными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) ква­лификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государствен­ного или муниципального служащего (далее – орган, организация, лицо, наделенные государст­венными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Статьей 85 ЗК РФ установлено, что порядок использования земель населенных пунктов определяется в соответствии с зонированием их территорий. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Земельные участки могут использовать в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования (ч. 1 и ч. 2 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ).

Согласно ст. 30 ГрК РФ виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые вместе с положениями об изменении таких видов являются составной частью Правил землепользования и застройки территорий.

Из материалов дела следует, что ФИО4 на основании договора купли-продажи от (дата) на праве собственности принадлежит <данные изъяты> доля в праве на земельный участок с кадастровым , расположенного по адресу: ..., вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (дата) сделана запись регистрации .

(дата) ФИО4 подал уведомление о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым в Администрацию МО «Смоленский район» Смоленской области.

(дата) Администрацией МО «Смоленский район» Смоленской области вынесено уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым , со ссылкой на то обстоятельство, что согласно документам территориального планирования (Генеральный план и Правила землепользования и застройки территории муниципального образования Катынское сельское поселение Смоленского района Смоленской области) указанный земельный участок находится в зоне СХ-1, где строительство жилых домов не предусмотрено.

Разрешая спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о законности и обоснованности решения Администрации МО «Смоленский район» Смоленской области о признании незаконным решения от (дата) , поскольку зона СХ-1, в границах которой расположен земельный участок с кадастровым , не предусматривает его использование для индивидуального жилищного строительства в качестве основного либо вспомогательного вида разрешенного использования.

Судебная коллегия с данными выводами соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права.

Частью 1 ст. 51.1 ГрК РФ предусмотрено, что в целях строительства объекта индивидуального жилищного строительства застройщик подает в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также – уведомление о планируемом строительстве).

В соответствии с ч. 10 ст. 51.1ГрК РФуведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случае, если:

1) указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;

2) размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;

3) уведомление о планируемом строительстве подано или направлено лицом, не являющимся застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок;

4) в срок, указанный вчасти 9настоящей статьи, от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, поступило уведомление о несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.

В силу ч. 11 ст. 51.1 ГрК в уведомлении о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке должны содержаться все основания направления застройщику такого уведомления с указанием предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, которые установлены правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательных требований к параметрам объектов капитального строительства, которые установлены настоящим Кодексом, другими федеральными законами, действуют на дату поступления уведомления о планируемом строительстве и которым не соответствуют параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, указанные в уведомлении о планируемом строительстве, а также в случае недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке – установленный вид разрешенного использования земельного участка, виды ограничений использования земельного участка, в связи с которыми не допускается строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, или сведения о том, что лицо, подавшее или направившее уведомление о планируемом строительстве, не является застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок. В случае направления застройщику такого уведомления по основанию, предусмотренномупунктом 4 части 10настоящей статьи, обязательным приложением к нему является уведомление о несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.

В ходе рассмотрения дела судом установлено, что в соответствии с Генеральным планом, утвержденным решением Совета депутатов Катынского сельского поселения Смоленского района Смоленской области от 19 августа 2014 года № 24 «Об утверждении Генерального плана Катынского сельского поселения» и Правилами землепользования и застройки территории муниципального образования Катынское сельское поселение Смоленского района Смоленской области, утвержденными решением Совета Депутатов Катынского сельского поселения Смоленского района Смоленской области от 19 августа 2014 года № 25 «Об утверждении Правил землепользования и застройки Катынского сельского поселения» (с изменениями, утвержденными решением Смоленской районной Думы от 26 января 2017 года № 5) земельный участок с кадастровым полностью находится в зоне сельскохозяйственных угодий (СХ-1), в которой в основных, вспомогательных и условно разрешенных видах использования земельного участка не предусмотрено строительство объекта индивидуального жилищного строительства.

Поскольку указанный земельный участок расположен в территориальной зоне, не предусматривающей осуществление жилищного строительства, решение Администрации МО «Смоленский район» Смоленской области от (дата) о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым , расположенном по адресу: ..., является законным и обоснованным.

Доводам ФИО1 со ссылкой на правовую позицию, указанную в пункте 6 «Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка», утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации (дата) , судом первой инстанции дана оценка, не согласиться с которой оснований не имеется.

Административный истец вправе использовать принадлежащий ему земельный участок и находящиеся на нем объекты недвижимости, однако, осуществление нового строительства жилого дома противоречит градостроительному регламенту.

Иные доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены или изменения оспариваемого решения.

Нарушения судом норм процессуального права, являющегося в соответствии положениями ч. 1 ст. 310 КАС РФ безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, не установлено.

Руководствуясь ст.ст. 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Смоленского районного суда Смоленской области от 27 февраля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: