Судья Моисеева О.В. № 33а-1435
№ 2а-416/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 мая 2020 года г. Смоленск
Судебная коллегия по административным делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего: Штейнле А.Л.,
судей: Холиковой Е.А., Туникене М.В.,
при помощнике судьи Зуйковой А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в апелляционном порядке апелляционную жалобу ФИО1 на решение Смоленского районного суда Смоленской области от 27 февраля 2020 года.
Заслушав доклад судьи Холиковой Е.А., объяснения представителя административного истца ФИО1 – ФИО2 в поддержание доводов апелляционной жалобы, возражения представителя административного ответчика Администрации МО «Смоленский район» Смоленской области ФИО3 против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия,
установила:
ФИО4 обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации МО «Смоленский район» Смоленской области о признании
незаконным решения от (дата) № о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым №, возложении обязанности на Администрацию МО «Смоленский район» Смоленской области повторно рассмотреть уведомление административного истца о планируемом строительстве индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым №, площадью <данные изъяты>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: д. Рожаново, сельское поселение Катынское, Смоленский район, Смоленская область. В обоснование указывает, что он является собственником <данные изъяты> доля в праве на земельный участок с кадастровым №. Оспариваемое решение принято Администрацией МО «Смоленский район» Смоленской области со ссылкой на то обстоятельство, что земельный участок заявителя находится в зоне СХ-1, строительство жилых домов в которой не предусмотрено.
В судебное заседание административный истец ФИО1 не явился, о времени и месте извещен надлежащим образом, обеспечил явку своего представителя.
Представитель административного истца ФИО2 поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представитель административного ответчика Администрации МО «Смоленский район» Смоленской области ФИО5 предъявленные требования не признала. Указала, что основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования земельного участка с кадастровым №, установленные для территориальной зоны СХ-1, не предусматривают возможность строительства объектов индивидуального жилищного строительства.
Заинтересованное лицо ФИО6, извещенная надлежащим образом, в судебное заседание не явилась.
Решением Смоленского районного суда Смоленской области от 27 февраля 2020 года в удовлетворении административного иска ФИО1 отказано.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит отменить решение суда первой инстанции, указывает, что судом первой инстанции не учтено, что уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке должно содержать установленный вид разрешенного использования земельного участка, в связи с которым не допускается строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства. Также судом не была учтена правовая позиция, указанная в пункте 6 «Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка», утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14 ноября 2018 года. Ссылается на ч. 11 ст. 34 Федерального закона от 23 июля 2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которой разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с ЗемельнымкодексомРоссийской ФИО7 разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца ФИО1 – ФИО2 поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Представитель административного ответчика Администрации МО «Смоленский район» Смоленской области ФИО3 полагала решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Административный истец ФИО1, заинтересованное лицо ФИО6 в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам ст. 96 КАС РФ. В связи с изложенным, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Рассмотрев на основании ч. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) дело в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее – орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Статьей 85 ЗК РФ установлено, что порядок использования земель населенных пунктов определяется в соответствии с зонированием их территорий. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Земельные участки могут использовать в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования (ч. 1 и ч. 2 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ).
Согласно ст. 30 ГрК РФ виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые вместе с положениями об изменении таких видов являются составной частью Правил землепользования и застройки территорий.
Из материалов дела следует, что ФИО4 на основании договора купли-продажи от (дата) на праве собственности принадлежит <данные изъяты> доля в праве на земельный участок с кадастровым №, расположенного по адресу: ..., вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (дата) сделана запись регистрации №.
(дата) ФИО4 подал уведомление о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым № в Администрацию МО «Смоленский район» Смоленской области.
(дата) Администрацией МО «Смоленский район» Смоленской области вынесено уведомление № о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым №, со ссылкой на то обстоятельство, что согласно документам территориального планирования (Генеральный план и Правила землепользования и застройки территории муниципального образования Катынское сельское поселение Смоленского района Смоленской области) указанный земельный участок находится в зоне СХ-1, где строительство жилых домов не предусмотрено.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о законности и обоснованности решения Администрации МО «Смоленский район» Смоленской области о признании незаконным решения от (дата) №, поскольку зона СХ-1, в границах которой расположен земельный участок с кадастровым №, не предусматривает его использование для индивидуального жилищного строительства в качестве основного либо вспомогательного вида разрешенного использования.
Судебная коллегия с данными выводами соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права.
Частью 1 ст. 51.1 ГрК РФ предусмотрено, что в целях строительства объекта индивидуального жилищного строительства застройщик подает в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также – уведомление о планируемом строительстве).
В соответствии с ч. 10 ст. 51.1ГрК РФуведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случае, если:
1) указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;
2) размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;
3) уведомление о планируемом строительстве подано или направлено лицом, не являющимся застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок;
4) в срок, указанный вчасти 9настоящей статьи, от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, поступило уведомление о несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.
В силу ч. 11 ст. 51.1 ГрК в уведомлении о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке должны содержаться все основания направления застройщику такого уведомления с указанием предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, которые установлены правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательных требований к параметрам объектов капитального строительства, которые установлены настоящим Кодексом, другими федеральными законами, действуют на дату поступления уведомления о планируемом строительстве и которым не соответствуют параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, указанные в уведомлении о планируемом строительстве, а также в случае недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке – установленный вид разрешенного использования земельного участка, виды ограничений использования земельного участка, в связи с которыми не допускается строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, или сведения о том, что лицо, подавшее или направившее уведомление о планируемом строительстве, не является застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок. В случае направления застройщику такого уведомления по основанию, предусмотренномупунктом 4 части 10настоящей статьи, обязательным приложением к нему является уведомление о несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что в соответствии с Генеральным планом, утвержденным решением Совета депутатов Катынского сельского поселения Смоленского района Смоленской области от 19 августа 2014 года № 24 «Об утверждении Генерального плана Катынского сельского поселения» и Правилами землепользования и застройки территории муниципального образования Катынское сельское поселение Смоленского района Смоленской области, утвержденными решением Совета Депутатов Катынского сельского поселения Смоленского района Смоленской области от 19 августа 2014 года № 25 «Об утверждении Правил землепользования и застройки Катынского сельского поселения» (с изменениями, утвержденными решением Смоленской районной Думы от 26 января 2017 года № 5) земельный участок с кадастровым № полностью находится в зоне сельскохозяйственных угодий (СХ-1), в которой в основных, вспомогательных и условно разрешенных видах использования земельного участка не предусмотрено строительство объекта индивидуального жилищного строительства.
Поскольку указанный земельный участок расположен в территориальной зоне, не предусматривающей осуществление жилищного строительства, решение Администрации МО «Смоленский район» Смоленской области от (дата) № о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым №, расположенном по адресу: ..., является законным и обоснованным.
Доводам ФИО1 со ссылкой на правовую позицию, указанную в пункте 6 «Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка», утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации (дата) , судом первой инстанции дана оценка, не согласиться с которой оснований не имеется.
Административный истец вправе использовать принадлежащий ему земельный участок и находящиеся на нем объекты недвижимости, однако, осуществление нового строительства жилого дома противоречит градостроительному регламенту.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены или изменения оспариваемого решения.
Нарушения судом норм процессуального права, являющегося в соответствии положениями ч. 1 ст. 310 КАС РФ безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Смоленского районного суда Смоленской области от 27 февраля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: