ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-419/2021 от 07.12.2021 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

Судья Апальков А.В. Дело № 33а-1722/2021

Дело № 2а-419/2021

УИД: 26RS0026-01-2021-000767-21

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Ставрополь 07.12.2021

Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе

председательствующего судьи Шишовой В.Ю.,

судей Полупан Г.Ю., Болотовой Л.А.,

при секретаре судебного заседания Четвериковой Л.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению и.о. прокурора Нефтекумского района Ставропольского края в интересах неопределённого круга лиц к администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края, управлению имущественных и земельных отношений администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по изъятию земельного участка, возложении обязанности изъять земельный участок

по апелляционной жалобе представителя административного ответчика - администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края по доверенности Комарова И.Г. на решение Нефтекумского районного суда Ставропольского края от 16.06.2021.

Заслушав доклад судьи Полупан Г.Ю., выслушав прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры края Ледовскую Н.В., полагавшую решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия по административным делам

установила:

и.о. прокурора Нефтекумского района Ставропольского края в интересах неопределённого круга лиц обратился с настоящим административным исковым заявлением, впоследствии уточнённым в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, к администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края (далее – Администрация), управлению имущественных и земельных отношений администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края (далее – Управление), в котором просил признать незаконным бездействие административных ответчиков, выразившееся в непринятии мер по изъятию земельного участка по адресу: <адрес>, на котором расположен жилой дом, признанный аварийным в установленном порядке и подлежащим сносу, и изъятию жилых помещений в указанном доме путём их выкупа, возложить на административных ответчиков обязанность в течение трёх месяцев со дня вступления в законную силу решения суда изъять земельный участок, на котором расположен жилой дом по адресу: <адрес> и изъять жилые помещения в указанном доме путём их выкупа.

Определением Нефтекумского районного суда Ставропольского края от 09.06.2021 принят частичный отказ от административных исковых требований, производство по делу в данной части прекращено.

Решением Нефтекумского районного суда Ставропольского края от 16.06.2021 административные исковые требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе представитель Администрации Комарова И.Г. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований. В обоснование доводов жалобы указывает, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применены нормы материального и процессуального прав. Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления. Возложение обязанности на Администрацию ведёт к превышению полномочий, наделению ответственностью за те правомочия, за которые соответствующий орган местного самоуправления не отвечает. Постановлением администрации муниципального образования пос.Затеречный Нефтекумского района Ставропольского края от 07.12.2015 № 305 признан аварийным и подлежащим сносу и расселению многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>. Дом внесён в реестр многоквартирных жилых и жилых домов, признанных аварийными после 01.01.2012, в автоматизированной информационной системе «Реформа ЖКХ». На основании пункта 1 части 2 статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ «О фонде содействия по реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда включаются только многоквартирные жилые дома, признанные до 01.01.2017 аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, тогда как в техническом заключении, подготовленном
ООО «Строительная лаборатория «КБ Ивлева» в 2014 году, в отношении многоквартирного дома по адресу: <адрес>, причиной разрушения здания и нарушения его пространственной жёсткости явилось наводнение в 2005 году. Для исправления замечаний Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края от 25.02.2019 № 01-06/1043 Администрация в августе 2020 года получила новое техническое заключение о техническом состоянии строительных конструкций многоквартирного дома, где причиной износа указан физический износ здания. В адрес Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края Администрация 01.02.2021 направила письмо об устранении выявленных недостатков, актуализации информации в автоматизированной информационной системе «Реформа ЖКХ» и включении аварийного многоквартирного жилого дома в программу переселения граждан. Администрацией проводились все необходимые мероприятия по сносу многоквартирного дома, изъятию земельного участка для муниципальных нужд, определению сумм возмещения за жилые помещения, направлялись предложения о переселении в жильё маневренного фонда, в ответ на данные предложения от жильцов в многоквартирного дома получены отказы на переселение в манёвренный фонд.

От заместителя прокурора Нефтекумского района Ставропольского края Аверина В.Ю. поступили письменные возражения на апелляционную жалобу.

От представителя Управления Будовского А.С. поступил письменный отзыв, в котором поддержаны доводы апелляционной жалобы, а также содержится ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя административного ответчика.

В судебном заседании прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры края Ледовская Н.В. полагала решение суда законным и обоснованным.

Представитель Администрации Комарова И.Г. направила письменное ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя административного ответчика.

Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.

В соответствии со статьями 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) неявка лица, участвующего в деле, извещённого о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.

Принимая во внимание, что участники судебного разбирательства по административному делу надлежащим образом извещены о дате, времени и месте судебного заседания, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Во исполнение требований части 7 статьи 96 КАС РФ информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на сайте Ставропольского краевого суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, выслушав прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры края Ледовскую Н.В., проверив оспариваемое решение в соответствии со статьёй 308 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам приходит к следующему.

В соответствии со статьёй 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Главой 22 КАС РФ регламентирован порядок оспаривания решения, действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Как разъяснено в пункте 61 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, правообладателями квартир, расположенных по адресу: <адрес> являются: квартира
№ 3 - Зубкова Е.И., квартира № 4 – Кузнецова О.А., квартира № 5 – Тараканов Ш.М., квартира № 6 Снегирёва Л.В., квартира № 7 - Павлеев А.А., Павлеева Л.А., квартира № 8 – Шувалов С.А., квартира № 2 - Москалёва А.А., Москалёв А.В.,
Соколова (Москалёва) А.В., Кобак (Москалёва) А.А.

Из заключения о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания № 18 от 30.11.2015 межведомственной комиссии следует, что жилой дом № 36 получил повреждения в результате неравномерной просадки грунтов, так как проведение восстановительных работ экономически нецелесообразно, а техническое состояние этого дома и строительных конструкций характеризуется снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при которых существует опасность для пребывания людей, сохранности инженерного оборудования; признать жилой дом № 36 аварийным, непригодным для проживания и подлежащим сносу.

Согласно постановлению администрации муниципального образования Затеречный Нефтекумского района Ставропольского края № 305 от 07.12.2015 многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Ставропольский край, Нефтекумский район, пос.Затеречный, ул.Коммунальная, 36, признан аварийным, непригодным для проживания и подлежащим сносу. Срок отселения физических и юридических лиц определён до 01.12.2016. Рекомендовано собственникам жилых помещений в многоквартирном доме в срок до 01.12.2016 принять меры к сносу многоквартирного дома. Ведущему специалисту после истечения срока, установленного пунктом 3 данного постановления, в установленном порядке подготовить проекты правовых актов администрации муниципального образования
пос.Затеречный об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, собственники жилых помещений которого не осуществили снос, а также об изъятии принадлежащих им на праве собственности жилых помещений.

Письмом Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края
№ 01-12/7054 от 29.02.2018 рекомендовано в срок до 01.04.2019 разработать и утвердить проектно-сметную документацию на строительство многоквартирных домов, обеспечивающих переселение граждан из аварийного жилищного фонда в точном соответствии с потребностью в жилых помещениях.

Из сообщения Администрации № 693 от 11.05.2018 следует, что сведения о земельном участке под аварийным многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес> внесены в автоматизированную информационную систему «Реформа ЖКХ».

Сведений о том, что в установленный постановлением № 305 от 07.12.2015 срок и по настоящее время земельный участок, на котором расположен жилой дом по адресу: <адрес>, признанный аварийным в установленном порядке и подлежащим сносу, и жилые помещения в указанном доме изъяты суду не представлено.

При этом согласно текстам заявлений собственников жилых помещений указанного дома, поданных в ноябре 2018 года, они изъявили согласие на переселение из аварийного дома, расположенного по адресу: <адрес>

В марте – апреле 2019 года собственникам квартир вручены уведомления о необходимости разрешить вопрос сноса аварийного дома с установлением нового срока – до 31.12.2019. При этом предложения собственникам квартир аварийного дома о предоставлении жилья в манёвренном фонде поступили только 28.08.2020.

Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того что бездействие административных ответчиков, является незаконным, поскольку постановлением № 305 от 07.12.2015 срок отселения физических лиц был определён до 01.12.2016, при этом нарушаются права и законные интересы собственников квартир аварийного дома, ставится под угрозу их жизнь и безопасность в связи с длительным проживанием в доме, признанном аварийным.

Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на верной оценке юридически значимых обстоятельств дела и правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьёй 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.

Согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу является основанием потребовать от собственников помещений в этом доме снести его в разумный срок. В случае, если такой снос не осуществлён, земельный участок подлежит изъятию. Соответственно, каждое жилое помещение в этом доме, принадлежащее на праве собственности, подлежит изъятию в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 настоящего Кодекса.

Правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на переселение граждан из аварийного жилищного фонда установлены Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее - Закон № 185-ФЗ).

Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо не включения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Законом № 185-ФЗ.

Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу статьи 16, пункта 3 статьи 2 Закона № 185-ФЗ имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (статья 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).

При этом собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

В случае не включения многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, в адресную программу жилищные права собственника жилого помещения обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьёй 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (то есть путём выкупа жилого помещения).

Из содержания статьи 218, пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ в их системном толковании следует, что решения, действия (бездействие) должностных лиц могут быть признаны неправомерными, только если таковые не соответствуют закону и нарушают охраняемые права и интересы граждан либо иных лиц.

Учитывая, что вопрос о сносе аварийного дома до 31.12.2019 собственниками жилых помещений не разрешён, при этом административные ответчики длительное время не предпринимают никаких мер, направленных на изъятие земельного участка и расположенного на нём аварийного жилого дома с жилыми помещениями, суд первой инстанции обоснованно пришёл к выводу о незаконности бездействии Администрации и Управления.

В силу прямого указания закона, удовлетворяя требования административного истца, суд должен указать на способ восстановления нарушенного права, что подразумевает необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца.

При разрешении дела суд применяет материальную норму к спорному правоотношению и в решении указывает, какие конкретно действия орган власти должен произвести, с тем чтобы решение суда не вызывало затруднений при исполнении (абзац 2 пункта 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении»).

Выбирая способ восстановления нарушенного права по настоящему административному делу, суд возложил на административных ответчиков обязанность в срок - в течение трёх изъять земельный участок и жилые помещения в аварийном жилом доме путём их выкупа.

Данный способ восстановления нарушенного права представляется правильным, поскольку как указывает Администрация и следует из материалов административного дела в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Законом № 185-ФЗ спорный аварийный жилой дом не включён.

Установленный судом срок для устранения выявленных нарушений, по мнению судебной коллегии, является разумным и обоснованным, поскольку определён судом с учетом юридически значимых обстоятельств дела, исходя из необходимости соблюдения принципов справедливости и соразмерности, а также обеспечения баланса прав и законных интересов заинтересованных лиц при исполнении судебного решения.

При недостаточности установленного судом срока орган местного самоуправления не лишён возможности обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения судебного акта.

Разрешая возникший по настоящему делу спор, суд правильно определил имеющие значение для дела обстоятельства, с достаточной полнотой мотивировал свою позицию, не согласиться с которой у судебной коллегии оснований не имеется.

Выводы суда первой инстанции последовательны, исчерпывающи, сделаны на основании всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела и представленных доказательств, которым дана надлежащая правовая оценка с учётом требований действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения.

Оснований для иной оценки установленных судом обстоятельств дела судебная коллегия не усматривает.

Доводы апелляционной жалобы по существу повторяют позицию административного ответчика в суде первой инстанции, которая являлась предметом судебной проверки и получила в решении надлежащую правовую оценку.

Апелляционная жалоба не содержит ссылки на факты, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для разрешения возникшего спора по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными.

Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.

Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам

определила:

решение Нефтекумского районного суда Ставропольского края от 16.06.2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного ответчика - администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края по доверенности Комарова И.Г. – без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня вынесения в Пятый кассационный суд общей юрисдикции путём подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.

Апелляционное определение в полном объёме составлено 08.12.2021.

Председательствующий В.Ю.Шишова

Судьи Л.А.Болотова

Г.Ю.Полупан