ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-4336/19 от 03.03.2020 Самарского областного суда (Самарская область)

Судья: Доценко И.Н. Дело № 33а-2845/2020

УИД: 63RS0040-01-2019-004887-27

Дело № 2а-4336/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

03 марта 2020 г. г. Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего: Вачковой И.Г.,

судей: Лазаревой М.А., Сивохина Д.А.,

при секретаре: Петровой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области Сержантова Д.М. на решение Октябрьского районного суда г. Самары от 14 ноября 2019 г.,

заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Вачковой И.Г., объяснения представителя Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области Морозовой М.В. (по доверенности), поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения Круглова А.Г., Барановой Н.П., на доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Круглов А.Г., Сталин Д.И., Куколкин А.А., Коновалов А.С., Соловьев А.Ю., Баранова Н.П., Региональная общественная организация Самарской области «Коммунистический фронт большевиков» обратились в суд с административным исковым заявлением к Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области об оспаривании решения об отказе в государственной регистрации общественной организации.

В обоснование заявленных требований указано, что решением Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области, изложенным в уведомлении исх. № 63/05-99-6158 от 11 сентября 2019г. административным истцам отказано в государственной регистрации созданной ими Региональной Общественной Организации Самарской области «Коммунистический фронт большевиков» (далее РОО СО «Коммунистический фронт большевиков») на основании подпункта 1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 19 мая1995г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", ввиду противоречия устава общественной организации пункту 4 статьи 65.3 Гражданского кодекса Российской Федерации. По мнению административных истцов, данный отказ является незаконным, основанным на неправильном толковании административным ответчиком действующего законодательства. Положения пункта 4 статьи 65.3 Гражданского кодекса Российской Федерации административными истцами в Уставе РОО СО «Коммунистический фронт большевиков» полностью соблюдены.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, с учетом уточнений Круглов А.Г., Сталин Д.И., Куколкин А.А., Коновалов А.С., Соловьев А.Ю., Баранова Н.П., РОО СО «Коммунистический фронт большевиков» просили суд признать незаконным решение Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области об отказе в государственной регистрации РОО СО «Коммунистический фронт большевиков», изложенное в уведомлении об отказе в государственной регистрации от 11 сентября 2019г. № 63/05-99-6158 и обязать административного ответчика незамедлительно устранить допущенные им нарушения прав и свобод, законных интересов административных истцов: провести государственную регистрацию изменений в учредительные документы РОО СО «Коммунистический фронт большевиков» - зарегистрировать Устав в редакции, утвержденной решениями общего собрания учредителей (протокол № 1 от 01 июня 2019 г. и протокол № 3 от 11 августа 2019г.) и представленной для государственной регистрации 14 августа 2019г.; обязать административного ответчика сообщить суду и административным истцам об исполнении решения по административному делу в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решением Октябрьского районного суда г. Самары от 14 ноября 2019 г. требования Круглова А.Г., Сталина Д.И., Куколкина А.А., Коновалова А.С., Соловьева А.Ю., Барановой Н.П., РОО СО «Коммунистический фронт большевиков» удовлетворены частично. Признано незаконным решение Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области об отказе в государственной регистрации РОО СО «Коммунистический фронт большевиков», изложенное в уведомлении об отказе в государственной регистрации от 11 сентября 2019 г. № 63/05-99-6158.

В апелляционной жалобе начальник Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области Сержантов Д.М. просит решение суда отменить как незаконное, постановленное при неправильном применении норм материального права и постановить по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области Морозова М.В. (по доверенности) доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда отменить, в административном иске отказать.

Круглов А.Г., Баранова Н.П., Коновалов А.С. просили оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.

Учитывая требования статей 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Заслушав доклад судьи Вачковой И.Г., объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно пункту 1 статьи 30 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.

В силу статьи 3 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" право граждан на объединение включает в себя право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей, право вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из общественных объединений.

Создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.

Согласно статье 5 вышеприведенного Закона под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица - общественные объединения.

В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" общественные объединения создаются по инициативе их учредителей - не менее трех физических лиц. Количество учредителей для создания отдельных видов общественных объединений может устанавливаться специальными законами о соответствующих видах общественных объединений.

Решения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов принимаются на съезде (конференции) или общем собрании. С момента принятия указанных решений общественное объединение считается созданным: осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного объединения.

В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" для приобретения прав юридического лица общественное объединение подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом установленного настоящим Федеральным законом порядка государственной регистрации общественных объединений.

Решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) общественного объединения принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации общественных, или его территориальным органом. Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации общественных объединений, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным в соответствии со статьей 2 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» федеральным органом исполнительной власти на основании принимаемого федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом решения о соответствующей государственной регистрации.

Решение о государственной регистрации регионального или местного общественного объединения принимается территориальным органом федерального органа государственной регистрации в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Для государственной регистрации общественного объединения в федеральный орган государственной регистрации или его соответствующий территориальный орган подается, в том числе устав общественного объединения.

Федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган в течение тридцати дней со дня подачи заявления о государственной регистрации общественного объединения обязан принять решение о государственной регистрации общественного объединения либо отказать в государственной регистрации общественного объединения и выдать заявителю мотивированный отказ в письменной форме.

Судом установлено и подтверждено материалами дела, что 01 июня 2019г. на собрании учредителей Круглова А.Г., Сталина Д.И., Куколкина А.А., Коновалова А.С., Соловьева А.Ю., Барановой Н.П. принято решение о создании РОО СО «Коммунистический фронт большевиков». Постановлено всех учредителей принявших участие в Общем собрании учредителей, считать членами созданной организации с даты проведения общего собрания; утвердить Устав РОО СО «Коммунистический фронт большевиков»; избрать председателем Исполнительного комитета Круглова А.Г.; избрать секретарем исполнительного комитета Сталина Д.И.; избрать членами Исполнительного комитета Куколкина А.А., Коновалова А.С., Соловьева А.Ю.; избрать ревизором Баранову Н.П.; установить в качестве основного источника образования имущества, формируемого за счет средств учредителей, имущественный взнос для каждого учредителя, перечисляемый в денежной форме в пользу РОО СО «Коммунистический фронт большевиков». Круглову А.Г. поручено подготовить документы для государственной регистрации организации.

Протоколом № 3 общего собрания учредителей от 11 августа 2019г. в Устав РОО СО «Коммунистический фронт большевиков» внесены изменения.

14 августа 2019г. Кругловым А.В. в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области представлено заявление о государственной регистрации РОО СО «Коммунистический фронт большевиков» по форме Р11001, и документы: протокол №1 от 01 июня 2019 г.; Устав; платежное поручение; протокол №3 от 11 августа 2019 г.

11 сентября 2019 г. начальником Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области Сержантовым Д.М. на основании заключения главного специалиста-эксперта отдела по делам некоммерческих организаций Яблочкиной Е.А., вынесено распоряжение №1368-р об отказе в государственной регистрации юридического лица по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", в связи с тем, что Устав и иные представленные для государственной регистрации документы противоречат законодательству Российской Федерации, о чем заявителю направлено соответствующее уведомление 63/05-99-6158.

Основанием для отказа в государственной регистрации послужило то, что согласно пунктам 6.1.3, 6.20 и 6.27 Устава председатель и секретарь исполнительного комитета являются единоличными исполнительными органами Организации. Однако пунктом 6.24.1 Устава предусмотрено, что председатель исполнительного комитета (единоличный исполнительный орган) председательствует на заседаниях исполнительного комитета Организации, что противоречит требованиям пункта 4 статьи 65.3 Гражданского кодекса Российской Федерации. Помимо этого, указано, что согласно представленному для государственной регистрации протоколу общего собрания учредителей Организации от 01 июня 2019 г. председатель и секретарь исполнительного комитета составляют более одной четверти состава исполнительного комитета, что также противоречит требованиям пункта 4 статьи 65.3 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Разрешая заявленные требования и удовлетворяя административный иск в части, суд первой инстанции исходил из того, что Устав РОО СО «Коммунистический фронт большевиков» не противоречит действующему законодательству, вследствие чего пришел к выводу, что решение Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области, изложенное в уведомлении об отказе в государственной регистрации РО СО «Коммунистический фронт большевиков» при создании № 63/05-99-6158 от 11 сентября 2019 г. является незаконным.

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда находит такой вывод ошибочным.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" в государственной регистрации общественного объединения может быть отказано, если Устав общественного объединения противоречит Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 65.3 Гражданского кодекса Российской Федерации высшим органом корпорации является общее собрание ее участников. В некоммерческих корпорациях и производственных кооперативах с числом участников более ста высшим органом может являться съезд, конференция или иной представительный (коллегиальный) орган, определяемый их уставами в соответствии с законом. Компетенция этого органа и порядок принятия им решений определяются настоящим Кодексом, другими законами и уставом корпорации.

Согласно пункту 3 статьи 65.3 Гражданского кодекса Российской Федерации в корпорации образуется единоличный исполнительный орган (директор, генеральный директор, председатель и т.п.). Уставом корпорации может быть предусмотрено предоставление полномочий единоличного исполнительного органа нескольким лицам, действующим совместно, или образование нескольких единоличных исполнительных органов, действующих независимо друг от друга (абзац третий пункта 1 статьи 53). В качестве единоличного исполнительного органа корпорации может выступать как физическое лицо, так и юридическое лицо.

В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другим законом или уставом корпорации, в корпорации образуется коллегиальный исполнительный орган (правление, дирекция и т.п.).

К компетенции указанных в настоящем пункте органов корпорации относится решение вопросов, не входящих в компетенцию ее высшего органа и созданного в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи коллегиального органа управления.

В соответствии с пунктом 4 статьи 65.3 Гражданского кодекса Российской Федерации наряду с исполнительными органами, указанными в пункте 3 настоящей статьи, в корпорации может быть образован в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другим законом или уставом корпорации, коллегиальный орган управления (наблюдательный или иной совет), контролирующий деятельность исполнительных органов корпорации и выполняющий иные функции, возложенные на него законом или уставом корпорации. Лица, осуществляющие полномочия единоличных исполнительных органов корпораций, и члены их коллегиальных исполнительных органов не могут составлять более одной четверти состава коллегиальных органов управления корпораций и не могут являться их председателями.

Пунктом 1 статьи 30 Федерального закона от 12 января 1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» исполнительный орган некоммерческой организации может быть коллегиальным и (или) единоличным. Он осуществляет текущее руководство деятельностью некоммерческой организации и подотчетен высшему органу управления некоммерческой организации.

К компетенции исполнительного органа некоммерческой организации относится решение всех вопросов, которые не составляют исключительную компетенцию других органов управления некоммерческой организацией, определенную настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и учредительными документами некоммерческой организации (пункт 2 статьи 30).

Согласно пунктам 6.1.3, 6.20 и 6.27 устава Организации, председатель и секретарь исполнительного комитета являются единоличными исполнительными органами Организации.

При этом, пунктом 6.24.1 Устава Организации предусмотрено, что председатель исполнительного комитета (единоличный исполнительный орган) председательствует на заседаниях исполнительного комитета Организации, что противоречит требованиям пункта 4 статьи 65.3 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Кроме того, согласно представленному для государственной регистрации протоколу общего собрания учредителей Организации от 01 июня 2019г. председатель и секретарь исполнительного комитета составляют более одной четверти состава исполнительного комитета, что также противоречит требованиям пункта 4 статьи 65. 3 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Таким образом, административный ответчик принимая обжалуемое решение пришел к правильному выводу, что Устав и протокол РОО СО «Коммунистический фронт большевиков» противоречат выше приведенным нормам.

Выводы суда о том, что исходя из положений Устава Организации орган, контролирующий деятельность исполнительных органов Организации и выполняющий иные функции, образованный в соответствии с пунктом 4 статьи 65.3 Гражданского кодекса Российской Федерации - это контрольно-ревизионная комиссия, не основаны на нормах действующего законодательства, так как контрольно-ревизионная комиссия, это не орган управления, а контрольно-ревизионный орган, созданный в соответствии со статьей 18 Федерального закона от 19 мая 1995г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», в то время как в пункте 4 статьи 65.3 Гражданского кодекса Российской Федерации содержатся положения об органе управления корпоративного юридического лица.

По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания незаконными решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) органа государственной власти, должностного лица, не могут быть признаны незаконными.

Согласно пункту 1 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, юридически значимым обстоятельством в данном случае является не только установление нарушения закона, допущенное государственным органом, но и наличие последствий, которые свидетельствовали бы о нарушении прав административный истцов, требования которых могут быть удовлетворены лишь при условии доказанности нарушения оспариваемым решением их прав и законных интересов.

Обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов оспариваемым решением возлагается на лицо, обратившееся в суд (ч. 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В силу пункта 2 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если они соответствуют нормативным правовым актам и не нарушают права, свободы и законные интересы административного истца.

При недоказанности административным истцом нарушения оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) его прав, свобод и законных интересов, требования административного истца удовлетворены быть не могут.

Вместе с тем, в данном случае совокупности условий необходимых для удовлетворения административного иска по настоящему делу не установлено.

В соответствии с частью 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.

В соответствии с абзацем 4 статьи 18 Федерального закона от 19 мая 1995г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного объединения.

Установлено, подтверждено материалами, лицами, участвующими в деле не оспаривается, что 21 октября 2019г. Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области принято решение о государственной регистрации РОО СО «Коммунистический фронт большевиков» при создании на основании документов, представленных Кругловым А.Г. административному ответчику 23 сентября 2019г., в том числе в новой редакции устава Организации, подготовленной с учетом исправления недостатков, указанных в оспариваемом отказе от 11 сентября 2019 г.

Таким образом, права административных истцов на государственную регистрацию РОО СО «Коммунистический фронт большевиков» при создании Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области нарушены не были.

При таких обстоятельствах, оспариваемое решение Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области об отказе в государственной регистрации РОО СО «Коммунистический фронт большевиков», является законным, ввиду чего решение суда об удовлетворении административного иска в указанной части подлежит отмене, а заявление Круглова А.Г., Сталина Д.И., Куколкина А.А., Коновалова А.С., Соловьева А.Ю., Барановой Н.П., РОО СО «Коммунистический фронт большевиков» о признании незаконным решения Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области об отказе в государственной регистрации РОО СО «Коммунистический фронт большевиков», изложенное в уведомлении об отказе в государственной регистрации от 11 сентября 2019 г. № 63/05-99-6158 - оставлению без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Октябрьского районного суда г. Самары от 14 ноября 2019 г. отменить в части удовлетворения заявленных требований, принять в данной части новое решение, которым требования Круглова А.Г., Сталина Д.И., Куколкина А.А., Коновалова А.С., Соловьева А.Ю., Барановой Н.П., Региональной общественной организации Самарской области «Коммунистический фронт большевиков» о признании незаконным решения Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области об отказе в государственной регистрации Региональной общественной организации Самарской области «Коммунистический фронт большевиков», изложенное в уведомлении об отказе в государственной регистрации от 11 сентября 2019г. № 63/05-99-6158 – оставить без удовлетворения.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий

Судьи

Копия верна. Судья -